Покаяние

«В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской, и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3-1-2).

«Пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:14-15).

«Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, — и получите дар Святого Духа» (Деян. 2:38).

«Покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» (Деян. 3:19).

«Сотворите же достойный плод покаяния» (Мф. 3:8).

«Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться» (Деян. 17:30).

Слово «покаяние» или «покайтесь» упоминается в Новом Завете семьдесят раз.

Библейское покаяние охватывает разум, чувства и волю.

Библейское слово «покаяние» означает: «перемена, поворот». Это слово силы и действия. Когда Библия призывает нас покаяться в грехах, то это означает, что мы должны отвернуться от греха, сделать полный поворот и пойти по противоположному направлению от греха.

Покаяние есть отрешение от греха.

Покаяние и вера идут рука об руку. Вы не можете испытать подлинного покаяния без спасительной веры и не можете иметь спасительной веры без подлинного покаяния.

Библия учит, что когда человек приходит к Иисусу Христу, с ним происходит перемена, отражающаяся во всем, что он делает.

Есть только один истинный путь к миру в душе, который переполнен радостью, довольством и счастьем, — это путь сознания своих грехов, путь покаяния и искренней веры в Иисуса Христа.

Блаженны горюющие о своем бессилии, ибо они будут утешены силой Самого Бога.

Покаяние не покупает и не зарабатывает вашего спасения; оно только приготовляет ваше сердце и волю принять благодать Божию.

Лишь тот, кто видит Бога, способен принести достойный плод покаяния.

Покаяние — это перемена мыслей, новое понятие о Боге. Покаяние — самая короткая дорога в небо.

Каяться — значит видеть всю степень своей порочности и слабости. Покаяние есть отрицание всего дурного в себе, чистка души, приготовление ее к принятию добра.

Ничто так не размягчает сердце, как сознание своей вины, и ничто так не окаменяет его, как сознание своей правоты.

Покаяние только тогда действительно, когда человек решил воздерживаться от того, в чем каялся.

Человек добрый, если он не сознает своих ошибок и старается оправдать себя, может стать извергом.

В покаянии омывай свое сердце в Крови Иисуса Христа, и Господь Бог войдет в твое сердце и будет жить в нем.

Не оставляй свой грех при себе, даже в отчаянии. Принеси его к подножию Голгофского креста, чтобы он там был умерщвлен вместе с Иисусом Христом, и ты переживешь в себе чудное воскресение нового человека.

По учению Священного Писания, слово «покаяние» означает: «внутренний поворот, крутой поворот». Шел собственным путем, уходил, удалялся от Бога, но сделал крутой поворот, пошел обратно, начал приближаться к Богу.

В греческой Библии слово «метания» (покаяние) состоит из двух корней: «мета» — перемена и «ноема» — мышление, и означает перемену образа мыслей.

Перемена мышления, наступающая в момент истинного покаяния, производит полную перемену во всех проявлениях нашей жизни.

В процессе подлинного покаяния Священное Писание усматривает четыре основных момента, а именно: угрызение совести, сокрушение сердца, исповедание уст и сотворение достойного плода покаяния, то есть обращение.

Покаяние — это сознательный отказ от нашей прежней греховной жизни.

Покаяние есть уход от сатаны. Обращение — вручение всего себя Богу.

Покаяние повергает нас в прах и пепел, оно полагает конец всему прошлому.

Покаяться — значит сказать: «Встану, пойду к Отцу моему». Обратиться — значит сделать: «встать и пойти».

Покаяние без обращения — ложное покаяние.

Покаяние без перемены сердца, характера и жизни — кощунственное покаяние.

Покаяние без рождения свыше — бесполезное, пустое и тщетное.

Чтобы получить прощение от Бога, не довольно молиться два или три дня; надо произвести перемену всей нашей жизни и, оставив пороки, пребывать в добродетели. Бог не отпускает нам грехи, когда мы их не оставляем (Иоанн Златоуст).

Покаяние есть договор с Богом об исправлении жизни.

Покаяние имеет как бы два лица: оно взирает на прошедшее и на будущее; на прошедшее, дабы оплакать сделанные грехи, а на будущее, чтобы не делать их уже более (Григорий Богослов).

Сотворить достойный плод покаяния — значит исправить все то, что доступно нашему исправлению: украденное — возвратить; причиненные ближнему убытки — возместить; забытые или сознательно непокрытые нами долги — заплатить; перед тем, кого оскорбили словами или делами, — извиниться; у тех, о ком распустили заведомо ложную молву, опозорили их доброе имя — попросить прощения, примириться.

Единственное, чего Бог ожидает от нас, это — полной перемены сердца и жизни, которая происходит в результате нашего глубокого покаяния и чистосердечного обращения ко Христу.

Исповедание грехов одними устами не имеет никакой цены, если сердце не сознает бремени греха.

Исповедание греха и прощение не следует смешивать с праведностью жизни.

Каяться за грешника и просить у Бога прощения никто другой не может; это должен сделать сам человек.

