Трезвение

«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1 Пет. 5:8).

«Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения» (1 Фес. 5:6-8).

Трезвение — сокровенное познание божественных тайн, исполнение всякой заповеди (Макарий Египетский).

Трезвение — это духовное художество; если долго и с постоянным усердием им заниматься, оно, с Божией помощью, совершенно избавляет человека от страстных помыслов, слов и дурных дел и дарует верное познание непостижимого Бога, насколько это возможно для нас (Исихий Иерусалимский).

Трезвение — совершенное познание божественных тайн, исполнение всякой заповеди Божией, приобщение ко всякому благу будущего века (Исихий Иерусалимский).

Трезвение есть и лестница к созерцанию. Оно же учит нас направлять движение трех сил души (то есть мыслительной, раздражительной и желательной) и твердо хранить чувства. В трезвящемся ежедневно возрастают главные добродетели: мудрость, мужество, воздержание и справедливость (Исихий Иерусалимский).

Трезвение есть утверждение помысла и стояние его у дверей сердца, так что он видит, как подходят чуждые помыслы, эти воры, обкрадывающие ум; слышит, что говорят и делают эти губители, и каким образом демоны предполагают обольстить ум, увлекая его в мечтания (Исихий Иерусалимский).

Трезвение есть путь всякой добродетели и заповеди Божией; оно называется также сердечным безмолвием и есть то же, что хранение ума от помыслов (Исихий Иерусалимский).

Как без пищи и питья невозможно жить на земле, так без хранения ума и чистоты сердца — что называется трезвением — невозможно душе достигнуть чего-либо духовного и угодного Богу или избавиться от мысленного греха, даже если бы кто-нибудь страхом мук принудительно удерживал себя от согрешения делом (Исихий Иерусалимский).

Во всем нужна трезвость, чтобы и те блага, какие, по-видимому, мы имеем, не обратились нам во вред (Макарий Египетский).

Начало трезвения ума — воздержание в пище и питии, отвержение и отсечение всяких помыслов и сердечное безмолвие (Исихий Иерусалимский).

Тщательно рассматривай самого себя, испытывай свои чувства, чтобы знать, какие из них приносят плод Богу и какие покоряются греху (Исихий Иерусалимский).

Рассматривай делание каждого дня, сравнивай его с деланием предшествующего и спеши к исправлению (Василий Великий).

В конце каждого дня и всякого дела, телесного и духовного, прежде успокоения, наша совесть должна быть подвергнута испытанию нашего сердца (Ефрем Сирии).

Каждый день наблюдай, чего в тебе недостает, и не будешь в затруднении в час нужды смертный (Ефрем Сирии).

Блажен, кто внимательно испытывает самого себя, замечая в себе многочисленные, едва приметные недостатки, ограждая себя от греха, чтобы умилосердился к нему Бог (Ефрем Сирии).

Будем внимательны к себе, и не станем осмеивать других, ибо в нас самих много такого, над чем мы смеемся в других (Нил Синайский).

Если ежедневно будем грешить и ранить нашу душу, никогда не вникая в это, то, как получающие телесные раны и не лечащие их приобретают неисцелимые болезни и навлекают невыносимую смерть, так и мы навлечем на себя неминуемое наказание (Иоанн Златоуст).

Будем бдительны и не станем следовать обычаю других, но каждый день будем испытывать свою жизнь и смотреть; в чем мы согрешили и что необходимо сделать доброго, чтобы быть угодным Богу (Иоанн Златоуст).

Не оставим без внимания даже малых грехов, но каждый день будем требовать от себя отчета и в словах, и во взглядах, чтобы избавиться от наказания в будущем веке (Иоанн Златоуст).

Внимай себе и отовсюду оглядывай себя: неусыпно стереги себя оком ума; ты ходишь среди сетей, враг разложил повсюду незаметные сети (Иоанн Златоуст).

Блажен, кто бодрствует в молитве, чтении и добрых делах; он просветится и не уснет в смерть (Ефрем Сирии).

Внимательный и бдительный не только не терпит никакого вреда от людей, но отклоняет и небесный гнев (Иоанн Златоуст).

Строящий дом, хотя и опытен, хотя и искусен, все же стоит со страхом, боясь упасть с высоты. И ты уверовал, совершил много добра, поднялся на высоту: держи же себя крепко, стой в страхе и смотри бодро, чтобы не упасть оттуда (Василий Великий).

Нужно трезвиться и бодрствовать, и быть готовым ко всему, чтобы и в счастье быть сдержанным, и в скорбях не унывать, а сохранять благоразумие (Иоанн Златоуст).

Внемли себе и помни, что сладостное в настоящем будет иметь горький конец, а разжжение плоти породит вечный огонь (Василий Великий).

Блажен, кто, отрешившись от всего, внимает себе и дни свои проводит в слезах (Ефрем Сирии).

Если любишь безмолвие — не примешивай себя к тем, сердце которых всецело устремлено к суетности. Если случится нечаянно быть с ними — будь как чужой им (Антоний Великий).

Человек, пока находится в теле, никак не должен и не может доверять себе. Он не способен к неизменности. Необходимо ему пребывать в непрерывающемся подвиге (Антоний Великий).

Нужно готовиться к напасти заранее, чтобы оказаться искусным, когда она придет.

Если не будем осторожно вести себя по внешнему человеку, то не сможем сохранить и внутреннего человека.

Трезвись против духа, наводящего печаль: он распростирает многие сети, чтобы уловить тебя и ввергнуть в расслабление Печаль по Богу приносит радость и утверждает человека в воле Божией.

В покое и безопасности люди, обычно, ленятся и ослабевают, но в страхе и беде бывают осторожными (Тихон Задонский).

Рассеянность, столь же вредная вообще, в особенности вредна в деле Божием, в деле спасения, требующем бдительности и внимания, постоянных и напряженных (епископ Игнатий).

Желающие научиться вниманию должны воспретить себе все пустые занятия (епископ Игнатий).

Деятельность — необходимый путь к бдительности над собой (епископ Игнатий).

Кто не внимает хранению ума своего, тот не может быть чистым сердцем, тот не сподобится узреть Бога (епископ Игнатий).

Надо постоянно внимать себе, проверять свое поведение и душевное состояние по Евангелию (епископ Игнатий).

Путь к достижению умиления есть внимательная жизнь (епископ Игнатий).

Господь повелел проводить трезвенную жизнь, Непрестанно бодрствовать и наблюдать за собою (епископ Игнатий).

Трезвение есть истинное смирение, сосредоточившее надежду свою в Боге, отрекшееся от всякой самонадеянности и от надежды на людей (епископ Игнатий)

Трезвение неразлучно с непрестанной молитвой: оно рождается от нее и рождает ее (епископ Игнатий).

Благоразумным воздержанием доставляется неуклонное пребывание в трезвении. Неуклонное пребывание в трезвении позволяет неуклонно следовать Евангелию (епископ Игнатий).

Стяжи непрестанное трезвение, постоянное бодрствование над собой. Без строгой бдительности невозможно преуспеть ни в одной добродетели (епископ Игнатий).