17. Воспоминания и благодарность

Заглавие

«Начальнику хора. Раба Господня Давида, который произнес слова песни сей к Господу, когда Господь избавил его от рук всех врагов его и от руки Саула». Второй, несколько измененный вариант итого псалма, приведен во Второй книге царств, главе 22. Существование нескольких вариантов псалма указывает на то, что Давид пел его много раз, вспоминая свое удивительное прошлое, размышляя, как во всех путях ему помогала десница Господняя. Это песня благодарного сердца, полного воспоминаний о многоразличной и чудной благодати Божьей. Мы назовем этот псалом «воспоминания и благодарность».

Заглавие псалма заслуживает особого внимания. Хотя в момент сто написания Давид был царем, он назвал себя «рабом Господним» и не упомянул о своем высоком чине, потому что он почитал за большую честь называться рабом Господним, чем царем иудейским. И в этом он был прав. Употребив свой поэтический дар для служения Господу, Давид написал этот псалом для исполнения в доме Божьем, ведь вести или совершенствовать эту часть богослужения, пение псалмов, — достойнейшее из занятий. О, если бы люди больше служили Господу своими музыкальными и поэтическими способностями, а наши регенты были бы достойны благоговейного и возвышенного псалмопения! Следует отметить, что эта песня была написана не дли того, чтобы потешить человеческий слух — она предназначалась исключительно для Господа Бога. Как было бы хорошо, если бы мы в своем пении и в других священных занятиях обращали внимание только на Господа! Хвала, если она не обращена только к Господу, ничтожна и бесполезна. У Давида были все причины славить Господа, ибо он был обязан Ему всем. В день спасения он мог хвалить только Господа, сохранившего его десницей Своей. Нам также следует помнить, что должно воздавать честь и благодарение только одному Богу. Поскольку третий и пятидесятый стихи псалма 17 процитированы в Новом Завете (Евр.2:13 и Рим.15:9) как слова Иисуса Христа, значит, эти слова принадлежат не только Давиду, но и Спасителю. Читатель и сам может увидеть это: если он знает Иисуса, он сразу же узнает Его в описании скорбей, избавлений и побед.

Композиция

Стихи со 2-го по 4-й являются введением к псалму, где говорится о желании псалмопевца благословить Господа. В стихах с 5-го по 20-й превозносится спасительная благодать Божья, а затем благословенный певец Израиля торжественно заявляет, что Господь облагодатствовал его по справедливости (ст. 21-29). Исполненный радости и благодарности за свое освобождение, Давид предвосхищает свои дальнейшие победы (ст. 30-46) и в завершение произносит пророчества о великих победах Мессии, семени Давида и Помазанника Господнего.

Истолкование

2 Возлюблю тебя, Господи, крепость моя!

3 Господь — твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, — скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое. 4 Призову достопоклоняемого Господа и от врагов моих спасусь.

2. «Возлюблю тебя, Господи». Возлюблю пылкой, искренней любовью и прилеплюсь к Тебе, как дитя прилепляется к родителю или как супруг прилепляется к супругу. Употребленное здесь слово «возлюбить» весьма выразительно: оно показывает, что чувство Давида было очень глубоко и серьезно. «Возлюблю Господа всем сердцем, всей внутренностью моей». Вот твердая решимость пребывать в близком и тесном общении с Всевышним. Триединый Бог заслуживает самой горячей любви. Каждая ипостась Бога по-своему достойна нашей любви. Намерение любить Бога вечной любовью естественным образом рождается в сердце, объятом страстью. Принимать безрассудные решения — неправильно, однако когда сам Бог дает силы принять подобное решение, мы поступаем мудро и хорошо.

«Крепость моя». Бог — крепость нашей жизни, наших добродетелей, наших дел, наших надежд, наших битв и побед. Этого стиха нет в 22-й главе Второй книги царств, однако он является прекрасным дополнением к псалму и был добавлен после всех стихов и поставлен впереди всех стихов, подобно куполу храма и вершине пирамиды. Любовь — это венец всех добродетелей.

3. «Господь — твердыня моя и прибежище мое». Прячась в ущельях и цитаделях Иудеи, Давид избежал гнева Саула и теперь сравнивает Бога с убежищем, безопасным местом. Как часто верующие находят в Боге убежище от злых языков и от прочих скорбей и тревог! Расселины Вечной Скалы — воистину безопасное укрытие.

«Избавитель мой». Тот, кто вступается за меня в минуту опасности. Когда верующий вот-вот окажется в плену врага, от руки сильного его избавляет Тот, кто еще сильнее. Имя «Избавитель» могло бы послужить темой для множества проповедей и достойно пристального внимания зрелых христиан.

«Бог мой». В этом восклицании заключено все. Слова эти безмерно глубоки, они означают вечное, неизменное и бесконечное благо. Тот, кто может сказать «Бог мой», может также добавить: «Мои небеса, мое всякое благо».

«Скала моя», то есть моя сила и непоколебимость. Господь вечен и неизменен, поэтому Он — моя верная и постоянная поддержка. Когда Давид в одном стихе называет Господа своей твердыней и скалой, он не повторяется, ибо твердыня укрывает, а скала дает прочную опору.

«На Него я уповаю». Вера должна проявляться в действии, а иначе человек не познает верность Божью. Предметом нашей веры должен быть Бог, а иначе наша вера — не более чем самонадеянность.

«Щит мой». Господь, как щит, отражает удары врага и защищает меня от летящих стрел и разящего меча. Господь снабжает Своих воинов орудиями нападения и защиты. Каждый из нас имеет полный боекомплект, никому не придется вступать в бой безоружным. «Бог — рог спасения моего», которым я сбиваю врагов с ног и торжествую над ними в святом восторге.

«Убежище мое». Цитадель, город, воздвигнутый высоко в горах и находящийся вне досягаемости врагов; высота, с которой я взираю на их ярость без страха и обозреваю просторные и благословенные земли, простирающиеся даже за Иордан. Слова Давида многочисленны, однако не излишни. Мы могли бы подробно разобрать каждое из них, будь у нас больше времени, однако, говоря в общем, мы можем заключить, вслед за Кальвином, что данным стихом Давид полностью подготовил святых к духовной битве.

4. В этом стихе благословенный поэт призывает имя Господа. Воспевая радостную песнь, он вполне уверен, что во всех будущих сражениях Господь явит ему такую же милость, как и в прошлых. Призывать достопоклоняемого Господа — великое благо, ибо мы тогда молимся Ему с радостным и веселым сердцем. Если я могу благословлять и благословляю Господа за Его прошлые благодеяния, то я смело могу просить Его о великом. «И от врагов моих спасусь». Короткое слово «и» наводит на интересные мысли. Быть спасенным и воспевать о спасении — значит быть воистину спасенным. Многие спасаются со скорбью и сомнениями, Давид же имел такую веру, что мог одновременно сражаться и петь Господу, побеждать и не прекращать пение ни на минуту. Какое счастье получить от Господа новую милость, когда сердце еще горит благодарностью за прошлые милости, и уверенно ожидать новых испытаний, помня о прошлых явлениях божественной любви!

Нет больше страха и сомнений,

Когда Господь Иисус за нас,

Дай, Боже, умереть, взывая:

«Всевышний милость нам подаст!»

