Заключение: Иисус — вот единственный путь

Недавно я посетил семинар, который проводил один психиатр, известный своей новаторской работой в краткосрочной психодинамической терапии. После того, как я просмотрел на видеозаписи методы его работы, мне на ум пришло несколько идей.

Во-первых, я получил еще одно подтверждение моим убеждениям, которые заключаются в том, что для достижения реальных перемен в человеке необходимо иметь дело с глубокими процессами, происходящими внутри личности. Неправильно думать, что самодисциплина, и ничего больше, способна привести к тем переменам, которые необходимы, чтобы человек стал ближе ко Христу. Когнитивный подход (будь то мирской или принявший форму христианства) также не может адекватно взаимодействовать с важными убеждениями души — убеждениями, обусловленными упрямым стремлением обрести жизнь без Бога.

Поведенческая модель в процессе перемен в человеке в одинаковой степени отрицает необходимость субъективного осознания желаний (которое необходимо, если человек хочет испытать радость общения) и важность и сложность внутренней переориентации. Упор на ответственность и видимые перемены отражает учение Библии, но лишь тогда, когда это не уводит нас от мысли о наших обманчивых сердцах, которые требуют глубокого покаяния и зависимости от Бога.

Писание, помимо всего прочего, призвано раскрывать нам те мысли и мотивы, которых мы раньше не осознавали. Результатом этого процесса должна стать полная зависимость от Бога, из которой развивается истинное послушание.

Психодинамические теории предпринимают определенные усилия, чтобы проникнуть вовнутрь человеческой личности. И хотя их модель человека составляет непосредственную конкуренцию библейскому взгляду (в такой же степени, как и когнитивная и поведенческая модели), они тем не менее призывают обратить внимание на внутренние процессы личности, что очень важно для настоящей перемены.

Во-вторых, мне стало грустно. Всемирно известные руководители, специалисты, которые призваны помогать людям, иногда очень эффективно работают с теми проблемами, которые волнуют человеческую душу, но никогда не вникают в суть вещей. Они не могут этого сделать. И когда жизнь предстает перед человеком во всей своей реальности, единственным разумным выходом представляется обращение ко Христу, либо самоубийство, либо возврат к определенному уровню отрицания (что само по себе не более чем дом, построенный на песке)

Мирская терапия в лучшем случае снижает уровень отрицания, давая людям возможность более честно оценивать самих себя и окружающих. Уже одно это делает мирскую консультацию менее вредной, чем многое из того, что приходится на долю библейской консультации, в которой стремление людей следовать строгим моральным принципам может лишь усилить отрицание. Такое стремление в сочетании с открытым взглядом на реальность отражает веру; если же такое стремление является средством, с помощью которого человек старается скрыться от болезненных сторон реальности, — это уже лицемерие.

Как грустно, когда мирские специалисты оказываются гораздо ближе к реальному миру, чем верующие! Только христиане обладают тем источником, который позволяет им жить без отрицания, однако нехристиане порой чаще принимают все то, что происходит в их жизни, чем христиане.

И все-таки нехристиане лишены самого главного. Без Бога человек так или иначе, но отрицает две существенные реальности человеческой жизни, каждая из которых способствует стремлению к Богу как к единственной надежде. Первая реальность — это то, что мы созданы для таких взаимоотношений, которые в этом греховном мире недоступны. В глубине души каждого человека есть такая жажда, которая будет полностью удовлетворена только на небесах. Вторая отвергнутая реальность — это ужасающий факт греха. За каждой неорганической проблемой стоит явное движение от Бога в сторону самодостаточности, и в этом направлении, которое становится причиной всех бед, движется ‘каждый человек.

Если мы не понимаем, что значит зависеть от Христа и покаяться в греховном стремлении быть дальше от Бога, все улучшения носят чисто поверхностный характер, независимо от того, насколько значимыми и удовлетворительными они нам кажутся. Освобождение от симптомов, новый прилив энергии, более здоровые взаимоотношения имеют смысл только в той степени, в какой они отражают движение к Богу. В противном случае они лишь создают иллюзию независимости, иллюзию того, что жизнь можно обрести и без взаимоотношений с Богом, не следуя Его воле.

Когда я покидал семинар этого психиатра, мне пришла на ум еще одна идея. Общение с Богом на самом деле является единственным ответом на вопросы жизни. Когда я иногда сокрушаюсь по поводу того, что христианское учение кажется совсем бесплодным, я неизбежно вспоминаю слова Петра: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни…» (Иоанна 6:68).

И хотя христианские руководители очень часто учат этой истине так, что Благая Весть остается без внимания, она от этого не перестает быть истиной. Нередко мирские специалисты с должным вниманием и глубиной рассматривают сложные жизненные ситуации, в то время как христиане лишь декларируют клише, что вовсе не отвечает на сокровенные вопросы сердца. В результате неверующие часто более эффективно помогают людям в их эмоциональных проблемах, чем христиане.

Но все усилия неверующих неизбежно упираются в недостаток. Они обходят тот факт, что без Христа нет никакой жизни, есть только ее временная имитация. И все, что является подражанием жизни и побуждает людей жить без Бога, ошибочно и опасно.

Источником всех полезных стремлений является Иисус. Благая Весть — это действительно добрая весть. Когда выявляются внутренние беды людей, когда человек чувствует неудовлетворенные желания и это приводит его к невыносимой боли, когда в каждой частице человеческой мотивации проступает эгоизм, тогда (и только тогда) в полном свете проявляется чудо Благой Вести.

Женщины, страдающие от анорексии, супружеские пары, не могущие понять, что произошло с их теплыми чувствами, люди среднего возраста, не находящие покоя и испытывающую неимоверную усталость, молодые люди, впадающие в панику при столкновении с жизненными трудностями, люди, ненавидящие свои извращенные сексуальные побуждения, но следующие им, — для них, как и для всех нас, я хочу выразить такую простую мысль: мы все можем найти ответы.

