15. Как оправдаться перед Богом

Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру (3:21-25а)

Иов задал самый важный из всех возможных вопросов: «…но как оправдается человек пред Богом?» (Иов. 9:2). Затем он сказал:

«Если захочет вступить в прение с Ним, то не ответит Ему ни на одно из тысячи. Премудр сердцем и могущ силою; кто восставал против Него и оставался в покое? Он передвигает горы, и не узнают их: Он превращает их в гневе Своем; сдвигает землю с места ее, и столбы ее дрожат; скажет солнцу, — и не взойдет, и на звезды налагает печать. Он один распростирает небеса и ходит по высотам моря; сотворил Ас, Кесиль и Хима и тайники юга; делает великое, неисследимое и чудное без числа!

Вот, Он пройдет предо мною, и не увижу Его; пронесется и не замечу Его. Возьмет, и кто возбранит Ему? кто скажет Ему: что Ты делаешь? Бог не отвратит гнева Своего; пред Ним падут поборники гордыни. Тем более могу ли я отвечать Ему и приискивать себе слова пред Ним? Хотя бы я и прав был, но не буду отвечать, а буду умолять Судию моего.

Если бы я воззвал, и Он ответил мне, — я не поверил бы, что голос мой услышал Тот, Кто в вихре разит меня и умножает безвинно мои раны, не дает мне перевести духа, но пресыщает меня горестями. Если [действовать] силою, то Он могуществен; если судом, кто сведет меня с Ним? Если я буду оправдываться, то мои же уста обвинят меня; [если] я невинен, то Он признает меня виновным» (Иов. 9:3-20).

Поскольку Бог есть Бог, то Иов удивляется, как человек может надеяться приблизиться к Нему, не говоря уже о том, чтобы оправдаться и стать угодным Богу. Может ли простой человек иметь правильные взаимоотношения с Богом, Который совершенно святой, бесконечный и могущественный? Вилдад вторит Иову, спрашивая: «И как человеку быть правым пред Богом?» (Иов. 25:4).

Выслушав устрашающее предупреждение Иоанна Крестителя о Божьем наказании, народ спросил его: «Что же нам делать? (Лук. 3:10). Люди, которых за день до этого Иисус чудесным образом накормил, спросили Его: «Что нам делать, чтобы творить дела Божий?» (Иоан. 6:27-28). Богатый молодой начальник спросил Иисуса: «Учитель Благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» (Матф. 19:16). Выслушав отрезвляющее обращение Петра в Пятидесятницу, некоторые из слушателей сказали ему и другим апостолам: «Что нам делать, мужи братия?» (Деян. 2:37). Савл, повергнутый и ослепленный на дороге в Дамаск, обратился к Иисусу: «Господи! что же мне делать?» (Деян. 22:10). Филиппийский страж спросил Павла и Силу: «Государи мои! что же мне делать, чтобы спастись?» (Деян. 16:30).

Во все времена люди много раз задавали подобные вопросы. И тот факт, что религия распространена во всем мире, свидетельствует о попытках людей найти ответы на эти вопросы. Как отмечалось в предыдущей главе, люди не могут уйти от чувства вины не только потому, что сознательно совершают предосудительные поступки, но и из-за самой своей природы. Испытываемое людьми чувство потерянности, одиночества, пустоты и бессмысленности, нашло отображение в литературных и археологических памятниках каждой цивилизации. Люди боятся смерти, существования вне могилы, если такое возможно, боятся Божьего наказания. Почти каждое религиозное учение — это ответ на подобные страхи. Почти каждое старается предложить путь к Богу и способы угождения Богу. Но все религии, за исключением христианства, придуманы людьми. В них внимание направлено на поступки, и по этой причине ни одна из них не ведет человека к Богу.

Св. Писание говорит, что путь к Богу действительно существует, но сам человек не в силах найти его. Человек может быть оправдан перед Богом, но не своей собственной силой и не на своих условиях. В этом основополагающее отличие христианства от всех других религий. Если предмет рассмотрения — путь к спасению, то существуют всего лишь две религии — религия Божьего свершения, то есть Библейское христианство, и религия человеческих достижений, включающая все остальные виды религий, как бы они ни назывались.

