Глава 7. Суббота — Благая весть о Божественном покое для беспокойного человечества

Наша напряженная, исполненная болезней и тягот жизнь крайне нуждается в покое. Врачи все время твердят нам: «Вам нужно сбавить жизненный темп и отдохнуть». Однако как же бывает нелегко избавиться от напряжения и обрести покой! Кто-то посещает спортивные секции, а кто-то занимается медитацией. Другие же, чтобы снять напряжение, берут отпуск, принимают транквилизаторы, наркотики или алкоголь. Опыт, однако, подсказывает, что даже самый сказочный отпуск или «волшебные пилюли» производят в лучшем случае лишь временный эффект, а не постоянное избавление от внутреннего напряжения и беспокойства. Как нам в нашей беспокойной жизни испытать совершенный мир и покой? В первом же параграфе своей автобиографии, озаглавленной Исповедь, Блаженный Августин говорит о реальном решении проблемы человеческого беспокойства. «Ты сотворил нас для Себя, сердца наши мятутся, пока не найдут покой в Тебе».

Истинный покой следует искать не в уединенных местах и не в таблетках, а в правильных взаимоотношениях с Личностью, Личностью Спасителя, Который говорит: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28). Совершенный покой и мир — это не человеческое достижение, а Божественный дар. Это опыт, который приходит к нам, когда мы позволяем Христу сделать нашу жизнь гармоничной («Я успокою вас» — Мф. 11:28). Почему нам нужна Божественная помощь, чтобы испытать истинный покой и мир в жизни? Ответ следует искать в том факте, что совершенный покой не приходит случайно, а является результатом гармоничного сочетания физического, умственного и духовного компонентов нашего естества. Можем ли мы сами создать гармонию между этими тремя компонентами, то есть между телом, разумом и душой? Мы можем уложить свое уставшее тело на кровать, но если наш разум и душа встревожены, у нас будет не покой, а волнение, напряжением или даже кошмары. Как разным музыкантам оркестра, чтобы играть слаженно, необходимо умелое руководство дирижера, так и физическая, умственная и духовная составляющие нашего естества нуждаются в руководстве Всевышнего, чтобы мы пережили гармоничный покой и мир (1).

Каким образом мы можем позволить Христу упорядочить и успокоить нашу беспокойную жизнь? Наше исследование показало, что Бог дал человечеству до и после грехопадения одно жизненно важное установление: субботний день — время, специально предназначенное для того, чтобы освободить нас от мирских забот, дабы мы могли обрести покой в Боге (Евр. 4:9, 10). Можно только сожалеть, что этим Божественным установлением так часто пренебрегают и даже его искажают. Это происходило в ветхозаветные времена, происходит это и в нашем материалистически ориентированном обществе. Сегодня многие понимают святой Божий день как время для извлечения личной выгоды и удовольствия, а не для взыскания Божественной силы и Его присутствия. Есть история об одном пасторе, который зашел проведать одного из своих подопечных, уже несколько недель не посещавшего церковные служения. Пастор спросил: «Друг, почему ты не приходишь?» На что тот ответил: «Я лучше буду лежать в кровати в воскресенье утром, думая о церкви, чем сидеть в церкви, думая о кровати. По крайней мере, мои мысли будут там, где положено». И действительно, многие полагают, что в «день Господень» им следует быть не в святилище Божьем, а во святилище кровати, лодки, машины, ресторана, футбольного поля, кинотеатра, магазина и т. д. Даже те христиане, кто посещают утренние богослужения, уже после обеда погружаются в дела или оказываются в развлекательных центрах. Едва ли это соответствует тому, что, как мы выяснили, отражает библейское понимание соблюдения субботы, а именно как дня, отведенного для умиротворяющего Божьего присутствия в нашей беспокойной жизни.

