Апрель

1 апреля

Давид и его многочисленное потомство

Вот все сыновья Давида, кроме сыновей от наложниц (1 Пар. 3:9).

Немного странный выбор для утреннего чтения на сегодня, не правда ли?

И все же Библия есть Библия. А вы как думаете, есть в Библии такие отрывки, которые не очень подходят для молитвенного служения? Может быть, и так.

И однако же из этого текста мы можем не только составить представление о Давиде и прочих библейских персонажах, но и в несколько ином ракурсе взглянуть на Бога…

Думаю, ни для кого не секрет, что у Давида было много жен и наложниц, как и у прочих известных библейских героев. Как нам относиться к столь неприглядному (для нас) факту?

Нас часто удивляют и даже шокируют обычаи, существовавшие в библейские времена (нельзя забывать, что культура древнего Ближнего Востока сильно отличалась от нашей культуры). Женщин было принято считать чем-то вроде частной собственности. Даже в Декалоге, изреченном, а затем и записанном Самим Богом, жена отнесена к той же категории, что и дом, вол, осел, рабы и прочее имущество мужа (Исх. 20:17). (Есть данные, что некоторые народы вообще не считали женщину за человека!)

Кроме того, в древнееврейском обществе (а также, к примеру, в Египте) самыми удачными браками считались браки между близкими родственниками, особенно между двоюродными или даже сводными братьями и сестрами.

И многоженство тоже было в порядке вещей. Рабыни тоже могли оказаться в числе сексуальных партнеров хозяина дома, поднявшись таким образом на более высокую ступеньку, по сравнению с остальной женской прислугой, но не становясь при этом полноправными женами. Этих «второстепенных» жен называли наложницами. Еще одним странным (для нас) обычаем был левират (к колену Левия никакого отношения не имевший). Согласно этому обычаю, до сих пор бытующему у некоторых народов, мужчина должен был «войти» к вдове своего покойного брата и «восстановить ему семя», если на момент его смерти у них не было детей.

Итак, Давид обзавелся семейством, весьма отличавшимся от так называемой нуклеарной семьи, характерной для западной цивилизации. И тем не менее Самуил называл его «мужем по сердцу [Божьему]» (см. 1 Цар. 13:14). (Да и Авраам, чья семья тоже отличалась от наших, был назван другом Божьим (см. Ис. 41:8; Иак. 2:23).) Благодарение Богу за то, что Он принимает нас такими, какие мы есть. Он может трудиться нашими руками, когда мы открываем свое сердце для Его водительства и посвящаем себя Ему. Бог не ограничен рамками человеческой культуры, но при этом может трудиться в этих рамках, оказывая на культуру Свое преображающее влияние.

2 апреля

Молитва Иависа

О, если бы Ты благословил меня Твоим благословением, распространил пределы мои, и рука Твоя была со мною, охраняя меня от зла, чтобы я не горевал! (1 Пар. 4:10).

Последняя книга древнееврейской Библии (да, речь идет именно о Паралипоменоне) начинается с нудного (для нас) перечисления родословных, занимающего не одну и не две, и не три страницы. «И родил Авраам Исаака. Сыновья Исаака: Исав и Израиль. Сыновья Исава: Елифаз… Сыновья Елифаза…» (1 Пар. 1:34—36).

И все-таки время от времени этот убаюкивающий каталог «отцов и детей» прерывается краткими отступлениями, которые заставляют нас встрепенуться. Одно из таких вкраплений связано с человеком по имени Иавис, который «был знаменитее своих братьев» (1 Пар. 4:9). Почему он был «знаменитее» в те времена, нам неизвестно, зато мы точно знаем, почему Иавис «знаменитее» прочих своих родственников сегодня. Известный христианский писатель Брюс Уилкинсон написал бестселлер под названием «Молитва Иависа», побивший все рекорды продаж.

Уилкинсон пишет: «Я хочу научить вас молиться дерзновенной молитвой, на которую Бог обязательно даст ответ». Он призывает своих читателей ежедневно повторять молитву Иависа, и тогда Бог без меры изольет на них Свои благословения, каждый день совершая в их жизни настоящие чудеса.

О чем же молился Иавис? Его «новаторская» просьба выведена в качестве сегодняшнего памятного стиха. Он молился о больших земельных угодьях и просил избавить его зла и горестей. Пока миллионы читателей повторяют сегодня молитву Иависа, нам будет полезно сравнить его просьбу с молитвой Соломона: «Дай мне премудрость и знание, чтобы я умел выходить пред народом сим и входить» (2 Пар. 1:10). Отличие просто бросается в глаза. С одной стороны — Иавис, преследующий собственные интересы и умоляющий Бога об обширной усадьбе и полном избавлении от неприятностей; а с другой — Соломон, в самоуничижении своем просящий Бога о мудрости, чтобы верно управлять Его народом.

Но, что самое интересное, «Бог ниспослал ему [Иавису], чего он просил» (1 Пар. 4:10). Впрочем, большинство из нас наверняка переживали нечто подобное в своей жизни, и это несмотря на то, что наши молитвы зачастую более эгоистичны, чем должно. Ничего не скажешь — Бог благ во всякое время.

И все же молитва Соломона, которую Бог тоже не оставил без ответа, — более достойный образец для подражания.

3 апреля

Давид становится во главе единого царства

И преуспевал Давид, и возвышался более и более, и Господь Саваоф был с ним (1 Пар. 11:9).

Давид был беглым преступником, возглавлявшим шайку, в которой было до шестисот мятежников, оказавшихся изгоями либо из-за больших долгов, либо из-за обид и утраченных иллюзий, либо по каким-то другим причинам. Кроме всего прочего, большую часть времени ему и его шайке «негодных людишек» приходилось бегать, как зайцам, от войск Саула.

После смерти царя Саула Давид, задолго до этого тайно помазанный Самуилом, был провозглашен царем в Хевроне. Семь лет правил он Иудой из этого города, пока его соперник, сорокалетний Иевосфей («муж позора»), единственный оставшийся в живых сын Саула, царствовал над Израилем. Когда Иевосфей погиб от рук Рихава и Бааны, старейшины оставшегося без правителя Израиля пришли к Давиду в Хеврон. Подробности этого визита нам не сообщаются, но в итоге Давид заключил с ними завет. И они помазали его (и это было уже третье помазание Давида!) «в царя» над Иудой и Израилем — воссоединившимся царством.

Проявив прозорливость, свойственную большому государственному деятелю, Давид решил перенести столицу в Иерусалим, где в то время обитали иевусеи, державшиеся особняком как от израильтян, так и от иудеев. Завоевав Сион и окрестные земли, Давид стал преуспевать и укрепляться, ибо «Господь Саваоф был с ним».

Давид «возвышался более и более», и это, по большому счету, не может не вызывать удивления. Во-первых, он был сыном Иессеевым, то есть выходцем из простой семьи. Во-вторых, он был перебежчиком, став самым разыскиваемым преступником в правление его предшественника. В-третьих, в первое время у него под началом было от силы шестьсот человек. В-четвертых, он побывал в подчинении у других правителей, таких как филистимлянин Анхус, царь Гефа.

Но, что еще более удивительно, «Господь Саваоф был с» Давидом, новым царем Иуды и Израиля. А ведь Бог не хотел, чтобы у Его народа были цари. По сути дела, Он некогда воспринял как оскорбление их требование дать им царя. И все же, несмотря на Свое недовольство таким поворотом событий, Бог по милости Своей смирился с новыми условиями, возникшими в силу желания Его народа уподобиться миру, и «был с» Давидом, хотя монархическое правление в Израиле и не соответствовало Его воле.

4 апреля

Безвременная кончина Озы

Оза простер руку свою, чтобы придержать ковчег, ибо волы наклонили его. Но Господь разгневался на Озу и поразил его за то, что он простер руку свою к ковчегу (1 Пар. 13:9, 10).

По всему Священному Писанию разбросаны отрывки, которые по-настоящему ставят в тупик. К счастью, их не так уж много, но вполне достаточно, чтобы поставить под вопрос некоторые наши устоявшиеся представления. Эпизод с Озой — одна из таких непостижимых историй.

Царь Саул пренебрег ковчегом завета, выказав тем самым свое отношение к Самому Богу, ибо ковчег символизировал личное присутствие Яхве. Как еврейский народ отверг Божье правление, потребовав у Него дать им царя, так и первый же их монарх нанес Ему не меньшее оскорбление, пренебрегши ковчегом. Давид решил исправить это положение.

Посоветовавшись со своими последователями, Давид в сопровождении большой толпы народа отправился в Кириаф-Иарим, где в доме Авинадава хранился ковчег завета. Они установили его на колесницу, запряженную волами, и с пением и танцами двинулись обратно в Иерусалим, где Давид соорудил для него особый священный шатер.

Неподалеку от гумна, принадлежавшего Хидону, волы споткнулись, колесница наклонилась, и ковчег на ней пошатнулся. Оза, сын Авинадава и возница этой колесницы, взялся за ковчег, чтобы удержать его и не дать ему разбиться на куски при падении на землю. К несчастью для Озы, его порыв оскорбил Яхве, и Он «поразил его» смертью.

Процессия остановилась и дальше уже не пошла, а золотой ящик оставили в доме у некоего Аведдара. Следующую попытку перенести ковчег в Иерусалим Давид предпринял не скоро. На сей раз он задействовал левитов, которые несли ковчег на шестах, водрузив его на плечи, в соответствии с указаниями, данными через Моисея. И снова процессия, направлявшаяся в Иерусалим, сопровождалась радостным пением и веселыми танцами.

