2. Краткое изложение и обоснование креационного мировоззрения

Креационисты — сторонники молодой Земли верят, что дни Сотворения, о которых идет речь в 1 главе Бытия, — это в буквальном смысле шесть последовательных дней (продолжительностью двадцать четыре часа каждый) и что состоялось Сотворение мира от 6000 до 12 000 лет назад (6) . Приверженцы идеи молодой Земли считают, что за 2300-3300 лет до Рождества Христова под воздействием Всемирного потопа поверхность Земли радикально преобразилась. Все наземные животные и птицы, кроме тех, что оказались в Ноевом Ковчеге, погибли, равно как и многие морские животные; останки многих были погребены в отложениях, вызванных Потопом. Таким образом, креационисты полагают, что большинство горных пород и окаменелостей (но не все они!) возникли вследствие глобального катаклизма — Всемирного потопа. Иными словами, некоторые породы и, возможно, некоторые окаменелости отложились еще до Потопа, а некоторые были образованы в ходе послепотопных локализованных катастрофических событий и процессов седиментации.

Библейские аргументы в пользу этой точки зрения можно кратко подытожить следующим образом (7) .Летопись Книги Бытия — это не поэтический вымысел (8) , не притча, не пророческое видение и не миф, а историческая хроника. Это следует из древнееврейских глаголов в 1 главе Бытия (9) ; из того факта, что 1-11 главы Бытия обладают теми же признаками исторического повествования, что и 12-50 главы Бытия, большая часть Исхода, многие главы Чисел, Книги Иисуса Навина, 3 и 4 Книг Царств и т. п. (то есть обладают признаками, явно отличающими их от древнееврейской поэзии, притчи и пророчества), а также из того, что все остальные авторы Библии и Сам Иисус воспринимают эти главы (Бытие 1-11) как буквальное изложение исторических фактов (10) .

1. Главное, господствующее значение слова yôm в Ветхом Завете — «день» в буквальном смысле слова; судя по контексту, именно в этом значении оно употребляется в первой главе Бытия (11) . Слово yôm в двух своих буквальных значениях определяется в стихе 5. Определениями к нему многократно служат числительные (день один, день второй и т. д.), а уточнениями — слова «вечер» и «утро», которые в Ветхом Завете всегда означают время суток в буквальном смысле. В стихе 14, где речь идет о движении небесных тел, слово «день» используется в буквальном смысле.

2. Первые одушевленные и неодушевленные объекты Бог сотворил сверхъестественным образом и мгновенно; они были полностью сформированными и функционирующими. Например, растения, животные и люди сразу были зрелыми и взрослыми, готовыми размножаться «по роду их». Когда Бог говорил «да будет…», Ему вовсе незачем было ждать миллионы лет, чтобы Его творения начали существовать. «Он сказал, — и сделалось…» (Пс. 32:6-9).

3. Последовательность Сотворения в первой главе Бытия расходится с последовательностью событий в эволюционной истории минимум по 30 пунктам. Например, Библия гласит, что Земля была сотворена прежде Солнца и звезд, — и это принципиально противоречит тому порядку происхождения, на котором настаивает теория Большого взрыва. Библия говорит, что плодовые деревья были сотворены прежде морских обитателей, а птицы — прежде динозавров (которые появились в день шестой, поскольку они — наземные животные), — а теория эволюции утверждает нечто прямо противоположное. Согласно Библии, до сотворения суши Земля была полностью покрыта водой, а затем, при Всемирном потопе, вновь оказалась затопленной. Теория эволюции же говорит, что Земля никогда не была полностью покрыта мировым океаном, а суша появилась раньше, чем первые моря (12) .

4. Книга Исхода 20:8-11 опровергает любые попытки прибавить к летописи первой главы Бытия еще миллионы лет, поскольку гласит, что Бог сотворил все сущее за шесть дней. В обеих частях этой заповеди используется слово yôm (день); следовательно, та идея, что под «днем» подразумевается целая эпоха, несостоятельна. Рабочие дни недели у евреев — это такие же дни, как и дни недели Сотворения. Если бы Бог хотел сказать: «Шесть дней работай….. ибо в шесть неопределенно долгих периодов времени создал Я небо и землю», — Он наверняка выбрал бы другие, более подходящие для этой мысли слова и выражения (13) . Однако ничего подобного Он не подразумевал. Эти стихи позволяют исключить и «теорию разрыва», а вместе с ней и любые другие попытки втиснуть миллионы лет в первый стих Бытия, в период до описанных в этом стихе событий, — ведь Бог сказал, что Он сотворил небо, землю, моря и все, что в них, в течение шести дней Сотворения. До этих шести дней Он ничего не создавал. Следует также отметить, что обоснование четвертой заповеди заключено в ней самой (что можно сказать лишь о немногих из Десяти заповедей). Если Бог творил мир в течение миллионов лет, Он не мог бы обосновать необходимость соблюдения субботы или же привел бы богословское либо искупительное обоснование, как в других стихах (14) .