5 Объяли меня муки смертные, и потоки беззакония устрашили меня; 6 цепи ада облегли меня, и сети смерти опутали меня.

7 В тесноте моей я призвал Господа и к Богу моему воззвал. И Он услышал от чертога Своего голос мой, и вопль мой дошел до слуха Его.

8 Потряслась и всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания гор, ибо разгневался; 9 поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий; горячие угли сыпались от Него.

10 Наклонил Он небеса и сошел, — и мрак под ногами Его.

11 И воссел на Херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра.

12 И мрак сделал покровом Своим, сению вокруг Себя мрак вод, облаков воздушных. 13 От блистания пред Ним бежали облака Его, град и угли огненные.

14 Возгремел на небесах Господь, и Всевышний дал глас Свой, град и угли огненные. 15 Пустил стрелы Свои и рассеял их, множество молний, и рассыпал их.

16 И явились источники вод, и открылись основания вселенной от I розного гласа Твоего, Господи, от дуновения духа гнева Твоего.

17 Он простер руку с высоты и взял меня, и извлек меня из вод многих; '8 избавил меня от врага моего сильного и от ненавидящих меня, которые были сильнее меня.

19 Они восстали на меня в день бедствия моего, но Господь был мне опорою. 20 Он вывел меня на пространное место и избавил меня, ибо Он благоволит ко мне.

В следующих стихах псалмопевец в ярких поэтических образах воспевает спасительную силу Господа Бога. Во всей поэзии, пожалуй, нет жемчужины более великолепной, чем эти строки. Скорбь, вопль, нисшествие всемогущего Бога и спасение страдающей души положены здесь на музыку, достойную золотых арф. Очевидно, что за образом Давида скрывается Мессия, Спаситель, главная тема этой песни. Изучив псалом во всех подробностях, мы пришли к выводу, что каждая его строка нашла свое полное воплощение в Господе Иисусе Христе, но, поскольку мы не желаем выходить за рамки разумного, мы предоставим благочестивому читателю самому определить, как эти строки относятся к нашему пострадавшему и воскресшему Господу.

5. «Объяли меня муки смертные». Казалось, смерть, подобно жестокому завоевателю, зажала его в тиски и объяла кольцом мучений. Он был обложен врагом, окружен ужасами смерти со всех сторон. Он был подобен матросу после кораблекрушения, которого безжалостные волны, словно белые клыки смерти, несут прямо на скалы. Поистине печальные обстоятельства для мужа по сердцу Господа, однако именно так Бог поступает со Своими сыновьями.

«Потоки беззакония устрашили меня». Потоки беззакония грозили истинной вере гибелью, обращая надежду благочестивых в насмешку и поругание. Угрозы эти стали реальностью настолько, что даже герой, поразивший Голиафа, и тот начал трепетать. Даже самое надежное судно попадет в беду там, где неистовствуют дьявольские бури. В таких обстоятельствах даже самые отважные люди, привыкшие надеяться на лучшее, теряют надежду. Дорогой читатель, записавший эти строки знает, что такое скорбь от беззакония, лучше, чем кто-либо другой. Я, разбирая текст, так напоминающий мой собственный опыт, чувствую желание одновременно и плакать и петь. В тот вечер, когда произошел несчастный случай в концертном зале в Сарри[1], на волю вырвались орды Велиаров. Заметки о произошедшем в большинстве печатных изданий были крайне злобными и отвратительными. Душа моя трепетала, объятая смертными муками и отягощенная хулой нечестивцев. Но какая преизобильная милость явилась в этих печальных обстоятельствах и какой сладчайший мед извлек наш Господь из пасти свирепого льва! Воистину, Бог услышал меня! Вы объяты скорбью? Друзья, извлеките же из моего опыта урок доверия Господу Богу, ибо Он не покидает избранных Своих.

6. «Цепи ада облегли меня». Псы преисподней неистово лаяли со всех сторон. Бесы окружили человека Божьего плотным кольцом, отрезав все пути к отступлению. Сатана знает, как установить блокаду и закрыть выход в открытое море мощным флотом скорбей, но, благодарение Богу, порт молитвы всегда открыт, и благодать без труда преодолевает кольцо окружения, доставляя с земли на небо послания, а с неба на землю — благословения.

«Сети смерти опутали меня». Древний враг охотится не только с помощью адских псов — он вооружен сетями смерти. Кольцо сжимается все сильнее и сильнее, и вот уже сети обложили жертву настолько, что всякий путь к спасению отрезан:

Сковали грудь мне цепи ада,

И сети смерти ноги мне связали.

Положение человека Божьего было совершенно безнадежным — настолько безнадежным, что только всемогущий Бог мог ему помочь. Он описывает свое отчаянное положение при помощи четырех метафор. Он был подобен связанному по рукам и ногам злодею, приговоренному к смертной казни, матросу, потерпевшему кораблекрушение, оленю, загнанному охотниками, трепещущей птице, пойманной в силки. Могло ли больше бед и несчастий выпасть на долю одного человека?

7. «В тесноте моей я призвал Господа и к Богу моему воззвал». Молитва — это потайной выход, которым можно воспользоваться даже тогда, когда город окружен плотным кольцом врага. Именно этим путем выходит из бездны отчаяния духовный рудокоп, когда потоки смерти прорываются из преисподней. Заметьте, что Давид не только призвал Господа, но и воззвал к Нему: чем больше он молился, тем ревностней становилась его молитва. Заметьте также, что сначала он обратился к Богу как к Иегове, а затем назвал его более привычным именем: «Бог мой». Когда мы упражняемся в вере, она становится крепче, и Тот, кого мы сначала называли Господом, скоро станет Богом милостивых обещаний. Молитва всегда к месту и всегда ко времени; никакая скорбь не должна отвращать нас от Богом данного пути спасения. Ни грохочущие колесницы смерти, ни лающая свора адских псов не помешают небесам услышать даже самый тихий голос истинного верующего.

«И Он услышал от чертога Своего голос мой, и вопль мой дошел до слуха Его». Голос просителя прошел сквозь жемчужные врата и был услышан за алмазными стенами. Музыка ангелов и песни серафимов не заглушили и даже не исказили смиренного вопля. Царь небесный поднялся с престола, окруженного неприступным светом, и приклонил ухо к воплю Своего возлюбленного сына. Какая честь дарована молитве, ведь она доходит до слуха и сердца Господа Бога благодаря крови Иисуса Христа! Бог слышит наш голос и наш вопль без всякого участия посредников и святых. «Вопль мой дошел до слуха Его». Молитвы наши достигают Бога немедленно, и Он уделяет внимание каждой из них в отдельности. Если же сам Отец слышит нас, то мы можем взывать с дерзновенной и бесстрашной настойчивостью.

8. Стоило Давиду воззвать, как Бог сразу же дал ответ. Не медлит Господь исполнением обещания, но подает помощь вскоре. Давид вспомнил славные победы Божьи в Египте, Его явление на Синае, Иисусу Навину и судьям израильским. Он понял, что его личные обстоятельства также являют славу, силу и благость Бога и что он может включить воспоминания о прошлых явлениях божественного величия в свою хвалебную песнь.