Давид был искренен в своем желании разместить ковчег Божий в столице. Оза тоже без всякой задней мысли хотел удержать ковчег от падения и порчи. Так почему же Бог так с ним обошелся? В других ситуациях Яхве проявлял большую терпимость и учитывал обстоятельства. Божья реакция в данном случае ставит в тупик: ведь это так мало на Него похоже, обычно Он приберегал Свой гнев для непокорных. Видимо, все-таки, какими бы благими намерениями ни руководствовался человек, в любом случае лучше все делать правильно, повинуясь установленному порядку.

5 апреля

Как все-таки здорово быть сыном Иссахаровым!

Из сынов Иссахаровых пришли люди разумные, которые знали, что когда надлежало делать Израилю, — их было двести главных (1 Пар. 12:32).

И вот откуда ни возьмись еще один длинный список имен… Однако на этот раз речь идет не просто о генеалогических списках, как прежде, а о тех, кого царь Давид привлек к служению при ковчеге завета (а позднее при храме, возведенном Соломоном) и к осуществлению различных административных функций в государстве.

В 12й главе мы находим перечень воинов, объединившихся вокруг Давида как до, так и после его воцарения. Контекстом для сегодняшнего памятного стиха служит стих 23: «Вот число главных в войске, которые пришли к Давиду в Хеврон, чтобы передать ему царство Саулово». Согласно этому повествованию, самое многочисленное ополчение пришло из колена Завулонова — пятьдесят тысяч воинов (см. стих 33), тогда как колено Иссахарово прислало всего лишь двести человек.

Хотя пришедших от Иссахара было сравнительно немного, автор Паралипоменона отзывается о них весьма высоко: «Люди разумные, которые знали, что когда надлежало делать Израилю». В еврейском оригинале буквально говорится, что они понимали, в какое время живут, и знали, что и как нужно делать Израилю. Рассмотрим эти две наиважнейшие характеристики потомков Иссахара повнимательнее.

Во-первых, эти люди хорошо разбирались в происходящих событиях. Они понимали, что наступил переломный момент в истории Израиля. Бывают времена заурядные и однообразные, мало чем отличающиеся от прочих времен. А бывают, хотя и редко, времена необычайные, когда у народа появляются новые возможности, открываются новые перспективы. Важно уметь отличать обычные времена от времен необычайных. Не каждому это дано.

Во-вторых, потомки Иссахара отличались достаточным благоразумием, позволявшим им определять, какие именно шаги нужно предпринимать в это особое время. Они хорошо понимали, в каком направлении нужно двигаться. Особое время требует особых подходов. Мало понимать особенности сложившегося положения. Нужно еще знать, как наилучшим образом воспользоваться теми преимуществами, которые оно предоставляет.

Как часто мы теряемся, когда нам нужно принимать решение, какие шаги предпринять, каким путем идти дальше. Как все-таки здорово быть одним из сынов Иссахаровых — знать, что именно нужно делать и когда! Безусловно, подобная мудрость исходит от Самого Бога, это дар всеведущего Творца.

6 апреля

Храмовая музыка

И поставил… некоторых из левитов, чтобы они славословили, благодарили и превозносили Господа, Бога Израилева… Иеиела с псалтирями и цитрами, и Асафа для игры на кимвалах (1 Пар. 16:4, 5).

Стоит ли удивляться, что Давид, «сладкий певец Израилев» (2 Цар. 23:1), проявлял такую ревностную заботу о музыке, используемой при поклонении Богу. Он был не только искусным придворным музыкантом (при дворе царя Саула), но и одаренным композитором и поэтом. Именно его усилиям приписывают исследователи Ветхого Завета создание особого сословия исполнителей богослужебной музыки.

Со времен Ветхого Завета музыка была одной из важных составляющих общественных богослужений. С тех пор богослужения, совершаемые Божьим народом, не обходятся без пения гимнов прославления и игры на различных музыкальных инструментах во славу Божью.

Древняя ближневосточная музыка едва ли доставила бы нам большое удовольствие, поскольку ей не хватало благозвучия. Однако недавние открытия позволяют сделать вывод, что эта музыка, возможно, была не столь уж далека от современных вкусов. Причем музыку в своих богослужебных обрядах использовал в то время не только еврейский народ. Точно так же поступали египтяне, хананеи и жители Месопотамии. К слову сказать, древнейший из известных музыкальных отрывков восходит ко временам возникновения алфавита, и отрывок этот был частью гимна хвалы, посвященного Никкаль, богине луны.

В настоящее время почти невозможно сказать наверняка, как именно звучала древняя ближневосточная музыка, но можно с определенной долей уверенности утверждать, что люди в то время пользовались струнными, духовыми и ударными инструментами. Вероятно, по крайней мере некоторым из произведений богослужебной музыки был присущ четкий ритмический рисунок, помогавший поклоняющимся достигать экстатического состояния, как в случае с Давидом, когда его жену покоробила его пляска перед ковчегом Божьим (см. 2 Цар. 6:16), или с Елисеем, когда тот попросил гуслиста помочь ему получить богодухновенную весть (см. 4 Цар. 3:15).

Как уже было сказано ранее, наше поведение во многом определяется нашей культурой, и Бог, по всей видимости, принимает эти наши культурные особенности, в том числе и нашу богослужебную музыкальную культуру. Поэтому каждому из нас следует быть более терпимым к своим собратьям, чьи вкусы и предпочтения в духовной музыке чем-то отличаются от наших.

7 апреля

Чье это было царство?

Я поставлю его в доме Моем и в царстве Моем навеки (1 Пар. 17:14).

Мы привыкли говорить о царстве Саула или о царствовании Давида над своим народом. И данные обороты речи вполне допустимы, никто не утверждает, что так говорить нельзя. Однако, кто бы ни сидел на царском троне — Саул, Давид, Соломон или Иоас, — над всеми ними стояла власть иного рода и порядка.

Самуил был неприятно удивлен, когда еврейский народ потребовал себе царя (см. 1 Цар. 8:5). Но Бог разъяснил ему, что «не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними» (стих 7). Бог, однако, так просто не отступается. Израиль, может быть, и отверг Его как своего Царя, зато Он не отверг Израиль как Свой народ.

Их верность завету, который Бог заключил с Авраамом, зависела от их послушания Божьей воле, а вот Его верность тому же завету уходила корнями в Его неизменную сущность, которой свойственно сострадание.

Посему мы не должны удивляться тому, что Бог по-прежнему считал Себя их полновластным правителем. Он не забыл об обещании, которое Он им когда-то дал: «И приму вас Себе в народ, и буду вам Богом» (Исх. 6:7). Кроме того, Бог сказал им, что они будут Его «уделом из всех народов» (Исх. 19:5), а Моисей подчеркивал, что Бог избрал евреев, чтобы они были «собственным Его народом» (Втор. 14:2). Да и в остальных библейских книгах о евреях неоднократно говорится как о «Его народе», а Бог называет их «Мой народ».

Так что Бог не зря сказал Давиду, что Он поставит Соломона «в доме Моем и в царстве Моем навеки» (1 Пар. 17:14). Евреи по-прежнему были Божьим народом. Яхве по-прежнему властвовал над ними, потому что они составляли Его царство. По сути дела, Соломон был, так сказать, вассалом Яхве. Правил Сам Бог, а Соломон был вторым после Него. Вот почему сказано, что Соломон сидел «на престоле царства Господня над Израилем» (1 Пар. 28:5).

Мы, смертные, немощные люди, бессильны сместить вечного, всемогущего Бога с Его престола. Мы можем изгнать Его из своих сердец, но это еще не значит, что Он перестанет царствовать над нами.

8 апреля

Доброе правление

И царствовал Давид над всем Израилем, и творил суд и правду всему народу своему (1 Пар. 18:14).

Отрицательный отзыв о царствовании того или иного израильского или иудейского царя — явление в Библии вполне обычное. Царь Нават «делал… неугодное пред очами Господа» (3 Цар. 15:26); Вааса «делал неугодное пред очами Господними» (стих 34); царь Амврий «делал… неугодное пред очами Господа, и поступал хуже всех бывших перед ним» (3 Цар. 16:25); Иорам «делал неугодное в очах Господних, хотя не так, как отец его и мать его» (4 Цар. 3:2).

И даже о царе Соломоне записано, что он «делал… неугодное пред очами Господа» (3 Цар. 11:6).

А вот о царе Давиде в сегодняшнем тексте сказано, что (несмотря на многочисленные его изъяны и проступки) он «творил суд и правду всему народу своему». Что же послужило поводом для столь положительной характеристики его правления? В данном стихе употреблен еврейский глагол asah. Это третий по распространенности глагол в Ветхом Завете, и означает он «осуществлять», «делать», «творить». Другими словами, Давид осуществлял определенные принципы, претворял их в жизнь.

Что же именно осуществлял Давид? В данном стихе использованы такие еврейские существительные, как mishpat (суд) и tsedaqah (правда, правосудие). Таким образом, Давид претворял в жизнь две вещи: суд и правду. Для нас эти два слова почти синонимы, однако у них есть смысловые нюансы, которые определенно отличают их одно от другого.

Первое существительное, mishpat, указывало на вынесение судебного приговора, но смысл его несколько шире. Все цари — и добрые, и нечестивые — выносили судебные решения. Так почему же именно Давид удостоился за это похвалы? Дело в том, что это слово подразумевает также нарушение порядка и гармонии в обществе, когда происходил разрыв между двумя его членами.

