10. Восстановление в прежнее состояние

Бог хочет, чтобы верующие были святы, то есть, отделены от мира и всё более уподоблялись образу Христа (1 Фес. 4:3; Рим. 6:12-13; Кол. 3:10). Однако, апостол Павел признаёт, что верующие могут согрешать, и об этом он пишет церквям (см. также 1 Иоан. 2:1).

Гал. 6:1 — «Братия! Если впадёт человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такого в духе кротости; наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушённым».

Согрешение

Ап. Павел рисует наглядную картину, когда верующий буквально «побеждён» грехом или впал в прегрешение. Существуют разные мнения по поводу того, как именно верующий впадает в грех, а именно: или он, неожиданно, к своему собственному изумлению обнаруживает, что он уже совершил грех, или же побеждается грехом, будучи обманутым его кажущейся безобидностью. Ленский считает, что Павел не имеет ввиду сознательно сделанный грех и говорит только о тех, которые согрешают в результате своего незнания, слабости, из-за обманчивой силы греха, а также по настоянию или по примеру других. Последняя фраза — «чтобы не быть искушённым» — заставляет предполагать, что апостол Павел имел в виду такую ситуацию, в которой могла совершить грех даже самая духовно сильная личность.

Некоторые возражают против такого подхода и предлагают следующее объяснение: «Строго говоря, можно поддаться соблазну, но не согрешить (параптомати), т.к. это потребует сознательного действия». В контексте, действительно, есть слова «захваченный согрешением». Принимая эту позицию, мы понимаем, однако, что каждый верующий может избежать соблазна (1 Кор. 10:13); понимаем мы и то, что каждый человек полностью несёт ответственность за собственные прегрешения (Деян. 2:23).

Слова «преступление закона» буквально означают «упасть рядом» и несут в себе идею падения в пути. Как альпинист-любитель я знаю, что тот, кто взбирается на высокую гору, должен тщательно следить за каждым своим шагом — ведь одно неверное движение может привести к падению и катастрофе. В контексте Послания к Галатам (6:1) выражение «преступить закон» относится к нарушению этики или к моральной слепоте. Этот грех — начало отхода от прямого и узкого Божьего пути.

Что же необходимо делать, когда брат или сестра во Христе попадают в когтистые лапы греха? Обычно мы переживаем потрясение («Я не могу поверить, что Дима мог сделать что-либо подобное!») и, возможно, ужас («Куда смотрит церковь?»), потом рассказываем кому-нибудь об этом («Вы слышали, что случилось с тем или другим). Но разве такой реакции ожидал бы от нас Павел?

Он говорит галатам: «вы, духовные, исправляйте такого…» Заметьте, что апостол призывает к действию «духовных» христиан, т.е. тех, кого ведёт Св. Дух, и кто ясно показывает плоды своей духовности (Гал. 5:16, 22-24). Уоррен Уирзби, бывший пастор церкви «Мооди Мемориал» предлагает для рассуждения следующую мысль: «То, как мы с вами реагируем на чьё-либо согрешение, указывает, «духовные» мы или нет». Итак, Павел подчёркивает, что только духовно зрелые люди, а не любой христианин, должен иметь дело с грехами других. Не каждый годится для этого. Тот, кто слаб, кто легко соблазняется, кто не способен прощать — не должен молиться о грешнике (1 Иоан. 5:16), а оставить дело исправления другим.

Исправление

«Духовные» несут ответственность за исправление впавших в грех христиан. Это концепция исправления — ключ к пониманию цитированного выше места из Послания к Галатам. Это также — краеугольный камень данной книги.

Давайте рассмотрим проблему исправления на примере вашего обращения с автомобилем. Если он застрял в снегу, потерял управление или опрокинулся в кювет — бросаете ли вы его? Оставляете ли на дороге, чтобы машину разграбили бродяги, или чтобы она заржавела? Конечно же, нет. Вы вызываете техпомощь, машину вытаскивают из кювета и перевозят в ремонтную мастерскую. Механик выправляет вмятины, чинит мотор, проверяет колёса — полностью восстанавливает машину. Так и Господь относится к падшему грешнику».

8 мая 1981 года альпинисты Джим Уиквайр и Крис Керреброк взбирались в Аляске на гору Маккенли, неожиданно оба провалились в трещину в леднике. Крис упал первым, потянув на себя сани, гружённые провизией и снаряжением. Джим упал на сани. После сорокаминутного осторожного карабкания, Джим выбрался из расселины. Однако, его товарищ лежал лицом вниз «как бревно» на дне двенадцатиметровой расселины. И хотя Джим привязал верёвку к Крису, он не мог вытащить его из расселины.

Крис начал замерзать по мере приближения ночи. Пытаясь помочь своему другу, Джим совершенно выбился из сил, выбравшись сам из расселины примерно в 9 часов утра. Он находился в состоянии крайнего эмоционального возбуждения. Крис уже наверное к утру замёрз. Джим оставался у расселины восемь дней и только тогда, когда окончились съестные припасы, он пошёл назад. Он сделал всё, что мог, чтобы помочь своему упавшему товарищу, но он так и не смог вытащить его из глубокой расселины.