«Потряслась и всколебалась земля». Обратите внимание, что молитва поколебала самое твердое и непоколебимое, что только может быть. Молитва сотрясает дома, раскрывает двери темницы и заставляет гордые сердца трепетать. Молитва звонит в колокольчик у входной двери, и Хозяин дома спешит на помощь, сотрясая все вокруг своей тяжелой поступью. «Дрогнули и подвиглись основания гор, ибо разгневался Бог». Утвердивший основания земли может без труда их сотрясти, Он может перевернуть основания вселенной. Подножия великих гор рассыпаются от ярости гнева Божьего, когда Господь встает с престола, чтобы поразить врагов Своего народа. Может ли ничтожный человек противостать Богу, когда даже основания земли трепещут от страха? Да не воображает себе гордец, что в день гнева ему поможет его пустая самоуверенность.

9. «Поднялся дым от гнева Его». Красочный, выразительный образ неистового гнева, часто используемый на Востоке. Как известно, сильные эмоции заставляют человека дышать интенсивней, поэтому всемогущий Избавитель изображен здесь выдыхающим из ноздрей дым в пылу гнева и ревности. Ничто так не раздражает Бога, как зло, причиненное Его детям. Тот, кто трогает вас, трогает зеницу Божьего ока. Богу неведомы страсти, которым подвержена тварь, однако здесь Он представлен в очень понятном нам поэтическом образе. Он восстает во гневе и ярости на защиту Своих детей. Бог может испепелить Своих врагов просто открыв уста. «Из уст Его огонь поядающий», огонь не кратковременный, а постоянный, неугасимый.

«Горячие угли сыпались от Него». Мы видим, как Бог нисходит с небес на помощь Своему сыну, и Его пришествию сопутствуют землетрясение и великая буря. От вида Его славного явления земля дрожит, облака сгущаются в клубы дыма, с неба сыпятся молнии, точно огонь поядающий, и на земле вспыхивает великий пожар. Какое величественное описание! Епископ Мант перефразировал эти строки в стихах:

Дым ярости с небес спустился,

В устах Его огонь пылал,

Посыпались с небес уголья,

И буйство гнева мир познал.

10. Посреди смятения и бури с небес спустился Господь-Мститель; Он наклонил небосвод и сошел на землю. «Наклонил Он небеса и сошел». Он спешил и потому сметал с пути все, что мешало Его шествию. Непроглядная тьма скрывала Его величие, и «мрак под ногами Его». Он сражался словно в густом тумане, подобно воину, бьющемуся в клубах пыли и дыма, но все равно вонзил меч отмщения в самое сердце врага. Тьма Богу не помеха; густой мрак Он делает Своим шатром и тайным чертогом. Заметьте: именно молитва сотрясает небо и землю, вызывает бурю и в мгновение ока низвергает врагов Бога Израиля. До молитвы положение Давида было незавидным, но как только он вознес молитву, в проигрышном положении оказались его враги. Человек веры меняется ролями со своим врагом, как только призывает на помощь Бога. Если мы враждуем с человеком молитвы, то наверняка проиграем, если он воззовет к помощи Божьей.

11. Этот стих исполнен царственного величия. Во времена Моисея херувимы чаще всего изображались как колесница Божья.

По этой причине Джон Мильтон в «Потерянном рае» пишет об Отце небесном так:

На крыльях херувимов Он,

Увенчанный отцовской славой,

Помчался в хаос…

Не пускаясь в излишние рассуждения о таинственных херувимах, лишь заметим, что ангелы, несомненно, являются нашими хранителями и покровителями и всеми силами стараются избавлять верующих от скорбей. «И воссел на Херувимов и полетел». Сама природа посылает нам свои дары, так что даже воздух и ветер поступают к нам в услужение: «И понесся на крыльях ветра». Когда Господь хочет явить нам милость, Он летит к нам; когда же грешникам нужно время для покаяния, Он сбавляет шаг. Здесь описан величественный и быстрый полет. Как орел широко расправляет свои крылья и парит в свободном полете, ничуть не напрягая сил, так и Господь нисходит с небес в величии Своего могущества и вступается за верующих.

12. Буря усилилась, небо покрылось грозовыми тучами, и пошел проливной дождь. Невидимый, но творящий чудеса Господь соделал мрак Своим покровом. «И мрак сделал покровом Своим». Вера смогла увидеть Его, хотя ни один глаз не мог пронзить «мрак вод, облаков воздушных». Благословенна тьма, скрывающая Бога. Даже если я не могу увидеть Его, я утешаю себя тем, что Он все равно тайно споспешествует моему вечному благу. Даже глупцы верят в то, что Бог пребывает с ними в солнечный и погожий день. Но лишь вера достаточно мудра, чтобы увидеть Его в зловещей тьме и неистовой буре.

13. Внезапно раздался залп небесной артиллерии, и блистание молний озарило небо славой Того, кто был сокрыт в чертогах темных туч. На врага посыпался град и огненные угли. Казалось, молнии рассекают небеса надвое и на небе вспыхивает неистовый пожар. Град и огонь, падающие сверху, наполняли сердца сынов человеческих священным ужасом.

14. Посреди величественной бури раздался мощный раскат грома. «Возгремел на небесах Господь, и Всевышний дал глас Свой». Едва ли можно было найти лучшее музыкальное сопровождение карающей деснице Господней. Как могут люди надеяться, что выдержат глас Господень в последний день, когда будет оглашен их окончательный приговор, если даже сейчас у них сердце уходит в пятки от одного звука приближающейся грозы? Давид же нашел в этой зловещей картине тему для песни: даже в ужасах Господних верующий находит повод для благодарения.

«Град и угли огненные» упомянуты дважды, ибо Бог использует их как оружие небесного мщения. Хорн писал, что «каждая гроза должна напоминать нам о явлении могущества и отмщения Господнего, грядущего после всеобщего воскресения». Пусть это окончательно убедит нас в том, что наш небесный Отец и Друг обладает великой силой, и что мы в полной безопасности, пока Он сражается за нас. Князь, господствующий в воздухе, будет низвергнут, когда по его владениям промчится колесница херувимов. Пусть же легионы бесов не вселяют в нас трепет. Тот, кто за нас, больше всех тех, кто против нас.

15. На вражеские орды посыпались молнии, подобные раздвоенным стрелам, и Бог «рассеял их». Надменные грешники оказываются большими трусами, когда в бой вступает Господь. Они презирают Его слова и произносят богохульные речи, но когда Господь наносит удар, они бегут врассыпную. Господь поразил врага блистающими молниями и оглушительным громом. У Бога нет недостатка в оружии. Горе тому, кто подвизается против своего Создателя! Стрелы Божьи никогда не летят мимо цели; оперение их — молния, наконечники их — вечная погибель. Беги же, о грешник, прячься от гнева в надежном убежище, чтобы стрелы не вонзились в твою душу.

16. От сокрушительного удара десницы Господней содрогнулась основы мироздания и стали видны русла рек и дно морей. «И явились источники вод». Недра земли вышли наружу и «открылись основания вселенной». О, как грозен упрек Господа! Если «от грозного гласа Твоего, Господи, от дуновения духа гнева Твоего» открываются основания вселенной, то какова же сила десницы Твоей? Поистине, тщетно скрываться от Того, чье Слово отверзает бездну и срывает с петель врата вселенной! Всякое сопротивление Богу бесполезно, ибо от одного дуновения духа Его земля исполняется великого трепета.

