7. Спящий на уроке

Должно быть, мы проспали несколько уроков и до недавнего времени не сознавали этого. Я говорю не о лекции по общей психологии, начавшейся сразу же после обеда, на которую мы с братом приносили один учебник и одну тетрадь, чтобы он мог поспать один день, когда я конспектировал лекцию, а я — поспать на другой день, когда конспектировал он. В данном случае я говорю о других уроках в колледже, на которых я тоже, должно быть, спал. А на них обсуждался главный вопрос жизни — необходимость познания Иисуса как лучшего Друга.

Если мы заглянем в Послание к Римлянам, то найдем там сильный призыв не спать, проснуться. Особенно учитывая то время, в которое мы живем.

«Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали [или впервые уверовали]. Ночь прошла, а день приблизился: итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13:11-14; курсив. — М. В.).

В этом тексте Священного Писания говорится о необходимости облечься в Господа Иисуса Христа, и именно эту истину я проспал. Многие из нас тратят немало времени и усилий на то, чтобы не угождать плоти. Мы тратим больше времени на то, чтобы сосредоточиваться на своих неудачах, слабостях и грехах, чем на то, чтобы облекаться в Господа Иисуса Христа. Подчас мы уделяем больше внимания церковным правилам и нормам, или -в последнее время — тому, как от них избавиться, нежели истинному Богопознанию.

Один мой друг-проповедник, который учился вместе со мной в колледже, был как-то приглашен к постели умирающего человека. Этот несчастный хотел только одного: «Как мне узнать, что я примирен с Богом?»

Мой друг поведал мне о смятении, охватившем его. Умирающий не просил его спрягать греческие глаголы или отбарабанить некоторые ключевые тексты, доказывающие определенные церковные доктрины. Он не просил его анализировать схему предложения или пересказывать на память известные строчки гениальных поэтов. Он не спрашивал его о нравственности, христианской этике или о чем-то другом. Его интересовала только тема того занятия, которое мой друг проспал. «Как мне узнать, что я примирен с Богом?»

Услышав об этом, я вынужден был признать, что тоже проспал этот урок. Стараясь не уронить честь своего факультета, мой друг сказал: «Должно быть, нас когда-то этому учили, но я, скорее всего, проспал этот урок».

Мне кажется, многие из нас проспали те самые уроки, на которых нас учили ответам на действительно важные вопросы, волнующие людей. Проблема отчасти заключается и в том, что теоретически мы можем принимать определенные вещи, однако умудряемся «проспать» их в личном опыте, в реальной жизни. Я помню, что с детских лет считал Иисуса значительной Личностью, но не всегда понимал, что Иисус настолько важен в повседневной жизни. Возможно, именно здесь у меня образовался пробел? В самом ли деле это столь существенно?

Теоретически наша Церковь всегда верила в доктрину и учение о спасении исключительно

3 «Взгляд» (Insight), 1963, ноября.

через веру во Христа. Когда пастора Ричардса однажды спросили, какую весть проповедует адвентистская Церковь, он ответил: «Только Иисуса». Мне это нравится. Но убедились ли вы в этом на личном опыте за время своего пребывания в Церкви?

Что думают окружающие об адвентистах седьмого дня? Считают ли их людьми, проповедующими «только Иисуса» и живущими только Им, или же адвентисты кажутся окру-жающим людьми, которые не едят свинину и ходят в цер ковь не по воскресеньям, а по субботам? В доктринальном смысле мы всегда бодрствуем, о чем свидетельствует письменный обет, который мы давали во время крещения. Но можно ли «проспать» с точки зрения личного опыта?

Ученики следовали за Иисусом. Но приходится признать, что, оставив свои сети, они не оторвались от земли, на которой спали в Гефсиманском саду. Они всю дорогу шли за Иисусом до Гефсимании. Но затем, как сказано в Лк. 22:46, Он подошел к ним и сказал: «Что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение».

Надеюсь, когданибудь каждый услышит голос Святого Духа, говорящего вам по утру: «Что ты спишь? Встань и молись».

Некоторые из нас проводили своего рода опросы молодых людей в нашей специфической субкультуре. Выяснилось, что, как правило, до поступления в среднюю школу большинство молодых людей из адвентистских семей даже не понимают, о чем идет речь, когда им говорят о спасении только по вере в Иисуса или о том, что нужна не просто религия, а более глубокие взаимоотношения с Христом (конечно, случаются исключения из этого правила и, слава Богу, они становятся все более частыми).

