24. Живые для Бога

Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.

Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности. Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью (6:11-14)

Лазарь был мертвым в течение четырех дней, после этого Иисус вызвал его из могилы. Когда Лазарь вышел из могилы, он все еще был обвит погребальными пеленами, и Иисус сказал стоявшим рядом: «Развяжите его, пусть идет» (Иоан. 11:44).

Эта история — яркий пример состояния верующего в момент его обращения. Уверовав в Христа как Спасителя и Господа, он оживает духовно, но все еще связан, так сказать, погребальными одеждами своей прежней греховной жизни. Различие, конечно же, заключается в том, что все греховные ветхие одежды верующего не удаляются немедленно, как это было у Лазаря. Но не только это. Верующие постоянно искушаемы снова одеть на себя старые одежды. Это та продолжающаяся битва с грехом и сатаной, о которой Павел говорит в Рим. 6:11-14.

Напомнив своим читателям, что они умерли для греха и воскрешены для новой жизни с Христом, апостол обращает их внимание на необходимость снять старые смертные одежды и жить новой жизнью для полноты Христовой праведности и для Его славы.

В 7-ой главе, используя себя в качестве примера, Павел более полно описывает сражение верующего с прежними греховными привычками и наклонностями. Он признается, что даже будучи апостолом, он не понял полностью, почему несмотря на то, что он умер для греха, сражение с грехом все еще бушует внутри него. «Ибо не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим. 7:15). Однако он знает, где сосредоточена причина этого. Несколькими стихами ниже он заявляет: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу» (ст. 18).

В представленном отрывке Павел снова дает ответы на вопросы, которые, как он знает, зададут его читатели: «Если мы действительно освобождены от греха Христом (ст. 7), то почему же грех продолжает причинять нам столько неприятностей? Если мы теперь праведны перед Богом, то почему наша жизнь часто бывает такой порочной? Если мы праведны, то как лучше проявлять эту праведность в нашей жизни?» Три ключевых слова резюмируют ответы, представленные в 6:11-14: знать, сознавать и предоставлять.

Знать

Так и (6:11а)

Первое ключевое слово (знать) имеет отношение к разуму и подразумевается в переходной фразе «так и». Эти два слова важны для объяснения Павла, поскольку они обращают внимание на истины, которые он уже высказал в первых десяти стихах этой главы. Мысль такова: «Вы должны знать и полностью верить тому, что я уже сказал. Иначе то, что я собираюсь сказать, не будет иметь никакого смысла. Истина о том, что вы духовно мертвы для греха, и реальность состоит в том, что вы духовно живы для Христа. Это не абстрактные концепции для ваших ограниченных умов, которые следует попытаться проверить. Это Богом открытые основополагающие аксиомы христианской жизни, без которых вы не сможете жить святой жизнью, которой от вас требует новый Господь».

Понимая важность истин, представленных им в ст. 1-10, Павел использует слова «знать» и «верить» по крайней мере четыре раза (ст. 3, 6, 8, 9), и в других местах он предполагает, что его читатели знают некоторые другие истины (см., например, ст. 2, 5, 7).

Библейская проповедь всегда основывается на духовном знании. И хотя со стороны Бога было бы вполне оправдано просто и без всяких объяснений дать людям перечень дозволенного и недозволенного, Он по Своей благодати и состраданию решил не быть автократичным. Основная причина, почему люди должны жить в соответствии с Его установлениями, была лаконично открыта Им в заявлении древнему Израилю: «Будьте святы, ибо Я свят» (Лев. 11:44). Цитируя именно это указание, Ап. Петр убеждает христиан: «По примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках; ибо написано: «будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1:15-16).

Св. Писание изобилует конкретными указаниями и нормами поведения, и все эти указания и нормы явно или неявно основываются на Божьих истинах.

Павел только что заявил, что как верующие мы соединены с Иисусом Христом в Его смерти и через Него понесли наказание за наши грехи. Мы воскресли с нашим Господом Иисусом Христом в Его воскресении и, следовательно, можем войти в новую жизнь. Поскольку Христос никогда больше не умрет для греха, мы также никогда снова не умрем для греха.

