10. Почему Бог допускает зло и страдания?

Более серьезной, чем вопрос о чудесах или науке и Библии, является мучительная проблема, почему невинные люди страдают, почему дети рождаются слепыми, почему многообещающая жизнь рушится в самом расцвете или почему существует социальная несправедливость. Почему происходят войны, в которых погибают тысячи невинных людей, получают обширнейшие ожоги дети, и многие на всю жизнь превращаются в калек?

В классической постановке эта проблема звучит так: либо это всемогущий, но недобрый Бог, не желающий положить конец злу, либо это добрый, но не всемогущий Бог, если он не может остановить зло.

Существует общая тенденция винить Бога за зло и страдания и возлагать на Него всю ответственность за них.

На этот сложный вопрос нет простого ответа. К этому вопросу нельзя отнестись легко или схоластически. Как говорится в известном выражении, «шрамов нет у тех, кто не испытал ран». Но в данном вопросе следует помнить о некоторых факторах.

Мы никогда не должны забывать, что Бог, сотворяя человека, Он сотворил его совершенным. Человек не был создан как исчадие зла. Однако он как человеческое существо был наделен способностью подчиняться или не подчиняться Богу. Если бы человек подчинился Богу, эта проблема никогда бы не возникла. Он жил бы вечно в общении с Богом, наслаждаясь этим общением и всем Божьим творением. Именно такую судьбу предназначал человеку Бог, когда создавал его. Однако первый человек возмутился против Бога, и каждый из нас принял это возмущение за должное. «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5:12). Мы никогда не должны забывать, что за грех ответствен человек, а не Бог.

Но многие спрашивают: «Почему Бог не сделал такого человека, который был бы неспособен грешить?» Безусловно, Он мог создать такого человека. Но не забывайте: если бы Он это сделал, мы бы перестали быть человеческими существами, а стали бы машинами. Понравилось бы вам быть мужем говорящей куклы? Каждое утро и каждый вечер вы бы дергали шнурок и получали в ответ прекрасные слова: «Я люблю тебя». Вы никогда бы не обменивались с ней резкими словами, между вами никогда не возникало бы конфликтов, никогда бы не было сказано или сделано такого, что могло бы вас опечалить! Но кто бы этого захотел? В таком браке не было бы также и любви. Любовь — дело добровольное. Бог мог бы сделать нас послушными, как роботов, но тогда мы бы перестали быть людьми. Бог, очевидно, считал, что риск создать нас такими, какие мы есть, стоил того. В любом случае Он это сделал, и мы вынуждены принять действительность такой, какая она есть.

Мы также должны признать, что Бог мог бы искоренить зло, если бы захотел. Иеремия напоминает нам: «По милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось» (Пл. Иер. 3:22). Приближается время, когда Он искоренит зло в этом мире. Тем временем Божья любовь и благодать торжествуют, и Он предлагает милосердие и прощение всякому, кто пожелает их принять.

Если бы Бог решил искоренить зло сегодня, Он бы довел это дело до совершенства. Ему бы пришлось покончить с нашими обманами, нашими личными пороками, нашим недостатком любви, нашим неумением делать добро. Предположим, Бог издал бы декрет, что сегодня в полночь все зло будет удалено из вселенной, кто бы из нас уцелел после полуночи?

Но Бог сделал что-то с проблемой зла. Он сделал нечто наиболее драматическое, наиболее дорогостоящее и наиболее действенное — послал Сына Своего умереть за грехи людей. Человек может избежать неотвратимого Божьего суда над грехом и злом. Для человека стало возможным порвать с закрепощающей властью греха, вступив в личные отношения с Господом Иисусом Христом. Решение проблемы зла на личном уровне заключается в жертвенной смерти Иисуса Христа.

Догадки о происхождении зла можно строить бесконечно. Ни у кого нет исчерпывающего ответа. Этот вопрос относится к категории «сокрытого», которое «принадлежит Господу» (Втор. 29:29).

Мы имеем дело с непреклонным фактом существования реального зла, и с этим фактом нам приходится сражаться.

Частично наша проблема возникает от ограниченности нашего определения слова добро и нашего применения его к Богу. Хью Эван Хопкинс отмечает: «В своем знаменитом эссе «О природе» Джон Стюарт Милл ясно ставит перед читателями проблему, над которой бились мыслители всех веков: если бы законом всего творения была справедливость, а Творец его был всемогущим, тогда, в зависимости от количества страдания и счастья, распределенных в мире, доля каждого человека была бы прямо пропорциональна его добрым или злым делам. Ни один человек не был бы хуже другого, каждый бы получал то, что заслужил; несчастным случаям и привилегиям не было бы места в таком мире, и жизнь каждого человека разыгрывалась бы, как совершенная нравоучительная пьеса. Даже по самой искаженной и ограниченной теории добра, когда-либо сформулированной религиозными или философскими фанатиками, в природе невозможны действия, отражающие одновременно доброе и всесильное.