Как правило, самым плодотворным для нашей молодежи временем следует признать последние два года в школе и первые два года в колледже. Это самое подходящее время для того, чтобы они узнали, что есть нечто более важное, чем «религия», и установили глубокие взаимоотношения с Богом. Если вы находитесь именно в этом возрасте, бодрствуйте! Не закрывайте глаза. Вам предстоит понять нечто очень важное, поэтому не рискуйте, не спите, чтобы не пропустить важную информацию.

Если вы не установите более глубокие взаимоотношения с Иисусом в данный период своей жизни и не найдете нечто большее, чем «любит мой Иисус меня — это твердо знаю я» (что, может, и неплохо, если вам пять лет), нечто большее, чем просто религия и формальная рутина, впоследствии у вас могут уйти на это долгие годы. Потому что потом вам придется принять два других важных решения: с кем вы собираетесь прожить жизнь и чем вы будете заниматься профессионально.

Почему-то получается, что самое важное решение относительно установления взаимоотношений с Богом отходит на задний план. А тем временем вы будете страдать от стрес-сов, личных трагедий, бессонных ночей, болей в сердце и полного смятения, пока, в конце концов, не проснетесь на том занятии, которое проспали.

Мы знаем, что многие устали от организованной религии («Устали от религии — почему бы не испытать Иисуса?»). Некоторые молодые люди учатся в христианских школах вопреки собственному желанию, потому что так захотели их родители. Но как можно устоять перед просьбой родителей поступить в их альма-матер, если они обещают подарить за это новую спортивную машину? Как может молодой человек отказаться от заманчивого предложения учиться в колледже, когда родители обещают ему полностью оплачивать обучение и давать деньги на личные расходы?

Я даже слышал, что подчас подросткам обещают новый мотоцикл, если они примут крещение! Некоторые молодые люди понимают ошибочность такого мышления. Они не проявляют никакого интереса к религии, потому что она мало помогла их родителям.

Мне бы хотелось предложить вам нечто большее, чем религия, потому что существует огромная разница между религиозным и духовным человеком, между знанием правил, норм и доктрин и знанием Господа. И если вы еще не уяснили эту разницу, не проспите данный урок. Некоторые из нас проспали, а потом заработали себе язву.

Первый урок, который я проспал в колледже, был посвящен греху. Разумеется, я не имею в виду, что у нас был специальный курс с названием «Грех». Но, так или иначе, я не усвоил урок о том, что такое грех. Я считал, что грех — это плохие поступки. А их я практически не совершал. Большинство из нас были жертвами праведности по привычке, праведности через воспитание,

праведности через запреты. Мы боялись сделать что-то плохое. Внешне мы были «хорошими людьми». А если вы хороший человек, то, как правило, не являетесь жертвой плохих поступков, а значит, и не считаете себя грешником. Это правильно? Нет, неправильно!

Когда нас спрашивают, что такое грех, мы, чаще всего, цитируем известный текст из Первого послания Иоанна, где сказано: «Грех есть беззаконие». Однако одного этого текста мало. Особенно если понимать его так, как понимает большинство из нас. В действительности этот текст гласит: «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие» (1 Ин. 3:4; курсив мой. — М. В.). Но вопрос греха гораздо глубже. Мы обычно это понимаем так, что человек сначала «согрешает» и только потом нарушает закон. Грех приводит к нарушению закона. К своему удивлению, я проспал этот урок. Только несколько лет спустя я обнаружил, что грешить — значит, изо дня в день жить независимо от Бога (это действительно является нарушением первой заповеди, ибо я становлюсь сам себе богом).

Иисус сказал об этом в Ин. 16:8, имея в виду работу Святого Духа: «И Он, придя, обличит мир о грехе». Далее, в 9-м стихе Он определяет грех как неверие в Господа Иисуса. Но одной веры недостаточно. Доказательством этому служат бесы, которые тоже «веруют, и трепещут» (Иак. 2:19). Более удачным словом было бы доверие.

Грех — это «недоверие Иисусу». Такое определение сразу же предполагает важность тесных взаимоотношений с Ним и зависимости от Него.

В Рим. 14:23 об этом же сказано другими словами: «Все, что не по вере, грех». Поэтому все, что я делаю: изучаю ли религию, математику, принципы здоровья, химию или уход за больными; или даже делаю добрые дела и придерживаюсь высоких нравственных норм щ если я не поддерживаю в своей жизни осмысленных взаимоотношений с Господом Иисусом, то живу во грехе. Я проспал этот урок.

