Беседa XXXVIII

Сара же жена Аврамля не раждаше ему: бяше же ей раба египтяныня, ейже имя Агарь (Быт. XVI, 1).

1. Нынешнее чтение опять призывает нас к беседе о том же праотце (Аврааме). Вы не удивляйтесь, если мы, излагая его историю в продолжение столь многих дней, даже и сегодня не сможем ее кончить. Великое обилие добродетелей праведника и величие его совершенств побеждает всякий человеческий язык, потому что кого сам Бог свыше увенчал и прославил, того может ли достойно восхвалить кто-либо из людей? Однако же, хотя слово наше остается далеко ниже его достоинства, но, по мере своих сил, излагая события его жизни, мы желаем возбудить в вас ревность к подражанию его добродетели. Подлинно, мудрость этого мужа слишком достаточна, чтобы наставить всякаго человека и привлечь к пути добродетели (всех), которые захотят быть внимательными. Будьте же, прошу вас, внимательны к нашей беседе, чтобы и из нынешняго чтения научиться любомудрию праведника: отсюда (из нынешняго чтения) могут научиться и мужи, и жены — тому, как жить в совершенном единодушии между собою и сохранять неразрывно союз супружества, — чтобы ни муж не возставал против жены, но оказывал ей, как слабейшему сосуду, всякое снисхождение, ни жена не противилась мужу, но оба наперерыв старались друг друга тяготы носить, и домашний мир предпочитали всему. Но, чтобы для вас яснее было это учение, необходимо выслушать самыя слова (Писания). Сара же, сказано, жена Аврамля не раждаше ему: бяше же ей раба египтяныня, ейже имя Агарь.

Приметь здесь, возлюбленный, неизреченное долготерпение Божие и чрезвычайную веру и благодушие праведника, которыя он показал при данных ему обетованиях. В самом деле, после того, как Бог столько раз обещал дать семени его землю и так умножить его, что многочисленностию своею оно будет равняться множеству звезд, Авраам, видя, что ни одно из обетований не исполняется, и что обетования все еще остаются на одних словах, не смутился мыслию, не поколебался духом, но пребыл непреклонным, веруя в могущество Обещавшаго. Это самое и теперь выражает божественное Писание, говоря: Сара же жена Аврамля не раждаше ему, и тем показывая нам, что после всего случившагося, после заключеннаго с ним завета, после обетования о рождении от него безчисленнаго множества (потомков), он не опечалился и не усомнился, когда видел, что не только ничто из сказаннаго не исполняется, но еще все выходит напротив. Поэтому-то, после всего, прежде сказаннаго (о обетованиях Божиих Аврааму), говорит Писание: Сара же жена его не раждаше ему, дабы ты узнал, что после столь великих обетований ничего особеннаго с ним не случилось, а между тем безплодие Сары и мертвенность ея утробы были таковы, что могли возбуждать в праведнике великое сомнение. Но праотец уже не взирал на препятствия со стороны природы, и зная премудрость Господа, Который, как Творец природы, может открыть пути и в непроходимых местах, Авраам, как благородный домочадец, не изследовал, как это будет, но предоставил неизследимому Его промыслу и веровал Его слову. Потому-то сказано, что Сара, и после таких обетований, не раждаше ему: бяше же ей раба египтяныня, ейже имя Агарь. И здесь не без причины божественное Писание упоминает нам о рабыне, но, чтобы мы знали, откуда она (взята), прибавляет: египтяныня. Этим Писание возвращает нас к прежней истории, и дает видеть, что рабыня была из числа тех, которых отдал Саре фараон, когда подвергся за нее отмщению от Бога всяческих, и что Сара взяла с собою эту рабыню, возвращаясь (в землю ханаанскую). С такою целию божественное Писание сделало нам известным и имя, и род ея (рабыни). Примечай же теперь разсудительный ум Сары, необыкновенную ея скромность, невыразимую кротость и послушание (праотцу). Рече же Сара ко Авраму в земле Ханаанской [1]: се заключи мя Господь, еже не раждати: вниди убо к рабе моей, да чада сотвориши [2] от нея (ст. 2). Смотри, какое благодушие в этой жене: она ничего не сказала подобнаго тому, что после Рахиль говорила Иакову: даждь ми чада: аще же ни, умру аз (Быт. XXX, 1). Но что говорит (Сарра)? Се заключи мя Господь, еже не раждати. Так как, говорит, Создатель естества сотворил меня безплодною и лишил способности рождать детей, то чтобы ты, дожив уже до глубокой старости, по причине моего неплодства, не остался совсем безчадным, вниди к рабе моей, да чада сотвориши от нея. Великая и необыкновенная мудрость жены! Какая жена решилась бы когда-либо это сделать, или посоветовать это мужу, или уступить свое ложе рабе?