Проблема возникает главным образом из-за веры в то, что «добрый и справедливый» Бог должен вознаграждать каждого человека по заслугам, и что всесильный Бог может без труда это сделать. То что награды и наказания в форме счастья и неприятностей распределены в жизни произвольно и беспорядочно, вызывает у многих людей сомнения либо в доброте Бога, либо в Его всемогуществе.»

Но был бы Бог добрым, если бы Он поступал с каждым человеком точно по его делам? Подумайте, что бы это значило для вашей жизни! Главная идея Благой Евангельской Вести, раскрывающейся сначала в Ветхом, а затем в Новом Завете, состоит не только в Божьей справедливости, но также в Его любви, милосердии и доброте. Как мы все должны быть благодарны за то, что Он «не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам. Ибо, как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его» (Пс. 102:10-11).

Идея добра в Боге, которое побуждало бы Его обращаться с человеком в соответствии с тем, что он заслуживает, основана также на ложной предпосылке, что счастье — величайшее благо в жизни. Счастье обычно ассоциируется с приятными условиями жизни, с благополучием. Однако истинное, глубокое счастье — это нечто более серьезное, чем преходящие радости моментального наслаждения. И истинное счастье не может быть нарушено страданиями. В Своей безграничной мудрости Бог знает, что иногда определенные результаты в нашем характере могут быть достигнуты только через страдания. Оградить нас от этих страданий означало бы лишить нас более высокого добра. Петр намекает на это, когда говорит: «Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми» (1 Пет. 5:10).

Чтобы увидеть логические следствия этого «соответственного вознаграждения», составляющего сущность идеи Милла о справедливости в обращении Бога с человеком, достаточно взглянуть на индуизм. Закон Кармы гласит, что все события сегодняшней жизни являются результатом действий в предыдущей жизни. Слепота, нищета, голод, физическая уродство, отверженность и прочие социальные страдания — все это наказание за зло, совершенное человеком в предыдущей жизни. Из этого следует, что всякая попытка облегчить такую боль и страдания будет вмешательством в Божью справедливость. Эта идея является одной из причин, почему индусы на протяжении такого долгого периода так мало сделали для облегчения положения своих несчастных. Некоторые просвещенные индусы сегодня говорят о социальном прогрессе и переменах и пытаются сделать что-то по этому поводу, но им все еще не удалось примирить эту новую идею с четкой древней доктриной Кармы, которая является основой индийской жизни и мысли.

Эта концепция Кармы, однако, предлагает четкое, простое и ясное объяснение страданию; всякое страдание — это результат совершенного в прошлом зла.

Но разве в каком-то смысле и христианство также не утверждает, что страдания — это наказание от Бога?

Безусловно, по мнению многих, это так. «Что я сделал, чтобы заслужить такое?» — вот первый вопрос, который часто срывается с уст пострадавшего. И его друзья вслух или про себя высказывают то же самое убеждение. Мы находим классический разбор этой проблемы страдания и зла в книге Иова, в которой показано, как это жестокое предположение было принято друзьями Иова. Это только усугубило его и так уже невыносимую боль.

На основании учения Ветхого и Нового Заветов мы можем заключить, что страдание может быть Божьим наказанием, но что во многих случаях страдание совершенно не связано со злом, совершенным человеком. Нет никаких оснований автоматически делать заключение, что наказание свидетельствует о вине.

Нет сомнений, что Бог — не сентиментальный, поглаживающий свою бороду дедушка на небе, который считает, что «мальчишки останутся мальчишками». «Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:7) — это серьезное предостережение каждому. Бог поразил Мариамь проказой за то, что она бросила вызов авторитету Моисея, своего брата, которого Бог поставил вождем народа Израиля. Бог отнял жизнь у ребенка Давида, рожденного от его прелюбодеяния с Вирсавией. И можно привести ряд других примеров. В Новом Завете мы находим потрясающий пример Анании и Сапфиры, пораженных смертью за ложь, обман и лицемерие. Во всех этих случаях связь между страданием и грехом очевидна, но далеко не всегда эта связь выступает настолько явно. По этому вопросу недвусмысленно высказался Сам Иисус. Ученики, очевидно, разделяли идею о заслуженном возмездии в теории страдания. Однажды, увидев человека, слепого от рождения, они пожелали узнать, чья вина была в том, что этот человек родился слепым — его самого или его родителей? Иисус ясно показал, что в этом не были виноваты ни его родители, ни он сам, «но для того, чтобы на нем явились дела Божий» (Иоан. 9:1-3).

