13. Международный путь

«Я не могу беседовать со своей дочерью, — пожаловалась убитая горем мать, — когда мы обсуждаем вопросы вероучения, то наша беседа, начавшаяся совершенно нормально, превращается постепенно в монолог моей дочери, которая начинает механически повторять все то, что вложили ей в голову последователи организации «Международный путь».

Эта женщина не одинока в своем горе. Многие люди выражают свое беспокойство по поводу учений и практики «Международного пути». Эта религиозная группа, одна из самых молодых и быстро растущих в мире, проповедует свои взгляды в студенческих городках, ежегодно вовлекая в свои ряды тысячи юношей и девушек. Дружеская поддержка со стороны отделений «Пути» и их нацеленность на изучение Библии импонирует многим верующим. Замечено, что особенно легко попадают под влияние этой активной группы тот, кто разочаровался в обстановке и качестве проповедей в местной церкви.

«Международный путь» рекламирует себя как «библейскую исследовательскую и образовательную организацию», подчеркивая, что он не является «ни церковью, ни деноминацией, ни сектой.» Тем не менее, «Путь» имеет статус, освобождающий его от налогообложения и рукоположенных священнослужителей, причем значительный упор в его деятельности делается на вероучение. Однако, вопрос о том, является ли данная группа церковью, не так уж и важен. Гораздо важнее ответить на вопрос, что проповедует «Международный путь» — библейскую истину или лжеучение? Поскольку под влияние данной группы особенно легко попадают именно те, кто воспитывался церковью, каждый христианин должен иметь правильное представление о ее деятельности и учении.

Предыстория

«Международный путь» был основан Виктором Полом Вервиллом, возглавлявшим группу вплоть до своей отставки в 1982 году и продолжавшим принимать активное участие в ее делах до самой своей смерти в 1985 году. Родился он в 1916 году в семье фермеров недалеко от Нью-Ноксвилла, штат Огайо. Позднее эта ферма стала штаб-квартирой того, что газета «Нью-Йорк Тайме» назвала «неортодоксальным пастырством».

Вервилл воспитывался в семье прихожан евангелической реформатской церкви (известной в наше время как объединенная церковь Христа). Степень бакалавра он получил в колледже и семинарии Мишн Хаус в Плимуте, штат Висконсин. После этого он прошел теологическую подготовку в школе богословия Чикагского университета и Принстонской духовной семинарии. По его словам он занимался также на заочных курсах Библейского института Моуди, хотя документальных подтверждений того, что он прослушал хотя бы один курс, не нашлось.

После окончания в 1941 году Принстонской семинарии и получения диплома доктора теологии Вервилл был рукоположен в духовный сан и стал пастором евангельской реформатской церкви. В течение 16 лет он служил пастором в церквях северно-западного Огайо. В эти годы он начал еженедельно выступать с проповедями по радио и проводить занятия в группах по изучению Библии, которые со временем дали начало курсу под общим названием «Как добиться изобилия в жизни».

Вскоре после рукоположения, Вервилл пережил духовный кризис. В процессе поисков духовной истины он разочаровался в содержании прочитанных им теологических трудов, взял из своей библиотеки несколько сотен (некоторые называют даже число 3000) книг и сжег их. Сделав это, он приступил к формулированию собственной теологии. Встав в открытую оппозицию к церкви, он занялся углубленным изучением Библии, посвящая этому занятию все больше и больше времени. В 1957 году он оставил пасторство, объясняя это необходимостью полностью посвятить себя преподавательской работе. Некоторые источники, правда, отмечают, что к тому времени его разногласия с евангельской реформатской церковью умножились и обострились до такой степени, что вопрос о его уходе зависел не только от него.

Точную дату основания «Международного пути» установить трудно. Некоторые связывают ее с тем временем, когда Вервилл в 1957 году оставил свою церковь в Ван Верте, штат Огайо. Другие считают, что правильнее назвать 1968 год, когда было положено начало «Движению Иисуса». И хотя Вервилл занялся своими изысканиями задолго до этого, никакого сколько-нибудь значительного роста рядов «Международного пути» вплоть до конца 60-х годов не наблюдалось.