А мы? Как часто мы, верующие, оставляем оступившихся в пропасть греха, не предпринимая никаких усилий для того, чтобы вывести их на свет из моральной слепоты. Конечно, не всех возможно исправить.

Некоторые могут настолько погрязнуть в грехах, что и не захотят раскаяться и повернуться лицом к Христу. Некоторые сопротивляются усилиям церкви вернуть их на прямой и узкий путь. Но можем ли мы, как христиане, оправдываться этим и не считать себя виновными — если бросили верующего, когда он или она утопали в трясине греха и нуждались, быть может, лишь в минимальной помощи, чтобы выбраться оттуда?!

В жизни верующих Бог вносит очень важный вклад. Пётр пишет, что христиане «не тленным серебром или золотом искуплены от суетной жизни… но драгоценной кровью Христа как непорочного и чистого агнца» (1 Пет. 1:18-19). Павел называет веру в Христа «наследием» (Ефес. 1:18). Бог делает вклад в жизнь каждого человека, и это обнадёживает, т.к. Он никогда не делает рискованного вклада! Концепция вклада Божьего в жизнь верующего должна побуждать каждого участвовать в процессе исправления.

Значение исправления

Зрелые христиане должны восстановить человека, впавшего в грех.

Что это значит — восстановить? В классическом греческом языке глагол «катаризо» имел много значений, которые можно разбить на две основные группы. Одна означает: приспособить, привести в порядок, исправить. Вторая — снабдить или полностью обеспечить всем необходимым для достижения поставленной цели. В Новом Завете этот глагол употребляется 13 раз, причём дважды — в цитатах из Ветхого Завета (Матф. 21:16; Евр. 10:15). Основное его значение — восстановление прежнего состояния.

Именно в таком смысле употребляется оно в Евангелии от Матфея (4:21) и Марка (1:19), где упоминаются Иоанн и Иаков, занятые починкой порванных рыболовных сетей. Слово «катаризо» употребляется и Лукой (6:40) — в значении «обучать кого-либо методам достижения определённой цели». Он приводит слова Иисуса о том, что ученик не бывает выше своего учителя. В мирском обиходе этот термин применялся также для обозначения процесса снаряжения корабля всем необходимым для плавания. В военном лексиконе он обозначал полное вооружение и снаряжение армии, готовой к сражению. Невозможно представить себе корабль, плывущий по Средиземному морю без запасных мачт, парусов и канатов (Деян. 27:19). Немыслим солдат, идущий в битву без меча, щита и шлема (Ефес. 6:13). Как ученик Христа должен иметь всё необходимое для совершения богослужения, корабль — для плавания, а солдат — для сражения, так и падший христианин должен быть вновь снаряжён, обучен, снабжен всем необходимым для борьбы с соблазнами, которые он (она) наверняка снова встретит.

Слово «катаризо» использовалось нерелигиозными греческими авторами для обозначения соединения, вправки сломанной кости. Когда мой брат сломал себе руку. врач не отослал его домой, дав лишь обезболившие таблетки. Он также не ампутировал ему конечность. Он осторожно закрепил кости в нужном положении и наложил гипсовую повязку — до момента выздоровления. Павел использует принцип именно такого «соединения», когда призывает коринфян избегать разделения в церкви (1 Кор. 1:10).

Что же нам даёт понимание слова «катаризо» в нашем исследовании епитимьи? Во-первых, становится ясно, что епигимья не предназначена для наказания и разрушения, а для улучшения и исправления того, кто ранен или повреждён на поле житейских сражений со грехом. Во-вторых, восстановление включает в себя снаряжение христианина необходимыми духовными принципами, которые помогут избежать дальнейшего падения и жить в соответствии с требованиями христианской морали. Втретьих, восстановление — это вовсе не объявление прощения грешнику, а процесс возвращения его к прежнему состоянию. Употребление в настоящем времени глагола «катаризо» (Гал. 6:12 показывает нам, что процесс восстановления предполагает необходимость терпения и настойчивости. Богатство значения этого слова привело Уоррена Уирзби к такой мысли: «Когда брат или сестра грешат, первая реакция духовно мыслящего верующего — как восстановить его/её. Он говорит себе: «Я хочу, чтобы эта часть тела Христового была сильной и здоровой. Я хочу, чтобы эта сеть ловила рыбу. Я хочу, чтобы этот корабль вёз груз».

Соответствует ли наш образ действий по отношению к тем, кто грешит, такому подходу. Мы частенько радуемся втайне, когда видим, что другой христианин споткнулся, думая, что выглядим лучше на фоне чужого греха. Или же мы оповещаем всю христианскую общину об ошибках заблудшего, делая тем самым более трудным его восстановление на пути праведности. Или же мы с пренебрежением отворачиваемся от грешного брата или сестры и отвергаем их. Павел говорит: «Нет, христианин! Не стреляй в раненого солдата! Окажи ему первую помощь снабди его всем необходимым и устрани противоречие между ним и христианской моралью!»

