9. Вспышка гнева

Не говорите сгоряча

Если терпение — добродетель, то гнев — порок. Когда терпение иссякает, оно уступает место гневу. Мне приходит на память забавная история о воспитательнице детского сада. Перед тем, как вести детей на прогулку, она одела на них ботинки — всего тридцать две пары, по числу детей. После того, как последний ботинок был одет, 32-ой малыш вдруг заявил: «Это не мои ботинки». Потеряв терпение, воспитательница сорвала с него ботинки, после чего он сказал: «Они сестрёнкины; она дала мне их поносить на сегодня».

Нетерпение — прелюдия к вспышке гнева, который часто проявляется в злых словах. Злые слова — это отравляющий дым пожара, пылающего в наших сердцах. Генри Бичер сказал как-то: «Говорите во гневе, и это будет лучшая речь, о которой вам когда-либо придётся сожалеть».

В Библии описано много гневных вспышек и запечатлено много слов, произнесённых во гневе. Каин разгневался на Бога за непризнание его дара (Быт. 4:5). Царь Саул разгневался, потому что Давид угрожал его трону: «И Давид действовал благоразумно везде, куда ни посылал его Саул, и сделал его Саул начальником над военными людьми; и это понравилось всему народу и слугам Сауловым. Когда они шли, при возвращении Давида из всех городов Израильских выходили на встречу Саулу царю с пением и с кимвалами. И восклицали игравшие женщины, говоря: Саул победил тысячи, а Давид — десятки тысяч! И Саул сильно огорчился, и неприятно было ему это слово, и он сказал: Давиду дали десятки тысяч, а мне тысячи; ему недостаёт только царства. И с того дня и потом подозрительно смотрел Саул на Давида» (1 Цар. 18:5-9).

Иона разгневался на Бога, потому что Бог не исполнил его желания (Иона 4). В своём гневе Иона угрожал Богу самоубийством. И всё это — только потому, что Бог не исполнил того, чего ему хотелось.

Ученики вознегодовали, когда мать Иакова и Иоанна потребовала для своих сыновей высокого положения и власти в грядущем Царствии Небесном (Матф. 20:20-28). Их негодование было вызвано тем, что они сами хотели занять там высокое положение. Её требование противоречило их собственным интересам, и это разгневало их.

Старший сын (Лук. 15:11-32) разгневался на отца, потому что ему казалось, что с ним обошлись хуже, чем с его братом, в то время как в действительности это было не так.

Отказ в чём-либо, зависть, разочарование, столкновение интересов, неблагодарность — всё это источники гнева. Но к сожалению, гнев не существует сам по себе. Он подобен раковой опухоли, захватывающей весь организм. Гнев побудил Каина убить своего брата; этот поступок поверг его в страх и муки и предал его Божьему суду. Гнев Саула вызвал в его душе чувства мстительности, горечи и тайной ненависти к Давиду.

Гнев Ионы обратился на него самого и на Бога; он породил в нём жалость к себе, отчаяние и мысли о самоубийстве. Гнев апостолов привёл к розни и расколу среди людей, чьё единство было необычайно важно для раннего христианства. Гнев старшего сына привёл к разрыву между ним и его отцом, бывшим ему поддержкой в жизни.

Гнев порождает глубокие проблемы в жизни общества. Как сделать так, чтобы гневные слова превратились в речи, несущие мир и восстановление добрых отношений? Нужно заменить гнев терпением. В оригинальном тексте Нового Завета есть два слова, каждое из которых означает «терпение». Смысл одного из них в том, что мы не должны причинять вреда в отместку за вред — даже если это в нашей власти. Второе слово означает способность сохранять бодрость даже при самых тяжёлых жизненных обстоятельствах.