Чтобы христианин жил во всей полноте своей новой жизни в Христе, чтобы он правильно жил как новое творение, каким он и есть, он должензнать и верить, что он не тот, кем он привык быть. Он должен понимать, что он не реконструированный грешник, а созданный заново праведник. Он долженпонимать, что вопреки его теперешнему конфликту с грехом, он больше не находится под тиранией греха и больше никогда не будет под ней находиться. Существенным будет верное понимание им своей личности.

Через Осию Господь сокрушался: «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего, то и Я забуду детей твоих» (Ос. 4:6). Исайя говорил: «Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис. 1:2-3). Павел убеждал верующих в Филиппах: «Наконец, братия (мои), что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Фил. 4:8). Он напомнил колосским верующим, что они должны облечься в нового человека, «который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3:10). Настоящая благочестивая жизнь невозможна без Божественного познания.

Сознавать

вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его (6:11б-12)

Второе ключевое слово (почитать) больше относится к тому, что мы будем называть сердцем. В буквальном смысле «логизомаи» попросту означает считать что-либо или причислять себя к чему-либо. Иисус использовал это слово, говоря о Себе во время Тайной вечери, когда Он раскрыл Своим ученикам, что Он Тот, Кто «и к злодеям причтен», о Ком пророчествовал Исайя (Лук. 22:37; ср. Ис. 53:12). Но это слово обычно употреблялось метафорически в значении полного подтверждения истины, наличия неограниченной внутренней уверенности в реальности того, что сознает рассудок. Хотя фактически и то и другое происходит в голове, мы называем это «чувствовать сердцем».

В следующей главе этого послания Павел на примере своей жизни покажет, как трудно христианину на собственном опыте осознать, что он свободен от рабства греха. Когда мы честно смотрим на нашу жизнь после спасения, то для нас более чем очевидно, что в нас все еще очень велико загрязнение грехом. Независимо от того, насколько большим во время спасения может быть наше преобразование к лучшему, трудно понять, что мы больше не обладаем падшей греховной сущностью и что наша новая сущность действительно Божественная. Трудно осознать, что в нас действительно пребывает Дух Святой, и что Бог теперь называет нас Своими детьми и считает нас достойными вечно жить с Ним на Его небесах.

Чтобы помочь себе «почитать себя мертвыми», полезно заметить, что существует много причин, по которым верующим часто сложно понять, что они теперь свободны от рабства греха. Многие из них не понимают этой чудесной истины просто потому, что они никогда не слышали о ней. Они предполагают, а возможно их неверно учили, что спасение дает лишь протокольную или юридическую святость, что вследствие их веры в Христа Бог теперь считаетих святыми, но что их взаимоотношения с грехом такие же, как были всегда, и что они не изменятся до тех пор, пока они не пойдут, чтобы быть с Христом. Эта точка зрения на спасение часто подразумевает, что хотя вера в Христа дает верующему новую природу, прежняя природа все еще действует и что в жизни христианина между этими двумя природами по существу происходит борьба. Это делает спасение скорее «прибавлением», нежели «изменением».

Вторая причина, по которой христианам трудно поверить, что они действительно свободны от тирании греха, заключается в том, что сатана не хочет, чтобы они поверили в это. Если враг наших душ и обвинитель наших собратьев может заставить нас думать, что все еще властвует в нашей земной жизни, он ослабляет нашу решимость жить праведно, внушая, что это невозможно.

Третья причина, по которой христианам часто трудно поверить, что они свободны от принуждения греха, состоит в том, что реальность нового рождения в Христе — не эмпирическая, ее нельзя физически наблюдать или проверить. Искупление — это Божественное и духовное преобразование, которое может сопровождаться, а может и не сопровождаться физическими и эмоциональными проявлениями. Верующий не может постичь или ощутить момент своей смерти и воскресения с Христом никакими доступными человеку способами.

