Глава 24. Обязанности детей и родителей

Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. «Почитай отца твоего и мать», это — первая заповедь с обетованием: «Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле». И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем (6:1-4)

Часто вспоминается эксперимент, когда помещают лягушку в кастрюлю с холодной водой и постепенно нагревают ее до высокой температуры. Это повышение температуры настолько постепенно, что лягушка этого почти не замечает и продолжает оставаться в кастрюле даже тогда, когда вода начинает кипеть. Она привыкает к повышению температуры и, в конечном итоге, сваривается живьем. Этот процесс иллюстрирует события, происшедшие с американской семьей, включая и многие христианские семьи. Измерение ценностей в обществе происходило так постепенно, что большинство людей едва это заметили. Каждая небольшая перемена в моральных нормах и ценностях кажется сама по себе незначительной. И благодаря постепенному приспосабливанию к этим понижающимся требованиям, не замечается опасность, даже когда семья и общество начинают разваливаться и рушиться, происходило постепенное разрушение моральных и духовных ценностей, пока бесчисленное множество семей не было буквально подвергнуто распаду.

Когда уровень разводов среди христиан такой же высокий, как и в окружающем обществе, вполне ясно, что многим верующим следовало бы давным-давно «выпрыгнуть из кастрюли». Наступило время нам оставить эту греховную систему, которая наводняет нас и приносит разрушение, и вновь утвердиться в Божьих определениях супружеской верности и моральной чистоты, которые Он явил нам. Мы уже давно забыли о том обществе, которое оказывает номинальную поддержку церкви и христианским ценностям.

Постоянно растет и умножается число христианских семинаров, книг, статей, многих томов, предлагающих схемы и принципы по укреплению брака и семьи. Невозможно перечислить множество книг, написанных на тему детской психологии. Однако, Божье Слово только в четырех стихах передает основу надлежащих взаимоотношений между родителями и детьми. Когда принимается во внимание каждый отрывок и каждое учение Писания, подкрепляющие эти стихи, и применяется в повседневной жизни, то родители и дети, в целом, получают всю фундаментальную информацию, необходимую для функционирования семьи в состоянии гармонии и благочестия.

Бог, призвав евреев быть Его избранным народом, предопределил им быть народом, в котором «благословятся… все племена земные» (Быт. 12:3), В Синае Он предназначил им быть «царством священников и народом святым» (Исх. 19:6). Израиль должен быть нацией, народом, свидетельствующим о Боге. Он был призван не для того, чтобы просто служить вместилищем Божьих истин и благословения, но каналом для передачи и благословения целому миру.

Сущность Божьей истины состоит в откровении Богом Самого Себя. Центральная истина Ветхозаветного откровения гласит: «Господь Бог наш, Господь един есть» (Втор. 6:4). Истина, непосредственно являющаяся следствием первой, выражает отношение человека к Богу: «И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедаю тебе сегодня, в сердце твоем» (ст. 5-6). Это Слово Израиль должен был принять для себя, а затем передать всему миру.

Первый шаг в распространении Божьей истины должен лежать в направлении к собственным детям. «И внушай их детям твоим и говори об них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая» (ст. 7). Родители обязаны были постоянно говорить о Божьих истинах, так чтобы признание о Нем и любовь к Нему стало жизненной основой семьи. Когда родители не говорили, свидетельство продолжало свое действие. «И навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкой над глазами твоими» (ст. 8). Даже когда родители отходили, свидетельство оставалось, потому что было записано «на косяках дома твоего и на воротах твоих» (ст. 9). Иными словами, в доме всегда пребывал дух устной и наглядной приверженности Божьему Слову. Передача Божьего Слово из поколения в поколение — соответствует Его плану. И семье принадлежит первостепенная задача этой преемственности. Со времени грехопадения семья раздирается различными проблемами и противоречиями, которые ослабляют ее, надрывают ее основы и грозят совершенным уничтожением. Первоисточник этих пробоем, как и каждой человеческой проблемы вообще, лежит в греховной природе, с которой рождается на земле каждый человек. Проклятие грехопадения сосредоточено в семье. Это проклятие принуждает мужчин к шовинистским притязаниям, женщин — к узурпированию положения мужчин, детей — к непослушанию родителям, а родителей — к жестокому обращению с детьми. Только семья, в которой Христос царит как Спаситель и Господь, может поступать согласно Божьим повелениям и исполнять Его служение.

«Комиссия по борьбе с преступностью» штата Миннесота, продемонстрировав достоверность Библейской точки зрения, опубликовала доклад, в котором в частности говорится: «Каждый ребенок начинает свою жизнь как маленький дикарь. Он отличается эгоистичностью и эгоцентризмом. Он требует то, что придет к нему на разум — и в ту же минуту, подай ему это: его бутылку с молоком, внимание его матери, игрушки другого ребенка, дядины часы или что-либо еще. Откажите ему и он начнет бушевать и вести себя с агрессивностью, которая бы вылилась в жестокость, если бы он не был так беспомощен. Он — нечистоплотен, у него нет никаких нравственных устоев, нет познания, нет приобретенного мастерства. Это означает, что все дети, а не только некоторые — рождаются в этот мир с преступными наклонностями. Если им позволить продолжать развиваться в состоянии их эгоцентричного мира младенчества, и «отпустить вожжи», давая свободу импульсивным действиям для удовлетворения каждой прихоти, то каждый ребенок превратится с возрастом в преступника, вора, убийцу, насильника».

