5. Книга Бытие

Краткое введение

Автор и редактор:

Моисей.

Время:

от творения до смерти Иосифа

Содержание:

происхождение мира и израильского народа.

 

1. Предварительные замечания

Книга Бытие относится к числу исторических книг ВЗ. Это первая книга Библии и первая книга еврейской Торы.

А. Значение названия

По-гречески книга называется Генезис — «рождение», «зарождение».

В ней описывается возникновение видимого мира, от сотворения (гл. 1), в том числе человека и рая (1:27 — 2:25), возникновения культуры (4:17-26), появления греха (гл. 3), заселения земли (гл. 10-11) и до избрания Авраама и через него Израиля. Главы 12-50 посвящены, главным образом, истории патриархов Израиля.

Сюда же относится и возникновение права и порядка, а также установление законов природы (8:22; 9:4-6). Везде речь идет о возникновении и рождении; отсюда и название книги — Генезис (Бытие).

Б. Еврейское название

Евреи называют книги Торы по первому еврейскому слову каждой книги. Первая книга называется Берешит — «В начале».

В. Характер книги

Без книги Бытие мы, подобно языческим народам древности и нового времени, от самых примитивных до самых развитых, должны были бы полагаться на мифы, легенды и ошибочные человеческие, пусть даже научные, умозаключения.

Книга Бытие является основой библейского откровения. На ее положениях строится все остальное. В ней начинается линия истории спасения, которая проходит через всю Библию.

2. Тема книги

Человеческая несостоятельность при самых разных внешних условиях.

Человеческая несостоятельность начинается уже в раю. Человек не в состоянии сохранить рай (ср. 2:15; 3:8-13).

Дальше речь идет о жизни в семье, где уже во втором поколении людей к ним вторгается смерть посредством первого братоубийства (4:8).

В конце допотопного периода дело доходит до сексуальнодемонических связей (6:1-2, 4).

После великого очищения мира потопом грех, несмотря на это, продолжает оставаться реальностью. Бог знает, что он проник глубоко в сущность всех людей (8:21). То, что произошло между Ноем и Хамом, ясно указывает на это (9:18-25).

Даже когда Бог избрал семью (род Авраама) и в ней — весь будущий народ (Израиль), грех снова и снова давал знать о себе.

Бог верно оценивает человека: человек является злым. Эта истина проходит через всю Библию. Человек, даже благочестивый и богобоязненный, каким был Ной, является грешным (8:21).

Но Бог снова и снова являет милость (3:21; 4:15; 6:8). Однако не моральные качества делают человека праведным перед Богом, а его доверие Богу, которое Библия называет верой (15:6).

3. Период времени

Книга начинается с описания сотворения мира (гл. 1) и заканчивается смертью Иосифа в Египте (50:26).

4. Авторство

Как евреи, так и первая христианская община считали Бытие трудом Моисея. Иисус также говорил о писаниях Моисея (Ин.5:46; Лк.24:27 и др.).

Моисей был необыкновенным человеком. Он считался величайшим из пророков, бывших до Иоанна Крестителя. Бог Сам похоронил его (Втор.34:5-6).

Сатана так ненавидел Моисея, что спорил о его теле (Иуд.1:9).

В детстве Моисей, благодаря мужеству и вере своей семьи, был спасен от неминуемой смерти (Исх.2:1-2). И позже Бог сотворил чудо, чтобы сохранить его (Исх.2:5).

Свои молодые годы Моисей провел при дворе египетского фараона. Там он получил хорошее образование: изучил все египетские науки и был научен всей мудрости египетской (Деян.7:22). В это время он был окружен почетом и роскошью (Евр.11:24-25).

Однако из-за убийства египетского надсмотрщика он, в возрасте 40 лет, был вынужден бежать. Зрелые годы жизни он провел, будучи пастухом, — пас овец в горной местности Хорив (Исх.2:11-12, 15, 21; 3:1). Лишь в преклонном возрасте, т. е. когда человек уже помышляет о мирной кончине, Моисей становится вождем своего народа, призванным освободить его из рабства (Исх.3:9-10).

Ф. Бетекс пишет: «Книга Бытие не является ни сказанием, ни мифом, ни литературной историей исчезнувшего народа. Человек, который, как Моисей, говорил „лицом к лицу“ с Иеговой, не рассказывает старые сказания о создании мира. Он стоял у первоисточника и мог спрашивать… Что может быть естественнее того, что Он (Бог) не только дал Моисею Закон, но дал ему увидеть воочию начало и будущее мира и человечества? Первая глава Библии звучит как свидетельство очевидца, повествующего в кратких, монументальных, почти отрывочных словах о виденном».

В НЗ ясно сказано, что Моисей был автором книги Бытие (Деян.7:37-38). Несомненно, существовали предания, которые от Адама через Мафусала и Ноя дошли до патриархов. Моисей, видимо, использовал их. Эта гипотеза поддерживается разными теологами. Так, здесь есть наименования мест, которые ко времени автора уже давно назывались иначе (Быт.28:19 и др.).

5. Историко-критический анализ

Многие из современных теологов ставят подлинность книги Бытие под сомнение.

