Проповедь к причастию

Плоть и кровь христианской веры

«Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1 Кор. 11:26).

Давайте вслушаемся в эти великие слова апостола Павла, движимого Духом Святым. Нельзя не заметить, что слова эти охватывают три измерения. И в них — бесконечный смысл святого причастия, или Вечери Господней.

Итак, апостол, вглядываясь в прошлое, произносит: «Смерть Господню возвещаете», а затем, указывая в будущее, восклицает: «Он придет». Наконец, находясь в настоящем, он заключает: «Едите хлеб сей и пьете чашу сию». Прошлое, смерть Господня, соединяется с будущим, Его Вторым пришествием, и таким образом сейчас хлеб и чаша превращаются в объединяющий дар духовной жизни христианина и Церкви. Участвуя в Вечере, мы вспоминаем смерть и предвкушаем жизнь. Мы вспоминаем смерть Иисуса и предвкушаем возвращение воскресшего Господа. Печаль о распятом Спасителе переплетается с радостью о Его возвращении. Так что, прикасаясь к святым дарам, мы с вами всегда испытываем некое смешанное чувство скорби и глубинного, внутреннего ликования. И это не случайно, ибо Сам Господь таинственным образом наделил это событие в жизни Церкви печалью о прошедшем и радостью о будущем. Это до такой степени необыкновенно, что кажется, в эти мгновения мы способны каким-то непостижимым образом вспоминать о будущем пришествии и полагаться верой на прошлое, на смерть Господню.

Когда мы с вами произносим слова: «Хлеб сей», — мы не можем не вспомнить сказанного Иисусом о Самом Себе: «Я — хлеб живой». Спаситель является Хлебом, которым призван питаться всякий верующий в Него человек. Его жизнью, Его словом, Его духом. Наше принятие хлеба сегодня есть видимое исповедание стремления к Богу и даже жажды жизни в подобие Живому Хлебу, Самому Христу. Принимая сей хлеб со стола, мы свидетельствуем о своем желании войти в опыт жизни Живого Господа. И если такого желания внутри нас нет, стремление отсутствует, жажда не возникла, то следует задуматься о том, для чего же мы прикасаемся к этим святым дарам. Апостол Павел предостерегает: «Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11:29). Эти слова апостола, обращенные к коринфской церкви, относятся и к нам. Но не в том смысле, чтобы, осознав, почувствовав свою греховность, мы отказались от причастия. Ни в коем случае. Напротив, в известном смысле мы с вами все недостойны сегодня есть и пить от этого дара. Но Писание говорит не столько о наличии в нас необходимых достоинств, сколько об опасности легкомыслия или небрежности в причастии. Апостол предостерегает о небрежном отношении к Телу, то есть к ближним, составляющим Тело Господне. Переживая свою греховность, ощущая недостойность, мы должны еще сильнее устремиться к хлебу и чаше, предварив вкушение примирением. Ведь слово «причастие» несет в себе смысл, что мы «становимся частью» чего-то. Причащаясь святым дарам, мы становимся частью смерти и жизни Иисуса, частью церковного тела. И таким образом очищаемся от своих грехов, умираем для греха и воскресаем для новой жизни во Христе. Все это не происходит вдали от хлеба и чаши. Вот почему так важно непременно участвовать в Вечере Господней.

И о чаше мы читаем слова Христовы: «И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:27′, 28). Где кровь, там смерть. Благодаря крови Христовой мы можем оставить свои грехи. Верой мы принимаем Его смерть ради нас, пьем из чаши и входим в новый завет жизни с Богом. Принимая содержимое чаши, мы выражаем свою дерзновенную надежду, свою решимость разделить с Иисусом Его страдания и даже Его смерть. А за этим непременно последуют радость и слава воскресения.

В Ветхом Завете Сам Господь через пророков учил, что душа человека в крови его (см. Лев. 17:11). В причастии, принимая образ и подобие Крови Господней, мы принимаем в себя образ и подобие души Сына Человеческого. А естественной способностью Его души является способность растратиться ради ближних и дальних. Все это означает, что мы с вами действиями своими в причастии свидетельствуем о согласии растратить часть своей души ради Бога и людей. «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8:35). Потерять душу свою ради Бога и Евангелия, потерять, дабы Он, Господь, сберег ее для нас! Пусть в наших сердцах найдется место желанию достичь этого высокого состояния веры. И пусть не дрогнут руки наши, принимающие чашу!

