12. Школа христианского единства

Врач оказывал помощь пострадавшим в дорожном происшествии. Когда он подошел к последнему из них, то услышал: «Оставьте меня, пожалуйста. Я это сделаю сам и по-своему».

Этим пострадавшим был Чарльз Филлмор — основатель «Школы христианского единства». Он действительно верил, что может помочь себе с помощью духовного исцеления, проповедуемого этой и подобными ей группами. Утверждают, что он и его жена, используя этот метод, залечили полученные ими раны и исцелились от серьезных заболеваний.

Однако, «Школа христианского единства» — это нечто большее, чем просто организация, занимающаяся вопросами человеческого здоровья. Это — религия, учение которой, правда, имеет мало общего с ее названием, а именно — г христианством. Эта группа заимствовала учения самых разных религий и философий — индуизма, спиритизма, теософии, «Христианской науки», христианства — из которых она создала мешанину странных и путаных доктрин. Ядром этих учений является философия «здоровья и богатства», которая привлекает многих. В результате, сегодня «Школа христианского единства» — одна из крупнейших в мире лжерелигий, насчитывающая около полутора миллионов приверженцев.

Предыстория

Чарльз Филлмор родился 22 августа 1854 года в индейской резервации близ Сент-Клауда в штате Миннесота. В результате произошедшего в детстве несчастного случая на катке у него был сломан тазобедренный сустав. Как следствие этого у Филлмора перестала расти нога, ослабли мышцы и, ко всему прочему, сформировалось искривление позвоночника.

В 1881 году Филлмор женился на Мэри Каролине (Мертл) Пейдж. Первые годы их семейной жизни были отмечены финансовыми трудностями. 1884 году они лишились своей процветающей фирмы по торговле недвижимостью в штате Колорадо и переехали в Канзас-Сити в штат Миссури, собираясь начать там все заново. Но скоро и здесь фирма обанкротилась, и они оказались без цента в кармане.

Семью Филлморов также постоянно преследовали проблемы здоровья. Чарльз все еще лечил свою ногу, когда у Мертл был обнаружен туберкулез, и врачи определили, что ей осталось жить всего несколько месяцев.

Весной 1886 года они побывали на лекции, которая изменила всю их жизнь. С лекцией выступал представитель Иллинойского метафизического колледжа Е. Б. Уикс. Этот колледж был основан Эммой Куртис Хопкинс, которую видный представитель «Школы христианского единства» Джеймс Фриман охарактеризовал как «одного из самых необыкновенных деятелей, которые когда-либо появлялись во всем метафизическом движении. В свое время она была связана с Мэри Бекер-Эдди и работала редактором журнала «Крисчен Сайенс Джорнел»».

Лекция произвела на миссис Филлмор глубочайшее впечатление. Когда она покидала зал, слова лектора все еще продолжали звучать в ее ушах: «Я — дитя Божье, и поэтому не наследую никаких болезней». Эти слова глубоко запали в ее сердце, и она принялась их беспрестанно повторять. В конце концов, ее болезнь прошла.

В отличие от жены, Чарльз Филлмор поверил в этот процесс исцеления не сразу. Он решил сначала ознакомиться с некоторыми другими религиями и их практикой. Он погрузился в индуизм, буддизм и другие восточные религии, а также изучал труды розенкрейцеров, теософию, «Новую мысль», «Христианскую науку» и библейское христианство. Наконец, он решил испробовать на себе медитационную технику своей жены и заявил, что благодаря ей тоже вылечился. Взволнованные своим «открытием», Филлморы начали делиться своим опытом с другими. С течением времени у них сформировались доктрины, полные заимствований из учений тех групп, верования которых они изучали. Все это в совокупности и было названо «Школой христианского единства».

В 1889 году Филлморы выпустили первый номер своего журнала «Современная мысль», ставший рупором нового движения. В течение нескольких последующих лет название журнала — а также и группы — несколько раз менялось. Наконец, в 1914 году они окончательно остановились на нынешнем названии — «Школа христианского единства». Группа вошла в «Международный альянс новой мысли», членами которого являлись также «Христианская наука» и «Новая мысль», и оставалась в нем до 1922 года.