2. Видишь, как они далеки были от всякой страсти. У них была одна только цель, чтобы не умереть бездетными. Но и при этом они старались утешить (друг друга) и сохранить неразрывный союз мира. Подумай же теперь о великой воздержности и необычайной кротости праотца. Не возненавидел он своей жены за безчадие ея, как делают некоторые неразумные, и не уменьшил к ней своей любви. Вы знаете, как это именно (то есть безчадие) для весьма многих людей бывает причиною их презрения к женам, и напротив, многочадие служить побуждением и к большей любви. Но весьма легкомысленно и безразсудно люди приписывают женам и безчадие и многочадие, не зная того, что все зависит от Создателя нашего естества, и что ни сожитие, само по себе, ни что другое не может вести к рождению детей, если не будет содействовать вышняя рука и возбуждать естество к рождению. Хорошо зная это, праведник Авраам не вменял безчадия в вину жене, а всегда оказывал ей должную честь. Поэтому-то и она, взаимно уважая (своего мужа) и желая показать, сколь великую питает к нему любовь, не думала о себе, а думая только о том, как бы утешить его в безчадии, собственными руками, так сказать, приводит рабу египтянку на свое ложе. Но и на словах показывая цель, для которой решилась это сделать, она говорит: я оказалась безполезною и неспособною к чадорождению: заключи мя Господь, еже не раждати. Заметь благородную душу, как она не выражает никакого ропота и не сокрушается о своем неплодстве, но только то нам хочет показать (своими словами), что, приписывая свое неплодство Создателю естества и предпочитая угодное Богу собственному желанию, кротко и благодушно переносила (свое безчадие) и заботилась только о том, как бы утешить своего мужа. Господь мя заключи, говорит она, еже не раждати. Как и самое изречение это выразительно! Как (сильно) выражает оно божественное промышление и неизреченную силу Божию! Как бы так говорит (Сарра): как мы заключаем и отверзаем двери дома, так и Господь действует в нашем естестве Своим повелением: заключает, и опять, когда Ему угодно, отверзает, и повелевает естеству исполнять свое (дело). Итак, говорит, поелику заключи мя Господь, еже не раждати, вниди к рабе моей, да чада сотвориши от нея. Знаю, что я причиною безчадия (твоего); поэтому не хочу тебя лишать утешения (иметь детей). А может быть, Сара подозревала, что не в ней одной, но и в муже была причина безчадия, почему, желая на самом деле в том удостовериться, и узнать, себе ли одной она должна приписывать безчадие, она уступает свое место рабыне и приводит ее на свое ложе. Послуша же, сказано, Аврам гласа Сарина. Велика мудрость праведнаго! Как прежде я говорил это, так и теперь скажу: не он первый захотел этого, хотя был уже в глубокой старости, но, приняв совет от Сары, он охотно послушался ея, показывая тем, что решился на это не просто по страсти, и не по влечению похоти, но чтобы оставить по себе потомство. И поимши Сара жена Аврамля Агарь египтяныню рабу свою, по десяти летех сожития с Аврамом мужем своим в земли Хананеи [3], даде ю в жену Авраму мужу своему (ст. 3). Заметь точность Писания. Чтобы показать нам, что он не тотчас же после слов, которыя сказала ему Сара, приступил к исполнению (ея совета), оно говорит: и взяла Сара жена Аврамля египтяныню рабу свою.Писание как бы то показывает нам, что он решился на это дело только потому, что желал утешить свою жену и исполнить ея совет. А чтобы ты ясно познал целомудрие и чрезвычайное воздержание праотца, говорит (Писание): после того как она прожила десять лет с Авраамом мужем своим в земле ханаанской. Не без причины Писание обозначило время, а для того, чтобы мы могли видеть, сколько лет праведный терпел и благодушно переносил безчадие, и будучи выше всякой страсти, показывал великое целомудрие. Мало того, эти слова — по десяти летех сожития с Аврамом мужем своим в земли Ханаани — Писание присовокупляет для того, чтобы мы узнали отсюда и нечто другое. Не все время их сожития (Писание) теперь обозначает нам, а только время, проведенное ими в земле ханаанской. Почему и для чего? Так как тотчас после пришествия Авраама в землю ханаанскую человеколюбивый Господь возвестил ему: семени твоему дам землю сию, и после того Господь неоднократно повторял ему Свои обетования, дабы ты знал, возлюбленный, сколько лет Господь медлил и ничего обещаннаго не приводил в исполнение, а праведник не колебался духом, но почитал слова Божии выше собственных разсуждений, то и сказано: после того, как они десять лет прожили вместе в земле ханаанской. Видишь ли мужество души? Видишь ли подвиг мудрости? (Видишь ли), как Господь, желая более и более его прославить, медлит и отлагает[4]? Так, когда Он печется о Своих рабах, то не просто хочет оказывать им Свои благодеяния, но вместе хочет и прославить их, и сделать веру их для всех очевидною. Если бы Он, обещав семени его дать землю ту, тотчас разверз ложесна Сары и даровал ему поколение детей, то этим Он не показал бы ни чуда столь великаго, ни веры праведника не сделал бы столь явною для всех. Сила Божия, конечно, и тогда была бы очевидна: уже омертвевшия силы естества и сделавшияся совершенно неспособными к чадорождению Он Своим повелением снова оживотворил бы; но тогда праотец не получил бы себе такого венца, как теперь, когда в продолжение столь многаго времени его добродетель была испытываема и с каждым днем делалась славнее.