Способ действий при восстановлении

Павел даёт два совета (Гал. 6:1) для тех духовных лиц, кто придёт на помощь поверженному христианину. Во-первых апостол говорит, что обличение должно производиться «в духе кротости». Слово «кротость» или «мягкость» это то же самое греческое слово «праутес», употребляемое в перечне духовных ценностей, приводимом им в Послании к Галатам (5:22). В то время, как русское слово «мягкость» часто отождествляется со слабостью, греческое слово «праутес» такого значения не имеет. Оно не употребляется для обозначения слабости, колебаний, компромиссов.

В классическом греческом языке глагольная форма этого слова употреблялось, когда речь шла о приручении диких животных. Следовательно, это слово означает «сила под контролем».

Для христианина «праутес» — это такое состояние духа, которое проявляется в вежливом, уважительном, заботливом и смиренном обращении с другими. Оно противоположно гордости, самоуверенности и эгоизму.

Мягкий, кроткий христианин не будет шокирован или до неприличия удивлён падением других — ведь он никогда не делает никаких сравнений.

Церковное порицание, епитимья, говорит Павел, должно быть для помощи грешнику, будет твёрд и бескомпромиссен. Он никогда не станет отрицать ужас греха. Но он выскажет также христианское сострадание к падшему. В христианском гимне, написанном Кэти Упакинсон хорошо показаны источник и результаты христианской кротости: «Пусть разумение Христово живёт во мне и пусть Его любовь и сила контролируют все мои поступки и словам.

Второе, что апостол Павел рекомендует тем, кто способствует исправлению других — следить за собой, чтобы не впасть в соблазн самим.

Апостол предупреждает: «Исправляй такого в духе кротости, наблюдая за собой, чтоб самому не соблазниться». Слово «наблюдая» означает нечто большее, нежели просто «видеть факт». Оно говорит о мысленном обдумывании. Мы заимствовали слова «микроскоп» и «телескоп» от греческого «скопел», что означало «смотреть, обдумывая».

Павел указывает на то, что отношение к себе с пристальным вниманием даёт возможность избежать множества соблазнов. Но разве мы говорим не о «духовных» христианах? Уж они-то, конечно, достигшие духовной зрелости и проницательности, не уступят тому же греху, что и падший брат! «Не полагайся на это», — говорит Павел. Он предупреждает духовных христиан остерегаться обманчивости греха, чтобы они не были застигнуты им врасплох. В процессе восстановления и исправления других мы должны следить за каждым своим шагом, чтобы не попасть в сети сатаны!

Даже самые опытные люди могут оказаться обманутыми. В ночь на 6 декабря 1942 года адмирал Киммель, командующий Тихоокеанским американским флотом, присутствовал на вечеринке вместе с некоторыми высокопоставленными морскими офицерами и их жёнами. Одна женщина, жена адмирала Хелсея утверждала, что японцы собираются напасть на американский флот. Через двенадцать часов японцы действительно подвергли бомбардировке Пирл-Харбор и уничтожили большую половину американского тихоокеанского флота.

В 1944 году адмирал Лери, отвечая на вопросы военно-морской комиссии, рассматривавшей события, связанные с нападением на ПирлХарбор, рассказал о той вечеринке и о пресс-конференциях, проводимых адмиралом Киммелем в течение нескольких недель, предшествовавших японскому нападению. Когда его спросили, было ли уделено достаточное внимание вопросу возможного нападения японцев он ответил: «Все мы тогда думали, что возможность нападения очень незначительна…».

Другие морские офицеры говорили нечто подобное: «Мы все считали, что такого просто не могло случиться». Советники адмирала Киммеля согласились с тем, что все они действовали на основе «простого чувства, что нападения не может быть». Отсутствие осторожности и предусмотрительности привело к страшной катастрофе.

Апостол Павел предупреждает каждого, кто придёт на помощь раненому солдату: «Не заблуждайтесь относительно того. что вы надёжно защищены от нападения!» А. Т. Робертсон. известный знаток греческой грамматики, так переводит это предупреждение: «Опытные духовные верующие, особенно проповедники, нуждаются в этом предупреждении. Сатана любит яркую мишень».

Носить бремена друг друга

Поощряя участие зрелых христиан в исправлении согрешивших, Павел добавляет: Гал. 6:2 — «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов».

Между стихами Гал. 6:2 и 6:5 нет противоречия. Нести своё бремя — долг каждого христианина (6:5), но кто должен нести груз непосильный должен получить помощь (6:2). Относя этот стих (и правильно!) ко многим разнообразным ситуациям, где речь идёт о христианской любви, в данном контексте мы должны признать, что этот стих говорит как раз о церковной дисциплине: верующие должны заботиться о помощи другим христианам, чтобы те смогли подняться после морального падения. Вот почему апостол призывает верующих в Галатии «носить бремена друг друга».

Какие же бремена имел в виду Павел? Было ли это бремя стыда, горя. депрессии, угрызений совести — т.е. то, что составляет результат обличения греха? А может быть, это — церковное взыскание, потеря морального авторитета, трудности, которые испытывает христианин в результате моральной катастрофы? Но каково бы ни было оно, это бремя.