Бог может помочь «блудному сыну придти в себя» и напомнить ему о «слугах, избыточествующих хлебом», но решение «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: Отче! я согрешил против неба и пред Тобою», должно исходить от сына.

Бог способствует грешнику «придти в себя» путем постигающих его болезней, испытаний, неудач и тупиков.

Бог приводит на память давно забытые греховные деяния, пробуждает уснувшую совесть, творит в душе грешника чувство стыда, сознание вины, тяготящего над ним гнева Божия и неизбежности вечного осуждения.

Бог может произвести в человеке хотение и действие по Своему благоволению, и благость Божия может вести грешника к покаянию, но Бог не может заставить насильно каяться И больше того, Бог не нуждается в вынужденном покаянии грешника.

Исав каялся и даже со слезами, но, к сожалению, каялся перед отцом, а не перед Богом. Покаяние Исава перед отцом можно сравнить с покаянием Иуды перед первосвященниками.

Надо покаяться в своих грехах, прежде чем получить радость спасения.

В наши дни у людей ощущается острый недостаток в сознании собственной греховности. Человек и не предполагает того, что в глазах Божиих он является величайшим грешником.

Кающегося грешника ожидают объятия любви Божией.

Покаяние заключается не в длинных молитвах и не в красивых словах, но в сокрушении и рыдании сердца.

Истинное покаяние всегда связано с сознанием своего греха перед Богом и с сознанием своей вины перед людьми.

Покаяние без сокрушения и рыдания сердца — это покаяние только на словах.

Для того чтобы достигнуть твердой уверенности в нашем спасении, мы должны точно выполнить повеление Божие, выраженное двумя словами: «покайтесь и обратитесь».

Истинное покаяние выражается в глубоком сознании своей греховности и открытом, чистосердечном исповедании своей вины перед Богом.

Покаяние есть отказ от старой греховной жизни. Обращение — принятие новой жизни, жизни Божией.

Покаяние повергает нас перед Богом в прах и пепел. Обращение поднимает нас из праха и облекает в ризы спасения.

Покаяние и обращение должны быть сознательными, искренними и окончательными.

Истинная христианская жизнь начинается вслед за покаянием и обращением

Когда человек искренне осознает свою вину перед Богом и людьми, он готов для получения Божия прощения.

Подлинное покаяние — это не только чувство угрызения совести, но оно распространяется на интеллект, эмоции и волю.

В покаяние включена также и воля. Блудный сын пришел в состояние раскаяния не только интеллектуально, не только испытал чувство отвращения к себе и своему греху, но также начал действовать: «Встану, пойду к отцу моему». «Встал и пошел к отцу своему» (Лк. 15:18,20).

Покаяние есть сознательное и волевое отвращение от греха. Оно всегда ведет к перемене в поведении и взглядах.

Покаяться — сознать свои грехи, выйти из них и более не делать их.

Покаяние есть перемена всей нашей жизни. Говоря конкретно, это перемена наших взглядов по отношению к Богу, Иисусу Христу и греху.

Покаяние ведет к примирению с Богом. Позднее покаяние очень тягостно.

Бог не согрешивших судит, но согрешивших и не раскаявшихся в своих грехах.

Если бы не было покаяния, то не было бы и спасения.

Покаяние есть лестница, возводящая нас туда, откуда мы ниспали (Ефрем Сирин).

Сознание своей греховности и самоукорение — первые шаги на пути покаяния.

Не сознаваться в своих проступках — значит увеличивать их.

Чрез раскаяние изглаживаются грехи даже и тогда, если это

раскаяние совершается при последнем вздохе.

Нет позднего покаяния, пока человек в мире сем (Тихон Задонский).

Не от долгого времени покаяние зависит, но от усердия кающегося (Тихон Задонский).

Сделавший грех должен сам осуждать себя, хотя бы никто другой не обвинял его.

Прощай другим все, а себе ничего.

Не старайся никогда оправдываться, не имея на то достаточной причины

Никто столько не благ и не милосерд, как Господь; но некающимся Он не прощает (Марк Подвижник).

Остановись, несчастный! Не все будет для тебя время долготерпения Божия.

Терпел тебя доселе Бог, видя твои беззаконные дела; но впредь стерпит ли, не известно (Тихон Задонский).

Не медли, грешник, обратиться к Господу, чтобы вместо милости Божьей не познать на себе суда Божия (Тихон Задонский).

Будем ниневитянами, а не содомлянами; уврачуем грех, чтобы с грехом не погибнуть (Григорий Богослов).

Старайся не впадать в грех, а если впал, покажи мужество: встань, скорее исправься (Нил Синайский).

Все несчастье состоит не в том, что ты пал, но что, упавши, не встаешь; не в том, что согрешил, но в том, что упорствуешь в грехе (Тихон Задонский).

Быть грешником — общее несчастье; оставаться и закосневать во грехе — вот вина и беда.

Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного (Исаак Сирин).

Не величество, не множество грехов погубляет грешника, но нераскаянное житие (Тихон Задонский).