17. Но вот приходит избавление. Приходит от Господа («Он простер руку»), с небес («с высоты») и с великими чудесами («извлек меня из вод многих»). В этом Давид уподобился Моисею, который тоже был извлечен из воды. В этом все верующие подобны своему Господу, чье крещение в водах страданий и собственной крови спасло нас от грядущего гнева. Потоки зла не страшны тому, чей Бог владычествует над морями и реками и обуздывает их ярость.

18. Получив спасение, мы должны непременно воздать всю славу Господу, исповедав свою немощь и вспомнив о могуществе побежденного врага. Все моменты боя по-своему воздают славу Богу. Наш главный духовный противник воистину «враг сильный», слишком сильный для столь ничтожных существ, как мы. Но Бог избавлял нас в прошлом и избавит в будущем. Наша немощь — причина Божьего вмешательства.

19. Это был день «бедствия», день скорби, и враги воспользовались слабостью Давида, чтобы погубить его. Однако несмотря на все их злые умыслы, Давид мог сказать: «Но Господь был мне опорою». О благословенное «но», разрубающее гордиев узел и поражающее стоголовую гидру! Если Господь — наша опора, то мы непременно будем избавлены от врага.

20. «Он вывел меня на пространное место». Иосиф, некоторое время проведя в темнице, был введен в царский дворец, а Давид, покинув Одолламскую пещеру, был возведен на престол. Как приятно ощущать радость после скорби! Пространное место приносит нам куда больше радости после времени горькой бедности и мучительного заточения. Страждущие души восторгаются обширными полями обещаний Божьих, когда Господь избавляет их от врага и открывает врата осажденного города. Господь никогда не оставляет дело незавершенным: разгромив врага, Он выводит пленных на свободу. Место верующего воистину пространно и покой его безбрежен, поскольку благословениям его нет конца.

«Избавил меня, ибо Он благоволит ко мне». В основании этого избавления — дар благодати. Не сомневайтесь: если мы копнем достаточно глубоко, то окажется, что вода в колодец благословений поступает из артезианского потока благодати. Океанские глубины божественного изобилия всегда выносят на поверхность жемчужины великой любви Господней к избранному и освященному народу. Почему Господь благоволит к нам — великая тайна, которую не могут уразуметь даже ангелы. Несомненно лишь то, что Бог благоволит к возлюбленным Своим и благоволение это является источником щедрых и многоценных благословений. Христианин, поразмысли над этими поучительными строками и уразумей, что беспричинная любовь Божья является истоком всех дарованных нам милостей.

21 Воздал мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих вознаградил меня, 22 ибо я хранил пути Господни и не был нечестивым пред Богом моим; 23 ибо все заповеди Его предо мною, и от уставов Его я не отступал.

24 Я был непорочен пред Ним и остерегался, чтобы не согрешить мне; 25 и воздал мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих пред очами Его.

26 С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним — искренно, 27 с чистым — чисто, а с лукавым — по лукавству его, 28 ибо Ты людей угнетенных спасаешь, а очи надменные унижаешь.

29 Ты возжигаешь светильник мой, Господи; Бог мой просвещает тьму мою.

21. «Воздал мне Господь по правде моей». Если эти слова — пророчество о Мессии, то все притязания на праведность вполне оправданы и понятны, ибо одежды Христа были белее снега. Если же Давид говорит о самом себе, то смысл этого отрывка может вызвать недоумение. Однако слова Давида вполне понятны, и если не искать в них больше смысла, чем вложил в них сам Давид, то их толкование не вызывает никаких затруднений. Хотя Божья благодать всевластна и свободна и Господь дает ее независимо от человеческих заслуг, Бог, управляя обыденной жизнью, следует определенному правилу справедливости, согласно которому права обиженных в конце концов восстанавливаются, а праведные избавляются от своих врагов.

В молодости Давид страдал из-за гонений, организованных завистливым Саулом, который, вне всякого сомнения, оправдывал свои преследования обвинениями, выдвинутыми против «мужа по сердцу Господа». Давид отверг эти обвинения, заявив, что ему дана праведность от Бога. Всевышний вознаградил его вопреки всем обвинениям клеветников. Перед Богом муж по сердцу Господа был смиренным грешником; перед клеветниками же он мог с чистой совестью говорить о «чистоте рук» и праведности.

Кто не может отстоять свою невиновность в суде человеческой справедливости, тот не был освящен божественной благодатью. Честный человек может знать о своей праведности и не уповать на нее. Нет ничего дурного даже в том, если он будет верить, что Господь вознаградил его за честность, ибо часто так и бывает. Но если мы возьмем этот принцип обыденной жизни и попробуем применить его к духовному царству, к миру, где верховной владычицей является благодать, единолично раздающая божественные благословения, то станем уповать на собственную праведность. Если благочестивый человек, подвергшийся клевете, отстаивает свою невиновность и доброе имя, то это никак не противоречит учению о спасении по благодати и не является признаком фарисейского духа. Предположим, благочестивый человек имеет чистую совесть и не знает за собой никаких проступков; должен ли он идти против собственной совести и презирать действие Святого Духа, лицемерно обвиняя себя в том, чего нет? Благочестивый человек ценит себя весьма высоко, а иначе он не был бы благочестив. Можем ли мы назвать его гордым за то, что он не собирается отказываться от жемчужины своего благочестивого характера? Благочестивый человек видит, что праведность и истина в конце концов будут вознаграждены Господом сполна. Разве не может он, видя эту награду, восхвалить Господа за нее? Не должен ли он провозгласить верность и благость Божью? Прочтите этот и следующие стихи как песнь доброй совести, которую человек поет, оправдавшись от клеветы и избавившись от гонений и поруганий, и вы увидите, что едва ли ее автора следует обвинять в излишнем уповании на свою праведность.

22. Здесь Давид снова говорит о своей чистоте, утверждая хорошее и отрицая плохое о себе. «Хранил» и «не был» должны быть неотъемлемой частью освященной жизни. Благодать не только сдерживает, но и поощряет. Слова этого стиха описывают святого странника, который «хранит пути Господни» и не поступает нечестиво пред Богом, то есть не оставляет путь, благословенный милостивым присутствием Божьим из-за злого умысла, дерзости или упорства в грехе. Обратите внимание, что выражение «не был нечестивым пред Богом моим» подразумевает, что Давид всегда пребывал в общении с Богом и знал Его как Отца, о котором мог сказать: «Бог мой». Бог никогда не оставляет народ Свой, так пусть же сыны Божьи приложат все усилия, чтобы не оставлять Его!

23. «Ибо все заповеди Его предо мною». Слово, характер и деяния Бога всегда должны быть перед нашими глазами; мы должны знать их, помышлять о них и благоговеть перед ними. Люди легко забывают то, чего не хотят помнить, но совершенства Всевышнего неизменно вызывают в сердце верующего радость и искреннее восхищение. Образ Божий должен быть перед нашими глазами постоянно, и тогда мы будем постепенно в него преображаться. Источником добропорядочности и честности в обществе должна быть любовь его членов к правде. Сердце человека должно быть наполнено любовью к святости, и тогда из него потекут реки чистоты и благочестия.

«И от уставов Его я не отступал». Если мы отступаем от Писания и не размышляем над ним, то оно перестает влиять на нашу жизнь. Отступление от веры всегда начинается с запылившейся Библии, а затем и одежда человека становится запачканной.