Существует большая разница между грехом и грехами. Грех — это независимость от Иисуса, и такая жизнь приводит ко грехам, то есть плохим делам и поступкам.

Большинство из нас, имеющих проблемы с грехами, более упорно трудятся над искоренением грехов, чем над установлением взаимоотношений с Иисусом. Какое это было пробуждение, когда до меня дошла данная истина! Но развитие взаимоотношений с Иисусом — это не просто теория. Оно непременно должно стать повседневным опытом.

Второй урок, который я проспал, — это урок о праведности. Опять же, у нас не было в колледже предмета под названием «Основы праведности». Но я пропустил его. Я думал, что праведность — это правильные поступки. Я даже слышал, как некоторые люди давали именно такое определение праведности. Когда им задавали вопрос: «Что такое праведность?», они неизменно отвечали: «Праведность — это праведные дела». Мы даже приводили цитаты, чтобы доказать эту точку зрения. Но если в праведности нет больше ничего, кроме праведных поступков, тогда все, что нам остается, это делать то, что правильно, — и мы будем праведными. Посмотрите, в какую ловушку заманивает нас такая позиция! Если мы хоть что-то знаем о спасении, то поймем, что это определение неверно. И конечно, большинство из нас, кто более или менее хорошо вел себя на людях, никогда не думали, что наши мысли или желания также имеют значение. Поэтому Бог был нам не нужен. Если мы правильно ведем себя, если нас не выгоняют из школы, если мы не сожгли здание общежития и избавились от всех записей рок музыки, тогда зачем нам Бог? Мы знаем, что Богу надо что-то делать с плохими людьми. Но нужен ли Бог хорошим людям?

С другой стороны, как вы определите, что правильно, а что неправильно в свете новой морали

и ситуационной этики? Некоторые христиане полагают, что пить вино нехорошо, а другие считают, что умеренное винопитие полезно для здоровья. Мы можем долго перечислять подобные спорные вопросы, о которых уже говорилось в предыдущих главах. Без Иисуса Христа все мы определяем правильное поведение, опираясь на свое воспитание, привычки и запреты, к которым нас приучили. Насколько справедлив такой подход?

Если учесть разницу в воспитании и происхождении, то мы получим столько же разных мнений, сколько людей есть на свете. Вне Иисуса невозможно понять, что правильно, а что нет,

и правильно вести себя. К своему удивлению я обнаружил, что лучшее определение праведности состоит из одного слова (а обнаружил я это только после окончания колледжа), — это «Иисус»! Иисус — это праведность. Он — единственный праведник, когда-либо живший в нашем мире. Все остальные не имеют праведности. «Как написано: „нет праведного ни одного»» (Рим. 3:10). Что

говорит апостол Павел? Сколько праведников в нашем мире? Ни одного! «Но, — скажете вы, -я хороший человек». Возможно, это и так, но вы не праведник.

Следовательно, если я хочу иметь настоящую праведность, то должен найти Иисуса. Обретя Иисуса, я также обрету и праведность. Праведности вне Иисуса просто не существует. «Но, — скажете вы, — мы знаем хороших людей в этом мире, милых и добрых. Они делают много хо-рошего». Да, но их добрые дела не имеют никакой ценности для неба, если совершаются без живых взаимоотношений с Богом. Вне Бога даже самые замечательные поступки дополняют общую картину нашей греховности.

Третий урок, который я проспал, это урок веры. Мне казалось, вера — это то, что заставляет меня верить чему-то, и если я чувствовал, что у меня мало веры, то мне следовало много работать над укреплением своей веры. Я считал, если мне удастся заставить себя поверить во что-то едва ли возможное, это обязательно случится. А если это все же не произойдет, то это указывает на мое маловерие. Мне казалось, что над верой надо работать, ее надо совершенствовать, поскольку это своего рода гимнастика для ума — заставлять себя верить. В конце концов, Иисус сказал, что все возможно верующему (см. Мк. 9:23). Вера это единственное условие. Поэтому надо усиленно трудиться над тем, чтобы укреплять свою веру.

