36. Книга пророка Михея

Краткое введение

 

Автор:

Михей.

Время и место:

737-690 гг. до Р.X. в Южном царстве.

Содержание:

возвещение суда и пророчество о Мессии.

 

1. Предварительные замечания

Михей был современником Исаии. Многие из его пророчеств похожи на пророчества этого великого пророка. Хотя пророчество Михея относится и к Северному царству, скорую гибель которого он предсказывает (1:6-7), но прежде всего оно касается Южного царства и его столицы Иерусалима.

2. Авторство

Нет никаких оснований сомневаться в авторстве Михея. Книга производит впечатление одного целого, будучи написана как бы на одном дыхании. Мы находим дословные совпадения между Мих.4:1-3, 5 и Ис.2:2—4. Некоторые делают из этого вывод, что Михей заимствовал эти цитаты у Исаии. Однако этот вывод необязателен, так как Бог может дать обоим пророкам одно и то же откровение.

3. О личности пророка Михея

Михей происходил из Морасфита в Иудее. Он пророчествовал при иудейских царях Иоафаме, Ахазе и Езекии (1:1), т. е. приблизительно в 737-690 гг. до Р.X. Период его основной деятельности, видимо, приходится на царствование Езекии (Иер.26:18). Родина Михея была той местностью, через которую шла на Иерусалим ассирийская армия под предводительством Сеннахирима (4Цар.18:13-19, 37). Возможно, Михей вместе с другими беженцами ушел от наступавших ассирийских войск в Иерусалим.

Имя Михей означает «Кто подобен Господу?»

Михей относился к числу мужей Божьих, которые во время правления благочестивого царя Езекии призывали народ обратиться к Господу. Однако эти мужи не имели длительного и прочного успеха в народе. Уже при преемнике Езекии народ снова впал в идолопоклонство (2Пар.33:1-10). Езекия же всем сердцем принял Слово Божье (2Пар.29-30).

Также и позже слова Михея принимались во внимание. Например, когда начальники из Иерусалима вступились за Иеремию, которому угрожала смерть, они определенно ссылались на Михея (Иер.26:16-19).

4. Пророческая весть Михея

Михей обращается к народу, у которого «социальный, политический, человеческий и богослужебный порядок находится на пути к полному распаду» (Ф. Ринекер). Он категорически выступает против всякого рода ханжества и лжи. Михей показывает, что внешние формы богослужения и пустой традиционализм перед Богом не устоят. Бог накажет всех ложных пророков. Даже Иерусалим Он сравняет с землей. Однако, несмотря на суровое наказание, Бог остается милосердным Богом. Михей пророчески говорит о царстве Мессии: Он, как и Давид, придет из Вифлеема (1Цар.16:18-19). Он воздвигнет царство мира с центром на горе Сион. Он победит при последнем натиске врагов.

5. Возражения критиков Библии

Современные теологи оспаривают как авторство Михея, так и единство книги. Правда, и здесь, внутри современной теологии, существуют неразрешимые противоречия.

Основным пунктом критики со стороны либеральных экзегетов является то, что проповедник бед и несчастий не может возвещать о спасении. А в Книге пророка Михея находится и то, и другое.

Мы не можем принять этот аргумент, так как у Бога суд и спасение взаимосвязаны.

6. Ключевая мысль

Спасение после заслуженного наказания.

7. Ключевой стих

«О человек! Сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих.6:8).

8. Пророчества Михея

А. Пророчества о суде

1. Суд над Самарией 1:6-7

2. Суд над Иерусалимом 1:8-19; 3:9-12

Социальные причины суда:

• несправедливость, насилие, угнетение слабых (2:2, 8, 9; 7:2);

• злые вожди и неправедные судьи (3:1-3, 9-10; 7:3);

• ложь и неверные весы (6:10-12);

• уже нельзя доверять даже своим друзьям (7:5);

• раздоры и неуважение в семьях (7:6).

Причины религиозного характера:

• идолопоклонство (1:7);

• продажность пророков (3:5-8);

• продажность священников (3:11).

Исполнившиеся пророчества:

• разрушение Самарии, 722 г. до Р.X. (1:6);

• разрушение Иерусалима, 587 г. до Р.X. (3:12);

• вавилонское пленение, 605-536 гг. до Р.X. (4:9-10).

 

Б.
1.

Пророчества о спасении Царство мира Мессии

4:1-5

2.

Возвращение и победа искупленных

4:6

3.

Рождение Мессии в Вифлееме

5:2

 

Исполнившееся пророчество: рождение Мессии (Мих.5:2; Мф.2:1-12).

В. Ситуации, при которых пророчества Михея обрели особую значимость

1. Старейшины выступили на защиту Иеремии (Иер.26:18; Мих.3:12).

2. Первосвященники сообщили о месте рождения Иисуса (Мф.2:5-6; Мих.5:2).

3. Иисус послал Своих учеников на служение (Мф.10:21; Мих.7:6).

9. Деление текста

1. Суд Божий

гл.
1-3

Над Иудеей и Самарией

1

Над богатыми и знатными

2

Над начальствующими и ложными пророками

3

2. Божье спасение через Мессию

4-5

Возвышение Храмовой горы и царство мира

4:1-8

Настоящее бедствие Иерусалима

4:9 — 5:1

Мессия из места, откуда был Давид

5:2-15

3. Путь от гибели к спасению

6-7

Тяжба Бога с неблагодарным народом

6

Жалоба на всеобщую развращенность

7:1-7

Три песни:
молитва покаяния и надежды

7:8-13

просьба о Божьем благословении

7:14-17

исповедание Божьей милости

7:18-20

 

Вопросы по уроку 36:

1. Вместе с какими великими пророками совершал свое служение Михей?

2. Какие две большие войны пережил Михей?

3. Каковы две основные мысли в проповеди Михея?

4. Что является основным аргументом либеральных толкователей Библии против единства книги и почему мы не принимаем этот аргумент?

5. Какие социальные причины наказания Иерусалима называет Михей?

6. Какие религиозные причины суда над Иерусалимом называет Михей?

7. Какие пророчества Михея исполнились в период ВЗ?

8. Какое важное пророчество о рождении Иисуса исполнилось?

9. Какое пророчество Михея еще не исполнилось?