6. Книга Исход

Краткое введение

 

Автор:

Моисей.

Время:

от смерти Иосифа до получения закона в пустыне.

Содержание:

угнетение израильтян в Египте и выход из Египта.

 

1. Предварительные замечания

Название книги взято из Септуагинты:

Exodus — Исход.

Это, по сути, и является содержанием книги. В ней описывается исход израильтян из Египта и предыстория этого события.

Еврейское название:

Weellah schemot — Шмот — «Вот имена».

Еврейские книги всегда называются по первым словам текста. Наряду с исходом из Египта здесь изложены первые события, связанные со странствием по пустыне.

Книга Исход является прямым продолжением книги Бытие (ср. Быт.50:26 и Исх.1:6). Исторические книги от Бытия до Книги судей имеют определенную последовательность. Обычно очередная книга в первой главе цитирует предложение или мысль предыдущей книги.

2. Тема книги

В книге Исход особенно необходимо делать различие между содержанием книги и ее темой.

Тема книги: искупление посредством крови агнца.

Последняя из десяти египетских казней — это умерщвление первенцев (11:1 — 12:36).

Дети израильтян были защищены от этой казни, потому что израильтяне, по повелению Бога, помазали кровью пасхального агнца косяки дверей своих домов.

Пасхальный агнец: Пасха (евр. Песах) — «пройти мимо». Пасхальный агнец должен быть мужского пола, годовалый, без пятна и порока. Кость его не должна была сокрушаться, и его необходимо было съесть полностью.

Исполнение Божественного повеления — помазать кровью агнца косяки дверей — было выражением веры и доверия Богу.

Агнца следовало заклать в качестве замещения, т. е. вместо первородных сыновей израильтян и первородного из принадлежащего израильтянам скота.

3. Период времени

Точная датировка описанных в книге Исход событий затруднительна.

Проще установить хронологию содержания книги.

Книга охватывает промежуток времени от смерти Иосифа до освящения скинии.

Это период в 359 лет.

Стефан, стоя перед синедрионом, говорит о четырехсотлетием рабстве в Египте (Деян.7:6). В своей защитной речи он цитирует из Торы, а именно Быт.15:13-14. Здесь также речь идет о промежутке времени в 400 лет.

Мы можем исходить из того, что Стефан привел округленную цифру. В Исх.12:40 названа точная цифра — 430 лет.

Это число получается следующим образом:

от прибытия в Египет до смерти Иосифа

71

год

от смерти Иосифа до рождения Моисея

278

лет

от рождения Моисея до его бегства

40

лет

от бегства до возвращения в Египет

40

лет

от исхода до освящения скинии

1

год

Всего

430

лет

 

Относительно времени, в которое происходили описанные в книге Исход события, существуют две гипотезы.

Одна из них называется «ранний исход», другая — «поздний исход».

После переселения рода Иакова из Ханаана в Египет это семейство пользовалось в Египте большим уважением, так как Иосиф, один из двенадцати сыновей Иакова, будучи управителем Египта, благополучно провел страну через семь лет засухи.

Семья Иакова получила от фараона в свое распоряжение землю Гесем.

О жизни израильтян первых столетий после смерти Иосифа нам неизвестно ничего определенного.

Но в Библии сказано, что «сыны Израилевы расплодились, и размножились, и возросли» (Исх.1:7).

Они прибыли сюда в количестве 70 душ (Быт.46:27).

Примерно за 400 лет вырос народ, насчитывавший 600 000 человек без учета женщин и детей (Исх.12:37), т. е. приблизительно 2-3 миллиона.

Израильтяне стали народом рабов, которых презирали и угнетали.

Сторонники «позднего исхода» описывают исторический ход событий следующим образом.

Пребывание израильтян в Египте: 1644-1214 или 1660-1230 гг. до Р.X. Ко времени Иосифа в Египте правила родственная Израилю династия гиксосов (1730-1580 до Р.X.).