Вскоре после смерти жены (1931г.) Чарльз Филлмор женился на своей личной секретарше Коре Дедрик. Вдвоем они продолжали возглавлять группу вплоть до смерти Филлмора в 1948 году. После этого руководство организацией взяли в свои руки сыновья Филлмора — Лоуэлл и У. Рикерт. С этого времени группа начала бурно расти. Сегодня она проводит большую работу во многих странах мира. Руководство этой деятельностью осуществляется из штаб-квартиры организации, расположенной в комплексе зданий, известном как «Юнити Вилледж», который находится в пригороде Канзас-Сити — Лиз Саммит, штат Миссури.

Хотя Филлморы, вроде бы, не собирались основывать религиозную организацию, сегодня их «Школа» имеет церкви во многих районах страны. По средам и воскресеньям проводятся службы, идут занятия в семинарских группах, каждый год продаются и распределяются миллионы книг и брошюр. Выпускается масса литературы, учебно-методических пособий и журналов. Из наиболее популярных изданий можно назвать «Единство», «Ежедневное слово» и «Маленькие премудрости». Плодовитость «Школы», а также многочисленные рекламные выступления по радио привлекли в нее много новых приверженцев.

Вероучение

При изучении догматов «Школы христианского единства» быстро обнаруживается значительное сходство между ее доктринами и учениями «Христианской науки» и «Новой мысли». Основная причина этого в том, что у всех трех групп общий источник — духовный целитель Финеас П. Квимби (1802-1866). «Квимби занимался месмеризмом (гипнозом) и разработал собственную концепцию духовного и спиритического целительства и оздоровления, основу которой составляет утверждение, что существует прямая причинно-следственная связь между физическим недугом человека и состоянием его духа». Основательница «Христианской науки» Мэри Бекер-Эдди и основатель «Новой мысли» Джулиус Дрессер считали Квимби своим учителем. Филлморы также находились под огромным влиянием работ Квимби и трудов Эммы Куртис Хопкинс и ее Иллинойского метафизического колледжа.

Все, познакомившиеся поближе с этими группами, придерживаются единодушного мнения об их идентичности. «Они похожи друг на друга как близнецы, — писал Дж. К. Ван Баален. «Широко заимствуя идей у «Христианской науки» и «Новой мысли», — отмечают Макдауэлл и Стюарт, — Филлморы добавляли к ним свои собственные интерпретации, включая восточную концепцию реинкарнации».

Для того» чтобы лучше понять учение «Школы христианского единства», следует сначала ознакомиться с философией «Новой мысли», в которую это учение уходит своими корнями. По мнению Джона X. Герстнера «»Новая мысль» является модифицированным пантеизмом. Восточные религии, теософия и «Христианская наука» метафизически отождествляют или склонны отождествлять частное с целым». Термин «пантеизм» происходит от греческих слов «pan» (все) и «Theos» (Бог) и означает веру в то, что «все есть Бог». Другими словами, Бог — не только Создатель, но и создание. Сторонники этой философий заявляют, что поскольку Бог — это все, то человечество и материя тоже должны быть частью Божественной сущности, то есть частью Бога.

Помимо этого, «Школа» адаптировала многие другие концепции и практику восточных религий. Так, они верят в перевоплощение и практикуют индуистскую медитацию, йогу и вегетарианство. Пытаясь совместить христианство с пантеизмом и восточными религиями, «Школа христианского единства» создала теологическую систему, которая не только запутана, но и опасна. Достаточно беглого взгляда > чтобы увидеть, что ее учение весьма мало похоже на учение Библии.

Авторитетный источник

Сторонники «Школы христианского единства» не .верят в богодухновеннрсть и абсолютный авторитет Библии. В своем «Заявлении о вере» они недвусмысленно заявляют: «Мы считаем, что Писание является свидетельством людей, которые в определенной степени постигли Божественный Логос, но их писания не должны восприниматься как окончательные».