5. Из речей Иисуса об Адаме и Еве, Каине и Авеле, Ное и Всемирном потопе, Содоме и Гоморре и т. д. очевидно, что Он, как и авторы Нового Завета, воспринимал события, описанные в Книге Бытия, как реальную и буквальную историю. Судя по нескольким евангельским эпизодам, Иисус верил, что человек был создан в начале Творения, а не через миллиарды лет после него (что подразумевают все теории, основанные на идее старой Земли); и это доказывает, что правы сторонники идеи молодой Земли (Мк. 10:6 и 13:19, Лк. 11:50-51) (15) . Чудеса, которые творил Иисус, тоже подтверждают теорию молодой Земли. Начиная с первого чуда — превращения воды в вино (это чудо явило славу Иисуса-Творца; ср. Ин. 2:11 и 1:1—5) и включая все прочие чудеса, изреченное Им слово приносило немедленный и непосредственный результат, в точности как слово Божье в неделю Сотворения (16) .

6. Библия учит, что до грехопадения Адама и Евы смерти не было -ни люди, ни животные не умирали. Таким образом, в геологической колонне пород и окаменелостей никак не могли быть запечатлены миллионы лет до грехопадения. Подробнее об этом см. ниже.

7. Сущность Бога, явленная нам в Священном Писании, полностью исключает предположение, что Он творил на протяжении миллионов лет. Подробнее см. ниже.

8. Большинство пород и окаменелостей (но не все они!) возникли вследствие глобального катаклизма — Всемирного потопа (17) . Тщательная экзегеза показала, что этот Потоп вовсе не был локальным наводнением на территории Месопотамии (18) . Абсурдно было бы верить, что потоп глобального масштаба, длившийся целый год, не оставил никаких геологических свидетельств (или же оставил, как предполагают некоторые авторы (19) , лишь следы в низинах «плодородного полумесяца» (20) ). Повсеместное распространение осадочных пород с окаменелостями наземных и морских животных — вот те свидетельства, которые неизбежно должен был оставить Всемирный потоп. Если большинство пород на территории Земли свидетельствует о Потопе, значит, у нас нет геологических доказательств, что были миллионы лет. Однако светская геология отрицает факт Всемирного потопа, произошедшего во дни Ноя, считая, что он не подтверждается геологическими свидетельствами. Таким образом, содержащая окаменелости геологическая колонна свидетельствует либо о Всемирном потопе, либо о миллионах лет геологических изменений — но не о том и о другом одновременно. Если мы не приемлем мнение геологического истеблишмента о Всемирном потопе, значит, не можем принять и соответствующее мнение о возрасте Земли. Вера одновременно во Всемирный потоп и в миллионы лет абсурдна с точки зрения логики.

9. Родословия из 5 и 11 глав Бытия охватывают годы от Адама до Авраама, который (в этом мнении сходятся практически все ученые) жил около 2000 г. до Р. Х. Отсюда мы получаем приблизительную дату Сотворения — около 6000 лет назад. Некоторые креационисты — сторонники молодой Земли — утверждают, что творению может быть 10 000 — 12 000 лет; однако автору и многим другим исследователям аргументы в пользу «разрывов» любой продолжительности в родословиях 5 и 12 глав Бытия представляются неубедительными. Фримен (Freeman), Джонс (Jones) и Пирс (Pierce) приводят веские доводы в пользу того, что эти родословия представляют собой сплошную — без разрывов — хронологию (21) .

