Лукавство

«Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства!» (Пс. 31:2).

«Господи! избавь душу мою от уст лживых, от языка лукавого» (Пс. 119:2).

«Непорочность прямодушных будет руководить их, а лукавство коварных погубит их» (Пр. 11:3).

«Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер. 17:9).

«Но да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5:37).

«Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства» (Лк. 11:39).

«Ибо в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства» (1 Фес. 2’3).

«В устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим» (Отк. 14:5).

Лукавство — это хитрость и коварство

Лукавый — склонный к козням, интригам; хитрый и коварный.

Лукавый — это хитрый и умышляющий, коварный, скрытый и злой, обманчивый и опасный, криводушный, противоречивый, двуличный и злонамеренный (В. Даль).

Лукавство есть изобретательность на злые умыслы, когда человек, прикрывшись чем-то добрым, приводит в исполнение свой умысел (Василий Великий).

Лукавство есть бесовское безобразие, которое потеряло истину и думает утаить это от многих (Иоанн Лествичник).

Лукавство есть извращение простоты, обольщенный разум, лживое оправдание себя благими намерениями. Скрытность сердца, бездна лести, навык лгать, превратившееся в природу самомнение, противник смирения, личина покаяния, удаление плача, упорство в своем мнении, причина падений, препятствие восстанию от падений, коварная улыбка при обличениях, безрассудное сетование, притворное благоговение — словом, оно есть бесовское житие (Иоанн Лествичник).

Лукавство происходит от возношения и от гнева (Иоанн Лествичник).

Лукавое сердце — корень и источник греха (Симеон Новый Богослов).

Лукавый человек — соименник и сообщник диаволу, потому что и Господь научил нас называть диавола лукавым (Иоанн Лествичник).

Лукавый человек, конечно, опаснее зверя. Зверь, не имея разума, не имеет зла против человека, а лукавый человек, владея разумом, пользуется им в своих целях и, когда хочет, при его помощи изобретает ловушки (Иоанн Златоуст).

Лукавый человек наносит удар прежде всего себе и больше никому. Таким образом, он враг самому себе. Душа его всегда полна печали, мысли всегда угрюмы (Иоанн Златоуст).

Лукавый скор на оскорбления, в многословии силен, усерден в нанесении другим ударов, первый содействует раздорам (Ефрем Сирин).

Лукавый издевается над тем, кто любит; кто заслуживает одобрения, теми гнушается; кто показывает успехи, теми недоволен (Ефрем Сирин).

Лукавый всегда завидует, всегда соперничает, всегда ожесточается; получив приказ, противоречит ему; выслушав повеление, извращает его; после доброго совета выступает плохо (Ефрем Сирин).

Лукавый в псалмопении немощен, в посте расслаблен, для всякого доброго дела не имеет ни сил, ни понятливости, к духовным беседам не способен, потому что «всякое нечестие заграждает уста свои» (Пс. 106:42) (Ефрем Сирин).

Лукавый человек, во-первых, обманывает собственную душу: лукавство его обращается на голову его, как написано в Псалмах: «Злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя» (Пс. 7:17). Не своди знакомства с человеком лукавым. Дружба с лукавым — дружба с диаволом (Антоний Великий).

Лукавый никогда не бывает в мире, но всегда в смятении, всегда исполнен раздражительности, коварства и гнева, всегда подсматривает за ближним, всегда наушничает, вразумления ставит ни во что, братьев развращает, простодушных притесняет, кротких отдаляет от себя, великодушных осмеивает, перед посторонними лицемерит (Ефрем Сирин).

Лукавый одному на другого клевещет, всякому идет наперекор, принимает участие в ссорах, доводит человека до раздражения, помогает в мщении, готов на злоречие, с приятностью говорит о других худо (Ефрем Сирин).

Как от горького корня и ветки, и листья, и цветок, и плоды — все горькое, так и у лукавого человека и походка, и взгляд, и вид, и действия лукавы (Иоанн Златоуст).

В лукавую душу не войдет премудрость, не будет обитать в теле, порабощенном греху.

Кто поступает лукаво, прогневляя Господа, пусть не ожидает, что будет прощен (Нил Синайский).

Насколько просто искренним людям измениться в лукавых, настолько же трудно лукавым переродиться в чистосердечных (Иоанн Лествичник).

Лукавые помыслы отлучают человека от Господа (Нил Синайский).

Кто обращается с братом своим лукаво, не избежит печали сердечной.

Замаскированное недружелюбие, лукавое лицо, подозрительный взгляд не располагают людей к доверию и сотрудничеству.

Кто в надежде на полученное прощение поползнется вторично совершить тот же грех, в котором принес покаяние, тот лукаво поступит пред Богом (Исаак Сирии).

Тот к добру не направит, кто в делах лукавит (украинская народная мудрость).

Отвергни око лукавое, стяжи око простое (Антоний Великий).

Кто желает, чтобы его труды не погибли, тот должен сразу же отражать от себя лукавство и злобу.

Не могу умолчать о лукавстве полипа, всякий раз принимающего цвет камня, к которому легко пристает. Поэтому многие рыбы, плавая без опасения, приближаются к полипу, как будто к камню, и делаются его добычей. Таковы нравом те, кто угождают всякой преобладающей власти, каждый раз сообразуются с обстоятельствами, не держатся постоянно одного и того же намерения, легко приспосабливаются к тем и другим: с целомудренными уважают целомудрие, с невоздержанными — невоздержанны, в угоду всякому переменяют расположение. От таких людей не легко уклониться и спастись от наносимого ими вреда, потому что задуманное ими лукавство глубоко прикрыто личиной дружбы. Людей такого нрава Господь называет волками хищными, которые являются в одеждах овчих (Мф. 7:15). Избегай изворотливого и многоликого нрава, стремись к истине, искренности и простоте (Василий Великий).

У лукавого нрава есть особые признаки; кто имеет их, тому невозможно быть сыном Божиим, нося в себе образ противоположного естества. Угодно ли знать отличительные свойства лукавого нрава? Это зависть, ненависть, клевета, кичливость, корысть, страстное пожелание, недуг славолюбия. Этими и подобными этому чертами отличается образ противника. Поэтому если очернивший себя подобными сквернами будет призывать Отца, то какой отец услышит его? Очевидно, состоящий в родстве с призывающим, а это отец не Небесный, но преисподний (Григорий Нисский).

Скрытое лукавство вредоноснее явного. Потому что, если бы знали клеветников, легче избежали бы их несдержанных языков и недобрых расположений (Василий Великий).

Никто пусть не будет лукавым и двоедушным, чтобы не постиг его грозный приговор: «Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый» (Пс. 11:4) (Феодор Студит).