Поскольку кроме того они верят в продолжающееся откровение, члены этой организации считают, что даже их собственное учение не может считаться абсолютным источником вероучения. Чарльз Филлмор ждал почти 30 лет, прежде чем решился опубликовать свое «Заявление о вере». Когда же наконец в 1921 году оно было опубликовано, в нем было сказано следующее «Настоящим мы предупреждаем, что не будем связаны этим предварительным заявлением о наших верованиях. Завтра же мы можем поменять нашу точку зрения на какие-то вопросы, и если это действительно произойдет, мы будем считать себя в праве сделать новое заявление».

Те части Библии, которые используют последователи «Школы», толкуются ими не в общепринятом смысле. Филлмор заявлял, что «начиная с самой первой главы книги Бытия, Библия представляет собой сплошную аллегорию . Аллегорически интерпретируя Библию, эта псевдорелигиозная группа исказила некоторые очевидные истины и придала им совершенно иной смысл.

Так же, как последователи «Христианской науки», приверженцы «Школы» придают спиритуалистическое, метафизическое значение многим библейским персонажам, местам и событиям. Так, например, Филлмор писал: «Слова «верхняя горница» означают самую верхнюю часть головы. Иисус был в этой «верхней горнице» Своего разума, когда Никодим пришел к Нему «ночью» — что означает неведение чувственного сознания». Еще один пример: «На груди первосвященника было двенадцать драгоценных камней, представлявших двенадцать колен Израиля. Конечно, это означает, что двенадцать способностей разума должны быть сосредоточены в главном мозговом центре, который называется солнечным сплетением». Такой абстрактной интерпретацией даже самых простых слов Библии последователи «Школы» могут, конечно, подогнать Писание под любую доктрину, в которую им хочется верить.

Эти примеры показывают также, какое значение они придают разуму, духовной сфере личности. Как и приверженцы восточных религий и связанных с ними групп, сторонники «Школы христианского единства» верят в концепцию «всемирного сознания». Они учат, что каждый человек является частью этого поистине всемогущего «бесконечного разума». Но человеческий разум еще не совершенен и надо работать над тем, чтобы он мог достичь этого предельного состояния сознания. Различные проблемы, которые возникают в жизни человека, как, например, болезни или финансовые потери, объясняются недостаточностью контроля над разумом. «Нам нужно, кроме всего прочего, понять, — писал Филлмор, — что Бог обеспечил возможность удовлетворения самых мельчайших потребностей нашей повседневной жизни, и если у нас чего-то нет, то это лишь потому, что мы не использовали должным образом свой разум с тем, чтобы установить правильный контакт со сверхразумом и тем космическим лучом, который автоматически из него исходит».

Итак, высшим авторитетом для «Школы христианского единства» является не Библия, а разум, точнее — некое фантастическое представление о разуме. Филлмор сказал: «Есть одна важная вещь, которой должен научиться каждый изучающий спиритуалистические науки — умение доверять логике разума».

Троица

Библейское христианство верит, что Бог есть Троица, то есть, что единый Бог существует в трех лицах — Отец, Сын и Святой Дух. Хотя сторонники «Школы» и используют ту же терминологию, между библейским пониманием Троицы и тем, что подразумевают они, — огромная разница. «Святая Троица, — пишет Филлмор, — известна как Отец, Сын и Святой Дух. Метафизически «мыслитель, мысль и действие»».

В соответствии со своими пантеистическими убеждениями, «Школа» говорит о безличном Боге. Ее сторонники не верят, что Бог обладает разумом, эмоциями и волей. Он для них — всего лишь «принцип». Филлмор писал: «Бог есть принцип». Представление «Школы христианского единства» о Боге ясно изложено в книге «Уроки истины» — одной из важнейших книг «Школы», излагающих ее доктрины: «Бог — не личность, обладающая жизнью, разумом, любовью, силой. Бог — это невидимое, непостижимое, но очень реальное «нечто», которое мы называем жизнью. Бог — это все, все, что есть хорошего, независимо от того, очевидно это или ничем не выражено». Таким образом, по теологии «Школы», Бог — не любящая нас Личность, а скорее сама любовь.