Испуганные свирепостью и силой вавилонян иудеи попросили Иеремию заступиться за них перед Богом, «чтобы Господь Бог… указал… путь, по которому… идти, и то, что… делать». Чтобы подчеркнуть их кажущуюся искренность, «они сказали Иеремии: «Господь да будет между нами свидетелем верным и истинным в том, что мы точно выполним все то, с чем пришлет тебя к нам Господь Бог твой: хорошо ли, худо ли то будет, но гласа Господа Бога нашего, к Которому посылаем тебя, послушаемся, чтобы нам было хорошо, когда будем послушны гласу Господа Бога нашего». Но когда Иеремия принес им ответ Бога, гласивший, что следует остаться в их земле и верить, что Он спасет их, они отвергли Его слово и пошли в Египет (Иер. 42:1-43:7).

Их ответ типичен для бесчисленного множества людей, которые спрашивают, как им оправдаться перед Богом. Они кажутся абсолютно искренними, но когда они слышат о единственном истинном пути — вере в Иисуса Христа, то не хотят идти этим путем. Их реакция ясно показывает, что они ищут спасения со своей точки зрения, а не с Божьей.

Все люди в равной степени неспособны прийти к Богу своими собственными силами. Они могут быть спасены только по Божьей милости. Со времени грехопадения Адама и Евы вера как ответ на предложенную Богом милость — это единственное средство спастись и стать праведным перед Богом. Человек не может быть спасен даже Божьим законом, данным через Моисея. Этот закон никогда не был средством спасения ни по заветам, ни по провидению. Его целью было показать, что не в силах человека соответствовать Божьим требованиям. Нравственные нормы и обряды, предписываемые заветом с Моисеем, никогда не предназначались для спасения и никогда не были способны спасти. Искреннее желание соблюдать закон и точное выполнение обрядов были приятны Богу, но лишь как отражение веры в Него.

Одна из основных и часто повторяемых тем Послания к Римлянам — это праведность. Как упоминалось в предыдущей главе, греческие слова, имеющие общий корень с такими словами, как «праведность», «оправдание», встречаются в Послании к Римлянам более шестидесяти раз. Настоящий отрывок (3:21-25а) — один из многих в послании, где внимание сосредоточено на Божьей праведности, которой измеряется любая праведность.

Единственная праведность, которой обладает человек и которой он добивается сам — это неправедность, поскольку таков характер и сущность его падшей натуры. Исайя говорит, что человеческая праведность, «как запачканная одежда» (Ис. 64:6).

Свет праведности идет только свыше. Захарий, отец Иоанна Крестителя, пророчествовал об Иисусе, Который придет, чтобы «просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира (Лук. 1:78-79). Когда благочестивый Симеон держал на руках младенца Иисуса, то сказал: «Видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лук. 2:30-32). Иоанн описывает Господа Иисуса Христа как «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Иоан. 1:9). Иисус Христос — воплощение Бога, неся в Себе Самом свет спасения мира.

Древнегреческие и римские поэты любили писать чрезвычайно драматические трагедии, в которых героя или героиню, находящихся в невероятной ситуации, спасало в последнюю минуту вмешательство бога (литературный прием «деус экс махина»). Однако самые достойные среди них предпочитали не выводить бога на подмостки, если проблема не заслуживала того, чтобы ее решал бог.

Глубочайшая человеческая трагедия — это грех, и только истинный Бог может найти выход. Лишь абсолютно праведный Бог может дать праведность, в которой нуждаются люди, чтобы стать угодными Ему.

Божья праведность во многом отличается от всех других видов праведности. Прежде всего, она отличается своим источником, которым есть Сам Бог. «Кропите, небеса, свыше, и облака да проливают правду; да раскроется земля и приносит спасение, и да произрастает вместе правда. Я, Господь, говорю это» (Ис. 45:8).

Во-вторых, Божья праведность отличается своей природой. Это всеобъемлющая праведность, которая выполняет как предписания, так и наказания Божьего закона, по которому судимы все люди. Предписание Божьего закона состоит в совершенном исполнении его, иными словами, в безгрешном совершенстве, которого достиг лишь Иисус Христос. Он соблюдал все требования Божьего закона, не позволяя Себе даже малейшего отклонения от него и малейшего проступка. Хотя Он подвергался всем искушениям, которым подвергается обычный человек, Он был абсолютно без греха (Евр. 4:15). Тем не менее, чтобы совершить наказание грешного человечества по закону, Бог сделал Его, «не знавшего греха… жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:21). «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды» (1 Пет. 2:24; ср. Евр. 9:28).