Подобные чувства, называемые в Библии терпением, противоречат человеческой природе. Естественная реакция человека обычно бывает совершенно обратной: мы хотим ответить местью, расквитаться с тем, кто помешал нам, причинил вред или был груб с нами. Нам трудно, почти невозможно, ждать решения и изъявления воли Божьей в затруднительных обстоятельствах, в таких случаях мы чаще просим себе облегчения, а не благодати. Нас можно в этом случае сравнить с зёрнышками арбуза: если давить на них пальцем, они не сплющиваются, а выскальзывают. А если мы не можем «выскользнуть» из-под того, что на нас давит, мы гневаемся на силу, подавляющую нас.

Слово Божье учит нас тому, как успешно заменять гнев терпением; терпением, которое помогает нам воздерживаться от мести, и терпением, которое поддерживает в нас бодрость духа. К несчастью, многие люди годами подавляют свой гнев и он становится частью их натуры. Таких людей называют «злыми». Им необходим совет специалиста-психолога, понимающего суть библейских истин.

Но даже эти «злые» люди могут почерпнуть в Слове Божьем уверенность, кротость и мир.

Прежде всего, мы должны понять, что гнев — естественное чувство, посланное нам Богом. С его помощью мы отличаем дурное от хорошего. Праведный гнев — источник справедливости в этом мире.

Гнев — это «предупреждающее» чувство. Оно предостерегает нас против несправедливости, безбожия и неправедности. В Писании часто говорится о гневе Божьем. Бог безгрешен, но Он способен гневаться. Гнев — правильная реакция на зло. В то же время. Писание указывает на греховность гневных вспышек. Духовно зрелый христианин должен уметь отделять гнев от грехов, часто сопутствующих ему. Бог предназначил гневу предупреждать нас о несправедливости — а не вести к ней. Мы должны прислушиваться к своему гневу, а затем делать правильные выводы. Вместо того, чтобы приводить к оскорблениям, ссорам, внутреннему саморазрушению, гнев должен побуждать нас молиться, действовать осторожно и умно, и уповать на Бога. Все эти чувства позволяют нам любить своих врагов и приносят нам внутренний мир.

В Новом Завете есть три наставления, помогающие нам направлять наш гнев по верному пути. Все они связаны с понятием терпения.

1. «…Всякий человек да будет… медлен на гнев» (Иак. 1:19). Этот совет помогает нам научиться сдерживать гнев в момент его зарождения. Он даёт нам возможность оценить происшедшее и продумать свой ответ.

2. «Не согрешайте» (Ефес. 4:26). Мы должны уметь различать грехи, обычно сопутствующие чувству гнева. Это поможет нам противиться таким грехам.

3. «Солнце да не зайдёт во гневе ваше м» (Ефес. 4:26). Нужно уметь избавляться от гнева, сосредотачиваясь на мысли о Боге и обращая свою энергию на разумное и правильное разрешение проблемы, вызвавшей гнев. Такое отношение поможет нам обрести внутренний мир и избежать гневных столкновений.

Помедлите — оцените

«Всякий человек да будет медлен во гневе» — таково повеление Иакова, обращённое к верующим, подвергавшимся гонениям и преследованиям (Иак. 1:19). Смысл этих библейских слов тот же, что и популярного выражения «сосчитай до 10». Слова «будь медлен» означают «помедлить», «остановиться». Этот мудрый совет взывает к нашему терпению. Он призывает нас не терять бодрости духа перед лицом трудностей и искать разумных путей их разрешения. Быть «медленным во гневе» — значит удерживать свой гнев в течение времени, необходимого для разумной оценки создавшегося положения.

Существует пять божественных истин, помогающих нам быть «медленными во гневе».

1. Бог велит людям, охваченным гневом, задать себе три вопроса:

А. «Почему ты огорчался? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица?» (Быт. 4:6-7). Если наш гнев — реакция на упрёк нам самим, если мы были неправы, то нам следует честно признать правоту упрёка, смиренно раскаяться и постараться исправить совершённую нами несправедливость. Наш гнев обратится в терпение, в желание восстановить справедливость.