И тогда вмешивалась третья сторона — в данном случае Давид — и восстанавливала гармонию, утверждая mishpat.

Второе слово, tsedaqah, обладает смысловым оттенком верности и милосердия. Это значит, что, когда царь Давид выносил какое-то судебное решение, оно было справедливым и честным. Преступников он осуждал, а невиновных — оправдывал. Короче говоря, Давид восстанавливал справедливость.

Это и называется — доброе правление. Когда власть защищает и поддерживает обиженных и угнетенных, она тем самым поддерживает благополучие общества. Пристрастность подрывает общественные отношения; беспристрастность их укрепляет. Умелые лидеры (и родители в том числе), по-настоящему пекущиеся о своих подопечных, создают такую атмосферу, которая способствует их благополучному и мирному сосуществованию.

9 апреля

Кто виноват?

И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян (1 Пар. 21:1).

Всякий раз когда мы читаем эту историю, у нас возникает масса вопросов. Охватить их все, хотя бы поверхностно, мы конечно не сможем. Однако коснуться одного аспекта нам вполне по силам: кто же все-таки несет ответственность за принятое Давидом решение устроить перепись Израиля?

Что интересно, Библия не дает нам определенного ответа, кто был ответственен за эту перепись, которая принесла так много горя царю Давиду и его подданным. И здесь есть над чем подумать.

Автор Первой книги Паралипоменон (в нашем сегодняшнем тексте) говорит нам, что на перепись Давида толкнул сатана. Во всех остальных библейских отрывках еврейское слово, обозначающее сатану, приведено с определенным артиклем, то есть обозначает оно не столько имя собственное, сколько звание, титул или функцию. Здесь же артикль отсутствует, а это говорит о том, что ко времени написания Паралипоменона оно, видимо, стало обозначать конкретную личность. Таким образом, согласно Книге Паралипоменон, пойти на этот шаг Давида заставил именно сатана.

Во 2 Цар. 24:1, где приведена та же история, говорится, что «гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду». Со слов автора Второй книги Царств получается, что сделать это Давида заставил Бог… а затем наказал его за поступок, к которому Сам же его и подтолкнул!

Но это еще не все. И во Второй книге Царств, и в Первой книге Паралипоменон наблюдается своего рода путаница, поскольку в обоих повествованиях Давид признает, что он сам решил проводить перепись: «И сказал Давид Богу: не я ли велел исчислить народ? я согрешил, я сделал зло» (1 Пар. 21:17); «Вот, я согрешил, я поступил беззаконно» (2 Цар. 24:17). Именно Давид был ответственен за шаги, которые он предпринял (даже его «правая рука» Иоав пытался отговорить его от этого дела), а не сатана и не Бог.

Бог наделил нас свободной волей, но у этой свободы есть еще и болезненный «довесок» — за нее нужно давать Ему отчет. В этом и заключается суть суда. Нам, как и Давиду, нужно признавать пред Богом свою вину. Оправдание типа «меня заставил сатана» или «мне велел Бог» не проходят. Мы наделены свободой воли, а значит, нам ничего не остается, как только признать себя виновными. И если мы возьмем на себя ответственность за содеянное, тогда у Бога, нашего милосердного Судьи, появится возможность даровать столь необходимое нам прощение.

10 апреля

Бог передумал… в очередной раз

Господь… пожалел о сем бедствии (1 Пар. 21:15).

Бог весьма осерчал на Давида за устроенную им перепись Израиля, и Давид поспешил признать, что совершил крайне неразумный поступок. Приняв во внимание раскаяние Давида, Бог послал царю весть через Гада, его придворного пророка. Гад (а на самом деле Бог) предложил царю Давиду три наказания на выбор: 1) три года голода в стране; 2) три месяца в бегах или 3) три дня смертельной язвы. Давид выбрал тот вариант, который ему показался наименее опасным: три дня язвы, причиненной Божьим ангелом-губителем.

Погибли уже семьдесят тысяч подданных Давида, когда ангел смерти занес свою руку над Иерусалимом, чтобы излить на него свою смертоносную чашу. Город оказался на краю гибели, но «увидел Господь, и пожалел о сем бедствии, и сказал Ангелу-истребителю: довольно! теперь опусти руку твою» (1 Пар. 21:15).

Глубина Божьих чувств передана здесь c помощью еврейского глагола nacham. Он означает сильно о чем-то пожалеть. Тридцать семь раз используется этот глагол в Ветхом Завете, указывающий на перемену мыслей, и только семь раз из этих тридцати семи он относится к человеку. Остальные тридцать раз речь идет о сожалении Самого Бога — Того, Кто производит разрушение.

Постановления Божьи не похожи на «законы Мидян и Персов, не допускающие изменения». Между Богом и Его народом существуют определенные взаимоотношения. Реакция людей на Его решение способна повлиять на Его реакцию на их решения. В данном случае возникших у Давида угрызений совести оказалось недостаточно, чтобы повлиять на Божий приговор. Однако неизбывное раскаяние Давида в конце концов убедило Бога в том, что Он должен отменить поручение, которое Он дал сеющему смерть ангелу.

Это лишь один из многих библейских примеров, когда развитие отношений между Богом и человеком приводит к тому, что Бог отказывается от Своих намерений. Бог, как и люди, обладает свободой, Он волен менять Свои планы или образ действий. Давид, охваченный раскаянием, не переставал молить Бога о прощении, и в результате возникла новая ситуация. Бог быстро отреагировал на создавшееся положение и отменил поражение. Вот почему Бог может говорить о будущем как о чем-то условном, предпосылая Своим высказываниям такие слова, как «возможно» или «если». Милостивому Богу присуща определенная гибкость, и эта Божья способность приспосабливаться к новым обстоятельствам вовсе не порок, а добродетель.

11 апреля

Сила музыки

Они провещавали на цитрах, псалтирях и кимвалах (1 Пар. 25:1).

Музыка обладает мощным воздействием на психику человека, о чем известно с древних времен. Она может успокаивать, если это колыбельная или какаянибудь лирическая песенка. Она может поднимать дух, если речь идет о военных маршах. (Попробуйте приглушить музыкальную дорожку при просмотре какого-нибудь фильма. Впечатление сразу же снизится и притом существенно.) Музыку применяют при борьбе со стрессом, болью, эмоциональными расстройствами и умственными отклонениями.

Короче говоря, музыка способна пробуждать и выражать эмоции, которые могут еще более усиливаться, когда их есть с кем разделить, например, при общем пении гимнов хвалы. А когда музыкальный темп превышает, скажем, сто ударов в минуту, с четко выраженным ритмом, мы можем войти в трансцендентное состояние, когда наши мысли и чувства начинают играть какими-то новыми, более яркими красками и как бы переходят в более высокую плоскость. (Такое состояние называют «экстазом».)

Именно подобного рода переживания Ветхий Завет порой увязывает с музыкой, обозначая его либо существительным «пророчествование», либо глаголом «пророчествовать». Когда Саул отправился в Галгал, он встретил по дороге сонм пророков с «псалтирем, и тимпаном, и свирелью, и гуслями», которые «пророчествовали», и он тоже стал пророчествовать вместе с ними (см. 1 Цар. 10:5, 6, 10, 11). Вот так и случилось, что Давид впоследствии, когда стал царем, назначил храмовых музыкантов, чтобы те «провещавали на цитрах, псалтирях и кимвалах» (1 Пар. 25:1), придавая тем самым новое качество богопоклонению. Когда Елисей захотел придать импульс своему пророческому дару, он позвал музыканта (см. 4 Цар. 3:15).

Пятидесятники согласны с тем, что дар пророчества может проявляться (и проявляется) в церквах, в том числе и в адвентистской. Однако они теряются в догадках, почему у нас, по их мнению, такие «пресные» церковные богослужения. Зачем им менять свой эмоциональный экстаз, свойственный их общим служениям, на нашу бросающуюся в глаза бесстрастность? Первые собрания миллеритов отличались духовным энтузиазмом: люди кричали, плакали, падали в обморок, а женщины так трясли головами, что гребешки разлетались в разные стороны. Лично я не готов к такого рода эмоциональным всплескам в церкви (как говорится, это не по мне), но, может быть, нам стоит смелее использовать музыку для углубления наших переживаний при поклонении Богу.

Есть люди, которые считают, что те или иные музыкальные формы и стили не допустимы на богослужениях, но, возможно, нам следует быть аккуратными с подобного рода критикой, ибо ей подчас недостает серьезного библейского основания.

12 апреля

Бог заслуживает лучшего

И дом, который я строю, велик, потому что велик Бог наш, выше всех богов (2 Пар. 2:5).

И Давид, и Соломон горели желанием возвести такой Храм, который стал бы непревзойденным памятником Богу. Древняя Моисеева скиния к тому времени стала уже реликвией. Она хорошо послужила в качестве переносного святилища, но ныне, когда в Израиле установилось монархическое правление с постоянной столицей в Иерусалиме, пришла пора для более величественного сооружения, которое соответствовало бы величию Самого Бога.

