Авторский комментарий к проповеди о крещении

Часто людей волнует вопрос: что говорит Библия о крещении младенцев? Если предельно кратко отвечать на поставленный вопрос, то это можно сделать одним словом: ничего. Человека, слабо знакомого со Словом Божьим, такой ответ может либо удивить, либо напугать, либо повергнуть в недоумение, а то и раздражение. И это понятно: недостаток знаний огорчает.

Практика крещения младенцев обычно зиждется на двух мнениях. Первое основывается на предположении о том, что вера других взрослых и порядочных людей сделает крещение младенца «эффективным». Второе же опирается на уверенность, что крещение само по себе спасает человека. Однако Священное Писание не учит ни тому, ни другому. А отсюда и молчание о крещение младенцев.

Библия говорит о спасении так: человек спасается благодатью Божией через свою веру в эту благодать для совершения добрых дел (см. Еф. 2:8-10). Иными словами, человек спасается потому, что Бог добр, и в Его доброту надо верить, и эта вера нас самих побуждает быть добрее и творить добрые дела. Крещение есть дело веры, доброе дело, Богом заповеданное. Крещением невозможно заработать свое спасение. Попытка крещением заполучить спасение оскорбительна для Бога. Ведь Бог дает человеку спасение по благодати, то есть даром. Будучи научены Христову учению и затем принимая крещение, мы принимаем спасение и благодарим Бога за обретаемое спасение. Крещением невозможно сделать Бога добрее. В крещении нас делает добрее Бог.

Повторим еще раз высказывание Иисуса Христа о крещении в Евангелии от Марка: «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:15, 16).

Итак, кто будет осужден? Тот, кто не был крещен? Нет. Тот, «кто не будет веровать». Из этих слов видно, что решающим условием спасения является вера, которая проявит себя в крещении. Тем, кто не будет веровать, не поможет никакое крещение. А уверовавшему следует и креститься, ибо это угодно Богу. Более того, Господь обращает наше внимание на правильную последовательность: сначала веровать, а потом креститься.

И все-таки как же может быть спасен младенец, если он не крещен? Ответ прост. Так же, как и любой другой человек — благодатью Божией. А когда младенец подрастет и сделается способным ответить Богу личной верой, захочет поблагодарить Его и пожелает жить в подражании Христу, то тогда он или она, юноша или девушка, мужчина или женщина могут принять крещение. Тем самым он (или она) «исполнит правду» и переживет, уподобляясь Христу, «смерть и воскресение», как выразился апостол Павел. И Господь с радостью примет и благословит это доброе дело веры.

Почему же в Новом Завете мы нигде не найдем озабоченности и тревоги христиан о том, с какого возраста нужно крестить? Потому что первые христиане верили в благодать Божию. Они были свободны от языческой идеи «зарабатывания» спасения при помощи таинственных обрядов или задабривания ритуалами своего гневливого божества. И оттого не пытались «заполучить» спасение для своих детей при помощи крещения. Они лишь радовались спасению, уготовленному для их детей, как дару Божественной благодати. И сегодня христианам должно больше заботиться о том, чтобы их дети росли в вере. А когда именно настанет время принимать крещение, Сам Господь их наставит. Если же взрослеющий ребенок окружен благодатным покровом веры своих родителей, посвящающих себя на служение Богу и ближним и всегда молящихся, то его крещение не требует «гражданского совершеннолетия». Разумеется, духовность родителей не отменяет некоторого начального понимания крещения со стороны ребенка, его просьбы и психологической готовности (в меру возраста) к столь важному в жизни событию. Родителям не следует проявлять торопливость и помнить о том, что как крещенного, так и некрещенного ребенка Бог любит одинаково сильно. Крещением мы не увеличиваем любовь Бога к детям, но помогаем выразить взрослеющему ребенку свою окрепшую любовь к Богу.