Библиотека soteria.ru
Введение в Библию
Райнер Вагнер
Дата публикации: 10.04.15 Просмотров: 25663 Все тексты автора Райнер Вагнер
5. Книга Бытие
Краткое введение
Автор и редактор: |
Моисей. |
Время: |
от творения до смерти Иосифа |
Содержание: |
происхождение мира и израильского народа. |
1. Предварительные замечания
Книга Бытие относится к числу исторических книг ВЗ. Это первая книга Библии и первая книга еврейской Торы.
А. Значение названия
По-гречески книга называется Генезис — «рождение», «зарождение».
В ней описывается возникновение видимого мира, от сотворения (гл. 1), в том числе человека и рая (1:27 — 2:25), возникновения культуры (4:17-26), появления греха (гл. 3), заселения земли (гл. 10-11) и до избрания Авраама и через него Израиля. Главы 12-50 посвящены, главным образом, истории патриархов Израиля.
Сюда же относится и возникновение права и порядка, а также установление законов природы (8:22; 9:4-6). Везде речь идет о возникновении и рождении; отсюда и название книги — Генезис (Бытие).
Б. Еврейское название
Евреи называют книги Торы по первому еврейскому слову каждой книги. Первая книга называется Берешит — «В начале».
В. Характер книги
Без книги Бытие мы, подобно языческим народам древности и нового времени, от самых примитивных до самых развитых, должны были бы полагаться на мифы, легенды и ошибочные человеческие, пусть даже научные, умозаключения.
Книга Бытие является основой библейского откровения. На ее положениях строится все остальное. В ней начинается линия истории спасения, которая проходит через всю Библию.
2. Тема книги
Человеческая несостоятельность при самых разных внешних условиях.
Человеческая несостоятельность начинается уже в раю. Человек не в состоянии сохранить рай (ср. 2:15; 3:8-13).
Дальше речь идет о жизни в семье, где уже во втором поколении людей к ним вторгается смерть посредством первого братоубийства (4:8).
В конце допотопного периода дело доходит до сексуальнодемонических связей (6:1-2, 4).
После великого очищения мира потопом грех, несмотря на это, продолжает оставаться реальностью. Бог знает, что он проник глубоко в сущность всех людей (8:21). То, что произошло между Ноем и Хамом, ясно указывает на это (9:18-25).
Даже когда Бог избрал семью (род Авраама) и в ней — весь будущий народ (Израиль), грех снова и снова давал знать о себе.
Бог верно оценивает человека: человек является злым. Эта истина проходит через всю Библию. Человек, даже благочестивый и богобоязненный, каким был Ной, является грешным (8:21).
Но Бог снова и снова являет милость (3:21; 4:15; 6:8). Однако не моральные качества делают человека праведным перед Богом, а его доверие Богу, которое Библия называет верой (15:6).
3. Период времени
Книга начинается с описания сотворения мира (гл. 1) и заканчивается смертью Иосифа в Египте (50:26).
4. Авторство
Как евреи, так и первая христианская община считали Бытие трудом Моисея. Иисус также говорил о писаниях Моисея (Ин.5:46; Лк.24:27 и др.).
Моисей был необыкновенным человеком. Он считался величайшим из пророков, бывших до Иоанна Крестителя. Бог Сам похоронил его (Втор.34:5-6).
Сатана так ненавидел Моисея, что спорил о его теле (Иуд.1:9).
В детстве Моисей, благодаря мужеству и вере своей семьи, был спасен от неминуемой смерти (Исх.2:1-2). И позже Бог сотворил чудо, чтобы сохранить его (Исх.2:5).
Свои молодые годы Моисей провел при дворе египетского фараона. Там он получил хорошее образование: изучил все египетские науки и был научен всей мудрости египетской (Деян.7:22). В это время он был окружен почетом и роскошью (Евр.11:24-25).
