Посвященные

В этой главе мы поразмышляем о посвящении и посвященных людях. Откроем самое начало Библии, первые главы книги Бытие, где находятся списки первых родословных. Что такое «родословная»? Это список имен в хронологической и родовой последовательности. Родословные не всегда оказываются увлекательными. Но при сравнении двух первых родословных человечества мы обнаруживаем весьма примечательные детали. Имена, входящие в эти родословные, разбросаны по 4-й и 5-й главам книги Бытие, поэтому мы остановимся лишь на части списков, опустив все несущественное в данном случае.

Первая из двух родословных ведется по линии братоубийцы Каина, другая — по линии Сифа, третьего сына Адама и Евы.

Итак, с особым вниманием приступим к чтению имен из родословной Каина.

«И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха… у Еноха родился Ирад; Ирад родил Мехиаеля; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха. И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла. Ада родила Иавала… Имя брата его Иувал… Цилла также родила Тувалкаина… И сестра Тувалкаина Ноема» (Быт. 4:17-22).

А теперь с тем же вниманием прочитаем ряд имен из родословной Сифа.

«Сиф… родил Еноса. Енос… родил Каинана. Каи-нан… родил Малелеила. Малелеил… родил Иареда. Иаред... родил Еноха. Енох... родил Мафусала. Мафусал… родил Ламеха. Ламех... родил сына и нарек ему имя: Ной» (Быт. 5:6, 9, 12, 15, 18, 21, 25, 28, 29).

Как вы заметили, здесь много почти или совершенно одинаковых имен. И хотя мы прочитали родословные не полностью, возникает вопрос: что же Господь хотел сказать нам, сохранив в списках тех, кто носил одинаковые имена? Случайно ли люди разных родословных оказались столь похожими? И если все они носили одинаковые или очень похожие имена, то в чем состояло их различие? Последний вопрос открывает перед нами чрезвычайно любопытную тему. Люди двух непримиримых поколений предстают перед нами парадоксально похожими! При этом они остаются очень разными.

Линии потомков Каина и потомков Сифа противостояли друг другу в истории человечества до потопа. Потомки Каина противились Создателю, а потомки Сифа стремились к Нему. Одни были богопротивниками, а другие посвящали себя Творцу. Эта отличительная черта долго сохранялась. Спасшиеся от вод потопа люди были потомками Сифа. Сам Ной был найден праведным и непорочным «в роде своем» (Быт. 6:9).

Библия говорит, что как у людей, посвящавших себя Богу, так и у не делавших этого есть свои признаки. И если сейчас мы обнаружим признаки посвящения, в нас обязательно что-то изменится.

О людях допотопной истории мы располагаем исключительно малым количеством информации, но тем она и ценнее. Так что же нам известно о людях, не посвящавших себя Богу? Всего лишь несколько, но очень любопытных подробностей.

«Иавал… был отец живущих в шатрах со стадами (родоначальник сельского хозяйства). Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели (родоначальник искусств). Цилла также родила Тувалкаина, который был ковачом всех орудий из меди и железа (прародитель промышленных технологий). И сестра Тувалкаина Ноема (о ней ничего неизвестно, вероятно, она была столь знаменитой женщиной, что для ее описания не требовались слова). И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа (похоже, что он стал первым военным и искренне хвалится тем, что убил плохого парня, скорее всего, самого Каина)» (Быт. 4:20-23).

Основатели сельского хозяйства и прародители современных высоких технологий, родоначальники искусств и отцы военного дела, в их среде рождались первые ростки науки. «То время не было эпохой невежества и первобытности… Возможности обретения духовных и научных знаний были беспредельны». Какая-то крупица былых знаний даже переживет потоп и поспособствует расцвету Вавилона и Египта. Еще и сегодня ученые теряются в догадках по поводу того, откуда люди древности почерпнули знания, позволившие им создать пирамиды, сложнейшие сооружения, возведенные с удивительной математической точностью. Скорее всего, подобные невероятные успехи были лишь эхом допотопной цивилизации.

Любопытно вспомнить о том, какие отзывы у допотопных людей вызвал ковчег, строившийся Ноем, его сыновьями и наемными рабочими в течение целого столетия. Елена Уайт утверждает, что у очевидцев эта постройка уникального гигантского судна вызывала не восхищение, а насмешки . Сооружение Ноя не казалась им ни мудрым, ни грандиозным, ни эстетичным, ни тем более практичным.