Основатель и исполнительный директор так называемой «Евангельской ассоциации новых направлений» Дж. Л. Уильямс считает, что «Движение Иисуса» подготовило для Вервилла аудиторию из тех, кто отверг официальную церковь и находился в поисках новой духовности. Это были в основном верующие, которые разбирались в Библии не настолько хорошо, чтобы уловить теологическую фальшь.

«Международный путь» — организация, имеющая четкую и широко разветвленную структуру. Вервилл сравнивал построение своей организации с деревом. Основанием, или корнями организации был сам Вервилл, Сегодня в качестве корневой системы выступает совет директоров. Ассоциация общенациональных организаций представляет собой ствол. Ветви дерева-организации штатов, которые, в свою очередь, имеют более мелкие ветки — городские организации. Сердцем организации являются местные отделения в жилых районах и студенческих городках, состоящие из индивидуальных членов, или листьев.

«Международный путь» придает веточным группам особое значение. Бывшие члены таких групп рассказывали, что в них регулярно (по возможности — ежедневно) проходят собрания. Члены группы получают на них инструктаж, поют и просто общаются между собой. Важными аспектами этих встреч являются дискуссии и пророчества. Новичков окружают заботой и любовью. При обнаружении интереса с их стороны им настоятельно рекомендуют ознакомиться с видеокурсом «Как добиться изобилия в жизни», состоящим из 12 занятий, во время которых их посвящают в учение «Пути».

Известный больше как RFAL, этот курс, формально именуемый «Библейским исследовательским классом», считается «основным пропагандистским институтом «Пути»». Все слушатели вносят плату, размер которой в разные годы варьировал от 40 до 200 долларов. В течение трехчасового сеанса зрителям не разрешается делать никаких записей, только после его окончания они могут задавать вопросы. По окончании одного курса им настойчиво рекомендуют оплатить дальнейшее посещение других занятий. Никаких точных данных о количестве приверженцев движения нет, но перед смертью Вервилла, по словам руководства организации, одних только слушателей курсов «Как добиться изобилия в жизни» насчитывалось более 100 000.

«Путь» — организация, активно пропагандирующая свое учение. Большая работа по вовлечению новых сторонников проводится ее посланниками СВМ («Слово всему миру»). Обычно это молодые люди, которые «посвящают хотя бы один год своей жизни свидетельству, наставничеству и проповеди правильного понимания Слова Божьего во всем мире». В Соединенных Штатах и более чем в 50 странах мира посланники СВМ проводят свою работу, основывая повсюду веточные группы и вербуя новых студентов на курсы PFAL. Многие из них получили соответствующую подготовку в колледже «Пути» в Эмпориа, штат Канзас. «Путь» располагает и другими средствами выхода на массовую аудиторию. У него имеется собственное издательство «Крисчен Пресс», расположенное при штаб-квартире в Нью-Ноксвилле, штат Огайо. Он выпускает журнал «Уэй Мэгэзин» и многочисленные книги. Кроме того, последователи «Пути» ежегодно проводят съезд, проходящий под девизом «Скала веков», и организуют летние лагеря, в том числе — Институт совершенного здоровья (ИСЗ). Все это предназначается для того, чтобы ознакомить людей с «новой» теологией Вервилла. Но действительно ли так ново это учение? А может быть, оно представляет собой лишь обновленные старые ереси? И действительно ли «Путь» указывает путь к Богу?

Вероучение

Вероучение «Международного пути» представляет собой странную мешанину различных теологических школ. По-видимому, критики теологии Вервилла согласятся с оценкой Джозефа М. Хопкинса: «Доктрины «Пути» сочетают библейский буквализм… евангелическое учение… кальвинизм… диспенсационализм… и пятидесятничество».