10. На протяжении восемнадцати столетий церковь почти единодушно верила, что Сотворение началось за 4000-5000 лет до Р. Х. (22) Таким образом, с исторической точки креационизм моло-дой Земли — это ортодоксальное христианское убеждение. А до конца первого века истории церкви это было еще и ортодоксальное иудейское убеждение (23) . В свете этого факта, а также знания о том, что Бог (как учит нас Библия) любит истину, странно было бы думать, будто Он три тысячи лет позволял верным Ему иудеям и христианам (в том числе и авторам Священного Писания) верить, что Бытие проповедует Сотворение мира за шесть обычных суток около 6000 лет назад, а в начале XIX века посредством безбожников (отрицающих, что Библия — это Слово Божье) решил вдруг исправить взгляды церкви на летопись Бытия? (24)

Два пункта из приведенных выше требуют дополнительных объяснений, поскольку они чрезвычайно важны, однако авторы рассматриваемых учебников (равно как и почти все креационисты старой Земли) упускают их из виду либо вовсе отвергают.

1. Смерть до грехопадения?

Простыми словами: эволюционная идея миллионов лет диаметрально противоположна библейскому учению о смерти.

Теория эволюции учит, что на протяжении миллионов лет смерть, кровопролитие, страдание и болезни постепенно привели к существованию человека. Покойный астрофизик-эволюционист Карл Саган сказал: «Секрет эволюции — это время и смерть: время для медленного накопления полезных мутаций и смерть, освобождающая место для новых видов» (25) . Поэтому, когда эволюционисты говорят о миллионах лет, они не просто оперируют большими числами — они представляют себе длительный исторический период, в который происходили определенные события.

Окаменелости, которые, по утверждениям эволюционистов, отображают миллионы лет земной истории, — это не только летопись жизни, но и летопись смерти. В самых разных частях Земли мы видим свидетельства кровавых побоищ — в погребениях, битком набитых останками миллионов некогда живых существ.

Таким образом, вне зависимости от того, верим ли мы в неодарвинистскую эволюцию или в то, что Бог сверхъестественным образом творил разные роды растений и животных в разное время на протяжении миллионов лет, — все равно, веря в миллионы лет, мы тем самым придерживаемся эволюционистской точки зрения на смерть.

Однако библейское учение о смерти изложено чрезвычайно ясно и последовательно — от Бытия до Откровения. В 1 главе Бытия Бог шесть раз называет Свое творение «хорошим». Завершив Сотворение в день шестой, Он сказал, что все сущее «хорошо весьма». Согласно Бытию 1:29-30, человек, звери и птицы изначально питались только растительной пищей. В соответствии с этими и другими стихами Писания, растения не являются живыми существами в том смысле, в каком ими являются люди, звери и птицы. Растения ни разу не названы «душою живою» (древнеевр. nephesh chayyah) — в отличие от людей, наземных животных, птиц и обитателей моря (Быт. 1:20-21, 24 и 30; Быт. 2:7; Быт. 6:19-20 и Быт. 9:10—17) (26) . Поэтому «смерть» растения — совсем не то же, что смерть животного или человека (ср. Иов 14:7-12, Ин. 12:24).Адам и Ева согрешили — и в результате Божий суд обрушился на все творение. Адам и Ева в тот же миг умерли духовно; доказательством тому служит то, что они стали скрываться от Бога. Однако тогда же началось и их физическое умирание. Апостол Павел, говоря в Послании к Римлянам 5:12 и в Первом послании к Коринфянам 15:21-22, что из-за Адамова греха в мир вошла смерть, явно имеет в виду смерть физическую (как следует из контекста). Змей, как и другие животные, был проклят, что привело к его физическому преображению. Резонно предположить, что всех остальных животных проклятие тоже тем или иным образом преобразило физически (Быт. 3:14). Ева изменилась физически: рождение детей стало сопровождаться страданиями (Быт. 3:16). Проклята была даже сама земля (Быт. 3:17-19) — и это проклятие не давало людям покоя даже тысячу лет спустя, когда родился Ной (Быт. 5:29). Впоследствии вся земля была проклята еще раз — при Всемирном потопе (Быт. 8:22). Все творение теперь стенает и мучится в узах греха (из-за проклятия, о котором говорится в третьей главе Бытия) в ожидании окончательного искупления христиан, когда им будут даны бессмертные воскрешенные тела (Рим. 8:19-25) (27) . Когда же искупление свершится, мы увидим обновление и возрождение всего сущего (Деян. 3:21 и Кол. 1:20) до состояния, схожего с тем, каким был мир до грехопадения. Тогда не будет хищничества (Ис. 11:6-9), не будет болезней, страданий и смерти (Отк. 21:3-5), ибо проклятие будет снято (Отк. 22:3) (28) . Вера в то, что животные умирали в течение миллионов лет до сотворения мира и грехопадения, не только противоречит библейскому учению о смерти, но и сводит на нет всю доктрину искупительной миссии Христа. Если Бог проклял землю тернием после того, как Адам согрешил (Быт. 3:18 гласит: «Терние и волчцы произрастит она тебе») (29) , почему же эволюционисты утверждают, что окаменелым колючим растениям, которые мы находим в горных породах, около 350 миллионов лет? (30) Если эти миллионы лет действительно были, значит, Бог солгал. Но если Бытие 3:18 говорит правду, значит, миллионы лет — ложь. Были ли в «хорошем весьма» мире до грехопадения такие болезни, как артрит или рак? Если эволюционистские методы датирования верны, значит, ответ — «да». В летописи окаменелостей найдены следы самых разных болезней, от артрита до абсцессов и опухолей в костях динозавров, которым, по результатам датирования, около ПО миллионов лет. Один из исследователей этих костей сообщает нам, что «эти заболевания, по всей видимости, нисколько не изменились с течением времени… они одинаковы — что сейчас, что сотню миллионов лет назад» (31) . Явные признаки рахита, сифилиса, зубных болезней и т. д. видны и в окаменелых костях человека, которые эволюционисты датируют десятками и сотнями миллионов лет — то есть получается, что эти люди жили и болели за много миллионов лет до вероятных (согласно библейской хронологии) дат жизни Адама (32) . Если Библия права, значит, эти датировки неверны и до грехопадения не было ни смерти, ни болезней.

