9. Почему пришло разочарование?

Событие в пророчестве Даниила 9:25-27 указывает на время, когда должно начаться великое служение Христа, как Посредника между Богом и человеками в небесном святилище; и на все другие события, связанные с ним.

Событие в пророчестве Даниила 8:14 указывает на время, когда Христос приступит к завершению дела Своего служения, как Посредника между Богом и человеками в небесном святилище и на все другие события, связанные с ним.

Первое событие в пророчестве Даниила гл. 9:25-27 говорит об определенном времени первого пришествия Христа и о прекращении служения в земном святилище. Христос должен был прийти по истечении 69 седьмины или 483 лет. В продолжении половины седьмины, то есть три с половиной года, Христос будет укреплять завет, после этого Он будет предан смерти; город и святилище будут разрушены, и так до конца будет опустошение. После трех с половиною лет деятельности среди народа Израильского Христос был распят; с того времени все жертвы утратили свое значение, потому что получили свое исполнение в смерти Христа, святилище было разрушено и остается в таковом положении [104] доныне. Все это указывало на конец служения в земном святилище и на начало служения в истинном святилище на небесах истинного Первосвященника Христа.

Три события следует отметить: 1. Первое пришествие Христа как Спасителя. 2. Христос будет предан смерти. 3. Окончательное разрушение святилища и прекращения жертв. Первое пророчество о первом пришествии Христа как Спасителя, было дано очень рано: «И положу вражду». Быт. 3:15. Все пророки предсказывали об этом. (Деян. 3:24). «Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве примет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил». Ис. 7:14; 9:6. Пророк Исаия описал весь ход страданий Христа в 53 главе. В псалмах мы читаем о событиях, имевших место у креста: «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты оставил Меня? Далеки от спасения слова вопля Моего …Делят ризы Мои между собою, и об одежде Моей бросают жребий» Пс. 21; 21. 19. Что говорили эти пророки о Христе?

Два события они особенно подчеркивали и показывали: первое, страдание Христа, и второе — последующую славу. Это говорит и ап. Петр (1Петр. 1:10. 11). Об этом всем говорили пророки. Христос пришел в определенное время. «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону». Гал. 4:4. Эта полнота времени-указана в Дан. 9:25-27. Это пророческое время исполнилось. Христос пришел и стал проповедовать: Марк. 1:14.15. Иисус посылал учеников Своих на проповедь, и они, проповедуя, говорили: «Царство [105] Божье приблизилось». Матф. 10:7. Ученики проповедовали то, что Христос вложил им в уста, но сами они какое царство ожидали? — Они ожидали наступление царства иудейского, земного, со Христом во главе, потому что в таких воззрениях они были воспитаны с детства. Им внушали, что придет Миссия и сядет на престоле Давидовом навеки. (Ис. 9:7). Этому твердо верили и ученики, но все другое, что говорили пророки о Христе, что Ему надлежит раньше пострадать и быть убиту, это они совершенно выпустили из внимания.

Итак, ученики ожидали каждый день, что Христос чудесным образом восстановит Свое царство, ибо так наставляли их родители, священники и книжники; это мнение так утвердилось в их уме, что другое они не могли ни видеть, ни понимать. Когда Христос говорил им о Своих страданиях и смерти, это казалось им настолько чуждым, что они не придавали этому никакого значения, продолжали ожидать и готовиться к царству Христа на земле и рассуждали только о том, кто из них будет больший. «Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и по убиению в третий день воскреснет. Но они не разумели сих слов, а спросить Его боялись. Пришел в Капернаум: и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою? Они молчали, потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше». Марка 9:31-34. Так продолжалось до самого распятия Иисуса. В пятницу, когда Иисуса похоронили во гробе Иосифа, похоронена была также и вся надежда учеников. От [106] гроба Иисуса возвратились они в Иерусалим не для того, чтобы проповедовать о Царствии, они были крайне разочарованы. «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло». Лук. 24:21.

Все ожидания были разбиты; их собственная проповедь о Царствии Небесном казалась настолько чуждой, что они не могли черпать утешения из нее. Почему произошло такое разочарование? Не говорили ли пророки о всех страданиях Христа? «Тогда Он сказал им: «о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что говорили пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу?» Лук. 24:25. 26. Не говорил ли пророк Даниил о том, что Христос будет предан смерти? (Дан. 9:25-27). Обо всем этом было ясно написано, но люди учили по другому. Они учили, что Христос в первом пришествии примет власть и будет царствовать. Так верили и ученики и, потому, должны были пережить разочарование.