При беглом взгляде на учение «Международного пути» может показаться, что оно проповедует библейскую истину, однако при более пристальном его рассмотрении видно, что в нем имеется много теологически ошибочных положений. Важнейшими среди них являются отрицание Троицы, божественности Христа и Личности Святого Духа. Методы пропаганды и элементы практической деятельности «Пути» также вызывают серьезные сомнения относительно того, можно ли вообще считать это движение христианским. Даже, если в результате деятельности «Пути» его последователи и будут иметь какие-то социальные блага, никакая группа не может считаться христианской, если она не придерживается учения Библии. Если группа не считает Слово Божье высшим авторитетом, это означает, что ее приверженцы исповедуют искусственную, созданную человеком лжерелигию. Авторитет Библии должен поддерживаться не только заявлениями, но и практической деятельностью группы.

Авторитетный источник

Как и многие другие подобные группы, «Международный путь» заявляет, что Библия является для него высшим авторитетом. На практике же высшим авторитетом для него являются толкования Вервилла.

Подобно многим другим основателям лжерелигий, Вервилл утверждал, что у него установлена непосредственная связь с Богом. Он заявлял: «Бог говорил со мной так, как я сейчас разговариваю с вами. Бог сказал, что Он научит меня такому Слову, которое не было известно с начала времен, если я, в свою очередь, научу других». Ссылка Вервилла на новое откровение свидетельствует о том, что он не считает Библию полным и богодухновенным источником вероучения.

Вервилл считал, что Новый Завет был сначала написан на арамейском языке, сходном с древнееврейским, а не на греческом. Такое мнение противоречит общепринятому. Кроме того, арамейский язык первого века отличается от того арамейского, который часто использовал Вервилл при толковании Библии. Более того — хотя Вервилл и утверждал, что он изучал греческий и другие языки, документы о его образовании свидетельствуют, что он никогда не проходил курса греческого языка. Его толкования Священного Писания свидетельствуют о непонимании им ни древних языков, ни библейской герменевтики.

Последователи «Пути» пользуются Библией, но считают, что учение Вервилла имеет перед ней преимущество. Это видно из доктрин этой группы, которые полностью отражают толкования Вервилла — даже если они противоречат ясному учению Слова Божьего.

Вервилл часто говорил: «Слово Божье имеет в виду именно то, что оно говорит, и говорит именно то, что оно имеет в виду». Комментируя это заявление, Дж. Л. Уильямс писал: «Говоря это, Вервилл на самом деле имеет в виду следующее: «Слово Божье имеет в виду то, что я говорю, и говорит именно то, что я имею в виду»». Правильность этого вывода становится очевидной, когда мы ознакомимся с взглядами Вервилла на важнейшие доктрины христианства.

Троица

Одно из основных учений «Пути» состоит в том, что Бог не состоит из трех лиц. Упоминая христианское утверждение о том, что Отец и Сын единосущны и предвечны, Вервилл писал: «Это соответствует доктрине Троицы, а я думаю, что она не отвечает учению Библии».

Вервилл безапелляционно заявил: «Документально подтвержденным историческим фактом является то, что вплоть до четвертого века не существовало никакой формальной, признанной доктрины Троицы». Он утверждал, что догмат о Троице имеет языческое происхождение и был привнесен в христианство в 325 году на Никейском соборе. Бывший профессор психолог-бихевиорист, пастор Джек Спаркс заметил по этому поводу: «Вервилл просто плохо выучил домашнее задание. Вообще его учение безответственно, неряшливо и фальшиво». Спаркс решительно отверг утверждение Вервилла и указал на многочисленные ошибки в том, что сказано Вервиллом о Никейском соборе.

Несмотря на то, что само слово «Троица» в Библии не используется, в ней содержится более чем достаточно свидетельств того, что Отец, Сын и Святой Дух являются одной сущностью, то есть, что Бог существует в трех лицах. Подтверждением этого может служить хотя бы то, что по отношению к Богу в Библии неоднократно применяются личные местоимения во множественном числе (см. Быт. 1:26; 11:7). Кроме того, по всей Библии разбросаны свидетельства признания Христа Богом. Принимая искаженную точку зрения Вервилла на Троицу и на историю церкви, приверженцы «Пути» отрицают тем самым многие основные положения Писания.