Вторая причина, служащая источником семейных проблем, заключается в сатанинской мировой системе, в которой мы живем. Бог имеет Свой план в отношении семьи, направленный на ее созидание, укрепление и ограждение, а сатана, в свою очередь, таит свой замысел по подрыву, ослаблению и разрушению семьи. Он использует всевозможные средства для того, чтобы подтолкнуть семью и погрузить ее в мешанину его мирских ценностей, чтобы она не могла функционировать согласно Божьему предначертанию.

Эта мирская система ценностей совсем не приличествует христианину — она не должна соответствовать его интересам. Бог повелел Моисею, чтобы он сказал Израилю: «По делам земли Египетской, в которой вы жили, не поступайте, и по делам земли Ханаанской, в которую Я веду вас, не поступайте, и по установлениям их не ходите. Мои законы исполняйте и Мои постановления соблюдайте, поступая по ним. Я Господь, Бог ваш» (Лев. 18:3-4). «Не оскверняйте себя ничем этим; ибо всем этим оскверняли себя народы, которых Я прогоняю от вас» (ст. 24). От самого начала Бог положил в Своем плане, чтобы Его народ был совершенно иной и отличный от этого мира, отделенный от его путей.

Третий заключительный фактор, участвующий в разрушении семьи, заключается в извращенном влиянии гуманистической философии. Почти в каждом мирском высшем учебном заведении можно услышать о так называемых футуристических идеях, распространяемых преподавательским составом, приглашенными докладчиками и университетскими организациями. Один популярный докладчик говорил, что ищет мир, в котором не будет школ, семей и взаимоотношений между родителями и детьми. Он говорит: «Для того, чтобы освободить ребенка, мы должны покончить с браком и родительским авторитетом. Нам нужно направить свои усилия ни на что меньшее, как на полное искоренение семьи».

На первом международном семинаре по подготовке к Международному Году Ребенка в 1977 году, Председатель Совета Женщин Чехословакии заявила: «Задолго до того, как представители всех народов мира и Организация Объединенных Наций решила принять декларацию прав ребенка и ее десять принципов, социалистические страны запаслись обширным опытом в применении идей, содержащихся в декларации в повседневной жизни». Одна из главных целей марксистского социализма направлена на то, чтобы сделать детей воспитанниками государства, сведя на нет влияние семьи. Ребенок в таком положении не будет получать образование, в моральном, религиозном, социальном, патриотическом, или политическом отношении, которое не соответствует желанию государства.

Полученное мною письмо от члена моей церкви, эмигрировавшего со своей семьей из Чехословакии, включает следующие слова:

В Чехословакии подавляющее большинство женщин ежедневно ходят на работу, а детей оставляют в детском саду с раннего возраста. Это оказывает ужасное влияние на семейные узы. Мы с женой пережили это на опыте. Безбожная доктрина, вливаемая в малолетние детские души, приводят к тому, что они вырастают и образовывают невообразимо циничное поколение. Большинство молодых людей ни во что не верят, даже в Бога. Моя жена недавно побывала на нашей родине и возвратилась назад, переполненная сердечной печалью. Безбожная система разрушила в значительной степени волю людей, превратив их в целый ряд послушных, циничных, безразличных, заменимых роботов. Но меня пугает больше всего то, что тот же процесс освободительного движения и типичные слова, которые я слышал двадцать пять, тридцать лет назад, имеют место в этой стране, и нам приходится проходить через то же самое второй раз. Мы должны признаться, что именно падение морали и растущее безразличие в людях послужили одним из оснований принятия нами Иисуса Христа, как нашего Спасителя, несколько месяцев назад, несмотря на то, что мы были воспитаны в духе диалектического материализма в такой степени, что этого не может даже понять и представить рядовой американец». Гуманистические группы считают, что следует освободить детей от традиционной морали и ценностей родительского авторитета, физического наказания, религии, национализма, патриотизма и капитализма. По их мнению помимо всего прочего детям следует разрешить иметь полную сексуальную свободу, включая и права на гомосексуальные «браки», аборты, свободную, полную информацию и противозачаточные средства. Были также сделаны серьезные предложения по поводу прав детей привлекать своих родителей к судебной ответственности за принуждения посещать богослужения, получения минимальной оплаты за помощь ими по дому; и согласно этим предложениям дети должны иметь право избирать свою семью.