В течение 40 дней по воскресении Иисус являлся ученикам, ободрял их и пояснял им пророчества, чтобы вывести их из этого глубокого разочарования; несмотря на это ученики все еще не понимали миссию Христа на земле и даже в последний день спрашивали Его: «Не в сие ли время. Господи, восстановляешь Ты царство Израилю». Деян. 1:6. Когда же они увидели, что Христос вознесся на небо, они опять были разочарованы. Последние события казались весьма [107] печальными; казалось, что все поучения Христа ученикам были напрасны. Теперь уже Христос не посылает их на проповедь, но говорит им, чтобы оставались в Иерусалиме, пока не примут силу свыше. В течение десяти дней пребывали ученики в Иерусалиме в посте и в молитве, пока Дух Святый не сошел на них. «Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса и с братьями Его». Деян. 1:14; 2:1-4. Теперь церковь Христова возродилась. Только теперь ученики поняли цель пришествия Христа. Только теперь ученики поняли слова пророков. Только теперь Петр и другие ученики стали проповедовать весть верно. Читайте Деян. главы 1 и 2 и 3; 1Петр. 1:10. 11.

Почему Петр не понимал эти истины прежде? Он, как и все другие, был настолько преисполнен учением человеческим, что не оставалось места для учения Христа. С этого времени весть начинает идти по всему миру. Все, что было омрачено учением человеческим и учением церкви, теперь ясно и верно было проповедано миру. «Во тьме восходит свет правым; благ Он милосерд и праведен». Пс. 111:4. Разочарование должно было прийти на учеников, чтобы освободить их от человеческого учения; ученики не были разочарованы в исполнении пророческого времени, но в событии, которое они ожидали, которое должно было исполниться в это время. Они имели верный пророческий счет времени, но события ожидали в это время по собственному измышлению и в этом были разочарованы. [108]

После разочарования ученики поняли служение Христа, Который как Первосвященник начал Свое посредническое служение в небесном святилище, как об этом возвещал апостол Павел: «Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах. И есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек». Евр. 8:1-7. Это все происходило в конце 69,5 седьмин в 31 году по Р. Хр., как об этом пророчествовал Даниил. (Дан. 9:25-27).

Точно таким же образом пришло и второе разочарование в конце служения Христова в первом отделении небесного святилища, в конце 2300 вечеров и утр, в 1844 году. И это разочарование пришло потому, что верующие в то время держались учения человеческого о святилище, как это было с учениками Христа. Это разочарование ясно описано в Откровении в 10 главе.

Ангел с открытой книжкой

«И видел я другого ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные; в руке у него была книжка раскрытая. И поставил он правую ногу свою на море, а левую на землю. И воскликнул громким голосом, как рыкает лев; и когда он воскликнул, тогда семь громов проговорили голосами своими». Откр. 10:1-3. «И голос, который я слышал с неба, опять стал говорить со мною и сказал: пойди, возьми раскрытую книжку из руки ангела, стоящего на море и на земле. И я пошел [109] к ангелу и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь ее, она будет горька во чреве твоем, но в устах будет сладка, как мед. И взял я книжку из руки ангела и съел ее, и она в устах моих была сладка, как мед; когда съел ее, то стало горько во чреве моем. И сказал он мне: тебе надлежит опять пророчествовать о народах и племенах и языках и царях многих».

Откр. 10:8-11. Иоанн здесь представляет собою церковь Божью в 1844 году и, что сказано Иоанну, то сказано всей церкви Божьей, что переживал Иоанн, то переживала вся церковь. Ангел с открытой книжкой имел весть, «Открытая книжка» показывает, что она была прежде закрыта, открылась она теперь. Это была весть благодати, радуга над головою ангела показывает это; эта весть была для всего мира, как это видно из положения ангела: одна его нога была на море, другая на земле; эта весть для земли и моря. Одежда ангела, облеченного в облако, показывает, что весть вначале не была ясно понята, но как облако исчезает перед светом, так было и здесь: пришло ясное понимание вести.

Открытая книжка имеет всемирную весть. Какая книга в Библии была закрыта, запечатана, и до какого времени? — Это книга пророка Даниила: «А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают ее и умножится ведение…

И отвечал он: «Иди, Даниил, ибо закрыты и запечатаны слова сии до последнего времени». Дан. 12:4.

9. В книге Даниила есть пророчества для последнего времени и они были запечатаны до времени, когда этой вести надлежит [110] быть проповеданной всему миру. Особое внимание следует обратить на тот факт, что запечатано должно быть видение о 2300 вечерах и утрах. Дан. 8:26. Как должен был Иоанн поступить с этой книжкой? — Он должен был ее съесть. Это значит: Иоанн должен был воспринять содержание книжки. В устах оно будет сладко, как мед, и горько будет во чреве. Это есть указание на сладкое и горькое переживание церкви в 1844 году, когда она начала изучать и проповедовать пророчества Даниила.

Когда наступило время дать первую ангельскую весть миру о том, что наступило время суда Божьего, Господь пробудил мужей, которые стали изучать книгу Даниила и проповедовать весть, которая заключалась в этом пророчестве. Откр. 14:6. 7.

