3. Общие принципы

«Да даст тебе Господь разумение во всем» (2 Тимофею 2:7).

Правильное воспитание

Самое тонкое дело, когда-либо порученное взрослым людям, — это развивать молодые умы. Надо приложить все старания и настолько разнообразить процесс воспитания и образования, чтобы привести в движение самые возвышенные и благородные свойства ума. Родители и школьные учителя, конечно же, не готовы правильно воспитывать детей, если сами еще не усвоили главный урок самообладания, терпения, снисходительности, кротости и любви. Какое важное дело поручено родителям, наставникам и учителям! Немногие разбираются в наиболее существенных умственных потребностях детей и немногие знают, как управлять процессом интеллектуального развития, формирующимися мыслями и чувствами молодежи…

Индивидуальность детей

Воспитание детей дома и в школе не должно напоминать дрессировку бессловесных животных, ибо у детей есть разумная воля, которую следует направлять так, чтобы ей подчинялись все остальные силы и способности. Бессловесных животных надо обучать и дрессировать, потому что у них отсутствует логическое мышление. Но людей надо учить самообладанию. Ум человеку необходимо развивать, чтобы он управлял всем его естеством, тогда как хозяин обучает животных во всем повиноваться ему. Хозяин является умом, совестью и волей своего животного.

Ребенка тоже можно воспитывать таким образом, чтобы у него не осталось собственной воли. Даже сугубо индивидуальные черты его личности могут раствориться и потеряться в личности старшего наставника; воля ученика со всеми помышлениями и намерениями может во всем подчиняться воле учителя. Детям, воспитанным таким образом, всегда будет недоставать нравственной энергии и личной ответственности. Их не учат жить на основании принципов и здравого мышления. Их воля находится в подчинении у другого человека, их ум остается невостребованным, а при отсутствии соответствующих упражнений он не развивается и не укрепляется. Такими детьми не руководят и их не. учат тому, как использовать все свои природные способности и самые сильные черты в соответствии с их физическими особенностями и складом ума.

Но учителям надо не только воспитывать в детях самостоятельность, но уделять особое внимание развитию их слабых сторон, чтобы все их способности переходили от силы в силу и чтобы разум достиг необходимого уровня развития.

Причина непостоянства в детях

Во многих семьях детей вроде бы неплохо обучают и дисциплинируют, но, когда рушится та система правил, к которой они привыкли, дети оказываются неспособными самостоятельно мыслить, действовать или принимать решения. Этих детей очень долго держали в рамках железных правил, им долго не давали самостоятельно мыслить и действовать там, где это было крайне желательно, и в итоге у них не развилось никакой уверенности в том, что они могут положиться на собственное суждение или мнение. Когда они выходят из родительского дома, другие люди своими советами и суждениями могут легко увести их не в ту сторону. Характер таких детей непостоянен. Их не приучили полагаться на собственное суждение, когда это целесообразно и необходимо, поэтому ум их не развился и не окреп должным образом. Родители так долго контролировали их во всем, что они всецело зависят от них, полностью полагаясь на их разум и суждения.

С другой стороны, молодым нельзя позволять думать и действовать совершенно независимо от родителей и учителей. Детей надо учить с уважением относиться к суждению опытных людей и подчиняться руководству родителей и учителей. Их надо воспитывать таким образом, чтобы они мыслили так же, как их родители и учителя, и наставлять так, чтобы они вполне сознательно прислушивались к совету старших. В этом случае, когда дети выйдут из-под опеки своих родителей и учителей, их характер не будет подобен трости, ветром колеблемой…

Родители и учителя, гордящиеся тем, что полностью управляли умом и волей отданных на их попечение мальчиков и девочек, перестали бы хвалиться, если бы проследили будущую жизнь детей, которых они принуждали к послушанию силой или страхом. Такие дети почти совсем не готовы выполнять суровый долг в этой жизни. Когда подобная молодежь выходит из-под опеки родителей и учителей и ей приходится думать и действовать самостоятельно, она почти во всех случаях идет кривыми путями и уступает искушениям. Молодые люди не добиваются успеха, и те же недостатки прослеживаются в их духовной жизни.

Если бы открыть наставникам детей и молодежи будущие плоды их ошибочных методов воспитания, они бы изменили их… Бог никогда не одобрял того, чтобы один человек полностью контролировал другого, и те, кто пытается нивелировать индивидуальные особенности своих учеников и быть их разумом, совестью и волей, берут на себя страшную ответственность. Подобные ученики в некоторых случаях выглядят как хорошо вымуштрованные солдаты. Но когда они выходят из-под жесткой опеки, то оказывается, что они не могут действовать самостоятельно на основании заложенных в них принципов.

Самыми ценными и преуспевающими учителями являются те, которые задаются целью внушить своим ученикам в процессе воспитания, что от них самих зависит, станут ли они мужчинами и женщинами с твердыми принципами и будут ли они готовы выполнить любую ответственную задачу. Поверхностным наблюдателям работа таких воспитателей может казаться не столь впечатляющей, и они не оценят их труд так же высоко, как труд учителя, который абсолютной личной властью подавляет ум и волю своих учеников, однако когда дети вырастут, их будущая жизнь покажет, чей план воспитания был лучше.

Родителям и учителям грозит опасность слишком увлечься муштрой и диктатом и при этом не иметь достаточно тесного человеческого контакта со своими детьми или учениками. Часто они бывают слишком холодны и сдержанны, не проявляют никакого сочувствия к ученикам, а только командуют ими. Такая манера воспитания не завоюет сердца детей и учеников. Если бы преподаватели приблизили к себе учеников, показали им, что любят их, и проявили интерес ко всем их занятиям и даже увлечениям, сами становясь порой как бы детьми среди детей, то сделали бы своих воспитанников очень счастливыми и завоевали бы их любовь, доверие и уважение. Тогда дети намного охотнее признавали бы авторитет родителей и учителей.

