Клятва

«Слово языка их есть грех уст их; да уловятся они в гордости своей за клятву и ложь, которую произносят» (Пс. 58:13).

«Клятва и обман, убийство и воровство и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием» (Ос. 4:2).

«Еще слышали вы, что сказано древним: «не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои». А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно Престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5:33-37).

«Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою; но да будет у вас «да, да» и «нет, нет», дабы вам не подпасть осуждению» (Иак. 5:12).

«Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, — ибо написано: «проклят всяк, висящий на древе»» (Гал. 3:13).

Клятва — это божба, присяга, заклинание, проклятие, обет, и зарок (В. Даль).

Во времена Ветхого Завета люди давали друг другу клятву для закрепления союзов (Быт. 21:22-32), для обеспечения нерушимости своих обещаний (Быт. 24:2-4) или бесповоротности своих решений (1 Цар. 14:44). Клятва служила также порукой истинности утверждений в повседневной жизни (Суд. 8:19), в судебных следствиях и предсказаниях пророков (3 Цар. 17:1) (словарь библ. богословия, с. 493).

Израиль часто приписывал клятву и Самому Богу: при заключении Своего Завета (Вт. 4:31), как ручательство за Свои обещания (Быт. 22:16), при возвещении Своего суда (Чис. 14:21) и для утверждения авторитета Своего слова (Иез. 20:3). Его обычное выражение в таких случаях: «Живу Я»! Основание слова Божия — только Он Сам (словарь библ. богословия, с. 493).

Иисус Христос никогда не прибегал к клятве для утверждения авторитетности Своего учения. Он ограничивается тем, что приписывает Своим более торжественным утверждениям Свое обычное выражение: «Истинно, истинно говорю вам». Кроме того, в Нагорной проповеди Он предписывает Своим ученикам воздерживаться от клятвы (Мф. 5:33-37): человек не может клясться тем, что принадлежит Богу, ибо не имеет над этим власти. Единственной порукой слову Его учеников должно быть их братское чистосердечие (словарь библ. богословия, с. 493).

Апостол Павел, осуждая клятвопреступников (1 Тим. 1:10), никогда не употребляет формул, отвергнутых Иисусом, а также и других, обычных у иудеев. Тем не менее он неоднократно берет Бога в свидетели в случаях, когда его утверждения лежат ему особенно близко к сердцу. Он призывает Бога в свидетели своего бескорыстия (1 Фес. 2:5,10), своей искренности (Гал. 1:20) и своей любви к верным (2 Кор. 11:11). Наставление Иисуса Христа о клятве помогло ему совсем преодолеть чисто иудейские обычаи (словарь библ. богословия, с. 494).

Клятва вообще запрещается, тем более достойна осуждения клятва, данная в злом деле (Василий Великий).

Весьма плохо и давать клятву, и требовать ее; в обоих случаях оскорбляешь правду (Григорий Богослов).

Как избежать клятвы? Приобретем такие нравы, которые бы внушали доверие (Григорий Богослов).

Избегай всякой клятвы. Но чем же уверить других? Словом и жизнью, удостоверяющей в слове… Сделай, чтобы посредником твоим были твои добрые нравы (Григорий Богослов).

Гибельная страсть в человеке — сделать клятвы привычными для своего языка (Ефрем Сирин).

Не привыкай к клятвам, чтобы не умножилось твое неведение и вместо оправдания не собрать тебе кучи грехов (Ефрем Сирин).

Соглашайся лучше понести ущерб, чем дать клятву (Ефрем Сирин).

Поистине, если клясться — дело диавольское, то какому наказанию подвергнет нас преступление клятв? (Иоанн Златоуст)

Бог угрожает разрушить дома клянущихся, чтобы этим наказанием сделать других более благоразумными (Иоанн Златоуст).

Как огонь в спальне, гаси на языке своем ложную клятву. Если загорится дом, погибнут дерево и тело, а ложная клятва, воспламеняясь, и душу, и тело губит в геенне (Иоанн Златоуст).

Принуждающий (к клятве) еще неизбежнее, чем тот, кто клянется, подвергается наказанию, равно как и тот, кто клянется, когда никто не требует (Иоанн Златоуст).