Согрешить — дело человеческое; но во грехе быть и лежать — диавольское (Тихон Задонский).

Пасть — моя немощь; но пребывать во греха — воля диавола — моя погибель.

Не должно отлагать времени своего исправления, потому что утренний, завтрашний день неверен для нас; многие, замыслив многое, не дожили до утреннего дня (Василий Великий).

Тот, Кто обещал прощение во грехах кающемуся, не обещал согрешающему завтрашнего дня (Григорий Двоеслов).

Не говори. «Сегодня согрешу, а завтра покаюсь». Но лучше сегодня покайся, потому что не знаешь, доживешь ли до завтра (Ефрем Сирин).

Не откладывай на завтра, этому завтра никогда нет конца (Иоанн Златоуст).

Смотри, чтобы покаяние не пришло тебе на мысль уже тогда, когда только одному отчаянию будет время и место (Исидор Пелусиот).

Надобно опасаться, чтобы у немощного не было и покаяние немощное, а у умирающего мертвое (Тихон Задонский).

Если только при смерти покаяние, то можно сказать, что не мы оставляем грехи, но они оставляют нас.

Надобно оставить прихоти, пока они нас не оставляют, надобно оставить суету, пока она нас не оставит (Тихон Задонский).

Покаяние есть купель, в которой грешники очищаются для неба.

В книге жизни нашей есть много страниц мрачных; эти страницы должны быть омыты слезами покаяния.

Грех полагает на нас такое пятно, которого нельзя смыть тысячью источников, а только одними слезами покаяния (Иоанн Златоуст).

Грех входит с услаждением, а изгоняется с горечью. Оскорбление Бога исцеляется скорбью по Боге.

Бог обыкновенно отвращается не столько грешащих, сколько тех, которые учинив грех, не сокрушаются о нем (Иоанн Златоуст).

Кто не плачет о грехах своих, тот будет плакать от наказаний за грех.

Если кто впадает в какое-либо согрешение и не будет печалиться по мере того, тот легко опять впадет в ту же сеть (Марк Подвижник).

Апостол Павел три года плакал день и ночь, исправляя чужие недостатки (Деян. 20:31), а мы и о своих не плачем (Иоанн Златоуст).

Нет ничего сладостнее, как печаль по Боге (Иоанн Златоуст).

Печаль по Боге лучше и полезнее радости мирской (Иоанн Златоуст).

Как мирская радость бывает смешана с печалью; так слезы по Боге произращают всегдашнюю и неувядающую радость (Иоанн Златоуст).

Поспешим сеять слезы покаяния, чтобы пожать радость спасения. Кто скрывает свои грехи, тот не хочет с ними расстаться.

Стыдись грешить, а не исповедовать грех.

Благо исповедание грехов, когда следует за тем исправление. Но что пользы открывать врачу язву и не употреблять целительных средств? (Блаженный Августин)

Покаяние есть договор с Богом об исправлении жизни.

Насаждающий деревья и опять исторгающий их не будет иметь плодов от своего насаждения; так и кающиеся, но опять согрешающие, не соберут плодов покаяния.

Прощение грехов есть свобода от страстей, а кто от них не освободился благодатью, тот не получил еще прощения.

Самый верный признак, по которому всякий кающийся грешник может узнать, действительно ли его грехи прощены Богом, есть тот, когда мы чувствуем ненависть и отвращение к грехам, что лучше согласимся умереть, нежели произвольно согрешить перед Богом (Василий Великий).

Молитвы, посты и милостыни составляют только одежду христианского покаяния; а ненависть ко греху есть сущность его. Покаяние есть война с грехом.

Не позволяй сердцу вспоминать с наслаждением прошедшее, дабы не вкралось в душу твою похотение и не заставило ее возвратиться в Египет (Блаженный Августин).

Грехов, соделанных прежде, не укрепляй в душе твоей размышлением о них, чтобы они не возобновились в тебе. Будь уверен, что они прощены тебе с того времени, как ты предал себя покаянию. В том не сомневайся (Антоний Великий).

Бойся впадать в те же грехи, которые милосердие Божие простило тебе чрез покаяние; но если по немощи и впадешь, то не приходи в отчаяние.

Покаяние означает перемену мышления, падение власти сатанинской и установление в душе человека власти Божией.

В подлинном покаянии есть четыре главных момента: угрызение совести, сокрушение сердца, исповедание уст и исправление жизни.

Мы только тогда способны увидеть ужас наших грехов, когда Бог откроет наши очи. Там, где нет подобного видения греха, там нет и покаяния, не может быть и желанного спасения, и возрождения.

Покаяние только тогда действительно, когда человек оставляет грех, в котором кается.

Человек, пришедший к Богу с покаянием, получает не только прощение грехов, но и вечное спасение и в этом великую радость.

Покаяние открывает двери к спасению и к познанию любви Иисуса Христа.

Ненависть ко греху и чувство прощения приходят одновременно в душу и остаются в ней на всю жизнь.