3. И дабы ты знал, что Бог не только желает благодетельствовать и подавать Свои дары, но и всегда хочет и прославить принимающих эти дары, смотри, как Он сделал это и с хананеянкою, как бы медля и уклоняясь внять ея прошению, но это для того именно, чтобы и ее саму сделать известною во всей вселенной. Когда она пришла, умоляя и говоря: помилуй мя, Господи, яко дщи моя зле беснуется (Матф. XV, 22), то благоутробный и человеколюбивый и всегда предваряющий наши прошения (Господь) не удостоивает ея даже ответа. И ученики Его, не зная того, что будет и как Господь сам печется о жене, не отвечает же ей только потому, что не хочет оставить в неизвестности ея достоинства, ученики, говорю, как бы более имея сострадания, приступльше молиша его, глаголюще: отпусти ю, яко вопиет в след нас, как бы выражая тем, что для них уже несносна стала ея докучливость. Отпусти ю, говорят, не потому, что она столь несчастна, или ея прошение дельно, но, потому, что вопиет в след нас. Что же Господь? Желая открыть постепенно и ея достоинство, и их научить, как мало они постигают Его человеколюбие, дает такой ответ, который мог бы поразить и ея сердце, если бы она не имела твердости духа, пламеннаго желания и сильной ревности, и их (учеников) ходатайство за нее остановить. Несмь послан, говорит Он, токмо ко овцам погибшим дому Израилева (Матф. XV, 24). И действительно, ученики после этого уже перестали молить его за жену; но она не предалась унынию, — напротив, стала еще прилежнее (молить Его). Такова-то скорбящая душа и приступающая с горячим усердием: она не обращает внимания на то, что говорят, но об одном только думает, как бы достичь того, о чем она старается. Так именно сделала и эта жена. Услышав те слова (Спасителя), она, как говорит Писание, снова кланялась Ему, говоря: помилуй мя, Господи (ст. 25). Она знала благоутробие Господа, потому и употребила такую настойчивость. Посмотри же опять, как премудр Господь, и как дивно устрояет Он ход дела: и теперь Он не преклоняется (на моление жены), но дает ответ еще более резкий и суровый. Он знал твердость духа жены и хотел, чтобы она не тайно получила благодеяние, но чтобы и ученики из этого события узнали причину Его медлительности, и все другие научились, как велика сила неотступной молитвы и как высока добродетель жены той. Потому говорит (Спаситель): несть добро отъяти хлебы чадом и поврещи псом (ст. 26). Заметь здесь твердость духа жены, как она, пылая огнем ревности и одушевляясь верою в Бога, терзаясь, так сказать, своею утробою от великой скорби о своей дочери, не отвращается от жестокаго слова, но услышав (название) пса, и то сносит и признает себя такою, желая спастись от безсмыслия псов, и сопричислиться к лику сынов [5]. Итак, выслушай слова жены, чтобы узнать, какой был плод от того, что Бог медлил исполнить ея прошение. Жестокость слов, сказанных ей, не только не отдалила жену (от Спасителя), но возбудила еще к большей ревности. Услышав эти слова, она говорит: ей Господи: ибо и пси ядят от крупиц, падающих от трапезы господей своих (ст. 27).

