Плач

«Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте: смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль» (Иак. 4:9).

«А сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8:12).

«Услышал Господь голос плача моего» (Пс. 6:9).

«Ибо на мгновение гнев Его, на всю жизнь благоволение Его: вечером водворяется плач, а на утро радость» (Пс. 29:6).

«С плачем несущий семена возвратится с радостию, неся снопы свои» (Пс. 125:6).

«Сердце мудрых — в доме плача, а сердце глупых — в доме веселия» (Ек. 7:4).

«Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5:4).

Плач — звуки, сопровождающие это действие.

Плакать — прослезиться, проливать слезы, слезно скорбеть и умолять (В. Даль).

Плач сердца исцеляет язвы, нанесенные сердцу внутренними врагами.

Далек от плача тот, кто вдается в мирские заботы для удовлетворения тщеславия.

Далек от плача тот, кто следует воле падшего естества.

Если тебя поносят и ты скорбишь от этого, то нет в тебе истинного плача.

Слезы в молитве — знамения милости Божией (Исаак Сирин).

Молчание приводит к плачу, а плач очищает ум и делает его безгрешным.

Невозможно не плакать или здесь произвольно, или невольно в адских муках.

Ум молится слезами, сердце молится плачем. Не восплачет сердце, если не умилится от слов молитвы, не стяжает ум внимательной молитвы, если сердце не будет содействовать и помогать ему плачем (епископ Игнатий).

Мудрому человеку плач приятнее смеха (Ефрем Сирин).

Вода угашает пламя, а слезы во время молитвы угашают злые помыслы (Ефрем Сирин).

Слезами просветляется душа, по дару Господню, и, как в зеркале, отражает в себе небесное (Ефрем Сирин).

Святые и чистые слезы о Боге всегда омывают душу от грехов и очищают ее от беззаконий (Ефрем Сирин).

Наполните очи свои слезами, и вскоре отверзнутся очи сердца вашего (Ефрем Сирин).

Блажен, кто сколько-нибудь времени плакал здесь, потому что слезы его прекратились и их уже нет и наслаждается он за гробом непреходящим блаженством (Ефрем Сирин).

Не ради плоти Бог дал тебе слезы, скорбь и печаль, но ради души, чтобы ты возвращал ее к жизни (Ефрем Сирин).

Если слезы пролиты о душе, они воскрешают и возвращают ее к жизни (Ефрем Сирин).

Горе тем, которые плачут, но не перестают грешить и потому лишают себя пользы от плача.

Плакать — значит постоянно помнить о своих грехах (Иоанн Златоуст).

Будем плакать только о грехе, а все прочее — и бедность, и болезнь, и преждевременную смерть, и обиду, и клевету, и любое другое из зол, постигающих человека, — будем переносить благодушно (Иоанн Златоуст).

Не так источники вод делают сады цветущими, как потоки слез напояют плод молитвы (Иоанн Златоуст).

Всегда хорошо плакать (о грехах), но особенно ночью, когда никто не препятствует этому дивному удовольствию, когда желающий может предаваться ему с полной свободой (Иоанн Златоуст).

Как мирская радость бывает смешана с печалью, так от слез по Боге вырастает постоянная и неувядающая радость (Иоанн Златоуст).

Прекрасная баня для души — слезы во время молитвы; но и после молитвы помни, о чем ты плакал (Нил Синайский).

Нет порока, которого бы не истребляли спасительные слезы покаяния (Нил Синайский)

Когда ум погружается в этот мир, тогда он совершенно лишается слез. И это признак, что человек погребен в страстях (Исаак Сирин).

Тот плачущий, кто по упованию на будущие блага проводит все дни своей жизни в алчбе и жажде (Исаак Сирин).

Будем плакать, возлюбленные, будем плакать, чтобы поистине возрадоваться во время действительной радости (Исаак Сирин).

Плач есть золотое жало, уязвлением освобождающее душу от всякой земной любви и пристрастия (Иоанн Лествичник).

Плач по Боге есть сетование души, такое расположение страдающего сердца, которое с исступлением ищет того, чего жаждет, и, не находя его, стремится к нему изо всех сил и горько рыдает о Нем (Иоанн Лествичник).