Яхве запретил Давиду самому строить Храм, поэтому царь стал собирать драгоценные материалы для здания, которое предстояло возвести его сыну. Согласно 1 Пар. 22:14 и 29:1—6, Давиду удалось скопить для строительства Храма 3 883 тонны золота и 37 964 тонны серебра. Кроме того, израильская знать пожертвовала 188,5 тонны золота, 377 тонн серебра, 678,6 тонны меди и 3 770 тонн железа; и плюс к тому множество драгоценных камней и десять тысяч золотых драхм (см. 1 Пар. 29:7, 8).

Мастера, кедр, кипарис и певговое дерево с Ливана, запрошенные Соломоном у Хирама, царя Тира, обошлись израильскому царю отнюдь недешево — в 2 700 тонн пшеницы, 2 700 тонн ячменя, 416 000 литров вина и 416 000 литров оливкового масла (2 Пар. 2:9). Кроме того, Соломон исчислил всех пришельцев в своем царстве и принудил их к труду: семьдесят тысяч из них он сделал носильщиками грузов, восемьдесят тысяч отправил на каменоломни, а три тысячи шестьсот поставил над ними надзирателями (см. стихи 17, 18). Готовое сооружение было примерно тридцать метров длиной, десять метров шириной и пятнадцать метров высотой.

А мы еще думаем, что наши церковные здания обходятся нам слишком дорого!

Некоторые адвентисты утверждают, что нам не стоит «сорить деньгами», когда речь заходит о строительстве новой церкви, и, судя по внешнему облику многих церквей, эти люди частенько берут верх в этих спорах! Ведь пришествие Господа не за горами, рассуждают они, так что лучше потратить эти деньги на что-нибудь другое, например, на миссионерскую деятельность. Спору нет, миссионерские проекты достойны нашей поддержки, но так ли уж много денег мы на них тратим? Печально, но это факт: те самые люди, которые оспаривают большие затраты на строительство церквей, зачастую сами живут в роскошных домах, устроенных и обставленных гораздо лучше, чем их местная церковь, что было неприемлемо для царя Давида. Наши дома молитвы так или иначе должны отражать наше посвящение и нашу преданность Богу. Впрочем, может быть, именно поэтому у них бывает такой неприглядный вид…

13 апреля

Неосвященные работники?

И сделал Хирам тазы, и лопатки, и чаши. И кончил Хирам работу, которую производил для царя Соломона в доме Божием (2 Пар. 4:11).

В адвентистских кругах время от времени возникают споры о том, насколько это приемлемо — прибегать к услугам неадвентистов в некоторых сферах церковного служения. Например, позволительно ли печатать нашу духовную литературу в светских типографиях («Мы же не хотим, чтобы на одном и том же станке печатали мирские журналы и нашу литературу!») или, скажем, нанимать неверующих рабочих для постройки церквей, школ, больниц и прочих учреждений («Разве можно, чтобы они своими неосвященными руками касались священных построек?»)? Многие ранние адвентисты отказывались произносить привычные для нас названия дней недели, а называли их просто — день первый, день второй, день шестой и т. д. Почему? Да потому что дни недели в английском языке содержат в себе имена языческих богов — день солнца, день луны, день Тора и т. д.

Давайте сначала разберемся с «языческой» терминологией. Стоит ли нам избегать употребления слов, имеющих языческое происхождение? Стоит ли нам называть дни недели по их порядковым номерам? Можно ли в Библии отыскать какиенибудь прецеденты, которые могли бы нам помочь сориентироваться в этом вопросе? Что ж, в 3 Цар. 8:2 сказано, что храм Соломона был посвящен «в месяце Афаниме». Это ханаанское название, поскольку у евреев седьмой месяц назывался тишри. Евреи называли десятый месяц церемониального года (четвертый месяц по светскому календарю) — Фаммуз, по имени месопотамского божества. Они усвоили это название, пока были в вавилонском плену.

А теперь давайте вернемся к вопросу, вынесенному в заголовок. Некоторые, возможно, удивятся, когда узнают, что на различных участках строительства Соломонова храма трудились далеко не только евреи. В сегодняшнем памятном тексте сказано, что Хирам, искусный мастер, чья мать была родом из колена Неффалимова, а отец — тирянин, сделал некоторые из сосудов для жертвоприношений Яхве. В свою очередь, Хирам, царь Тира, направил этого умельца и прочих ремесленников в помощь Соломону в осуществлении его замысла. Кроме всего прочего, Соломон нанял (а скорее принудил) более сотни тысяч проживавших в Израиле иноплеменников для осуществления разных строительных работ (см. 2 Пар. 2:2, 17, 18).

Наверное, нам все-таки не стоит проявлять чрезмерную щепетильность в этом вопросе, а то неровен час станем духовными неврастениками со своими завышенными мерками и «освященными» вкусами.

14 апреля

Храм и синагога

Тогда дом, дом Господень, наполнило облако, и не могли священники стоять на служении… потому что слава Господня наполнила дом Божий (2 Пар. 5:13, 14).

При посвящении Храма Соломона Бог дважды благословил и освятил Своим славным присутствием это новое строение. Одной из наиболее важных составляющих Храма был жертвенник всесожжения. Именно на нем евреи приносили свои жертвы за грех, и именно у него священники совершали свое священнодействие с жертвами, ходатайствуя за людей пред Богом. (Впрочем, доступ к Богу был несколько ограничен: люди допускались только во двор Храма, куда они приводили своих жертвенных животных; священники забивали животное и священнодействовали с его кровью во Святом; а войти во Святое святых можно было лишь один раз в году, во время Йом-Киппура, и только первосвященнику.)

После того как Навуходоносор разрушил этот величественный храм, плененные иудеи придумали ему замену — синагогу. Жертв в ней никто не приносил, поэтому священник был уже не нужен. Вместо медного жертвенника средоточием богопоклонения стал свиток Торы. В синагогах на смену непосредственному Божьему присутствию пришло Его Слово. Во времена Иисуса (и в последующие века) синагоги, в том числе домашние, существовали практически во всех городах, где проживали еврейские общины.

Ранние христиане вовсе не чурались иерусалимского Храма, однако их еженедельные богослужения строились в основном по образцу служений синагогальных. В центре внимания было Божье Слово, а не жертвоприношение, а служение проводили миряне, а не священники. Христианская церковь и ее богослужебный чин имели мало общего с Храмом, но зато много общего с синагогой, где не было ни жертвенника, ни священства. (Римо-католический вариант христианства был ближе к храмовому служению: католические священники еженедельно совершали (и по-прежнему совершают) евхаристические жертвоприношения.)

Поэтому немного странно слышать из уст людей «призывы к алтарю», ведь алтарей как таковых в наших церквах не имеется. Средоточием наших богослужений служит толкование Священного Писания, а не кровные жертвоприношения. Да и чрезмерная забота о сохранении тишины в Божьем присутствии в церкви тоже несколько неуместна, поскольку наши церкви отнюдь не храмы, где проявляет себя слава Божьего присутствия. Так что в громкой хвале, которой мы выражаем свое восхищение Богом, и даже в приветствиях своих собратьев, пожалуй, нет ничего страшного или неподобающего.

15 апреля

Божья безграничность

Поистине, Богу ли жить с человеками на земле? Если небо и небеса небес не вмещают Тебя, тем менее храм сей, который построил я (2 Пар. 6:18).

Посвящение Храма Соломонова было необычайным, выходящим из ряда вон событием. В Писании сообщается, что царь принес в жертву неимоверное число животных — двадцать две тысячи волов и сто двадцать тысяч овец (см. 2 Пар. 7:5). Должно быть, кровь текла рекой, а жертвоприношения довели до полного изнеможения священников, семь дней без перерыва резавших животных. Затем были еще семь дней пиршества, после чего Соломон «отпустил народ в шатры их, радующийся и веселящийся в сердце» (стих 10). Стоит ли говорить, что столь великолепное празднество навсегда осталось в памяти всех, кому довелось в нем участвовать.

Полагаю, в равной степени незабываемым для них стало еще одно событие, имевшее место при посвящении Храма. Когда раздались звуки музыки, храм наполнился облаком, указывавшим на Божье присутствие. И тогда Соломон, совершенно позабыв о своем царском достоинстве, пал на колени и вознес продолжительную молитву, по окончании которой с небес сошел огонь, поглотивший жертвенное животное на жертвеннике всесожжений.

Молитва царя была весьма содержательной — мысли, в ней изложенные, можно комментировать долго, на протяжении многих страниц. Одну из предложенных Соломоном концепций я выбрал в качестве сегодняшнего памятного текста. Соломон и огромная толпа участников церемонии уже увидели облако Божьей славы, наполнившее Храм и заставившее священников прекратить священнодействие. И тем не менее, несмотря на столь очевидное и яркое проявление Божьего присутствия, Соломон сказал, что Бог вовсе не живет «с человеками на земле». Как может здание, пусть даже такое величественное, как Соломонов Храм, «вместить» Бога, если даже «небо и небеса небес не вмещают» Его?

Соломон выступил с утверждением, которое намного опережало свое время! Это был гигантский шаг вперед в богопознании во времена, когда народ был крайне суеверен.

Богословы указывают на некий парадокс (иногда его еще называют «антиномией»). Бог пребывает здесь, среди нас, как какой-нибудь наш соплеменник. Но это лишь с одной стороны. С другой стороны, Он трансцендентен — Он «превыше», Он «вне», Он «за пределами» Своего творения и нашего знания. Чрезмерный акцент на одном из этих аспектов Его бытия неизменно приводит к ереси.