24. «Я был непорочен пред Ним». Давид заявляет о своей непорочности пред Богом, о качестве, которое будет признано подлинным перед судом Божьим. В каких бы беззакониях его ни обвиняли люди, Давид знал, что его мысли о Боге благи и непорочны.

«Остерегался, чтобы не согрешить мне» (в англ. — «хранил себя от моего беззакония». — Примеч. ред.). Давид также решается напомнить Богу о том, что он смог удержаться от одного из своих излюбленных грехов, имевшего над ним большую власть. Если мы сумели обуздать самые необузданные струны нашей натуры, то это хороший знак. Если не рвется самое слабое звено в цепи, то сильные звенья уж точно не порвутся. Будучи человеком горячим и импульсивным, Давид мог бы убить Саула, когда тот был в его власти, но благодать удержала его от этого злодеяния. И это было великое чудо, о котором Давид написал совсем не зря! Когда-нибудь и мы с радостью вспомним свои праведные поступки и благословим Бога за то, что смогли их совершить.

25. Сначала Бог дает нам святость, а затем вознаграждает за нее. Мы Его творение, сосуды, изготовленные для славы, и когда наше создание закончено, мы получаем эту славу. На самом же деле, однако, слава принадлежит Гончару, изготовившему эти сосуды. Награда присуждается цветку, победившему на выставке, но ведь вырастил его садовник. Ученик получает приз от своего учителя, но ведь слава принадлежит учителю, хотя он и раздает награды, а не получает их.

26. То, как Господь поступил с Давидом, напомнило благодарному певцу общее правило провидения Божьего: Господь всегда поступает с сынами человеческими по справедливости и отмеривает каждому той мерой, которую использует сам человек. «С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним — искренно». Каждый получает то, что заслужил, и каждому дается столько зерна, сколько вмещается в его корзину. Нет правила более справедливого, более устрашающего для нечестивых и более любимого для щедрых. Люди выбросили бы свои неверные весы и сломали бы свои короткие линейки, если бы поверили, что неизбежно поплатятся за свое мошенничество. Обратите внимание, что даже милостивые нуждаются в милости. Какова бы ни была их щедрость, сколько бы они ни прощали своих врагов, они никогда не перестанут нуждаться в милости. Господи, будь милостив ко мне, грешному!

27. «С чистым — чисто, а с лукавым — по лукавству его».

Лукавство грешников является грехом; к Богу же эта характеристика применима только в том смысле, что Он наказывает грешника в соответствии с его грехом. Судья всей земли противостоит беззаконнику, дабы тот увидел, что не все на свете служит его прихотям и желаниям. Кальвин сказал об этом весьма убедительно: «Сия безобразная, чудовищная глупость людей вынуждает Бога использовать неожиданные образы и, как в данном случае, словно действовать от другого лица». В книге Левит, 26:21-24, мы находим похожее утверждение: «Если же после сего пойдете против Меня и не захотите слушать Меня, то и Я пойду против вас». Господь как бы говорит, что из-за их упрямства и дерзости Он забудет Свое обычное терпение и мягкость и противостанет им со всей суровостью. Итак, мы видим, что упорствующие во грехе получают возмездие за свои злодеяния, Бог ожесточается против них и сокрушает их гордыню. Если они считают себя камнем, то Он дает им понять, что на них обрушится железо. Иудейская традиция гласит, что каждый человек ощущал вкус манны по-своему, так и Бог открывается каждому человеку соответственно его характеру.

28. «Ибо Ты людей угнетенных спасаешь». Какое великое утешение для нищих духом, чьи духовные скорби могут быть смягчены только божественной рукой! Эти люди не могут спасти себя сами, и никто другой не в силах им помочь, кроме Бога. «А очи надменные унижаешь». Тот, кто смотрит свысока, очень скоро будет унижен. Господь ненавидит надменные очи. Это ли не причина для покаяния и смирения! Гораздо разумнее смириться под крепкую руку Господа, чем вынуждать Его смирять нас Своим гневом!

29. «Ты возжигаешь светильник мой, Господи» (в англ. — «свечу мою». — Примеч. ред.). Даже сыны света иногда нуждаются в свече. Когда наступает тьма, мы зажигаем свечи. Их свет утешает нас, и в этом нет ничего предосудительного. Свеча принадлежит нам, но горит она священным огнем, который зажег Бог. Светильник принадлежит нам, но его приятный свет — дар свыше. Дьявол не в силах задуть свечу, зажженную Богом. Не все свечи зажигаются одновременно, так и не все добродетели радуют нас в настоящее время. Однако как хорошо иметь в запасе свечи, которые можно постепенно зажигать, так же хорошо иметь добродетели, которые по очереди свидетельствуют об истинности нашей веры.

Использованная в этом стихе метафора построена на контрасте между тоскливостью тьмы и отрадностью света. «Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце». Так и присутствие Господне разгоняет тучи мрака и скорби и дарует верующему великую радость. Зимний вечер преображается в тот момент, когда зажигают светильники, но свет лица Божьего вселяет в нас еще большую радость. Как известно из истории, египетские бедняки отказывали себе в хлебе, чтобы купить масла для светильников и не сидеть в темноте. Мы вполне могли бы распрощаться с земными утехами, только чтобы свет любви Господней постоянно веселил наши души.

30 С Тобою я поражаю войско, с Богом моим восхожу на стену. 31 Бог! — Непорочен путь Его, чисто слово Господа; щит Он для всех, уповающих на Него. 32 Ибо кто Бог, кроме Господа, и кто защита, кроме Бога нашего?

33 Бог препоясывает меня силою и устрояет мне верный путь;

34 делает ноги мои, как оленьи, и на высотах моих поставляет меня;

35 научает руки мои брани, и мышцы мои сокрушают медный лук.

36 Ты дал мне щит спасения Твоего, и десница Твоя поддерживает меня, и милость Твоя возвеличивает меня. 37 Ты расширяешь шаг мой подо мною, и не колеблются ноги мои.

38 Я преследую врагов моих и настигаю их, и не возвращаюсь, доколе не истреблю их; 39 поражаю их, и они не могут встать, падают под ноги мои, 40 ибо Ты препоясал меня силою для войны и низложил под ноги мои восставших на меня;

41 Ты обратил ко мне тыл врагов моих, и я истребляю ненавидящих меня: 42 они вопиют, но нет спасающего; ко Господу, — но Он не внемлет им; 43 я рассеваю их, как прах пред лицем ветра, как уличную грязь попираю их.

44 Ты избавил меня от мятежа народа, поставил меня главою иноплеменников; народ, которого я не знал, служит мне; 45 по одному слуху о мне повинуются мне; иноплеменники ласкательствуют предо мною; 46 иноплеменники бледнеют и трепещут в укреплениях своих.

Некоторые повторения отнюдь не излишни. Повторные размышления о милости Божьей превосходят первоначальные. Наша благодарность к Богу, подобно чистому вину, становится все крепче и слаще по мере того, как мы размышляем над Его благостью. Стихи, которые нам предстоит обдумать, есть зрелый плод благодарного духа. Их содержание — золотые яблоки, а их форма — серебряная корзина. В них описана победа верующего и полное поражение его врагов.