С самого начала Библейского повествования вырисовывается ясная картина, что дети являются благословением от Господа. Когда родился Каин, то Ева сказала: «Приобрела я человека от Господа» (Быт. 4:1), а когда появился на свет Сиф, то говорила она: «Бог положил мне другое семя, вместо Авеля» (ст. 25). Когда Бог благословил Лию рождением сыновей, потому что она была нелюбима Иаковом, то она признала Его милостивую руку в этом рождении, и сказала о Рувиме: «Господь призрел на мое бедствие» и о Симеоне: «Господь услышал, что я нелюбима и дал мне и сего» (Быт. 29:32-33). На протяжении обоих Заветов дети показываются как дар от Господа, благословения от Него, кого следует лелеять, любить и о ком заботиться с благодарностью и постоянством. «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него -плод чрева. Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые. Блажен человек, который наполнил ими колчан свой!» (Пс. 126:3-5). Признак истинного благословения отцовства и материнства состоит в воспитании детей таким образом, чтобы они любили -Господа и ходили Его путями. Праведное и благочестивое чадо приносит своим родителям благословения и радость. «Торжествует отец праведника, родивший мудрого радуется о нем» (Прит. 23:24). Женщины вносят свой наиболее уникальный вклад в дело церкви, а так же и обретают наивысшую удовлетворенность в деторождении и домашних обязанностях и занятиях, что устраняет их старания занять роль в церкви, предназначенную для мужчины (см. 1 Тим. 2:15).

Родители, которые не предпринимают неустанных и полных усилий посвятить себя благочестивому воспитанию и наставлению детей, рискуют однажды придти в себя и обнаружить, что их сыновья и дочери невообразимым образом запутались в безбожной и аморальной философии и обычаях этого мира. Чтобы там мир не твердил, но дети обязаны повиноваться своим родителям и почитать их. Они не подлежат освобождению от своих родителей, чтобы иметь возможность избирать самим свои пути и поступки по своим прихотям.

Родители имеют в Божьем Слове каждую истину и каждое руководство, необходимые для взращивания своих детей в праведности и благочестии. В нем также содержится познание для каждого ребенка относительно его поведения и отношения к родителям. Библия была завершена две тысячи лет тому назад, но человек с тех пор не переменился, и Бог остался таким же, поэтому Библейские истины не ограничены временем и дают ответ на насущные нужды человека. Ни одно человеческое изобретение, философия, или удивительное явление, или находятся вне пределов суждения и влияния Божьего откровения, явленного Им человеку.

В Ефесянам 6:1-4 продолжается наставление, преподаваемое Павлом о взаимном повиновении верующих друг другу (5:21), в масштабах семьи. Стихи 1-3 уделяют главное внимание повиновению детей, а стих 4 — повиновению родителей.

Повиновение детей

Дети, повинуйтесь своим родителям в Господу, ибо сего требует справедливость. «Почитай отца твоего и мать», это — первая заповедь с обетованием: «Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (6:1-3)

Слово tekna дети не обозначает только малолетних, но всех детей вообще. Сыновья и дочери, живущие под родительским кровом, обязаны повиноваться и почитать родителей. Повиновение имеет отношение к поступкам, а почтение — к поведению. Хотя, мужчины и женщины, вступив в брак, уже больше не находятся под авторитетом своих родителей (5:31), особое уважение и попечение о них должно продолжаться до конца их жизни. Тот, кто воспитан в духе повиновения и почтения своим родителям, всегда будет прислушиваться к их совету, мудрому замечанию и проявлять заботу об их благополучии.

Hupakono повиноваться буквально означает «выслушивать», то есть внимательно слушать и положительно реагировать на услышанное. Дети должны подчиняться словам и авторитету своих родителей.

В Господе — относиться к сфере угождения Господу, повиновению родителям ради Господа. Послушание детей родителям отражает повиновение их Господу. Контекст ясно показывает, что в Господе имеет отношение как к почитанию, так и к повиновению. Родителям следует повиноваться и почитать их, потому что делать это, значит повиноваться Господу и почитать Его.

То есть, получается так, что родители заполняют промежуток между детьми и Богом, когда дети еще слишком малы, чтобы иметь самим полные и зрелые взаимоотношения с Ним. Родители являются Божьими домостроителями, Его доверенными лицами, осуществляющими попечение о своих детях, которых им дал Небесный Отец. Поэтому детям и дается повеление: «Дети, будьте послушны родителям (вашим) во всем, ибо это благоугодно Господу» (Кол. 3:20). Это положение верно только за исключением принуждения к совершению нечестивых поступков. Каждый верующий должен отказаться от того, что явно противоречит Божьей воле, преподанной им в Писании. Такому человеку следует заявить вместе с Петром и Иоанном: «Судите, справедливо ли пред Богом — слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» (Деян. 4:19-20). Во всех других случаях ребенок должен повиноваться своим родителям во всем.

Основная причина повиновения детей своим родителям и почитания их состоит в том, что сего требует справедливость. Эта справедливость не базируется на психологических исследованиях, или другом каком человеческом доказательстве или теории, но на Божьем определении справедливости. Божье постановление делает это справедливостью.