Эта доминирующая тенденция поднимает немаловажный вопрос: неужели суббота стала устаревшей традицией, более не актуальной для христиан, живущих в космический век? Или же это Божественное установление все еще необходимо для христианского роста и выживания? Трудно поверить, что в то самое время, когда тирания вещизма поработила многие души, более нет необходимости в субботнем дне — в дне, чье предназначение как раз и заключается в том, чтобы освободить людей от оков материализма и дать им возможность испытать Божественный мир и покой в их беспокойной жизни. Наше исследование Благой вести о субботе показало, что суббота действительно есть важное Божественное установление, предоставляющее время и возможности для развития взаимоотношений с Богом и ближними. В определенном смысле, празднование святого Божьего дня позволяет Господину субботы привнести Свой мир и покой в беспокойную человеческую жизнь. Чтобы глубже понять эту последнюю важную функцию субботы, мы сделаем краткий обзор, в качестве заключения, семи основных Благих вестей о субботе, выявленных нами в процессе исследования. Будем надеяться, что этот заключительный обзор поможет читателю лучше разобраться, каким образом правильное соблюдение субботы дает возможность Спасителю принести мир и покой беспокойному человечеству.

Покой творения

Суббота несет покой Христа нашим душам, прежде всего, путем постоянного заверения нас в том, что наша жизнь имеет смысл, ценность и надежду, ибо коренится в Боге от сотворения и до вечности. Эта весть субботы была внимательно рассмотрена нами в первых двух главах. Мы можем назвать его «Христовым творческим покоем» для человеческой души. Это покой, который дает Христос тем мыслящим людям, которые ищут смысл и ценность жизни в своих корнях, тем, которые размышляют, каково происхождение их бытия, и не только их, но и всего мироздания, было ли оно случайным или обусловленным чьим-то выбором, то есть делом безжалостной судьбы или милосердного Бога. Этим людям через субботу Христос предлагает спокойную уверенность, что у них добрые корни, ибо их происхождение восходит к Самому Богу (Быт. 1:26, 27); что их существование имеет ценность, потому что оно не случайно, но было сотворено и искуплено любящим Богом.

Эту ободряющую весть субботы мы нашли в истории творения, где цифра семь, яркая терминология и образ Божьего покоя использованы для провозглашения Благой вести о том, что изначально Бог сотворил этот мир и всех существ в нем совершенными. Верующий, который празднует эту Благую весть в субботу, обновляя свою веру в совершенного Создателя и радуясь красоте Божьего творения, испытывает Христов творческий покой. Испытывать этот покой в субботу означает радоваться Божьему заверению, что человеческое бытие, невзирая на его видимую тщетность и трагизм, имеет ценность, потому что исходит от Бога и движется к славному Божественному завершению. Блаженный Августин говорил: «Твой покой на седьмой день по завершении дел Твоих предвозвещает нам чрез голос Твоей Книги, что и мы, совершив свои дела по милости Твоей, в субботу вечной жизни успокоимся в Тебе» (2). Праздновать субботу в этом беспокойном настоящем значит предвкушать будущий покой и мир, который ожидает Божий народ. Это значит покоиться в уверенности, что «начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа» (Флп. 1:6).

Покой Божественного присутствия

Во-вторых, правильное соблюдение субботы несет в нашу жизнь Христов покой, наделяя нас способностью ощущать Его Божественное присутствие. Именно присутствие Христа успокоило бурю на Галилейском море (Мф. 8:23-27), и именно уверенность в Его присутствии может принести мир и покой в нашу бурную жизнь. В этом собственно и заключен смысл святости субботы, о которой так часто говорится в Библии. В 3-й главе мы показали, что святость субботы состоит в особом проявлении Божьего присутствия в жизни Своего народа. Верующий, который в субботу откладывает свои мирские дела, закрывая свой слух для разных отвлекающих голосов, чтобы настроиться на голос Божий, реально ощущает духовное присутствие Христа. Возвышенное чувство близости Христа, пережитое в субботу, наполняет душу радостью, миром и покоем.

Если человек хочет, чтобы взаимоотношения сохранились, их надо поддерживать. Это справедливо, как на межчеловеческом, так и на Божественно-человеческом уровне. Я отчетливо припоминаю ту систему, по которой регулировались отношения между студентами противоположных полов в Ньюболдском колледже, где я учился. Каждой паре присваивался свой статус, зависевший от ее поведения и успеваемости и обозначавшийся буквами A, B, C. Если пара обладала статусом А, ей было разрешено встречаться один раз в неделю в течение часа. А вот те, у кого был статус В или С официально могли встречаться только раз в две недели или раз в месяц. Честно говоря, я старался изо всех сил сохранить статус А, потому что считал эти короткие еженедельные свидания совершенно необходимыми для сохранения наших отношений. Суббота — это в определенном смысле особое еженедельное свидание с нашим Создателем и Искупителем. И это свидание, однако, длится не час, а целый день. Итак, войти в святую субботу означает, как мы увидели, войти в определенном смысле в духовное присутствие и общение с Господом. Верующие, пребывающие в Божьем присутствии в течение субботы, испытывают Его мир и покой каждый день своей жизни.