Бог-Отец

Вервилл придерживался унитарианской точки зрения на Бога. Он учил, что в Библии говорится только о Боге-Отце. Таким образом, он отрицал божественность Иисуса Христа и Личность Святого Духа. «Я от всего сердца верю, — заявил Вервилл, — что по учению Библии: 1) Бог является Отцом Господа нашего Иисуса Христа, 2) Иисус Христос является Сыном Божьим и 3) Бог Свят и Бог есть Дух».

На первый взгляд, это заявление Вервилла вроде бы соответствует тому, что говорится в Библии, поскольку здесь использована библейская терминология. Однако, при более внимательном изучении видно, что его содержание сильно отличается от библейского учения и взглядов истинного христианства.

Иисус Христос

Вервилл говорит, что «Иисус Христос является Сыном Божьим». Однако, он истолковывает выражение «Сын Божий», как означающее, что Сам Иисус Христос не является Богом, о чем прямо заявляет: Другими словами, я говорю, что Иисус Христос — не Бог, а Сын Бога».

Отрицание божественности Христа — основа ошибочной теологии Вервилла. Чтобы убедить других в правильности своих взглядов, он прибегал к помощи греческого и арамейского языков и истории церкви, но не всегда делал это честно. Как мы уже могли убедиться, Вервилл исказил историю церкви. Ну, а как он использовал греческий язык?

Для тех, кто не знает греческого языка, его интерпретации Писания часто кажутся правильными. Изучавшие же греческий язык могут убедиться, что он пользуется им неверно.

Убедительным примером может служить то, как он обошелся с первым стихом первой главы Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Поскольку Вервилл не считает Иисуса Христа Богом, ему пришлось дать этому стиху довольно необычную трактовку. Сравнивая 1 и 14 стихи, видишь, что «Слово» явно относится к Иисусу Христу. На греческом языке это совершенно очевидно.

Но Вервилл не мог принять первый стих в его истинном виде, поскольку тогда он был бы вынужден признать, что Иисус Христос с самого начала был у Бога, что доказывает, что Он — Бог. Так как Вервилл утверждал, что Иисуса не существовало, пока Его не родила Мария, ему пришлось отрицать и совершенно очевидное значение этого стиха. Он заявил: «Иисус Христос был в начале у Бога не в буквальном смысле». Как же интерпретировал Вервилл 1-й стих? «Иисус Христос был у Бога в Его предвидении».

Тот же самый греческий предлог «у», использованный в первом стихе апостолом Иоанном, был использован и апостолом Павлом, когда он напомнил фессалоникийцам: «Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?» (2 Фес. 2:5). Смысл слов апостола Павла совершенно ясен, так же как ясен смысл слов апостола Иоанна — если вы, конечно, признаете то, чему учит Писание о божественности Христа.

По учению истинного христианства, Иисус Христос был истинным Человеком и истинным Богом; только так Он мог дать человечеству искупление грехов через Свою смерть и воскресение. Не принимая этого, Вервилл пишет: «Если Иисус Христос — Бог, а не Сын Бога, то мы еще не спасены» (курсив автора).

Вервилл воспользовался также греческим словом «monogenes» (единородный), чтобы подтвердить, что Христос не существовал до того, как был рожден: «В буквальном смысле это слово означает «единственный отпрыск» или «единственный рожденный». Это слово использовано в Новом Завете в таком контексте, где оно во всех случаях означает одного и только одного отпрыска» (курсив мой).

Однако, основная нагрузка в значении этого слова ложится не на факт рождения, а на особые отношения. Так, в Послании к Евреям (1117) говорится, что Авраам принес в жертву единородного (monogenes) сына».

Если следовать логике Вервилла, то получится, что Исаак был у Авраама «одним отпрыском». Но ведь это не так. Фактически, Исаак даже не был у Авраама первенцем. Первым сыном Авраама был Измаил (см. Быт. 16:15,16). Только через 14 лет после этого у него родился Исаак (см. Быт. 21.5). Таким образом, когда в Библии говорится об Иисусе, как о «единородном» Сыне Божьем, имеется в виду вовсе не процесс, благодаря которому Он появился на свет. Здесь Библия имеет в виду особые, уникальные отношения Иисуса с Богом-Отцом.