Услышав о галилеянах, убитых Пилатом, Иисус сделал все возможное, чтобы показать, что они были не худшими грешниками среди других галилеян. Он сказал, что восемнадцать человек, убитых упавшей на них Силоамской башней, были не виновнее остальных жителей Иерусалима. И на основании этих двух примеров Он их предостерегает: «Если не покаетесь, все так же погибните» (Лук. 13:1-3).

Было бы большой самонадеянностью автоматически делать вывод в нашем собственном случае или в случае с кем-то другим, что всякая трагедия или страдание объясняется Божьим судом. Далее, как отмечает Хопкинс, из библейских примеров ясно, что если невзгоды человека являются справедливой платой за его проступки, страдающий никогда не остается в сомнении относительно того, что его несчастье — это наказание.

Одна из глубочайших истин всего Писания заключается в том, что Божьему суду всегда предшествует предостережение. На протяжении всего Ветхого Завета мы видим повторяющиеся увещевания Бога и Его предостережения о суде. Только после того, как эти предостережения упорно игнорируются и отвергаются, приходит суд. Прекрасным примером этому служат слова Самого Бога: «…не хочу смерти грешника … Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших: для чего умирать вам, дом Израилев?» (Иез. 33:11).

Та же тема продолжается в Новом Завете. Невозможно представить более трогающую сердце картину Божьей любви, чем любовь Иисуса, рыдающего над Иерусалимом: «Иерусалим, Иерусалим … сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Матф. 23:37). А вспомните слова Петра о том, что «Господь … долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3:9).

Как может добрый Бог посылать людей в ад? — вопрос, задаваемый многими. Бог никого не посылает в ад. Каждый человек посылает туда сам себя. Бог предпринял все необходимое, чтобы мы могли обрести прощение, искупление и очищение, чтобы сделать нас пригодными для жизни в раю. Все, что нам остается сделать, — это принять Его дар. Если мы от него отказываемся, у Бога не остается выбора, кроме как дать нам то, что мы избрали. Рай для тех, кто туда не хочет попасть, окажется адом.

Хотя страдания иногда бывают наказанием от Бога, следует рассмотреть несколько других возможностей. Как мы видели ранее, человек повинен в том, что грех и смерть вошли во вселенную. Мы не должны забывать, что его злые дела во многих случаях источник страданий и несчастий. Небрежность при строительстве здания иногда приводила к тому, что оно рушилось под сильным ветром. В результате кто-то бывал ранен, а кто-то убит. Сколько жизней было загублено пьяными водителями? Обман, ложь, воровство и эгоизм — все, чем характеризуется наше общество сегодня, приносит всем горький урожай страданий. Но мы едва ли можем винить за это Бога! Подумайте о всех несчастьях, ставших результатом неправедных действий человека, и вы поразитесь, какую огромную долю страданий можно отнести на их счет.

Но человек на этой планете не один. Бог говорит нам о присутствии врага. Он является в различных формах в соответствии с обстоятельствами. Он может явиться как ангел света или как рыкающий лев в зависимости от обстановки и преследуемых им целей. Его имя — сатана. Это он с позволения Бога причинял страдания Иову. Иисус, в притче о добром зерне и плевелах, объясняя, почему был загублен урожай земледельца, сказал: «Враг человек сделал это» (Матф. 13:28). Для сатаны это огромное удовольствие — разрушать Божье творение и причинять несчастья и страдания. Бог дал ему ограниченную власть, но он не может коснуться тех, кто находится в близких отношениях с Богом. «Противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак. 4:7) — заверяет нас Слово Божье. Тем не менее мы можем отнести на счет сатаны многие болезни и страдания в современном мире.

Чтобы ответить на вопрос, почему Бог дает сатане власть приносить страдания, нам было бы полезно почерпнуть немного мудрости из диалога Робинзона Крузо с Пятницей. «Хорошо, ты говоришь, Бог такой сильный, такой могучий, разве у Него нет столько мощи и сил, как у дьявола?» — спросил Пятница. «Да, да, Пятница, — ответил я, — Бог сильнее и могущественнее дьявола». «Но, — возразил он, — раз Бог больше и сильней дьявола, почему Он не убил дьявола, чтобы не было зла»? Поразмыслив, Робинзон Крузо ответил: «А ты лучше спроси, почему Бог не убьет тебя и меня; ведь мы тоже грешим и оскорбляем Его, но Он хранит нас, чтобы мы раскаялись и были прощены».