В-третьих, Божья праведность уникальна своей продолжительностью.Его праведность — вечная праведность, существующая от вечности до вечности. Повсюду в Св. Писании Его праведность называется вечной (см., например, Пс. 118:142; Ис. 51:8; Дан. 9:24). Следовательно, человек, получивший Божью праведность, получил вечную праведность.

В «Илиаде» Гомера описано, как великий троянский воин Гектор готовился к битве с Ахиллесом и войне с греками. Перед тем как покинуть дом, Гектор захотел подержать на руках своего маленького сына Астианакта и попрощаться с ним, как оказалось, в последний раз. Но доспехи Гектора так напугали ребенка, что он отпрянул под защиту своей няни. Отец, громко смеясь, снял свой бронзовый шлем и взял маленького ребенка на руки. Мальчик обнаружил, что под всеми этими доспехами скрывался его любимый отец.

Это похоже на то, что делает Павел в Послании к Римлянам, начиная с 3:21. После того как он показал Бога в качестве судьи и исполнителя наказания, он теперь говорит о Боге любви, Который протягивает Свои руки к грешному человечеству в надежде, что оно придет к Нему и спасется.

В 3:21-25а Павел сообщает о семи дополнительных составляющих праведности, которые Бог дарует тем, кто верит в Его Сына Иисуса Христа. Праведность не зависит от закона (ст. 21а), основана на откровении (ст. 21б), дана через веру (ст. 22а), дана для всех (ст. 22б-23), даруется по благодати (ст. 24а), достигается искуплением (ст. 24б); за праведность была заплачена искупительная жертва (ст. 25а).

Праведность не зависит от закона

Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия (3:21 а)

«Но» передает противоположность, указывая на контраст, в данном случае на удивительный и чудесный контраст между всеобщей человеческой греховностью и неспособностью угождать Богу и указанием Самим Богом пути к Нему. За исключением вступления (1:1-18), послание рисует мрачную картину человеческой греховности и безнадежности без Бога. В этом вступлении Павел дал короткий проблеск света, когда говорил о благовествовании Христовом, которое есть «сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых Иудею, потом и Еллину. В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: «Праведный верою жив будет» (1:16-17).

Теперь, загнав все грешное человечество — как иудеев, так и еллинов — в темный угол Божьего гнева, из которого, кажется, нет выхода (1:18-3:20), Павел начинает открывать окно Божьей милости, через которое льется чудесный свет спасения через праведность, которую дает Сам Бог.

Прежде всего Павел говорит, что праведность, которую Бог дает верующим, не зависит от закона. Слово «номос» (закон) используется в Новом Завете в различных значениях. В отрицательном смысле оно иногда означает законничество — строгую, самонадеянную веру в то, что своими собственными силами можно достичь уровня благочестивой нравственности (см. Лук. 18:9). Иногда оно обозначает заповеди и обряды, предписанные Богом по Ветхому Завету через Моисея. Иногда оно обозначает просто Божественные установления. Иногда оно относится ко всему Св. Писанию, открытому Богом до Христа, то есть к тому, что мы теперь называем Ветхим Заветом. Иногда это синоним общего принципа или правила. Следовательно, при толковании Нового Завета правильное значение должно определяться по контексту.

В американском тексте Библии слово «закон» в данном месте пишется с большой буквы. Очевидно переводчики новой американской стандартной Библии считали, что слово «номос» обозначает либо Божье откровение, либо, в более узком смысле, закон Моисея, либо, в более широком смысле, имеется в виду весь Ветхий Завет. Но я полагаю, что в этом месте Павел прежде всего имел в виду законничество, человеческую попытку стать угодным Богу при помощи своих собственных усилий.

Но основная мысль апостола остается неизменной, какой бы смысл он ни вкладывал здесь в слово «закон». Он заявляет, что Бог дает праведность верующим абсолютно независимо от следования любому закону, даже открытому Богом. Божья праведность никоим образом не основывается на человеческих достижениях, на том, что человек способен совершить своими собственными силами.