Dikaios справедливость относится к тому, что правильно, оправдано, праведно, что должно быть так и не иначе. Не может быть иначе dikaios для детей, чем повиноваться своим родителям и почитать их, потому что Божье повеление является dikaios. Бог обратился к Богу: «И снисшел Ты на гору Синай, и говорил с ними с неба, и дал им суды справедливые, законы верные, уставы и заповеди добрые» (Неем. 9:13). «Закон Господа совершен, укрепляет душу, — говорил Давид, -откровение Господа верно, умудряет простых» (Пс. 18:8). Другой псалмопевец писал: «Знаю, Господи, что суды Твои праведны», «Все повеления Твои, все признаю справедливыми» (118:75, 128). Осия завершил свое слово следующими прекрасными словами: «Кто мудр, чтобы разуметь это? Кто разумен, чтобы познать это? ибо правы пути Господни, и праведники ходят по ним, а беззаконные падут на них» (Ос. 14:10).

Справедливое поведение, оказывающее повиновение, выражается в почитании timao, которое означает высоко ценить, проявлять уважение. Этот термин, как в форме глагола, так и существительного, часто употребляется для выражения благоговения перед Богом и Христом, почтения и возвеличивания Их (1 Тим. 1:17; 1 Пет. 2:17; Отк. 4:9, 11; 5:12-13; и т.д.). Он также употребляется Отцом по отношению к Сыну (Евр. 2:9; 2 Пет. 1:17).

Дети должны почитать как своего отца, так и мать, относясь к ним с наибольшим уважением. Когда Бог вначале дал народу Свой записанный закон в форме Десяти Заповедей, то первый закон, касательно человеческих взаимоотношений гласил: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх. 20:12). Именно этот закон Павел повторно излагает в данном тексте. Это — единственная из десяти заповедей, имеющая отношение к семье, потому что послушание одному этому принципу, является достаточным условием для обеспечения надлежащих взаимоотношений между детьми и родителями. Но что гораздо больше, это — ключевой принцип всех человеческих взаимоотношений в обществе. Человек, воспитанный в повиновении и почитании своих родителей, будет иметь основание для уважения авторитета других начальствующих и прав других людей в целом.

Уважение к родителям представляет такую большую важность для Бога, что Моисей повелел: «Кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти» и «Кто злословит отца своего или свою мать, того должно предать смерти» (Исх. 21:15, 17; ср. Лев. 20:9). В древнем Израиле словесное оскорбление родителей или жесткое физическое обращение с ними, было преступлением, за которое полагалось смертельное наказание.

В Соединенных Штатах ежегодно совершается, по меньшей мере, восемь миллионов серьезных нарушений, совершенных детьми по отношению к своим родителям. В последние годы был привлечен к суду целый ряд детей, обвиняемых в убийстве родителей, или в наеме убийц, только по причине негодования на них за родительский контроль и дисциплинирование. Когда детям непрерывно твердят, что они могут поступать как им заблагорассудится, идя своим путем, то они будут издевательски относиться к своим родителям, попирать моральные принципы, правозаконность и общество в целом. Все человеческие взаимоотношения строятся на основе отношения к родителям. Дети, уважающие своих родителей и почитающие их, будут активными строителями общества, которое отличается организованностью, гармоничностью и продуктивностью. Поколение недисциплинированных, непокорных детей будет способствовать созданию общества, в котором царит хаос и разрушение.

Почитание родителей касается обеспечения их, когда они сами не в силах заботиться о себе в физическом и материальном отношениях. Как родители посвятили двадцать с лишним лет заботе и попечению о детях, так и их дети призваны уделять время и средства для заботы и обеспечения родителей, когда те не в состоянии делать этого сами.

Когда некоторые фарисеи укоряли Иисуса за то, что Он позволяет Своим ученикам есть, предварительно не совершив церемониального омовения рук, то Он заметил в ответ: «Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: «почитай отца и мать»; и: «злословящий отца и мать смертью да умрет». А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: «дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался», Тот может и не почтить отца своего или мать свою; таки образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим» (Матф. 15:3-6). Иисус ясно дал понять, что почитание родителей включает в себя финансовую поддержку, если в этом имеется необходимость.

Но только материальное содержание родителей в их преклонном возрасте не будет соответствовать почитанию в полном смысле этого слова, если это делается без любви. Средства могут служить выражением любви, но никоим образом не быть заменителем ее. Ребенок не может почитать своих родителей, уплачивая просто их счета по расходам, но не принимая участия в их жизни, и не проявляя знаков любви точно так же, как и родители, которые бы просто несли ответственность, оплачивая затраты на питание ребенка, на его одежду, образование и другие нужды.

Родители должны научить детей повиноваться им и почитать их. Книга Притчи содержит множество истин, предназначенных служить родителям руководством в их обучении детей и детям — в их повиновении родителям. В целом Притчи представляют целую серию уроков для родителей, чтобы научить своих детей, и основная тема их звучит так: «Слушай, сын мой, наставление отца твоего, и не отвергай завета матери твоей» (1:8). Родители не отличаются непогрешимостью в жизни, но они служат основным авторитетом и источником воспитания, данных ребенку Богом. «Сын мой! наставления моего не забывай и заповеди мои да хранит сердце твое» (3:1), — говорит автор книги Притчи. «Слушайте, дети, наставление отца, и внимайте, чтобы научиться разуму; Потому что я преподал вам доброе учение. Не оставляйте заповеди моей. Ибо и я был сын у отца моего нежно-любимый и единственный у матери моей; И он учил меня, и говорил мне: да удержит сердце твое слова мои; храни заповеди мои, и живи» (4:1-4). Отец научал своего сына тому, чему его учил, в свою очередь, его отец. Бог предусмотрел в Своем плане, чтобы Его наставление передавалось как эстафета, из поколения в поколение.

