Как слушал Иисус11

Умение слушать – очень важный элемент евангельского служения. Но как ни парадоксально, больше всего «хромает» именно этот аспект личного служения. Невозможно быть эффективным в приобретении душ для Царства Божья, если мы не умеем слушать людей. Давайте изучим пример Иисуса Христа.

«В любом серьезном обучении важно учитывать особенности личности. Христос лично учил людей. Он обучал двенадцать учеников, лично общаясь с ними. Часто один на один со слушателем, Он давал самое ценное наставление. Среди таких были благородный раввин, пришедший поздно вечером на гору Елеонскую, и презренная женщина у колодца Сихар, которым Он открыл Свои богатейшие сокровища потому, что в этих слушателях Он увидел впечатлительные сердца, открытый ум и восприимчивый дух. Даже толпа, так часто следовавшая по Его стопам, не была для Христа безликой массой людей. Он взывал непосредственно к каждому уму и обращался к каждому сердцу. Он наблюдал за лицами слушателей, замечал в них просветление или быстрый ответный взгляд, который свидетельствовал о том, что истина коснулась души; и тогда в Его сердце слагался ответный аккорд сочувственной радости» (Е. Уайт. Воспитание, с. 231).

Иисус понимал людей и знал что говорить, потому что Он наблюдал и внимательно слушал. Когда Христос говорил с женщиной возле колодца, то использовал местоимение «ты» четыре раза, тем самым показывая, что Его внимание сфокусировано на ней. Его ответы показывают нам, что Он очень внимательно слушал.

Апостол Иаков учит нас быть хорошими слушателями:

«Итак, братья мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев» (Иак. 1:19).

Для того чтобы завоевать сердце человека для Христа, нам необходимо отдать ему все свое внимание. Конечно, это требует нашей дисциплины. Вот несколько важных моментов относительно эффективного слушания:

ü      Поддерживай контакт глаз. Но не переусердствуйте – «сверлить» глазами не надо.

ü      Положение вашего тела должно вызывать интерес. (К примеру, слегка наклонитесь к собеседнику, но не сутультесь).

ü      Выучите личный язык человека.

ü      Задавайте вопросы дружелюбно.

ü      Поощряйте собеседника больше делиться информацией (К примеру, «Скажите мне больше…», «Я не совсем уверен, что вас понял…», «Не могли бы вы рассказать больше, подробнее…»).

ü      Подтверждайте, что собеседник сказал с помощью перефразировки сказанного (Это даст возможность собеседнику знать, что мы слушаем его, и исправить нас, если мы не поняли его).

ü      Когда собеседник говорит о проблеме, дайте ему понять, что вы переживаете и заботитесь о нем. Укажите на Того, Кто понимает все.

ü      Поворачивайте разговор в позитивное русло.

ü      Отмечайте ключевые моменты разговора и после визита молитесь за собеседника (в следующий раз дайте ему понять, что вы молитесь за него).

Вот некоторые распространенные препятствия на пути к эффективному слушанию:

ü      нервозность;

ü      прерывание;

ü      доминирующая позиция;

ü      недостаток интереса или другие приоритеты (выражается положением тела, блуждающим взглядом, смотрением на часы…);

ü      негативные реакции (шок, удивление, разочарование…);

ü      разрушенное доверие.

На что нам необходимо обращать внимание, когда слушаем? В связи с этим, отметим три важных момента:

1. Будьте внимательны к тому, что «звучит» за словами собеседника.

Пример А: Женщина-самарянка (Ин. 4).

ü      Женщина была сконцентрирована на том факте, что она – самарянка, а Иисус – иудей.

ü      Иисус смог различить внутреннюю духовную потребность женщины. Вместо того чтобы поддерживать межнациональные споры, Он открыл ей Себя.

ü      Иисус ответил на нужду души, потому что Он внимательно слушал.

Пример Б: Фарисеи (Мф. 9:11).

ü      Фарисеи желали подискутировать относительно осквернения, которому подвергается всякий, кто общается с мытарями и грешниками.

ü      Отвечая, Иисус остановился не на вопросе осквернения, но на Своей миссии. «Моя миссия – призвать грешников, а не праведников к покаянию». Призвать грешников к покаянию куда важнее, чем беспокойство по поводу осквернения.

