Самолюбие

«Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся» (2 Тим. 3:1-5).

Самолюбие — чувство собственного достоинства, сочетающееся с ревнивым отношением к мнению о себе окружающих.

Самолюбие — самострастие, пристрастие к себе, суетность и тщеславие во всем, что касается своей личности; обидчивость, желание первенства, почета, отличия, преимуществ перед другими (В. Даль).

Самолюбие — это страстная любовь к себе, к своему телу.

Самолюбие есть извращенная любовь к себе.

Самолюбие — самый опасный враг наш.

Если любовь есть пламень, то самолюбие есть самосожжение.

Желание быть выше других — это искушение.

Стремление быть выше других — болезнь духа и язва общества; свойство язычников, знающих только эту жизнь.

Самолюбие не считается ни с чем. Главное — достигнуть своей цели и цепко держаться у власти.

Ничто так не примиряет человека со своими недостатками, как любовь к самому себе.

Самолюбивый человек по сути дела эксплуататор, поработитель и диктатор.

Самолюбивый человек не имеет никакой милости к ближнему, как бы он ни взывал о помиловании и пощаде.

Плотское мудрствование говорит: «Плох тот солдат, который не хочет стать генералом», а духовная мудрость: «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет».

Нет яда сильнее яда аспида и василиска, и нет зла страшнее самолюбия. Исчадия же самолюбия, змеи летающие, самовосхваление в сердце, самоугождение, пресыщение, блуд, тщеславие, зависть и вершина всех зол — гордость, которая не только людей, но и ангелов свергла с небес и вместо света покрывает мраком (Исихий Иерусалимский).

Ничто не делает душу даже и ревностных подвижников столь расслабленной, безумной и беспечной, как самолюбие. Это кормилица страстей (Григорий Синаит).

Корень и источник всех зол — чрезмерное самолюбие (Иоанн Златоуст).

Забвение, леность и нерадение рождаются от сластолюбивой и покойной жизни, от привязанностей к славе и развлечению. А первоначальная причина и самая негодная мать всего этого — самолюбие, то есть неразумная привязанность и страстная приверженность к телу (Исихий Иерусалимский).

От самолюбия рождаются три первых и неистовых помысла: чревоугодие, сребролюбие и тщеславие, заимствуя поводы от потребности телесной, и от них рождается все племя ст’растей. Вот почему надо остерегаться самолюбия и противоборствовать ему с великой бдительностью (Максим Исповедник).

Самолюбие и привязанность к временному и суетному — это плоды самообольщения, ослепления, душевной смерти.

Самолюбие выражается в ненависти к ближним или в человекоугодий.

Кто любит самого себя ненастоящей любовью, тот самолюбив. Это проявляется в том, что человек все делает ради себя, хотя бы сделанное было и согласно с заповедью Господа. Ибо пренебречь ради своего покоя чем-либо из необходимого для брата — или по душе, или по телу — значит уже сделать и для других явным порок самолюбия, конец которого — гибель (Василий Великий).

Кто одержим самолюбием, тот, хотя бы и не хотел, уязвляется страстями.

Кто отвергает самолюбие, мать страстей, тот при помощи Божией легко отложит и все другие страсти: гнев, печаль, злопамятство.

Не будем самолюбивы, ибо от самолюбия, как ветви, прорастают все пороки.

Себялюбие — яд для души (О. Бальзак).

Суть себялюбия и вообще человеческого «я» в том, что оно любит только себя и печется только о себе (Б. Паскаль).

Себялюбие, эгоизм, обожествление своего «я» — наша неисцелимая проказа, покрывающая нас от темени головы до подошвы ног.

Это тот смрадный, удушливый газ, который отравляет все прелести нашей земной жизни

Себялюбие — печать Каина, обнажающая перед всеми людьми нашу настоящую духовную сущность, наше истинное лицо.

Извращенное себялюбие не просто отдельный грех, а совокупность грехов.

Едва ли мы можем назвать такой вид зла, который не имел бы своими корнями себялюбия, самомнения, самообольщения и самообмана.

Что портит и калечит пылкую, увлекающуюся юность? — Себялюбие!

Что превращает самое нежное, чуткое, отзывчивое сердце в кусок холодного бездушного гранита? — Себялюбие!