Человек истинно кающийся никогда не будет доволен своим покаянием. Мы также не способны к совершенному покаянию, как к совершенной жизни. Как бы чисты наши слезы ни были, в них всегда найдется немного мути. Даже в нашем лучшем покаянии будет кое-что такое, в чем следовало бы каяться.

Покаяться — значит изменить свой взгляд, свои помышления относительно греха и Христа, и всех великих дел Божиих. Покаяние связано с болью, но самая сущность его состоит в том, чтобы сердце отвернулось от греха ко Христу. Если есть такой поворот, то это и есть истинное покаяние.

«Они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах. 12:10). Не покаяние приводит к лицезрению Иисуса Христа, а наоборот, лицезрение Иисуса Христа приводит к покаянию.

Нераскаянному грешнику нельзя простить грехи; простить его значило бы поддержать его в злых путях его и научить легко относиться ко злу.

Покаяние — неразлучный спутник веры. В глазах веры дрожат слезы покаяния. Покаяние неистинно, если оно происходит не от веры, и наоборот, вера в Иисуса Христа не истинна, если она не связана с покаянием.

Ты никогда не будешь ценить помилования, если не испытаешь покаяния; ты никогда не выпьешь до дна чашу покаяния, пока не будешь знать, что ты помилован.

Горечь покаяния и сладость прощения соединяются в жизни каждого помилованного и составляют вместе радостное блаженство.

Вера и покаяние — две спицы одного и того же колеса, две рукоятки плуга. Сердце, сокрушающееся о своих грехах, порвавшее с ними всякую связь, — вот примерная картина описания покаяния.

Покаяние можно назвать поворотом и возвратом. Покаяние — самая основательная и радикальная перемена мыслей, связанная с болью за прошедшее и с решением исправиться в будущем.

Раскаяние в грехах и вера в божественное прощение есть основа уток в ткани истинного обращения.

Прощение и покаяние текут из одного источника и даются одним и тем же Спасителем.

Истинное покаяние такое же дело Божий благодати, как и примирительная жертва, которою уничтожается грех.

Покаяние не создается нашей строптивой природой, оно — дар Божией благодати.

Иисус Христос возвышен, дабы наше покаяние имело доступ к Богу. Он сделал наше покаяние приемлемым Богом, чем оно само по себе никогда не могло бы быть.

Когда кающийся грешник обращается к Господу, то всегда находит благой прием.

Плохо покаялся тот человек, который продолжает грешить (Блаженный Августин).

Истинное покаяние есть перемена в нашем внутреннем человеке, ее производит Дух Святой и она выражается в соответствующей перемене жизни.

У покаяния слезы в глазах и исповедание вины в устах. Пусть из вашего сердца истекает исповедание своих грехов.

Если вы нарушили Божию волю поспешным словом или мыслью, сразу же признайте этот грех.

Истинное покаяние сопровождается исправлением причиненного другим людям зла или ущерба.

Истинное покаяние и спасительная вера непременно идут вместе, покаяние без веры — бесполезно, а вера без покаяния — не возможна. Покаяние и вера неотделимы друг от друга.

Труднее всего посмотреть в лицо самому себе; а сделать первый шаг в раскаянии и к правильным отношениям с Богом — самому признать свой грех.

В какую же пропасть попал человек по своей вине и почему он попал в нее? Человек попытался устроить все по-своему, вести себя так, как если бы никому, кроме самого себя, он не принадлежал; иными словами, падший человек — это не просто несовершенное существо, нуждающееся в исправлении и улучшении, — это мятежник, который должен сложить свое оружие. Сложить оружие, сдаться, попросить прощения, признать, что он отклонился от правильного пути, выразить готовность начать жить заново — вот единственный выход из нашей пропасти. Именно это признание своего поражения и безоговорочную капитуляцию называют христиане покаянием.

Покаяться — значит отречься от самомнения и своеволия, которые мы культивируем в себе на протяжении тысячелетий.

Покаяться — значит пережить какое-то подобие смерти.

Только плохой человек нуждается в покаянии, но только хороший может покаяться по-настоящему.

Чем мы хуже, тем больше нуждаемся в покаянии, но тем менее мы склонны к нему.

Мы должны пройти через покаяние, но то зло в нас, которое делает покаяние необходимым, в то же самое время лишает нас способности к покаянию. Можем ли мы разрешить эту проблему, если Бог не поможет нам? И как мы понимаем Божию помощь в этом деле? Для того чтобы помочь нам, Бог вкладывает в нас как бы частицу Самого Себя. Он дает нам немного Своей способности к рассудительности, и мы начинаем думать; Он вкладывает в нас немного Своей любви, и вот мы уже в состоянии любить друг друга.

Когда вы учите ребенка писать, вы держите его руку, выводя буквы вместе с ним; его рука пишет буквы, потому что вы их пишете. Мы любим и мыслим, потому что Бог любит и мыслит, и держит в Своих руках нашу руку, направляя этим процессы нашей жизни.

Покаяться — значит сознаться в ошибке, из нее выйти и в нее более не впадать.

Покаяться — это значит повернуться к Богу.