В отношении критики содержания книги.

Эта критика ставит под вопрос исторические факты, содержащиеся в книге Бытие. Мы уже касались этого пункта (урок 3). Речь здесь, прежде всего, идет о теории различных источников (см. «Приложение»).

Критики исходят из того, что авторы книги Бытие находились во власти донаучной картины мира. Поэтому выраженные в ней взгляды, представления и сообщения нельзя считать научными. Мировоззрение, которому они соответствуют, не имеет научной основы.

Они утверждают, что в книге Бытие речь не идет об исторических событиях. Скорее, повествования о творении, грехопадении и т.д. представляют собой исповедание веры древних людей.

Таким образом, автор или авторы книги Бытие хотели выразить лишь одну мысль: Бог сотворил мир.

Они не касаются вопроса, как это произошло. Да они и не могли рассказать об этом, так как в их распоряжении не было сегодняшних научных средств. Поэтому свое утверждение, что Бог сотворил мир, они облекли в мифы и легенды. Эти мифы и легенды призваны ответить на вопросы и объяснить непонятное.

Пример: В 3-й главе книги Бытие сообщается о последствиях грехопадения, в частности о наказании, которое касается жены: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей» (Быт.3:16). По мнению либералов, Быт.3 пытается с помощью мифа объяснить, почему бывают проблемы во время беременности и боли при рождении детей.

Конечно, такая теология не имеет уже ничего общего с библейской идеей о богодухновенности.

Если всеведущий Бог Творец, как Его открывает Библия, является вдохновителем Библии, то она не имеет ошибок в своем содержании.

Проблемой критиков является то, что они, считая утверждения Библии устаревшими, пытаются спасти определенные этические ценности.

Бультман характеризует это как «программа демифологизации» (см. «Приложение»), Ее цель состоит в том, чтобы выделить из мифа его ядро, например, его этическую ценность.

Мы отвергаем такой подход.

Почему?

Потому что он подвергает сомнению Слово Божье в угоду человеческим знаниям. Человеческий разум становится судьей, или критиком, Божественного откровения, данного нам в Библии.

Теологу Адольфу Шлаттеру принадлежат слова: «Не мы критикуем Библию, но Библия критикует нас».

6. Содержание

Бог является всемогущим Творцом мира.

Человек несостоятелен. Ни при каких обстоятельствах он не в состоянии изменить самого себя.

Однако Бог, по Своей милости, осуществляет план спасения человека.

7. Ключевое слово

Начало.

8» Ключевом стих

«В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1).

9. Деление текста

По причине важности этой книги мы рассмотрим структуру в разных формах.

А. Общее деление

Главы 1—11 охватывают прибл. 2000 лет.

Главы 12-50 охватывают прибл. 300 лет.

 

 

 

гл.

1.

Древняя история человечества, восходящая к началу мира

1-11

 

Содержание:

 

 

Сотворение мира

1-2

 

Грехопадение

3

 

Допотопный период

4-6

 

Ной

7-9

 

Заселение мира

10

 

Строительство Вавилонской башни; концентрация на родословной, которая заканчивается Авраамом

11

2.

История патриархов Израиля

12-50

 

Здесь речь идет о праотцах Израиля. Аврам (позже Авраам) был избран Богом. Его стойкая вера послужила основанием для благословения, которое пребывает на народе.

 

 

Содержание:

 

 

Авраам — муж веры.
Ему обещаны потомки.
Его потомкам обещана земля

12:1 — 25:18

 

Иаков — хитрый.
Его хитрость не помогла бы ему, если бы он не был носителем обетования

25:19 — 36:43

 

Двенадцать сыновей Иакова (история Иосифа).
История Иосифа отличается от истории других патриархов. Она протекает без видимого вмешательства Бога. Она призвана преподать урок, что добродетель вознаграждается и вина может обратиться во благо

37-50

 

Б. Родословие Израиля и его соседей

Повествования о праотцах, начиная с 12-й главы, переходят одно в другое, и их трудно точно разграничить.

В. Разделы

Книга Бытие является книгой начал. Все, что существует в мире, начинается здесь.

 

Начало материи, видимого и невидимого мира

1:1-25

Начало человеческой расы

1:26 — 2:25

Начало человеческого греха

3:1-13

Начало откровения искупления

3:14-24

Начало семейной жизни людей

4:1-16

Начало безбожных цивилизаций

4:17 — 9:29

Начало разных народов

10

Начало разных языков

11

Начало народа израильского

12-50

 

10. Типология

Разные личности отражают определенные черты Иисуса, т. е. являются прообразами Иисуса:

Адам — противоположность Иисуса

Первенец человеческой расы: земной — Адам, небесный — Иисус (1Кор.15:47).

Смерть — через Адама, жизнь — через Иисуса (Рим.5:17).

Адам впадает в грех — Иисус побеждает грех (Рим.5:19).

Исаак — жертва

Гора Мориа (Быт.22:2) — холм Голгофы (Ин.19:17).

Исаак несет дрова (Быт.22:6) — Иисус несет крест (Ин.19:17). Избранный Богом агнец (Быт.22:8 — 1Пет.1:19-20).