Павел призывает верующих не допустить того, чтобы брат или сестра несли его в одиночку. Другие должны идти рядом и помогать, если необходимо.

Основание для оказания такой помощи — закон Христовой любви.

«Закон Христа» относится к принципам любви к Богу и друг к другу (Втор. 6:5; Лев. 19:18; Иоан. 13:34-35), то есть, к принципам, изложенным в законе и пророках (Матф. 22:34-40).

Из изучения Послания к Галатам (6:1-2) и других подобных мест становится совершенно ясно, что епитимью Господь предназначал для исправления падших христиан. Эта цель должна главенствовать в любом дисциплинарном воздействии церкви, т.к. участие в восстановлении хотя бы одного из паствы Божьей — драгоценная привилегия и серьёзная ответственность. Дисциплинарное взыскание должно быть достаточно ощутимым, но наложенным в духе кротости и любви. Те, кто участвует в этом процессе, испытывают впоследствии радость при виде того, как согрешивший святой снова восстановлен. И разве не радуется Отец наш Небесный, видя то, как одна из заблудших овец снова возвращается в стадо? И эта радость об этой одной, больше, чем о девяносто девяти других, не имеющих нужды в покаянии (Матф. 18:13).

Восстановление после церковного взыскания

Дисциплина должна быть наивысшим приоритетом и наиболее серьёзной ответственностью Христовой церкви. Конечная цель дисциплинирования — восстановление согрешившего. Если грех признан и согрешивший принёс достойный плод покаяния, что церковная семья должна делать дальше? Я боюсь, что в церквах существует тенденция держаться подальше от кающегося грешника. Нам кажется, что ему нельзя больше доверять. Он испортил свою репутацию. К сожалению, полное восстановление в христианской семье (в церкви) часто не имеет места. Что же церковь должна сделать после того, как церковное взыскание привело согрешившего к искреннему покаянию?

Шаги к полному восстановлению (2 Кор. 2:5-9)

В 5-ой главе 1-го Послания к Коринфянам апостол Павел призывает коринфских верующих наложить церковное взыскание на брата, вступившего в половую связь со своей сводной матерью. Апостол упрекает церковь также за то, что она возгордилась и не печалится о проникшем в её среду грехе. Он предупреждает церковь в том, что «малая закваска квасит всё тесто». Последние слова по этому делу звучат так: 1 Кор. 5:13 — «…извергните развращённого из среды вас».

Церковь послушалась апостола. Нераскаявшийся грешник был отлучен от церкви. Восемь месяцев спустя апостол Павел пишет коринфянам 2-ое Послание (таким образом, с момента отлучения согрешившего прошло примерно восемь месяцев) и в нём вспоминает (2 Кор. 2:5-11) о своём велении наказать согрешившего брата (1 Кор., 5-ая глава). Какой же результат принесло серьёзное дисциплинарное взыскание, наложенное на согрешившего? Благодарение Богу, грешник покаялся! Однако, коринфская церковь не обратила должное внимание на это покаяние и не спешила восстановить в церковных правах раскаявшегося грешника.

Болезненные шаги дисциплинарного взыскания, наложенного коринфскою церковью по совету апостола Павла, принесли свои положительные результаты. Согрешивший брат искренне покаялся. По этой причине апостол Павел посчитал, что в данном случае «довольно сего наказания» (2 Кор. 2). Дисциплинарное взыскание достигло своей цели, Теперь наступило время, когда церковь, наложившая взыскание должна предпринять шаги к ободрению покаявшегося, а также к примирению и восстановлению общения.

Важность таких шагов подчёркивает Ходжес следующими словами: «Дисциплинирование, которое настолько негибкое, что не оставляет места для покаяния и примирения, не есть истинно христианским; поскольку лишить допустившего грех члена церкви надежды на возможность возвращения в сферу уютного и безопасного внутрицерковного общения не менее плохо, чем позволить возникшему греху оставаться ненаказанным в Теле Христовом». Заметьте, что дисциплинирование не составляет прерогативу отдельных личностей. Оно должно осуществляться «многими» (2:6).

Мы не хотим сказать, что во всех случаях нужно собирать формальное членское собрание или ставить вопрос на общецерковное голосование. Однако, не хотим сказать, что во всех случаях нужно собирать формальное членское собрание или ставить вопрос на общецерковное голосование. Однако, в некоторых случаях необходимо участие «всей группы» или «большинства членов церкви» («гое плейонес») в процессе принятия решения о наложении дисциплинарного взыскания. В данном случае по призыву апостола Павла вся церковная семья участвовала в таком процессе. Теперь же апостол призывает коринфян соединиться вместе в деле, которое нужно совершить после того, как дисциплинарное взыскание достигло своей цели.

Простить

Коринфяне в точности исполнили то, что велел им апостол Павел.