Покой от конкуренции

В-третьих, истинное соблюдение субботы несет Христов покой в нашу жизнь путем освобождения от необходимости что-то производить и чего-то достигать. Гнет, которому подвергает нас соревновательный дух, царящий в нашем обществе, может вызывать невыразимую удрученность. Конкуренция может сделать человека бессердечным, бесчеловечным и аморальным. Она может сделать друзей врагами. В 3-й главе мы отмечали, что некоторые христиане, чтобы не отставать от мира, подобно древним израильтянам охотно «подрабатывают» по субботам. Однако Писание определенно говорит о бессмысленности подобной алчности, с долей иронии сообщая: «Вышли в седьмой день собирать — и не нашли» (Исх. 16:27). Суббота учит алчное сердце быть благодарным, а благодарное сердце — это место обитания мира и покоя Христа.

Налагая временный запрет на нашу производственную деятельность, суббота учит нас не конкурировать, а общаться друг с другом. Она учит нас оценивать людей не с количественной, а с качественной точки зрения, то есть не в свете их доходов, а в свете их человеческих качеств. Если наш сосед живет на социальное пособие, то в течение недели мы подвергаемся искушению думать о нем в свете его маленького дохода. Однако в субботу, когда мы вместе с ним служим Богу и общаемся, мы видим не тот малое, что он получает, а то многое, что он делает для церкви своим христианским свидетельством и примером. Таким образом, освобождая нас от необходимости конкурировать и производить материальные блага, суббота дает нам возможность глубже оценить качества людей и красоту вещей. Это более глубокое постижение Бога, людей и вещей привносит в нашу жизнь радость, гармонию и покой.

Покой единения и общности

В-четвертых, подлинное соблюдение субботы несет Христов покой в нашу жизнь, наполняя нас уверенностью в том, что мы принадлежим Ему. По большей части в основе человеческого беспокойства лежит чувство отчужденности. Отсутствие общности с кем-либо или чем-либо влечет за собой горечь, неуверенность и беспокойство. И наоборот, единение и общность помогают человеку проникнуться любовью, чувством собственного достоинства, уверенностью и покоем. Чтобы дать человеку возможность понять и пережить единение с Ним, Бог дал определенные знамения и символы, такие, как радуга, обрезание, пасхальный ягненок и кровь, хлеб и вино. В 4-й главе мы выяснили, что суббота занимает уникальное место среди различных богоданных знамений завета, будучи преимущественно символом святого избрания и миссии Божьего народа. Как символ Божьего права собственности, суббота постоянно напоминает верующему, который ее соблюдает, о его принадлежности Богу. «Суббота, — пишет Чак Скривен, — это отличительный признак верующего человека, это такой значок, который человек носит по просьбе Бога, чтобы помнить о верности Бога нам и о нашей верности Богу… Это плакат, который мы носим, чтобы показать миру, за что мы выступаем и кому мы служим» (3).

В течение недели человек может быть подавлен ощущением потерянности. «Кто я?» — спрашивает он, живя и двигаясь в толпе. И не редко как эхо до него доносится ответ: «Ты — винтик в большом механизме». В субботу ответ звучит иначе. Христианин, соблюдающий Божий святой и избранный день, слышит, как Господь говорит ему: «Ты знаешь, что Я Господь, освящающий вас» (см. Исх. 31:13). Будучи символом Божьего права собственности и освящения, суббота заверяет соблюдающего ее в том, что он сам избран и освящен Богом. Более того, как было показано в 4-й главе, суббота предлагает не только уверенность в единении и общности с Богом, но также и реальную еженедельную возможность выразить свое посвящение, возобновляя завет самоотречения и обновления. Обновляя чувство общности со своим Творцом и Искупителем, суббота возвращает в нашу жизнь чувство собственного достоинства, самобытности, мира и покоя.