Авраам не пощадил своего сына (Быт.22:16) — Бог не пощадил Иисуса (Рим.8:22).

Авраам думал о воскресении (Быт.22:5; Евр.11:17-19) — Бог воскресил Своего Сына (Деян.2:32).

Иосиф символизирует жизнь и характер Иисуса Христа

 

Возлюбленный отца

Быт.37:3

Мф.3:17

Покорный воле своего отца

Быт.37:13

Евр.10:9

Посланник своего отца

Быт.37:13

Ин.3:17

Братья сговорились против него

Быт.37:18

Мф.27:1

Продан

Быт.37:28

Мф.26:17

Другие благословятся ради него

Быт.39:5

Еф.1:3

Противостоит искушению

Быт.39:8-9

Мф.4:10

Страдает безвинно

Быт.40:15

Ин.18:38

С ним осуждаются двое других

Быт.40

Ин.19:18

Будет освобожден

Быт.41:14

Деян 2:24

Вся власть дана ему

Быт.41:40-44

Мф.28:1

Он прощает своих братьев

Быт.45:5

Лк.23:34

 

11. Особенности

A. История творения разделяется на дни

1-й день: свет, тьма;

2-й день: вода, твердь;

3-й день: море, суша, растения;

4-й день: светила;

5-й день: рыбы, птицы;

6-й день: животные, человек;

7-й день: Бог почил от дел, установив субботу.

Б. Ложные учения, которые опровергает книга Бытие

• дарвинизм — его учение о происхождении видов;

• атеизм — его богоотрицание;

• политеизм — его многобожие;

• фатализм — его веру в судьбу;

• материализм — его учение о первичности материи.

B. Имена Бога в книге Бытие

Как уже упоминалось, в Библии приведены разные имена Бога. Они выражают различные черты сущности Бога. Здесь мы упомянем о трех важнейших Его именах:

Элохим — Бог (1:1). Это имя встречается в ВЗ 2500 раз.

Оно рассматривается евреями как собирательное имя. Происходит от слова Элоах. Элохим — множественное число этого слова. Отцы церкви видели в этом намек на триединство.

ЯхвеЯ есмь Сущий. Понимается как собственное имя Бога. Евреи не смеют произносить вслух это имя. Так как в еврейском алфавите не было гласных букв, то неясно, действительно ли это слово звучит как Яхве. Долгое время считалось правильным говорить Иегова. Однако в последние сто лет утвердилось слово Яхве.

В Септуагинте это слово заменено словом Господь. Лютер перенял это слово, но посредством написания сделал ясным, что здесь в оригинальном тексте стоит слово Яхве (Лютер: HErr, или HERR).

Эль Шаддай — Всемогущий Бог (17:1). Это имя встречается главным образом в тексте, описывающем времена патриархов.

Г. Теория восстановления

Некоторые толкователи Библии придерживаются так называемой теории восстановления. Они считают, что Бог сотворил мир перед семью днями, упоминаемыми в Библии. Вследствие падения сатаны этот мир был в значительной степени разрушен. В 1-й главе Бытия, по сути, описывается восстановление этого мира. В прежнем мире сатана, в то время еще архангел Люцифер (светоносец), был управителем над землею. Но Люцифер взрастил в себе грех. Он восстал против Бога, чтобы занять Его место или, по крайней мере, стать подобным Ему. Бог подавил это восстание.

И теперь Бог из развалин старого мира восстановил в семь дней наш сегодняшний мир. В восстановленном мире быть его владыкой призван человек.

Приверженцы этой теории, прежде всего, ссылаются на Быт.1:2: «Земля же была безвидна и пуста». В еврейском тексте здесь стоит слово tohu-wabohu — «хаос». По мнению приверженцев этой теории, Бог, Который является Богом порядка, не сотворил бы tohu-wabohu.

Следовательно:

в 1:1 описывается сотворение совершенного мира;

в 1:2 содержится намек на падение сатаны;

в 1:2 и далее описывается восстановление творения.

Мы считаем, что эти «намеки» недостаточны, чтобы строить на них такие умозаключения.

Вопросы по уроку 5:

1. Как книга Бытие названа в Торе? Откуда происходит это название? Что оно означает?

2. Какова тема книги Бытие?

3. Как Бог оценивает сущность человека после грехопадения?

4. Какой промежуток времени охватывает Быт.1-12?

5. Какие аргументы выдвигает критика против библейского повествования о сотворении мира?

6. Какие источники могли быть в распоряжении Моисея при составлении книги Бытие и что говорит в пользу этих источников?

7. Чем теория различных источников отличается от нашего взгляда, что Моисей при составлении книги Бытие имел в своем распоряжении древние источники?

8. Что мы понимаем под теорией восстановления?

9. Какую новозаветную параллель имеет Быт.22?

10. Какие имена Бога имеются в книге Бытие и что они выражают?

11. Какие места в НЗ и каким образом подтверждают авторство Моисея?

12. Обобщите кратко содержание древней истории (главы 1-11) и истории патриархов (12-50).