Личные качества учителя

Привычки и принципы учителя намного важнее его грамотности или компетентности. Если он искренний христианин, то будет проявлять одинаковую заинтересованность как в физическом, так и в умственном, нравственном и духовном воспитании своих учеников. Чтобы оказывать на них правильное влияние, ему надо в совершенстве владеть собой и его сердце должно быть преисполнено любовью к ученикам, что обязательно проявится в его взглядах, словах и поступках. Учителю следует иметь твердую волю, и тогда он сможет формировать интеллект учеников и обучать их различным наукам.

Обычно будущий характер молодежи складывается на этапе начального образования. Тем, кто имеет дело с юными умами, надо стараться привести в действие их лучшие качества, чтобы дети побыстрее узнали, как управлять своими способностями и наилучшим образом использовать их.

Заточение в школе

На протяжении многих прошедших лет система воспитания губительно сказывалась на здоровье и самой жизни детей. Многие юные создания просиживали по пять часов в день в душных классных комнатах, плохо проветриваемых и слишком тесных. Воздух в таких помещениях быстро отравляет легкие. Маленьких детей, мышцы и конечности которых еще слабы, а мозг недостаточно развит, подолгу держали взаперти, чем наносили им большой вред. Многие дети по природе своей чахлы и слабы. Заточение в школе изо дня в день делает их нервными и болезненными. Дети страдают и болеют из-за истощения нервной системы.

И если огонь жизни в них гаснет, родители и учителя не считают, что сами немало этому способствовали. Стоя у могилы своего ребенка, удрученные родители расценивают постигшую их утрату как особое волеизъявление Божественного промысла, тогда как на самом деле они своим непростительным невежеством сами отняли у него жизнь. Приписывать в этом случае смерть ребенка Божественному провидению — богохульство. Бог хотел, чтобы их дети жили, получали необходимое воспитание, развивали прекрасный характер, прославляли Его в этом мире и затем хвалили Его в лучшем из миров…

Большинство матерей не проявляют никакого интереса к тому, чтобы познакомиться с чудесным устройством человеческого организма и понять, каким образом один орган зависит от другого и предопределяет здоровое функционирование всех частей тела. Они ничего не знают о том, как взаимодействуют тело и разум. Они не понимают, как функционирует мозг, соединяющий конечное с бесконечным. Каждый орган тела подчинен мозгу. Мозг является центром тела.

Детям обычно позволяют есть мясо, масло, сыр, свинину, жирный крем и острые приправы. Им также разрешают есть эту нездоровую еду когда попало и даже в промежутках между основными приемами пищи. Все это приводит к расстройству желудка, противоестественному нервному возбуждению и слабоумию. Родители не понимают, что сеют семя, которое вызовет болезнь и смерть.

Многие дети стали инвалидами на всю оставшуюся жизнь из-за того, что в погоне за интеллектом их воспитатели забыли о физическом развитии. Многие умирают и детстве из-за того, что неразумные родители и школьные учителя насиловали их юные умы, заставляя зубрить уроки с помощью кнута и пряника, хотя детям было еще слишком рано по возрасту сидеть за партой в классной комнате. У детей возникает умственное перенапряжение из-за того, что они учат слишком много уроков, тогда как им надо оставаться дома до тех пор, пока они достаточно не окрепнут физически, чтобы справляться с умственными нагрузками. Малым детям надо давать свободу, чтобы они, как малые агнцы, бегали и резвились на дворе и были счастливы. Им надо предоставить самые благоприятные возможности для развития крепкого телосложения.

Идеальный план

Родители должны быть единственными учителями своих детей, пока им не исполнится восемь или десять лет. Они обязаны открывать перед детьми великую Божью книгу — природу в той мере, в какой их умы смогут постичь ее. Матери надо быть меньше привязанной к напускной красоте в доме и к тому, чтобы шить себе наряды. Ей надо находить время и развивать у себя самой и у своих детей любовь к прекрасному: траве, деревьям, цветам. Привлекая внимание детей к разнообразным расцветкам и формам цветов, она сможет познакомить их с Богом, Который создал всю эту красоту, радующую глаз. Она может направлять мысли детей к Творцу и пробуждать в их юных сердцах любовь к Небесному Отцу, Который проявил к ним такую любовь. Родители могут показывать взаимосвязь Бога со всеми Его творениями.

Единственной классной комнатой для детей, которым еще нет восьми или десяти лет, должно быть лоно природы, свежий воздух, распускающиеся цветы и прекрасные пейзажи. Их единственным учебником должны стать сокровища природы. Уроки, запечатленные в их умах на фоне приятных, привлекательных природных видов, не забудутся никогда…

Многие родители и учителя не понимают, что на стадии начального образования самое пристальное внимание надо уделить физическому воспитанию, обеспечив таким образом здоровьем тело и мозг. Сейчас принято воодушевлять детей на то, чтобы они ходили в школу чуть ли не с младенческого возраста, когда они еще нуждаются в материнской заботе и ласке. В совсем нежном возрасте их часто помещают в тесные, плохо проветриваемые классы; дети сидят в неправильных позах за неудобными партами, в результате чего деформируется нежная костная ткань и происходит искривление позвоночника.

Нравы и привычки, выработанные в юности, сохраняются затем и в зрелые годы. Молодое деревце можно наклонить в любую сторону и придать ему почти любую форму, и оно так и будет уродливо расти, демонстрируя всем своим внешним видом тот вред, который вы ему причинили. Спустя многие годы вы попытаетесь выпрямить это дерево, но ваши усилия окажутся напрасными — оно так и останется кривым.