Эти талантливые, умные, выдающиеся люди обеспечили колоссальное развитие своего общества и современной им цивилизации. Ной не смог их удивить. Сделанное ими было настолько значительным, что оказалось достойным записи в богооткровенной летописи. И поныне мы вспоминаем имена и деяния той великой плеяды жителей земли. Более того, летопись книги Бытие не называет их достижения греховными. Общество, созданное ими, преуспевало и шло вперед семимильными шагами, однако спустя время почему-то оказалось недостойным жизни…

Кроме того, в прочитанных нами родословных упомянуты и имена женщин. Складывается впечатление, что эти допотопные женщины не были тихими домохозяйками, но преуспели в жизни и стали знаменитыми, многого добившись. Можно даже предположить, что именно с Ноемы начался процесс феминизации, который был оборван водами потопа.

А что известно нам о людях другой допотопной родословной? Увы, до обидного мало. Мы не знаем об их достижениях в сельском хозяйстве, производстве, торговле, военном деле или о том, что значительного сделали они для развития науки, искусства, культуры. О них, кажется, не сохранилось информации, способной посоперничать с достижениями человеческого гения, принадлежащего другой родословной.

Итак, что говорит история о потомках Сифа? Всего две фразы. Первая сообщает: «У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа» (Быт. 4:26). Вторая столь же лаконична: «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5:24).

Впрочем, может быть это не так уж и мало? Ведь перед нами первые и важнейшие признаки посвященных Богу людей: они призывают имя Господне и ходят пред Ним…

Чем больше всего известен людям Христос? Тем, что Он был распят и воскрес. А знаете, почему это произошло? Потому что Он как никто другой призывал имя Божье и ходил перед Отцом Небесным во все дни жизни Своей, воплотив в Себе истинное посвящение. И разве могут достижения нашей земной цивилизации оказаться значительней?

У каждого из нас есть выбор жизненного пути. Можно добиться успеха в предпринимательстве, производстве, искусстве, изобретениях, военном деле, строительстве. Кстати, у женщин перспектив практически не меньше, чем у мужчин. Причем все эти достижения вовсе не обязательно греховны. Но когда грянул потоп, значимыми оказались только два умения: умение призывать имя Господне и умение ходить пред Богом.

В этом и заключается суть посвящения. И только такое посвящение приводило ко спасению в прошлом, и оно же послужит ко спасению в будущем. Ибо Христос сказал: «Как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24:37).

Что же стоит за названными признаками посвященности?

«Призывать имя Господне» — здесь берет свое начало выражение пророка Иоиля: «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Иоил. 2:32). И этими же словами будут вдохновлять верующих апостолы Петр и Павел (см. Деян. 2:21; Рим. 10:13). «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись», — скажет Петр о воскресшем Христе (Деян. 4:12).

Только этим именем человек спасался, спасается и будет спасен. Призывавшие имя Господне пережили стихии потопа, преодолеют они и последний кризис в истории земли. «Как было в дни Ноя, перед потопом, — говорил Христос, — так будет и в пришествие Сына Человеческого». Призывающие имя Господне преодолеют все козни дьявола, победят и последнего врага, смерть.

Тем временем талантливые и одаренные люди из родословной Каина опять ведут общество к высотам прогресса. И все мы так или иначе порой пользуемся плодами их интеллекта. И далеко не все из их достижений можно назвать греховными. Однако на вершине человеческого общества сегодня опять нет места Богу, как не нашлось места для Создателя в умах людей, оказавшихся на вершине Вавилонской башни. Там были только очень способные люди…

Что же означает «призывать имя Господне» и тем самым спастись? Ведь многократное повторение молитвы: «Господи, помилуй!» практикуют и современные маги, колдуны и проходимцы. Говорят, что они не без успеха используют эти слова…

На самом деле древнее библейское выражение «призывать имя Господне» означает «совершить богопоклонение, или богослужение, или исповедание Бога». И подобный шаг спасителен для человека. Если у нас нет личных отношений с Иисусом как Господом и Богом, то нет и должного исповедания веры, без которого словесные призывы святого имени превращаются в бесполезное, а порой и небезопасное, языческое заклинание.

В 19-й главе книги Деяний апостолов записана известная история, которая помогает понять, что «призывание имени Господня» подразумевает не повторение заклинаний, а именно идущее от души, личное, сердечное отношение ко Христу как Богу и Спасителю.

«…Некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома. Это сделалось известно всем живущим в Ефесе Иудеям и Еллинам, и напал страх на всех их, и величаемо было имя Господа Иисуса» (Деян. 19:13-17).