Видишь, для чего Господь медлил доселе? Для того, чтобы из слов жены мы узнали всю силу ея веры. Смотри, в самом деле, как Господь тотчас же восхвалил и увенчал ее, говоря: о жено, велия вера твоя (ст. 28). С удивлением и похвалами Он отпустил ту, которую в начале не удостоил ответа. Велия, говорит, вера твоя. Поистине, велия вера — видеть, как Господь не один, или два раза, но многократно отвергает прошение, и не придти в уныние, не отступить, но неослабно призывать (Господа) и преклонять Его к исполнению прошения. Итак, буди тебе, говорит, яко же хощеши. Видишь ли, как Тот, кто прежде не удостоил ее ответа, теперь с похвалою подает ей свои дары? Не просто внял ея прошению, но прославил и увенчал ее. Словом: о жено, Он показал, как сам удивился ея вере, и словами — велия вера твоя открыл нам ея (духовное) богатство. Потом говорит: буди тебе, якоже хощеши. Сколько хочешь, сколько желаешь, столько и даю тебе; твое неотступное прошение показывает, что ты достойна его исполнения. Видите теперь твердость жены? Видите причину, почему медлил Господь и для чего отлагал (исполнение ея прошения), — для того, т.е., чтобы сделать ее еще более славною? Но возвратимся теперь к прежнему повествованию, чтобы видеть, что не с иною целию, в продолжение стольких лет, Господь не исполнял и данных праотцу (Аврааму) обетований, а с тою именно, чтобы исполнить их впоследствии с большею славою, и сделать явною для всех веру праведника. Для того сказано: после десяти лет, проведенных ими (Авраамом и Саррою) вместе в земле ханаанской, — чтобы ты знал, сколько прошло времени с тех пар, как он (Авраам) получил обетования. Немедленно ведь по пришествии в землю ханаанскую он услышал: семени твоему дам землю сию; и вот, в продолжение стольких лет и сам он оставался бездетным, и неплодство Сары увеличивалось. И даде (Сарра), сказано, Агарь в жену Авраму мужу своему (ст. 3).