30. «С Тобою я поражаю войско, с Богом моим восхожу на стену». Встречаем ли мы врага в открытом бою или нам приходится перелазить через стену, чтобы настигнуть его внутри укрепленного города, — благодатью Божьей мы одержим победу. Даже если враг обложит нас со всех сторон или окружит каменными стенами, то и тогда мы обретем свободу. Мы уже совершали подобные подвиги, прорубая себе путь через чащу скорбей и совершая невозможное. Воинов Божьих ждут разные битвы, и мы можем, укрепившись верой, вести себя достойно в любых обстоятельствах. Впрочем, мы не должны забывать, что все лавры по праву принадлежат Господу Богу, и каждому из нас следует сказать: «С Богом моим я совершил сие славное дело». Военные трофеи мы посвящаем Богу сражений и воздаем Ему всю славу и честь.

31. «Бог! — Непорочен путь Его». Божьи действия на благо Его народа безупречны и совершенны. Во всех Его деяниях видна справедливость, истина, забота, милость и святость. Совершенство присуще каждому деянию Божьему, а если сложить их все вместе, то они составят безупречное и гармоничное целое. Разве не утешительно знать, что Начавший благословлять нас доведет Свое дело до конца, ибо все пути Его «непорочны»?

«Слово Господа» также достойно славословий. «Чисто слово Господа». Чисто, как серебро переплавленное. Учение Господнее безупречно, повеления — чисты, обещания — верны, а откровение преисполнено благодати и истины. Слово Божье подвергалось испытанию не раз: оно было испытано как Давидом, так и многими другими, но никогда не подводило их. После славословия путей Господних и Его Слова, необходимо было воздать хвалу и самому Богу, поэтому псалмопевец добавил: «Щит Он для всех, уповающих на Него». Даже самая надежная броня не защищает воина так, как защищают святое воинство обещания Господа. Он — щит для уповающих на Него. Что за дивная истина! Какое успокоение дает она любой уповающей на Бога душе!

32. Теперь, когда псалмопевец восхвалил Господа, сердце его исполнилось священным пылом, а уста — красноречием. Он спрашивает у неба и земли, есть ли где-нибудь другой бог, столь же достойный восхищения, как Иегова. Языческие идолы не достойны даже упоминания, и он, говоря об истинном Боге, отметает их с крайним презрением.

«Ибо кто Бог, кроме Господа?» Кто еще создает, поддерживает, предвидит и царствует? Кто еще совершен во всех Своих свойствах и славен во всех деяниях? Кому еще может поклоняться тварь, как не Господу? Кто еще достоин ее служения и любви? «Кто защита, кроме Бога нашего?» Где еще можно обрести твердую надежду? Где еще душа может обрести покой? Где еще мы можем найти уверенность в будущем? Кто еще источник нашей силы? Воистину, только в Господе Боге мы можем найти покой и убежище!

33. Оглядев боевые доспехи, принесшие ему победу, торжествующий псалмопевец славит Господа за каждую часть своего облачения. Первая строка посвящена поясу: «Бог препоясывает меня силою». Приняв силу с небес, доблестный воин стал поистине могуч, и ничто на земле не могло сравниться с ним по силе. Без чудесного пояса он был бы немощным и хилым, слабым и беспомощным, но, получив подкрепление с небес, он стал целеустремленным, отважным и могучим. И он одержал победу, победу столь полную и безоговорочную, что ее вполне можно было назвать совершенной. Восторжествовали ли мы над грехом? Живем ли мы достойно Евангелия? Если да, то давайте воздадим всю славу Тому, кто препоясал нас Своей безмерной силой, дабы мы были непобедимы в битве и неутомимы в странствованиях.

34. Ноги победителя были обуты божественной рукой, и следующий стих, очевидно, говорит именно об этом. «Делает ноги мои, как оленьи, и на высотах моих поставляет меня». Преследуя своих врагов, доблестный воин был скор, как молодая косуля, но вместо того чтобы прославить человеческие ноги, он поблагодарил Господа Бога, наделившего его быстротой. Если наш ум гибок, а дух бодр и скор, как «колесницы знатных» (Песн. П. 6:12), то не будем забывать, что эта милость была дарована нам рукою Возлюбленного. Проникая в неприступные крепости, Давид ни разу не оступился. Господь поставил его на высотах, на которых не удержались бы и дикие козлы. В этом явилась милость Божья, сохранившая Давида от зла. Нам, как и Давиду, приходилось стоять на высотах — на высотах славы, служения, искушений и опасностей, но Господь сохранил нас от падения. Принесите же арфу и давайте присоединимся к благодарственной песне Давида. Если бы мы сорвались со скалы, скорбь наша была бы неизбывной, но мы устояли — прославим же Господа всем сердцем!

35. «Научает руки мои брани». Давид считает свою доблесть и военную выучку результатом божественного наставления. Он не приносит ни единой жертвы на алтарь своих человеческих способностей или приобретенных умений, но, почитая свое военное искусство даром божественной благодати, благодарит Бога за щедрость. Святой Дух — великий Наставник небесного воинства.

«Мышцы мои сокрушают медный лук». Медный лук невозможно было согнуть руками без помощи ног. Умение согнуть или сломать медный лук считалось признаком великой силы. Здесь Давид имеет в виду лук врага: он вырвал его у противника и разломил пополам. Так и Иисус не только отразил огненные искушения лукавого, но и сокрушил доводы сатаны, выпущенные в Него, словно стрелы из лука. Он сокрушил их святым Писанием. Так и мы можем одержать победу над врагом, разбив его лук и стрелы мощным ударом богооткровенной истины. Либо Давид от рождения имел крепкое телосложение, либо божественная сила сходила на него лишь время от времени, как на Самсона. В любом случае, свою силу он приписывает действию Божьему и воздает всю славу Господу. Давайте и мы не будем лишать Господа того, что Ему по праву принадлежит. Воздадим Ему славу, достойную Его имени!

36. «Ты дал мне щит спасения Твоего». Наипаче всего мы должны взять щит веры, ибо ничем другим невозможно угасить огненные стрелы лукавого. Это щит небесной работы, и дается он только Богом. Это средство, знак, гарантия и залог нашего полного спасения.

«Десница Твоя поддерживает меня». Благодать Господа хранит и поддерживает нас тайно, а провидение Божье подает нам помощь явно. Воистину, мы столь немощны, что не можем самостоятельно стоять на ногах. Но когда Господь поддерживает нас, мы становимся непоколебимыми, как медные столбы.

«Милость Твоя возвеличивает меня». У этого предложения есть несколько прочтений. Слово, переведенное как «милость», можно перевести как «благость». Давид видел благоволение Господа в действии и благодарно приписал свое величие доброте Божьей, а не своим достоинствам. Другой вариант: «Провидение Твое возвеличивает меня». Но провидение есть ни что иное, как благость в действии. Благость — это бутон, а провидение — цветок. Благость — это семя, а провидение — урожай. Есть еще одно прочтение: «помощь Твоя». Но помощь — это то же самое, что провидение, сопутствующее всем святым и помогающее им в служении Господу. Некоторые комментаторы считают самым правильным перевод «смирение Твое».

Но нам кажется, что наиболее подходящий перевод — «Твое снисхождение», ибо снисхождение вбирает в себя все вышеупомянутое, в том числе и смирение. Бог смирил себя, именно поэтому мы возвысились. Мы настолько ничтожны, что если бы Господь явил Свое величие без снисхождения, мы давно бы уже были повержены в прах. Но Бог, который наклоняется, чтобы посмотреть на небеса и увидеть дела ангелов, призирает на бедных и сокрушенных сердцем и возвеличивает их.