Древняя китайская пословица гласит: «Одно поколение насаждает деревья, а другое — покоится в сени их». Те возможности и свободу, которые мы имеем в наши дни в отношении исповедания своей веры и проведения жизни согласно ей, были завоеваны нашими праотцами и переданы нам прошлым поколением. Христиане, воспитанные в христианских семьях, пользуются благословенными плодами с духовных деревьев, насажденных много лет назад их родителями и прародителями. И что касается обратного процесса, то требуется три или четыре поколения, чтобы изменить действие, являющееся следствием греховного поведения какой-либо группы праотцов (ср. Исх. 20:5; Чис. 14:18; Втор. 5:9). Благословения, испытываемые нами от проповеди, учительства и общения в нашей поместной церкви, являются плодами посвященности и жертвенности тех верующих, которые прошли перед нами.

Для ребенка не может быть более великого наследия, чем благочестивое наставление родителей и их живой пример. «Сын мой, храни слова мои, и заповеди мои сокрой у себя. Храни заповеди мои, и живи, и учение мое, как зрачок глаз твоих. Навяжи их на персты твои, напиши их на скрижали сердца твоего» (Прит. 7:1-3). «Зрачок глаз твоих» — относится к самому дорогому, что есть у человека. Будучи весьма чувствительным органом, глаз очень быстро подвергается раздражению, поэтому, чтобы сохранить зрение, человек инстинктивно защищает его. Послушное чадо должно ценить благочестивое учение родителей и защищать его более ревностно, чем свое зрение.

Точно так же, как послушный ребенок приносит радость и удовольствие в семью, непокорный — доставляет «огорчение дня его матери» (Прит. 10:1), горе и сокрушение отцу (17:21; 19:13).

Мир в наши дни много разглагольствует о так называемых правах ребенка. Но основной упор должен ставиться на его обязанностях. Уделение основного внимания правам: будь то права детей или взрослых, ослабляет и разрушает человеческие взаимоотношения на всех уровнях. Только чувство ответственности способствует возникновению и созиданию надлежащих взаимоотношений, а также и надлежащего характера.

Иисус, обладая Божественной сущностью и будучи свободен от греха, с младенческого возраста возрастал так, как и все дети. Лука говорит нам, что Иисус в детстве находился у своих родителей в полном послушании. По мере Своего физического возмужания, Иисус «преуспевал в премудрости и в возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лук. 2:51-52). Он возрастал в интеллектуальном, физическом, духовном и социальном отношении.

Каждый ребенок должен возрастать в определенных сферах развития. Когда младенец появляется на свет, то его разум, как «чистая страница». Детство является временем познания этого мира. И дети должны получать эти знания от кого-то. Они приходят в этот мир, не обладая никаким интеллектуальным познанием или служением. Дети более склонны есть различные сладости, чем употреблять здоровую, питательную пищу; играть там где опасно, нежели в безопасном месте. Им неизвестны названия предметов или их значение.

Дети не умеют говорить. Таким образом, родители несут ответственность за преподавание своим детям всех необходимых знаний.

Каждый ребенок должен физически возрастать. При рождении он отличается чрезвычайной слабостью и физически недоразвит, не будучи в состоянии что-то для себя сделать. Его необходимо кормить, менять пеленки, одевать, защищать от чрезмерного холода или жары и так далее. Постепенно, он учится все это делать сам, но между тем родители должны заботиться о нем.

Подобно Иисусу, каждый ребенок должен возрастать и га социальном отношении «в любви у… человеков». Однако, детское поведение характеризуется, преобладающим образом, эгоизмом. Интересы детей отличаются эгоцентричностью. Они всецело поглощены своими желаниями и нуждами и ничем большим. Однако, эти черты не всегда отличаются чертами детского возраста. Ребенка нужно учить делиться с людьми, быть внимательным к другим, учить не ставить свои интересы превыше интересов окружающих, учить не впадать в разочарованность и раздражение, когда все оборачивается не так, как ему хотелось бы.

Каждый ребенок также должен возрастать и духовно «в любви у Бога». По своей человеческой сущности дети не знают Бога, а тем более не любят и не повинуются Ему. Ребенка следует учить, рассказывая ему о Боге, Его природе, Его заботе и любви и о Его воле. Достигнув сознательного возраста, он должен получить наставление о необходимости возложить веру и упование на Иисуса Христа, как на своего Спасителя и Господа.