4. Смотри, какое еще в древния времена было любомудрие, как и мужи были воздержны и имели великое попечение о целомудрии, и жены далеки были от ревности. Писание с намерением постоянно говорит: и поимши Сара Агарь рабу; и опять: даде ю в жену, — чтобы ты видел, как безстрастно у них происходило это дело, и какое у них было любомудрие. И вниде, сказано, ко Агари и зачат (ст. 4). Смотри, как Сара узнает, что не в праведнике (Аврааме) была причина их безчадия, а в ея собственном неплодстве: вот тотчас же за сожитием последовало зачатие. Но посмотри теперь на неблагородство рабыни и на слабость женскаго пола, чтобы и отсюда видеть великую кротость праотца. И виде, сказано, яко во чреве имать, и укорена бысть госпожа [6] пред нею. Таков обычай рабов: получив малое счастие, они не удерживаются в своих пределах, но тотчас забывают о своем звании и увлекаются в безразсудство; так случилось и с этою рабою. Заметив свою беременность и не размышляя ни о дивной мудрости своей госпожи, ни о своем низком состоянии, но возгордившись и возмечтав много о себе, она стала презирать госпожу, которая оказала ей такое покровительство, что возвела ее даже на ложе своего мужа. Что же Сарра? И рече, сказано, ко Авраму: обида ми от тебе: аз дах рабу мою в недро твое: она же видевши, яко во чреве имать, укорена бых пред нею: суди Бог между мною и тобою (ст. 5). Заметь здесь неизреченное терпение праведника и чувство чести, какое он показал в отношении к Сарре, когда стал просить у нея прощения при столь неразумном ея обвинении. В самом деле, та, которая своими руками передала мужу рабыню и сказала: вниди к рабе моей, та, которая сама добровольно побуждала его к этому житию, теперь, переменив мысли, говорит: обида ми от тебе. Но разве сам он хотел соединения с рабою? Разве сам он невоздержанием увлечен был на этот поступок? По твоему, жена, убеждению, по твоему внушению он сделал это. Итак, чем ты обижена от мужа? Вот (говорит она) я дала рабу мою в недро твое. Если же ты признаешься, что сама предложила, а не он по своей воле взял ее, зачем обвиняешь его в несправедливости? Так, — говорит; но хотя и я предложила, однакож ты, видя ея дерзость, должен был обуздать ея неукротимый нрав. Видевши, яко во чреве имать, укорена бых пред нею: суди Бог между мною и тобою. Вот, поистине, женския слова, свойственныя немощному полу! Как бы так сказала она Аврааму: желая утешить тебя в безчадии, я показала такую о тебе заботливость, что свою рабу и притом собственными руками передала тебе и убедила к соединению с нею; но ты, видя, как от беременности она стала дерзкою и надменною, должен был укротить ее и наказать за причиненныя мне обиды; а ты этого не сделал, но, как бы забыв все прежнее, меня, столько лет жившую с тобою, ты презрел и довел до уничижения пред египтянкою, моею рабою. Суди Бог между мною и тобою. Слова — души огорченной! И если бы в праотце не было столько любомудрия, и он не имел великаго уважения к Сарре, то он вознегодовал бы и оскорбился бы такими жестокими словами. Но этот достойный удивления муж все ей простил, зная слабость пола. Суди Бог между мною и тобою. Помысли, говорит, на какой поступок я решилась для твоего утешения, желая, чтобы, хотя в старости, назвался ты отцем; я возвела рабу мою в мое достоинство [7], а ты, видя ее столь неблагодарною, не наказал ее, и не вознаградил меня за внимание, какое я показала к тебе. Суди Бог между мною и тобою. Тот, который знает сокровенныя помышления каждаго, Тот будет судиею между нами, (и разсудить) как я, будучи выше всякаго пристрастия, предпочла твое утешение собственному, и возвела на ложе свое рабу; а ты, ничего сделаннаго мною не приняв во внимание, дозволяешь ей возставать на мою кротость, не укрощаешь дерзкую, не вразумляешь неразумную. Что ж этот адамант, этот мужественный подвижник Божий, который во всяком случае приобретает себе венцы? Показывая и в этом случае свою добродетель, смотри — что он говорит жене: се раба твоя в руку твоею: твори ей, якоже ти есть угодно (ст. 6). Велико любомудрие праведника, велика сила его терпения! Не только ведь не вознегодовал он на слова Сарры, но и с великою кротостию дает ей свой ответ, говоря: ты подозреваешь, что я виною (причиненных тебе) обид, и думаешь, будто мне приятен этот поступок рабы, так как она однажды была со мной на ложе; но знай, что и прежде, если б я не захотел только тебя послушаться, я не решился бы на это, да и никогда не дозволил бы себе возвесть рабу на твое ложе; и теперь, чтобы уверить тебя в этом на самом деле, — вот она в руку твоею: делай с нею, что тебе угодно. Разве уменьшил кто-либо твою власть, или ты лишилась своих прав над нею? Хотя я и принял ее в общение с собою, но ты имеешь свою власть над нею; она в твоих руках: обличай, вразумляй, наказывай ее; что хочешь и что тебе угодно, то и делай с нею; только не огорчайся, и не приписывай мне ея безразсудных поступков. Не собственною ведь страстию побуждаемый, решился я на сообщение с нею, и не так, чтобы потом, увлекаясь пристрастием, неразумно дать ей предпочтение (пред тобою). Знаю подобающую тебе честь; знаю и неблагодарность рабов. Я и не думаю о ней, и не забочусь. Одна та у меня забота, чтобы ты жила без всякой скорби, в спокойствии, во всякой чести, вдали от всяких огорчений.