Еврейские Писания не учат спасению через покорность Божьему закону, а тем более через покорность созданным людьми законам и традициям, изобретенным раввинами и старейшинами на протяжении нескольких сотен лет до Христа. Тем не менее, члены еврейского большинства во времена Иисуса и Павла основывали свою веру на этих созданных человеком предписаниях. Фактически, многие из них больше верили в раввинские традиции, чем в открытый Богом в Св. Писании закон. До своего обращения сам Павел был примером еврейского фарисейства (см. Фил. 3:4-6).

Дух фарисейства был привнесен в церковь многими евреями, которые использовали имя Христа. Их называли иудействующими, поскольку они пытались присоединить к Евангелию такие законнические требования Ветхого Завета, как обрезание и соблюдение закона о субботе. Павел убеждал верующих в Колоссах: «Итак, никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу» (Кол. 2:16). Он напоминал верующим в Галатии, что «человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа… ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал. 2:16). Ниже в этом же послании он писал: «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. Вот, я Павел говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа… Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание» (Гал. 5:1-2, 6). Римлянам он говорил: «Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим. 3:28).

Даже по Ветхому Завету добрые дела, основанные на Божьих стандартах, не имели значения с точки зрения спасения. Павел говорит: «Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел» (Рим. 4:6) и затем продолжает цитировать Пс. 31:1-2.

Бог являет людям установления Своей праведности, чтобы показать невозможность придерживаться их при помощи человеческих усилий. Из-за этой неспособности «закон производит гнев» (Рим. 4:15), Божье наказание человеческого греха. «А все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою… А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет» (Гал. 3:10-11). «Ибо благодатию вы спасены чрез веру, — говорил Павел ефесянам, — и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Ефес. 2:8-9). Невозможно подсчитать все остальные места в Новом Завете (см., например, Фил. 3:9; 2 Тим. 1:9; Тит. 3:5), в которых повторяется основополагающая истина Благой вести о том, что праведность перед Богом никогда не может быть достигнута при помощи человеческих усилий.

О каком бы Божьем законе ни шла речь: законе Моисея для иудеев или законе, написанном в сердцах и совести всех людей, включая язычников (Рим. 2:11-15), послушание ему никогда не бывает совершенным и, следовательно, никак не может спасти. Это опустошающая истина для тех, кто пытается быть угодным Богу, основываясь на своем собственном понимании и своих собственных силах. Вот почему Евангельская весть так отвратительна для обыкновенного человека.

Теперь, однако, Павел заявляет, что была явлена правда Божия, Божественная и вечная праведность, которой люди могут быть оправданы перед Богом. Как он объяснит в следующем стихе, эта праведность явлена «чрез веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих» (ст. 22).

Праведность основана на откровении

о которой свидетельствуют закон и пророки (3:21б)

Перед тем как рассказать о средствах, которыми люди могут получить явленную Богом правду, Павел говорит, что она не только независима от закона, но также и Божественно явлена: «Явилась правда Божия, о которой свидетельствует закон и пророки».

Эта истина, очевидно, первоначально была направлена иудеям, вся религия которых заключена в законе и пророках. Эта фраза обычно используется для обозначения всего написанного Божьего Слова, которое мы теперь называем Ветхим Заветом. Другими словами, апостол говорил не о каком-то новом виде праведности, а о Божественной праведности, о которой идет речь повсюду в еврейском Св. Писании.

Закон и пророки не только провозглашают Божью совершенную праведность, но и подтверждают то, что только что высказал Павел: все без исключения люди не способны достичь праведности сами, своими собственными силами.

Иудеи благоговели перед Св. Писанием, но большинство из них не смогли понять, что хотя Св. Писание явлено Богом, оно само по себе спасти не может. «Исследуйте Писания, — говорил Иисус группе еврейских слушателей, — ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Иоан. 5:39). Другими словами, закон и пророки не показывают людям, как достичь праведности, но говорят о пришествии Мессии, Спасителя и Сына Божьего, Который Сам даст праведность, требуемую Богом у людей. И хотя в Ветхом Завете не было дано полное откровение о спасении через Иисуса Христа, в нем был всегдауказан именно этот путь спасения.

Законы Моисея были даны не как средство достижения праведности, а как описание Божьей праведности и доказательство невозможности для людей соответствовать ей. Жертвоприношения по закону Моисея были предписаны не как средство искупления греха, а как символическое указание на Иисуса Христа, который Сам стал жертвой за грехи всего мира. Заповеди, обряды, жертвоприношения и благочестивые принципы, которым учил Ветхий Завет, были и все еще составляют часть Его Божественно ниспосланного Слова. Но они никогда не могли устранить грех, простить грех, искупить грех или дать новую и праведную жизнь грешнику, независимо о того, насколько усердно и искренне он старался придерживаться их.