Вервилл, пытаясь подтвердить свой взгляд на Иисуса, неоднократно обращался к оригинальному греческому тексту Писания. Однако, при этом он игнорировал многие правила греческой грамматики — особенно то, которое ясно доказывает, что Иисус Христос — Бог. Это правило названо по имени изучавшего его филолога Гранвилла Шарпа.

Оно касается использования определенного греческого артикля и двух имен существительных, соединенных греческим словом, которое переводится как союз «и». Такие выражения, как «Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2:3) и «Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Пет. 1:1) соответствуют правилу Гранвилла Шарпа. В обоих случаях в греческом тексте Нового Завета определенный артикль употреблен со словом «Бог» и не употреблен со словом «Спаситель». В такой конструкции, когда артикль ставится перед первым существительным (Бог) и не ставится перед вторым (Спаситель), второе существительное играет лишь описательную роль при первом. Таким образом, в этих выдержках прямо говорится, что Иисус Христос — Бог.

Среди знатоков греческого языка правило Гранвилла Шарпа общепризнано. А.Т. Робертсон (1883-1934), внесший монументальный вклад в современное понимание греческого языка, полностью подтвердил это правило греческой грамматики и согласился с тем, что применение его в отношении указанных выдержек из Библии действительно является еще одним доказательством того, что Иисус Христос — Бог.

Однако нам нет необходимости полагаться только на это правило, чтобы доказать, что Иисус — Бог. Сама Библия утверждает эту истину с абсолютной ясностью (см. Мих. 5:2; Ис. 7:14; 9:6,7; Иоан. 5:18; 8:58; 17:5; Кол. 1:15-19).»

Учение Вервилла об Иисусе Христе, являющееся краеугольным камнем всех его теологических построений, должно быть отвергнуто; оно не соответствует учению Священного Писания. Не подтверждает его и греческий текст Нового Завета, который Вервилл столь часто цитировал.

Святой Дух

Вервилл вновь обращается к своему методу доказательства недоказуемого путем искажения смысла того, что говорится в Писании, когда он пытается подкрепить ссылками на Библию свое отрицание божественности и личностности Святого Духа. Он утверждает, что Святой Дух не является третьим лицом Божества; эти два слова, по его мнению, — всего лишь характеристика Бога. Кроме того, он делает различие в смысле и значении этих слов в случае их написания со строчной или заглавной буквы.

При переписывании старых греческих манускриптов обычно использовали один из двух вариантов написания — или все слова писались строчными буквами, или наоборот — заглавными. Вервилл воспользовался этим, чтобы исказить смысл интерпретируемого. Он писал: «Когда греческое слово «pneuma» переводится на английский язык как «spirit» (Дух) и пишется при этом с заглавной буквы «S», то это не столько перевод, сколько интерпретация, и, будучи таковой, она имеет не больше авторитета, чем тот, который придается ей читателем или переводчиком». Хотя в принципе это и верно, но Вервилл, зачастую игнорируя контекст, произвольно менял прописные буквы на строчные и наоборот, подгоняя тем самым текст под свою интерпретацию.

В добавок ко всему Вервилл переиначивал термины, чтобы, отталкиваясь от их новых значений, отрицать уникальную личностность Святого Духа. Поскольку, говорил он, Бог свят и Бог есть Дух, то термин «Святой Дух» является ни чем иным, как другим определением Бога. Там, где в Библии говорится о Святом Духе как о Божьем даре человеку, Вервилл всегда писал слова «святой дух» строчными буквами, утверждая, что речь идет не о Боге в нас, а о «прирожденных духовных способностях» или посланной свыше силе.

Поскольку Вервилл отрицал доктрину Троицы, он не мог признать, что Святой Дух — Бог. Поэтому он должен был отрицать и то, что Святой Дух — Личность. Этот взгляд, конечно, полностью противоречит общепринятым взглядам христианства, ясно выраженным в Писании. Библия указывает, что Святой Дух делает то, что может делать только личность. Он учит (Иоан. 14:26), обличает (Иоан. 16:8), крестит (1 Кор. 12:13), запечатлевает (Еф. ИЗ) и исполняет (Еф. 5:18). Кроме того, Он обладает атрибутами Бога. Святой Дух четко определен в Писании как третье лицо Троицы — отличное от Отца и Сына, но равное им (см. Мат. 28:19; Лук. 3:21,22; Деян. 5:3,4).