Кто этот жестокий тиран, безрассудно бросающий яблоко раздора в мирную семью? — Себялюбие!

Кто разрушает христианские общества, общины и церкви и кощунственно делит «ризы Христовы»? Кто поднимает народные смуты, производит государственные перевороты? Кто поднимает пожары всемирных войн, обрекая миллионы человеческих жизней на смерть, голод, страдания и слезы? Тот же бесчеловечный и ничем неукротимый эгоизм.

Любовь к самому себе — роман, длящийся целую жизнь (О. Уайльд).

Счастье и несчастье мы переживаем соразмерно нашему себялюбию (Ф. Ларошфуко).

Есть всегда темное пятно в нашем солнечном свете: это тень, которая падает от того уважения, которое мы имеем в своей личности (Карлейль).

Себялюбец заботится о своем личном благополучии. Он никого, кроме себя, не видит и не признает, никого не любит, никем не интересуется и ни за кого не ответственен.

Нет микроскопа, который так бы увеличивал, как глаза человека, любующегося собой (А. Поп).

Себялюбец может порвать с Богом и людьми, но порвать с самим собою он не может.

Любовь человека к самому себе без должной любви к Богу, ближнему, брату и врагу — вот что обрекает человека на вечную изоляцию.

Изначальная Божья идея заключалась в том, чтобы верховным управлением жизни человека был Творец, но человек уклонился от этого плана Ложное себялюбие свергло Бога с Его места

Бог создал человека и хочет, чтобы человек был человеком, а человек силится все время стать Богом.

Заметили ли вы, что в Библии есть заповеди: люби Бога, люби ближнего, люби братьев, люби врагов, но нет заповеди, повелевающей нам любить самих себя.

Блаженный Августин объясняет это тем, что себялюбие настолько естественно для нас, настолько вошло в нашу плоть и кровь, что мы не имеем никакой нужды в заповедях и напоминаниях об этом.

Любить себя совсем не грешно. Но как любить? Священное Писание повелевает нам «любить ближнего, как самого себя», но оно строго предупреждает нас против такого себялюбия, где «я» превращается в жестокого молоха, который восседает вместо Бога на троне нашего сердца и требует себе самых жутких жертвоприношений.

Ложное себялюбие не имеет ничего общего с подлинной Божией любовью, именуемой «агапе». Этот факт обнаруживается перед нами только тогда, когда мы начинаем читать внимательно и благоговейно Слово Божие. Ничто другое не может вскрыть перед нами нашего духовного невежества.

Руки Христа всегда были открыты: Он не сжимал их себялюбием и жадностью.

Мы нуждаемся не только в спасении от власти греха, сатаны и окружающего мира, но мы нуждаемся также в избавлении от самого себя, от своего ложного себялюбия.

Себялюбие вредит больше, чем тысячи врагов, поэтому Бог всегда работает над нашим уничижением.

Чем горделивее человек, тем меньше он знает самого себя и еще меньше стремится знать других или познать Бога. Он никого не любит и, ясно, ни в ком и никогда любви не встретит. Эгоизм и себялюбие никогда не были привлекательны.

Если у человека нет ни одного недостатка — это и есть его главный недостаток. Он плохо знает себя.

Люди, которые всегда говорят только о себе, которые требуют к себе и своим обстоятельствам внимания, всем в тягость.

Кто сам себе нравится, часто другим не нравится (арабская народная мудрость).

Кто живет только для себя, тот быстро разочаруется в жизни. Человек, живущий только для себя, не может быть полезен Богу.

Бог не может использовать грубых, чуждых любви людей, которые почитают себя центром своей жизни.

Ни на что не годится тот, кто годится только для самого себя (Ф. Вольтер).

Чем менее человек думает о себе, тем менее он несчастен (Л. Берне).

Чем меньше человек доволен собою, тем нужнее он для других людей и тем больше бывает полезен им (Л.Н. Толстой).

Когда человек позволяет Божьей дисциплине освободить его от пустого стремления и себялюбия, то в таком человеке возрастает любовь «агапе» и превращает его надломленность в вечную славу.

Когда мы заняты только сами собою, мы духовно умираем. Когда же мы любим до самозабвения других, мы духовно живем, расцветаем.