Однако из-за убийства египетского надсмотрщика он, в возрасте 40 лет, был вынужден бежать. Зрелые годы жизни он провел, будучи пастухом, — пас овец в горной местности Хорив (Исх.2:11-12, 15, 21; 3:1). Лишь в преклонном возрасте, т. е. когда человек уже помышляет о мирной кончине, Моисей становится вождем своего народа, призванным освободить его из рабства (Исх.3:9-10).
Ф. Бетекс пишет: «Книга Бытие не является ни сказанием, ни мифом, ни литературной историей исчезнувшего народа. Человек, который, как Моисей, говорил „лицом к лицу“ с Иеговой, не рассказывает старые сказания о создании мира. Он стоял у первоисточника и мог спрашивать… Что может быть естественнее того, что Он (Бог) не только дал Моисею Закон, но дал ему увидеть воочию начало и будущее мира и человечества? Первая глава Библии звучит как свидетельство очевидца, повествующего в кратких, монументальных, почти отрывочных словах о виденном».
В НЗ ясно сказано, что Моисей был автором книги Бытие (Деян.7:37-38). Несомненно, существовали предания, которые от Адама через Мафусала и Ноя дошли до патриархов. Моисей, видимо, использовал их. Эта гипотеза поддерживается разными теологами. Так, здесь есть наименования мест, которые ко времени автора уже давно назывались иначе (Быт.28:19 и др.).
5. Историко-критический анализ
Многие из современных теологов ставят подлинность книги Бытие под сомнение.
В отношении критики содержания книги.
Эта критика ставит под вопрос исторические факты, содержащиеся в книге Бытие. Мы уже касались этого пункта (урок 3). Речь здесь, прежде всего, идет о теории различных источников (см. «Приложение»).
Критики исходят из того, что авторы книги Бытие находились во власти донаучной картины мира. Поэтому выраженные в ней взгляды, представления и сообщения нельзя считать научными. Мировоззрение, которому они соответствуют, не имеет научной основы.
Они утверждают, что в книге Бытие речь не идет об исторических событиях. Скорее, повествования о творении, грехопадении и т.д. представляют собой исповедание веры древних людей.
Таким образом, автор или авторы книги Бытие хотели выразить лишь одну мысль: Бог сотворил мир.
Они не касаются вопроса, как это произошло. Да они и не могли рассказать об этом, так как в их распоряжении не было сегодняшних научных средств. Поэтому свое утверждение, что Бог сотворил мир, они облекли в мифы и легенды. Эти мифы и легенды призваны ответить на вопросы и объяснить непонятное.
Пример: В 3-й главе книги Бытие сообщается о последствиях грехопадения, в частности о наказании, которое касается жены: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей» (Быт.3:16). По мнению либералов, Быт.3 пытается с помощью мифа объяснить, почему бывают проблемы во время беременности и боли при рождении детей.
Конечно, такая теология не имеет уже ничего общего с библейской идеей о богодухновенности.
Если всеведущий Бог Творец, как Его открывает Библия, является вдохновителем Библии, то она не имеет ошибок в своем содержании.
Проблемой критиков является то, что они, считая утверждения Библии устаревшими, пытаются спасти определенные этические ценности.
Бультман характеризует это как «программа демифологизации» (см. «Приложение»), Ее цель состоит в том, чтобы выделить из мифа его ядро, например, его этическую ценность.
Мы отвергаем такой подход.
Почему?
Потому что он подвергает сомнению Слово Божье в угоду человеческим знаниям. Человеческий разум становится судьей, или критиком, Божественного откровения, данного нам в Библии.
Теологу Адольфу Шлаттеру принадлежат слова: «Не мы критикуем Библию, но Библия критикует нас».
6. Содержание
Бог является всемогущим Творцом мира.
Человек несостоятелен. Ни при каких обстоятельствах он не в состоянии изменить самого себя.
Однако Бог, по Своей милости, осуществляет план спасения человека.
