10. Бог не отменил Своих обетовании Израилю (часть 3)

Цель оставления Им Израиля: прославить Бога

Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, — чтобы вы не мечтали о себе, — что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется, как написано: приидет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова. И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их. В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов. Ибо дары и призвание Божие непреложны. Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы. Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать. О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь (11:25-36)

Отвержение Богом Израиля — это временное явление, имеющее определенную цель. Бог временно отставил Свой избранный народ для того, чтобы принести спасение язычникам (11:11б), чтобы возбудить у Израиля ревность к ним (ст. 11), чтобы они возжаждали получить благословения Мессии, Которого они отвергли, и тем самым употребить их для того, чтобы принести благословения остальному миру (ст. 12-15). Однако окончательная верховенствующая цель состоит в том, чтобы прославить Его.

Славословие в конце этого отрывка — пик доктринального раздела этого послания и фокусирует внимание на верховной цели всего, что делает Бог — прославить Себя.

Высочайшая польза от Божьего искупительного плана как для евреев, так и для язычников состоит в том, что Он дает им спасение и жизнь вечную. Однако верховная цель этого плана состоит в прославлении Его. Даже Его цель в осуждении неправедных — прославить Себя. Подготовка Ним небес для спасенных и ада для неспасенных — проявление Его славы. Далеко идущая цель каждого существа и вещи в Вселенной состоит в том, чтобы прославить Бога (ср. Пс. 19:1; Ис. 43:20; 1 Кор. 10:31). Все другие Божественные намерения подчинены этой верховной и конечной цели. Говоря словами Вестминстерского Краткого Катехизиса, «Главная цель человека — прославить Бога и вечно радоваться в Нем».

Есть два аспекта Божьей славы. Первый можно было бы назвать собственно Его славой, которая составляет часть Самого Его существа и природы. Слава эта — сама сущность Бога, проявление Того, Кто Он есть. Это то, чем Он обладает в Себе, и что невозможно дать Ему или отнять. Именно эту сияющую, существенную славу стремился увидеть Моисей. Он умолял: «Покажи мне славу Твою» (Исх. 33:18). «Яви мне Себя, — говорил он». Это была та слава, которую один серафим провозглашал другому перед Господом в небесном видении Исайи: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:3). Именно эту славу провозглашал Стефан перед синедрионом в Иерусалиме: «Мужи братия и отцы! Послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран» (Деян. 7:2). Эта слава была в Иисусе — полноты Божьей «благодати и истины» (Иоан. 1:14), которую Он явил в Преображении (Матф. 17:2).

Второй аспект Божьей славы Ему дается. Это честь, которую люди и ангелы воздают Господу, Который создал их. Эта слава, конечно же, нимало не прибавляет к собственно Божьей славе, которая полна и совершенна. Это, скорее, признание и утверждение славы, которой Бог обладает в Себе, и святая жизнь и провозглашение, которые являет Его слава через верующего для мира.

Это та слава, о которой хор священников воспевал, когда Давид внес ковчег завета в Иерусалим: «Пойте Господу, вся земля, благовествуйте изо дня в день спасение Его. Возвещайте язычникам славу Его, всем народам чудеса Его… Воздайте Господу, племена народов, воздайте Господу славу и честь, воздайте Господу славу имени Его. Возьмите дар, идите пред лице Его, поклонитесь Господу в благолепии святыни Его» (1 Пар. 16:23-24, 28-29).

Так как высшая цель человека состоит в признании и почитании Бога за Его славу и величие, то отказ от прославления Его, несомненно, признак духовного противления и безбожия. Как объясняет Павел в начале этого послания, нет извинения какому-либо человеку, когда бы и где бы он не жил, если он отступает от прославления Бога или отказывается от этого. «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце» (Рим. 1:18-21).

Бог избрал Свой народ Израиль, «чтоб они были Моим народом и Моею славою» (Иер. 13:11). Пророк, следовательно, умоляет своих соплеменников израильтян: «Воздайте славу Господу, Богу вашему, доколе Он еще не навел темноты, и доколе еще ноги ваши не спотыкаются на горах мрака: тогда вы будете ожидать света, а Он обратит его в тень смерти и сделает тьмою» (ст. 16).

Целый год Навуходоносор отказывался внимать Божьему повелению покаяться в своей великой гордости и заносчивости (Дан. 4:16-26). Затем, когда он однажды прогуливался по крыше своего великолепного дворца, упиваясь своей собственной силой и славой, «Еще речь сия была в устах царя, как был с неба голос: «тебе говорят, царь Навуходоносор: царство отошло от тебя!..» Тотчас и исполнилось это слово над Навуходоносором, и отлучен он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него — как у птицы» (ст. 28, 30). Когда закончился этот период унижения, покаявшийся царь свидетельствовал: «Я, Навуходоносор, возвел глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне; и благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущего, Которого владычество — владычество вечное, и Которого царство — в роды и роды» (ст. 34).

Когда народ Тира и Сидона льстил уху царя Ирода Агриппы, восклицая «это голос Бога, а не человека. Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер» (Деян. 12:22-23). В противоположность этому, когда Корнилий встретил Петра и «поклонился, упадши к ногам его», апостол тотчас «поднял его, говоря: встань, я тоже человек» (Деян. 10:25-26). Точно так же, после того как язычники в Листре выслушали слова Павла и были свидетелями исцеления хромого, то народ «возвысил свой голос, говоря по ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам. И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове… Но апостолы Варнава и Павел, услышавши о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: Мужи! Что вы это делаете? И мы — подобные вам человеки» (Деян. 14:11-12,14-15).

