Заключение

Завершим наши комментарии кратким обзором, выделив основные пункты в этой весьма поучительной книге.

Наше поведение должно соответствовать нашему внутреннему содержанию. Давайте постоянно упражняться в благочестии, как к тому призывает эта книга, ибо для этого у нас есть все основания. Свет внутренний проникает наружу. Жизнь сокровенная обязательно отражается в жизни повседневной. Благочестие упорядочит наши поступки, поможет построить нам правильные приоритеты.

Благочестивая жизнь приносит блаженство. Соломон часто повторял эту мысль (3:13—18; 4:4—13; 8:17—21, 32—36). Крайне важно, чтобы люди, в особенности молодые, знали, что благочестие приносит радость. Мир считает, что от благочестия страдают, а не наслаждаются им. Но можно сказать наверняка: святость есть радость. Святость — это единственное состояние души, которое возможно назвать счастьем.

Один весьма красноречивый проповедник как-то сказал: «Если верующий человек, сражаясь с врагами своего спасения, может противопоставить мирское удовольствие духовному, наслаждение богатством наслаждению святостью; радость общения с Богом веселью в пивной, значит, он твердо и прилежно исполняет свои обязанности. Как и любой человек, он стремится к радости, а благочестие привлекает его тем же, чем привлекает неверующих мир, — возможностью получить удовольствие». Люди неверующие не видят реальный мир, они не могут судить о том, чего не знают. Они видят наши немощи, но не благодать; обращают внимание на наш крест, но не на венец; знают о наших злоключениях, но не подозревают, что мы радуемся в Святом Духе, который воздает во сто крат за все наши страдания.

Также нужно обратить внимание, какие ценности мудрец считает настоящими. Все благо исходит от Бога. Найти Его — значит найти жизнь (8:35). Бояться Его — значит обладать мудростью (1:7). Надеяться на Него — значит иметь благословение (16:20). Любить Его — значит снискать существенное благо (8:18—21). Забыть Его — значит непременно погибнуть (8:36). Человек по естеству своему — идолопоклонник. Он для себя — самый важный объект, все свои устремления он направляет на себя. Он не хочет, чтобы его вели. Он хочет выбирать дорогу сам. Он узурпировал Божью власть. Он хочет изменить законы мироздания, установленные Законодателем. Но мы знаем, что настоящее благо — пребывать в мире с Богом и познавать Его. Эта честь стоит десяти тысяч миров. Она дарует нам блаженство в вечности.

Будем воспитывать в себе стойкость и целеустремленность. Этого можно добиться, если усердно и с молитвой изучать Книгу притч. Пусть благочестие животворит вашу душу, как душа животворит тело. Душа живет во всем теле. Она видит оком, слышит ухом и говорит языком. Само собой разумеется, что там, где она есть, есть жизнь. Так же и с благочестием: где оно есть, там есть вера. Не сообразуйтесь с миром. Остерегайтесь всего, что притупляет духовную чуткость, мешает бодрствовать, снижает высокие нравственные стандарты Писания. Не будем же идти на компромиссы с миром, не будем полагаться только на себя. Христианин должен ходить пред Богом по евангельскому пути. Мы должны знать, где находится золотая середина между расточительством и скупостью. Пренебрежительный ответ, сердитый взгляд тревожат нашу совесть. Мы знаем, что на упрек получим упрек, но, мало этого, такое наше своенравие бесчестит наше высокое звание христианина. Будем ходить перед Богом, а не перед людьми — обретем совершенство (Быт.17:1). Божье око сдерживает нас, Его правосудие правит нами, а Его воля доставляет радость.

«И кто способен к сему?» — спросите вы. Дитя Божье, само по себе ты на это не способно, но в Боге ты способно на все (2Кор.2:16; 3:5; 12:9). Чего Он требует от тебя, Он и производит в тебе. Его завет гарантирует тебе и святость, и Его расположение; причем святость является не причиной Его расположения, а его результатом. Ищите одного и обязательно найдете другое.

«Вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его… Потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не вспомяну более» (Иер.31:33—34)-

[1] Эту фразу седьмого стиха автор ставит первой. — Все примечания принадлежат переводчику.

[2] Автор имеет в виду, видимо, стих «Начало мудрости — страх Господень».

[3] В Синодальном переводе: «[доколе] буйные будут услаждаться буйством».

[4] Дословно в английском переводе Библии «любовь и верность».

[5] То есть дела рук Творца.

[6] Сэр Мэттью Гейл (1609—1676) — верховный судья Англии с 1671 по 1676 год.

[7] Местоимением мужского рода автор подразумевает Сына Божьего, хотя в цитатах из Писания используются местоимения женского рода, исходящие из уст Премудрости.

[8] В еврейском языке слово «Элохим» является существительным множественного числа, но его можно считать существительным единственного числа там, где оно означает единого всевышнего Бога.

[9] Молитва, содержащая просьбы и обращения к Богу.

[10] Сокращенное название гимна на латыни «Тебя, Бога, хвалим» (Te Deum Laudamus).

[11] «Тридцать девять статей» — основной вероисповедный документ Англиканской церкви.

[12] Джон Фокс (1516—1587) — писатель и служитель Англиканской церкви. Автор труда «Деяния и памятники в эти рискованные дни» (1563), известного теперь как «Книга мучеников, или история гонения на христиан».

[13]Молитвенник Англиканской церкви.

[14] В англ. — «взятка».

[15] В английском переводе Библии вместо слова «ангел» используется слово, означающее «чиновник».

[16] Имеется в виду завоевание Англии норманнами в 1066 году.

[17] В английском оригинале — «протекающая крыша».

[18] В английской Библии — «за беспутную женщину».

[19] В англ. вместо «отличающие нечестивых» — «светильник нечестивых». Именно в этом значении данная фраза комментируется ниже.

[20] В английской Библии — «Хранилища отборной пищи и елей».

[21] Такой смысл имеет эта притча в английском языке.

[22] Агесилай II (442—358 гг. до н. э.) — царь Спарты с 401 г. до н. э.