Б. «Неужели это огорчило тебя так сильно?» (Иона 4:4). Этот вопрос Бог задал Ионе, гневавшемуся на Бога за Его милосердие. Он хотел, чтобы Бог исполнял его собственные желания. Но Иона не имел права гневаться — Бог, а не он, распоряжался судьбой Ниневии. Присвоение себе чужих прав часто служит поводом несправедливого гнева. Подчинение воле Божьей не всегда приятно нам, но оно порождает терпение, вкладывает в наши уста слова верности и выражение благодарности Богу. В. Отец сказал разгневанному старшему сыну:

«Сын мой, ты всегда со мной и всё моё твоё» (Лук. 15:31). Гнев, рождаемый жалостью к себе или сравнением себя с другими людьми, заставляет нас забывать о всём хорошем, что дано нам, за что нам следует благодарить Бога. Ощутив гнев, полезно сразу же определить, не рождён ли он эгоистическим, злобным сравнением себя с другими людьми. Да, трудно подчас «радоваться с радующимися» (Рим. 12:15), но если мы сосредоточимся на том, за что нам следует быть благодарными, это уничижит злой дух неудовлетворённости.

2. Есть ли серьёзные основания для моего гнева? Это ключевой вопрос, помогающий нам сдерживать гнев. Всегда необходимо оценить случившееся с разных сторон. Это чрезвычайно важно. Такое проявление терпения не только усмиряет наш гнев, но и выражается в сдержанных и доброжелательных речах.

3. Попытаться взглянуть на происшедшее под другим углом, с другой точки зрения. Такая попытка всегда помогает нам сдержать гнев. Нужно мысленно поставить себя на место другого человека (того, кто вызвал наш гнев); этот психологический приём всегда помогает заглушить гнев и вызывает чувства терпимости и снисхождения. Этот род терпения назван в Послании Гал. 5:23 кротостью.

4. Точно определить причину гнева. Умение точно определить причину гнева помогает справиться с ним немедленно. В таблице А перечислены 10 обычных источников гнева и основные элементы, определяющие правильную реакцию на него.

5. Выражайте чувство приближающегося гнева словами. Просто удивительно, как помогает сдержать гнев откровенное признание в нём. Но честно признаться в этом чувстве — дело нелёгкое. Обычно мы стараемся скрывать свои чувства. Видимо, дело тут в гордости: очень трудно сказать о себе «я сержусь», «я злюсь». Если я внутренне горячусь, и жена спрашивает меня: «почему ты сердишься?», то я немедленно отвечаю не раздумывая: «я вовсе не сержусь!» Такой ответ не только лжив, но он способен заронить искру гнева в сердце моей жены.

Честный ответ: «я не знаю точно, на что, но почему-то злюсь. Прояви ко мне терпимость, пока я не преодолею это чувство и молись о том, чтобы я нашёл правильный ответ на него», поможет уменьшить гнев и принять правильное решение.

Эти пять ступеней, пять божественных истин, помогут нам обрести терпение и быть «медленными во гневе». Они дадут нам возможность объективно оценить причины того, что нас рассердило, и найти правильное,справедливое, благочестивое решение этой проблемы. Автор Притчей говорит: «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города» (Прит. 16:32).

ИСТОЧНИК ГНЕВА

КАК ПРОЯВИТЬ ТЕРПЕНИЕ

Неупорядоченная жизнь, множество мелких забот

Упорядочить жизнь, исключить ненужные обязанности. и научиться говорить «нет» один раз в день.

Лень, мешающая делать то, что важно и доводить дело до конца.

Трудиться старательно, делая то, что важно.

Чувство личной вины.

Просить прощения у Бога и других людей. Стараться побеждать ту слабость, которая приводит к чувству вины.

Нарушение справедливости.

Предоставить суд Богу (Рим.12:17-21) и обратить энергию на то, чтобы найти разумное решение проблемы.

Символический гнев — гнев, переносимый на ситуации, сходные с теми, что когда-то вас рассердили.

Признать, что в твоём сердце живёт грех горечи (Евр.12:15); понять, что несправедливо наказывать людей за чужие ошибки, совершённые в
прошлом; прибегнуть к помощи третьего лица, компетентного в этом вопросе, если необходимо.

