Неблагодарность

«Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны» (2 Тим. 3:1-2).

«Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего, и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым» (Лк 6:35).

Неблагодарный — это человек, не чувствующий, не проявляющий благодарности и признательности за что-либо.

Неблагодарность — неотъемлемая часть жадности (М. Монтень).

Неблагодарность — род слабости. Выдающиеся люди никогда не бывают неблагодарными (И.В. Гете).

Неблагодарность — характерная черта неверующих людей, но есть немало и верующих, забывающих благодарить Бога за все дары.

Нет ничего гнуснее неблагодарности; неблагодарный подобен тому, кто взял обманом не принадлежащее ему.

Помните, что все люди, и вы в том числе, по природе неблагодарны. Награду ждите от Господа.

Признак неблагодарности есть немилосердие и суровость к ближнему. Человек удостаивается великих милостей от Бога каждый день и час, а сам не хочет ради Бога пожалеть подобного себе человека. Ради постоянного милосердия Божиего к человеку, сколько бы обид ни принял он от ближнего, все должен простить от сердца. Даже если бы несколько раз убит был и ожил (если бы такое могло случиться), должен простить убившему Какую бы обиду ни нанес человек человеку и сколько бы ни было обид, все они ничто перед той обидой, которою человек, «прах и пепел» (Быт. 18:27), оскорбляет величество Божие, преступая Его закон, но не лишаясь Его милости. Если человек не хочет простить согрешившему ближнему, значит, он не помнит этой великой милости Божией (Тихон Задонский).

Неблагодарность наша, христиане, вредит не Богу, а нам. Солнце остается солнцем, равно сияет и излучает свет, ругают его или хвалят, и свет его ни от хуления не слабеет, ни от хвалы не усиливается. Как не прибавляем мы славы Богу тем, любим ли мы Его, почитаем, хвалим, благодарим, а самим себе приносим пользу. А когда не любим, не почитаем, не хвалим или даже хулим, мы не убавляем Его славы, но вредим себе. Солнце светит всем: кто хочет видеть свет, открывает глаза и видит, но солнцу от этого ничего не прибавляется, кто закрывает глаза и не видит свет, вредит себе, а не ему. Так благость Божия изливается на всех, тому, кто чувствует ее и благодарит Бога, самому полезна его благодарность, а не Богу. Тот же, кто этого не чувствует и не благодарит Благодетеля, вредит себе, а не Ему (Тихон Задонский).

Скрывать дарование Божие или употреблять его не во славу Божию, а для своей корысти и прихоти — признак неблагодарности. Таковы те, кто имеет разум, но не помогает своим дарованием ближним, и те, кто богатство мира сего имеют и укрывают или употребляют на излишества, а просящих Христа ради презирают. Злоупотребление дарованием Божиим потому можно считать неблагодарностью, что посылается оно для того, чтобы мы сами им пользовались и благодарили Бога, и другим помогали в честь давшего нам Свое добро (Тихон Задонский).

Исцелены десять прокаженных, а благодарить Господа пришел только один (Лк. 17:12-19). Не такова ли, в общей сложности, пропорция людей, благодарных Господу за благодеяния? Кто не получал благ, или, вернее, что есть в нас и что бывает с нами, что не было бы благим для нас? А между тем все ли благодарны Богу и за все ли благодарят? Есть даже такие, которые позволяют себе спрашивать: «Зачем Бог дал жизнь? Лучше бы нам не быть». Бог дал тебе бытие, чтобы ты вечно блаженствовал. Он дал тебе бытие даром, даром снабдил тебя и всеми способами к достижению вечного блаженства. Дело за тобой — стоит только немножко потрудиться ради этого. Говоришь: «Да у меня — все горести, бедность, болезни, напасти». Что же, и это способствует стяжанию вечного блаженства: потерпи. Всю жизнь твою и мгновением нельзя назвать в сравнении с вечностью. Даже если бы и всю жизнь подряд пришлось страдать, и это ничто против вечности, а ты еще имеешь минуты утешения. Смотри не на настоящее, а на то, что готовится тебе в будущем, старайся сделать себя достойным этого, тогда и горестей не заметишь. Все они будут поглощаться несомненным упованием на вечное утешение, и благодарность не будет умолкать (Феофан Затворник).

Грех ослепляет. Человека — своего благодетеля — человек любит, почитает и прославляет, хотя все, что ни получает от него, есть Божие. Но Богу, благами Которого живет, движется и существует (Деян. 17:28), не воздает хвалы. Всякое создание Божие хвалит и прославляет Бога, Создателя своего. «Небеса проповедуют славу Божию» (Пс. 18:2), солнце, луна и звезды своим светом прославляют Бога. Птицы летают, поют и славят Бога. Земля, со своими плодами, и море, с живущими и движущимися в нем, хвалят Господа. Словом, все создание творит слово и повеление Божие и так хвалит Господа своего. Но человек, на которого излилась гораздо большая благость, чем на все создание, ради которого созданы небо и земля, ради которого Сам Бог явился и пожил на земле, человек — разумное творение, окруженное Божиими благодеяниями, не хочет хвалить и благодарить Бога, Господа, Создателя и Благодетеля своего. Так бедственно ослепляет грех человека! (Тихон Задонский).

Увидеть Бога, ясно видимого в видимой природе, воздать Ему поклонение, славословие, благодарение позволено всем людям. Но увидели Его весьма немногие, увидели Его те, кто не отнял у себя рассеянной чувственной жизнью способности к зрению (епископ Игнатий).

Благодарение Бога имеет особенное свойство: рождает и усиливает веру, приближает к Богу. Неблагодарность и забвение Бога уничтожают веру, удаляют от Него (епископ Игнатий).