Покаяние должно охватывать как изменение образа мыслей, так и изменение образа действий.

Истинное покаяние включает в себя изменение образа мыслей и действий.

Греческое слово «покаяться» означает: «изменить свои намерения».

Покаяться — значит осознать, что мы ведем неверный образ жизни и что необходимо принять совершенно новую систему ценностей.

Покаяние включает в себя две ступени: сожаление о том, что мы были прежде и намерение измениться по милости Божией.

Доказательством истинного покаяния и обращения к Богу является новый образ жизни человека.

Раввины говорили: «Велико покаяние, ибо оно приносит земле исцеление и достигает престола славы».

Покаяние — великий посредник между Богом и человеком. К Богу ведет лишь один путь — путь покаяния.

Покаяние — это отвращение от зла и порока и поворот к Богу.

Первичное значение покаяния в иудаизме всегда сводится к изменению отношения человека к Богу, изменению поведения в жизни, к религиозному и нравственному преобразованию в народе или человеке.

Покаяние проявляется в радикальной перемене воззрения человека, изменении образа жизни и поведения.

При покаянии грешник отказывается от своего греха, изгоняет его из своих мыслей и принимает окончательное решение не делать этого более, как написано: «Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои» (Ис. 55:7).

Раскаяние в жизни — это спасительная благодать, через которую грешник из искреннего чувства греха и понимания милосердия Божия (во Христе), ненавидя свой грех и сожалея о нем, обратился к Богу, с полным намерением и стремлением к новому повиновению (Вестминстерское исповедание веры).

Покаяние включает в себя этический элемент: это обращение к Богу и одновременное изменение своего поведения.

Есть прекрасная молитва, которую пели в синагогах: «Обрати нас, Отец, к Твоему закону; приблизь нас, о Царь, во услужение Тебе; обрати нас в совершенном раскаянии в Твое присутствие. Блажен будь Ты, о Господи, Который находит удовольствие в раскаянии!» Но это раскаяние должно проявляться в реальной жизни.

В комментарии к Ионы 3:10 один раввин писал: «Братья мои, о жителях Ниневии не сказано, что Бог видел их вретище и пост, но Бог видел их дела, что они оставили нечестивые пути свои».

Один раввин говорил: «Не будьте подобны глупцам, которые, согрешив, приносят жертву, но не раскаиваются. Если человек согрешит и говорит: «Я буду грешить и каяться, он не имеет права каяться», Он называет пять непростительных грехов, и в их числе: «те, кто грешит, чтобы покаяться, и те, кто много кается, а потом грешит снова».

Искреннее покаяние проявляется не в кратковременном сожалении, а в подлинной перемене образа жизни.

Подлинное покаяние приносит плоды, которые доказывают реальность раскаяния.

«Покаяние, — говорили иудеи, — как море: человек может в нем купаться в любое время».

Иногда человеку могут быть закрыты даже врата молитвы, но врата покаяния никогда не бывают закрыты.

Мир не может продолжать существовать без милосердия Божьего и без врат покаяния.

Милость Божия так велика, что Он принимает и затаенное покаяние.

Действительно раскаявшийся — это тот, кто, имея возможность совершить тот же грех, в тех же обстоятельствах, не делает этого.

Для подлинного раскаяния необходимо не только исправление, но и, в равной степени, исповедание греха.

У Маймонида, иудейского философа двенадцатого века, есть формула, показывающая, как человек может покаяться в своем грехе: «О Боже, я согрешил, я совершил беззаконие, я согрешил перед Тобою и сделал грех. Я сожалею об этом и стыжусь своих дел и никогда больше не буду делать этого».

Подлинное раскаяние обязательно связано со смиренным признанием и исповеданием своих грехов.

Покаяние — это отвращение от греха и обращение к Богу и к жизни.

Раскаяние в постыдных делах есть спасение души (Демокрит).

Раскаяние в постыдных делах ведет к прощению грехов.

Глубокую основу духовного перерождения составляет подлинное покаяние. «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный», — воскликнул апостол Петр, сделавшись свидетелем божественного чуда, когда апостолов объял страх от чудесного лова рыб (Лк. 5:8).

Признать себя грешным — начало покаяния.

Покаяние начинается с сознания своих грехов и вины перед Богом.

Слезы покаяния, растворяемые верой в крестную смерть Спасителя, есть основа нашего спасения.

Искреннее покаяние не только спасает от гибели, но и возвращает нам все, чего лишает грех.

Сущность покаяния есть ненависть ко греху.

Если грешник не имеет ненависти ко греху, то напрасно считает себя кающимся.

Покаяние — это возвращение в отчий дом.

Сила христианского покаяния состоит не в поверхностном оставлении некоторых пороков и принятии вместо них некоторых добродетелей, а в изменении и обновлении, с помощью благодати Божией, нашего сердца.

Покаяние начинается с сознания своей греховности. Дело спасения начинается с покаяния.

Покаяние начинается с сознания своей вины и самоосуждения. Самоосуждение должно соединиться с верой в Иисуса Христа и надеждой на Его помилование.