16 апреля

Дешевые копии

И пришел Сусаким, царь Египетский, в Иерусалим, и взял сокровища дома Господня и сокровища дома царского; всё взял он, взял и щиты золотые, которые сделал Соломон. И сделал царь Ровоам вместо них щиты медные (2 Пар. 12:9, 10).

Иудея переживала трудные времена. Ровоам, сын Соломона, взошедший на престол примерно в 931 г. до н. э., не отличался мудростью, которая была присуща его отцу. Не вняв совету приближенных его отца, он взялся притеснять своих подданных, что привело к распаду монархии на Северное царство Израиля и Южное царство Иудеи.

В Писании говорится также, что он «оставил закон Господень» (2 Пар. 12:1), и вскоре дела его пошли из рук вон плохо. В 926 г. до н. э. Сусаким, царь Египта, выступил в северный поход «с тысячью и двумястами колесниц и шестьюдесятью тысячами всадников» (стих 3). По сведениям историков, это был первый могущественный фараон двадцать второй египетской династии. Сусаким хоть и не уничтожил Иерусалим, но зато вернулся домой с большой добычей, включая двести больших щитов из золота, которыми Соломон увешал стены своего «дома из дерева Ливанского».

Утрата этих дорогих щитов говорила не в пользу Ровоама. Поэтому он заменил их щитами из меди, их дешевыми дубликатами. «Когда выходил царь в дом Господень, приходили телохранители, и несли их, и потом опять относили их в палату телохранителей» (стих 11). Как оказалось, Ровоаму было вполне достаточно этих дешевых копий.

Если вы хоть сколько-то знакомы с живописью, то вам, должно быть, известно, что копии обычно ценятся гораздо ниже подлинников. Большинство из нас, подобно царю Ровоаму, смирились с тем, что нас окружают подделки и суррогаты. Люди довольствуются бижутерией и стразами, поскольку эти украшения гораздо дешевле настоящих драгоценностей. Мы украшаем свои церкви искусственными цветами. Некоторые продукты, которые мы употребляем в пищу, содержат больше искусственных ингредиентов, чем натуральных! Некоторые восточные ковры делают не из шерсти, а из синтетических волокон. Безусловно, мы живем в эпоху синтетических веществ. Некоторые христиане даже заменили истинные учения (золотые щиты веры) на ложные (дешевые медные щиты).

Но когда дело касается истины, подделки и суррогаты для нас неприемлемы.

17 апреля

Совпадение, простая взаимосвязь или причинная обусловленность?

Хотя в небольшом числе людей приходило войско Сирийское, но Господь предал в руку их весьма многочисленную силу за то, что оставили Господа, Бога отцов своих. И над Иоасом совершили они суд (2 Пар. 24:24).

Наш отрывок весьма типичен для библейской летописи. Прошу вас обратить особое внимание на выражение «за то, что». За то, что народ Божий согрешил, с ними случилось нечто нехорошее. Из данной логики неизбежно следует, что с добрыми людьми случается доброе, а с дурными — дурное. Другими словами, на основании данной богословской концепции можно предположить, что, если кто-то страдает, значит, это плохой человек. И наоборот, если у кого-то все идет благополучно, то можно сделать вывод, что речь идет о добродетельном человеке. Но не слишком ли это упрощенческий подход? Какова взаимосвязь между миром и благополучием (поеврейски shalom) и взлетами и падениями в жизни человека? Есть три варианта ответа.

Во-первых, несчастье, болезнь и смерть человека могут быть никак не связаны с его нравственными качествами. Неприятность вполне может случиться с человеком, который грешит или согрешил, но это говорит лишь о совпадении. Некий мальчик, возвращаясь вечером домой, стукнул палкой по электрическому столбу, после чего во всем районе вдруг выключился свет. Означает ли это, что электричество пропало по вине этого мальчика?

Во-вторых, между несчастьем, болезнью и смертью человека и его нравственностью может существовать определенная взаимосвязь. К примеру, у блондинок часто встречаются голубые глаза, но при этом одно не обязательно влечет за собой другое.

В-третьих, испорченность человека может навлечь на него несчастье, болезнь и смерть. Однако продемонстрировать жесткую причинно-следственную связь не так-то просто. Проконтролировать переменные, способные исказить или скрыть взаимосвязь между причиной и следствием, можно с помощью научного метода. Если одно событие неизбежно влечет за собой другое, если все прочие переменные находятся под контролем и если остальные два варианта взаимосвязи исключены, значит, причинно-следственная связь действительно установлена. Мы можем с полной уверенностью называть это «знанием», поскольку у нас для подобного вывода есть веские основания.

В сфере этики и религии мы имеем дело не со знанием, а с верой, и в понимании разного рода взаимосвязей опираемся на пророческий авторитет. Мы воздерживаемся от опрометчивых суждений о жертвах всякого рода бедствий и несчастий, ибо нам слишком хорошо известно, как часто страдают от зла невинные люди.

18 апреля

История с продолжением

И помолился [Манассия] Ему, и Бог… возвратил его в Иерусалим на царство его. И узнал Манассия, что Господь есть Бог (2 Пар. 33:13).

Манассия стал царем Иудеи в 687 г. до н. э. в возрасте двенадцати лет, придя на смену своему отцу Езекии. Пятьдесят пять лет царствовал Манассия, и большую часть своего царствования он делал «неугодное в очах Господних» (2 Пар. 33:2).

Езекия немало потрудился ради духовного возрождения своих подданных. Не все было гладко во время его правления, но он сумел извлечь пользу даже из военных угроз, нависших над его царством. К примеру, Езекия обеспечил Иерусалим водой, прорубив в скале длинный водовод. В Писании сказано, что «на Господа, Бога Израилева, уповал он; и такого, как он, не было между всеми царями Иудейскими и после него, и прежде него» (4 Цар. 18:5).

Все реформы Езекии пошли прахом из-за Манассии. Вот, видимо, еще далеко не полный перечень его грехов: 1) восстановил высоты для поклонения языческим богам; 2) установил жертвенники Ваалу; 3) устроил священные дубравы; 4) поклонялся небесным светилам; 5) проводил своих сыновей через огонь; 6) занимался гаданием; 7) занимался ворожбой; 8) участвовал в спиритических сеансах; 9) установил идола в Храме; 10) убивал невинных людей, а не защищал их.

В Четвертой книге Царств рассказ о правлении Манассии заканчивается на невеселой ноте. «Прочее о Манассии и обо всем, что он сделал, и о грехах его, в чем он согрешил, написано в летописи царей Иудейских. И почил Манассия с отцами своими, и погребен в саду при доме его, в саду Уззы» (4 Цар. 21:17, 18). Он сошел в могилу с бесчестием, как один из худших царей, которые когда-либо правили в Иудее. Его даже не стали хоронить в царской гробнице.

Так заканчивается эта история, по крайней мере в Четвертой книге Царств. Но на самом деле у нее есть продолжение. Летописец, написавший Книгу Паралипоменон, сообщает нам, что Манассия покаялся, о чем умалчивает Книга Царств. «Он стал умолять… Господа… и глубоко смирился пред Богом отцов своих… И узнал Манассия, что Господь есть Бог» (2 Пар. 33:12, 13).

Я рад, что летописец рассказал нам историю жизни Манассии до самого конца. Даже у такого нечестивца, как Манассия, есть шанс на покаяние. Люди, натворившие немало зла, отнюдь не обречены на погибель. Стоит нам дать Богу такую возможность, и Он исправит кривые пути наши. Это и называется благодать.

19 апреля

Нужный человек, оказавшийся в нужное время в нужном месте

В первый год Кира, царя Персидского, во исполнение слова Господня из уст Иеремии, возбудил Господь дух Кира, царя Персидского (Езд. 1:1).

Иеремия предсказал, что вавилонское пленение продлится семьдесят лет (Иер. 25:11, 12; 29:10). А Исаия изрек пророчество о царе по имени Кир, который дозволит евреям вернуться из плена, назвав этого языческого владыку Божьим помазанником и пастырем (см. Ис. 44:28; 45:1, 13). По всей видимости, эти предсказания были хорошо известны, по крайней мере в определенных иудейских кругах. Даниил, знаменитейший из пленников, знал о пророчествах Иеремии (см. Дан. 9:2). Знал о них и летописец, автор Книги Паралипоменон (2 Пар. 36:22). И Ездра тоже был в курсе дела (см. Езд. 1:1, 2).

Семьдесят лет, конечно, — срок не малый, и многие из тех, кого Навуходоносор привел в Вавилон в качестве пленников, за это время успели умереть. А остававшиеся в живых были уже в весьма преклонных летах. Появилось целое поколение, которое не знало ничего, кроме жизни в Вавилоне, а за ним и третье поколение — совсем еще молодые люди.

Кир издал указ: «Пусть строится дом на том месте, где приносят жертвы, и пусть будут положены прочные основания для него… издержки же пусть выдаются из царского дома. Да и сосуды дома Божия, золотые и серебряные, которые Навуходоносор вынес из храма Иерусалимского и отнес в Вавилон, пусть возвратятся и пойдут в храм Иерусалимский, каждый на место свое, и помещены будут в доме Божием» (Езд. 6:3—5).

Царь Кир в полной мере отвечал определению: нужный человек, оказавшийся в нужное время в нужном месте. Но одному человеку не под силу везде успеть и за всем уследить. Поэтому понадобилось участие целого ряда известных лиц, среди которых были Шешбацар, Зоровавель, первосвященник Иисус, Ездра, Неемия, Аггей, Захария и другие. Они тоже оказались нужными людьми в нужное время и в нужном месте.