То же самое происходит и с юными умами. Они требуют осторожного и нежного воспитания в детстве. Их можно обучить как правильно, так и неправильно, и в будущем они будут вести себя так, как их научили в детские годы. Привычки и навыки, выработанные в детстве, будут расти и укрепляться по мере взросления…

Вырождение рода человеческого

Человек вышел из рук Творца настолько совершенным и прекрасным, настолько преисполненным жизненной силой, что прошло более тысячи лет, прежде чем его испорченные вкусы и страсти вкупе с общим нарушением законов природы ощутимо сказались на состоянии рода человеческого. Последние поколения вырождались еще быстрее и еще острее ощущали на себе гнет немощей и болезней. Жизненные силы человечества значительно подорваны потворством аппетиту, страстями и похотью… Нарушение законов природы и страдания как естественный результат этого нарушения гак долго господствовали в мире, что люди полагают, будто нынешние болезни, страдания, слабоумие и преждевременная смерть — это их участь, предназначенная свыше…

Удивляет странное отсутствие принципов у нынешнего поколения, проявляющееся в неуважении к законам жизни и здоровья… Большинство людей думают главным образом о том, что им есть и пить и во что одеться… Нравственная сила уменьшается, потому что мужчины и женщины нарушают законы здоровья и не считают столь важный вопрос, как поддержание здоровья, своим личным долгом… Большинство… пребывают в неведении по поводу законов функционирования своего организма и потворствуют аппетиту и страстям в ущерб интеллектуальным способностям и нравственным устоям. Создается впечатление, что они сознательно ничего не желают знать о нарушении ими законов природы. Они потворствуют извращенному аппетиту и потребляют медленнодействующие яды, которые загрязняют кровь, расшатывают нервную систему и становятся причиной болезни и смерти…

Важность домашнего обучения

Одна из главных причин столь плачевного положения дел заключается в том, что родители не чувствуют себя обязанными воспитывать своих детей в послушании законам природы. Матери в слепой и неразумной любви делают из детей идолов и потакают их аппетиту, хотя знают, что это повредит их здоровью, сделает их больными и несчастными. Столь неоправданная доброта значительно отражается на состоянии нынешнего поколения. Желания детей удовлетворяются за счет их здоровья и жизнерадостности, а все происходит из-за того, что матери проще на какое-то время ублажить ребенка, нежели отказать ему в надуманной просьбе. Таким образом матери сами сеют семя, которое прорастет и принесет горькие плоды.

Детей не приучают отказывать себе в чем-либо, обуздывать свои желания и греховный аппетит. И они вырастают эгоистичными, требовательными, непослушными, неблагодарными и нечестивыми. Матери, так поступающие, пожнут горький плод посеянного ими семени. Они согрешают против Неба и против своих детей, и Бог спросит с них за это.

Если бы прошлые поколения воспитывались правильно, молодежь нашего поколения не росла бы такой развращенной и никчемной. Директорам и учителям школ следовало бы знать и понимать психологию детей и проявлять интерес не только к обучению их наукам, но и научить детей заботиться о своем здоровье, чтобы они в дальнейшем наилучшим образом использовали полученные знания…

Планирование занятий и отдыха

Чтобы дети и подростки были здоровы, жизнерадостны, полны жизненной энергии, чтобы у них хорошо разминались мышцы и мозг, им надо как можно чаще бывать на свежем воздухе и иметь четкий план занятий и отдыха. Дети и подростки, все время сидящие за школьными партами, прикованные к учебникам, никогда не разовьют крепкого телосложения. Умственные занятия без соответствующих физических нагрузок приводят к тому, что кровь приливает к мозгу и кровообращение нарушается. Мозг хорошо снабжается кровью, а конечности — плохо. Для занятий надо отвести определенные часы, а остальное время отдавать физическому труду и досугу на свежем воздухе. Если навыки детей в питании, одежде и сне соответствуют законам природы, они смогут получить хорошее образование не жертвуя при этом здоровьем ума и тела…

При школах необходимо создать производственные комбинаты — пусть дети осваивают разные ремесла и занимаются после занятий в классах полезным физическим трудом. Труд и развлечения учащихся надо планировать таким образом, чтобы то и другое соответствовал о законам здоровья и поддерживало у детей здоровый тонус их физических и умственных сил. Тогда они наряду с грамотой смогут приобретать практические, деловые навыки.

У учащихся надо пробудить отзывчивость и чувство долга, дабы они почувствовали и поняли, что общество предъявляет к ним свои требования и что им следует жить по законам природы; в дальнейшем они своей жизнью, деятельностью, примером и наставлением должны приносить пользу обществу и быть для него благословением. Молодежи надо внушить, что все люди имеют определенное влияние, которое постоянно сказывается на обществе и либо возвышает и облагораживает его, либо развращает и унижает. Главным предметом для изучения у молодежи должно быть познание самих себя и поддержание своего физического здоровья.

Последствия непрерывных занятий

Многие родители держат детей в школе почти круглый год. Дети механически проходят программу обучения, но не удерживают в памяти то, что выучили. Многие из этих вечных учащихся имеют весьма ограниченное мышление. Монотонность ежедневных занятий утомляет мозг, и эти дети не проявляют большого интереса к урокам. Для многих чтение книг становится мучительным упражнением; у них не развивается внутренней любви и потребности к размышлениям и нет стремления приобретать знания. Они вообще не желают приобретать навыки анализа и исследования.

Дети крайне нуждаются в надлежащем образовании, чтобы стать полезными членами этого мира. Но неверно поступают родители, которые ставят культуру ума выше нравственного воспитания. Наставление, развитие, совершенствование детей и подростков — вот главная задача, стоящая перед родителями и учителями Сегодня так мало выдающихся мыслителей и людей, способных логически рассуждать только потому, что неправильное воспитание в детстве остановило развитие их интеллекта. Мнение родителей и учителей относительно того, будто непрерывные занятия укрепляют ум, оказалось ошибочным, так как во многих случаях это дает прямо противоположный результат…

Мы живем в такое время, когда почти все в мире весьма поверхностно. В характере людей осталось мало постоянства и твердости, поскольку детям с самой колыбели дают поверхностное воспитание. Их характер формируется на зыбучих песках, им чуждо самоотречение и самообладание. Детей балуют, потакают их желаниям, в результате чего они вырастают неприспособленными к практической жизни…

Детей надо воспитывать и обучать таким образом, чтобы они на жизненном пути во всеоружии встречали искушения, опасности и трудности. Их надо научить владеть собой и с благородством преодолевать трудности. И тогда, если они не будут по своей прихоти устремляться навстречу опасности и подвергать себя ненужным искушениям, если они будут избегать дурного влияния и порочного общества, но в силу обстоятельств окажутся в опасной компании, у них останется достаточно нравственного мужества, чтобы с Божьей силой стоять за правду, сохранять принципы и выходить из всех передряг с незапятнанным характером. Если молодежь, получившая правильное воспитание, будет полагаться на Бога, она выдержит самые серьезные испытания на моральную устойчивость (Свидетельства для церкви, т. 3, c. [131—144]).