Доктор Хатчинс из Чикагского университета в своей пародии на христианскую религию, указывал, что если сосредоточить позитивное мышление и веру на центральной картинке в воскресных комиксах, то можно получить не меньше результатов, чем при концентрации внимания на Боге. Вы можете сосредоточить всю свою веру на центральном столбе в вашем заборе и добиться таких же результатов. И он прав, — если под верой понимать только выработку позитивного мышления. Если вам приходится работать над своей верой, тогда у вас неправильная теология веры, независимо от того, пытаетесь вы заставить себя поверить в обетования Слова Божьего или нет. Я проспал и этот урок, и однажды это чуть было не погубило меня.

Библия предлагает нам величайшее определение веры. Вера это доверие. А доверять мы начинаем тогда, когда знакомимся с Тем, Кто заслуживает нашего доверия. Если вы хотите обрести истинное доверие, познакомьтесь с Иисусом, и вера придет к вам, как естественное следствие этого знакомства. Вам не придется над ней работать. Вера приходит не к тем, кто ищет ее, а к тем, кто ищет Христа. Она приходит так же, как и праведность. Мы становимся праведными не потому, что стараемся совершать правильные поступки. Мы становимся праведными, когда ищем Иисуса и Его праведность.

Трудные уроки! Как мы можем спать на них? Если мы проспим их, это приведет нас к тщетным, неистовым, бессмысленным усилиям, бесконечному труду, в результате которого мы ничего не добьемся.

Четвертый урок, который я проспал, был посвящен христианству. Кто такой христианин? Я думал, что христианин — это человек, который поступает правильно. Я считал себя хри-стианином, потому что именно так и поступал. Однако в мире есть люди, которые тоже поступают правильно, однако не являются христианами. Разве вы не видели людей, поведение которых безупречно, но которым нет дела до Иисуса Христа? Разве нет таких людей, которые готовы отдать последнюю рубашку, они добрые, милые, честные, но не имеют ничего общего с христианством? Я знаю таких людей. В мире есть много добропорядочных людей, которые, однако, готовы хулить имя Иисуса при первой же возможности.

Кто же такой христианин? Не знаю, где я был, когда учителя в колледже давали определение христианина. Я уверен, что кто-то должен был это объяснять. Как узнать наверняка, что ты являешься настоящим последователем Христа? Есть два критерия: о ком ты любишь говорить, и о ком ты любишь думать?

Согласно 11-й главе Деяний, ученики впервые были названы христианами в Антиохии. Как вы думаете, почему их назвали христианами? Потому что все, о чем они могли говорить, было связано со Христом. Христос сказал это, Христос сказал то, Христос сделал это и Христос сделал то. Наконец, люди, окружавшие их, сказали: «Они говорят только о Христе. Почему бы не называть их христианами?». Если бы сегодня люди, с которыми вы общаетесь, захотели дать вам определение, ориентируясь на темы ваших разговоров, как бы они назвали вас? Какие ярлыки они навесили бы на меня и на вас?

Пятый урок, который я проспал, это урок об отдаче или самоотдаче. Я думал, что самоотдача

— это отказ от плохих поступков. А их у меня было не так уж много, благодаря хорошему воспитанию и окружению. И все же я пытался отказаться от нескольких плохих привычек.

Если вы человек с сильной волей, то преуспеете в такой самоотдаче, потому что сильные люди могут добиться выдающихся внешних успехов. Мы были готовы отказаться от вспыльчивости, от рок-музыки, не перекусывать в промежутке между приемами пищи. Мы отказались от всего, что считалось плохим.

У меня был друг, который собрал все свои диски с рок- музыкой — в те дни это был джаз — поднялся на высокий утес и сыграл в игру под названием «фризби» (подбрасывание дисков). Он сказал, что было очень забавно смотреть, как далеко улетают эти пластинки, и слушать, как они разбиваются у подножия скалы! Замечательно! Праведность через фризби!

Освобождение от грехов, отказ от каких-то вещей, повышение своего нравственного уровня

— это были обычные представления о самоотдаче. Я явно проспал этот урок. Самоотдача через отказ от вещей? Но это вовсе не самоотдача. Изучите этот вопрос, и вы обнаружите, что самоотдача — это отказ от своего «я». Это отказ от самих себя, своего эгоизма. Это отказ от мысли, что мы сможем что-либо изменить в нашем сердце вне Христа. Все, на что мы способны,

— это выбросить пластинки, хотя в глубине души нам по-прежнему нравится эта музыка. Да, сильные люди могут добиться внешне безупречного поведения. И внешняя религия кажется весьма привлекательной для многих людей.