Истинное покаяние примиряет нас с небом и людьми.

Перед Голгофой мы видим только два раскаяния: Петрово и Иудино, но последнее окончилось адом, ибо не было в нем упования на милость Божию.

Подлинное раскаяние сопровождается попытками исправить все последствия греха.

Покаяние — это признание ошибочности своего образа жизни, осознание того факта, что жизнь есть только в Иисусе Христе и лишь полная покорность Ему, Его воле и силе может изменить нас.

Первое условие исправления — сознание своей вины (Сенека). Истинное покаяние есть смерть для греха.

На Голгофе не было проповеди, там рыдали и били себя в грудь.

Покаянием очищаются грешники и просветляются перед очами Божиими, как солнце.

Начало спасения — самоукорение.

Когда раб возложит укоризны на себя (обвинит себя) и скажет: я согрешил, немедленно господин милует его.

Если уничижишь себя, то найдешь покой, потому что укоряющий себя сохраняет терпение во всех случаях.

Начало покаяния — осуждение грехов. Осуди и ты свои грехи; этого достаточно для Господа к твоему оправданию, потому что осудивший свои грехи не так скоро решится опять впасть в них (Иоанн Златоуст).

Покаяние — это древо жизни, потому что воскрешает многих умерших грехами (Ефрем Сирин).

Время покаяния коротко, Царствию же Небесному нет конца (Ефрем Сирин).

Прекрасный и богоугодный праздник — покаяние со слезами. Это праздник, на котором сопразднует Господь (Ефрем Сирин).

Если бы не было покаяния, давно бы погиб род человеческий (Ефрем Сирин).

Покаяние есть жертвенник Божий, потому что согрешившие умилостивляют покаянием Бога. Покаяние не составляет убытка для приносящего его, чтобы разумели, какое расстояние между Законом и Евангелием. Под Законом иные нередко отказывались объявить грехи свои, не желая издержек, и скудость в принесении жертв служила покровом пороку. Христос устранил это, даровав покаяние, этот безубыточный жертвенник.

Покаяние есть Божия трапеза, потому что через него вкушает Бог спасение человеческое. Покаяние есть чудесный хлеб Божий! Бог вкушает в нем исповедание совести (Ефрем Сирин).

Покаяние — праздник для Бога, потому что и небо призывает на пир. Ангелы радуются, когда покаяние приглашает их на вечерю (Ефрем Сирин).

Все небесные чины пиршествует, побуждаемые покаянием к радости (Ефрем Сирин).

Покаяние приносит в жертву согрешивших и опять оживотворяет их, умерщвляет, но и воскрешает из мертвых. Как же это? Слушай: берет оно грешных и делает нас праведными. Вчера они были мертвы, сегодня живы для Бога покаянием; вчера были чужие, а сегодня свои Богу; вчера беззаконные, а сегодня святые (Ефрем Сирин).

Велико покаяние на земле, потому что душам служит лестницей к восхождению туда, откуда они свержены грехом. Оно восстанавливает естество и возвращает ему его собственное достоинство (Ефрем Сирин).

Но если, услаждаясь грехом, будешь коснеть в нем, то покаяние отвратится от тебя, потому что ты знал, как оно хорошо, и предпочел ему грех (Ефрем Сирин).

Бог радуется (покаянию людей) как силе Своего творчества, потому что кого грех пытается погубить, тех покаяние воссоздает к Божией славе (Ефрем Сирин)

Все рожденные могут достигать покаяния, поэтому кто не может раскаиваться, тому лучше было бы не родиться (Ефрем Сирин).

О, как велика сила покаяния: оно умилостивляет Бога, уже изрекшего приговор (Ефрем Сирин).

О, как велика сила покаяния: оно склоняет Бога исправить нерадение людей, когда грех овладел уже человеческим родом (Ефрем Сирин).

Приносящие истинное покаяние не занимаются уже осуждением ближних, они занимаются оплакиванием своих грехов.

Кто оправдывает себя, тот отчуждает себя от покаяния. Кто осуждает грешников, тот изгоняет из себя покаяние.

Что может грех там, где покаяние? Какая может быть любовь там, где гордыня?

Покаяние рождается от веры в праведного Воздаятеля и возбуждается страхом неминуемого Суда Божия и заслуженных мук. Грешник ужасается страшной участи, уготованной нераскаянным, и решается обратиться от области сатанинской к Богу, Отцу Своему (Исаак Сирин).

Нам, которые впали в ров беззакония, невозможно быть извлеченными из него, если не погрузимся в бездну смирения кающихся (Иоанн Лествичник).

До падения нашего демоны представляют нам Бога человеколюбивым, а по падении — неумолимым (Иоанн Лествичник).

Никогда Бог не отвергает искреннего раскаяния, но даже если бы кто дошел до самой крайней порочности, а потом решил опять возвратиться на путь добродетели, и того Он принимает, и приближает к Себе, и делает все, чтобы привести его в прежнее (и даже, лучшее) состояние (Иоанн Златоуст).

