Доктрина о богодухновенности Библии

Один из важнейших вопросов, обсуждаемых в Библии — касается ее собственной природы, происхождения и цели. Как Святое Писание говорит нам о Христе — Бого-Человеке и Спасителе — точно также оно говорит и о себе. Таким образом, затрагивая вопрос о богодухновенности Святого Писания, мы касаемся одной из его доктрин. Истинна эта доктрина или нет — это отдельный вопрос, который мы рассмотрим позже. Сейчас же давайте обратим внимание лишь на то, что Библия повествует сама о себе и, не вдаваясь в слишком подробные перечисления, упомянем лишь некоторые моменты, кажущиеся нам наиболее важными и убедительными.

Человек может читать Новый Завет самым внимательным образом, не замечая при этом, что в нем предлагается чистое и прямое свидетельство о характере Ветхого Завета. Вспомните, что наш Господь Иисус сказал об этом. Будучи искушаем дьяволом, Он побеждает врага посредством цитат из Святого Писания (Мат.4:1-11). Мы понимаем, что во времена Его земной жизни среди людей, Ветхий Завет был единственной существующей частью Святого Писания. «Написано» — говорит Он трижды. Какое величественное и могущественное заявление! В этом заявлении Ветхий Завет признается в качестве Божественной нормы, стандарта и авторитета. Иисус не собирается обсуждать цитируемый ветхозаветный текст, Он использует его для того, чтобы поразить сатану. Если бы мы даже ничего больше не услышали из уст Иисуса, то уже этих кратких заявлений было бы достаточно, чтобы понять, что Ветхий Завет рассматривался Им как Писание, обладающее Божественной властью.

Еще один фрагмент — Евангелие от Матфея (22:43-44), где Иисус, цитируя 109-й Псалом, говорит: «Как же Давид, по вдохновению, называет Его [т.е. Мессию] Господом?» Ссылаясь на эту святую песнь Давида, Иисус утверждает, что Давид создал ее «по вдохновению», то есть в Духе, или Духом, а именно — Духом Божьим.

Широко известны слова Иисуса, записанные в Евангелии от Иоанна (10:35): «… И не может нарушиться Писание». Это заявление должно рассматриваться не само по себе, отдельно, а в контексте. Иудеи обвинили Иисуса в богохульстве, потому что Он сказал, что Он и Отец — одно, приписывая Себе Божественность. Затем Он указывает им, что в их собственной Священной Книге, Ветхом Завете, слово «боги» используется для обозначение людей, принимающих Слово Божье, а именно — судей Израилевых. Фрагмент, на который Он ссылается — это стих 6 из 81-го Псалма: «Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы». Аргумент Иисуса заключается в следующем: Сам Бог дал судьям Израилевым возвышенный титул — «боги», и этого никто не может у них отнять, ведь Писание не может быть нарушено, поскольку оно непогрешимо и обладает абсолютным авторитетом. Может ли тогда идти речь о чьем-либо оскорблении, если Он, пришедший из недра Отчего, с небес, называет Себя Сыном Божьим!? «И не может нарушиться Писание». Олшаусен прав, истолковывая в своих комментариях эти слова Иисуса следующим образом: «Святое Писание, являющееся выражением воли неизменного Бога, само по себе также является неизменным и не подлежащим обсуждению». Бог сказал это, и Его Словом никто не может пренебречь — так можно перефразировать данное высказывание нашего Господа. Это довольно отчетливо указывает на Божественное происхождение и авторитет Святого Писания. И особенно эффектно и впечатляюще данное высказывание Иисуса потому, что оно имеет отношение всего лишь к одному слову или выражению Ветхого Завета, а не к целой доктрине или какой-то глобальной истине. Это свидетельствует о том, что ни единым словом из Писания нельзя пренебречь, даже если это слово играет вспомогательную роль.

2 Послание к Тимофею 3:16

Один из основных фрагментов, который необходимо процитировать здесь — (2Тим.3:16): «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности». Из этого фрагмента, собственно, и происходит термин «богодухновенность». Согласно контексту, Павел имеет ввиду, главным образом, Ветхозаветные Писания, с которыми Тимофей был знаком с детства (3:15). Но данная ссылка может также подразумевать и некоторую часть Нового Завета, в то время уже написанную и имевшую хождение, потому что в Первом Послании к Тимофею (5:18) Павел включает в понятие «Писание» и высказывание Иисуса, которое можно найти в Евангелиях от Матфея (10:10) и от Луки (10:7): «… Трудящийся достоин пропитания».