Свойство преуспевающих в плаче есть воздержание и молчание уст. Свойство преуспевших в плаче — безгневие и непамятозлобие. Свойство совершенных в плаче — смиренномудрие, жажда бесчестий, произвольная жажда невольных скорбен (Иоанн Лествичник).

Как воск тает от огня, так и плач легко истребляется от молвы, телесных попечений и наслаждений, в особенности же — от многословия и смеха (Иоанн Лествичник).

С богоугодным плачем часто сливается постыдная слеза тщеславия; и это познаем на опыте, когда видим, что мы плачем и поддаемся гневу (Иоанн Лествичник).

Кто пребывает в постоянном плаче по Боге, тот не перестает ежедневно праздновать (духом), а кто всегда празднует телом, того ожидает вечный плач (Иоанн Лествичник).

В бездне плача находится утешение, и чистота сердца получает просвещение (Иоанн Лествичник).

Слеза истинного плача угашает всякий пламень раздражительности и гнева (Иоанн Лествичник).

Слезы, источаемые сердцем, есть благоприятная жертва, приносимая Богу в очищение скверны и постыдных страстей (Симеон Новый Богослов).

Пусть никто не прельщает нас пустыми словами и сами себя да не прельщаем: прежде плача и слез нет в нас ни покаяния, ни истинного намерения перемениться, ни страха Божия в сердцах наших, еще не осознали мы себя виновными и не осудили, и душа наша еще не предчувствовала будущего Суда и вечных мук. Ибо если бы мы осудили себя, если бы имели такие движения сердца, если бы были в таких чувствах, то тотчас извели бы и слезы. Без этого же ни жестокосердие наше никак не может смягчиться, ни душа наша — стяжать духовное смирение, и не в силах мы сделаться смиренными. А кто не таков, тот не может соединиться с Духом Святым. Несоединившийся же с Ним через очищение себя от всего страстного не может удостоиться созерцания Бога и боговедения (Симеон Новый Богослов).

Плач имеет двоякое значение: как вода, он угашает пламя страстей и омывает душу от нечистоты, причиняемой ими; и, как огонь, присутствием Святого Духа животворит, согревает и опаляет сердце, воспламеняет в нем любовь и стремление к Богу (Симеон Новый Богослов).

Слезы очищают пороки души (Тихон Задонский).

Слезы, исходящие от сокрушенного сердце, есть слова сердечной молитвы (Тихон Задонский).

В слезах таинственно живет утешение, и в плаче — радость (епископ Игнатий).

Сеющие слезами — радостью пожнут (епископ Игнатий).

Есть и греховные слезы. Греховными слезами называются слезы, проливаемые по греховным побуждениям (епископ Игнатий).

Слезы страха Божия и покаяния суть дар Божий (епископ Игнатий).

Без умерщвления для мира невозможно стяжать плач и слезы, мы стяжаем их по мере умерщвления миру (епископ Игнатий).

Делание плача, будучи неразлучным с деланием молитвы, требует тех же условий для преуспеяния, в каких нуждается и молитва (епископ Игнатий).

Скорби и болезни покаяния заключают в себе семя утешения и исцеления. Это таинство открывается плачем (епископ Игнатий).

Сущность покаяния заключается в смирении и сокрушении нашего духа, когда дух восплачет по причине смирения (епископ Игнатий).

Плач есть сердечное чувство покаяния, спасительной печали о греховности и разнообразной, многочисленной немощи человека (епископ Игнатий).

Младенец выражает плачем все свои желания, и твоя молитва пусть всегда сопровождается плачем (епископ Игнатий).

Полезен плач, растворенный упованием на Бога: утешает душу, смягчает сердце, отверзает его для всех святых, духовных впечатлений Печаль, не соединенная с упованием, чужда благих плодов, она несет плод вредный, убийственный (епископ Игнатий).

Плач и слезы — дар Божий, и потому, при внимательной жизни испрашивай этот дар прилежной молитвой (епископ Игнатий).

Грех — родитель плача и слез, он умерщвляется чадами его, плачем и слезами (епископ Игнатий).

Плач — выражение истинного покаяния (епископ Игнатий).

Действуй молитвой, воодушевленной плачем. Такая молитва пламенное оружие, попаляющее страсти, прогоняющее отвержен ных духов (епископ Игнатий).

Если Господь знает число наших волос, неужели Он не считает, наши слезы?