Никто не знает о нас столько дурного, как мы сами, и тем не менее никто так хорошо не думает о нас, как мы сами (Ф. Шенмак).

Чем больше ты себя любишь, тем больше врагом самому себе становишься (М. Эбнер-Эшенбах).

Не жди добра от человека, который думает только о себе.

Как тяжко грешит человек, когда любовь, которую должен отдавать Богу, обращает к себе; когда вместо Божией воли исполняет свою; когда послушание, которое должен проявлять к Богу как верховному своему Господу отдает своей плоти. Он должен искать и воздавать славу, хвалу и честь имени Божию, но вместо этого сам хочет прославиться и, таким образом, на месте великого Бога, Господа и Создателя своего, ставит и почитает себя, как идола. Это не что иное, как великая неправда и бесстыдная вражда против Бога (Тихон Задонский).

Самолюбивый хочет быть любимым и другими, а других не любит и не хочет любить. Сам хочет всякое добро иметь и всякого зла и злополучия избежать, а о прочих нерадив. Если и делает кому добро, однако не даром, но ради своей корысти… Сюда относятся и те, которые ради того дают милостыню, чтобы приемлющие молились о них Богу… Самолюбивый нанесенных обид не терпит, но мстит или хочет мщения. Самолюбив же он потому, что сам хочет получить прощение прегрешений от Бога и хочет, чтобы ближний ему оставил обиду (никто ведь не хочет, чтобы обиженный на него злился и мстил), но сам того не хочет делать ближнему, то есть любит себя больше, нежели Бога и ближнего… Тягчайшее самолюбие есть когда кто-нибудь ищет своей корысти с обидой ближнего. Таковы те, которые крадут, похищают, отнимают чужое добро (Тихон Задонский).

Признак самолюбия — когда кто-нибудь данное ему Богом дарование или скрывает, или не во славу Божию и пользу ближнего употребляет. Таковы те, которые богатство или хранят без всякого употребления, или тратят на свои прихоти, например, на великолепные строения, роскошь, тщеславие, украшение и прочее; также кто имеет разум и скрывает его или употребляет во зло, например, на бесполезные сочинения, на коварную клевету и прочее, кто имеет здоровье и не хочет трудиться (Тихон Задонский).

Осуждение есть признак самолюбия (Тихон Задонский).

Как любовь к ближнему есть источник всяких духовных благ и временного благополучия, так самолюбие становится причиной всяких зол, грехов и бедствий на свете. От самолюбия не терпение, но злоба и мщение, ибо «любовь долготерпит» (1 Кор. 13:4) (Тихон Задонский).

От самолюбия — жестокосердие, немилосердие, мучительство, свирепость, ибо только «любовь милосердствует». От самолюбия — мучительная зависть и достойная смеха печаль от блаженства ближнего, только «любовь не завидует». Самолюбие кичливо, заносчиво, гордо, презрительно — «любовь не превозносится, не гордится». При самолюбии гнев и ярость, крик и хула — «любовь не раздражается». Самолюбие сопряжено со злопамятством — «любовь не мыслит зла». В самолюбии заключается неправда, всякая ложь — любовь не только не делает неправды, но и «не радуется неправде, а сорадуется истине». Словом, сколько ни есть согрешений, обид, которые мы наносим ближнему, — все прорастают от самолюбия, как ветви от злого корня (Тихон Задонский).

Самолюбие есть язва, нанесенная врагом в грехопадении (Тихон Задонский).

Самолюбие есть тьма душевная (Тихон Задонский). Самолюбие присуще плотской мудрости (Тихон Задонский).

Правда, что много бед и скорбей терпят благочестивые люди, но эти скорби только извне их ударяют, а их боголюбивых душ не касаются. Напротив, самолюбивых извне и изнутри смущают и потопляют скорби. Поэтому гораздо больше скорбей бывает у самолюбивых, чем у боголюбивых. Любящих Бога хотя и окружают скорби и беды, но не потопят; колют, как терние розу, но не заколют; покрывают, как мгла солнце, но не помрачают; бьют, как морские волны камень, но не разбивают, поскольку духовное сокровище и Царствие Божие внутри их (Лк. 17:21). И оно содержит их души и делает во всем благонадежными, как якорь удерживает корабль в бурю. Не так самолюбивые: они, как тростник, колеблются и сокрушаются и малым ветром неблагополучия, поскольку хотя и стараются показать, что они есть нечто, как пузыри на воде, но внутри никакой крепости не имеют и потому, как пузыри, исчезают, когда повеет на них противный ветер (Тихон Задонский).