Иисус Христос

Подобно многим другим сектам, «Школа» отделяет Иисуса от Христа. Как и другие группы, основывающиеся, на восточных религиях, ее приверженцы утверждают, что Христос — принцип, а не Личность. «Христос, — говорят они, — единородный Сын Божий, законченная идея Совершенного Человека и Божественного Разума. Эта идея Христа или совершенного человека, вечно существующая в божественном Разуме, есть истинное, духовное, высшее для каждого человека».

Таким образом, они утверждают, .что Иисус из Назарета — не Бог, а человек, обладавший принципом Христа — высшей ступенью сознания. Джеймс Фриман сказал: «Иисус, без сомнения, был величайшим из всех истолкователей безличностного «Я есмь», которое открывается человеку, когда он раскрывает сверхразум в собственной душе». Подобные заявления «оказывают не только то, как «Школа» пытается очеловечить Бога, но и то, как она обожествляет человека * Филлмор, например, так объясняет чудеса: «Бог никогда не Творит чудес, если под этим подразумевается отход от законов природы. Все, что сделали пророки, было сделано в соответствии с законами, присущими Бытию, и открытыми для выявления любым человеком. Все то, что сделал Иисус из Назарета, в силах сделать любой человек». Такое заявление принижает Иисуса Христа до уровня любого грешника. Однако, поскольку сторонники «Школы» верят, что все люди божественны, они, конечно, скажут нам, что это заявление поднимает всех нас до уровня божества.

По теологии «Школы христианского единства» Иисус Христос был просто совершенным человеком-примером того, чем мы все можем стать. Представительница «Школы» Елизабет Тернер писала: «Разница между Иисусом и нами — не в прирожденных духовных способностях, а в том, насколько полно они проявляются. Иисус был потенциально совершенен и реализовал это совершенство. Что касается нас, то мы тоже потенциально совершенны, но еще не реализовали себя». Из всего этого ясно, что Христос «Школы христианского единства» — это не библейский Христос.

Грех и спасение

Приверженцы «Школы христианского единства» утверждают, что каждый человек представляет собой часть Бога, «Который проявляется в разных количествах и качествах». При таком пантеизме не удивительно, что «Школа» отрицает греховность человека и необходимость спасения. По ее учению зло не реально, оно — плод воображения несовершенного человеческого разума. В своей книге «Христианское целительство» Чарльз Филлмор писал: «1. Я отрицаю, что унаследовал недомогание, болезнь, невежество или какой-либо умственный недостаток. 2. Я отрицаю, что я — чье-то дитя во плоти. Я отрицаю веру в зло, ибо Бог создал все, что существует, и объявил, что это хорошо. 3. А посему никакой обман, подобный вере в существование зла, не может омрачить мое чистое понимание Истины».

Таким образом, согласно утверждению «Школы», «спасение» являет собой процесс постепенного объединения наших умов с «Божественным разумом». Научившись контролировать свои мысли — устранив из нашего сознания веру в грех — мы, в конечном счете, достигаем совершенства. Другими словами, мы становимся равными Богу. «В человеке, — решительно заявляет Филлмор. — создается замечательное существо. Это существо — духовный человек, который станет мудрость и силу, власть тела и научится им управлять».

Школа проповедует спасение через дела и правильное мышление, а не через личные отношения с Христом. В Библии же говорится, что «…нет праведного ни одного-, потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:10,23). Никто и никогда не может получить спасение через дела, потому что наши дела в глазах Бога как грязное тряпье — они никогда не смогут быть достаточно хорошими, чтобы заслужить Его благосклонность (см. Ис. 64:6). Только Божья заместительная жертва в лице Его Сына Иисуса Христа могла полностью искупить грех мира. Прощение грехов и вечная жизнь возможны только через веру в Христа как Спасителя (см. Иоан. 1:12; 5:24).

Ад

Поскольку приверженцы «Школы» не верят в то, что все мы — грешники в библейском смысле слова, они отрицают существование ада как места вечных мук. В своей книге «Объединенный путь жизни» аналитик этой группы Маркус Бах спрашивает последователей «Школы», что их в ней привлекает. Кроме физического здоровья, материального благополучия и других благ, в ответах часто упоминается: «Здесь не говорят о грехе и наказании».