Эволюционисты считают, что в течение полумиллиарда лет произошло пять основных событий (периодов) вымирания (33) , когда с лица Земли исчезло от 65% до 90% видов, обитавших на планете в то время. Они утверждают также, что в истории Земли было множество менее масштабных событий (периодов) вымирания. Если именно так складывалась на протяжении миллионов лет судьба творения, то какое же влияние оказало на него грехопадение? Получается, что никакого; что, вопреки библейскому учению, грехопадение вызвало лишь духовную смерть человека. Можно даже пойти еще дальше и заявить, что если миллионы лет смерти и вымирания действительно были, то сотворенный мир, который был «хорош весьма», в действительно был гораздо хуже мира, в котором мы живем сейчас, — мира, где среда обитания загрязнена и погублена, и целые виды живых существ вымирают из-за человеческой греховности. За всю историю человечества (34) никто и никогда не наблюдал такого массового вымирания, какое, если верить геологам-эволюционистам, неоднократно происходило до появления человека. Таким образом, если эти миллионы лет действительно были, то получается, что после грехопадения человека мир стал не хуже, а лучше, чем тогда, при сотворении, когда он был «хорош весьма». В таком случае получается, что Божье проклятие за грех стало для человечества благословением!

Итак, если библейское учение о смерти, проклятии и об искупительной миссии Христа верно, то идея о миллионах лет — грандиозный миф, а точнее — ложь. И наоборот, если миллионы лет — правда, тогда библейское учение о сотворении абсолютно ложно; а это свело бы на нет саму Благую Весть.

2. Сущность Бога.

С проблемой смерти неразрывно связана еще одна проблема: несовместимость идеи миллионов лет с явленной нам в Священном Писании сущностью Бога (35) .

Деяния Божьего Сотворения в первой главе Бытия — это несомненные чудеса. По слову Бога все становилось сущим, как говорит нам Бытие 1 и Псалом 32: 6-9. В частности, в Бытии 1 об этомясно свидетельствует выразительное повторение слов «и стало так», «и увидел Бог, что это хорошо», «и был вечер, и было утро, день такой-то». Кроме того, трудно вообразить, что Бог сказал «да будет свет» — а потом ждал миллионы лет, пока этот свет появится. Аналогичным образом, вряд ли Адам спал долгие дни, недели, месяцы, годы или миллионы лет, пока Бог творил Еву. Эти факты подтверждают, что и все остальные деяния божественного Сотворения из первой главы Бытия были, по существу, мгновенными или происходили чудесным образом чрезвычайно быстро в соответствующие дни Сотворения. И, напротив, в тексте этой главы нет ни малейших свидетельств в пользу того, что Богу для завершения каждого из актов Сотворения требовались тысячи или миллионы лет.