Праведность приобретается через веру

правда Божия чрез веру в Иисуса Христа (3:22а)

Чтобы избежать любых недоразумений, Павел снова говорит, что речь идет об абсолютной и совершенной правде Бога, а не об относительной и несовершенной праведности, достигнутой человеком.

Павел указывает здесь, что совершенная, спасительная праведность Бога не только дается независимо от закона и явлена в откровении, но и приобретается только через веру. Для человека это всегда был единственный путь к спасению. Суть 11-ой главы Послания к Евреям заключается в том, что никогдане было другого средства спасения, кроме как через веру в истинного Бога.

Эта тема часто возникает в послании Ал. Павла к римлянам. В 4-ой главе он говорит: «А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность» (ст. 5), и, «ибо не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование — быть наследником мира, но праведностью веры» (ст. 13; ср. ст. 20). Он начинает 5-ю главу с заявления о том, что «оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа».

Существует, конечно, такая вещь, как ложная вера, даже во имя Христа. Иоанн сообщает, что многие люди, имеющие поверхностную веру в Иисуса Христа, не имеют спасительной веры. «Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики» (Иоан. 8:31). Другими словами, покорность Его Слову — это свидетельство истинной веры, тогда как постоянное непослушание — свидетельство ложной веры. «Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе», — говорил Иаков (Иак. 2:17). То есть вера без послушания — ложная вера. Она «сама по себе», то есть не имеет отношения к истинной вере в Бога. Ложная вера может быть верой в добрые дела, верой в обряды, верой в религиозные познания или систему, верой в свою собственную добродетельность или просто смутной верой в веру, что так распространено в наши дни.

Человек спасается только через веру в Иисуса Христа и ни во что другое. Но Св. Писание ясно говорит, что спасительная вера неизмеримо больше, чем просто словесное заявление о вере в Него.

А. Тозер точно заметил:

«Что-то произошло с доктриной оправдания… Вера Павла и Лютера была революционной. Она изменяла всю жизнь индивидуума и делала его абсолютно другим человеком. Она подчиняла себе жизнь человека и приводила к покорности Христу. Она принимала свой крест и следовала за Иисусом с твердым намерением идти до конца. Она расставалась со старыми друзьями и подобно Илии ступала в огненную колесницу, уходя в вихрь. Она несла смысл законченности. Она захватывала сердце человека, как капкан, она увлекала человека и делала его с этого момента и навсегда счастливым, любящим слугой его Господа» (The Root of the Righteous [Harrisburg, Pa.: Christian Publications, 1955], стр. 45-46).

Спасающая вера в Иисуса Христа, которой учит Новый Завет, — это много больше, чем простое провозглашение определенных истин о Нем. Даже демоны признавали многие факты, касающиеся Него. Один одержимый нечистым духом человек из Гадара сказал Иисусу: «…что тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего?» (Марк 5:7). Вот как описывал Павла и его друзей демон, давший служанке силу предсказания: «Рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь к спасению» (Деян. 16:17).

Спасающая вера зиждется на абсолютном подчинении Господу Иисусу Христу, она требует некоторых обязательных элементов, о которых ясно говорит Новый Завет.

Спасающая вера в Иисуса Христа требует применения воли. Павел говорил римским верующим: «Благодарение Богу, что вы, бывши прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя» (Рим. 6:17). Спасение начинается (с человеческой точки зрения), когда человек в послушании по собственной воле отворачивается от греха, чтобы следовать за Господом Иисусом Христом.

Спасающая вера подразумевает также и чувства, поскольку, как уже сказано в предыдущем стихе, она должна исходить от сердца и от разума. Человек не может быть спасен из-за его хорошего отношения к Иисусу Христу, но многие люди во все времена и в наши дни приходили к спасительной вере в Иисуса Христа через доброе отношение к Нему. С другой стороны, человек, чья жизнь изменилась благодаря Иисусу Христу, испытывает самые глубокие чувства.