Покой от социального напряжения

В-пятых, истинное субботствование дает нам возможность испытать покой Христа, потому что разрушает социальные, расовые и культурные барьеры. Неспособность или нежелание ценить и принимать людей с другим цветом кожи, культурой, языком или социальным положением является основной причиной нестабильности, ненависти и напряженности в современном обществе. После грехопадения, как отмечалось в 5-й главе, суббота приобрела важную функцию — учить равенству и уважению к каждому члену человеческого общества. Каждые семь дней, семь лет (субботние годы) и каждые семь семилетий (юбилейные годы) все люди, животные и вся собственность должны становиться свободными пред Богом. А истинная свобода ведет к равенству.

Неравенство сословий древнееврейского общества сглаживалось с наступлением субботы. Самуэль Дрезнер справедливо отмечает, что эту уравнивающую функцию субботы редко когда признают. Он говорит: «Хотя один иудей мог торговать луком, а другой владеть огромными лесными угодьями, в субботу все были равны, все были царями — все встречали Царицу Субботу, все пели “киддаш”, все грелись в лучах славы седьмого дня… В субботу не было ни банкиров, ни клерков, ни фермеров, ни поденщиков, ни богатых, ни бедных. Были только иудеи, празднующие субботу» (4). Следует отметить, что Исаия заверяет изгоев израильского общества, особенно евнухов и иноплеменников, которых в большом количестве произвели ассирийские и вавилонские войны, что и они вкусят от благословений Божьего народа, если будут соблюдать субботу, «ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов» (Ис. 56:1-7).

И в древности, и в современном обществе можно было бы избежать многочисленных случаев социальной несправедливости, если бы правильно понимались и применялись права человека, выраженные в субботе и в близких ей установлениях. Суббота ставит перед нами жизненно важные вопросы о свободе и человечном отношении ко всем — от сына до раба (Исх. 20:10; 23:12; Втор. 5:14). Ставя перед людьми подобные вопросы в тот момент, когда они поклоняются Богу, то есть когда они наиболее честны перед собой, суббота не может оставить нас безразличными к страданиям или социальной несправедливости, которую терпят ближние. Невозможно праздновать в субботу творение и искупление, ненавидя тех, кого Бог сотворил и искупил через Своего Сына. Истинное соблюдение субботы требует, чтобы мы признавали отцовство Бога, принимая и укрепляя человеческое братство. Узы братства, которыми суббота связывает людей через богопоклонение, общение и благотворительное служение, влияют на наши социальные взаимоотношения в течение недели. Принимая в субботу тех, кто принадлежит к этническим меньшинствам или находится ниже на социальной лестнице, как братьев и сестер во Христе, мы должны так же относиться к ним и в течение недели. Это было бы отрицанием человеческих ценностей и переживаемого в субботу опыта, если бы люди в течение недели эксплуатировали и питали отвращение к тем, кого суббота учит уважать и любить как Божьи творения. Научая нас принимать и уважать каждого — бедного и богатого, черного и белого — как человека, созданного и искупленного Господом, суббота уничтожает те социальные, расовые и культурные барьеры, которые вызывают напряжение и нестабильность в нашем обществе и, следовательно, дает Христу возможность обитать в нашем сердце.

Покой искупления

В-шестых, соблюдение субботы привносит в нашу жизнь покой Христа, наделяя нас способностью через физический покой испытать более великие благословения Божественного покоя и мира, обретаемых в спасении. Мы исследовали взаимосвязь между субботним покоем и искупительным покоем Христа в 5-й главе. Мы увидели, что из символа изначального вхождения Бога в человеческое время суббота после грехопадения стала символом Божьего обетования войти в человеческую плоть и стать «Еммануилом — Богом с нами». Покой и освобождение от тягот труда и от социального неравенства, которые даровались всем членам древнееврейского общества как еженедельной, так и годовой субботой, понимались не только как напоминание о минувшем исходе (Втор. 5:15), но и как предвосхищение будущего искупительного покоя, который принесет Мессия. Христос исполнил эти ветхозаветные мессианские ожидания, символически отраженные в субботе (ср. Лк. 4:21), отождествляя Свою искупительную миссию с Благой вестью о субботнем освобождении и искуплении и таким образом предоставляя в этот день возможность испытать Его покой спасения.