В некоторых версиях Библии, в том числе и в лютеровском переводе, фрагмент из Второго послания к Тимофею (3:16) дается в следующей интерпретации: «Каждое из Святых Писаний вдохновлено Богом и также полезно для научения, для назидания, для исправления, для наставления в праведности». Здесь апостол представляет учение о происхождении Священных Писаний, упоминаемых в предыдущем стихе. Он определяет их как «святые» и называет их «богодухновенными» — то есть вдохновленными Богом. В дословном переводе этот термин означает «вдохнутый Богом». Использованное здесь прекрасное образное выражение означает, что, подобно тому, как наше дыхание исходит от нас, так и Святое Писание исходит от Бога.

Иногда возражают, что Павел, согласно более позднему переводу, не приписывает этого качества всему Писанию, и что данную фразу следует, мол, истолковывать следующим образом: «Если Писание вдохновлено Богом, то оно полезно» и т.д., и что, следовательно, обоснование доктрины о богодухновенности Библии или ее части этим фрагментом, тогда, ничем не оправдано. В этом случае нам надлежит отвечать, что Павел, несомненно, не собирается делать только лишь некое гипотетическое заявление. Напротив, когда, вслед за своим замечанием о силе Святого Писания, сделанным в стихе 15, он заявляет, что все богодухновенное Писание также полезно для научения и т.д., беспристрастный читатель сразу же понимает, что апостол ссылается на то самое Писание, о котором он говорил раньше в столь высоких выражениях, и что он всего лишь подменяет наименование «святое» термином «Богодухновенное». «Все это богодухновенное Писание, — упоминает он, — также полезно для научения и т.д.»,- в этом и состоит истинный смысл данного фрагмента.

Второе Послание Петра 1:21

Петр делает весьма примечательное заявление о святых людях, записавших Ветхий Завет, когда говорит в 2Пет.1:21: «…Святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым». Предшествующий стих указывает, что речь идет о Святом Писании («Зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою», стих 20). Откуда же произошли эти Святые Писания? Их изрекали святые Божьи люди, однако они делали это в соответствии с тем, как Дух Божий двигал ими. То, что они изрекали, в известном смысле слова, было результатом их деятельности, но, все же, следует сказать, что это не было только «продуктом их деятельности», а также и Словом Духа Святого.

Некоторые фрагменты Ветхого Завета на иврите — т.е. на языке оригинала — приписывают авторство непосредственно Святому Духу. Так например, фрагмент из Псалмов (Пс.94:7-11) начинается вводными словами: «Как говорит Дух Святый» (Евр.3:7, см. также Евр.10:15). Можно упомянуть много других отрывков подобного содержания; но те фрагменты, которые мы уже процитировали, достаточно убедительно показывают, что, согласно Новому Завету, Ветхозаветные Писания ведут свое происхождение от Бога, причем, главным образом — от Духа Святого.

Статус Нового Завета

Ну а как быть с Новым Заветом? О нем также говорят слова из Писания, показывая, что Новый Завет имеет Божественное происхождение. Как свидетельствуют названия различных книг, они вышли из под пера апостолов и их помощников. Эти люди были наделены Духом Святым и сделаны Им непогрешимыми учителями церкви. Когда они говорили и писали, то на самом деле — это изрекал Дух Божий, говоривший и писавший через них. В доказательство этого важнейшего и далеко идущего утверждения мы можем привести фрагмент из Евангелия от Иоанна: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Иоан.14:23). В Евангелии от Матфея (10:20) сказано: «Ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас». В 1-ом Послании к Коринфянам (2:13) Павел заявляет: «Что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным».

Читателю следует помнить также, что христианская церковь, согласно словам Павла, основывается не только на пророках, но также и на апостолах; фактически, апостолы упоминаются первыми (Ефес.2:20). Они ставятся наравне с вдохновленными Богом пророками древности. Их писания являются такими же богодухновенными, как писания Моисея и Исаии. Вспомните 2-е Послание Петра (3:2): «Чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную апостолами вашими». Вдобавок нам следует процитировать фрагмент, на который мы уже ссылались перед этим: «Как он говорит об этом во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» (2Пет.3:16). Здесь читателю следует обратить внимание на слова «и прочие Писания». Петр говорит о посланиях Павла и ставит их наравне со всеми остальными Святыми Писаниями. Потому что, говоря об остальной части Библии, он использует слова «и прочие Писания». В таком случае совершенно очевидно, что, если мы рассматриваем Писания апостолов в свете Новозаветного учения, то они должны рассматриваться как Писания, имеющие Божественное происхождение, то есть Писания, порожденные Святым Духом.