Кроме этих вариантов перевода существуют и другие прочтения. Септуагинта, например, переводит эту фразу как «Твое учение», то есть отцовское наставление. А халдейский перевод гласит: «Слово твое возвеличило меня». Так или иначе, смысл остается неизменным. Давид приписывают все свое величие милостивой благости и щедрости Отца небесного. Давайте же и мы проникнемся подобным отношением и, признав, что всей своей благостью и величием мы обязаны Господу Богу, положим свои венцы у Его ног со словами «милость Твоя возвеличивает меня».

37. «Ты расширяешь шаг мой подо мною». Перед Давидом открылся гладкий путь, ведущий к бескрайним просторам и безбрежным пастбищам. Ему уже не нужно было ходить узкими горными тропами и прятаться в расселинах скал. Он свободно пересекал долины, жил в собственном винограднике и питался от собственной смоковницы. Наслаждаться христианской свободой во всей ее полноте — великое благо, но еще большее благо — когда Бог делает нас достойными этой свободы, удерживая от падения. Устоять на горе скорби можно только с Божьей поддержкой, но и на просторных пастбищах благоденствия эта поддержка нужна нам не меньше.

38. То, что Бог хранит святых от зла, не сулит нечестивым ничего хорошего. Амаликитяне искренне верили, что ушли от погони вместе со своей добычей, но Давид нагнал их и перебил всех до единого. Когда Бог пребывает с нами, всякий грех и печаль исчезают и всякое зло «истребляется» силой благодати.

39. Наши духовные враги побеждены окончательно. Мы восторжествовали над грехом, смертью и адом, ибо Господь отнял силы у начальств и властей. Да даст Он нам одержать победу над ними и в жизни.

40-41. Невозможно воздавать Богу славу за наши победы чрезмерно часто. Нам действительно приходится сражаться со своими духовными противниками, однако победа принадлежит Господу, а не нам. Мы не должны хвастаться, подобно тщеславным жрецам, однако вполне можем радоваться тому, что добровольно стали верными орудиями Господа, которые Он использует для осуществления Своих великих замыслов.

42. «Они вопиют, но нет спасающего; ко Господу, — но Он не внемлет им». Молитва — воистину мощное оружие, к нему прибегают даже нечестивые, когда надежда покидает их. Нечестивцы молят Бога истребить верующих — но тщетно! Царство Божье не разделилось, и Бог никогда не поможет Своим врагам в ущерб Своим друзьям. Некоторые молитвы к Богу хуже богохульств, они тщетны и только приводят Бога в ярость. Мыслимо ли просить отца убить собственное дитя ради удовлетворения моей злобы? Не рассердится ли он на подобное издевательство над его отцовской любовью? Сколько же меньше Господь Бог призрит на желания безжалостных врагов Церкви, которые осмеливаются молиться об ее уничтожении, называя ее саму сектой, а ее учение — ересью?!

43. Поражение народов, враждовавших с царем Давидом, было столь сокрушительным, что псалмопевец уподобил их праху, разметаемому ветром. Сила их была полностью сокрушена, они стали как пыль на ветру и уподобились уличной грязи, попираемой ногами. Окончательное поражение врагов Божьих стало возможным в результате победы Сына Давидова на кресте. Восстань, душа моя, и смело встреть врага, ибо ему нанесена смертельная рана, и он падет, не выдержав твоего мощного натиска.

Пусть грех и ад мешают мне идти

Мой злейший враг Иисусом побежден.

Он их на крест собою пригвоздил,

И смерть попрал, из мертвых воскрешен.

44. «Ты избавил меня от мятежа народа». Сложнее всего справляться с внутренними конфликтами. Гражданская война — самая страшная война, а когда страна живет в мире, за это надо благодарить Бога. Благословенный поэт благодарит Господа за единство и мир, наступившие в его царстве. Когда в трех наших царствах — в духе, душе и теле — пребывает мир, то мы непременно должны воспеть Господу Богу гимн хвалы. Единство в церкви также должно возбуждать в нас желание славить Бога.

«Поставил меня главою иноплеменников; народ, которого я не знал, служит мне». Сопредельные страны покорились власти иудейского царя. Когда же все земли поклонятся Царю Иисусу Христу и будут служить Ему с благоговейной радостью? Воистину, в этих строках больше сказано об Иисусе, чем о Давиде. То, что языческие земли в конце концов признают владычество распятого Господа, должно воодушевлять и ободрять миссионеров, несущих веру в далекие страны.

45. «По одному слуху о мне повинуются мне». Много пострадавший воин очень скоро стал прославленным полководцем — наши победы будут не менее скорыми. Мы, однако, предпочитаем относить этот фрагмент к Господу Иисусу Христу. Часто бывает так, что люди, внешне не кажущиеся готовыми принять Евангелие, принимают его очень легко. Не слышавшие Евангелия раньше, как правило, очаровываются его учением с первого раза и покоряются ему всем сердцем. Что же касается тех, кто привык к его радостным песням, то они гораздо чаще ожесточаются евангельским учением, чем смягчаются им. Иногда благодать Божья воспламеняет сердца так же быстро, как огонь солому, и в один день рождается новый народ. Посмотрев на Иисуса, мы часто очаровываемся Им «с первого взгляда». Воистину, мы можем не хвалясь произнести слова Цезаря: «Veni, vidi, vici» (лат. «пришел, увидел, победил». — Примеч. ред.), ибо сердца принимают Евангелие «по одному слуху о нем». Это должно побудить нас распространять учение о кресте повсюду.

46. «Иноплеменники бледнеют». У врагов Христовых в конце концов не останется ни капли жизненных сил, и они станут подобны высохшей листве или поваленным деревьям. Люди, чуждые Христу, чужды всякой истинной радости. Тот, кто отказывается пить воду из источника жизни, очень скоро увянет и лишится сил.

«Трепещут в укреплениях своих». Язычники в страхе покинули свои горные укрепления и пришли на поклон к царю израильскому. Так же и бедные грешники, покинув твердыни самоуверенности и плотской безмятежности, приходят поклониться Спасителю Иисусу Христу. Грехи, утвердившиеся в нашей плоти и крови, хотя и подобны неприступным крепостям, будут изгнаны из своих укреплений силой Духа Святого, и мы будем служить Господу сердцем, полным безраздельной любви.

Вспомнив о прошлых победах и наполнившись радостным ожиданием будущих триумфов, благословенный псалмопевец завершает свое описание нечестивых и возвращается к непосредственному прославлению милостивого Бога.

47 Жив Господь и благословен защитник мой! Да будет превознесен Бог спасения моего,

48 Бог, мстящий за меня и покоряющий мне народы, 49 и избавляющий меня от врагов моих! Ты вознес меня над восстающими против меня и от человека жестокого избавил меня.

50 За то буду славить Тебя, Господи, между иноплеменниками и буду петь имени Твоему, 51 величественно спасающий царя и творящий милость помазаннику Твоему Давиду и потомству его во веки.

