Глава 29. Источник духовных даров и их назначение (12:4-7)

«Дары различны, но Дух один и тот же; И служения различны, а Господь один и тот же; И действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех.. Но каждому дается проявление Духа на пользу» (12:4-7).

Напомнив коринфянам о той языческой и идолопоклоннической жизни, которую когда-то вело большинство из них, Павел приводит два испытания, одно негативное, а другое позитивное, для определения того, действительно ли спасен из язычества тот, кто заявляет, что он — христианин, и действительно ли от Святого Духа то, что он говорит (12:1-3). Именно Бог дает отдельным верующим верное понимание того, что Иисус является Господом, именно Он дает церкви единство и силу.

Поскольку поведение коринфских христиан скорее соответствовало плоти, чем Духу, они ссорились, делились на группы, таскали друг друга по судам, скатывались назад к идолопоклонству и безнравственности, портили брачные взаимоотношения, злоупотребляли своей христианской свободой и становились эгоцентричными, легковерными и мирскими. Главным результатом их плотских разногласий явилось непонимание и неправильное использование духовных даров.

Дух дает верующим дары (способности к духовному служению) для того, чтобы выразить и закрепить то единство, которым они обладают в Своем Господе Иисусе Христе. Но неправильное использование этих даров разбивает единство, разделяет верующих, губит их свидетельство миру, препятствует их росту во Христе и действенности их служения, Господу.

Несомненно, в течение тех полутора лет, когда Павел служил среди коринфян, он учил их тому, что они должны были знать о духовных дарах. Но из того, чему он их учил, они многое забыли или исказили. И здесь он вновь повторяет и подтверждает то, что им уже следовало знать.

В этих стихах апостол объясняет, что Дух дает различные дары для использования в различных служениях, производящих множество действий, но источник у них один и тот же, и даются они с одной и той же целью.

Дары различны

«Дары различны, но Дух один и тот же» (12:4).

Слово харизма (множественное число от слова дары) по сути означает «дар милости, благодати» или «свободный дар». В Новом Завете это слово употребляется 17 раз, и в 16 случаях оно связывается с Богом как с Дарителем. В послании к Римлянам Павел употребляет это слово, когда говорит о даре спасения (5:15-16; 6:23), о благословениях от Бога (1:1; 11:29), о данной свыше способности к служению (12:6). Каждый раз, когда Павел, а однажды и Петр (1 Пет. 4:10) употребляют это слово в другом значении, они имеют в виду те божественные способности, которыми верующие одаряются, чтобы служить в силе Святого Духа.

Духовные дары отличаются от того, что мы называем талантами. Природные, естественные таланты, мастерство и способности тоже даруются Богом, точно так же, как и все доброе и ценное приходит от Него в дар человеку. Но эти естественные способности верующие получают наряду с неверующими. Неверующий может быть великим мастером в искусстве или замечательным музыкантом. Атеист или агностик может быть большим ученым, замечательным плотником, спортсменом или поваром. Если христианин обладает выдающимися способностями в любой из подобных областей, это не имеет никакого отношения к его спасению. Хотя после того, как он спасся, он может употреблять свои естественные таланты совершенно по-другому, он обладал ими и до того, как он стал христианином. А духовные дары человек получает только в результате спасения.

Духовные дары — это не природные способности. Это -дары, которые сверхъестественным образом даются Святым Духом только верующим в Иисуса Христа и всегда только им, без исключения (стих 7). Духовные дары — это особые способности, которые даруются только верующим для того, чтобы они были способны служить сверхъестественным образом другим, и в особенности — друг другу. Следовательно, если эти дары не используются, или если они используются неправильно, тело Христово не может быть тем, чем оно должно быть — групповым проявлением своего Главы, Господа Иисуса Христа, и это препятствует работе Бога.