Однако, они оказались неготовыми правильно отреагировать на покаяние согрешившего и простить ему. Теперь же апостол Павел настаивает на том, что после покаяния, поведение церкви должно измениться: 2 Кор. 2:7 — «так что вам лучше уже простить его…».

Согласно Иисусу есть одно и только одно условие для прощения — это покаяние. «Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему, и если покается, прости ему». Греческое слово переведенное, «покаяться» («метанои») буквально означает «изменить мнение». Тот, кто кается, меняет своё мнение относительно греха, соглашаясь с Богом, что это зло.

Однако, при покаянии происходит нечто большее. Концепция покаяния хорошо показана в 1 Фес. 1:9. где апостол Павел пишет: «…как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному».

Покаяние означает перемену действий, обусловленную переменой убеждения. Оно означает поворот на 180 градусов от греха к праведности.

Те, кто желает поддерживать церковную дисциплину, часто задают вопрос: «Как можно узнать, истинно ли покаяние?» Иоанн Креститель говорил народу: «…сотворите же достойный плод покаяния» (Лук. 3:8).

Апостол Павел говорил язычникам, «чтоб они покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния» (Деян. 26:20), Становится вполне очевидно, что истинное покаяние покажет само себя соответствующими делами. Истинно покаявшийся открыто признаёт свой грех (1 Иоан. 1:9).

Истинно покаявшийся постарается компенсировать причинённую им утрату, особенно когда речь идёт о нанесённом им кому-то материальном ущербе (Филим. 18-19). Истинно покаявшийся будет проявлять искреннее сожаление о соделанном им грехе (2 Кор. 7:8-10). В жизни истинно покаявшегося будут проявляться свойства плода Св. Духа: Гал. 5:22-23 — «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера. кротость, воздержание».

Конечно, искусный лицемер может внешне всё это показать людям, но не иметь ничего этого внутри. Но если он обманет людей, он не может обмануть Бога, Который всё знает. Он не будет «исполнен» делами «праведности», которые истекали бы из сердца. Данная Богом способность распознания может помочь руководящим братьям познать такого лицемера.

Есть, однако, одна опасность в вопросе распознания «плодов покаяния», а именно: тенденция пересуживать, которая говорит: «Этого ещё недостаточно. Он не пошёл достаточно далеко. Он просто переживает от того. что его поймали. Я ещё не готов простить ему его вину. Если согрешившие брат или сестра исповедуют свой грех (соглашаясь с Богом, что они поступили неправильно), отвращаются от греха и стремятся к восстановлению, мы не имеем права не простить кающемуся грешнику.

Лучше ошибочно простить тому, кто не заслуживает прощения, чем не простить тому, кто его достоин.

Что же означает прощение? В Новом Завете два слова подчёркивают его значение. В 2 Кор. 2:7 апостол Павел употребляет слово «харизоман», имеющее общий корень со словом «милость». Этим словом подчёркнуто то, что прощение является ничем не обусловленным даром, который даётся по расположению, а не по заслугам. Наиболее часто в Новом Завете встречается слово «афиеми» (переводимое «прощение»), которое буквально означает «отосланным или «высланный». А это слово подразумевает погашение долга, т.е. долга греха (Матф. 6:12). Прощение можно определить как акт милосердия, отпускающего грех и никогда более о нём не вспоминающего. Истинное прощение означает, что о грехе не остаётся даже воспоминания. Насколько это только людям возможно, о прощённом грехе нужно забыть. Сам Бог говорит Своему кающемуся народу: Иер. 31:34 — «…Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» (ср. Ис. 43:25).

Подруга Клары Бартон, основательницы организации «Красный Крест», однажды напомнила ей о том, что когда-то её сильно обидели и унизили. Но сестра Бартон как будто не помнила об этом. «Разве ты не помнишь этого?» — настаивала её подруга. «Нет, — снова ответила Бартон, — я помню только то, что я простила им». Это и есть истинное прощение.

Прощение можно уподобить тому, когда я при работе с калькулятором ошибочно нажал неверную кнопку. Всё то, что я посчитал раньше, окажется бесполезным и стёртым с памяти компьютера. Вся записанная ранее информация исчезла. Я должен начинать всё сначала. Именно это происходит, когда прощает Бог. И Его прощение служит примером для нашего подражания.

Но что делать если прощённый снова впал в грех? Как много раз мы должны прощать нашему брату? Есть ли какое-то ограничение? Апостол Пётр именно когда-то не понимал, а потому и спросил у Христа: Матф. 18:21 — «Господи, сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?».

Пётр знал, что фарисеи считали, что достаточно всего трёх раз. Он сомневался, что это верно и потому увеличил число. Он думал, что семи раз будет вполне достаточно. Ведь более частое прощение может послужить поощрением делать грех и злоупотреблением милостью! Ответ Господа послужил как бы вызовом вере учеников: Матф. 18:22 — «…не говорю тебе: «до семи», но до семижды семидесяти раз».

Другими словами ответ Иисуса Христа можно выразить так: «Истинное прощение не знает границ. Оно исходит от внутреннего состояния (18:35) и не поддаётся математическому калькуляции. Если ты, Пётр, занимаешься подсчётами, то уже неправильно». В другом случае Иисус Христос говорит: Лук. 17:4 — «И если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: «каюсь», — прости ему».