Наш колледж

Существует опасность того, что наш колледж отклонится от своего первоначального предназначения. Божий замысел в отношении этого учебного заведения заключается в том, чтобы наш народ имел возможность изучать науки и одновременно усваивать требования Его Слова. Здесь должны читаться библейские лекции. Исследование Писаний должно занять первое место в системе нашего образования.

Учащиеся приезжают в колледж Батл-Крика из дальних мест прежде всего для того, чтобы получать знания, посещая лекции по библейским предметам. Но в течение последнего года или двух предпринимаются попытки уподобить наше учебное заведение другим колледжам. Если это произойдет, мы уже не сможем рекомендовать родителям отправлять своих детей на учебу в Батл-Крик.

Нельзя считать духовно-нравственную атмосферу чем-то второстепенным. В прошлом Бог поддерживал учителей в их труде, в итоге многие души поняли и приняли истину и уехали домой, чтобы отныне жить для Бога. И это было плодом их учебы в колледже. Поскольку студенты видели, что исследование Библии является частью их образования, они начинали осознавать важность этого предмета и относиться к нему с большим интересом.

Подготовка молодых людей к служению

Слишком мало внимания уделяется подготовке молодых людей к служению, что в свое время являлось основной целью учреждения колледжа. Игнорировать этот аспект или считать его второстепенным недопустимо, тем не менее за последние несколько лет лишь немногие студенты вышли из стен этого учебного заведения достаточно подготовленными, чтобы учить истине других.

Некоторых студентов, прибывших, несмотря на значительные материальные расходы, в колледж с целью подготовиться к служению, учителя убеждали в необходимости пройти весь курс обучения, что обычно занимает несколько лет. Чтобы заработать средства на учебу, эти молодые люди начинают заниматься литературным евангелизмом и полностью забывают о первоначальном намерении стать проповедниками. Это совершенно неверно. Нам осталось трудиться совсем немного лет, и поэтому преподавателям, а также директору колледжа следует исполниться Духом Божьим и трудиться в согласии с открытой волей Божьей, а не осуществлять свои собственные планы. Мы многое теряем каждый год, так как не прислушиваемся к тому, что Бог сказал по данному поводу.

Наш колледж был задуман Богом для удовлетворения все возрастающих потребностей нашего тревожного времени, когда повсюду заметно нравственное разложение. Изучение одних только учебных дисциплин не сможет дать студентам ту нравственную закалку, в которой они нуждаются. Должно быть заложено более крепкое основание. Колледж был создан не для того, чтобы следовать суждению одной личности или нести на себе отпечаток индивидуальности одного человека. И преподавателям, и руководителям следует трудиться вместе, как братьям. Им необходимо советоваться друг с другом, а также со служителями и ответственными работниками и превыше всего остального искать мудрости, сходящей свыше, чтобы все их решения, связанные с учебным процессом, могли быть одобрены Богом…

Необходимо по-настоящему всеобъемлющее образование, оно потребует от преподавателей и заведующего учебной частью таких глубоких размышлений и серьезного труда, которые не нужны при обычном преподавании учебных предметов. Для наиболее полного и благородного развития характера учащихся необходима надлежащая дисциплина. Они должны получать в колледже такое образование и воспитание, которое поможет им стать уважаемыми, честными и добродетельными гражданами общества и устоять против тлетворного влияния мира, разлагающего современную молодежь.

Было бы неплохо создать при нашем колледже ферму, а также мастерские под руководством опытных специалистов, которые могли бы обучать молодых людей различным ремеслам. Многое теряется из-за того, что умственное воспитание не подкрепляется физическим трудом. Учащиеся заполняют часы досуга легкомысленными развлечениями, ослабляющими их физически, умственно и нравственно. Под влиянием развращающих чувственных удовольствий или несвоевременного перевозбуждения, связанного с ухаживанием и попыткой создать семью, многие учащиеся не достигают той высоты нравственного развития, на которую в противном случае они могли бы подняться…

Изучение Библии

Если мы хотим, чтобы нравственность и религия стали отличительными чертами наших учебных заведений, главную роль в этом должно сыграть познание Слова Божьего. Некоторые, возможно, возразят, что если религиозное воспитание будет занимать в нашем колледже видное место, то он утратит свою популярность, а люди, не принадлежащие к нашей вере, откажутся быть его попечителями. Очень хорошо, пусть они идут в другие колледжи, где смогут найти систему образования, удовлетворяющую их вкусам. Наше учебное заведение было основано не просто для преподавания наук, но с целью наставить учащихся в великих принципах Слова Божьего и в практических обязанностях повседневной жизни. Это и есть образование, так необходимое в настоящее время.

Если в нашем учебном заведении светское влияние возобладает, тогда продайте колледж мирским людям, и пусть они полностью им распоряжаются. А те, кто вкладывал средства в это церковное учреждение, откроют новое учебное заведение, которое будет руководствоваться не программами известных колледжей, не желаниями и вкусами руководства и преподавателей, а планом, установленным Самим Богом.

Во имя моего Господа я умоляю всех, занимающих ответственные посты в этом учебном заведении, быть Божьими людьми. Когда Господь требует от нас быть отличными от других и особенными, как можем мы жаждать популярности или стремиться подражать обычаям и нормам мира сего? Бог заявил о Своем намерении иметь один колледж в стране, в программе которого Библия будет занимать надлежащее место в воспитании молодежи. Выполним ли мы свою часть в осуществлении этого замысла?..

Посредством печатных станков всевозможные знания становятся доступными для всех; и тем не менее большая часть общества остается нравственно испорченной и крайне поверхностной в своем умственном развитии! Если бы люди стали читать Библию и прилежно ее изучать, мы увидели бы совершенно иное положение дел.

В наш век, когда умножается беззаконие, а характер Бога и Его закон находятся в пренебрежении, необходимо прилагать особые усилия, чтобы изучать волю Божью, открытую людям, благоговеть перед ней и повиноваться ей. Страх Господень покидает наших молодых людей, поскольку они пренебрегают исследованием Библии.