5. Вот истинно супружеский союз, вот (истинный) муж, который не много обращает внимания на слова жены, но оказывая снисхождение к немощам пола, об одном заботится, чтобы удалить всякое огорчение и утвердить мир и согласие. Пусть слышать это мужи и пусть подражают кротости праведника, оказывая такую же честь и уважение своим женам, и щадя их, как слабейший сосуд, чтобы тем укрепить союз единомыслия. Подлинно, истинное богатство и самое великое счастие (заключается) в том, когда муж и жена не разногласят между собою, соединены друг с другом, как едина плоть, потому что два, сказано,будут в плоть едину (Быт. II, 24). Такие (супруги), хотя бы жили в бедности и были незнатны, могут быть всех счастливее, потому что они наслаждаются истинным счастием и живут во всегдашнем спокойствии. А те, напротив, кто не наслаждается таким (согласием), но страдает ревностию и теряет блага мира, — те, хотя бы были окружены многим богатством, хотя бы имели роскошный стол, жили в славе, проводят свой век всех несчастнее, вымышляя сами для себя каждый день волнения и безпокойства, всегда подозревая друг друга, и не могут иметь никаких удовольствий, потому что внутренняя вражда (их) все приводит в безпорядок, и причиняет им множество неприятностей. Но здесь [8] нет ничего такого: праотец своею кротостию утишил гнев госпожи (Сарры) и, дав ей совершенную власть над рабою, водворил в доме своем полный мир. И озлоби ю Сара: и отбеже от лица ея (ст. 6). Как только Сарра наказала дерзость рабы, раба обратилась в бегство. Таково свойство рабов: если им не позволяют действовать по своему, но пресекают их замыслы, они тотчас свергают с себя власть господ и устремляются в бегство. Но посмотри и здесь, каким промышлением свыше пользуется и раба, за честь праведника. Так как она носила в себе семя праведника, то удостаивается даже видения ангела. Обрете ю, говорит Писание, Ангел Господень у источника воды в пустыни, на пути Сур (ст. 7). Примечай человеколюбие Господа, как Он никого не презирает, но раб ли то или рабыня, над всеми являет Свое промышление, взирая не на различие званий, а на расположение души. Впрочем здесь ангел является не по заслугам рабы, но ради чести праведника (Авраама). Как я сказал, ей надлежало удостоиться великаго попечения потому, что она удостоилась восприять в себя семя праведника. И обрете ю Ангел, и рече ей: Агарь, рабо Сарина, откуда идеши и камо грядеши (ст. 3)? Смотри, как самыя слова ангела приводят ей на память собственное ея состояние. Чтобы сделать ее более внимательною, с самаго начала называет ее по имени, и говорит: Агарь, — так как мы обыкновенно бываем внимательнее к тому, кто называет нас по имени. Потом словами: раба Сарина, ангел напоминает ей о госпоже, и тем дает знать, что, хотя бы она много раз разделяла ложе с своим господином, все же должна признавать Сарру своею госпожою. Но смотри, как ангел испытывает ее, чтобы поставить в необходимость отвечать. Откуда, говорит, пришла ты в эту пустыню, и куда стремишься? А для того между прочим ангел и является ей в пустыне, чтобы вопрошающаго она не почла за простого, мимоидущаго человека. Там была пустыня и никого другого (кроме явившагося) она (Агарь) не видела. Итак, дабы она знала, что беседующий с нею был не просто случившийся там человек, для того ангел и является ей в пустыне и вопрошает ее. Она же рече: от лица Сары госпожи моея аз бегу (ст. 8). Видишь, как она не отрицает власти госпожи своей (Сарры), но во всем искренно сознается. Вопрошающий меня, думает она, не человек, поэтому не могу его обмануть. Он назвал меня по имени прежде, чем я сказала ему свое имя, упомянул и о госпоже; надобно и мне говорить все по правде. От лица Сары госпожи моея аз бегу. Смотри как она вспоминает (о своей госпоже) без всякой ненависти. Не сказала: она меня оскорбила, меня озлобила, и я, не будучи в силах снести ея ненависти, бежала от нея. Никакой укоризны не высказала она (о Сарре), а только себя саму обвинила в бегстве. Видишь ея честность? Смотри же, что сказал ей ангел: рече же ей Ангел Господень: возвратися к госпоже своей, и покорися под руку ея (ст. 9). На слова (Агари): от лица госпожи моея бегу, (ангел) отвечает: возвратись, иди назад, не будь неблагодарна к той, которая оказала тебе столько благодеяний. А так как она гордостию и высокомерием возбудила гнев госпожи своей, то (ангел) говорит: покорися под руку ея, покорись ей: это будет полезно тебе. Помни (свое) рабство, не забывай господства (Сарры); не думай высоко, и не мечтай о себе более надлежащаго: покорися под руку ея и окажи ей полное повиновение. Такия слова ангела довольно смягчили ея сердце, смирили ея высокомерие, укротили ея гнев и умиротворили ея мысли.