Даже апостолам было трудно понять мысль о «неограниченном» прощении. Вот почему они сказали Иисусу: «Умножь в нас веру!» (Лук. 17:5).

Леон Морис пишет: «С мирской точки зрения семикратное в день повторение греха свидетельствует о неискренности покаяния грешника. Однако, верующие не могут придерживаться такой точки зрения. Их задача — прощать».

0дин пастор нечаянно обидел своего члена церкви на членском собрании. Когда пастор узнал, что брат на него обиделся, он попросил у него прощения. Семь месяцев спустя пастор обнаружил, что этот брат всё ещё обижается на него, поскольку он считал, что пастор неискренне попросил прощения.

Что же нужно сделать, чтобы показать искренность, если мы просим Прощения. Бить себя в грудь и разорвать на себе одежду? Ответственность христиан заключается в том, чтобы самим идти навстречу кающемуся грешнику. Только Бог может судить является ли покаяние истинным.

Прощение должно быть видимым для кающегося грешника. Этого никогда нельзя преуменьшать говоря: «Всё хорошо. Просто забудем об этом». Напротив мы должны сказать что-то наподобие: «Я знаю, что ты согрешил, но я хвалю тебя за то, что ты нашёл силы в себе, чтобы покаяться. И я искренне тебе прощаю». В одной церкви, после исповедания и покаяния одного согрешившего члена церкви, пастор предложил встать тем, кто желает видимым образом выразить своё прощение. К удивлению пастора, все встали со своих мест. Это было видимым и искренним прощением, а также чудесным восстановлением кающегося грешника.

Утешение

Церковная семья не только должна простить согрешившего святого, но также, как повелел апостол Павел «утешить его». Греческое слово «паракалео», переведенное «утешить», буквально означает «идти бок о бок». В древнегреческой литературе это слово означает оказать ободряющую помощь тому, кто в ней нуждается. В военной терминологии это слово означало оказать ободряющее воздействие на солдат, участвующих в битве. В форме существенного это слово означает того, кто «призван помочь другому». В Новом Завете это слово встречается часто и переводится как «ободрить, утешить, поощрить, побудить».

Апостол Павел говорит, что верующие должны «идти рядом» со святым, подвергшимся дисциплинарному взысканию с тем, чтобы они могли его утешать и поощрять идти в вере вперёд. Указана необходимость такого служения: 2 Кор. 2:7 — «Так что вам лучше уже простить его и утешить, чтобы он не был поглощён чрезмерною печалью».

Апостол знал, что дисциплинарное взыскание может быть очень болезненным и об этом он говорит в (2 Кор. 7:8-10). «Печаль ради Бога» может быть очень полезною и она подготавливает душу согрешившего к покаянию. Однако, скорбь не может быть бесконечною. Если она будет продолжаться слишком долго, может наступить разочарование и даже наступить депрессия. Апостол Павел предупреждает коринфян, что они должны поддержать кающегося грешника, чтобы он не был «поглощён» печалью и, чтобы его скорбь не стала чрезмерною. Таскер по этому поводу пишет: «…если такая печаль длится слишком долго или становится слишком сильною, она может привести к обратному результату и привести жертву в состояние изоляции и отчаяния.

Многие искренние христиане, к сожалению, забывают о своей важной обязанности стать рядом со своим братом или сестрой, впавшими в грех. Согрешивший покаялся и церковь ему простила. На этом обычно всё и кончается. Христиане очень заняты своими делами или служением, а «раненный» воин армии Христовой продолжает страдать от раны, нанесённой ему врагом. Его личная жизнь нарушена грехом, а его душа травмирована публичным признанием греха. Но где же те святые, которые должны утешить его и помочь ему?

Некоторые слишком заняты и слишком забывчивы. Они сочувственны, но они просто не замечают нужду своего ближнего. Другие искренне озабочены, однако, они застенчивы, и им трудно наладить личный контакт и, в данном случае, они не могут подойти к согрешившему и лично поговорить с ним наподобие того, как им трудно сделать то же самое по отношению к тому, кто недавно потерял кого-то из своих ближних. Должны ли они заговорить о случившейся трагедии или о ней нужно промолчать?

Такие люди должны понять, что просто своим присутствием они могут сделать больше доброго, чем словами утешения. Вступая в любой контакт с раненным грехом братом, мы тем самым говорим ему: «Я забочусь о тебе. Твоё падение не нарушило нашего общения. Ты остаёшься моим другом».

Есть и такие, кто не хочет поддержать кающегося грешника потому, что или не хочет ему простить, или считают его покаяние неискренним.

Они не хотят восстанавливать полных братских отношений до тех пор, пока не пришло, по их мнению, достаточно много времени для того, чтобы убедиться, что грешник научился побеждать искушение и грех. Но соответствует ли такая позиция истинному прощению и христианской любви? Кающийся грешник нуждается в немедленной помощи и поддержке. Вот почему апостол Павел призывал коринфских христиан помочь их брату, покаявшемуся в грехе, и ободрить его.