7. Ключевое слово
Начало.
8» Ключевом стих
«В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1).
9. Деление текста
По причине важности этой книги мы рассмотрим структуру в разных формах.
А. Общее деление
Главы 1—11 охватывают прибл. 2000 лет.
Главы 12-50 охватывают прибл. 300 лет.
|
|
гл. |
1. |
Древняя история человечества, восходящая к началу мира |
1-11 |
|
Содержание: |
|
|
Сотворение мира |
1-2 |
|
Грехопадение |
3 |
|
Допотопный период |
4-6 |
|
Ной |
7-9 |
|
Заселение мира |
10 |
|
Строительство Вавилонской башни; концентрация на родословной, которая заканчивается Авраамом |
11 |
2. |
История патриархов Израиля |
12-50 |
|
Здесь речь идет о праотцах Израиля. Аврам (позже Авраам) был избран Богом. Его стойкая вера послужила основанием для благословения, которое пребывает на народе. |
|
|
Содержание: |
|
|
Авраам — муж веры. |
12:1 — 25:18 |
|
Иаков — хитрый. |
25:19 — 36:43 |
|
Двенадцать сыновей Иакова (история Иосифа). |
37-50 |
Б. Родословие Израиля и его соседей
Повествования о праотцах, начиная с 12-й главы, переходят одно в другое, и их трудно точно разграничить.
В. Разделы
Книга Бытие является книгой начал. Все, что существует в мире, начинается здесь.
Начало материи, видимого и невидимого мира |
1:1-25 |
Начало человеческой расы |
1:26 — 2:25 |
Начало человеческого греха |
3:1-13 |
Начало откровения искупления |
3:14-24 |
Начало семейной жизни людей |
4:1-16 |
Начало безбожных цивилизаций |
4:17 — 9:29 |
Начало разных народов |
10 |
Начало разных языков |
11 |
Начало народа израильского |
12-50 |
10. Типология
Разные личности отражают определенные черты Иисуса, т. е. являются прообразами Иисуса:
Адам — противоположность Иисуса
Первенец человеческой расы: земной — Адам, небесный — Иисус (1Кор.15:47).
Смерть — через Адама, жизнь — через Иисуса (Рим.5:17).
Адам впадает в грех — Иисус побеждает грех (Рим.5:19).
Исаак — жертва
Гора Мориа (Быт.22:2) — холм Голгофы (Ин.19:17).
Исаак несет дрова (Быт.22:6) — Иисус несет крест (Ин.19:17). Избранный Богом агнец (Быт.22:8 — 1Пет.1:19-20).
Авраам не пощадил своего сына (Быт.22:16) — Бог не пощадил Иисуса (Рим.8:22).
Авраам думал о воскресении (Быт.22:5; Евр.11:17-19) — Бог воскресил Своего Сына (Деян.2:32).
Иосиф символизирует жизнь и характер Иисуса Христа
Возлюбленный отца |
Быт.37:3 |
Мф.3:17 |
Покорный воле своего отца |
Быт.37:13 |
Евр.10:9 |
Посланник своего отца |
Быт.37:13 |
Ин.3:17 |
Братья сговорились против него |
Быт.37:18 |
Мф.27:1 |
Продан |
Быт.37:28 |
Мф.26:17 |
Другие благословятся ради него |
Быт.39:5 |
Еф.1:3 |
Противостоит искушению |
Быт.39:8-9 |
Мф.4:10 |
Страдает безвинно |
Быт.40:15 |
Ин.18:38 |
С ним осуждаются двое других |
Быт.40 |
Ин.19:18 |
Будет освобожден |
Быт.41:14 |
Деян 2:24 |
Вся власть дана ему |
Быт.41:40-44 |
Мф.28:1 |
Он прощает своих братьев |
Быт.45:5 |
Лк.23:34 |
11. Особенности
A. История творения разделяется на дни
1-й день: свет, тьма;
2-й день: вода, твердь;
3-й день: море, суша, растения;
4-й день: светила;
5-й день: рыбы, птицы;
6-й день: животные, человек;
7-й день: Бог почил от дел, установив субботу.