Смею предположить, что на вашем жизненном пути тоже встречались подобного рода люди. Может, поначалу вам так вовсе не казалось. Вполне возможно, их дела и поступки в то время представлялись вам в невыгодном свете, но затем, по прошествии какого-то времени, посмотрев на происшедшее глазами веры, вы убедились, что эти люди, несмотря на все их недостатки, делали то, что назначил им Бог. Другими словами, они воистину были нужными людьми, оказавшимися в нужное время в нужном месте. И мы с вами тоже можем ими стать.

20 апреля

Библейская точность?

Певцов: сыновей Асафа сто двадцать восемь (Езд. 2:41).

Насколько уместен такой памятный текст в книге для молитвенных размышлений? Какую пищу для ума может дать одна-единственная запись из древнего справочника людей духовного звания, тем более нам, живущим в двадцать первом веке?

Замечание вполне справедливое, но я постараюсь объясниться, и вы, надеюсь, меня поймете. Все дело в том, что в данном стихе говорится о ста двадцати восьми певцах из рода Асафова, а в Неем. 7:44 по тому же поводу сказано, что число их было сто сорок восемь. Явное противоречие. Расхождение, конечно, небольшое, но все-таки… И если бы оно было только одно на все Священное Писание, то и не стоило бы обращать на него внимание. А ведь таких нестыковок — страшно сказать — в избытке! Весьма печальный факт для многих читателей Библии. У меня есть целый список подобного рода несоответствий, и он продолжает расти.

Как звали отца Киса — Авиил или Нер (1 Цар. 9:1; 1 Пар. 8:33; 9:39)? Во Второй книге Царств 24:9 сказано, что у Израиля было восемьсот тысяч человек, способных к войне, а в Первой книге Паралипоменон 21:5 дана другая цифра: миллион сто тысяч. В Четвертой книге Царств 25:8 рассказывается о событии, имевшем место в седьмой день месяца, а в Книге Иеремии 52:12 упоминается то же событие, но указывается другая дата — десятый день месяца. Когда Иисус исцелил Вартимея — по пути в Иерихон или по пути из Иерихона?

И список этот можно продолжать еще долго… Богословы как консервативного, так и либерального толка высказывают самые разные предположения в попытке дать объяснение этим (и многим другим) противоречиям в Писании. Но ни одно из этих объяснений и умозаключений не звучит достаточно убедительно. Факт остается фактом: богодухновенные авторы могут допускать ошибки в изложении фактов и даже противоречить один другому.

Думаю, вам приходилось слышать о том, что Елена Уайт тоже временами противоречила тому или иному библейскому автору (а порой и самой себе). И у нее случались ошибки. Что ж, судя по библейской летописи, фактическая точность как таковая не может служить надежным признаком богодухновенности. Иначе можно было бы вести речь о богодухновенности «Британской энциклопедии». По большому счету, адвентистские богословы, пытающиеся утвердить богодухновенность Библии путем устранения подобных нестыковок, сами того не желая, подрывают богодухновенный авторитет Елены Уайт. Было бы гораздо разумнее признать, что богодухновенные авторы и вправду могут противоречить один другому (о чем говорила сама Елена Уайт).

21 апреля

Разводитесь с женами вашими

Итак, покайтесь в сем… и отлучите себя… от жен иноплеменных… И они дали руки свои во уверение, что отпустят жен своих (Езд. 10:11—19).

Древние жители Ближнего Востока не были такими индивидуалистами, как современные люди. Мы гордимся своей независимостью, своей уникальностью, своей непохожестью на других. Мы считаем, что у каждого человека должно быть собственное лицо, своя индивидуальность. А вот древние (да и многие современные народы) считали иначе. Их самооценка, то, как они воспринимали сами себя, определялась не столько их внутренней самобытностью и самоанализом, сколько оценками, которые давали им их друзья и соседи. «Я тот, кто я есть, потому что так обо мне думаешь ты и так оценивают меня другие».

Кроме того, немалый вклад в самосознание человека делали его предки и родство. Отсюда возникла эндогамия — обычай вступать в брак с близкими родственниками, в рамках своего клана. В Египте фараоны нередко женились на своих сестрах или других близких родственницах. Авраам отправил своего раба на родину, чтобы тот подыскал его сыну Исааку жену среди двоюродных сестер. По той же причине Исаак и Ревекка отослали Иакова к его дяде Лавану. Вот почему многочисленные браки между израильтянами и хананеями, говорившими на одном с ними языке и во многом придерживавшимися тех же обычаев, что и израильтяне, вызывали такое неодобрение со стороны вождей народа. Вступление в брак с иноплеменниками ставило под угрозу сплоченность народа. Кроме того, подобная практика несла с собой поклонение чужим божествам, размывала и подрывала израильскую религию и разрушала завет, который Яхве заключил с евреями.

Вавилонское пленение и так уже нанесло немалый ущерб иудейскому самосознанию, закрыв пленникам доступ в обетованную землю и лишив их храма с его обрядами. И вот Ездра, посетив Иерусалим, увидел, что некоторые из местных иудеев взяли себе иноплеменных жен. И в этих смешанных браках народилось немало детей. Под угрозой оказалась национальная культура, включавшая в себя и религиозную идентичность. То есть создалось нетерпимое положение вещей.

Стоит ли удивляться, что Ездра пришел в ужас от увиденного. Выход был только один: отослать прочь иноплеменных жен вместе с родившимися от них детьми. Столь радикальное решение — распад многочисленных семейств — представляется нам варварским. Как можно из двух неправд (женитьбой на язычнице, а затем разрывом с ней и с ее детьми) получить одну правду? Но для древних столь радикальное «хирургическое» вмешательство было как раз то, «что доктор прописал».

22 апреля

Роль мирян

Я был виночерпием у царя (Неем. 1:11).

Так случилось, что в Сузы, где располагался летний дворец персидского царя, пришла своего рода делегация из Иерусалима. Среди вновь прибывших оказался Ханани, брат Неемии. Спросив о том, как идут дела в «родной стороне», Неемия услышал в ответ недобрые вести: «Оставшиеся, которые остались от плена, находятся там, в стране своей, в великом бедствии и в уничижении;

и стена Иерусалима разрушена, и ворота его сожжены огнем» (Неем. 1:3). Неемия служил при царе Артаксерксе виночерпием, то есть в его обязан ности входило снабжать царя добротным, неотравленным вином. (Всегда существовала опасность, что ктонибудь попытается убить правителя, в том числе путем отравления.) Поэтому Неемия прежде пробовал напиток сам, а уж потом, если ему не становилось хуже, вино подавали царю. Таким образом, он занимал весьма почетное и ответственное положение. Как и почему Артаксеркс решил доверить пленному иудею этот весомый пост, остается неизвестным. Ах да, поскольку у Неемии был доступ в самые потаенные царские покои, он, видимо, был кастрирован, подобно прочим служителям такого рода, на тот случай, если царица или наложница из царского гарема окажутся слишком соблазнительными.

Эти дурные вести с родины предков повергли Неемию в глубокую скорбь, и он принялся молиться и поститься, покуда Артаксеркс не заметил, что с его виночерпием что-то происходит. Когда царь спросил Неемию, что случилось, тот ответил, тщательно подбирая слова: «Как не быть печальным лицу моему, когда город, дом гробов отцов моих, в запустении и ворота его сожжены огнем!» (Неем. 2:3).

Артаксеркс понял, что его виночерпию хочется отправиться в Иерусалим и попытаться исправить положение. Он спросил Неемию, сколько времени ему на это потребуется. Услышав ответ, царь послал своего доверенного слугу в Иерусалим, где тот прослужил областеначальником двенадцать лет (см. Неем. 5:14).

Там, в Иерусалиме, Неемия, не имевший никакого духовного звания, и Ездра, священник и книжник, объединили усилия и, проявив завидное упорство и силу духа, восстановили храм и городские стены. Эти восстановительные работы начались и были доведены до успешного завершения благодаря совместному руководству этих двух замечательных представителей духовенства и мирян, и в этом нет ничего удивительного. Ведь именно такого рода сотрудничество «клира и мира» продвигает вперед дело Божье на земле.

23 апреля

Кто же был прав?

Послал же со мною царь воинских начальников со всадниками (Неем. 2:9).

Сообщение Неемии о том, что царь Артаксеркс снабдил его военным конвоем, звучит вполне себе безобидно. Путешествовать в древние времена было довольнотаки небезопасно. Причем дело было вовсе не в том, что можно было, скажем, проколоть шину или что-то в этом роде, хотя поездка на колеснице вполне могла закончиться сломанным колесом или осью. Опасности были совсем иного плана: любой путешественник мог стать жертвой разбойного нападения. По закону, действовавшему в Месопотамии, никто не возмещал купцам имущественный ущерб, причиненный им на пути. Вот почему путешественники старались собираться в караваны, а не ходить поодиночке. Так было безопаснее, хотя даже большие караваны порой подвергались нападению разбойных шаек.

Поэтому царь поступил вполне благоразумно, обеспечив Неемию вооруженной охраной, ведь путь его виночерпию предстоял не близкий. Конечно, эта услуга, должно быть, обошлась царю недешево, ведь воинов нужно было кормить и платить им жалование, а коней снабжать фуражом, но Артаксеркс, по всей видимости, был крайне заинтересован в том, чтобы Неемия благополучно вернулся в Персию живой и здоровый к своим прежним обязанностям царского виночерпия.

