Качества духовного руководителя

«Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48).

«Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8).

«Вы показываете собою, что вы — письмо Христово, чрез служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» (2 Кор. 3:3).

«Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости; подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван и исповедал доброе исповедание пред многими свидетелями» (1 Тим. 6:11-12).

«Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцем для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12).

Образ слуги — самый важный образ христианской веры. Сын Божий стал слугой, чтобы выполнить Божие задание. Этот образ дает каждому христианину, миссионерским обществам и церквам образец и норму, по которым они могут учиться, как выполнять данное им Богом задание.

Полнота Духа является существенным и непреложным условием для духовного руководства. И каждый из нас настолько исполнен Духом Святым, насколько он действительно этого хочет.

Под контролем Духа Святого освящается дар руководящего служителя и достигает своего наивысшего расцвета.

Если логика, аргументация и другие средства убеждения бессильны, обратитесь к настоящей сердечной дружбе.

Все духовные руководители сходятся в одном — у них большое сердце.

В нашей работе для Него мы должны подражать любви, порядку и методике Господа.

Духовное руководство может выполняться только людьми, обладающими духовностью. Все другие качества желательны, но это является непременным.

На пути духовного служителя стоит крест, и руководитель должен дать свое согласие быть распятым на нем.

Христианский руководитель считается с благом других в первую очередь, не считаясь с собственным удобством и своим престижем.

Духовный руководитель должен быть готов к тому, что у него не будет никого, кроме Бога.

Ничто действительно доброе не может быть сделано без потери силы и траты нервной энергии.

Духовный руководитель должен знать, куда он идет, идти впереди своего стада, как восточный пастух. Это показал нам в жизни высший Пастырь (Ин. 10:4).

В Деяниях апостолов ясно видно, что те, кто имел решающее влияние на христианское движение, были мужами, преисполненными Духа Святого.

В Деяниях говорится о Господе, Который велел Своим людям до тех пор держаться в Иерусалиме, пока не снизойдет на них сила свыше, ибо Он Сам был помазан Духом Святым и силою (Деян. 10:38).

Господь употребил большую часть времени Своего трехлетнего служения на то, чтобы сформировать характер Своих учеников и обострить их дух.

Апостолы были очень восприимчивы к руководству Духа Святого. Поскольку они с готовностью подчинялись Его контролю, то и слушались Его велений и откровений. По откровению Духа Филипп, не раздумывая, покинул цветущее пробуждение в Самарии и принял на себя задание в пустыне (Деян. 8:29). Дух преодолел противодействие Петра и привел его к Корнилию, из чего последовали бесчисленные благодеяния для языческого мира (Деян. 10:19, 11:12). Дух послал Савла и Варнаву первыми миссионерами (Деян. 13:1-4). В своих миссионерских поездках Павел слушался как удерживания его Духом Святым, так и Его настояния (Деян. 16:6-7, 20:22).

«Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями» (Деян. 20:28). Они получили эту должность не путем апостольского или общего избрания, а путем божественного призвания. Они ответственны не только перед церковью, но и перед Духом Святым.

Когда Стефан был исполнен Духа Святого, он стал способен явить непреоборимое свидетельство во Христе и умереть сияющим мучеником.

Давид обладал способностью собирать вокруг себя выдающихся людей, которые были готовы умереть за него. Они так любили его и следовали за ним, что его желание, произнесенное шепотом, было уже для них приказом (2 Цар. 23:15-16). Они бы умерли за него, потому что знали, что и он готов умереть за них.

У апостола Павла был дар привлекать к себе людей. Ни один человек в Новом Завете не приобретал более рьяных врагов, чем он, но и ни у кого не было лучших друзей. Они так любили его, что почти теряли свою личность в самоотдаче ему.

За деянием в истории апостолов всюду можно различить планомерное деяние Духа Святого.

Самуэль Брэнгл, известный своим подлинным благочестием, подвергался едкой критике. Вместо того чтобы также реагировать на нее или прибегать к самооправданию, он отвечал: «Благодарю вас от всего сердца за ваше порицание. Думаю, что заслужил его. Может быть, вы помолитесь за меня, друг мой!»

В другой раз суровые и резкие нападки вызывала его духовная жизнь. Его ответом было: «Благодарю вас за критику моей жизни. Она привела меня к самоисследованию, к испытанию моего сердца и к молитве, которая все больше проявляет по отношению к благочестию сердца мою полную зависимость от Иисуса Христа и приводит меня к драгоценному общению с Ним».

Фридрих Бодельшвинг обладал особым взглядом на пригодность людей. Но какие были у него критерии? Только тот, у кого было желание и готовность провести всю свою жизнь в самом низком, презираемом, потаенном служении своим близким в беде, был, по его мнению, вообще пригоден для какой-либо так называемой духовной работы. Но кто при такой низкой работе заглядывался на более высокие духовные задачи, того он считал уже внутренне не пригодным для христианского труда.