Любовь

Во 2 Кор. 2:8 апостол Павел заявляет: «И потому (это наиболее сильное вступительное слово в греческом языке), прошу вас оказать ему любовь». Ходжес комментирует: «На покаяние следует ответить полной ободряющей любовью». Греческое слово, переведенное как «оказать», имеет более глубокое значение, чем русский перевод, и оно часто употреблялось в первом столетии в официальных документах в связи с их утверждением. Утвержденный определённым образом документ имел официальную силу наподобие официально заверенного завещания (см. Гал. 3:15). Апостол Павел таким образом побуждает коринфских верующих показать кающемуся грешнику истинность их любви к нему. Не было достаточным сказать ему на словах: «Мы любим тебя». Апостол призывает их представить доказательства их любви к кающемуся грешнику.

«Агапе» (одна из разновидностей любви), о которой говорит Павел — это не просто чувства или отношение. Эта любовь происходит от Бога (1 Иоан. 4:7). В верующих она производится Духом Святым (Гал. 5:22).

Христос говорит об этой любви, как о признаке истинных христиан (Иоан. 13:34-35). О ней сказано в Иоан. 3:16, как о любви верной и жертвенной.

Эта любовь должна стать христианской любовью в нас. Апостол Павел говорит: «…живите в любви» (Ефес. 5:2). И ещё: 1 Кор. 16:14 — «Всё у вас да будет с любовью».

И ещё: «А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью…» (1 Фес. 3:12). Эта любовь жертвенна и она изливается в сердце христианина Духом Святым и возгревается тем, что христианин стремится делать что-то доброе другим.

Апостол Павел ожидает, что коринфяне победят любые негативные чувства, которые могли возникнуть у них и покажут видимые доказательства того, что они желают добра кающемуся грешнику. Такую любовь можно показать в личном контакте, посылкою открытки или вручением букета цветов. Одного преподавателя в христианской школе уволили с работы за сод сланный им личный грех. После того как он сознался в грехе и со слезами покаялся, все его бывшие сотрудники показали свою любовь к нему тем, что начали собирать деньги для того, чтобы он мог покрыть все свои расходы, пока он нашёл новую работу. Это было нечто большее, чем просто сказать: «Мы любим тебя». Они показали видимые доказательства своей христианской любви и то, что они желают истинного добра раскаявшемуся грешнику.

Опасность иметь дух непрощения

Кто-то когда-то сказал Джону Уэсли: «Я никогда не прошу». На это Уэсли мудро ответил: «Я надеюсь, что вы никогда сами не грешили». Те, кто не хочет прощать других, сами себя подвергают большой опасности.

Как Иисус Христос, так и апостол Павел предупреждают об опасности иметь дух непрощения.

Ущерб от сатаны (2 Кор. 2:9-11)

Апостол Павел говорит коринфянам, что их отклик на его призыв как поступить с кающимся грешником будет своеобразным испытанием послушны ли они ему во всём (см. 2 Кор. 2:9). Любовь, проявившаяся в прощении и утешении согрешившего, должна была показать, что они повиновались указаниям апостола. Но если бы они не отнеслись к дисциплинарному воздействию должным образом, то это было бы серьёзным нарушением велений апостола. Он ссылается на собственный пример в стихе 10, информируя коринфян, что он сам уже простил согрешившего и покаявшегося брата. Слова: «если я в чём простил кого…» подчёркивают мнение апостола Павла относительно греха, высказанное им в 1 Кор. 5 главе: «…малая закваска квасит всё тесто». А слова «…простил для вас от лица Христова» говорят о том, что апостол делал это от имени Христова и по Его одобрению (см. Матф. 18:18-35). В стихе 10 Павел более подробно объясняет, что означают его слова «для вас» 2 Кор. 2:10 — «А кого вы в чём прощаете, того и я; ибо и я, если в чём простил кого, простил для вас от лица Христова».

Если кающийся грешник не будет прощён и восстановлен в общении с церковью, сатана использует создавшееся положение в своих собственных целях. Если после покаяния согрешивший не будет полностью восстановлен в церкви, то это будет играть на руку сатане, который и так уже успел посеять разногласия и разделения в коринфской церкви (см. 1 Кор. 1:11-12). Выражение «чтобы не сделал нам ущерба сатана» в греческом тексте звучит несколько иначе: «чтобы не сделал нам ещё больше ущерба сатана». Если кающийся грешник не будет прощён, то сатана сделает ещё больше зла в церкви, чем он уже сделал. Он окажется в таком случае в более преимущественном положении.

Апостол Павел объясняет свою озабоченность словами: «…ибо нам небезызвестны его умыслы». Сатана преследует различные злые цели и строит различные планы с тем, чтобы привести церкви к моральной катастрофе и сделать верующих мёртвыми духовно. Поскольку коринфяне были хорошо осведомлены о замыслах сатаны, они должны были простить кающегося грешника и оказать ему поддержку и любовь. Если бы они этого не сделали, то сатана одержал бы над ними победу. И это было бы подобно тому, как игрок Рой Рейджелс своим историческим броском принёс победу своей команде на чемпионате 1929 года по американскому футболу!