Павел говорил: «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил» (1 Кор. 13:11). У детей имеется пробел в каждой сфере жизни, и на родителях лежит обязанность заполнить этот пробел во всех сферах, необходимых для роста и развития, включая и рост познания Божьих истин.

Повеление почитать отца твоего и мать состоит из двух частей. Да — будет тебе благо — касается качества жизни, а будешь долголетен на земле — относиться к количеству, протяженности обещанной жизни. В оригинальном смысле это обетование принадлежало Израилю и включало в себя множество ощутимых, физических, земных благословений. Но ссылка Павла на это обетование показывает, что оно также принадлежит и верующим наших дней. Хотя благословения могут и не всегда быть ощутимы, семья, где дети и родители живут во взаимной любви и повиновении, будет иметь гармоничную, насыщенную жизнь, данную от Бога, и удовлетворенность, которая неизвестна другим семьям. Что же касается долголетия на земле, то если верующий почитает своих родителей, Бог отмерит ему полную меру жизни, а не подкосит ее, как это случилось с Ананием и Сапфирой (Деян. 5:5-10) и некоторыми членами Коринфской церкви (1 Кор. 11:30).

Если родители, будучи гораздо старше и опытнее, чем дети, не могут выполнять своих обязанностей, не будучи спасены и без исполнения Святым Духом, то можно ли ожидать, что дети будут выполнять свои обязанности без этих духовных требований? Дети, кому адресует Павел свое слово в Ефесянам 6:1, также призываются к исполнению Духом (5:18), «повинуясь друг другу в страхе Господнем» (5:21) точно так же, как мужья и жены в 5:22-33, и родители в 6:4.

Близкие взаимоотношения с Богом у Самуила завязались тогда, когда он был еще очень молод, а царь Осия положил начало пробуждению в Иудее, будучи еще подростком. Давид был отроком, когда Господь впервые взял его в Свой удел, а царица Есфирь была девушкой, когда Господь даровал через нее спасение Своего народа от истребления, Иоанн Креститель исполнился Святого Духа от чрева своей матери (Лук. 1:15).

Повиновение родителей

И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем (6:4).

Первое повеление Павла к родителям затрагивает негативный аспект; отцы, не раздражайте детей ваших. Эта концепция стала совершенно новым явлением во дни Павла, особенно в таком оплоте язычества, каким был город Ефес. Жизнь многих семей была отмечена жестокостью и физическими истязаниями, и ни о какой взаимной любви между членами семьи не могло быть и речи. Невозможно даже было и представить, чтобы отец любил своих детей. Согласно римского закона patria potestas, отец осуществлял неограниченную власть не только над своими рабами, но и над своими домочадцами. Их жизнь и смерть была в его руках. Он мог изгнать из дома любого из них, продать в рабство, или, даже, убить, не неся за это никакой ответственности. Новорожденного ребенка помещали у ног отца, чтобы он решал что с ним делать. Если отец брал его на руки, то ребенка оставляли жить в доме, если отец уходил, то от него попросту избавлялись, как от множества беременностей, прерываемых абортами в наше время. Ненужных младенцев, которые были крепки и здоровы, подбирали каждую’ ночь и приносили в городской форум, где их можно было взять себе и воспитать в качестве раба или блудницы.

Послание одного человека, по имени Химрион, своей жене Алис, написанное в 1 веке до н. э., гласит: «Самое сердечное приветствие. Учти, что мы до сих пор пребываем в Александрии. Не беспокойся, если все вернутся назад, а я еще останусь здесь. Я прошу и умоляю тебя позаботиться о младенце. Как только мы получим оплату, я вышлю тебе деньга. Если, желаю тебе удачи, ты родишь еще одного ребенка, мальчика — оставь в живых, от девочки постарайся избавиться» (Папирус Оксиринкус 4.744). Сенека, известный римский государственный деятель, живший во времена Павла, когда тот написал Послание к Ефесянам, говорил: «Мы забиваем буйного вола, удушаем бешенного пса, зарезаем корову. Детей же, рожденных хилыми или увеченными, мы бросаем в воду».

Подобная бесчувственность вызывает дрожь. Однако, coгласно последнему сообщению, основная причина помещения детей в детские дома в наше время заключается не в разводах, финансовых трудностях или смерти родителей, но в потере интереса родителей к детям. И, пожалуй, самая ужасная жестокость по отношению к ребенку выражается в том, что его абсолютно игнорируют и относятся к нему так, как будто он вообще не существует.

Хотя слово pateres отцы относится к отцу семейства, иногда его употребляли, говоря о родителях вообще. Павел в трех предшествующих стихах вел речь об обоих родителях, и по всему ясно, что он имеет их ввиду, продолжая свое рассуждение в стихе 4. То же самое слово используется в Евреям 11:23 относительно родителей Моисея.

Отец, будучи самой доминирующей фигурой в семье в те времена, чаще всего и раздражал детей (своих). Но, вне сомнения, и мать способна вызвать это раздражение в детях и, в таком случае, ее поведение не более оправдано, чем поведение отца.