Библейская доктрина греха и воздаяния за грех сегодня не пользуется популярностью. Людям хотелось бы верить, что греха нет, а поэтому нет и расплаты за него. Поэтому их влечет в те религиозные группы, которые проповедуют подобную точку зрения. Еще апостол Павел предупреждал: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху» (2 Тим. 4:3).

В изданном «Школой» «Метафизическом библейском словаре» о рае и аде говорится так: «И то, и другое есть состояние разума и условия, в которых оказываются люди в результате своих мыслей, верований, слов и действий». И снова мы являемся свидетелями того, как совершенно ясному библейскому учению дается метафизическое толкование. Но беда в том, что ад — вовсе не «состояние разума». Это — реальное место физических и духовных мучений. И в Слове Божьем об этом говорится совершенно ясно (см. Мат. 10:28; Марк. 9:43; Отк. 20:10,15).

Болезнь

Многие из доктрин «Школы христианского единства» касаются проблем физического исцеления. Последователи «Школы» утверждают, что могут лечиться через отрицание. Когда приходит болезнь, они отрицают ее победу и смерть, говоря: «Боль, болезнь, бедность» старость, смерть не могут одолеть меня, так как они нереальны».

В своем рецепте против «простуды и гриппа» Филлмор рекомендует больному внушить себе: «Дух не подвержен влиянию тепла и холода. Я — дух. Я — позитивная сила Сущего, и я выбрасываю из своего сознания все негативные мысли. Я не верю в то, что называется «холод» и даже на миг не допускаю мысли, что он имеет надо мною власть. Я — дух, свободно текущая жизнь, и мой круговорот уравновешивается в Боге».

Реинкарнация

Важнейшей доктриной восточных религий является доктрина о реинкарнации. Филлмор перенес это учение в свою теологию. В «Заявлении о вере» об этом говорится так: «Мы верим, что растворение духа, души и тела в результате смерти компенсируются возрождением того же духа и той же души в другом теле здесь же, на земле. Мы верим, что повторяющееся перевоплощение человека является проявлением милосердия нашего любящего Отца, дающего всем нам возможность получить бессмертие через возрождение, как получил его Иисус».

Реинкарнация, таким образом, заменяет собой веру во Христа и вечную жизнь спасенных в раю. Представители «Школы» подчеркивают свою идею о том, что смерть для людей Богом вообще не предусмотрена. А потому, говорят они, когда кто-то умирает, он тут же возвращается на землю в ином виде. Тем самым ему дается возможность компенсировать ошибки своей прежней жизни и совершенствоваться. Постепенно, через ряд перевоплощений, человек может стать совершенным. В этом случае он достигает высшего уровня сознания и сливается с «Божественным Разумом». Тогда он становится частью «Всемирного Сознания» и пребывает в состоянии мира и покоя, которое продолжается вечно.

Хотя в Библии действительно говорится, что человек, по замыслу Божьему, не должен был столкнуться со смертью, она появилась в результате грехопадения. «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5:12).

Лидеры «Школы христианского единства» своими метафизическими определениями просто пытаются исказить подлинное значение этих слов.

Нигде в Библии вы не найдете учения о перевоплощении. В Писании решительно утверждается, что каждый человек пройдет через физическую смерть только однажды. После того, как мы умираем, наши шансы на спасение исчезают; «…человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27). Мы как бы опечатываем свое будущее, когда, еще в земной жизни, принимаем или отвергаем Христа.

Вместо перевоплощения в Слове Божьем предусматривается наше воскресение. Когда Христос вернется, все, принявшие Его как Спасителя, восстанут из могил и получат обратно свои нетленные прославленные тела. После этого они будут пребывать в вечности с Господом (см. 1 Кор. 15:35-58; 1 Фес. 4:13-18). Все же, отвергшие Иисуса как Спасителя, получат свои тела при последующем воскрешении лишь для того, чтобы предстать на суд перед великим белым престолом, после чего они будут брошены в огненное озеро (см. Отк. 20.11-15).