Отсутствие благословения

В Своей Нагорной проповеди Иисус Христос учил, что нам самим будет прощено в той мере, в какой мы прощаем другим: Матф. 6:14 — «Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный».

Далее Иисус открыл важную истину: если мы желаем простить ближнего, то и наше собственное прощение оказывается под угрозою: Матф. 6:15 — «А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».

Иисус Христос, конечно, не имел в виду, что наше спасение зависит от наших добрых дел, а не от милости и благодати Божьей (см. Лук. 18:13; Ефес. 2:8; Тит. 3:50). Поэтому в данном случае речь идёт не о спасении от греха, а об общении с Богом. Иисус говорил, что показатель близости общения с Господом — это наша способность прощать другим.

Луис Барбиери объясняет это так: «Тот, кто не хочет простить своего ближнего, не может быть в общении с Богом».

Те, кто сознает свои собственные грехи и от всего сердца прощает грехи своих ближних, находятся в правильном отношении с Христом и наслаждаются Его благословениями. Иисус хотел сказать только то, что Бог не благословляет тех, кто не хочет прощать ближних. Это место Св. Писания призывает нас от всего сердца прощать грехи наших ближних.

Наше отношение к кающемуся грешнику указывает на то, какое наше собственное взаимоотношение с Христом. И, как указывает апостол Павел, прощение должно быть взаимным и отражающим тот факт, что «Бог во Христе простил вас» (Ефес. 4:32).

Потеря милости

После того, как Иисус Христос объяснил Петру, что истинное прощение не имеет границ (Матф. 18:21-22), Он рассказал притчу, объясняющую сущность прощения в Царстве Христа (Матф. 18:23-25). Иисус Христос привёл в пример слугу одного царя, который задолжал ему огромную сумму денег, и царь уже решил продать в рабство его самого и всю его семью. Однако, движимый милостью и состраданием, царь простил ему этот долг. Затем слуга царя стал требовать у своего должника, чтобы тот отдал ему долг, и когда тот не смог этого сделать, он посадил его в темницу. Когда царь узнал об этом поступке своего слуги, он призвал этого слугу и сказал ему: Матф. 18:33 — «Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» После этого царь переменил своё решение и потребовал возвращения долга. Иисус Христос подвёл итог этой притче словами: Матф. 18:35 — «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего обрату своему согрешений его».

Это великий урок для Христовой Церкви. Имея в виду то, что Бог простил нас самих (Рим. 5:8; 1 Кор. 6:9-11), вовсе не будет несправедливым или чем-то слишком великим, если и мы будем прощать согрешения друг другу. Если же мы не будем этого делать, то это может лишить нас самих милости Божьей.

Пример восстановления

В 15-ой главе Евангелия от Луки приведено три притчи Иисуса Христа, в которых Он показывает каким должно быть наше отношение к грешникам. Веря в то, что Бог ненавидит грешников, фарисеи отказывались от любого общения с теми, кто в чём-то нарушал закон. Иисус Христос показал в этих притчах, что у Бога особое отношение к грешникам! Бог постоянно стремится к тому, чтобы грешника привести к Себе, и Он радуется великою радостью, когда потерянная душа возвращается к Нему.

Притча о блудном сыне (сыне, который привык к беспутной жизни) может быть с полным основанием названа притчей о любящем Отце, поскольку о нём упоминается в этой притче восемь раз. Всем нам хорошо известна эта трогательная история. Взяв у отца своё наследство, младший (из двух) сын промотал всё это богатство, живя распутной жизнью. Потеряв всё, он опустился на самое дно в обществе, и ему пришлось пасти свиней, но даже и это не могло обеспечить ему хотя бы пропитание. В конце концов, сын пришёл в сознание и возвратился домой, надеясь на то, что отец примет его в число своих слуг.

Когда сын был ещё далеко от своего дома, сострадающий и прощающий отец увидел его и побежал ему навстречу. Блудный сын исповедался перед отцом: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим» (Лук. 15:21). К великому удивлению сына, отец повелел слугам одеть его в лучшие одежды, одеть на руку ему перстень и обуть ноги его. Затем он повелел заколоть откормленного телёнка и приготовить обед, объяснив его причину: Лук. 15:24 — «Ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся. И начали веселиться».

Любящий отец полностью простил сына и восстановил полное общение с ним. Он не стал выжидать какое-то время для того, чтобы убедиться, что покаяние сына было искренним. И он не просто простил блудного сына, но выразил к нему любовь и дал ему богатые подарки. Однако старший сын стал полным контрастом по отношению к своему отцу и не только не обрадовался возвращению своего брата, но и очень обиделся на своего отца.

В каком состоянии мы можем найти самих себя в нашем отношении к кающимся грешникам? Осуждаем ли мы их подобно старшему сыну?

Или же мы прощаем их подобно отцу и восстанавливаем с ними полное общение?