Четвертая и, пожалуй, наиболее распространенная причина того, что христианам трудно поверить, что они свободны от тирании греха в то время, когда они еще пребывают на земле, это то, что их продолжающаяся битва с грехом почти всегда противоречит этой истине. «Если у нас новая святая природа, и власть греха действительно была разрушена, — думают они, — то почему мы все еще подвержены такому сильному искушению и почему так часто уступаем искушению?»

Павел дает следующий ответ: «Почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе». Он говорил не о психологической умственной игре, когда мы повторяем что-либо снова и снова до тех пор, пока не убедим себя в неправильности нашего самого лучшего представления или даже начнем отрицать истинную реальность. Мы знаем, что мы «мертвы для греха» и «живы… для Бога во Христе Иисусе», потому что об этом говорит Божье Слово. Иными словами, это истины о вере, и они должны быть подтверждены в вере.

Давид С. Нидхем писал: «Что может быть более разрушительным, чем быть христианином, который считает себя прежде всего сосредоточенным на себе самом грешником, хотя жизненная цель его — являть святость, в центре которой — Бог?» («Birthright: Christian, Do You Know Who You Are?» [Portland: Multnomah, 1979], стр. 69). До тех пор, пока верующий не примет истину о том, что Христос разрушил власть греха над его жизнью, он не сможет жить победоносно, поскольку в глубине своего существа он не будет считать это возможным.

Толкователь Дональд Грей Барнхауз рассказывает:

«Много лет назад во время революции в одной латиноамериканской стране был арестован и приговорен к смерти американский гражданин. Но перед готовым стрелять подразделением вышел вперед американский офицер, закрывший приговоренного большим американским флагом. «Стреляя в этого человека, — закричал он, — вы будете стрелять в американский флаг и вызовете гнев целой нации!» Революционеры были вынуждены немедленно освободить пленника» («Romans: God’s Freedom» [Grand Rapids: Eerdmans, 1961], стр. 118).

Подобным образом праведность Христа закрывает каждого верующего, защищая его от смертельных атак греха.

Мы верим, что пребываем в вечном Божьем предназначении, Его замысле, присутствии и власти, поскольку Его Слово убеждает нас, что это так. Павел уверял ефесских верующих, что Бог «избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним» (Ефес. 1:4). И церкви в Филиппах он писал: «Будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать (его) даже до дня Иисуса Христа… Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Фил. 1:6;2:12-13).

Существует много важных и полезных следствий того, что мы считаем себя «мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе». Во-первых, мы имеем уверенность в себе перед искушением. Зная, что тирания греха разрушена, мы можем успешно противостоять ей в Божьей силе. «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10:13).

Во-вторых, мы обладаем уверенностью, что не можем грешить сами вне Божьей благодати. Точно так же, как мы были спасены одной лишь силой Божьей, лишь одна Его сила хранит нас. «Овцы Мои слушаются голоса Моего, — говорил Иисус, — и Я знаю их, и они идут за Мною, и Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей; Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех, и никто не может похитить их из руки Отца Моего» (Иоан. 10:27-29).

В-третьих, когда мы искренне считаем себя мертвыми для греха и живыми для Христа, то обладаем уверенностью перед лицом смерти. «Я есмь воскресение и жизнь, — сказал наш Господь, — верующий в Меня, если и умрет, оживет; и всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек» (Иоан. 11:25-26; ср. Евр. 2:14).

В-четвертых, мы знаем, что независимо от того, что происходит с нами в этой жизни, независимо от того, насколько это может быть гибельно для нас, Бог будет использовать происходящее не только для Своей славы, но также для нашего благословения. «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28).

Все это, а также многое другое — правда, поскольку мы живы для Бога в Христе Иисусе. Ни одна религия в мире не может сделать и не делает такого утверждения. Даже наиболее ревностные мусульмане не заявляют, что пребывают в Мухаммеде или в Аллахе. Буддисты не говорят, что пребывают в Будде, а индусы не говорят о том, что пребывают в каком-либо из своих многочисленных богов. Однако мы как христиане знаем, что Бог благословил нас «во Христе всяким духовным благословением в небесах» (Ефес. 1:3).