Директору и преподавателям колледжа необходимо иметь живую связь с Богом и как Его свидетелям твердо и бесстрашно стоять за Него. Недопустимо, чтобы из-за трусости или в угоду мирским привычкам Слово Божье отодвигалось на задний план. Изучая Библию, учащиеся обогатятся не только умственно, но также духовно и нравственно…

Ответственность учителя

В отношении каждого преподавателя нашего колледжа должна быть проделана определенная работа. Ни один из них не свободен от эгоизма. Если бы духовно-нравственное состояние преподавателей находилось на должной высоте, они могли бы оказывать лучшее влияние на студентов. Ни один из преподавателей не стремится выполнять свою работу, сосредоточив взор исключительно на славе Божьей. Вместо того чтобы взирать на Иисуса и подражать Его жизни и характеру, они смотрят на себя и слишком активно стремятся соответствовать человеческим критериям.

Я хотела бы запечатлеть в сознании каждого преподавателя, что он несет серьезную ответственность за то влияние, которое оказывает на молодежь. Сатана неутомим в усилиях переманить молодежь на свою сторону и сделать молодых своими приспешниками. С великим усердием он расставляет свои сети для неопытных душ. Народ Божий должен ревностно противостоять его лукавым замыслам.

Бог является воплощением доброты, милосердия и любви. Кто воистину связан с Ним, те не могут враждовать друг с другом. Его Дух, правящий в сердце, будет творить согласие, любовь и единство. У детей дьявола присутствует обратно противоположное этому. Его задача — возбуждать зависть, ревность, вражду и распри. Во имя моего Господа я спрашиваю всех, называющих себя последователями Христа: какой плод приносите вы?

В системе образования, взятой на вооружение обычными школами, отсутствует самая важная его часть: библейская религия. Образование ведь не только в значительной степени предопределяет жизнь учащегося в этом мире, но его влияние простирается и в вечность. Насколько же важно в этом случае, чтобы учителя были способны оказывать правильное влияние. Это должны быть люди, имеющие богатый духовный опыт, каждый день получающие Божественный свет с тем, чтобы передавать его своим ученикам.

Долг родителей

Но от учителя нельзя ожидать, что он будет выполнять работу за родителей. Многие родители полностью пренебрегают своим долгом. Подобно Илию, они не оказывают в своей семье надлежащего сдерживающего воздействия, а затем отправляют своих невоспитанных детей в колледж, чтобы там они получили воспитание, которое должны были получить дома. Перед преподавателями стоит важная задача, но лишь немногие правильно ее оценивают. Если преподавателям удается исправить своевольную молодежь, этого никто не замечает. Если же молодые люди избирают общество сверстников с нехорошими наклонностями и становятся все хуже и хуже, тогда учителей критикуют, а учебное заведение всячески поносят.

Во многих случаях эти упреки по справедливости следует переадресовать родителям. У них были более благоприятные возможности держать своих детей под контролем и воспитывать их, когда детский дух был еще податлив, а разум и сердце — открытыми для влияния. Но из-за своей нерадивости родители позволяют детям делать то, что им хочется, и в результате они ожесточаются на своих злых путях.

Пусть родители меньше думают о мире и больше о Христе; пусть они меньше сил отдают подражанию обычаям и модным веяниям мира и побольше усилий — формированию ума и характера своих детей по Божественному Образцу. Тогда они могли бы отправлять в колледж детей, укрепленных чистыми нравственными принципами и имеющих благородные устремления, чтобы там они получали образование, позволяющее им стать полезными в жизни и иметь доверие. Преподаватели, руководствующиеся любовью и страхом Божьим, могли бы вести таких молодых людей вперед и вверх и готовить их быть благословением для мира и честью для своего Творца.

Поддерживая такую связь с Богом, каждый наставник своим влиянием будет побуждать учеников изучать Слово Божье и повиноваться Закону Божьему. Он будет направлять их помыслы к вечному, открывать перед ними обширные темы для размышлений, темы настолько величественные и облагораживающие, что самый энергичный и одаренный ум вынужден будет напрягать все свои способности, чтобы постичь их и при этом чувствовать, как бесконечно много остается за пределами человеческого восприятия.

Важность коллективных решений

Пороки самомнения и неосвященной независимости, которые более всего ограничивают нашу полезность и непременно приведут нас к гибели, если не будут преодолены, проистекают из нашего эгоизма. «Советуйтесь друг с другом» — вот весть, которую снова и снова повторял мне ангел Божий. Влияя на суждение одного человека, сатана может попытаться управлять делами так, как ему удобно. Ему, возможно, удастся сбить с толку даже двух людей, но когда несколько человек совещаются между собой, они находятся в большей безопасности. Каждый план будет рассматриваться более критически; каждое предложение будет изучаться внимательнее. Следовательно, уменьшится опасность принятия непродуманных, опрометчивых решений, способных привести к хаосу, беспорядку, затруднениям и поражению. В единстве сила, в разделении — только слабость и поражение.

Бог выводит людей из мира и подготавливает их к жизни вечной. Являемся ли мы, участники этой работы, верными стражами Божьими? Стремимся ли мы действовать в единстве? Готовы ли мы стать слугами всем? Следуем ли мы за нашим великим Примером?

Братья-соработники! Мы все являемся сеятелями на поле жизни. Каково семя, таким будет и урожай. Если мы сеем недоверие, зависть, ревность, себялюбие, горькие помыслы и чувства, то пожнем горечь в собственных душах. Если же мы проявляем доброту, любовь и бережное отношение к чувствам ближних, то и отклик будет таким же.