Христианская консультация может иногда помочь. Мирская терапия может выявить те скрытые проблемы, на которые надо обратить внимание. Посещение церковных служений, молитва, изучение Библии и свидетельство должны быть частью нашей жизни. Главным является готовность совершать праведные поступки.

Но ответ на все вопросы жизни заключается в общении с Христом, личном и проникновенном общении, которое может проходить несколько мгновений, но к которому человек может идти долгие и трудные годы.

Когда я пишу эти слова, я больше всего боюсь, что меня неправильно поймут и начнут думать о том, чего я вовсе не хотел сказать. Многие из тех, кто провозглашает «Христос — это ответ», подходят к глубоко расстроенным людям напористо и упрощенно, что только усугубляет проблему. Если мы скажем человеку, находящемуся в клинической депрессии, что Христос может удовлетворить все сокровенные желания его души, это окажет на него такое же воздействие, какое оказывает один голос на всенациональных выборах: он влияет на ситуацию, но только в совокупности со многими другими голосами. Мне ненавистна сама мысль о том, что эта книга может побудить пасторов консультировать страдающих агорафобией, гомосексуалистов, пребывающих в депрессии домохозяек одним лишь обращением к ним со словами «доверьтесь Христу и не забывайте Его слушаться».

В такой консультации плохо то, что ее редко воспринимают. Трудная работа по

(1) исследованию самых сокровенных желаний души через открытый взгляд на разочарование в общении и

(2) понимание тонкостей самозащитного поведения как предпосылки покаяния должны вспахать почву, для того чтобы семена веры и послушания пустили корни. Консультацию и ученичество невозможно вместить в программу, состоящую из нескольких визитов. Чтобы помочь людям познать Господа с тем, чтобы изменить их жизнь, необходимо принимать активное участие в проблемах людей, а это сложный, не всегда приятный, увлекательный, изнурительный, долгий процесс.

Но этот процесс может привести к осознанию того, что Иисус — ответ. В самых сокровенных уголках вашей души есть жажда такой любви, которую может дать только Иисус. Мы стремимся к такому осознанию ценности, которое доступно только в этом общении, и больше нигде. Когда мы начинаем особенно сильно чувствовать свои стремления, чувствовать, что наше нежелание довериться Богу предстает перед нами во всей своей неприглядности, тогда истина о том, что Иисус — это жизнь, начинает глубоко проникать в нас.

Путь к зрелости долог и труден. Но его можно пройти — и нужно пройти. Иногда этот путь к жизни может показаться путем к смерти. Более глубокое осознание наших неосуществленных желаний и более тщательное понимание нашей греховной самозащиты — это болезненный процесс. Но осознание боли дает нам возможность обрести сильную веру, а осознание греха ведет нас к глубокому покаянию и послушанию.

Есть путь к жизни. Этот путь — наш Господь. Он есть истина, которая дает нам свободу идти вместе с Ним. Он есть жизнь, которую мы можем испытать сейчас более полно и свободно, на всю вечность. Во всем, в том числе и в консультации, Христос должен быть самым главным.

Приложение

Сильные и слабые стороны динамической модели, нравственной модели и модели взаимоотношений.

Кому-то может оказаться полезным рассмотреть каждую из этих трех моделей (глава 5), чтобы знать, какой из четырех элементов личности (глава 6) подтвердить или отвергнуть. Адекватность любой модели можно измерить тем, насколько эффективно принимается во внимание каждый из этих четырех элементов (личный, рациональный, волевой и эмоциональный).

Динамическая модель делает главный акцент на человеческой личности и уделяет определенное внимание умственному процессу и чувствам. В целом она почти не придает значения роли сознательного выбора, дискредитируя тем самым все остальные элементы.

Нравственная модель в первую очередь подчеркивает важность выбора, настаивая на том, что человеческие существа несут ответственность за свои действия. Для этой модели важно, как люди думают, и значительно менее важно, что они чувствуют и к чему стремятся. Такой подход основывается на том, что внимание к эмоциям может привести к оправданию безответственности («Я ничего не мог поделать, потому что был зол»).

Модель взаимоотношений главное внимание уделяет тому, что люди чувствуют в данный момент, иногда способствуя проявлению позитивных чувств по отношению к самому себе и к другим. Это приводит к более глубоким стремлениям, очень слабо влияет на выбор и еще меньше — на умственные процессы и убеждения. В самой крайней форме главная мысль этой модели может звучать примерно так: «Если от этого ты чувствуешь себя хорошо, делай это».

Можно заметить, что, когда какое-нибудь из этих четырех качеств личности отвергается неуравновешенным взглядом на людей, последствия могут быть очень серьезными.

Те консультанты, которые уделяют мало внимания сокровенным желаниям людей, скорее всего, смотрят на их проблемы поверхностно, отдаленно, не привязывая их к взаимоотношениям и к реальной жизни. В такой атмосфере может царить только законничество.

Когда в процессе общения мало внимания уделяется нашей способности мыслить, такая консультация становится часто импульсивным поиском всего того, что может подействовать. При этом совсем не ведется работа со слепотой людей, не развивается в них движение к Богу.

Если не принимаются во внимание волевые способности, консультация ведет к ослаблению характера, и люди пассивно ждут, когда с ними произойдут перемены, а не берут инициативу в свои руки и не пытаются сами изменить то, что в их силах.

Когда без внимания остаются чувства, и людей призывают делать то, что правильно, они превращаются в машины с малоразвитыми личностными качествами. Чувства могут выполнять роль окон в более глубокие уголки личности. Когда эти окна закрыты, глубина утрачивается.