Говорение на языках

Хотя Вервилл и не верил в то? что Иисус Христос — Бог, а Дух Святой — отдельное лицо Божества, зато он твердо верил в важность умения говорить на языках. В теологии и практике «Пути» этому умению придается очень большое значение. В книге Вервилла «Новая динамичная церковь» есть раздел, озаглавленный «Основа силы христианина». В разделе три главы: «Говорение на языках», «Как говорить на языках» и «Заполненный до предела». Одно это перечисление не оставляет сомнений в том особом значении, которое придается Вервиллом говорению на языках.

Вервилл подчеркивал, что каждый верующий должен уметь говорить на языках. «Прежде чем вы сможете воспользоваться какими-то Божьими ресурсами, вы должны узнать, в чем, собственно, они заключаются. Известно, что возможность говорить на языках существует потому, что, как учит Слово Божье, все возрожденные исполнены святым духом, дарующим возможность говорить на языках».

Обратите внимание, как Вервилл использует термин «святой дух» Ясно, что говоря о Духе, он имел в виду не присутствие Его как Личности, а лишь некую возможность, в данном случае — возможность говорить на языках. По его мнению, то и другое — синонимы. Вервилл не только учит, что каждый истинный верующий должен «говорить на языках», но и утверждает, что это и есть признак спасения. «Единственным видимым и слышимым подтверждением того, что человек переродился и исполнен дарами Святого Духа, всегда является то, что он «говорит на языке или языках» (курсив Вервилла).

Неверное использование Вервиллом греческого языка для защиты его предвзятой теологии особенно ясно видно на примере с распределением даров. Оправдывая свою позицию по вопросу о языках, он приводит пример различия между двумя греческими словами, основанный на неправильном понимании греческого языка. Эти два слова — «dechomai» и «lambano». Это синонимы, означающие «взять» или «получить». Общепризнанно, что они имеют одно и то же значение, за исключением небольшого нюанса — слово «dechomai» имеет некоторый оттенок получения с удовольствием или радостью. (Я сам объясняю эту разницу своим студентам на занятиях по греческому языку следующим образом: если я буду раздавать им листки с контрольным заданием, то они их lambano, а если это будут десятидолларовые купюры, то они их dechomai).

Что касается Вервилла, то, объясняя значение глагола dechomai, он сказал, что это слово означает — «получая духовно от Бога, в себе. Это — субъективное получение». Глагол же lambano он определил как «получение зримого дара после получения его духовно. Это — объективное и очевидное получение дара».

Свое особое понимание этих греческих слов Вер-вилл использовал для того, чтобы заявить, что «кто бы, когда бы ни получил спасение, он получает вместе с ним зримый дар Святого Духа». Другими словами, тот, кто спасен, должен продемонстрировать свое спасение, говоря на языках.

Это различие между двумя греческими словами, проведенное таким образом, чтобы подтвердить теологию Вервилла, может быть, и произвело впечатление на его последователей, не изучавших греческий язык. Однако, тот, кто исследует Библию всерьез и использует имеющиеся пособия, проверяя истинное значение греческих слов в тексте, обнаружит, что определения Вервилла не обоснованы.

Вервилл прав, говоря, что в каждом верующем живет Дух Святой (см. Рим. 8:9; 1 Кор. 6:19). Мы также согласны, что умение говорить на языках законно рассматривалось в первом веке как дар Святого Духа, хотя многие сомневаются в этом в наши дни. Однако Слово Божье» в отличие от «Пути», не говорит, что каждый верующий должен «говорить на языках», и уж во всяком случае это никогда не было условием спасения.