Христианская обходительность

Если преподаватель суров и требователен, если он часто критикует других, не принимая во внимание их чувства, значит, ему следует ожидать проявления того же самого духа и по отношению к самому себе. Кто хочет сохранить собственное достоинство и самоуважение, тот должен всячески стремиться к тому, чтобы через свою невнимательность не ранить чувство собственного достоинства других людей. Это правило следует свято соблюдать даже по отношению к самым младшим, бестолковым, совершающим грубейшие ошибки. Вы ведь не знаете о Божьих намерениях в отношении этих бесперспективных, на первый взгляд, молодых людей. В прошлом Он призывал таких же малообещающих или непривлекательных людей, чтобы они совершили для Него великое дело. Когда Его Дух касается сердца, то все дремлющие способности человека пробуждаются к активному действию. Господь видел в грубых, неотесанных камнях ценный материал, который выдержит испытание бурей, жарой и давлением. Бог смотрит не так, как человек. Он судит не по наружности, но исследует сердце и судит по правде.

Преподаватель всегда должен вести себя, как истинный джентльмен-христианин. Ему всегда нужно быть для своих учеников другом и советчиком. Если бы все наши люди — преподаватели, служители и рядовые члены — развивали в себе дух христианской вежливости, они бы гораздо быстрее находили доступ к сердцам и намного больше людей испытывали бы побуждение исследовать и принять истину. Когда каждый учитель, забывая о себе, начнет проявлять чувство глубокой заинтересованности в успехе и процветании своих учеников, понимая, что они являются Божьей собственностью и что ему предстоит дать отчет за то влияние, которое оказывал на их ум и характер, тогда у нас появится такое учебное заведение, в котором будет приятно находиться ангелам. Иисус с одобрением станет взирать на работу учителей и посылать Свою благодать в сердца учащихся…

Показатель истинного процветания

Понижая уровень требований ради большей популярности и радуясь увеличению числа учащихся, вы проявляете преступную близорукость. Если бы численность считалась критерием успеха, то сатана мог бы претендовать на пальму первенства, потому что в этом мире его последователи составляют подавляющее большинство. Степень нравственной силы нашего колледжа — вот критерий его благополучия и процветания. Не количество, а добродетель, здравомыслие и благочестие членов наших церквей — вот что должно быть источником радости и чувства благодарности.

Образование, лишенное влияния Божественной благодати, не принесет реальной пользы. Учащиеся становятся гордыми, тщеславными и нетерпимыми. Но образование, полученное под облагораживающим, очищающим влиянием великого Учителя, возвысит человека с точки зрения нравственной ценности перед Богом. Оно поможет ему усмирить гордость и страсти и смиренно ходить перед Богом, сознавая, что все его способности, возможности и преимущества зависят от Господа.

Я обращаюсь к сотрудникам нашего колледжа: вам необходимо не только называться христианами, но и всей своей жизнью отражать характер Христа. Пусть мудрость свыше пронизывает весь учебный процесс, пусть всем, живущим в мире нравственной тьмы и растления, станет очевидно, что вами движет дух, сходящий свыше, а не от земли. Если вы будете всецело полагаться только на свою мудрость и силу, то даже при огромных усилиях достигнете очень малого. Если вами движет любовь к Богу, а Его закон является вашим основанием, то и работа ваша будет долговечной. В то время как сено, дерево и солома сгорят и огне, ваш труд выдержит испытание.

С молодежью, доверенной вашему попечению, вам придется вновь встретиться у великого белого престола. Если вы позволяете необлагороженным чертам своего характера, в том числе своей несдержанности проявляться в вашей жизни, не содействуя тем самым вечному благу этих молодых людей, вам придется в тот день дать отчет за все ужасные последствия своего влияния. Через познание Божественного закона и подчинение его предписаниям люди могут стать сынами Божьими. Нарушая этот закон, они становятся слугами сатаны. С одной стороны, люди могут подняться на любую высоту нравственного совершенства, с другой — опуститься до ужасающих глубин беззакония и вырождения. Работникам нашего колледжа необходимо проявлять рвение и настойчивость, соответствующие ценности награды, к которой они стремятся, — это души их учащихся, одобрение Бога, вечная жизнь и радости искупленных.

Как соработникам Христа, имеющим столь благоприятные возможности, позволяющие передать знание о Боге, нашим учителям следует трудиться так, как если бы они получили вдохновение свыше. Сердца молодых людей еще не зачерствели и не ожесточились, их взгляды и мнения еще не устоялись и не закоснели, как у людей старшего возраста. Вы сможете приобрести их для Христа благодаря своему святому поведению, своему посвящению и христоподобной жизни. Было бы намного лучше не перегружать их умы научными знаниями, а, напротив, представлять больше времени для духовных упражнений. Именно в этом пункте была допущена серьезная ошибка…

Божий замысел относительно колледжа

Наше влияние может быть безграничным. Один необдуманный поступок способен привести к гибели многие души. Поведение каждого сотрудника нашего колледжа производит на умы молодежи соответствующее впечатление, которое затем находит свое отражение в других людях. Задача преподавателя такова: каждого из вверенных его попечению учеников надо подготовить так, чтобы они стали благословением для мира. Эту цель никогда нельзя терять из виду. Есть такие люди, которые считают, что трудятся для Христа, но время от времени они переходят на сторону сатаны и выполняют его работу. Может ли Спаситель признать таковых добрыми и верными рабами? Являются ли они стражами на башне, и издает ли их труба верный звук?..

Наш Спаситель велит нам: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение». Если мы сталкиваемся с трудностями и побеждаем их силой Христа, если мы встречаемся с врагами и обращаем их в бегство силой Христа, если мы берем на себя обязанности и добросовестно исполняем их в силе Христа, значит, приобретаем драгоценный опыт. Мы познаем то, чего нельзя познать никаким другим путем, а именно что наш Спаситель — скорый Помощник в любой беде.

В нашем колледже необходимо совершить великую работу, требующую сотрудничества от каждого учителя, и Богу неприятно, когда один работник разочаровывает другого. Почти все, кажется, забыли о том, что сатана — клеветник братий, и помогают врагу в его работе. В то время, как называющие себя христианами спорят и противодействуют друг другу, сатана расставляет свои сети для неопытных детей и молодежи. Имеющим духовный опыт необходимо стремиться оградить молодежь от его уловок. Им никогда не следует забывать, что они сами когда-то были очарованы прелестями греха. Мы все ежечасно нуждаемся и милости и долготерпении Бога, вот почему нам не к лицу проявлять нетерпимость к ошибкам еще не опытных молодых людей! Если Бог долготерпит молодых, то можем ли осмелиться мы, такие же грешники, отвергнуть их?