Б. Ложные учения, которые опровергает книга Бытие
• дарвинизм — его учение о происхождении видов;
• атеизм — его богоотрицание;
• политеизм — его многобожие;
• фатализм — его веру в судьбу;
• материализм — его учение о первичности материи.
B. Имена Бога в книге Бытие
Как уже упоминалось, в Библии приведены разные имена Бога. Они выражают различные черты сущности Бога. Здесь мы упомянем о трех важнейших Его именах:
Элохим — Бог (1:1). Это имя встречается в ВЗ 2500 раз.
Оно рассматривается евреями как собирательное имя. Происходит от слова Элоах. Элохим — множественное число этого слова. Отцы церкви видели в этом намек на триединство.
Яхве — Я есмь Сущий. Понимается как собственное имя Бога. Евреи не смеют произносить вслух это имя. Так как в еврейском алфавите не было гласных букв, то неясно, действительно ли это слово звучит как Яхве. Долгое время считалось правильным говорить Иегова. Однако в последние сто лет утвердилось слово Яхве.
В Септуагинте это слово заменено словом Господь. Лютер перенял это слово, но посредством написания сделал ясным, что здесь в оригинальном тексте стоит слово Яхве (Лютер: HErr, или HERR).
Эль Шаддай — Всемогущий Бог (17:1). Это имя встречается главным образом в тексте, описывающем времена патриархов.
Г. Теория восстановления
Некоторые толкователи Библии придерживаются так называемой теории восстановления. Они считают, что Бог сотворил мир перед семью днями, упоминаемыми в Библии. Вследствие падения сатаны этот мир был в значительной степени разрушен. В 1-й главе Бытия, по сути, описывается восстановление этого мира. В прежнем мире сатана, в то время еще архангел Люцифер (светоносец), был управителем над землею. Но Люцифер взрастил в себе грех. Он восстал против Бога, чтобы занять Его место или, по крайней мере, стать подобным Ему. Бог подавил это восстание.
И теперь Бог из развалин старого мира восстановил в семь дней наш сегодняшний мир. В восстановленном мире быть его владыкой призван человек.
Приверженцы этой теории, прежде всего, ссылаются на Быт.1:2: «Земля же была безвидна и пуста». В еврейском тексте здесь стоит слово tohu-wabohu — «хаос». По мнению приверженцев этой теории, Бог, Который является Богом порядка, не сотворил бы tohu-wabohu.
Следовательно:
в 1:1 описывается сотворение совершенного мира;
в 1:2 содержится намек на падение сатаны;
в 1:2 и далее описывается восстановление творения.
Мы считаем, что эти «намеки» недостаточны, чтобы строить на них такие умозаключения.
Вопросы по уроку 5:
1. Как книга Бытие названа в Торе? Откуда происходит это название? Что оно означает?
2. Какова тема книги Бытие?
3. Как Бог оценивает сущность человека после грехопадения?
4. Какой промежуток времени охватывает Быт.1-12?
5. Какие аргументы выдвигает критика против библейского повествования о сотворении мира?
6. Какие источники могли быть в распоряжении Моисея при составлении книги Бытие и что говорит в пользу этих источников?
7. Чем теория различных источников отличается от нашего взгляда, что Моисей при составлении книги Бытие имел в своем распоряжении древние источники?
8. Что мы понимаем под теорией восстановления?
9. Какую новозаветную параллель имеет Быт.22?
10. Какие имена Бога имеются в книге Бытие и что они выражают?
11. Какие места в НЗ и каким образом подтверждают авторство Моисея?
12. Обобщите кратко содержание древней истории (главы 1-11) и истории патриархов (12-50).