Ученые-социологи, сотрудники Гарвардского университета, Шелдон и Эленор Тлюк, разработали метод (точность которого 90 процентов) определения, будут ли пяти — шестилетние дети иметь преступные наклонности. Они пришли к выводу, что для предотвращения их совершенно необходимо учесть четыре фактора, это: последовательная твердость и справедливость, проявленная отцом в его дисциплинарных мерах; материнский присмотр и общение с ребенком в течение всего дня; наглядное проявление родителями любви друг к другу и детям, и совместное участие всей семьи в общих занятиях. «Разгадка преступности в среде малолетних» (Кембридж, Мак, Издательство Гарвардского университета, 1950, стр. 257-71).

Доктор Пол Мейер, христианин-психиатр, перечисляет аналогичный список факторов, ведущих к возникновению надлежащих между родителями и детьми отношениями, это: искренняя любовь родителей друг к другу и к детям; последовательная твердость и дисциплина; соответственность установлений в отношении родителей и детей; правильный родительский пример; и главенство отца в доме. Он также заметил, что подавляющее большинство неврастеников воспитывались в семьях, где не было отца, или мать занимала доминирующее положение («Христианское воспитание ребенка и развитие личности») (Гранд Рапиде: Бейкер 1980, стр. 81-82).

Раздражение предполагает последовательное, неоднократное третирование ребенка, которое превращается в привычку, и которое постепенно способствует возникновению в нем глубокого, сердечного гнева и негодования, что проявляется внешним образом в его враждебном отношении.

Такое отношение к детям, обычно, не направлено на раздражение их. Часто считается, что оно предназначено способствовать доброму. Чрезмерная опека детей, из самых лучших побуждений, является самой типичной причиной, вызывающей раздражение в детях. Родители, подавляющие волю детей, ставящие чрезмерно строгие запреты, куда они могут пойти и что могут делать, никогда не доверяют их собственным действиям и постоянно сомневаются, что они могут высказывать здравые суждения. Этим самым родители воздвигают барьер между собой и их детьми, обычно, питая иллюзии, что содействуют их благу и способствуют возникновению близких взаимоотношений с ними. Детям необходимо руководство и некоторые ограничения, но они отличаются индивидуальностью, имея свои права, и должны учиться принимать собственные решения, соответственно их возрасту и зрелости. Их волю можно направлять, но никак не контролировать.

Другая причина, вызывающая в детях раздражение — это фаворитизм. У Исаака был любимчиком Исав, а Ревекка предпочитала Исаву Иакова и любила его больше. Этот авторитет и конфликтующий фаворитизм не только вызвал большие неприятности в семье, но и отразился в конфликте, продолжающемся между потомками Иакова и Исава до наших дней.

Когда родители сравнивают своих детей друг с другом, особенно в их присутствии, то это может принести душевное огорчение ребенку, который менее способен и менее любим. Он будет больше склоняться к тому, чтобы выражать свое раздражение, обиду, горечь, отдаляясь от семьи и замыкаясь в себе. Фаворитизм родителей обычно ведет к возникновению фаворитизма в среде самих детей, которые берут пример со своих родителей. Они будут предпочитать одного брата или сестру, другим братьям или сестрам, и часто предпочитать мать отцу и наоборот.

В-третьих, родители раздражают своих детей, оказывая на них давление, чтобы они стремились к достижениям, превышающим границы разумности. На ребенка можно осуществлять такой нажим, чтобы он добивался успехов, что может, буквально, оказать на него губительное воздействие. Он быстро начинает понимать, что ничем не может угодить своим родителям. Как только он добьется одной цели, его понуждают к более высшей. Отцы, мечтающие о своих достижениях, добытых ими посредством атлетических способностей своих сыновей, или матери, мечтающие о головокружительной карьере посредством жизни своих дочерей, продают свою ответственность, как родители.

Однажды, я посетил молодую женщину, содержащуюся в особом заведении, которая находилась в состоянии катанического шока. Она была христианкой и воспитывалась в христианской семье, но мать непрерывно побуждала ее добиваться популярности, быть самой красивой и удачливой девочкой в школе. Она постепенно поднималась вверх, делая карьеру, пока, наконец, не стала манекенщицей. Но этот нажим к достижению совершенства, настолько усилился, что, привел к умственному расстройству. Выписавшись из больницы, она опять попала в ту же напряженную обстановку. Не в силах ее больше выносить, она предприняла попытку покончить с собой. Выражая свое чувство безысходности, она однажды сказала мне: «Что бы я не делала, это никогда не удовлетворяет мою мать».

В-четвертых, детей весьма раздражает, когда им постоянно делают замечания негативного характера. Тот ребенок, которого никогда не хвалят и не прощают, скорее всего попадает в беду. Если всегда подчеркивают его отрицательные стороны и никогда не упоминают о положительных, то он приходит к убеждению, что вообще не способен ни к чему доброму. А поэтому, ему незачем даже стараться. Родители могут всегда найти что-либо в ребенке, что у него хорошо получается, и им не следует высказать свою высокую оценку и признательность за это. Ребенок нуждается в одобрении и поощрении в добром не меньше, чем в исправлении негодных наклонностей.