Многие клялись и нарушали клятвы, но если они и избежали наказания, не будем полагаться на это, потому что их ожидает скрежет зубов (Иоанн Златоуст).

Если кто не желает (прекратить клятвы), то я… запрещаю такому человеку переступать порог церковный… (Иоанн Златоуст).

Клятва поистине есть сеть сатанинская… Освободимся от этой сети; убоимся заповеди Господа, приучим себя к лучшему, чтобы, простираясь вперед и исполнив эту и прочие заповеди, сподобиться благ, обещанных любящим Его (Иоанн Златоуст).

Клянущиеся не могут представить в свою пользу никакого оправдания, кроме пренебрежения к имени Божию (Иоанн Златоуст).

Дает ли кто верную клятву или нарушает свою клятву — подвергается наказанию. Поэтому избегай клясться и несправедливо, и справедливо (Нил Синайский).

Не клясться — значит и не требовать клятвы. Ибо если не хочешь сам клясться, то и от других не потребуешь клятвы по следующим двум причинам: вопрошающий или стоит в истине, или, напротив того, лжет. Если человеку обычно стоять в истине, то, без сомнения, он и до клятвы говорит истину. А если он лжец, то лжет и поклявшись (Исидор Пелусиот).

Клятвопреступление есть отвержение от Бога (Иоанн Лествичник).

Господь Спаситель наш Иисус Христос сказал: «Еще слышали вы, что сказано древним: «не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои». А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно Престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5:33-37). Как же мы осмеливаемся преступать заповеди Сотворившего нас, по слову сказавшего: «Поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле» (Пс. 72:9)? И ты осмеливаешься безбоязненно отверзать уста и бросать слова на ветер, произнося клятвы и хулы? Или не боишься, что огненный серп, виденный пророком, вселится в доме твоем (Зах. 5:4), пока не истребит тебя за то, что на Бога Вседержителя, на Которого не смеют взирать ангелы, архангелы, херувимы и серафимы, предстоят Ему со страхом и трепетом, песнословя страшное, славное и досточтимое имя Его, осмеливаешься ты отверзать уста?.. Перестань, наконец, человек, чтобы это самое слово, которым ты пренебрегаешь, не сделалось пламенем в твоих устах и не сожгло твоего языка… Не обманывайся, человек, — невозможно избежать рук Создавшего нас (Ефрем Сирин).

Можно обмануть клятвопреступлением и лжесвидетельством суд человеческий, но Бога обмануть нельзя, и Суд Божий строго наказывает призывающих Имя Божие всуе.

Человек должен вести образ жизни, который вызывает к нему больше доверия, чем любая клятва.

Христианин должен вести такой образ жизни и проявлять себя так, чтобы никто не посмел потребовать от него клятвенного заверения (Климентий Александрийский).

Иосиф Флавий пишет о древнеиудейской общине иессеев: «Они известны своей верностью и точностью, и они проповедуют мир. Все, что они говорят, — вернее всякой клятвы. Они избегают клятв и считают их хуже лжесвидетельства. Они говорят, что человек, которому нельзя верить на слово (без клятвы), уже осужден».

Если необходимо, чтобы человек дал клятву или присягу, то эта необходимость обусловлена злом, которое в каждом человеке. Если бы в человеке не было зла, от него не нужно было бы никакой клятвы. Другими словами, необходимость взять у человека клятву обусловлена присущим человеческой природе злом.

Необходимость взять у человека клятву может быть обусловлена тем, что порочен этот наш мир. В совершенном мире, в Царствии Божием, вообще не нужно брать у человека клятву или присягу. Эта необходимость обусловлена исключительно порочностью этого мира. Иисус говорит, что добродетельному человеку вообще не нужно давать клятвы; истинность его высказываний и надежность его обещаний не требует такой гарантии. Но сам факт того, что иногда клятвы и присяги необходимы, является доказательством того, что люди не добродетельны и мир этот — злой мир.

Мы обязаны стать такими, чтобы люди хорошо видели нашу добродетель и даже не требовали от нас клятвы; и мы обязаны стараться сделать этот мир таким, чтобы в нем не было лжи и неверности, и тем самым исчезла бы необходимость в клятвенных заверениях.