Предоставлять

Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности. Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью (6:12-14)

Третье ключевое слово — отдавать или предоставлять (ст. 13) — очевидно имеет отношение к воле. Непостижимые истины о взаимоотношениях верующего с Богом, знакомые его рассудку и чувствам, глубоко проникли в его сердце, поэтому он может успешно использовать свою волю против греха и благодаря силе Божьей предотвратить его царствование в смертном теле.

В этой жизни грех всегда будет могущественной силой, и христиане должны принимать его во внимание. Но он более не хозяин, не господин. Он должен и может быть побежден. Павел изображает грех как лишенного трона, но все еще могущественного монарха, стремящегося царствовать в жизни верующего точно так же, как это было до спасения. Поэтому апостол предостерегает верующих не позволять греху царствовать, поскольку теперь он не имеет на это права. Он теперь не обладает силой, чтобы управлять верующим, если только верующий не решит повиноваться ему в похотях его.

Ап. Петр употребляет сходное обращение. Поскольку «вы — род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел, — говорит он, — прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу» (1 Пет. 2:9, 11). В момент своего спасения христиане становятся гражданами Божьего царства праведности и поэтому становятся пришельцами и странниками для сатанинского царства греха и смерти.

Поскольку верующий — это новое творение в Христе, то его бессмертная душа всегда будет находиться вне досягаемости греха. Единственный оставшийся плацдарм, с которого грех может атаковать христианина, это его смертное тело. Однажды тело будет прославлено и навсегда выйдет за пределы досягаемости греха. Но пока оно смертно, то есть подвержено разложению и смерти, оно все еще обладает греховными похотями, поскольку мозг и мыслительный процесс — часть смертного тела, и сатана использует эти похоти, чтобы завлечь Божьих людей обратно в грех любыми доступными ему способами.

Ап. Павел заявляет ниже в своем послании: «Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8:22-23). Он писал филиппийским верующим, проповедуя ту же истину: «Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа (нашего) Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Фил. 3:20-21). Он писал и коринфянам: «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему — облечься в бессмертие» (1 Кор. 15:53).

Так как наши смертные тела все еще подвержены греху, то Павел говорит: «Не предавайте членов ваших греху в орудие неправды». Он не предупреждает о царствовании греха в наших душах, а лишь о царствовании греха в наших телах, поскольку грех может действовать только в теле христианина. Вот почему ниже в послании он сокрушается: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть, в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим. 7:18, 22-23). Затем он заключает: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога (моего) Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом (моим) служу закону Божию, а плотию закону греха» (Рим. 7:24-25, курсив добавлен).

Поскольку война христианина с грехом ведется в теле, апостол также заявил: «Умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте телаваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» (Рим. 12:1), я «усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор. 9:27, курсив добавлен).

Очевидно, что грех может царствовать в наших телах, иначе увещевание Павла было бы бессмысленным. Но также очевидно, что грех не долженцарствовать в них, иначе предостережение также было бы бессмысленным. Поэтому он призывает: «И не предавайте членов ваших греху в орудие неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности».

По своей сути повеление предполагает наличие воли у того, кому оно адресовано. Повеления Божьего Слова — не исключение. Именно поэтому Павел говорит здесь о воле христианина. Для того чтобы грех обладал силой над дитям Божьим, этот грех должен сначала пройти через его волю. Именно поэтому Павел предупреждает верующих: «Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение. Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Фил. 2:12-13). Божья воля только тогда будет проявляться в нашей жизни, когда наша воля подчинена Его воле.

Когда верующий предает члены своего тела греху, то они становятся орудиями неправды. С другой стороны, когда в покорности своему небесному Отцу он представляет себя ожившим из мертвых путей греха и смерти, те же самые члены становятся святыми орудиями праведности.

В ст. 14 Павел переходит от увещевания к утверждению. Он говорит: «Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатию».

Божий закон «свят, и заповедь свята и праведна и добра» (Рим. 7:12). Но этот закон не может разрушить ни наказание за грех, ни власть греха. Он может лишь упрекать, сдерживать и осуждать. Христианин больше не находится под осуждением Божьего закона, но теперь он находится под искупительной силой Его благодати. Господь дает ему жизнь силой этой благодати.