Раб Божий

«О, Господи! я раб Твой, я раб Твой и сын рабы Твоей; Ты разрешил узы мои» (Пс. 115:7).

«И, подошед ко рву, жалобным голосом кликнул Даниила, и сказал царь Даниилу: «Даниил, раб Бога живого! Бог твой, Которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов?»» (Дан. 6:20).

«Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, — радоваться» (Иак. 1:1).

«Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Пет. 1:1).

«Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа, по вере избранных Божиих и познанию истины, относящейся к благочестию» (Тит. 1:1).

«Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего»» (Мф. 25:21).

Наименование «раб Божий» в Библии почетно. Бог называет «раб Мой» того, кого Он призывает сотрудничать для осуществления Своего замысла.

Наименование «раб Божий» дано людям, миссия которых всегда относится к избранному народу. Часто даваемое Моисею (Чис. 12:7) и Давиду, образцу мессианского царя (2 Цар. 7:8), оно также дается патриархам: Аврааму (Быт. 26:24), Исааку (Быт. 24:14), Иакову (Исх. 32:13), затем Иисусу Навину, приведшему народ в землю обетованную (Нав. 24:29). Оно применяется к пророкам (Ам. 3:7), равно как и к священникам, которые совершают богослужения (Пс. 133:1). Избрание всех этих рабов Божиих совершается с определенной целью: сделать народ таким верным служению, ожидаемому Богом от него, как верны ему ангелы, рабы воли Божией (Пс. 102:20) (Словарь библ. богословия, с. 963).

Иисус Христос принял на Себя миссию раба. Учитель кроткий и смиренный сердцем (Мф. 11:29), возвещающий спасение нищим (Лк. 4:18), Он среди Своих учеников «как служащий» (Лк. 22:27), хотя Он их Господь и Учитель (Ин. 13:12-15), и Он доходит до предела того, что требует любовь, внушающая Ему это служение (Ин. 15:13), отдавая «душу Свою для искупления многих» грешников (Мк. 10:45).

Апостол Павел в форме своего рода гимна представил тайну Христа и Его любви: в кратких и сильных словах он возглашает, что Христос, приняв образ раба и умерев на кресте, дабы быть послушным Богу, Своему Отцу (Флп. 2:5-11), вошел в Свою славу. Пророчество о Рабе возвещало, следовательно, искупительную жертву Сына Божия. Поэтому имя святого Раба-Отрока Божия Иисуса, распятого и воскресшего, есть единственный источник спасения (Деян. 4:10-12) (Словарь библ. богословия, с. 965-966).

Иисус Христос рабов Своих называет Своими друзьями (Ин. 15:15) и детьми Своего Отца (Ин. 20:17). Они должны, однако, как и их Учитель, пройти тот же путь страдания (Ин. 15:20). Одержав победу над испытаниями, рабы Божий и Иисуса Христа войдут в славу Царства Небесного (Отк. 7:14) (Словарь библ. богословия, с. 966).

Раб Божий — христианин, принадлежащий всецело Богу.

Отдать себя в распоряжение Божие не является рабством, а благословением.

Быть рабом Иисуса Христа — великая свобода.

Раб Иисуса Христа должен выделяться среди всех людей, как алмаз на темном фоне.

Раб Божий есть носитель любви Иисуса Христа, сосуд, преисполненный любовью.

Раб Божий — это человек, живущий Иисусом Христом.

Раб Иисуса Христа — это проповедник Божия милосердия и любви.