Люди эти были глубоко преданы истине, верны и искренни. Они изучали восьмую главу Даниила и великое пророческое исчисление 2300 вечеров и утр.

Их внимание привлекла определенность времени в Дан. 8, 14: «И сказал мне: на две тысячи триста вечеров и утр и тогда святилище очистится». Хотя это были мужи Божьи, однако они так были полны учением человеческим о святилище, что не могли понять истину о небесном святилище и служении в нем. Точно так же, как и ученики не могли понять цель первого пришествия Иисуса. Всеобщее понимание верующих и церкви было то, что земля есть святилище, и все события, следовательно, будут происходить на земле. Итак эти верующие люди учили, что очищение святилища (Дан. 8, 14), которое должно [111] иметь место по истечении 2300 вечеров и утр, то есть в 1844 году, есть очищение земли огнем при пришествии Христа, как это описано в 2Петр. 3, 10-13. Такое учение, что святилищем является земля, не основано на Слове Божьем и привело верующих к великому разочарованию. Они ожидали то, о чем в Писании ничего не сказано. Как ученики ожидали, что Христос на земле установит царство, между тем, как Он пришел, чтобы пострадать и умереть, совершить спасение людей и вознестись на небо. Хотя ученики и проповедовали: «Исполнилось время; царство небесное приблизилось». Это было так: время исполнилось, но не для восстановления царства Христа на земле, а для страдания и смерти Христа. Точно также и верующие в 1844 году пережили разочарование, потому что событие очищения святилища не было ими понято верно. Они ожидали и проповедовали, что по истечении 2300 вечеров и утр, в 1844 году, придет Христос и будет совершать очищение земли; однако Христос не пришел на землю, но явился пред Отцом для следственного суда, как описано у Даниила: «Видел я в ночных видениях, вот с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не пройдет, и царство Его не разрушится». Дан. 7:9. 10. 13. 14. Это было так, потому что очищение святилища не означает очищение земли, но последнее дело Христа, Первосвященника, за людей в небесном святилище, суд и уничтожение греха. Верующие [112] были правы в исчислении пророческого времени, но не были правы в ожидаемом ими событии.

Великую радость принесло изучение «открытой книжки» всем верующим того времени. Они съели открытую книжку, они были полны ее содержанием вести из пророчества Даниила, с радостью возвещали второе пришествие Господа, которое, по их мнению, должно было совершиться в конце 2300 вечеров и утр, в 1844 году, весною; весть была «сладка в устах их», но стала «горька во чреве». Когда ожидаемое событие не произошло, они пережили горькое разочарование. Так разочарование приходит всегда, если мы истину Божью связываем с мнением человеческим. Верующие испытывали себя и молились; мир смеялся над ними; ложные братья издевались над ними, однако Бог не оставил их. Они продолжали свое изучение далее и нашли, что 2300 вечеров и утр не истекают весною 1844 года, а осенью; тогда вновь раздался крик: «Жених идет!» Очищение земли, суд, будет иметь место осенью 1844 года. Но что было? — Господь не пришел. Вновь разочарование! Важно при этом отметить, что и ученики дважды были разочарованы в своих ожиданиях: в первый раз перед смертью Христа, во второй раз после воскресения. Когда Христос был распят, ученики были разочарованы. Когда Христос воскрес, ученики были разочарованы. Когда Христос воскрес, ожидания их укрепились и они опять стали надеяться, что Христос теперь восстановит Свое царство и когда Он собрал их, чтобы проститься с ними и уйти от них, думали они, теперь настало время. «Посему они сошедшись, спрашивали Его, говоря: [113] не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» Деян. 1:6. Но что последовало? Великое разочарование.

Так было и в 1844 году: верующие были разочарованы дважды. Так бывает, если истины Божьи связывать с учением человеческим.

После второго разочарования, также, как это было во дни учеников Иисуса, воссиял ясный и полный свет Евангелия Божьего. Верующие в посте и молитве продолжали исследовать Писание, чтобы найти в чем они ошиблись; одно стояло твердо: исчисление данных 2300 вечеров и утр, начало их и конец, были пророчески верны. Когда верующие молились к Богу о верном разумении Слова Божьего, они услышали голос, говоривший им исследовать послание ап. Павла к Евреям. Когда они стали исследовать это послание, что они нашли? — Они нашли, что земное святилище было тенью небесного, и что истинное святилище находится на небесах (Евр. 8:1, 2. 5; 9:11. 12; Откр. 11:19). Они нашли, что земное святилище было очищаемо кровью жертвы от грехов и преступлений народа раз в году, а небесное святилище будет очищено кровью Христа однажды в «конце веков». Они нашли, что Христос есть Первосвященник по чину Мелхиседека и совершает служение примирения за нас перед Богом (Евр. 6:20. 1Тим. 2:4. 5).