Для достижения и сохранения единства существенно необходимым является разнообразие. Только благодаря различию служений может сохраняться единство духа и единство цели. Но единство — это не единообразие, не уравниловка. Например, если бы в какой-нибудь футбольной команде все игроки захотели играть в защите, они не смогли бы функционировать как единая команда. Единообразие — это не единство. Вот о чем хочет здесь сказать Павел. Бог дает Своим людям различные дары, в точности так же, как в футбольной команде игроки должны использовать различные функции.

Основное значение слова, переведенного как различные (диаиресеис), это — пропорциональное распределение или раздача, с дополнительным значением различия. Бог раздает дары Своим детям, распределяя их в различных многообразных формах. У Него есть множество даров, и каждому верующему даны какие-нибудь из них. Эти дары распределяются по двум основным группам: дары, связанные с речью, и дары, связанные со служением (см. 1 Пет. 4:11).

В Новом Завете содержится несколько списков категорий духовных даров, и один из них приводятся здесь (1 Кор. 12:8-10, 28, см. также Рим. 12:6-8; ср. 1 Пет. 4:11). По вопросу о том, каково точное количество даров и как разграничить их по различным категориям, исследователи Библии не пришли к единому мнению. Поскольку содержащиеся в Библии списки не единичны, кажется ясным, что Бог не ставил за цель дать Своей церкви какие-либо жесткие, точные или исчерпывающие предписания на этот счет; скорее, Он учит нас думать о духовных дарах в более обширных категориях. Надо быть осторожным, определяя дары; поскольку они могут сопротивляться излишней классификации, не имеет много смысла устраивать тесты, формальные или неформальные, для определения того, какие именно духовные дары мы имеем. Духовные дары, которыми обладает один из верующих, могут представлять со бой комбинацию различных духовных даров, частично пере ходящих друг в друга, взятых в различных количествах из различных категорий. Один человек может быть силен в одном из даров, например, в учении. Другой может не иметь очевидной одаренности ни в одной отдельно взятой области, но имеет в какой-то мере дары, относящиеся к трем или четырем категориям. Лучше рассматривать духовный дар каждого человека как уникальное сочетание различных даров, относящихся к нескольким категориям одаренности, которыми эта личность одарена в соответствии с ее индивидуальными чертами, пережитым ею опытом и потребностями церкви. Каждый верующий в духовном отношении становится настолько же неповторимым, насколько в физическом отношении неповторимы его отпечатки пальцев.

Различие служений

«И служения различны, а Господь один и тот же» (12:5).

Бог дает Свои дары для того, чтобы употреблять их для различного рода служений. Даже те христиане, которые обладают, по сути дела, одним и тем же даром, могут проявлять этот дар по-разному. Возьмем дар учительства: один человек, имеющий этот дар, может иметь особую одаренность в том, что касается преподавания маленьким детям. В то же время другой, обладающий этим даром, может обладать особыми способностями к языкам, на которых написаны оригинальные библейские тексты, и поэтому особенно пригоден для того, чтобы учить семинаристов. Из обладающих даром евангелизации один может быть способен обращаться с могучим призывом к большим толпам народу, в то время как другой сильнее всего в том, чтобы засвидетельствовать с глазу на глаз. Из обладающих даром учителя один может подчеркивать наставление и церковное учение, в то время как другой будет сосредотачиваться на утешении и милосердии. В этом стихе Павел подчеркивает разнообразие.

Слово служение происходит от того же греческого корня, что и такие слова, как служить, служитель и дьякон (тот, кто служит). Иисус сказал о Самом Себе: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» (Марк. 10:45). Иисус пришел послужить другим ради Бога, и Его Дух дает верующим дары для того, чтобы и они могли делать то же самое. Духовные дары даются не как знаки отличия, не как предметы гордости, но как инструменты служения. Господь дает их Своим слугам для того, чтобы те могли служить, и дает для неограниченного количества различного рода служений. Все дары даются для служения, но сколько различных видов служения существует — этого сосчитать невозможно.