Сатана извратил естественный порядок: греху он дал дерзость, а покаянию — стыд (Иоанн Златоуст).

Нет такого греха, который не изглаждался бы покаянием. Для того Иисус Христос и избрал (для примеров) крайние степени нечестия, чтобы никто при конце не мог чем-нибудь оправдать свою нераскаянность (Иоанн Златоуст).

Нет греха, как бы он ни был велик, побеждающего человеколюбие Божие, если мы в надлежащее время приносим покаяние и просим прощения (Иоанн Златоуст).

Если Бог увидит, что мы обратились к добродетели, и уклонились от греха, и ревнуем о совершении добрых дел, то примет наше обращение и, освободив от бремени греха, подаст нам дары Свои (Иоанн Златоуст).

Пока ты еще дышишь, даже в последний день, на самой постели, даже при последнем издыхании, оставляя поприще этой жизни, и тогда покайся. Ограниченность времени не стесняет человеколюбия Божия (Иоанн Златоуст).

Кто сознает и исповедует грех и, поколебавшись, не предается беспечности и отчаянию, но восчувствует грех, тот сразу же заметит даруемую Богом помощь и помилование (Иоанн Златоуст).

Прибегай к Богу с покаянием и слезами. Покайся и не сомневайся; покайся и не унывай более, не отчаивайся в своем спасении. На небе радость, когда ты каешься, а ты медлишь! Ради тебя пришел Врач душ, а ты скрываешь рану (Иоанн Златоуст).

Через грех диавол низводит нас в геенну, через покаяние Христос вводит нас в Царство Небесное (Иоанн Златоуст).

Покаяние помогает нам достичь Царства Небесного, войти в рай, насладиться вечным веселием; покаяние — мать спасения; ниспровержение диавола, уничтожение пороков; покаяние разрешает узы грехов, спасает отчаявшиеся души, просвещает помраченных, обращает к Богу отверженных, призывает заблудших; покаяние — отрада и утешение всех отчаявшихся (Иоанн Златоуст).

Покаяние восстанавливает падшую душу, делает ее из отчужденной — дружественной Богу; покаяние ободряет душу истерзанную, укрепляет колеблющуюся, исцеляет сокрушенную, делает здоровой уязвленную (Иоанн Златоуст).

О покаяние! Ты исходишь от земли на небо, превышаешь силы ангельские, приближаешь через посредство Духа Божия к престолу Господню, становишься собеседником Бога, ты из сокровищ Божиих, как бы из своих собственных, получаешь жизнь и с дерзновением даруешь ее тем, которые обладают тобою (Иоанн Златоуст).

Покаяние поднимает душу, преисполненную им, в беспредельную высоту, очищает в источнике слез ее греховную старость и облекает новизною Духа (Иоанн Златоуст).

Спаситель, исцеляя расслабленного, сказал: «Прощаются тебе грехи твои» (Лк. 5:20). Отпущение грехов есть источник здоровья и спасения, награда покаяния; а покаяние есть лечение, уничтожающее грех. Оно — дар небесный, чудесная сила, по благодати Божией побеждающая могущество и строгость законов. Оно не отвергает блудника, не гонит от себя любодея, не отвращается от пьяницы, не гнушается идолопоклонниками, не пренебрегает злоречивыми, не преследует ни хульника, ни гордеца; оно всех пересозидает, ибо оно есть горнило для очищения грехов (Иоанн Златоуст).

Рана и лекарство — грех и покаяние. В ране гнилость — в лекарстве очищение от гнилости; во грехе смрад, во грехе бесчестие, во грехе посмеяние — в покаянии надежда, в покаянии свобода, в покаянии очищение греха (Иоанн Златоуст).

Покаяние отверзает человеку небо, вводит в рай, побеждает диавола (Иоанн Златоуст).

Истинное покаяние состоит в следующем. Мы должны оставить прежние грехи и ими, как мерзостью, гнушаться; об этих грехах сожалеть, просить милости у Бога, исповедоваться и всячески беречься других грехов; прощать ближнему согрешения, чтобы нам самим Бог оставил их; проявлять любовь и милость ко всем, чтобы самим получить милость — «блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7); смирять себя, ибо смиряющий себя вознесется; никого не осуждать, ни на кого не клеветать; молиться Богу всегда, чтобы не впасть в искушение: «бодрствуйте и молитесь, чтоб не впасть в искушение» (Мф. 26:41), говорит Христос (Феофан Затворник).

Дух Святой творит покаяние в душе через Свое святое слово (Феофан Затворник).

Покаяние невозможно без искоренения самолюбия (Феофан Затворник).

От истинного богопознания происходит истинное покаяние (Феофан Затворник).

Делание покаяния должно быть соединено с деланием молитвы в единое делание (епископ Игнатий).

Дело покаяния совершается при посредстве следующих трех добродетелей: очищения помыслов, непрестанной молитвы и терпения встречающихся скорбей (епископ Игнатий).

Делание покаяния и молитва — одно, но оно совмещает в себе два различных вида добродетелей (епископ Игнатий).