Мы всегда должны смотреть на нашу молодежь как на искупленных кровью Христа. Юноши и девушки вправе ожидать от нас любви, терпения и сочувствия. Если мы хотим быть последователями Иисуса, то не можем ограничивать свои интересы и привязанности только собой и своими семьями. Мы не можем посвящать все наше время и внимание только земным вопросам, забывая при этом о печных интересах окружающих нас людей… «Любите друг прут, как и Я возлюбил вас», — заповедал нам Иисус. Посмотрите на Его самоотречение, посмотрите, как сильно Он возлюбил нас, и стремитесь подражать этому Образцу. —Свидетельства для церкви, т. 5, c. [21—35]; зачитано в актовом зале колледжа в декабре 1881 г.

Если мы когда-либо и познаем истину, то это произойти благодаря ее практическому применению. Нам нужен живой опыт с Богом, прежде чем мы сможем понимать Его Слово. Только то знание, которое проистекает из личного опыта, укрепит интеллект и возрастит нас во Христа — Главу.

Поведение студентов

Учащиеся, которые заявляют о своей любви к Богу и повиновению истине, должны в такой степени владеть собой и иметь настолько твердые религиозные принципы, чтобы оставаться непреклонными под давлением искушений и хранить верность Иисусу в колледже, в своих комнатах или вообще где бы то ни было. Религия не маска, которая надевается лишь в доме Божьем. Религиозные принципы должны пронизывать всю жизнь. Пьющие из Источника жизни не будут, подобно мирским людям, страстно желать разнообразий и развлечений. Их поведение и характер будут отражать покой, мир и счастье, которые обрели в Иисусе, поскольку ежедневно складывают у Его ног свои неурядицы, заботы и проблемы. Их жизнь будет свидетельствовать, что можно испытать удовлетворенность и радость на пути послушания и долга. Они станут оказывать доброе влияние на своих сверстников, которое будет распространяться во всем учебном заведении.

Те, кто составляет эту верную армию, будут подкреплять и ободрять преподавателей, порицая различные проявления недобросовестности, раздоров и неуважения к правилам и уставу колледжа. Они будут оказывать спасительное влияние, и их дела не погибнут в великий Божий день, но последуют за ними в жизнь будущую, влияние их жизни здесь будет ощущаться на протяжении нескончаемых веков в вечности.

Один серьезный, добросовестный и верный молодой человек в школе — это бесценное сокровище. Небесные ангелы смотрят на него с любовью и в памятной книге неба отмечают каждый праведный поступок, каждое отвергнутое искушение, каждый побежденный порок. Он закладывает доброе основание на будущее и крепко держится вечной жизни.

Благополучие и долговечность учреждений, которые Бог задумал как средства продвижения Своего дела, во многом зависят от христианской молодежи. Никогда прежде результаты работы не зависели от одного поколения людей, поэтому так важно, чтобы молодые люди обладали всеми необходимыми качествами для выполнения великой работы и чтобы Бог мог использовать их в качестве Своих орудий. Их Создатель предъявляет на них Свои права, которые превыше всего.

Бог дал молодым людям жизнь и различные физические и умственные дарования, которыми они обладают. Он даровал им способности, чтобы они мудро совершенствовали их и чтобы им можно было доверить работу, плоды которой будут такими же долговечными, как сама вечность. В ответ на Свои великие дары Он ожидает надлежащего развития и совершенствования умственных и нравственных способностей. Он доверил эти способности не для забавы и развлечений, не для того, чтобы молодые люди злоупотребляли ими, противясь Его воле и Провидению, но чтобы они использовали их для распространения истины и благочестия в этом мире. В ответ на Свою непрестанную доброту и бесконечные милости Он ожидает от них благодарности, почтения и любви. Он требует послушания Своим законам и всем мудрым постановлениям, которые будут сдерживать молодежь, оберегать ее от сатанинских кочней и вести по пути мира.

Необузданный, безрассудный характер многих молодых людей, живущих в наш безумный век, просто удручает. Если бы молодые люди поняли, что, соблюдая законы и правила наших учебных заведений, они делают лишь то, что улучшит их положение в обществе, облагородит характер, очистит помыслы и умножит их счастье, они бы не восставали против справедливых правил и благоразумных требований и не способствовали бы возбуждению подозрений и предрассудков против этих учреждений.

Наша молодежь должна с энергией и верностью исполнять предъявляемые к ней требования, поскольку это станет гарантией успеха. Молодые люди, никогда не добивавшиеся успеха в земных делах, точно так же не будут готовы к исполнению более серьезных и возвышенных обязанностей. Только путем борьбы, разочарований, суровой самодисциплины и ревностной молитвы можно приобрести духовный опыт. Необходимо шаг за шагом приближаться к небу; каждый шаг вперед укрепляет нас для совершения следующего.

Отношения между студентами

Учащиеся во время пребывания в учебном заведении не должны позволять, чтобы их умы были поглощены мыслями об ухаживании. Их цель — приготовиться к Божьей работе, и подобный образ мыслей должен быть главенствующим. Пусть все учащиеся обретут по возможности полное представление о своих обязанностях перед Богом. Пока они студенты, им необходимо ревностно учиться тому, как практически трудиться для Господа. Они не должны огорчать своих учителей, проявляя дух легкомыслия и беспечного пренебрежения школьными правилами.

Учащиеся в большой мере могут содействовать преуспеванию учебного заведения, помогая учителям в обучении других студентов, а также стремясь подняться выше низких стандартов. Речь и характер тех, кто сотрудничает со Христом, станут очищенными и облагороженными. Они более не будут неуправляемыми и поглощенными собой людьми, думающими только о самоугождении и своей выгоде. Все свои усилия они направят на то, чтобы трудиться со Христом в качестве вестников Его милосердия и любви. Они будут едины с Ним и в духе, и в действиях. Они будут стремиться обогатить ум драгоценными сокровищами Божьего слова, дабы каждый был способен выполнять назначенную ему работу.