В истории церквей и миссий наибольшие достижения были результатом того, что мужчина или женщина были в тесной связи с Богом и шли на самый тщательно взвешенный риск.

Брать на себя ответственность, и притом сделать это добровольно, — неотъемлемый признак руководителя.

Ни в какой другой области руководитель не должен превосходить своих сотрудников так, как в молитве. Именно в этом зрелый христианин сознает бесконечные возможности и необходимость.

Молитва духовного наставника должна быть ему так же важна, как и другие его обязанности (И.Г. Фалькиненг).

Не ищи никакого покровительства, никакого сожаления; постарайся заслужить дружеское отношение, но не требуй его.

Не ищи аплодисментов, благодарности, признания или внимания начальства, сверстников или тех, кто уже преступил служебный возраст.

О, насколько способствует миру молчать о других, не верить всему, чего не видел сам, и не рассказывать этого легкомысленно дальше!

Не чувствуй себя плохо, если не спрашивают твоего совета или мнения или не обращают на них внимания. Никогда не выставляй себя как благоприятную противоположность другим.

Неси лучше вину сам, чем разделять ее или приписывать другим.

Дай Богу внушить тебе истинную любовь к кому-нибудь прежде, чем ты будешь порицать его. Ознакомься со всеми возможными смягчающими его вину обстоятельствами и сделай на них уступки.

При разбирательстве дела, требующего, по-видимому, дисциплинарного взыскания, следует принять во внимание следующие пункты:

1. Наказание должно быть наложено только после самого основания опроса, и притом объективно.

2. Наказание должно последовать только в том случае, если оно послужит пользе всего дела и в данном отдельном случае.

3. Оно должно быть проведено в духе настоящей любви и самым внимательным к данному лицу образом.

4. При этом надо всегда принимать во внимание духовную помощь и обновление виновного.

5. Наказывать следует только с большой молитвой.

Успех в служении руководством имеет тот, кто познал, что никакая неудача не должна быть окончательной и кто поступает согласно этой вере, безразлично, было ли это его собственной ошибкой или ошибкой другого.

Кто не готов вставать раньше других и позже бодрствовать, работать тяжелее, чем его современники, и прилежнее учиться, тот не окажет значительное влияние на свое поколение.

В государствах правят те, кто пользуется преимуществом быть обслуживаемыми. В Царствии Божием правят те, кто считает преимуществом служить.

Дух Святой не принуждает ни одного человека или группу людей против их воли. Если Он видит, что на руководящие должности избраны люди, лишенные духовной способности для совместной с Ним работы, Он отходит и предоставляет им без Своей помощи проводить их собственную тактику, отвечающую их уровню. Неизбежным следствием этого является бездуховное управление.

Выбор сотрудников без того, чтобы иметь доказательства их духовных качеств, должен неминуемо привести к бездуховному руководству.

Выбор людей с мирскими взглядами мешает Духу Святому проводить Свою программу для церкви в этом мире.

Тот, кто не видит в Духе Святом основного критерия и орудия духовного служения, должен быть странно слепым.

Передача обязанностей, и притом соответствующих обязанностей другим, не нравится тому, кто сам хочет пользоваться властью.

Тот, кто не может поручать другим задач, всегда будет запутан в клубок второстепенных требований, которые не только перегружают его, но также отвлекают от его главных обязанностей.

Сказать человеку, что он призван к руководству — это самый верный путь для его духовного уничтожения, потому что честолюбие в христианском мире — самый смертный грех и делает человека совершенно не пригодным для служения. В наши дни важнее всего не умственные, а духовные качества тех местных христиан, которые призваны нести ответственность в молодых церквах (Стефан Нель).

Епископ Лесли Ньюбайджин идет настолько далеко, что ставит вопрос, следует ли вообще поощрять людей к руководству. Требуются не столько руководители, сколько святые и слуги, и если не иметь этого постоянно в виду, то всей идее обучения руководства грозит опасность.

Ничто так не противно Господу, как самомнение. Этот грех по своей сути влечет за собой самокоронование за счет Господа. Это был тот грех, сделавший благословенного херувима, стража Божьего трона, Его мерзким врагом в аду и вызвавший изгнание с небес.

Гордиться духовными качествами, данными Богом, или положением, на которое нас возвысила Его любовь и милость, значит забыть, что милость — это дар и все, что мы имеем, мы получили от Бога.

Гордость — это грех, меньше всего сознаваемый гордым человеком. Но есть три вопроса, посредством которых можно быстро установить, подвержены ли мы этому греху, могу ли я поступиться в чем-либо? справедлив ли я? как я переношу критику?

Если мы будем сравнивать свою жизнь с жизнью нашего Господа, унизившего Себя до креста, и если мы честны перед собой, то будем потрясены мелочностью, даже подлостью своего сердца.