Истинная молитва есть голос истинного покаяния. Когда молитва не одушевлена покаянием, тогда она не исполняет своего назначения, тогда не благоволит к ней Бог (епископ Игнатий).

Господь призывает человека к покаянию и спасению до последней минуты его жизни, В эту последнюю минуту еще отверсты двери милосердия Божия всякому стучащему в них (епископ Игнатий).

Покаяние необходимо не только для того, чтобы уверовать во Христа, оно необходимо для пребывания в вере, для преуспевания во Христе; оно необходимо для живой веры во Христа (епископ Игнатий).

Оправдание в согрешениях не нуждается в вымыслах и многословии, оправдание, всегда принимаемое Богом, — покаяние (епископ Игнатий).

Только при посредстве покаяния можно перейти из состояния душевного в состояние духовное (епископ Игнатий).

Христос пришел призвать нас к покаянию (епископ Игнатий).

Бог бесконечно благ и бесконечно могуществен, обнажи перед ним твою язву, прося прощения, исцеления, и получишь их (епископ Игнатий).

Покаяние очищает душу от всех согрешений, восстанавливает разрушенное святилище Божие (епископ Игнатий).

Покаяние состоит в том, чтобы уже не делать впредь того же, а кто принимается за прежние дела, тот, по пословице, бьет шерсть над огнем и черпает воду решетом (Иоанн Златоуст).

Что значит покаяться? Значит сознаться, раскаяться в грехах своих, оставить грехи свои и уже больше не возвращаться к ним. Таким образом многие грешники превратились в святых (епископ Игнатий).

Не тот исповедует свой грех, кто сказал: я согрешил, и потом остается в грехе, но тот, кто, по словам псалма, открыл грех свой (Пс. 31:5) (Василий Великий).

Кто приносит покаяние, тот не только должен омыть грех свой слезами, но покрывать прежние прегрешения лучшими делами, чтобы ему не вменился грех (Амвросий Медиоланский).

Истинное покаяние состоит в том, чтобы удаляться от греха и возненавидеть его; и тогда Бог с радостью приемлет приходящего к Нему (Ефрем Сирин).

Приносишь покаяние в лукавстве? Избегай раздражительности, ненависти, зависти, противоречий, робости и всякой низости (Ефрем Сирин)

Приносишь покаяние в сделанной неправде? Отдели от себя всякую неправду, потому что от неправды прозябли все излишества сребролюбия (Ефрем Сирин).

Приносишь покаяние в том, что поссорился? Приучи язык твой отвечать кротко (Ефрем Сирин).

Приносишь покаяние в безрассудстве? Не только уклоняйся от зрелищ, но и во всяком месте удаляй от себя смех и всякую мирскую забаву. Ибо подобные этому вещи принуждают возвращаться к прежнему (Ефрем Сирин).

Только напоказ приносящие покаяние творят не один грех, но многие грехи, потому что и других располагают приносить лишь наружное покаяние. Они издеваются и гораздо хуже оскорбителей людской чести, потому что отваживаются лукавить перед Самим Богом. Таким не только не отпускаются, но еще прибавляются грехи (Ефрем Сирин).

Если видишь кающегося и снова согрешающего, значит, он не изменился. Признак приносящего твердое покаяние — образ жизни собранный и суровый, отсутствие превозношения, а также очи и ум, всегда устремленные к вожделенному Иисусу Христу с желанием по благодати Христовой стать новым человеком (Ефрем Сирин).

Истинное покаяние не то, которое произносится только на словах, а то, которое утверждается делами и, исходя из самого сердца, истребляет скверну нечестия (Иоанн Златоуст).

Покаяние свидетельствуется не словами, а делами (Иоанн Златоуст).

Совершенное покаяние состоит в том, чтобы более не делать тех грехов, в которых мы каемся или в которых нас обличает совесть (Иоанн Кассиан Римлянин).

Покаяние без трудов отвергается, как плевелы: оно не принимается, но изметается вон на попрание (Димитрий Ростовский).

Покаемся не одними устами, принесем вместе со слезами и плод, достойный покаяния: изменим жизнь греховную на жизнь евангельскую (епископ Игнатий).

Нет покаяния для тех, кто торгует покаянием. Кто в надежде на покаяние пребывает в грехе, тому нет покаяния.

Пока рана еще нова и горяча, она легко исцеляется, застарелые же, оставленные в небрежении и запущенные раны нелегко излечиваются и для заживления своего требуют многих трудов, резаний, присыпаний и прижиганий. Многие раны от времени делаются неисцелимыми, но у Бога все возможно (Мф. 19:26). Чем позднее покаяние, тем оно тягостнее (Иоанн Лествичник).

Без покаяния нет прощения. Без прощения нет спасения.

Без покаяния перед Богом человек — сухое, бесплодное дерево, в которое не проник живительный свет.

Смиренное покаяние открывает путь к прощению. Сознаваться в своей неправде — это быть умнее, чем вы были. Прийти ко Христу с молитвой покаяния — в этом спасение людей.