Это видно из слов апостола Павла. В 1 Послании к Коринфянам он вопрошает: «Все ли Апостолы? все ли пророки? все ли учители? все ли чудотворцы? все ли имеют дары исцелений? все ли говорят языками? все ли истолкователи?» (1 Кор. 12:29,30). Ответ на все эти семь вопросов очевиден. Если бы Вервилл действительно знал греческий язык, он бы понимал, что греческое слово «ли», включенное во все эти вопросы, указывало на то, что апостол Павел знал, что на все семь вопросов будет один и тот же ответ — «нет».

Вся 12 глава 1 Послания к Коринфянам посвящена этому вопросу. Апостол Павел подчеркивает в ней снова и снова, что Святой Дух дает различные дары, но не всем одни и Те же. Проведя параллель с телом человека, он указывает на то, сколь многообразны различные его члены, подчеркивая при этом, что каждый член тела одинаково важен для организма в целом (см. 1 Кор. 12:4-25). Кроме того, апостол Павел высказывается против того, чтобы умению «говорить на языках» придавалось слишком большое значение (см. 1 Кор. 14). Дав строгие инструкции по использованию этого дара, он призывает: «Только все должно быть благопристойно и чинно» (1 Кор. 14:40). «Путь» же считает умение «говорить на языках» необходимым условием общения и спасения. Это явно не соответствует воле Божьей.

Сон души

Как и многие другие секты, «Международный путь» учит, что вплоть до воскресения верующие после смерти не имеют сознательного существования. И хотя эта доктрина не столь важна, как доктрина о божественности Христа, тем не менее она тоже служит доказательством того, как далеко отходит Вервилл в своем учении от основ христианства.

Вервилл писал: «Нигде в Библии не говорится о наличии сознательной жизни после смерти». И еще: «Учение о том; что после смерти человек немедленно отправляется на небеса к Богу — одно из многих извращений сатаны и его павших ангелов».

В Писании, однако, говорится о том, что, хотя тело верующего после его смерти и остается в могиле, душа его и дух (настоящая личность) немедленно отправляются к Богу. Апостол Павел не видит никакого временного разрыва между своей жизнью во плоти и жизнью с Господом: «Мы желаем лучше выйти из тела, — говорит он, — и водвориться у Господа» (2 Кор. 5:8).

Уже по другому поводу апостол Павел говорит, что у него было «желание разрешиться и быть со Христом» (Фил. 1:23). Но он понимал, что в нем нуждались верующие Филипп, и продолжал мучиться раздвоенностью своих желаний. В словах апостола Павла ничего не говорится о том, что перед тем, как увидеть Христа после своего воскресения, он будет какое-то время находиться в бессознательном состоянии в могиле.

Мало того — в Библии прямо говорится, что когда Христос вернется за Своей Церковью, Он приведет с Собой умерших, чтобы они могли получить обратно свои тела, «…и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1 Фес. 4:14). Итак, Слово Божье вновь свидетельствует о том, что учение Вервилла ложно.

Заключение

Вервилл умер в 1985 году, но его последователи продолжают проповедовать его ошибочное учение. И хотя они заявляют, что Библия является для них высшим авторитетом, на деле они следуют учению Вервилла.

История «Международного пути» служит предупреждением верующим и церкви. Как мы убедились, любая группа может впасть в ересь, если она начинает отклоняться от Слова Божьего. Мы должны тщательно следить за тем, чтобы не повторять те же ошибки, которые совершают приверженцы «Пути».

Во-первых, религиозный руководитель должен стремиться к тому, чтобы его проповеди были ясными, понятными и соответствующими Библии. Он должен указать изучающим Писание на исторически надежные источники, чтобы они могли самостоятельно исследовать их и проверить, не отклонился ли он от Слова Божьего.

Важно также, чтобы желающие утолить духовный голод не следовали слепо за человеком, чье учение они не могут понять. Каждое услышанное ими слово они должны проверять по Библии, чтобы быть уверенными, что проповедник с ответственностью подходит к изложению истины.