Из текста первой главы Бытия очевидно также, что Бог сотворил первые растения, первых морских животных, птиц, наземных животных и первых мужчину и женщину сверхъестественным способом: описание этих событий принципиально отличается от описания появления — естественного! — всех последующих растений, животных и людей: естественный рост растений из семян первых растений; половое размножение первых животных и людей. К тому же и все последующие Божьи чудеса в Библии и чудеса Иисуса в Евангелиях совершались мгновенно.

Если верна «теория разрыва» — то что же это за Бог, который создает Землю и все формы жизни на ней, за исключением человека, затем оставляет их жить и умирать миллионы лет, затем истребляет (предположительно, в потопе, связываемом с грехопадением сатаны) и лишь тогда заново создает мир, населенный существами, очень похожими на те, которые Он уже уничтожил?

Если верна теория «один день — одна эпоха», или изобразительная (литературная) теория, или любая другая теория в рамках мировоззрения старой Земли, — то что же это за Бог, который мгновенно создает Землю — и на миллионы лет оставляет ее под водой; затем создает сушу и растения — и на миллионы лет оставляет их расти в темноте, пока не создаст Солнце? И что это за Бог, который создает Солнце, Луну и звезды, чтобы человек мог измерять по ним время, а самого человека создает лишь через миллиарды лет?

Если же мы отрицаем последовательность событий, изложенную в первой главе Бытия, и утверждаем, что эволюционный порядок появления живых существ и эволюционная шкала времени верны, тогда у нас возникают проблемы иного рода. Что это за Бог, который сотворил Землю 4,5 миллиарда лет назад, потом подождал миллиард лет — и лишь тогда сотворил первые микроскопические существа (простейших (36) ), еще через 2,875 миллиарда лет сотворил первых многоклеточных (37) , а еще через 625 миллионов лет наконец-то создал Адама, венец творения, которому Он повелел властвовать над всеми животными (большинство из которых жили и умерли давным-давно, задолго до сотворения Адама)? (38 ) Это был бы очень странный, расточительный Бог, ничем не напоминающий мудрого и всемогущего Творца, явленного нам в Священном Писании. Если же Бог действительно творил в том порядке, на котором настаивают эволюционисты, и в соответствующих временных рамках, то не означает ли это, что такой Бог — лжец и обманщик? Ведь последовательность актов Сотворения в первой главе Бытия во всем расходится с порядком событий согласно эволюционной истории; выходит, что Бог вдохновил Моисея на создание заведомо ложной летописи Сотворения?!

Еще одно важное соображение: как уже было отмечено выше, в конце Недели Сотворения Бог сказал, что все созданное им «хорошо весьма». Но мог ли Бог, явленный нам в Священном Писании, назвать «хорошим весьма» покрывающие всю землю отложения осадочных пород в километры толщиной, содержащие миллиарды окаменелостей некогда живых существ? Мог ли Он назвать «хорошей весьма» такую болезнь, как рак? Мог ли Он назвать «хорошими весьма» терние и волчцы, которые, судя по Его собственным словам из третьей главы Бытия, появились вследствие Его проклятия? Если Бог сказал, что смерть — это «хорошо весьма»; если он заявил, что колючие растения, существовавшие задолго до сотворения Адама, — результат его грехопадения, — значит, Бог солгал. Однако мы знаем, что библейский Бог — это Бог истины. Сатана — вот кто на самом деле лжец и обманщик.

Но и это еще не всё. Если процесс сотворения мира Богом (будь то процесс «постепенного сотворения» или «теистической эволюции») включал в себя миллионы лет смерти, то такой Бог совсем не похож на Бога, явившего Себя человеку в послепотоп-ном мире. После Всемирного потопа Бог заповедал Своему народу (израильтянам) заботиться о домашних животных и давать им день отдыха (Исх. 20:10; 23:12); помогать заблудившимся или изнемогшим от ноши животным (Исх. 23:4—5); не быть жестокими по отношению к скоту (например, «не заграждай рта волу, когда он молотит» — Втор. 25:4). Этот послепотопный Бог сказал, что «праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко» (Прит. 12:10) и что Сам Он заботится обо всех живых существах в Своем падшем, проклятом мире (Пс. 103:14—16; 27-28, Пс.144:14-16, Пс.146:9, Ион. 4:11, Мф. 6:26, Лк. 12:24) (39) .