Итак, царь Артаксерк пожаловал Неемии мощную охрану, и Неемия принял этот щедрый жест доброй воли. Казалось бы, что тут такого. Но…

В свое время Ездра, обратившись к тому же царю за поддержкой в деле восстановления Иерусалима, отказался от вооруженной охраны, хотя ему предстояло перевезти в Палестину около двадцати пяти тонн золота, около четырех тонн серебра и драгоценную храмовую утварь из меди, серебра и золота. Почему? «Так как мне стыдно было просить у царя войска и всадников для охранения нашего от врага на пути, ибо мы, говоря с царем, сказали: „рука Бога нашего для всех, прибегающих к Нему, есть благодеющая, а на всех оставляющих Его, — могущество Его и гнев Его!“ Итак, мы постились и просили Бога нашего о сем» (Езд. 8:22, 23).

Так что же нам думать? С одной стороны, Ездра, человек Божий, отказавшийся от военного эскорта, который хотел предоставить ему Артаксеркс во избежание неприятностей на пути в Иерусалим. Ездра полагал, что подобная охрана будет свидетельствовать о недостатке веры. С другой стороны, Неемия, тоже Божий человек, принявший предложение о вооруженной охране от того же самого царя. По всей видимости, он не считал вооруженную охрану признаком маловерия. Кто же из них был прав — Ездра или Неемия? Не проявил ли Ездра излишнюю самонадеянность? А впрочем, нам ли судить об этом…

24 апреля

Что же это за молитва такая!

Обрати ругательство их на их голову, и предай их презрению в земле пленения; и не покрой беззаконий их, и грех их да не изгладится пред лицом Твоим (Неем. 4:4, 5).

Восстановление Иерусалима и Храма продвигалось с переменным успехом. То и дело возникали какие-то препятствия. Иногда их источником становился «народ земли той», а иногда их чинили сами иудеи. Как бы то ни было, эти задержки крайне огорчали иудейских вождей.

И тем не менее, молитва Неемии о возмездии повергает в шок. Он молился о том, чтобы Бог обрушил на голову его врагов массу неприятностей. Он даже просит Бога, чтобы Тот оставил их без всякой надежды на прощение. Уж больно не похоже это на «возлюби врагов своих», не правда ли? Как вообще можно было возносить к Богу столь злобную молитву? Что ж, во свете жизни Иисуса и Его учения такая молитва не имеет оправдания. И тем не менее, нам нужно принять во внимание одну вещь.

Мы пользуемся пятью разными типами коммуникации. И у каждого из этих типов «речи» есть свое особое назначение. С помощью информативной коммуникации мы обмениваемся разного рода сведениями фактического характера. Примером информативного языка служат энциклопедии и альманахи. Для обмена мыслями служит когнитивная коммуникация. Когнитивный язык используется, скажем, в богословских книгах и статьях. Эмоциональная коммуникация предназначена для передачи и пробуждения определенных чувств. Поздравительные открытки, всякого рода нежности и даже непечатные выражения — вот формы эмоционального языка. А еще бывает так называемая перформативная коммуникация, она побуждает к действию. Примером такого языка служат законы и просьбы. И наконец, общение ради общения, продиктованное желанием разрядить обстановку, сблизиться, выстроить какие-то отношения. В это понятие входят приветствия, прощания, разговоры о погоде, на другие общие темы. Каждый из этих видов коммуникации, вербального или письменного общения, выполняет свою функцию; для каждого есть свое время и свои обстоятельства. И нам нужно определить, к какому виду коммуникации прибегает человек, прежде чем мы сможем понять, о чем он ведет речь.

Как в стихосложении и сочинении духовных гимнов, так и в молитве мы часто прибегаем к языку чувств и эмоций. А теперь давайте вернемся к Неемии и его молитве о возмездии. Он был крайне удручен и излил всю свою горечь в этом обращении к Богу. Мне думается, Бог воспринимает наши эмоциональные излияния вполне серьезно: и восторженные, и горестные. Хотя и не принимает их буквально. Он знает, что мы прибегаем к такого рода языку, когда нас переполняют эмоции. И человек, прилежно изучающий Писание, не станет строить свои выводы на основании слов, высказанных в эмоциональном порыве.

25 апреля

Социальная справедливость

И сделался большой ропот в народе и у жен его на братьев своих Иудеев… Поля свои, и виноградники свои, и домы свои мы закладываем, чтобы достать хлеба от голода… У нас такие же тела, какие тела у братьев наших… а вот, мы должны отдавать сыновей наших и дочерей наших в рабы, и некоторые из дочерей наших уже находятся в порабощении (Неем. 5:1—5).

Положение в Иудее достигло критической точки. Обнищавший народ был на грани отчаяния, а некоторые, пожалуй, уже и переступили эту грань!

По всей видимости, страну охватил голод, и чтобы хоть как-то выжить, люди вынуждены были закладывать имущество — землю, которую дал им Господь. Положение усугублялось еще и тем, что за имущество, отданное в заклад, нужно было по-прежнему платить налоги в персидскую казну. «Мы занимаем серебро на подать царю под залог полей наших и виноградников наших» (Неем. 5:4). Чтобы свести концы с концами, им приходилось продавать своих детей в рабство. «Нет никаких средств для выкупа в руках наших», — жаловались они Неемии (стих 5).

Ко всему прочему, заимодавцами были их же соотечественники — иудеи, а не «народ земли той» и не персы. «У нас такие же тела, какие тела у братьев наших, и сыновья наши такие же, как их сыновья, — возмущались люди, — а вот, мы должны отдавать сыновей наших и дочерей наших в рабы» (стих 5). У большинства древних жителей Ближнего Востока дети были единственным их достоянием.

Бедственное положение, в котором оказался вверенный ему народ, возмутило Неемию до глубины души. Он созвал «знатнейших и начальствующих» и отчитал их: «Вы берете лихву с братьев своих» (стих 7).

Что же они возразили ему? Ничего. «Они молчали и не находили ответа» (стих 8).

А Неемия гнул свою линию: «Возвратите им ныне же поля их, виноградные и масличные сады их, и домы их, и рост с серебра и хлеба, и вина, и масла, за который вы ссудили их» (стих 11).

Многим из нас приходилось слышать о бизнесменах (в том числе и адвентистах седьмого дня), которые сколотили свои состояния за счет грубой эксплуатации своих работников. Однако людей нельзя использовать, нельзя наживаться за их счет. Мы вряд ли позволили бы себе подобное по отношению к Богу, согласны? Так какое же право мы имеем поступать так по отношению к тем, кто носит в себе Его образ! Или я не прав?

26 апреля

Стоит ли пускаться в домыслы?

Поступок царицы дойдет до всех жен, и они будут пренебрегать мужьями своими (Есф. 1:17).

«В третий год своего царствования он [царь Артаксеркс] сделал пир для всех князей своих и для служащих при нем, для главных начальников войска Персидского и Мидийского и для правителей областей своих… в течение многих дней, ста восьмидесяти дней» (Есф. 1:3, 4). Причем этого ему показалось мало, и сразу по окончании этой гулянки он устроил еще одну, на этот раз для граждан своей столицы, хотя и не столь продолжительную — всего лишь на семь дней. Одновременно с ним царица Астинь устроила большой прием для местных женщин.

Наступил последний день этого грандиозного пиршества. Персидский царь, хватив лишку, велел своим евнухам, «чтобы они привели царицу Астинь пред лицо царя в венце царском для того, чтобы показать народам и князьям красоту ее» (стих 11).

Царица почему-то отвергла это настойчивое приглашение. Возможно, она была слишком поглощена своей ролью хозяйки на банкете для женщин. А может, у нее просто была мигрень. Согласно одному из преданий, царю якобы захотелось, чтобы она явилась в одном царском венце. Как бы то ни было, ее отказ был чем-то из ряда вон в патриархальной культуре, где с женщинами не особо считались и где жены были собственностью своих мужей, которых они называли не иначе как «господин». Слава Богу, слова «покорность» больше нет в современных брачных обетах. В цивилизованном обществе женщина перестала быть «вещью» и считается равной мужчине.

Царь Артаксеркс пришел в негодование, ведь царица унизила и опозорила его в глазах его подданных. Нужно было как-то восстанавливать свое царское реноме, и он обратился за советом к своим приближенным, один из которых дал ему такой ответ: «Не пред царем одним виновна царица Астинь, а пред всеми князьями и пред всеми народами, которые по всем областям царя Артаксеркса» (стих 16). Пустившись в домыслы и попытавшись представить, каким образом поступок царицы может сказаться на участи всего царства, Мемухан убедил царя издать постановление «о том, что Астинь не будет входить пред лицо царя Артаксеркса, а царское достоинство ее царь передаст другой, которая лучше ее» (стих 19). Хорошо еще, что они не лишили ее жизни.

Люди любят додумывать и домысливать, давая волю своему воображению. Но стоит ли оно того? Ведь, преувеличивая последствия, мы возбуждаем ненужные страхи, лишая покоя и себя, и своих ближних.

27 апреля

Награда с отсрочкой

Узнав о том, Мардохей сообщил царице Есфири, а Есфирь сказала царю от имени Мардохея. Дело было исследовано и найдено верным, и их обоих повесили на дереве (Есф. 2:22, 23).