Самое важное при этом — понять, что духовные дары даются не для самоназидания. Учитель, который изучает Слово и затем составляет по нему уроки, но читает эти уроки только сам, наедине с собой или записывает лекции, которые слушает только он один, занимается проституцией своего дара. Человек с даром различения духов, который держит про себя полученные от Духа прозрения, — это неверный служитель. И не для самообслуживания даются Божьи дары. Человек, обладающий даром помощи, должен, по самому определению своего дара, помогать другим, точно так же, как уже само слово служба по определению означает службу и помощь другим людям. Поэтому в более широком смысле этого слова каждый дар — это помогающий дар, потому что каждый дар — это дар служения. Дар, которым пользуются частным образом, только для себя, это извращенный дар. Бог дает Свои дары нам, но Он дает их нам для других. Мы лично получаем благословения, когда используем наши дары в силе Духа, чтобы служить другим во имя Его, но эти благословения — только побочный продукт, а не цель.

«Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4:10). Мы — служители Божьих даров. Они одолжены нам на время; принадлежат они Ему. Они даны нам для того, чтобы мы их использовали, но при помощи Его силы, в Его служении и к Его славе. Петр употребляет слово «дар» в единственном числе, подчеркивая, что у каждого из нас есть дар, который является уникальной, единственной в своем роде способностью, подаренной нам по Божьему замыслу и по Его благодати, так что мы оказываемся незаменимыми в своем служении ради Христа.

Различные действия

«И действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех» (12:6).

Слово действия {энергема) буквально означает «то, что вырабатывается», или «то, что сообщает энергию». Тот, Кто обеспечивает нас духовными дарами, сообщает также энергию и силу, как и веру (Рим. 12:36), необходимые для того, чтобы эти дары могли оказывать свое действие. Духовные дары даются сверхъестественным образом, и энергия им сообщается также сверхъестественным образом. Христиане, каким бы замечательным ни было их образование, какими бы опытными или бескорыстными они ни были, не могут проявить свои дары своею силой. Своею собственной силой мы можем проявить свои естественные таланты, мастерство, ум и другие природные способности, но только Даритель духовных даров может дать нам возможность проявиться и оказать свое действие. В точности так же, как Бог и не дает таких заповедей, которые мы не могли бы исполнить, не дает Он и таких духовных даров, которые мы не могли бы использовать. Он дает нам способности слушаться Его повелений, и Он же дает нам силы проявлять свои духовные дары. Мы должны быть чисты от греха и мы должны быть готовыми стать инструментами Святого Духа, чтобы Он мог сделать наши дары приносящими плод. И давать дары, и давать возможности применять их на деле, — все это находится исключительно в руках Господа. «Самодельный» христианин, осуществляющий служение одними только своими собственными силами, — это внутреннее противоречие, нелепость. Он не может делать нужное дело на нужном месте. Он вредит самому себе, вредит тем, кому он пытается служить, и он вредит делу Господа. Очевидно, что Слово Бога в Самом Себе содержит достаточно силы для того, чтобы достичь божественных результатов через дары, которые Он дает; но дар, который используется плотским верующим, не в состоянии дать этому верующему личной плодотворности и благословения.

Как различаются сами дары, суверенно различаются и те способы, которыми Господь сообщает им силу (ср. Матф. 13:23). Один и тот же дар может быть использован Господом многоразлично. Даже когда один и тот же человек проявляет один и тот же дар, результаты не всегда бывают одинаковыми; они, как правило, различаются, либо по роду, либо по степени. Не следует ожидать, что мы все получим одни и те же дары; и не следует ожидать, что они будут оказывать одинаковое действие или будут приносить одинаковое количество плодов. Люди, принадлежащие Богу, и Божьи дары подобны снежинкам: среди них нет и двух, в точности совпадающих друг с другом.