В-пятых, раздражение имеет место, когда родители не желают проявить жертвенность ради детей, вызывая в них чувство ненужности. Дети, которым дают понять, что они мешают родителям, всегда представляя препятствие их планам и счастливой жизни, не могут не проявлять раздражительности. Для таких детей сами родители превращаются в помеху, препятствующую их планам и счастливой жизни.

В-шестых, раздражение происходит по причине того, что родители не дают детям расти естественным образом. Постоянное ворчание на них, что они ведут себя по-ребячески, даже когда их поведение вполне нормально и безобидно, не способствует их возмужанию, но, напротив, утверждает их в ребяческом состоянии.

В-седьмых, детей раздражает, когда родители используют любовь, как средство вознаграждения или наказания. Ее даруют, когда ребенок ведет себя хорошо, и ее лишают при плохом его поведении. Часто это происходит неосознанным образом, но ребенок подмечает и чувствует, что его любят меньше, когда он непослушен. Бог любит нас не такой любовью; и Он не предназначал, чтобы земные родители имели подобную любовь. Бог наказывает Своих детей, являя им Свою любовь не меньше, чем при их благословении. «Ибо Господь, кого любит, того наказывает» (Евр. 12:6). Очень легко наказывать по причине своего гнева и раздражения, и родителям нужно особенно обратить внимание на то, чтобы дать детям понять, что любят их, применяя к ним дисциплинарные меры.

В-восьмых, дети впадают в раздражение в ответ на ругань и физическую расправу. В наши дни растет число истязаемых детей, превращаясь в настоящую трагедию. Даже родители-христиане, особенно отцы, впадают в крайность и задают детям порку больше, чем этого требует необходимость. Физическое наказание не преследует цель установления высшего авторитета и превосходства силы, но исправления в духе любви и с рассудительностью. Родители могут с легкостью поразить ребенка словами так же, как и физическим воздействием. Унизить его превосходящими аргументами или сарказмом -значит нанести ему серьезный вред и вызвать его гнев и раздражение. Довольно примечательно, что мы иногда высказываем своим детям то, что даже и не подумали бы высказать кому-либо иному из-за боязни повредить своей репутации! Один отец христианин признается в следующем: В моей семье все дети выросли и разлетелись кто куда. Но, если бы мне пришлось начинать семейную жизнь заново, то вот что бы я сделал. Я бы проявил большую любовь к своей жене, чтобы это видели дети. Я бы больше шутил со своими детьми над нашими ошибками и нашими радостями. Я бы больше их слушал, даже самого малюсенького ребенка. Я был бы более искренен по поводу своих слабостей, не притворяясь, что я являюсь образцом совершенства. Я бы по-другому молился за свою семью — вместо того, чтобы молиться за всех членов семьи, я бы обращал больше внимания на себя. Я бы больше занимался с ними. Я бы больше их подбадривал и поощрял. Я бы больше обращал внимание на подробности, такие как дела и слова, наводящие на размышление. И далее, в конечном итоге, если бы мне пришлось пройти этот путь заново, то я бы больше говорил о Боге, более интимным образом, со своей семьей, делясь с ними каждый день своим познанием о Боге, чтобы направлять их к Нему.

Поведение, затрагивающее положительный аспект

Повеление положительного характера направлено на то, чтобы родители воспитывали своих детей в учении и наставлении Господнем. Слово paideia (учение) является произвольным от слова pais (ребенок) и имеет отношение к систематическому обучению ребенка. Это включает и идею исправления за неправильные поступки, что видно в хорошо известном высказывании: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына, а кто любит, то с детства наказывает его» (Прит. 13:24), В Послании к Евреям 12:5-11 неоднократно передается идея «наказания», как меры научения. Смысл слов Павла становится более понятен, когда мы обращаемся к книге Притчи: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и постареет» (22:6). Учение имеет отношение к общему обучению ребенка, включая и наказание.

Сусанна Уэсли, мать Джона и Чарльза Уэсли, вырастившая семнадцать детей, высказала следующие слова о воспитании детей: «Родители, которые учатся обуздывать в своем ребенке своеволие, трудятся вместе с Богом по обновлению и спасению его души. Те же, кто поощряет это своеволие, играют на руку диаволу, превращая религию просто в теорию, делая спасение невозможным, и обрекая на погибель душу и тело своего ребенка («Джернал оф Джон Уэсли», Чикаго: Муди б.ч., стр. 106).

Nouthesia (наставление) буквально означает «полагать на разум» и также подразумевает и значение исправления. Это слово имеет отношение к такому типу исправления, которое содержится в книге Притчи, где обращается главное внимание на наставление детей и обучение их. Здесь не столько приводится фактическая информация по этому вопросу, сколько рассматривается правильное отношение и принципы поведения.

Ключ к правильному учению и наставлению детей заключается в следующем: что бы родители не делали для детей, они должны это совершать в Нем; согласно учению и силе Его Святого Духа, во Имя Его Сына, Иисуса Христа, и для Его чести и славы.