6. Далее, чтобы она не подумала, что просто и без причины удостоилась такого промышления, а узнала каким попечением она пользуется ради семени праведника, смотри, как ангел утешает ее, возстановляет ея дух и подает достаточную ей надежду радости словами, которыя присовокупляет. И рече ей Ангел Господень: умножая умножу семя твое и не сочтется от множества (ст. 10). Предсказываю тебе и то, говорит он, что семя твое будет велико, так, что и исчислить его будет невозможно. Итак не скорби, не ослабевай духом, не смущайся в помыслах, но окажи полное послушание. Се ты во чреве имаши, и родиши сына, и наречеши имя ему Исмаил. Для того, говорит, и рождение тебе я предсказываю и самое имя назначаю имеющему родиться от тебя сыну, чтобы ты, получив большее (в словах моих) удостоверение, возвратилась назад и исправила свои проступки. Яко услыша, говорит, Господь смирение твое (ст. 11).

Научимся отсюда, какой плод бывает от скорбей и какая польза от несчастий. Так, когда Агарь ушла (от Сарры), и несчастие ея увеличилось, когда она подверглась множеству скорбей, оставаясь в одиночестве, в пустыне, в самых тесных обстоятельствах, после такого благоденствия, после того, как она возведена была в достоинство, равное самой госпоже, то по этим-то именно причинам и получила такую скорую помощь. Будет, говорит ей (ангел), то, что я обещаю тебе: ты родишь сына и семя твое будет без числа, яко услыша Господь смирение твое. Не будем же и мы нетерпеливы, когда стечение каких-либо обстоятельств стесняет нас. Ничто ведь столько не полезно для нашей природы, как смирять себя, обуздывать свое высокомерие и подавлять надмение духа. Тогда-то наиболее Господь и слышит нас, когда мы призываем его скорбною душою и сокрушенным сердцем в прилежной молитве: яко услыша, говорит, Господь смирение твое. Потом (ангел) предсказывает образ жизни имеющаго родиться (Агари) сына. Сей будет, говорит, сельный человек: руце его на всех, и руки всех на него, и пред лицем всея братии своея вселится (ст. 12). Предрекает ей, что это будет человек мужественный, воинственный, и много будет трудиться в возделывании земли. Итак, из всего, что случилось с рабою, видишь ли славу праотца (Авраама)? Такое промышление о рабе показывает благоволение Господа к этому праведнику. Дав наставление и сообщив благовестие Агари, ангел удалился. Но обрати внимание опять на благоразумие рабы. И призва [9], сказано, имя Господа, глаголющаго к ней: Ты Бог, призревый на мя яко рече: ибо предо мною видех явлшагося мне. Сего ради прозва кладязь той: кладязь, идеже предо мною видех [10], между Кадисом и между Варахом [11] (ст. 13-14). Смотри, как и (новым) наименованием места хочет сохранить навсегда память о нем. Прозва бо, говорит Писание, место: кладязь, идеже видех предо мною. Видишь, как раба, от постигшей ее скорби, становясь мало-по-малу благоразумнее, выражает свою благодарность за оказанное ей благодеяние, и воздает, чем может, за столь великое о ней попечение. И роди Агарь Аврааму сына, и нарече [12] имя ему, егоже роди ему Агарь, Исмаил (ст. 13).