Однако, природный человек всегда больше обеспокоен единообразием, чем единством. Коринфских верующих с их духовной незрелостью и приверженностью плоти, тянуло к поверхностному подражательству. Внешность интересовала их больше, чем суть, и они старались копировать дары и манеры тех, кто казался им самым удачливым, популярным. Как и многие христиане в наши дни, они любили формулы, подходящие для разрешения всех проблем, формулы для достижения успеха и даже формулы для, того, чтобы делать Божье дело. Им хотелось быть удачливыми, а не покорными, им хотелось, чтобы их заметили и похвалили, а на то, чтобы быть послушными и преданными, они не обращали внимания; это их не привлекало. Вот почему они до такой степени ценили дары, производящие большое впечатление на окружающих, в особенности же дар говорения на разных языках. Их не интересовало, как можно было бы использовать Господни дары в Его силе для служения Ему и Его церкви; они интересовались только тем, как бы употребить эти дары в своей собственной силе и для достижения своих собственных эгоистических целей, для удовлетворения своей гордости.

То, что в этих стихах подчеркивается различие даров, наводит на мысль о том, что, видимо, по мнению коринфян более впечатляющие дары были единственными дарами, по крайней мере — единственными, которые стоило иметь. Но Павел говорит им, что Святой Дух дает дары всем христианам, что Он дает различные дары и что каждый дар так же духовен и важен, как и всякий другой. Нам не следует завидовать тому, кто кажется высоко одаренным. Наше дело обнаружить и преданно употреблять тот дар, который Бог дал нам, — и быть благодарным за это. Бог ошибок не делает. Те дары, которые Он нам дал, это наилучшие из всех, которые Он мог нам дать для того, чтобы мы делали то, чего Он от нас хочет. Каждый верующий не только одарен свыше, но и одарен в совершенстве.

Ни один ребенок в мире не мог бы заменить нам наших собственных детей. Сколько бы детей у нас ни было, каждый из них незаменим. Так же Божьи дети незаменимы, как и те виды служения, которые Он им дал. Ни один другой верующий не может занять наше место в Божьем сердце, и ни один другой верующий не может исполнить нашу часть Божьего дела. Никому Он не дал в точности такого же дара, который Он дал нам, и никому Он не дал в точности такого же служения. Если мы не используем свой дар, никто не сделает этого за нас; и если мы не исполним своего служения, оно останется неисполненным.

Один источник и одно предназначение

«Но каждому дается проявление Духа на пользу» (12:7).

Фраза проявление Духа вновь подтверждает то, что Павел подчеркивал в каждом из трех предыдущих стихов: Бог -это источник всех духовных даров. Все дары даются божественной Троицей и являются Ее проявлением. Дары даются «одним и тем же Духом» (стих 4); служения распределяет «один и тот же Бог» (стих 6).

Основное значение слова проявление (фанеросис) — делать что-либо известным, ясным и очевидным. Вот в этом-то и состоит задача духовных даров: сделать так, чтобы благодаря им Святой Дух стал известным, ясным и очевидным в церкви и в мире. Духовные дары — это проявление Духа. Значение слова «проявить» противоположно значению таких слов, как «прятать» или «держать про себя, употреблять частным образом». Духовные дары никогда не даются для того, чтобы их прятали или употребляли только для себя. Они даются для того, чтобы Святой Дух благодаря им мог проявиться, обнаружить Себя.

Кроме того, они даются на пользу (по-гречески — «сумферон», слово, образованное от глагола, буквально означающего «сводить вместе»). Это же слово приобрело значение «помогать, давать пользу, быть благодарным», и в контексте этого стиха означает «взаимовыгодно или благоприятно». Духовные дары даются для назидания церкви, на пользу ей, Божьему народу, который Он сводит воедино во имя Свое.

Проявление наших духовных даров не только служит другим, оно, кроме того, помогает им лучше использовать их собственные духовные дары. Например, тот пастор, который преданно проповедует своей общине и учит своих прихожан, не только помогает им духовно расти, но и готовит их к тому, чтобы стать лучшими служителями своих собственных даров. Бог использует его «к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф. 4:12). Христианин, проявляющий свой дар помощи, не только служит другим верующим, но и поощряет их оказывать помощь другим. Христианин, проявляющий свой дар милосердия, помогает своим товарищам по вере быть более милосердными. Когда каждый из нас служит, проявляя свой дар, он помогает другим лучше использовать те дары, которые даны им.