ü      Иисус мягко перевел их мысли к большей картине, чтобы помочь понять Бога.

1. Слушайте, кто говорит.

Пример: Законник (Лк. 10:25–26).

ü      Законник интересовался вопросом вечной жизни.

ü      Иисус прежде всего спросил мнение законника: «Как записано в законе? Что ты читаешь относительного этого?».

ü      Иисус признает, что законник высокообразован и сведущ в Писании.

1. Слушайте «сочувствующим» ухом, даже если вы не согласны.

Пример: Марфа и Мария (Лк. 10:38–42).

ü      Марфа считала правильным, что Марии необходимо присоединится к ней в приготовлениях.

ü      В Своем ответе Марфе Иисус выразил сочувствие.

ü      Иисус сочувственным тоном и словами расположил сердце Марфы к тому, чтобы сказать ей противоположное тому, что та желала услышать.

Изучая жизнь Спасителя, мы обнаруживаем, что лучшим методом для обучения и наставления является самораскрытие. Это могут быть хорошие вопросы, основанные на Библии или иллюстрации, ведущие к самораскрытию. Иисус мастерски владел этим методом. Он приводил иллюстрацию, а затем задавал «наводящий» вопрос, который проникал в глубину души человека. Христос также избегал открытой конфронтации и бесполезных споров, задавая «особые» вопросы. Давайте рассмотрим несколько ярких примеров из Евангелия:

1.      Пир в доме Симона – Лк. 7:39–42.

ü      Симон говорил про себя о Христе: «Если б он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница».

ü      Иисус рассказывает Симону историю о двух должниках: «У одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим».

ü      И тогда Спаситель задает «нужный» вопрос: «Скажи же, который из них более возлюбит его?».

2.      Первосвященники, книжники и старейшины – Мк. 11:27–33.

ü      Учителя закона в Израиле пытались унизить Христа, обвинить Его. Они старались использовать всякую возможность, чтобы «перекрутить» слова Мессии. «И говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? И кто Тебе дал власть делать это?»

ü      Иисус никогда не спорил с ними. «Спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю».

ü      Он спрашивает их: «Крещение Иоанново с небес было, или от человеков?».

3.      Исцеление женщины, страдавшей кровотечением – Лк. 8:43–48.

ü      Господь спрашивает: «Кто прикоснулся ко мне?».

4.      Добрый самарянин – Лк. 10: 35–36.

5.      Башня Силоамская – Лк. 13:1–5.

Изучая жизнь Иисуса Христа, мы можем отметить еще нечто важное относительно слушания. В общении с людьми мы очень часто стремимся сразу же ответить и что-то порекомендовать, но собеседник в данный момент пока еще не осознал свою потребность в нашем «быстром» ответе. Наш интерес к проблеме, правильно использованный, усилит нужду. До тех пор пока человек не осознает своей нужды, он не будет слушать наших рекомендаций. Яркой иллюстрацией из жизни Иисуса Христа этому принципу является Его разговор с самарянкой возле колодца (Ин. 4).

Как было бы чудесно иметь сегодня звуковую запись бесед Иисуса Христа! Каждый из нас желал бы услышать речь Иисуса. К сожалению, Евангелие – это письменно задокументированная речь Спасителя. Несмотря на это, мы имеем Святого Духа, который готов сегодня сделать нас «мастерами» в сфере слушания. Духовное ухо находится в сердце, именно оттуда начинается процесс слушания. Будем просить у Бога, чтобы Святой Дух наполнил наше сердце любовью к погибающим душам, терпением и состраданием. Когда вы в следующий раз окажитесь в роли слушателя и собеседника, не спешите и не суетитесь. Постарайтесь «пожертвовать» достаточно времени для этого человека, держите в мыслях пример Великого Слушателя человеческих сердец. Лучше один настоящий, «полноценный» разговор, который приносит удовлетворение обеим сторонам, чем тысяча поверхностных и «пустых», оставляющих неудовлетворенность, бесед.

Как бы мы слушали, если бы у нас был разговор с Иисусом?