Спасающая вера также требует участия разума. Никто не может знать свой путь к небу, но никто не может принять Иисуса Христа как Господа и Спасителя без понимания истины Благой вести (см. Рим. 10:17 и далее).

Иисус Христос — истинное воплощение Божьей праведности, и поэтому Он может давать праведность тем, кто верит в Него. Во время своего земного воплощения Иисус показал Божью праведность, живя безгрешной жизнью. Своей смертью Христос также показал Божью праведность, понеся наказание за неправедную жизнь каждого человека.

Английский проповедник 17-го столетия Джозеф Аллейн писал:

«Каждый христианин принимается по искренности его обращения; он любит не только плату, но и Христову работу; не только выгоды, но и ношу Христову; он готов не только сеять семена, но и тянуть плуг; он принимает не только заповедь, но и крест Христа. Грешник имеет двойственное отношение к Христу: он полностью за спасение Христом, но против очищающего освящения; он за привилегии, но против особого отношения к Христу; он разделяет обязанности перед Христом и получаемые от Него блага. И это в корне своем ошибочно. Кто любит жизнь, пусть остережется здесь; это неисправимая ошибка, о которой часто предупреждают, и которая, тем не менее, все чаще встречается.

Иисус — ласковое имя, но люди неискренне любят Господа Иисуса. Они не почитают Его — по Божьему определению — Богом, Царем и Спасителем. Они разделяют то, что Бог соединил — Царственность и Священство; более того, они не принимают спасение Христово так, как Он предназначил; они разделяют.

Голос каждого человека — за спасение от страданий; но люди не хотят быть спасенными от согрешения, они хотели бы спастись, но все же предаваться вожделениям похоти. Более того, многие проявляют двойственность и здесь: они были бы рады избавиться от части грехов, но они не могут оставить лоно Далилы или разойтись с возлюбленной Иродиадой, но они не могут быть твердыми с тем, у кого острый глаз и твердая рука; Господь должен простить им все это. Но будьте очень щепетильны здесь. От этого зависит, что будет с вашей душой.

Истинный обращенный принимает всего Христа и принимает Его во всех отношениях, без исключений, без ограничений и без остатка. Он ставит Христа выше всего остального, в нем господствует Христос, но он и освобожден Христом; он говорит вместе с Павлом: «Господи, что сделать для Тебя? Что угодно, Господи». Он посылает Христу чистый лист, а не выдвигает условия» («The Alarm to Unconverted Sinners» [Grand Rapids: Baker, 1980 reprint], стр. 46-48).

Праведность дана для всех

во всех и на всех верующих; ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией (3:22б-23)

Обеспечение спасения и праведность, которую оно дает, предназначены для всех верующих. Каждый, кто верит в Иисуса Христа как Господа и Спасителя, будет спасен, «ибо нет различия».

Проповедуя в синагоге в Антиохии Писидийской, Павел заявил: «И во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им [Христом] всякий верующий» (Деян. 13:39). В своем письме к церкви в Галатии апостол сказал: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа» (Гал. 2:16).

Сам Иисус сказал: «И приходящего ко Мне не изгоню вон» (Иоан. 6:37). Каждый, кто верит в Иисуса Христа, даже убийца, блудница, вор, насильник, мужеложник, религиозный лицемер, лжеучитель, язычник или кто-нибудь еще, будет спасен. Точно так же, как никто не настолько хорош, чтобы быть спасенным, никто не настолько греховен, чтобы не быть спасенным.

Это замечательная черта Рим. 3:22. Всех верующих ожидает спасение, поскольку с точки зрения Бога нет различия. Как каждый, кто без Христа, в равной степени греховен и отвергается Богом, так и каждый, кто в Христе, в равной степени праведный и принимается Им. Даже первый из грешников, как Павел называл себя (1 Тим. 1:15), не был настолько грешен, чтобы не быть спасенным.

Нет различия между теми, кто спасен, поскольку нет различия между теми, кто погиб, «потому что все согрешили и лишены славы Божией». «Хустерео» (лишенный) имеет основное значение «быть последним или низшим». Каждый человек низок, если речь идет о славе Божьей.

Праведность даруется по благодати

получая оправдание даром, по благодати Его (3:24а)

Точно так же все равны, когда речь идет о спасении. Выражение «получая оправдание» имеет отношение к слову «все» в двух предыдущих стихах — все, кто поверил из тех всех,кто был грешен. Точно так же, как нет различия между теми, кто нуждается в спасении, нет различия и среди тех, кто получает его, поскольку все они получают «оправдание даром, по благодати Его».