Именно в субботний день, по словам Луки (4:16-21), Христос объявил о начале Своего общественного служения, процитировав в назаретской синагоге отрывок из Книги Исаии (61:1, 2) и провозгласив Себя исполнением обетования о субботнем освобождения, записанного в этом отрывке. Исследуя последующее служение Христа, мы обнаружили, что Он подтвердил обоснованность Своего заявления, явив Свою искупительную миссию особенно через субботние исцеления и учительское служение (ср. Лк. 13:16; Мф. 12:5, 6; Ин. 5:17; 7:22, 23). Наконец, именно в святую субботу Христос завершил Свою искупительную миссию («Совершилось!» — Ин. 19:30), успокоившись во гробе (Лк. 23:54-56). Субботний покой Христа во гробе открывает глубину Божьей любви к Своему творению. Он говорит нам: чтобы дать ему жизнь, Бог был готов не только заключить Себя в рамки человеческого времени при творении, но и испытать страдания, агонию и смерть человеческой плоти по воплощении. Итак, в свете креста суббота — это время для празднования не только Благой вести о совершенном творении, но и Благой вести о совершенном Христом полном искуплении: это еженедельное празднование и юбилейное торжество освобожденного народа; это день, когда мы прекращаем свой труд, чтобы дать возможность Богу потрудиться в нас и принести в нашу жизнь покой прощения и спасения.

Покой служения

В-седьмых, суббота несет покой Христа в нашу жизнь, предоставляя нам время и возможность для служения. Внутренний мир и покой следует искать не в эгоцентричном (себялюбивом) отдыхе, а в гетероцентричном (бескорыстном) служении. В 6-й главе мы рассмотрели различные виды служения, предусмотренные для субботы. Наше исследование показало, что суббота предоставляет время и основание для служения Богу, себе, ближним и среде нашего обитания. Мы служим Богу в субботу, когда покоимся, признавая Его право на нашу жизнь, и когда участвуем в богопоклонении, празднуя Его чудное творение, искупление и окончательное восстановление. Это празднование Божьей благости несет в нашу жизнь новое ощущение Божественного мира и покоя. В субботу мы служим нашим личным нуждам, переосмысливая собственную жизнь, обостряя наше нравственное сознание, переживая Божественное прощение, Его присутствие и покой.

В субботу мы служим другим людям, когда сближаемся с теми, кого любим, с друзьями и нуждающимися, одаряя их своей дружбой и заботой. Служение, совершаемое нами для ближних в субботу, прославляет Бога и обогащает нашу жизнь чувством удовлетворения. Мы служим в субботу и среде своего обитания, научаясь быть хранителями, а не расхитителями земли; восхищаясь Божьим творением, а не эксплуатируя его; наслаждаясь миром и покоем в постижении Божьего творения.

Так несет ли суббота Божественный покой беспокойному человечеству? Наше исследование показало, что суббота действительно дает Спасителю возможность привносить в нашу жизнь совершенный покой, предлагая нам покой творения, покой Божественного присутствия, покой единения и общности, покой от конкуренции, покой от социального напряжения, покой искупления и покой служения. В таком случае, что есть суббота — Благая весть или худая? Праздник или день печали? Нам удалось выяснить, что, согласно Писанию, суббота — это Наилучшая Весть Божья для человеческой семьи: Благая весть о том, что Господь создал нас совершенными, что Он полностью искупил нас, что Он безмерно нас любит и в конечном итоге возродит нас к вечной жизни.

В наш космический век Благая весть, которую несет суббота, дает основание для космической веры — веры, охватывающей и объединяющей творение, искупление и окончательное восстановление; минувшее, настоящее и будущее; человека, природу и Бога; этот мир и мир грядущий; веры, признающей Божье владычество над всем творением и над человеческой жизнью посредством посвящения Ему седьмого дня; веры, осуществляющей подлинное предназначение верующего во времени и в вечности; веры, которая предлагает Божественный покой для беспокойного человечества.