7. Отсюда научимся, сколь великое благо — кротость, и какую пользу можно приобресть даже от скорбей. Кротость показал праотец (Авраам) в том, что укротил раздражение Сары, и дав ей власть над рабою, чрез то водворил в доме своем мир; а пользу от скорбей можно видеть из обстоятельств рабы (Агари). Когда она, озлобленная своею госпожою, бежала от нея, и потерпев много скорбей, с сокрушенною душею воззвала ко Господу, тотчас удостоилась вышняго посещения. И дабы она знала, что за смирение и страдание удостоена свыше такого попечения, ангел говорит ей: во чреве имаши, и родиши сына, и наречеши имя ему Исмаил: яко услыша Господь смирение твое. Итак, возлюбленные, зная, что скорби наиболее приближают нас к Господу, если только мы будем бодры духом, и что тогда мы можем снискать Его милость, когда приступаем к Нему с сокрушенною душою и с горячими слезами, — зная это, не будем унывать в несчастиях; но, размышляя о пользе скорбей, станем благодушно переносить все случающееся с нами; научимся быть тихими и кроткими ко всем вообще, а в особенности к своим супругам; справедливо ли или несправедливо оне будут порицать нас, не будем слишком много обращать на то внимания, а более заботиться об одном, чтобы удалять причины неприятностей, и в доме своем сохранять глубокий мир, чтобы и жена имела обращение свое к мужу и муж от внешних тревог и бурь мог прибегать к ней, как к пристани, и находить в ней всякое утешение. Жена ведь дана мужу в помощь, чтобы муж с ея утешением мог переносить все, случающееся с ним в жизни. И если жена будет кроткая и украшена добродетелями, то не только своим сообществом доставит мужу утешение, но и во всем вообще окажет ему великую пользу, все для него облегчая и во всем помогая, не оставляя его в тяжких испытаниях, как внешних (вне дома), так и тех, которыя ежедневно случаются в доме; но, как искусный кормчий, она своим благоразумием утишит в нем всякую душевную бурю и своим сожитием доставит ему утешение. Живущих в таком союзе супружества ничто в настоящей жизни не может слишком опечаливать, ничто не может нарушить их мирнаго счастия, потому что где между мужем и женою господствует единодушие, мир и союз любви, там стекаются все блага, и они (муж и жена) бывают безопасны от всяких злых наветов, ограждены как бы великою и несокрушимою стеною — единодушием о Господе. Это делает их тверже адаманта, крепче железа; это умножает их богатство и всякое обилие; это возводит их на высшую степень доброй славы; это и от Бога привлекает на них великое благоволение. Будем же, прошу вас, ценить выше всего единодушие, и все будем делать так и направлять к тому, чтобы в супружестве постоянно сохранялись мир и тишина. Тогда и дети будут подражать добродетелям родителей, и рабы последуют им, и по всему дому процветать будет добродетель, и во всех делах будет благопоспешение. Когда мы угождение Богу будем предпочитать всему, то все доброе как бы рекою потечет к нам, и мы не будем иметь никаких скорбных чувств, потому что благость Божия все будет ниспосылать нам в изобилии. Итак, чтобы и сами мы безпечально проводили настоящую жизнь, и от Господа приобретали более и более милостей, сохраним добродетель, постараемся ввести в наши домы единодушие и мир; позаботимся о добром воспитании детей, о нравственности рабов, чтобы за все это получив щедрое воздаяние удостоиться нам и обетованных благ, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Св. Духом, слава, держава и честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

[1] Злат.: e0n gh=| Xanaan согласно со сп. Коттониан., Коислиан., Дорофея и др.; в Лукиан. сп., как и в евр. т., эти слова не читаются.

[2] teknopoih/shj согласно со сп. Алекс., Коислиан. и др.; в Лукиан. teknopoih/somai, в сп. Дорофея — teknopoih/sw = чада сотворю (Славян. Биб.), как и в евр. т.

[3] Злат.: tou= sunoikh=sai 1Abram tw~ a0ndri au0th=j e0n gh=| Xananai/a| согласно с сп. Коисл. (X у Holmes) и Дорофея; в последнем единственно из известных доселе читается здесь Xananaia вместо обычнаго Xanaa/n; в Лукиан. сп. вместо этого, согласно с евр. т., читается: tou= oi0kh=sai 1Abram e0n gh=| Xanaan = вселения Аврамля в земли Ханаани.

[4] т. е. исполнение своих обетований.

[5] Смысл такой: жена хананейская, сознавая безсмыслие язычества, к которому принадлежала, желала присоединиться к числу последователей Христовых.

[6] Au0th=j = «ея» не читается у Злат. согласно с большинством греч. сп., хотя в евр. т. оно находится.

[7] Т. е. в достоинство жены.

[8] Обращаясь к истории Авраама.

[9] Имя: Агарь у Злат. не читается, согласно с Алекс., Коттониан. и Лукиан. сп., равно как евр. текстом.

[10] 0Idou = се, читаемое обыкновенно в греч. сп., как и в евр. тексте, у Злат. опущено.

[11] Злат.: Barax согласно со сп. № 31 у Holmes; в сп. Дорофея и в Лукиан. — Barak, в евр. т. «Баред».

[12] Злат.: kai e0ka/lese to o1noma au0tou=; в Лукиан. сп.: kai e0ka/lese to o1noma tou= ui9ou= au0tou= = и нарече имя сыну своему, как и в евр. т., с прибавлением подлежащаго — Аврам.