«Дикайо» (оправданный) означает «заявить о правоте чего-либо или кого-либо. Оправдание — это заявление Бога, что все требования закона выполнены от имени верующего грешника через праведность Иисуса Христа. Оправдание — это полное судебное (или законное) урегулирование. Оно изменяет положение грешника перед Богом. Оправдывая, Бог вменяет верующему совершенную праведность Христа, а затем провозглашает искупленного абсолютно праведным. Оправдание следует отличать от очистительного освящения, когда Бог фактически дает грешнику праведность Христа. И хотя следует различать оправдание и освящение, эти два понятия невозможно разделить. Бог не оправдывает того, кого Он не освятил.

Бог оправдывает верующих «даром, по благодати Его», а не из-за каких-то хороших свойств в том, кого Он оправдывает.

По своей сущности дар — это что-то, что дается бесплатно, что не заработано и не заслужено получателем. Наибольший Божий дар — это дар спасения через Его Сына, даваемый только по Его Божественной благодати. «А если законом оправдание, — говорит Павел (то есть посредством человеческого выполнения Божьих установлений), — то Христос напрасно умер» (Гал. 2:21).

Закон открывает Божью праведность и выставляет напоказ человеческую греховность. Благодать же, напротив, не только открывает Божью праведность, но фактически дает Его праведность тем, кто верит в Его Сына. Этот дар по благодати стоил Богу страданий и смерти Его Единородного Сына на кресте, так что верующим нечего больше платить.

Праведность достигается искуплением

искуплением во Христе Иисусе (3:24б)

«Аполутросис» (искупление) — это усиленная форма слова «лутросис», имеющего значение «освобождать», особенно за определенную цену. Оно обычно обозначало освобождение заключенного через выкуп или внесение денег за освобождение раба.

Ввиду крайней греховности человека и неспособности привести себя в соответствие с Божьими установлениями праведности, искупление грешника может произойти только в Христе Иисусе. Лишь безгрешный Спаситель может заплатить цену, чтобы искупить грешных людей.

За праведность заплачена искупительная жертва

Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру (3:25а)

Поскольку человек не может сам стать праведным, Бог милостиво дал ему спасение через искупительную жертву Своего Сына Иисуса Христа.

Эта жертва была принесена не в темноте и даже не в скрытом потайном месте священного храма, а открыто — на Голгофском холме, чтобы видел весь мир. Бог принес Своего Сына «в жертву умилостивления».

«Хиластерион» (умилостивление) означает умиротворение, удовлетворение. В древних языческих религиях, а также во многих религиях сегодня, очень распространена идея об умилостивлении божества человеком при помощи многочисленных даров и жертвоприношений. Но в Новом Завете умилостивление всегда относится к труду Бога, а не человека. Человек абсолютно неспособен соответствовать Божьей справедливости, за исключением того, чтобы провести вечность в аду.

Единственное угождение или умилостивление, которое может быть принято Богом и которое может примирить Его с человеком, должно быть сотворен Богом. По этой причине Бог в человеческой плоти, Иисус Христос, предал «Себя для искупления всех» (1 Тим. 2:6). Он умиротворил гнев Божий.

Искупительное умилостивление, совершенное Христом, было оплачено Его Собственной Божественной кровью. Обращаясь к верующим, разбросанным повсюду в Римской империи, Ап. Петр писал: «Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца» (1 Пет. 1:18-19).

Еврейский эквивалент слова «хиластерион» используется в Ветхом Завете, чтобы выразить почтение к Ковчегу Завета в Святая Святых, куда раз в год приходит первосвященник в день Очищения, чтобы принести жертву за свой народ. Он кропит кровью Ковчег Завета, что символизирует плату за его собственные грехи и за грехи его народа.

Но это ежегодное действие, хотя оно разрешено и Божественно предписано, не имело силы, чтобы устранить или искупить единичный грех. Оно лишь указывало на истинное и имеющее силу принесение в жертву тела Иисуса Христа. «Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (Евр. 10:14).

Те, кто очищается жертвой Христа, — это те, кто получает очищение через веру в Него. Павел писал колосским верующим:

В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых, и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту. (Кол. 2:11-14)