Но как же имя Иисуса было «величаемо», если обращения к нему не помогли в тот день изгнать злого духа, но напротив, кажется, даже придали ему сил?! Очевидно, «величаемо имя Господа Иисуса» стало тем, что им отказались пользоваться лукавые люди, ибо именем этим не дозволено пользоваться как вещью или талисманом, но можно лишь обращаться к Богу, как к Тому, Кого хорошо знаешь.

Апостол Павел учил: «Ибо «всякий, кто призовет имя Господне, спасется». Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?.. Но не все послушались благовествования…» (Рим. 10:13, 14, 16).

«Призывать имя Господне» значит: молиться Богу, внимать словам Его благовестия и жить, веруя в Его Слово. Именно этим отличалось в древности поколение Сифа, что и привело его потомков в лице Ноя ко спасению. Этим же будет отличаться поколение людей праведных, живущих в преддверии Второго пришествия Христа: они молятся Богу, внимательны к Его Слову и живут, доверяя Его Слову.

О праведном Енохе читаем: «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5:24).

Что же означает «ходить пред Богом»? Практически то же самое, что и «призывать имя Господне», то есть молиться Богу, слушать Его Слово и жить в вере по Его Слову. И, что особенно важно, всячески искать присутствия Бога в своей жизни. Эта истина не подвержена переменам с течением времени. Оглядываясь на опыт праведного Еноха, пророк Михей призывал своих современников к спасению: «О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих. 6:8).

«И ходил Енох пред Богом» не означает, что он оказался в поле зрения Творца. Ибо все мы непрестанно пребываем в поле зрения нашего Создателя. Но Енох научился жить и поступать в постоянном осознании своего присутствия перед Богом. Енох так полюбил жизнь с Господом, что Бог «оказался» в постоянном присутствии Еноха. Енох был взят от земли, став обетованием грядущего спасения от вод потопа. Так Бог показал, что мог бы спасти людей и без помощи ковчега. И это, несомненно, укрепило веру Ноя. Оказавшись под ударами стихии, он полагался не на крепость строительных материалов, но на благость и силу Всемогущего. Замечательно еще и то, что о спасшемся Ное сказано точно так же, как и о Енохе: «Ной ходил пред Богом» (Быт. 6:9) (020) .

Мы живем в такое время, когда люди все упорней сопротивляются присутствию Бога, голосу совести, святому и добродетельному. Все реже среди жителей земли возникает желание «ходить пред Богом» и «призывать имя Господне». По их мнению, читать молитвы — занятие для бабушек или профессиональных священников, а отдавать во всем предпочтение Богу — значит прослыть фанатиком. И в этом печальном положении дел мы можем узреть исполнение Христова пророчества: «Но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого». Ценятся любые успехи, кроме познания Создателя.

Увы, посвящение своей жизни Богу сегодня не в чести. Да и нам, верующим людям, нелегко дается посвящение Господу. Мир теснит Духа Святого. И происходит это не только на улицах мегаполисов, борьба идет и в наших душах. Но не станем унывать. Господь пообещал всяческую поддержку свыше даже самому немощному усилию, направленному к истинному посвящению. Воспользуемся же дарованной благодатью.

Многому сегодня можно посвятить свою жизнь, но когда придет Христос, ценными окажутся лишь две вещи: опыт призывания имени Христова и навык хо-ждения в истине перед своим Создателем.

Вы не забыли, чем более всего прославился Иисус Христос? Он как никто другой призывал имя Божье и ходил перед Отцом Небесным во все дни жизни Своей, воплотив в Себе истинное посвящение. К подобной славе, славе посвящения, Он приглашает присоединиться и нас.

Призывайте имя Господне и смиренномудренно ходите пред Богом своим. И да будет так в жизни каждого из нас, в жизни наших семей, в жизни нашей Церкви. И пусть наши имена окажутся в списках родословных воистину посвященных людей.

24 декабря 2001

Последняя борьба

Надо мною буря выла,

Гром по небу грохотал,

Слабый ум судьба страшила,

Холод в душу проникал.

Но не пал я от страданья,

Гордо выдержал удар,

Сохранил в душе желанья,

В теле — силу, в сердце — жар!

Что погибель! что спасенье!

Будь что будет — все равно!

На святое Провиденье

Положился я давно!

В этой вере нет сомненья,

Ею жизнь моя полна!

Бесконечно в ней стремленье!..

В ней покой и тишина…

…У меня в душе есть сила,

У меня есть в сердце кровь,

Под крестом — моя могила;

На кресте — моя любовь!

А.В. Кольцов (1809-1842)

(020) Кстати, здесь в оригинале стоит предлог «эт», который переводится как «с, вместе с», что углубляет наше понимание этого текста, который может быть переведен и так: «И ходил Ной (как и Енох) с Богом».