Все это было в Библии и прежде, но они этого не видели. Далее, изучая служение во святилище, они нашли, что ковчег завета занимал важнейшее место во Святом-святых в святилище, и нашли, что в ковчеге завета находится закон Божий, [114] десять заповедей (Втор. 10:5). Они прочитали десять заповедей Божьих, четвертая заповедь гласила: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих.

Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, и море и все, что них; а в день седьмой почил. По сему благословил Господь день субботний, и освятил его». Исх. 20, 8-11. Тогда, взглянув друг на друга, они стали спрашивать:

зачем же мы святим воскресение? Имеем ли мы для этого повеление Господне. Никто из них не мог дать на это пояснение. Почему мы верили до сих пор, что земля есть святилище? Имеем ли мы на это подтверждение в Слове Божьем? Никто не мог дать и на это разъяснение, в котором прожили так долго.

Они не соблюдали заповеди Божьи, они попирали субботу Господню, они не разумели верно служение примирения Христа. Теперь они отложили все учение человеческое; они начали соблюдать субботу Господню и другие истины исполнять, которые до сих пор им были чужды. Теперь они увидели из Откровения 14:12, что последний народ Божий будет соблюдать заповеди Божьи и веру в Иисуса. Теперь они увидели впервые, что в Откр. 14:12 представлены три ангельские вести, а не одна, как это они понимали прежде, и что эта весть должна идти по всему [115] миру. Теперь была восстановлена истина, поверженная на землю «маленьким рогом» (Дан. 8, 11. 12) и родилась Церковь с последнею вестью для всего мира. С этого времени берет начало движение Адвентистов седьмого дня. Теперь это движение идет по всему миру. Этот народ восстал в определенное время, в конце 2300 вечеров и утр, в 1844 г., и события, создавшие его, мы показали ясно. Все происходило так, как при созидании церкви Христовой, в начале. Начало ее было в определенное время, по истечении 69,5 пророческих седьмин, то есть в 31 году по Р. Хр. Отсюда ведет свою дату новозаветная церковь, великое всемирное движение, которое восстало также из великого разочарования. Так и последняя церковь, церковь Адвентистов седьмого дня, восстала из великого разочарования в определенное пророческое время, в 1844 г. по Р. Хр., и никто не может отрицать, что обе даты: 31 год по Р. Хр., и 1844 г. послужили началом великих мировых движений; само существование церкви служит доказательством верности этого.

Очень важно заметить, что пророческое исчисление 2300 вечеров и утр включает начало служения Христа Первосвященника в небесном святилище и также конец его; оба эти очень важные события возвещены людям на земле через великое мировое движение.

В первом мировом движении ученики проповедовали «лето Господне благоприятное». В чем состояла главная весть учеников? — Прочитаем: «Сего Иисуса Бог воскресил, чему мы свидетели. Итак Он, быв вознесен десницею Божьей и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил [116] то, что вы ныне видите и слышите». Деян. 2:32. 33. «Который восшед на небо пребывает, одесную Бога, и Которому покорились ангелы и власти и силы». 1Петр. 3:22; 1Иоан. 2:1.2. В этом состояла главная весть учеников. Когда же исполнилось время и настало время суда, Христос приступил к Своему последнему служению в небесном святилище в 1844 году, Господь пробудил народ вестью: «Наступил час суда». Откр. 14:6-12. В этом второе движение.

Эти события имели большое значение для мира. Если Слово Божье связывают с человеческим мнением и из этого создают вероучение, всегда получается разочарование. Не имеет значения насколько благочестивы эти учителя и благонамерны, сведующие ли или невежды, преданы [117] ли делу или нет, разочарование будет результатом для них и для всех последующих им.

Это мы видели уже два раза. Да послужит это нам в предупреждение, чтобы мы не так легкомысленно относились к учению. Первое разочарование учеников в 31 году по Р. Хр., было исправлено; второе разочарование верующих в 1844 году по Р. Хр. было также исправлено временем благодати, которое Господь дал еще людям, однако третье разочарование, о котором мы читаем в Матф. 7:21-23; не будет исправлено: люди погибнут таковыми, какими будут найдены. «Не всякий, говорящий Мне: «Господи, Господи», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: «Господи, Господи, не от Твоего ли имени мы пророчествовали, и не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня делающие беззаконие». Поэтому будем тщательно с молитвою исследовать Слово Божье, чтобы понять и соблюсти всю истину Божью, чтобы не иметь нам никакого другого основания, кроме пророческого Слова Божьего. В противном случае мы будем разочарованы. «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет Утренняя Звезда в сердцах ваших». 2Петр. 1:19. Это мы и доказали, что имеем основанием нашей веры вернейшее пророческое слово. [118]