Однако с течением времени она была вытеснена местной 18-й династией, которая была настроена враждебно по отношению к Израилю. «Поздний исход», согласно этой теории, произошел в XIII веке до Р.X.

В пользу XIII века говорят некоторые исторические даты: существуют сообщения о резиденции в дельте Нила и больших строительных сооружениях фараонов 19-й династии, об ослаблении египетского владычества в Сиро-Палестине в конце правления Рамзеса II. В пользу этой датировки также говорят новые археологические открытия о возникновении царства Эдома и Моава и о начале железного века, которое совпадает со временем заселения Палестины хананеями.

Угнетение израильтян, согласно этому исчислению, началось при фараоне Сети I (1310-1290).

Своего апогея оно достигло при фараоне Рамзесе II (1290-1224). Исход был при фараоне Мернепта (1224-1214).

Правда, существуют убедительные основания для теории «раннего исхода». Согласно этой теории, исход произошел при Тутмосе II или при Аменхотепе II (1446 до Р.X.).

Переселение рода Иакова в Египет датируется 1875 г. до Р.X. В таком случае период, охватываемый книгой Исход, начинается с 1805 г. до Р.X. и заканчивается 1445 г. до Р.X. (освящение скинии).

Израиль обращается к египетским богам.

Израильтяне во время своего рабства в Египте постоянно уклонялись от Бога (Нав.24:14).

С исходом из Египта для них должно начаться новое время. Идолопоклонству и угнетению со стороны чужой власти должен быть положен конец. Системой государственного правления должна стать теократия — «власть Бога»: Бог как Царь управляет религиозной, политической, экономической и социальной сферами жизни народа. Нет никакого разделения между религиозными заповедями и общественным законодательством.

Каждый мог узнать волю Божью в законе (данном на Синае).

Хотя теократия никогда не была осуществлена полностью, однако до воцарения Саула она составляла цель, к которой стремились.

В Первой книге царств (8:7) описан конец теократии: «Не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтобы Я не царствовал над ними».

4. Авторство

Сама книга трижды указывает на авторство Моисея (17:14; 24:4; 34:27-28).

Египтологи утверждают, что лишь воспитанный при дворе фараона, знающий тогдашние обычаи египетского двора человек мог передать те подробности, которые мы находим в книге Исход.

Так как Моисей вырос и был воспитан при дворе фараона, он и является таким человеком. Моисей позже лично вел переговоры с фараоном.

5. Содержание

Спасение посредством крови агнца.

6. Ключевые стихи

«.. .И иду избавить его от руки египтян и вывести его из земли этой в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю хананеев, хеттов, аморреев, ферезеев, евеев и иевусеев» (Исх.3:8).

«И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в дома ваши для поражения» (Исх.12:23).

7. Деление текста

А. Общее деление

 

1. Эту книгу по форме можно разделить на две части:

гл.

Повествование

1-18

Законодательство

19-40

2. По содержанию книгу можно разделить на три части:

 

Призвание (Израиль в Египте)

1:1-12:36

Исход израильтян из Египта

12:37-18:27

Заключение завета (израильтяне у горы Синай)

19—40

Б. Разделы

 

1. Бог призывает Израиля

1:1-12:36

Порабощение израильтян

1

Моисей: рождение, спасение, бегство,

 

призвание

2:1 -4:17

Моисей: возвращение в Египет и первые

 

переговоры с фараоном

4:18-6:30

Первые девять казней над Египтом

7:1 — 10:29

10-я казнь и пасхальный агнец

11:1 — 12:36

2. Бог избавляет израильтян

12:37-18:27

Исход

12:37-13:22

Переход через Чермное море

14

Победная песнь Моисея

15:1 — 15:21

Путь к Синаю

15:22-18:27

3. Божий завет с народом израильским

19—40

Моисей на Синае

19

Десять заповедей

20:1 -20:17

Закон

20:18-24:18

Священство и богослужение

25-31

Отпадение и идолопоклонство

32-33

Обновление завета и скрижали закона

34

Появление святилища (скиния)

35-40

 

В. Обзорная таблица

 