С другой стороны, в тех случаях, когда нам не удается служить другим, проявляя свои дары, мы препятствуем им быть служителями их собственных даров. Христианин, который не пользуется своими духовными дарами, наносит вред своему собственному служению и служению других, -не говоря уже о том, что он лишается наград, которые могли бы благословить его собственную жизнь.

Несколько лет назад я присутствовал на соревновании по олимпийскому десятиборью. Это — изнурительное соревнование, в котором каждый из спортсменов состязается в десяти видах спорта, проявляя мастерство и в легкой атлетике, и в спортивных играх. Глядя на этих спортсменов, я не мог удержаться от восхищения: с какой изумительной выносливостью может функционировать человеческое тело, какими координированными могут быть его движения, какой эффективности может оно добиться! Каждый мускул, каждый орган, каждый кровеносный сосуд, каждый нерв, каждая клетка соединены в одном усилии — выиграть. Как чудесно было бы если бы и мы, входящие в состав церкви, тела Христова, могли бы действовать с такой же эффективностью, в таком же согласии! Как было бы замечательно, если бы каждая часть Его тела работала вместе в полном единстве и взаимозависимости! Какое воздействие могла бы оказывать церковь на мир, если бы каждый верующий до такой же степени подчинялся бы мыслям Иисуса Христа, как тело преданного своему делу атлета подчиняется его мысленным приказам!

Когда церковь как следует использует свои дары в служении, результатом оказываются, по меньшей мере, четыре важные благословения. Во-первых, сами христиане получают великие блага: и от использования своих собственных даров, и от использования даров других верующих им на пользу. У Бога никогда не было в мыслях, чтобы служение Его церкви несли на себе несколько профессионалов или несколько одаренных лиц, в то время как все остальные сидят сзади и наблюдают.

Во-вторых, когда каждый из верующих имеет свою долю в служении, свидетельство церкви становится таким энергичным и действенным, каким не может быть в противном случае. Не только имеющие дар евангелизации получают возможность свидетельствовать более действенно, но и каждый верующий, прямо или косвенно, используется для того, чтобы укрепить свидетельство Евангелия перед неверующими. Таким образом, все имеют часть в плодах общей работы. Когда Петр проповедовал в Пятидесятницу, были спасены три тысячи человек (Деян. 2:41). И когда иерусалимская церковь, включая многих из этих новообращенных, начала преданно и самоотверженно применять на деле свои различные дары, «Господь… ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (стих 47).

В-третьих, когда церковь служит, употребляя свои дары, это помогает выявить тех верующих, которых Бог предназначил на роль руководителей. В церкви, которая преданна функционирует, духовное руководство неизбежно выплывает наружу. Способное руководство существенно необходимо для того, чтобы церковь могла действовать как следует, но и сама церковь, если это верная, преданная церковь, должна обеспечивать такое окружение, в котором руководители могли бы развиваться и учиться руководить церковью как следует. Божьих руководителей не готовят на семинарах для руководящих работников, где учат мирским тактическим приемам для достижения успехов. Бог дает предназначенным Им лицам необходимые знания и способности, когда они спасаются, а когда они начинают приобретать необходимые духовные и моральные качества, приходящие от послушания Его Слову, их руководящие способности расцветают и становятся очевидными. Исполненное Духа руководство быстро обнаруживается в церкви, когда Бог получает возможность беспрепятственно работать внутри Своего Тела.

В-четвертых, церковь в таком случае получает и еще одно несравненное благословение. Никакие человеческие усилия или способности вместе с хитроумным планированием не могли бы помочь ей достичь радости такого великого единства, такого товарищества и взаимной любви, какие ей даются, когда она преданно и в силе Духа использует свои дары.