47. «Жив Господь». Бог есть источник жизни; жизнь является частью Его сущности, Он самодостаточен и вечен. Мы служим не бездушному, выдуманному, мертвому божеству. Наш Бог бессмертен. Давайте же, как верноподданные великого Царя, воскликнем: «Жив, Господь! Да здравствует Царь царей! Мы снова предаем себя в Твои руки, ибо Ты бессмертен. Жив Господь, а потому и мы будем живы в Нем». «Благословен защитник мой!» Он — основание нашей надежды, так пусть же Он будет и объектом нашей хвалы. Сердца наши благословляют Господа, святой любовью мы превозносим Его.

Живет великий Бог, вовек благословенный!

Да будет славен Тот, кто мир мне дал нетленный!

«Да будет превознесен Бог спасения моего». Чтобы прославить Господа и Спасителя должным образом, нам не хватит вечности. Тем не менее мы должны повсюду нести весть Нового Завета и креста, учение об избрании и искуплении, а также о возрождении Духом. Спасший нас от заслуженной кары должен быть нам очень дорог. На небесах льется песнь «Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею». Такая же песнь должна звучать и в собраниях святых на земле.

48. «Бог, мстящий за меня и покоряющий мне народы». Самому мстить своим врагам — великий грех; Давид же рассматривал себя как орудие Божьего отмщения, как меч, которым Господь отмеривал наказание как Своим врагам, так и святому народу. Более того, если бы Давид не радовался своему успеху в этом деле, то заслужил бы справедливое порицание. То, что грешники идут в погибель, конечно же, неприятно, но то, что Бог карает грешников за нарушение Своего закона, вызывает в благочестивых сердцах чувство благодарности. Вместе с тем, нам следует помнить, что отмщение — это всегда дело Божье, и Он столь справедлив и долготерпелив, что мы можем безо всяких колебаний доверить Ему это дело.

49. Помазанник Божий был спасен от всех врагов, в том числе и от своего злейшего врага. В конечном счете Давид восторжествовал и над Саулом, и над другими своими противниками. Такое же славное избавление ожидает всех святых, ибо Иисус, умалившийся пред людьми, ныне восседает на небесах, выше всех начальств и властей.

50. Этот стих был процитирован Павлом в Послании римлянам, 15:9: «А для язычников — из милости, чтобы славили Бога, как написано: за то буду славить Тебя, Господи, между язычниками, и буду петь имени Твоему». Это бесспорное доказательство тому, что эти строки — о Христе. Все же, в них говорится и о Давиде. Он представлен для нас примером святого человека, хвалящегося Господом перед нечестивцами. Кто такие эти ненавистники Бога, чтобы мы ради них затворяли свои уста? Мы будем петь Богу, хотят они того или нет, и им придется слушать о благости Господней. Излишняя обходительность с изменниками равносильно измене Царю.

51. В этот заключительный стих автор вложил все свои чувства, засвидетельствовав тем самым безмерное восхищение Богом и благодарность Ему. «Величественно спасающий». В оригинале здесь употреблено слово «спасение», стоящее во множественном числе, что указывает на многообразие и полноту спасения Божьего. Наречие «величественно» также вполне уместно, если учесть от чего, для чего и каким образом мы спасаемся от своих врагов.

Вся эта милость даруется нам Царем небесным, помазанником Божьим, и воистину блаженны те, кто, будучи Его семенем, может надеяться на безмерное преумножение милостей Господних. Господь сдержал Свое слово, данное Давиду, и не нарушит Своего завета с духовным Давидом, ибо он касается Его славы и сущности в гораздо большей степени.

Завершается псалом той же темой о любви, с которой он начался. Блаженны поющие от любви к любви: они подобны странникам, приходящим от силы в силу.

Советы проповедникам

Стих 2

Решение любви. Доводы любви. Испытания любви. Победы любви.

Стих 3

Многообразие даров Божьих Его народу.

Стих 3

Бог — наследие Своего народа, удовлетворяющее все его нужды.

Стих 4

Решение молиться; хвала Богу; ожидание ответа.

Стихи 5-7

Яркий образ души, объятой страданиями. В час испытаний она прибегает к Богу.

Стих 6

Состояние души, сознающей свой грех.

Стих 6 (вторая часть)

Как лукавый расставляет сети, чтобы уловить нас или помешать нашему шествию.

Стих 7

Обстоятельства молитвы, способ молитвы, слушание молитвы и ответ на нее.

Стих 8

Перед лицом разгневанного Бога сотрясается все творение.

Псалом 17

Стих 11

Бог использует для достижения Своих целей как небесные, так и земные средства.

Стих 12

Бог, скрывающийся во мраке. Почему? Когда? К чему это приводит?

Стих 14

«Град и угли огненные». Грозные явления Господа Бога.

Стих 17

«Извлек меня из вод многих»; христианин, как и Моисей, был «извлечен из вод». Стих провозглашает наше великое спасение. Жизнь Моисея — образ нашего спасения.

Стих 18

Благодарственная песнь святого по поводу победы над сатаной и прочими врагами.

Стих 18 (вторая часть)

Необычное, но верное основание надеяться на Божью помощь.

Стих 19

Лукавство врага: «Они восстали на меня в день бедствия моего». Поражение врага: «Господь был мне опорою».

Стих 20

Источник благодати; честь, дарованная ее избранным.

Стих 22

Святость, ее мера, ее источник, ее преимущество и сопряженные с ней опасности.

Стих 23

Необходимость постоянного размышления о святом. Пренебрежение святынями — грех.

Стих 24

Праведное сердце и его особенное отношение к греху.

Стих 24

Проповедь о тайных грехах.

Стих 24

Испытание праведности.

Стих 26

Божья справедливость.

Стих 27

«Что посеешь, то пожнешь». Как это правило применимо к обычной и духовной жизни, а также к суду.

Стих 28

Утешение для смиренных и бедствие для надменных.

Стих 28 (вторая часть)

Бог унижает надменные очи. Можно рассмотреть этот принцип с точки зрения благодати и справедливости, применить его к святым и к грешникам. Обширная тема.

Стих 29

Утешение для безутешных.

Стих 30

Перечисление подвигов веры. Они многочисленны, требуют немалых усилий, но легки в исполнении, полностью зависят от Божьей помощи.

Стих 31

Путь, слово и битва Господа Бога.

Стих 32

Вызов брошен

1) ложным богам: миру, удовольствиям и т. п. Кто по праву может называться богом?

2) крепостям, уверенности в себе, суевериям и т. п. Можем ли мы уповать на все это?

Стихи 33-35

Тяжелые испытания, дарованная свыше готовность к ним, духовные свершения, надежное прибежище, благодарные признания.

Стих 36

«Щит спасения». Что это такое? Вера. Где его взять? «Ты дал мне». Какова от него польза? «Спасение». Кому он дается?

Стих 37

Божья милость определяет наш удел.

Стих 40

Рыцарь-крестоносец, полностью приготовленный к бою.

Стих 42

Тщетные молитвы — на земле и в аду.

Стих 43

Неизбежное поражение, предание позору и уничтожение зла.

Стих 43 (вторая часть)

По природе и из-за греха мы отделены от Христа, но это не является препятствием для благодати.

Стих 45

В некоторых местах Евангелие распространяется быстро, а в некоторых — медленно. Повод серьезно задуматься.

Стих 47

Как благословлять и прославлять живого Господа.

Стих 51

Величие нашего спасения, «величественно спасающий»; путь спасения, через «Царя»; вечность спасения, «во веки».