Мардохей занимал важное положение в персидском царстве, проводя свои дни у царских ворот. В этом общественном месте можно было услышать многое: и досужие слухи, и вполне реальные факты. «В это время, как Мардохей сидел у ворот царских, два царских евнуха, Гавафа и Фарра, оберегавшие порог, озлобились и замышляли наложить руку на царя Артаксеркса» (Есф. 2:21). Мардохей сообщил о заговоре, спасши царю жизнь, но никакой награды в знак благодарности не получил и продолжал исполнять свои привычные обязанности как невоспетый герой. Пока…

Мы не знаем, сколько времени прошло с той поры, но однажды ночью царю Артексерксу никак не удавалось заснуть. Он крутился и вертелся в своей постели, пока наконец не попросил принести ему «снотворное» — летопись его царствования.

Одна из записей была посвящена поступку Мардохея. И тут царь поинтересовался: «Какая дана почесть и отличие Мардохею за это?» (Есф. 6:3). Царю ответили: «Ничего не сделано ему». Как раз в это время во дворец явился Аман, который не так давно стал вторым человеком в царстве и успел воспользоваться своим положением, издав царский указ об истреблении иудеев. Чего же он хотел? Получить от царя дозволение повесить Мардохея на двадцатипятиметровой виселице, которую он возвел.

Не успел Аман изложить свою просьбу, как царь спросил его, что следовало бы сделать тому человеку, которого Артаксеркс решил отличить особой почестью. Подумав, что речь идет о нем самом, Аман предложил царю облечь такого человека в одеяние с царского плеча, возложить на его голову царский венец, усадить его на коня, на котором ездит сам царь, и поручить первому князю царя провести его по улицам. Царю Артаксерксу эта мысль явно пришлась по душе, и он поручил Аману устроить все это для Мардохея! Что это, если не торжество справедливости!

Поскольку всем нам присуще самолюбие, кому-то в большей, кому-то в меньшей степени, мы все жаждем признания. Однако не гоже нам рукоплескать самим себе, даже если мы так и не дождались заслуженной похвалы. Наша задача — добросовестно исполнять свои обязанности, даже если этого никто не увидит и не оценит.

28 апреля

Незримая рука Провидения

И послали письма ко всем Иудеям… чтобы они твердо наблюдали эти дни Пурим в свое время, какое уставил о них Мардохей Иудеянин и царица Есфирь (Есф. 9:30, 31).

Еврейский праздник Пурим представляет собой библейское установление, не основанное на прямом Божьем повелении. Еженедельная суббота, новомесячье и ежегодные праздники (такие как Пасха) были непосредственно и недвусмысленно санкционированы Богом. А вот с Пуримом получилось иначе, он был установлен Мардохеем и Есфирью.

Книга Есфирь — одна из двух библейских книг, где Бог не упоминается вовсе (вторая — Песнь Песней Соломона). Кроме того, в ней нет упоминаний ни о молитве, ни о каких-либо других явных проявлениях религиозной жизни. Впрочем, с некоторой натяжкой за такого рода проявление можно счесть объявленный Есфирью пост, который был для приверженцев зороастризма столь привычен, что ее служанки могли поститься без ропота и компромиссов с совестью.

Эта книга имеет столь явный светский характер, что некоторые исследователи ставят под сомнение правомочность ее пребывания в библейском каноне. Конечно, благодаря дворцовым интригам и неожиданным поворотам сюжета Книга Есфирь читается как приключенческая повесть: захмелевший царь Артаксеркс требует, чтобы его царица выставила свои прелести на всеобщее обозрение; юная еврейка Есфирь проводит ночь с царем, ублажая этого могущественного распутника; двое телохранителей замышляют убийство царя; Аман, один из приближенных царя, замышляет истребление целого народа; Есфирь с риском для жизни приглашает царя на пир; завзятый антисемит Аман тоже получает приглашение на этот пир, во время которого Есфирь указывает на него как на замыслившего ее убийство; разгневанный царь застает Амана припавшим к ложу прекрасной царицы и умоляющим ее сохранить ему жизнь; Артаксеркс обвиняет Амана в попытке изнасилования и приказывает повесить его на двадцатипятиметровой виселице, которую Аман приготовил для Мардохея; выходит указ, дозволяющий евреям убивать своих врагов и присваивать их имущество; а Мардохей и Есфирь устанавливают ежегодный праздник, который евреи в веселье и радости празднуют до сего дня.

Только обладая глазами веры, можно разглядеть Божественное провидение за драматичными событиями, описанными в Книге Есфирь. Причем то же самое можно сказать и о дне сегодняшнем. Милостивая рука Божья остается скрытой от наших глаз, и увидеть ее можно только глазами веры. Рука Провидения по большей части остается незримой, но она есть и была, и будет.

29 апреля

Божья вина?

Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! (Иов 1:21).

Такие слова мог произнести только очень набожный человек, не правда ли? Вот только был ли он прав? Иов, человек богобоязненный, неустанно молился за свое большое семейство. Помимо семи сыновей и трех дочерей (что уже большое богатство!), у Иова имелись семь тысяч овец, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов, пятьсот ослов и «весьма много прислуги» (Иов 1:3). Он был «знаменитее всех сынов Востока» (стих 3). О такой жизни можно было только мечтать.

Иов был весьма благочестив, но и он не был застрахован от бед, болезней и смерти. Его незавидная участь вошла в поговорку. Так случилось, что он в один день потерял всех своих волов и ослов от рук савеян; всех его овец вместе с пастухами испепелила молния; а его верблюды были похищены тремя шайками халдеев. Несмотря на все его молитвы за детей, налетела буря и обрушила дом, где пировали его сыновья и дочери. И, словно этого было еще мало, некоторое время спустя сам Иов оказался жертвой «проказы лютой от подошвы ноги его по самое темя его» (Иов 2:7).

Болезни, бедствия и смерть терзают планету Земля вот уже много лет. Об одних мы узнаем, другие остаются вне поля нашего зрения. Ежедневно по всему миру от голода гибнут десятки тысяч людей. Десятки миллионов, включая невинных мальчиков и девочек, страдают от СПИДа, который ежегодно собирает свою миллионную жатву. В развитых странах буйствуют сердечные заболевания и рак. Около сотни тропических бурь — ураганов и тайфунов — ежегодно проносятся по лицу земли, и в одних только Соединенных Штатах возникают до тысячи двухсот торнадо в год. По всему миру случаются около сотни вспышек молний каждую секунду. И вся эта статистика служит лишь верхушкой айсберга бедствий, постигающих землю.

Один из вариантов теории хаоса возлагает ответственность за возникновение некоторых торнадо на бабочек. Речь идет о так называемом «эффекте бабочки». (Чисто гипотетически бабочка, взмахнувшая крыльями где-нибудь во Франции, может спровоцировать цепь событий, которые в конце концов приведут к возникновению торнадо где-нибудь в Оклахоме.) Страховые компании предпочитают относить некоторые из этих бедствий к категории «деяний Божьих». Однако из первых глав Книги Иова мы знаем, что причиной многочисленных несчастий Иова был не Бог, а сатана. Поэтому всякий раз, когда мы приписываем воле Божьей несчастья, болезни и смерть, мы делаем из Бога дьявола.

30 апреля

Друзья Иова

И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико (Иов 2:13).

Иов, пораженный глубокой скорбью, сидел в пепле, видимо, на местной свалке. Он буквально был повержен в прах. Он страдал не только от душевных мук, на его теле просто не было живого места. Никто не знает наверняка, какая болезнь его сразила, но есть мнение, что это была тяжелая форма фурункулеза. Выделения, сочившиеся из кожи и быстро превращавшиеся в корку, нужно было постоянно чем-то счищать; мухи откладывали яйца прямо в нарывы, из которых появлялись мерзкие личинки; его тело смердело, у него появился зловонный запах изо рта, а кости и суставы у него болели так, что он не мог подняться на ноги.

От жены помощи не было почти никакой. Она бросила ему: «Похули Бога и умри» (Иов 2:9). А Иов выпалил ей в ответ: «Ты говоришь как одна из безумных» (стих 10).

Позднее, когда к нему пришли Елифаз, Вилдад и Софар, чтобы «сетовать с ним и утешать его» (стих 11), они с трудом его узнали и не могли сдержать слез. Увидев его сидящим среди мусора и отбросов, они разодрали одежды свои и стали бросать пыль над головами к небу по заведенному на Древнем Востоке обыкновению — в знак скорби.

Меня берет оторопь от того, как поступили они дальше. Я ими по-настоящему восхищаюсь. Целую неделю просидели они рядом с Иовом — день и ночь в пыли и прахе. «И никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико» (стих 13). Когда мы страдаем, нам не нужны увещевания и советы. От банальностей из уст доброжелателей страдальцу зачастую бывает только хуже…

Когда у меня умер отец от сердечной недостаточности недели за две до Рождества, я позвонил своему сыну из аэропорта, откуда собирался лететь в Калифорнию. «Рон, — выдохнул я, — только что умер мой отец».

А в ответ… тишина. Прежде чем заговорить, Рон молчал несколько долгих, бесконечных минут. Его молчание означало для меня больше, чем все последующие соболезнования из уст знакомых и друзей, и я не переставая думал о его реакции весь перелет.

Большинству из нас (и мне в том числе) свойственна торопливость в словах. Мы сначала говорим, а потом уже думаем. Не давая себе труда поразмыслить, мы выпаливаем слова, которые на поверку оказываются пустыми и ничего не значащими. Нам не хватает ума понять, что молчание может сказать больше, чем обильный поток слов. Нет ничего утешительнее, чем молчаливое сопереживание.