Итак, смерть Господня. Спаситель умер за нас, ради нас, из-за нас, для нас, вместо нас. Вы когда-нибудь спрашивали себя, что означает «заместительная» жертва Христа? Наверное, спрашивали. Давайте вспомним ответ. Заместительная жертва Христа означает следующее: то, что случилось с Сыном Божьим, должно было произойти с каждым из нас. Грех ведет к богооставленности, а следствие ее — смерть. Иисус не согрешил, но принял на Себя грехи наши, и богооставленность нашу, и, в конечном счете, нашу смерть. «А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: «…Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?..» Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух» (Мф. 27:46,50). Происшедшее с Господом все еще может случиться и с нами, но уже не обязательно это должно произойти. Что значит «не обязательно»? Мы можем изменить ход происходящих с нами событий. Можем, если соединим свою жизнь с Живым Христом. «Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним» (Рим. 6:8).

Позвольте небольшую иллюстрацию, которая не лишена недостатков, но хотя бы отчасти пояснит сказанное. Наша жизнь подобна поездке в поезде дальнего следования. Пассажиры заполнили вагоны этого экспресса. Поезд набирает скорость. Но дьявол, этот недобросовестный, а точнее, вероломный стрелочник, перевел стрелку таким образом, что поезд теперь мчится в пропасть, которую Священное Писание называет смертью. Христос опережает этот состав смертников. Подобно свету огней предупреждающего об опасности светофора, впереди, в дымке будущего, как это ни странно, все отчетливее проступают очертания страшного события из прошлого. Крест. Раны Христа. Смерть Господня. И мы начинаем сознавать: туда двигаться нельзя! Христос принял на себя грех мира, чтобы мы не шли на смерть. Необходимо покинуть этот поезд, стремящийся к гибели. Рядом, в противоположном направлении, движется другая жизнь. Ее течение подхватит и увлечет нас. Мы будем, как заповедал Сам Господь, «вспоминать» о Его крестном подвиге. В момент причастия мы избираем иное направление. Направление к жизни. Там, в будущем, обнадеживающе вырисовывается другое событие, которое апостол Павел обозначает словами: «Он придет». Это славное пришествие воскресшего Господа, Который, «однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евр. 9:28).

Цель христианина всегда находится в будущем. Там, в будущем, пребывают и цели, и их осуществление. Там — встреча с Воскресшим, без Которого вера наша тщетна. Там — наше воскрешение, без которого жизнь наша тщетна. И все это будущее, и все прошлое, начало и конец, соединяются ныне в святом даре хлеба и чаши. Вскоре мы вкусим от этого дара. Сейчас в нашем с вами действии по слову Божьему и во исполнение Его слов мы осуществим, мы воплотим образ истинного Богопоклонения, заповеданный Иисусом.

Этот образ есть приобщение к хлебу и чаше, к Плоти и Крови христианской веры, к жизни Христа. Тем самым мы свидетельствуем о возвращении в образ и подобие Божий, которые были некогда омрачены грехом. Теперь же Господь вновь по благодати приобщает нас к Себе.

Через несколько минут мы примем святые дары от стола причастия. Давайте еще раз вдумаемся, вчитаемся, вслушаемся в великие слова апостола Павла. В них отчетливо видны три измерения, вместившие в себя бесконечный смысл святого события Вечери Господней. Здесь все прошлое, здесь все будущее и здесь великое настоящее. «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет».

26 декабря 1997

***

Заката лучи догорали во мгле…

В последний Свой вечер на грешной земле

О мире небесном Господь говорил

И пыльные ноги апостолам мыл.

Текла в лунном небе столетий река…

Он знал, что Иуды не дрогнет рука

И то, как поступит порывистый Петр,

Весь путь до Голгофы Он знал наперед

И то, что Он всех потеряет друзей,

Что каждый из них отречется в душе,

Что всем их надеждам положат конец

Пронзенные руки, терновый венец

Как памятник тех искупительных ран

Нам, людям забывчивым, Он завещал —

Вкус пресного хлеба и чаша питья —

Для смертных основа основ бытия.

Мы каждою крошкою хлеба в устах

И каждым глотком поминаем Христа.

Н.И. Щеглова