Богодухновение не механистично

Здесь необходимо добавить несколько общих замечаний. Наряду с тем, что Библия совершено ясно указывает на использование Богом людей для написания [см. например (Мат.1:22): «А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка…»], в Писании нет утверждений, на основании которых мы могли бы заключить, что святые составители Библии были некими «роботами», механически «конспектировавшими под диктовку». Наоборот, доказательства, которыми мы располагаем, совершенно исключают такое предположение. Достаточно указать хотя бы на то обстоятельство, что послания Павла, будучи воистину богодухновенными, очевидно не являются чем-то таким, что он передает другим, как «секретарь»; напротив, совершенно ясно, что они проистекают из пламенного сердца истинного служителя Божьего. Вспомните Послание к Римлянам (15:15): «Но писал вам, братия, с некоторою смелостью, отчасти как бы в напоминание вам, по данной мне от Бога благодати». В Послании к Галатам (6:11) говорится: «Видите, как много написал я вам своею рукою». Утверждение о том, что Павел выступал в роли «машины, пишущей под диктовку» противоречило бы его собственным недвусмысленным заявлениям.

Более того, Писание учит, что не только какие-то отдельные фрагменты Библии, но вся она; и не только библейские идеи, но каждое слово Библии — произошло от Бога. Писание провозглашено богодухновенным, и мы знаем, что оно состоит из слов и предложений. «Написано»,- говорит Спаситель, ссылаясь на конкретные, точные слова, записанные в Библии (Мат.4:1-11). Подобным же образом Павел, говоря о ветхозаветных пророчествах в Послании к Галатам (3:16), подчеркивает тот факт, что там используется единственное, а не множественное число: «Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано ‘и потомкам’, как бы о многих, но как об одном: ‘и семени твоему’, которое есть Христос». В его понимании, каждое слово Писания дано от Бога. Таким образом, мы должны отвергнуть точку зрения, что, мол, только идеи или доктрины Библии, а не каждое ее слово, могут считаться богодухновенными.

Доказательство достоверности Библии

В предыдущих разделах мы кратко рассмотрели — что Библия говорит о себе, то есть — библейскую доктрину о богодухновенности. Свидетельство Библии о своем характере и происхождении является основным фактором, побуждающим нас верить в то, что она вдохновлена Богом. Возражение, выдвигаемое против такой позиции, заключается в том, что богодухновенность Библии не может быть доказана тем, что она сама о себе говорит (или, как это еще называют «доказательством богодухновенности путем его априорного принятия»). Нам говорят, что, когда к нам приходит незнакомец, мы обычно не делаем о нем заключение на основании того, что он сам рассказывает о себе — такое заключение должно быть сделано какой-то третьей стороной, пользующейся нашим доверием. Однако, Библия доказала свою ценность и достоверность христианам. По этой причине они могут принимать ее заявления нисколько не смущаясь. Вы можете быть настроены достаточно скептично, когда к вам подходят незнакомцы и говорят о себе много лестных слов. Но если незнакомец оказывает вам какую-то услугу или помогает вам чем-то еще до того, как вы можете помочь ему, если он зарекомендовывает себя достойным доверия и надежным человеком — вы уже не сомневаетесь в его словах, когда он что-то рассказывает о себе.

Подумайте о том, каким образом Библия доказала свою истинность и достоверность! Она рассказала нам о наших грехах, показав нам, как в зеркале, состояние наших сердец. Она поведала нам о суде Божьем, которого мы заслуживаем — и наша совесть подтвердила, что мы заслуживаем этого страшного приговора. Затем она рассказала нам о той помощи, которую Бог уготовил по причине Своей любви нам, несчастным грешникам, говоря при этом столь убедительно и сердечно, что наши души растаяли, и мы с радостью приняли весть о милости Божьей, обретя в ней тот мир и покой, который мы напрасно искали повсюду. Более того, своим провозглашением примирения и прощения она воздействует на нашу жизнь таким образом, что мы становимся другими людьми, новыми творениями, служа Богу и ближнему своему от всего сердца, ревностно стремясь угодить нашему Отцу Небесному. Таким образом, Библия доказала, что обладает Божественной силой. Вы не откажете в доверии незнакомцу, который помогает вам во многом, который рискует своей собственной жизнью для того, чтобы спасти вашу жизнь, когда вы в опасности, и который ведет вас к пониманию того счастья, к которому вы так долго и безрезультатно стремились. Он перестает быть незнакомцем и превращается в вашего друга. И вы отбрасываете всякую мысль о том, что для составления мнения о нем вам необходимо свидетельство третьей стороны. Подобным образом христиане воспринимают Библию. Достоверность этой Книги очевидна. Почему мы верим во все остальное, что она говорит, но сомневаемся в том, что она поведала нам о своем происхождении?