Если бы миллионы лет болезни, смерти и вымирания живых существ действительно были, это значило бы, что Бог подобен нечестивцу из Притчей 12:10 и поступает наперекор тому, как Сам же велел поступать евреям. Вера в миллионы лет — это неверие в Божье всемогущество! Если Бог творил в течение миллионов лет, значит, Ему не хватило мудрости и могущества, чтобы сотворить мир сразу. Либо Он был не в силах держать под контролем Свое творение, чтобы оно не разрушало то, что Он уже успел сотворить, — либо намеренно чинил Себе препятствия, мешая воплощению собственного замысла — созданию мира, который был бы поистине хорош. Кроме того, выходит, что все это время Он вновь и вновь создавал существа, похожие на те, которые Сам же уничтожал — намеренно или по неумению и бессилию. Это был бы не Бог, а монстр: неумелый, как самый бездарный и безрукий инженер или механик, да при этом чудовищно несправедливый и неправедный; достаточно сравнить его с Богом из Книги Пророка Исаии, сказавшим, что когда истина о Нем наполнит землю, животные больше не будут убивать и поедать друг друга и человека (Ис. 11:6-9; 65:25) (40) . Такой бог — жестокий, неуклюжий и бессильный — конечно же, не был бы достоин веры, упования и поклонения.

И если эти миллионы лет смерти — не вымысел, значит, проклятие, наложенное Богом на творение, не сказалось ни на чем и ни на ком, кроме человека. Выходит, мы никак не можем доверять Его обещаниям, касающимся будущего; да и всему Его Слову верить нельзя!

Все эти соображения не ускользнули от внимания неверующих. Можно процитировать, в частности, рассуждения философа-эволюциониста Дэвида Халла (David Hull) о том, к каким выводам относительно природы Бога приводит дарвиновская теория эволюции. Пусть даже мы отвергаем дарвинистское объяснение происхождения различных форм жизни — замечания Халла применимы ко всем теориям старой Земли. Халл пишет:«Образ Бога, складывающийся под воздействием дарвинизма, — вот проблема, которую биологическая теория эволюции ставит перед естественным богословием….. Процесс эволюции в избытке характеризуется случайностями, непредсказуемыми происшествиями, немыслимой расточительностью и потерями, смертью, болью, ужасом… Каким бы ни был тот Бог, образ которого вытекает из теории эволюции и из данных естественной истории, это явно не протестантский Бог, учащий, что мотовство до добра не доведет; это не любящий Бог, заботящийся о Своих творениях, и даже не грозный Бог из Книги Иова. Бог Галапагосских островов беспечен, расточителен, равнодушен; он скорее напоминает дьявола. И уж конечно это не тот Бог, перед которым кому-то захочется склониться в молитве!» (41)

В начале XIX века, выдвигая возражения против тогдашних геологических теорий старой Земли, англиканский священник Джордж Багг (George Bugg) приводил следующие аргументы:

«Отсюда мы приходим к отвратительной и безнравственной индуистской идее, а именно — что Бог «творил и разрушал миры вновь и вновь, словно для забавы!» Но станет ли набожный христианин, почитающий Библию, или же философ, знающий, что Всевышний не совершает чудес «просто так» и ничего не делает напрасно, верить в такую нелепость — что мудрый, справедливый и благой Бог «множество раз» чудесным образом нарушит собственный порядок вещей с единственной целью: уничтожить целые поколения животных, чтобы сотворить других — очень похожих на своих предшественников, но слегка отличающихся от них!» (42) Только креационизм молодой Земли предлагает нам картину мира, согласующуюся со славой, силой, святостью, верностью, всеведением и мудростью Бога, каким Он явил нам Себя со страниц Священного Писания. Учения о смерти и о сущности Бога, изложенные в Библии, полностью противоположны идее миллионов лет. И если мы верим этим библейским доктринам, значит, нам следует решительно отвергнуть идею старой Земли. То и другое не может быть верным одновременно (43) .

Представив таким образом позицию креационистов молодой Земли, мы можем теперь перейти к оценке взглядов на возраст Земли, изложенных в трех ведущих учебниках по систематическому богословию.