Горестно нашей плоти оставить свое самолюбие и последовать воле Христовой, но этого непременно требует дело нашего исцеления и спасения. Из этого можно заключить, что нет истинного обращения и покаяния в тех, которые не хотят избавиться от самолюбия, честолюбия, славолюбия и прочего, угодного плоти, и потому остаются и пребывают духовно немощными, неисцеленными, хотя и предлагается всем спасительное Христово врачевание (Тихон Задонский).

Не хвались сам и хвалы от других не принимай с удовольствием, чтобы не принять здесь воздаяния за свои благие дела похвалой человеческой: «Вожди твои вводят тебя в заблуждение, и путь стезей твоих испортили», — говорит пророк (Ис. 3:12). Ибо от похвалы рождается самолюбие, от самолюбия же — гордыня и надменность, а затем и отлучение от Бога. Лучше не сделать ничего славного в мире, нежели, сделав, безмерно величаться. Ибо фарисей, сделавший славное и похвалявшийся, от возношения погиб; мытарь же, ничего благого не сделавший, смирением спасся. Одному благие дела его от похвалы стали ямой, другой же смирением был извлечен из ямы; ибо сказано, что мытарь «пошел оправданным в дом свой более, нежели тот» (Лк. 18:14). Похвалился Давид исчислением множества людей — и смертною казнью людей своих был наказан. Езекия похвалился множеством богатства перед вавилонскими послами — и был лишен сокровищ своих (Димитрий Ростовский).

«По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12). Любовь уничтожается беззакониями — чем больше грехов, тем меньше любви. Где одни грехи, там не ищи любви. Стало быть, кто взыщет распространения любви и сокращения нелюбви, тот должен позаботиться об умалении грехов и сокращении области грехопадения. Вот настоящее начало гуманности! Приняв его, надо принять и все способы, какими можно противодействовать греху. Грехи вовне есть плод внутренней греховности. Внутренняя же греховность вся коренится в эгоизме с его исчадиями. Следовательно, гуманистам надо узаконить для себя такие порядки, какими подавляется эгоизм, а эгоизм сильнее всего подавляется пресечением своей воли. Не давай себе воли — и скоро одолеешь эгоизм. Напротив, какие хочешь употребляй средства против эгоизма — ничего не сделаешь с ним, если будешь давать свободу воле. Отсюда следует, что где ищут волюшки во всем, там ищут расширения эгоизма и охлаждения любви, — ищут большего зла (Феофан Затворник).

Самолюбие и привязанность к временному и суетному — плоды самообольщения, ослепления, душевной смерти. Самолюбие есть извращенная любовь к себе (епископ Игнатий).

Смерть и гибель, которых требует от нас Бог, состоят не в уничтожении существования нашего; они состоят в уничтожении самолюбия, сделавшегося как бы нашей жизнью (епископ Игнатий).

Самолюбие есть искаженная любовь падшего человека к самому себе. Самолюбие боготворит свой падший лжеименный разум: старается во всем постоянно удовлетворять своей падшей, ложно направленной воле. Самолюбие выражается по отношению к ближним или посредством ненависти, или посредством человекоугодия… (епископ Игнатий)

Как святая любовь есть союз совершенства и составляется из полноты всех добродетелей, так самолюбие есть та греховная страсть, которая составляется из полноты всех прочих разнообразных греховных страстей (епископ Игнатий).

Самолюбие есть искажение любви по отношению к самому себе; человекоугодие есть искажение любви по отношению к ближнему (епископ Игнатий).

Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя — живи для других (Сенека).

Истинное себялюбие не что иное, как искание добра самому себе, жажда счастья.

Истинное себялюбие ведет нас к Богу и ближнему; ложное — уводит нас от Бога и удаляет, изолирует от ближнего.

Истинное себялюбие ищет счастья и находит его в Боге; ложное себялюбие ищет счастья вне Бога, пытаясь обрести его в вещах материальных.