У меня в жизни все складывалось вполне благополучно, поэтому я не нуждался в Иисусе так, как мой сосед по комнате. Он воспитывался в тяжелых условиях. Отец убил его мать, когда мальчику было всего четыре года. В детстве его кидало из огня да в полымя. Он прибавил себе год или два и поступил на службу в военно-морской флот, вызвавшись быть камикадзе в случае войны. После мобилизации он служил в полиции и часто попадал в сложные ситуации. Так что он, конечно же, нуждался в Иисусе. Он многое повидал на своем веку. Почти все свободное время он читал Библию и молился. Но у меня, конечно же, не было такой необходимости, поскольку я был хорошим человеком. Я отказался от всех своих дурных привычек. Я проспал этот урок о самоотдаче, несмотря на то, что мой сосед по комнате понимал этот вопрос достаточно четко.

В конце концов, я обнаружил, что самоотдача — это осознание того факта, что в действительности никакие твои дела не идут в счет. Единственное стоящее дело — это прийти к Иисусу. В Ин. 15:5 говорится, что без Иисуса я ничего не могу делать. К этому следует добавить Флп. 4:13, где сказано, что с Ним я могу все. Таким образом, что касается нашей внутренней жизни, мы можем сделать только одно — прийти к Иисусу и приходить к Нему постоянно. Он берет на Себя инициативу, но мы должны откликнуться на Его призыв.

Шестой урок, который я проспал, — это урок о жизни молитвы. Зачем вести молитвенную жизнь, если у тебя и так все в порядке? Зачем вести молитвенную жизнь, если ты определяешь грех как плохие поступки, а их у тебя не так уж и много! Зачем вести молитвенную жизнь, если праведность — это правильные поступки, а ты всю жизнь только так и поступаешь? Тебя воспитывали в праведности через привычки. Зачем вести молитвенную жизнь, если христианин — это хороший человек, а ты как раз и относишься к этой категории? Зачем вести молитвенную жизнь, если ты уже оставил все плохое и убедил себя в том, что у тебя хорошие взаимоотношения с Богом, на основании своего поведения и внешних проявлений?

Хотелось бы напомнить вам, что одна из главных причин, почему большинство христиан не живут жизнью молитвы, заключается в их наивном убеждении, что они могут добиться в жизни больших успехов независимо от Бога. Н и к то не преклонит колени пред Богом и не падет пред Н и м ниц до тех пор, пока не исчерпает своих возможностей и не обнаружит своего Лучшего Друга. И чем скорее это случится, друг мой, тем лучше.

Поэтому, если вы обнаружите, что катитесь вниз, и если вы пресытитесь жизнью, встаньте и воспойте славословие. Падите на колени и скажите: «Благодарю Тебя, Господи, за то, что Ты довел меня до такого момента, когда я могу вручить свою жизнь Тебе».

Я не понимал, что девять долларов с Божьим благословением гораздо больше, чем десять долларов без Его благословения, пока не испытал это на собственном опыте. Но есть еще одна важная истина. Семь часов сна с Божьим благословением стоят гораздо больше, чем восемь часов сна без Его благословения. Вы поняли, о чем я говорю?

Я не знал, что от молитвенной жизни зависит христианский опыт и то, примем ли мы

праведность Христа, потому что Его праведность необходимо принимать ежедневно. Я не понимал этого, когда учился в колледже.

Последний урок, который я проспал, говорил нам о том, что Иисус любит, когда люди приходят к Нему такими, какие они есть. Я думал, что человек должен сначала исправить свою жизнь и измениться и только после этого идти к Иисусу. Мне казалось, что сначала необходимо привести себя в порядок для того, чтобы идти ко Христу.

В конце концов до меня дошла истина, ставшая для меня большим откровением и пробуждением ото сна. Мы приходим к Иисусу такими, какие мы есть. Не важно, кто ты, как много грехов ты содеял, сколько раз терпел неудачу, сколь беспорядочна твоя жизнь. Если ты придешь к Иисусу, Он примет тебя таким, каков ты есть. Он произведет перемены в твоей жизни, потому что сам ты не можешь этого сделать. Он поднимет тебя на высочайший духовный уровень, потому что праведность Христа — это не покрывало для сокрытия не исповеданных и не оставленных грехов. Это принцип жизни, меняющий характер и управляющий поведением.

Итак, ныне, друг мой, зная время, в которое мы живем, — самый подходящий момент, чтобы нам пробудиться ото сна.