1-11
Нужда

1: рабство в Египте 2-6: Моисей (юность — пустыня — деятельность)
7-11: Моисей и фараон (чудеса и казни)

12-14
Спасение

12- 13: Пасха и исход
13- 14: через пустыню (преследование
и спасение)

 

15
Хвалебная
песнь

Ст. 1-21: песнь Моисея и Мариами (Ст. 2-18: исторический план)

16-18
Защита

15:22-21: вода в пустыне (17:1-7)
16: перепела и манна
17: победа над амаликитянами
18: Иофор посещает Моисея; доставление судей

 

19-23
Закон

19: Бог является на Синае 20: Десять заповедей 21-23: правопорядок

24 Завет

24: заключение завета, трапеза и жертва, скрижали и слава Божия

 

25-31
Законы

25-31: указание для изготовления скинии и священных сосудов

 

32-33
Нарушение
завета

32: уклонение в идолопоклонство;
ходатайство Моисея, Божье наказание 33: повеление в отношении скинии собрания

34 Обновленный завет

34: обновление скрижалей закона; культовый декалог

 

35-40
Скиния

35-40: осуществление и указания к гл. 25-31

 

8. Типологии

А. Шестикратное откровение личности Бога Хотя израильтяне слышали о Боге, но во время своего пребывания в Египте они оставили Его. По Своему милосердию Бог снова открывается Своему народу:

• как Избавитель в образе пасхального агнца (гл. 12);

• как Вождь в столпе облачном и огненном (13:21);

• как Освободитель чудом перехода через Чермное море (14:19-22);

• как Целитель, желающий избавить Израиля от болезней (15:26);

• как Жизнедатель — в обеспечении манной и водой (16:13-15 и 17:1-7);

• как Победитель над врагами в войне (17:8—16).

Б. Символы, указывающие на Христа

 

1.

Пасхальный агнец (гл. 12)

Христос — Агнец Божий

 

 

 

Пасхальный агнец

1Кор.5:7

 

 

 

Агнец без порока

Исх.12:5; 1Пет.1:18-19

 

 

 

Пролитая ради других кровь

Исх.12:7; Евр.9:14; 1 Ин.1:7

 

 

 

Несокрушенные кости

Исх.12:46; ср. Ин.19:36 и др.

 

 

2.

Манна (гл. 16)

Христос — хлеб жизни

 

 

 

Манна с неба — Иисус

Ин.6:31

 

 

 

Бог — Податель этого хлеба

Ин.6:32

 

 

 

«Я — хлеб жизни…»

Ин.6:35, 48

 

 

 

«… кто вкусит этого хлеба, тот не умрет»

Ин.6:50

 

 

 

Манну следовало собирать ежедневно

Деян.17:11

 

 

3.

Скиния (гл. 25-30)

Указание на совершенное Христом избавление

 

 

 

Образ будущего

Евр.8:5

 

 

 

Иисус — дверь

Ин.10:9

 

 

Жертвенник — без пролития крови нет прощения

Евр.9:22; 1 Ин.1:17

 

Умывальница — ежедневное очищение

Ин.13:10

 

Стол хлебов предложения — Иисус является хлебом жизни

Ин.6:35

 

Светильник — Иисус является светом миру

Ин.8:12

 

Жертвенник для приношения курений — Иисус наш Первосвященник

Евр.7:25; 9:24

 

Вопросы по уроку 6:

1. Что означает название книги Исход?

2. Какая казнь, в конечном итоге, открыла израильтянам путь к свободе?

3. Какой период времени охватывает книга Исход?

4. Сколько лет было Моисею, когда он вывел народ из Египта?

5. Что такое «теократия»?

6. До какого времени сохранялась теократия?

7. Что свидетельствует против теории «позднего исхода»?

8. Какова тема книги Исход и что она означает для нас?

9. Какую типологию находим мы в книге Исход?

10. Опишите жизнь Моисея, насколько о ней можно узнать из книги Исход.

11. Опишите события, связанные с избранием колена Левия для священнического служения.