Во всех наших взаимоотношениях со студентами необходимо учитывать их возраст и характер. Нельзя обращаться с молодыми так же, как с людьми зрелыми. В определенных обстоятельствах мужчины и женщины, имеющие богатый опыт и хорошую репутацию, могут воспользоваться преимуществами, которые не даны молодым студентам. Возраст, положение и умственные дарования должны учитываться. В нашей работе мы должны проявлять мудрость. Однако, каков бы ни был возраст студентов, мы не должны ослаблять своей твердости и бдительности, а равно и своей строгости, запрещая бесполезную и неразумную дружбу среди молодых и незрелых студентов.

В наших школах в Батл-Крике, Хилдсбурге и Куранбонге я представила исчерпывающее свидетельство по этим вопросам. Там были люди, которые считали существующие ограничения слишком суровыми; однако мы ясно разъяснили им, что допустимо и что не допустимо, показав, что наши школы создавались с определенной целью и что все, препятствующее ее достижению, должно быть удалено.

Я неоднократно обращалась к студентам колледжа Авондейл с посланиями от Господа относительно вредного влияния свободных и беспечных отношений между юношами и девушками. Я говорила им, что если они не будут блюсти себя, стараясь извлечь максимум пользы из имеющегося у них времени, учеба в школе не пойдет им впрок, а те, кто сам оплачивал обучение, будут разочарованы. Я сказала им, что, если они намерены и дальше упорствовать и поступать по-своему, для них лучше будет возвратиться к себе домой и находиться под опекой родителей. Они смогут сделать это в любое время, если решат, что не хотят нести ярмо послушания, ибо мы не намерены терпеть в школе упорствующих в непослушании, которые бы развращали других студентов.

Я сказала ректору и учителям, что Бог возложил на них ответственность наблюдать за душами учеников как тем, кому предстоит дать отчет. Я объяснила им, что если тот гибельный курс, который избрали некоторые студенты, будет продолжен, он увлечет за собой и других, и за это Бог спросит с учителей. Среди студентов есть такие, которые не получили дома должного воспитания, а их представления о правильном воспитании и его ценности извращены. Если им позволят продолжать в том же духе, цель, ради которой школа создавалась, будет потеряна, а грех ляжет на стражей школы, как если бы они сами совершили его.

Каждого человека Бог делает ответственным за то влияние, которое он распространяет, независимо от того, затрагивает оно лишь его одного или также и других людей. Он призывает каждого юношу и каждую девушку быть крайне воздержанными и серьезными в использовании умственных и физических способностей. Их способности могут правильно развиваться только благодаря старательному использованию имеющихся возможностей и благоразумному употреблению своих сил во славу Божью и во благо ближних.

Важной частью воспитания является познание того, что составляет чистоту ума, души и тела. Подводя итог наставлениям, данным Тимофею, Павел сказал: «Храни себя чистым» (1 Тимофею 5:22). Дитя Божье не позволит себе потакать нечистым мыслям, словам и делам. Тем, кто побеждает греховные наклонности, приготовлена вся необходимая поддержка и богатейшие благословения, но все, кто оскверняет свое тело и развращает душу, понесут самые ужасные наказания.

Учителя, блаженны чистые сердцем — теперь; не сказано: будут блаженны чистые сердцем. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Матфея 5:8). Как и Моисей, они смогут увидеть Невидимого. Им обещаны величайшие благословения как в этой жизни, так и в жизни грядущей.

Студенты, если вы будете бодрствовать и молиться и направите серьезные усилия в верное русло, тогда все ваше естество будет объято духом Христа. «Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Римлянам 13:14). Будьте полны решимости преуспеть в учебе. Если вы прислушаетесь к наставлениям Божьего Слова, вы сможете достичь такого уровня развития умственных и нравственных сил, что даже ангелы и Сам Бог возрадуются. Обучаясь таким образом, вы обретете совершенное развитие своих способностей. Не позволяйте легкомыслием и юношеским похотям, многочисленным искушениям лишить вас награды и благоприятных возможностей. Каждый день полагайтесь на Христа, и когда наступит краткое время тяжелых испытаний, укрепите свой дух силой Божьей, как соработники могущественных ангелов.

Преимущество каждого добросовестного учителя состоит в том, чтобы день за днем пожинать видимые результаты своего терпеливого, настойчивого труда любви. Это он наблюдает за ростом нежных растений, когда они пускают почки, цветут и приносят плод порядка, пунктуальности, верности, тщательности и настоящего благородства характера. Ему принадлежит честь видеть в детях и молодых людях, вверенных в его попечение, любовь к истине, правильное развитие и возрастание в силе. Что может служить ему большей наградой, чем видеть, как его ученики совершенствуют свои характеры, благодаря которым они станут благородными и полезными людьми, готовыми занять любое положение, требующее ответственности и доверия; людьми, которые в будущем будут обладать властью сдерживать распространение пагубного влияния и помогать рассеивать нравственную тьму этого мира?

Когда учитель помогает своим ученикам понять, как им воспользоваться открывающимися перед ними возможностями, когда он помогает им постичь истину, благодаря которой они станут полезными, благородными и заслуживающими доверия людьми, он таким образом излучает влияние, которое будет распространяться все дальше и дальше даже после того, как он уйдет на покой, принося радость скорбящим и давая надежду удрученным. Когда учитель в умах и сердцах учеников зажигает светильник горячих устремлений, он вознагражден уже тем, что видит, как его яркие лучи расходятся во всех направлениях, освещая не только жизни той горстки людей, которые каждый день учились у него, но через них и жизни многих других.

Для дальнейшего изучения

Правильное воспитаниеВоспитание детей, c. [293-299]Основы христианского воспитания, c. [15-46], [113-122], [328-330], [405-415], [429-437]Вести для молодежи, c. [169, 170]Свидетельства для церкви, т. 3, c. [131-135]

Наш колледжВоспитание детей, c. [328-336]Основы христианского воспитания, c. [488—491]Свидетельства для церкви, т. 4, c. [418-449]Там же, т. 5, с. [11-15], [21-36], [59-61]Там же, т. 6, с. [141-151]

Поведение студентовОсновы христианского воспитания, c. [191-195]