При размышлениях о боли и страданиях, будь они физические или душевные, следует не выпускать из виду еще одно очень важное соображение. Бог не далекий, холодный, недоступный властелин, безразличный к Своему народу и его страданиям. Он не только знает о наших страданиях — Он их чувствует. Мы никогда не испытали боли и страданий, которые бы не прошли сначала через сердце и руки Бога. Как бы мучительно мы ни страдали, нам всегда полезно помнить, что Сам Бог — великий страдалец. Утешением звучат слова пророка Исайи, предсказывающего страдания Христа: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни…» (Ис. 53:3). Автор Послания к Евреям напоминает нам: «Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2:18). И далее: «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр. 4:15).

Проблема зла и страдания является одной из серьезнейших проблем нашего века. Она стала особенно острой в наше время с появлением атомной бомбы. Это все непростые вопросы, и контроль над ситуацией нам не принадлежит. Однако есть несколько указателей к разгадке этой проблемы.

Во-первых, как представил это Дж.Б. Филлипс: «Зло порождено рискованным даром свободной воли».

Бог мог сделать нас машинами, но тогда мы были, бы лишены драгоценной свободы выбора и перестали бы быть человеческими существами. Человек во время своего так называемого «падения» воспользовался свободой выбора в направлении зла, что является основной причиной существования зла и страдания в мире. Так что за это несет ответственность не Бог, а человек. Бог мог бы остановить все это, но это уничтожило бы всех нас. Следует отметить, что «сущность настоящего христианства заключается не во вмешательстве Бога в процесс выбора, но в создании в самом человеке желания избирать добро вместо зла». Пока вселенная имеет смысл, действия каждого отдельного человека отражаются на других. Никто не изолирован от мира, как остров от материка. Иначе наша жизнь была бы подобна игре в шахматы, где правила меняются после каждого хода. Такая жизнь была бы бессмысленной.

Во-вторых, большинство страданий в мире происходит оттого, что люди избирают зло вместо добра. Это очевидно, когда грабитель убивает кого-нибудь. Иногда это менее очевидно, как, например, когда принимаются нечестные решения в правительстве или бизнесе, которые могут привести к потерям, или когда результаты стихийных бедствий иногда усугубляются человеческой виной, потому что люди отказались прислушаться к предостережениям о надвигающемся тайфуне, об извержении вулкана, о потопе и т.п.

В-третьих — и это еще далеко не все — страдания допускаются Богом как суд и наказание. Эту возможность никогда не следует упускать из виду. Бог обычно допускает такого рода страдания с целью восстановления и формирования характера человека, и те, кто страдает в результате совершенного им зла, обычно знают об этом.

В-четвертых, у Бога есть непримиримый враг в лице сатаны, которому дозволено совершать зло до последнего Божьего суда. Тот факт, что в мире есть сила зла, которая сильнее, чем сам человек, ясно виден из Божьего откровения и из нашего жизненного опыта.

В-пятых, Бог Сам — великий страдалец, и Он сделал все, что нужно было сделать, с проблемой зла, — принес величайшую для Него жертву, отдав на смерть Своего единородного Сына Иисуса Христа. Последствия, которые зло могло бы оказать на вечность, были ликвидированы: грех прощен, мы получаем новую жизнь и силу избирать то, что праведно, когда мы принимаем Господа Иисуса Христа.

Возможно, для веры труднее всего признать, что Бог добр. Многие факты, взятые в отдельности, указывают на обратное. Хельмут Тилеке из Гамбурга говорит, что, если смотреть на кусочек ткани через увеличительное стекло, рисунок в центре будет выглядеть четким, а по краям расплывчатым. Но мы знаем, что рисунок по краям на самом деле так же четкий, как и в центре. Жизнь, говорит он, подобна этому кусочку ткани. Многие ее края выглядят расплывчатыми, многие обстоятельства и события мы не в состоянии понять. Но о них надо судить на основании четкости и ясности, которую мы видим в ее центре — кресте Иисуса. У нас нет необходимости строить догадки о доброте Бога по обрывочным знаниям. Бог дал ясное откровение о Своем характере и драматически продемонстрировал его на Кресте. «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим. 8:32)

Бог не просит нас понимать это. Все, что от нас требуется, — это верить Ему, точно так же, как мы просим нашего ребенка просто верить, что мы его любим, когда ведем его к врачу, хотя он, возможно, не может ни понять, ни оценить этого.

Мир наступает, когда мы начинаем понимать, что мы можем видеть только несколько нитей в великом полотне жизни и Божьей воли и что у нас нет всей картины целиком перед собой.

И тогда с облегчением и радостью мы сможем подтвердить, что «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28).

Временами от нашей реакции на страдание зависит, принесет ли оно благословение или причинит нам вред. От одного и того же солнца масло тает, а глина затвердевает.

Когда с Божьей помощью мы сумеем увидеть всю жизнь через призму веры в Божью любовь, мы подтвердим вместе с пророком Аввакумом: «Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, — но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего» (Авв. 3:17,18).