Заключение

«Школа христианского единства» является продуктом позитивистского мышления в его наиболее опасном экстремальном варианте. Последователи этого движения, столь ретиво выискивающие все хорошее, словно слепые не видят реальности греха и необходимости в Спасителе. Они подменили Божий план спасения системой, основанной на человеческих заслугах и духовном просвещении. Последователи этого движения не имеют нужды в личном Боге, так как считают, что каждый человек — это Бог в миниатюре.

Называя себя «Школой христианского единства», на практике они отвергли многие важные учения Библии. Они проигнорировали или перетолковали Божье откровение, содержащееся в Его Слове, относительно грехопадения человека и Его плана искупления через жертву Единородного Сына Божьего. Они заменили библейское упование на личностного Бога верой в безликий Разум.

Считая, что они обладают истиной, последователи этого движения лишь обманывают себя и превращают Бога в обманщика. «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя; и истины нет в нас-Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1 Иоан. 1:8,10). Пока последователи этого течения не признают реальность греха и свою нужду в личном Спасителе, никакая мудрость или духовная просвещенность не смогут их спасти.

Резюме

Название организации: Школа христианского единства

Известна также как: Объединение (Единство)

Основатели: Чарльз Филлмор (1854-1948), Мертл Филлмор (1845-1931)

Штаб-квартира: Лиз Саммит, штат Миссури

Количество членов: около полутора миллионов (1985 г.)

Вероучение

Авторитетный источник

Не верят в абсолютный авторитет Писания, считают, что это просто ‘людские свидетельства»

Даже собственные учения не считают достаточно авторитетными: считают, что они всегда открыты для нового откровения

Заявляют, что Библия — «аллегория»

Дают многим очевидным библейским истинам метафизическое толкование. Искажают при этом общепринятый смысл слов, подгоняя их под свои догмы

Считают высшим авторитетом разум и «логику ума»

Троица

Придали слову «Троица» метафизическое значение; говорят, что слова Отец, Сын и Святой Дух означают «разум, идея и выражение»

Считают, что Бог — не Личность, а принцип

Иисус Христос

Заявляют, что Христос является идеей, сущностью «Божественного Разума»

Утверждают, будто Иисус был просто совершенным человеком, который полностью овладел принципом Христа

Говорят, что все люди потенциально совершенны; что Иисус реализовал Свой потенциал в то время, как мы его еще не реализовали

Считают, что человек может сделать все то, что сделал Иисус

Поднимают человечека до уровня божества; ставят его на один уровень с Иисусом Христом

Грех и спасение

Отрицают реальность греха и зла 307,308

Не признают, что человек от природы грешен и нуждается в спасении, поскольку верят, что каждый человек — это часть Божества

Заявляют, что мы можем преодолеть слабости и ошибки через мудрость и правильное мышление, а не через правильные личные отношения с Иисусом Христом

Ад

Не обсуждают проблемы греха и воздаяния за него

Отрицают, что ад — реально существующее место; утверждают, что рай и ад — «состояние ума», которое наступает у людей в результате размышлений

Болезнь

Утверждают, что боль, болезнь, старость и смерть нереальны

Проповедуют процесс исцеления, использующий отрицание недугов и мобилизацию духовных сил

Реинкарнация

Верят, что через реинкарнацию — долгий процесс перевоплощений — человек в конечном счете достигает совершенства и бессмертия

Утверждают, что Бог не предусматривал смерти человека и что по Его милости нам дана возможность реинкарнации

Заявляют, что как только мы достигаем совершенства, то становимся частью «Божественного Разума», сливаемся с ним, обретая состояние вечного мира и покоя

Рекомендуемая литература

Boa, Kenneth. Cults, World Religions, and You. Wheaton, IL: Victor Books, 1977,1979.

Gerstner, John H. The Theology of the Major Sects. Grand Rapids: Baker Book House, 1960,1979.

Lewis, Gordon. Confronting the Cults. Phillipsburg, NJ: Presbyterian & Reformed Publishing Company, 1966.

Martin, Walter R. The Kingdom of the Cults. Minneapolis: Bethany House Publishers, 1965,1977,1985.

McDowell, Josh, and Stewart, Don. Handbook of Today’s Religions. San Bernardino, CA: Here’s Life Publishers, Inc., 1983.