Пример Вервилла показывает также, что использование греческого и других древних языков не обязательно гарантирует правильность теологических выводов. Настроенность Вервилла против догмата о Троице, божественности Христа и личностности Святого Духа привела его к игнорированию истинного значения греческих слов и фабрикации надуманных значений с тем, чтобы это можно было использовать как аргумент в поддержку нового обращения к старым ересям. Кроме того, искажение Вервиллом смысла Священного Писания показывает нам опасность формирования наших собственных догматов с последующей интерпретацией отдельных мест Библии и подгонкой их значения под свои взгляды. Мы должны позволить Писанию говорить самому за себя.

История «Пути» дает нам еще один важный урок относительности всего сенсационного и «чудесного». Не все сверхъестественное — обязательно от Бога. Следовательно, все, что представляется нам чудесным, следует проверять словами Писания.

Еще в 1400 году до Р.Х., Моисей предупреждал израильский народ: «Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им»: то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей» (Втор. 13:1-3). Любое чудо требует проверки.

Хотя приверженцы «Пути» и претендуют на то, что они знают дорогу к Богу, вы не должны следовать за ними, так как их учение не соответствует Слову Божьему. Библия ясно показывает нам единственнный путь к спасению — через веру в Иисуса Христа (см. Иоан. 146). А «Международный путь» эту веру отверг.

Резюме

Название организации: Международный путь

Основатель: Виктор Пол Вервилл (1916-1985)

Штаб-квартира: Нью-Ноксвилл, штат Огайо

Издательство: Америкен Крисчен Пресс, Нью-Ноксвилл, Огайо

Вероучение

Авторитетный источник

Утверждают, что Библия является для них высшим авторитетом

На деле используют в качестве высшего авторитета толкования Вервилла

Вервилл утверждал, что получил от Бога особое откровение

Считают, что Новый Завет был вначале написан на арамейском языке

Сборник «Как добиться изобилия в жизни»-основное учебно-пропагандистское пособие

Троица

Не считают, что в Библии содержится доктрина Троицы

Заявляют, что Троица — это языческая концепция, привнесенная в христианство в четвертом веке на Никейском Соборе

Бог-Отец

Считают, что только Отец — Бог

Иисус Христос

Отрицают божественность Христа

Говорят, что «Иисус Христос — не Бог, а Сын Бога»

Изменили значение обычных греческих слов в Евангелии от Иоанна 1:1

Утверждают, что фраза «Слово было у Бога» означает «Иисус Христос был с Богом в Его предвидении»

Говорят, что «если Иисус Христос — Бог… то, значит, мы еше не спасены»

Святой Дух

Отрицают божественность и личностность Святого Духа

Проводят различие между «Снятым Духом» и «святым духом»

Говорят, что «Святой Дух» — это просто другое имя Бога

Утверждают, что «святой дух» означает «прирожденные духовные способности» или «сила свыше»

Говорение на языках

Придают большое значение «говорению на языках»

Считают, что каждый истинно верующий должен обладать этим даром

Говорят, что «святой дух» в нас — это способность «говорить на языках»

Заявляют, что «говорение на языках» — единственное видимое и слышимое подтверждение того, что человек поистине родился свыше

Делают необоснованное различие между двумя греческими словами, означающими «взять» или «получить», чтобы обосновать свое утверждение, что «говорение на языках» есть признак спасения

Сон души

Утверждают, что «нигде в Писании не говорится о существовании сознательной жизни после смерти»

Отрицают, что сразу же после смерти верующие окажутся с Богом

Рекомендуемая литература

Enroth, Ronald, and others. A Guide to Cults and New Religions. Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1983.

Martin, Walter R., ed. The New Cults. Santa Ana, CA: Vision House Publishers, 1980.

McDowell, Josh, and Stewart, Don. Handbook of Today’s Religions. San Bernardino, CA: Here’s Life Publishers, Inc., 1983.

Passantino, Robert, and Passantino, Gretchen. Answers to the Cultist at Your Door. Eugene, OR: Harvest House Publishers, 1981.

Robertson, Irvine. What the Cults Believe. 4th ed. Chicago: Moody Press, 1983.

Williams, J. L. Victor Paul Wierwille and The Way International. Chicago: Moody Press, 1979.