Разрушенные надежды.

Ждать возможности возблагодарить Бога (Фил. 1:19).

Нарушение прав.

Предоставить права Богу (Рим.12:17-21), Который по заботится о твоих нуждах. Если необходимо, обратиться к людям, от которых за
висит решение (к правительству. родителям, начальнику).

Независящие от вас обстоятельства.

Полагаться на всемогущество Бога и подчиняться Его воле. Учиться славить Бога в страданиях (Иов. 1-2; Фил.1:20-21, 27-29; 1 Пет. 2:19-25).

Столкновение интересов и планов продвижения в жизни.

Уяснить истинную ценность твоих мечтаний по сравнению с вечными ценностями. Подчиниться мудрости и
воле Божьей.

Не греши во гневе

Второе наставление Библии гневающемуся мы находим в Послании к Ефесянам 4:26: «Гневаясь, не согрешайте». Очень важно осознать, что гнев — чувство предостерегающее. Оно указывает на нарушение справедливости и обличает неправедность. Однако, если мы не будем «медленны во гневе», не проявим должного терпения, гнев легко может вовлечь нас в грех.

В Послании к Ефесянам проводится чёткая грань между гневом и грехом. Сам по себе гнев не является грехом. Грех возникает тогда, когда гнев выходит из-под нашей власти. Гнев по отношению к греху подобен искушению. Подвергаться искушению — не значит грешить; грех возникает тогда, когда мы отдаёмся во власть искушения (Иак. 1:14-15).

Если мы не усмиряем свой грех в зародыше, он подстерегает нас, подобно хищному зверю (Быт. 4:7). Как сказал апостол Павел, нашей жизнью завладевает диавол (Ефес. 4:26-27). Если гнев остаётся в нас, он порождает ненависть и горечь, становится разрушительным грехом. Этот остаточный гнев — источник многих грехов: лжи, обмана, ворчливости, угроз, богохульства, упоминания всуе имени Бога, сварливости. Сердце, полное злобы, рождает убийство, зависть, безнравственность, рознь, раскол и месть. Автор Послания к Евреям призывает нас: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа. Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией, чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие» (Евр. 12:14-15).

Для того, чтобы не впасть в порождаемые гневом грехи, нужно терпеливо смирять гнев, искать его причину. И тогда вместо слов, производящих беспорядок, чувство внутренней вины и отчуждённость между людьми, с наших губ будут срываться слова, полные терпимости, исцеляющие и живительно полезные. В этих словах отразятся:

* честное признание в злых чувствах

* просьба о молитвенной поддержке в нашем сопротивлении греху, порождённому гневом

* просьба о благочестивом совете, помогающем правильно отвечать на гнев

* вопросы, задаваемые без тени осуждения, с помощью которых можно выяснить все важные для нас подробности

* смиренное покаяние, если гнев появляется в ответ на наш собственный эгоизм и дурные поступки

* призыв к другим людям смирять и понимать свой гнев и противиться грехам сопутствующим ему

* кротость и понимание, которые даются человеку, способному поставить себя на место другого

* подчинение воле Божьей и прославление Бога

* молчание. Если мы не в состоянии предложить ничего полезного для решения проблемы, то молчание наше — воистину золото (Пс. 140:3).

Моё кулинарное «хобби» — жареные бифштексы. Самое трудное для меня в этом деле — отрегулировать уровень огня в жаровне. Если не следить за огнём — мясо сгорит. Обычно я подливаю воды и закрываю мясо крышкой; оно тушится и постепенно размягчается под влиянием пара собирающегося под крышкой.

Терпение, помогающее нам помедлить, установить источник гнева, и воздержаться от сопутствующих ему грехов, подобно воде, охлаждающей огонь и производящей смягчающий пар. Терпение даёт нам возможность превратить разрушительную силу гнева в слова, которые радостно и приятно слышать людям, в слова, исцеляющие тех, кто нас окружает.