В продолжение истории искупления Бог призвал мужчин и женщин возносить хвалу, честь, поклонение и славу лишь Ему и воздавать Ему Его достоинства как единственного, бесконечно святого и величественного Создателя, Спасителя и Господа. Цель всех существ — ангелов, людей, других творений, жизни, смерти, неба, ада, земли, морей и небес, всей Вселенной — являть величие святого вседержавного Творца, Который создал их, и приводить все существа к прославлению Его.

Верующие должны с еще большим осознанием долга и привилегией, чем другие люди, прославлять Бога, потому что они свидетели славы Его спасающей благодати. Мы, следовательно, должны непрерывно провозглашать вместе с Павлом: «Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь» (Ефес. 3:21).

Наиболее веская причина, по которой Бог окончательно искупит Израиль, состоит в том, что слово Его обетования должно быть исполнено, чтобы Ему была воздана слава. В точности с Его владыческим повелением: «народ [израильский] Я образовал для Себя; он будет возвещать славу Мою» (Ис. 43:21).

В настоящем отрывке — вершине внимания Павла к благодатному труду Бога в Израиле (главы 9-11) — мы видим прославление Бога в Его вседержавности (ст. 25:26а), в Его правдивости (ст. 26б-29), в Его милости (ст. 30-32) и в Его непостижимости (ст. 33-36).

Прославление Божьей вседержавности

Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, — чтобы вы не мечтали о себе, — что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется (11:25-26а)

Павел только что предупредил верующих язычников, чтобы они не возгордились и не заносились по причине того, что неверующий Израиль был отсечен от благословения, чтобы оно было подарено язычникам, объяснив, что «если Бог не пощадил природных ветвей [Израиль], то смотри, пощадит ли и тебя [языческую церковь]» (Рим. 11:20-21). Если Его вседержавная благодать сейчас дарует спасение верующим язычникам, «то тем более» Он приведет Свой заветный народ Израиль обратно к Себе в вере и для благословения и отсечет отступившую языческую церковь (ст. 24). Бог не покончил с Своим древним избранным народом; и даже в это время, когда евреи как народ испытывают особое благословение через суровое отношение Бога по причине их неверия, все же антисемитизм в любом виде — это поношение Господа. Приносящий вред Богом избранному народу «касается зеницы ока Его» (Зах. 2:8).

Несомненно, с великой радостью и упованием Павел говорит как верующим евреям, так и язычникам, что он не хочет оставить их в неведении о тайне чудесной. В конце этого послания Павел определяет тайну как откровение: «которая ныне явлена, и через Писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена» (Рим. 14:25; ср. Ефес. 3:5-7).

Прежде чем указать и объяснить эту конкретную тайну, о которой Павел вновь предупреждает язычников против гордости, остерегая их избегать строить истины об этой тайне, как повод, чтобы мечтать о себе.

Первый компонент этой тайны состоит в том, что ожесточение произошло в Израиле отчасти. Слово «отчасти» относится не к тайне, но к Израилю. То есть те, кого коснулось ожесточение — огромное большинство — полностью ожесточились, однако не каждый еврей ожесточился или будет ожесточен. Как всегда, через века истории искупления, Бог вседержавно сохранял для Себя верующий остаток. И это та благодатная истина, которую Павел подчеркивает в первой части этой главы (11:1-10).

Второй компонент этой тайны состоит в том, что ожесточение будет только до времени, пока войдет полное число язычников. До времени указывает на срок, а полное — на совершение, а вместе эти два термина указывают на непостоянство. Ожесточение будет длиться в течении лишь Богом определенного периода. Оно началось, когда Израиль отверг Иисуса как своего Мессию и Спасителя и закончится, когда войдет полное число язычников.

Войдет происходит от «эйзерхомай», глагол, которым часто пользовался Иисус. Он употреблял его, говоря о входе в Царство небесное [Божие] (Матф. 5:20; Марк 9:47; Иоан. 3:5; ср. Деян. 14:22) и входе в жизнь вечную (Марк 9:43, 45); и то, и то указывает на получение спасения. Неверие Израиля будет продолжаться лишь до того времени, пока полное число избранных Богом язычников придет к спасению. Особое призвание Павла состояло в том, чтобы «быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу» (Рим. 15:16). В своем Послании Титу Павел называет себя «раб Божий, апостол же Иисуса Христа, по вере избранных Божиих» (1:1). Тайна заканчивается, когда собрание избранных достигает полноты.

В этом, конечно же, есть призвание Церкви. Хотя многие евреи были спасены через свидетельство Церкви, огромное большинство обращенных будут оставаться язычниками, пока их число не станет полным. Это явится сигналом начала событий, которые поведут к искуплению Израиля, когда весь Израиль спасется — истина, которая, должно быть, наполняла сердце Павла великой радостью (Рим. 9:1-3; 10:1).

Весь Израиль нужно понимать именно так — весь народ, который переживет Божий суд во время Великой Скорби. Общепринятый взгляд амиллениалистов состоит в том, что весь Израиль касается лишь остатка, искупленного во время века Церкви, не соответствует этому тексту. Заявление Павла о всем Израиле приводится в ясном контрасте к тому, что он уже сказал о верующем еврейском остатке, который Господь уже сохранил для Себя. Факт, например, состоит в том, что лишь некоторые из ветвей (неверующие евреи) были отломлены (ст. 17). Это прямо указывает, что остаток верующих евреев — те, кто не был отломлен — будут продолжать существовать, пока будет входить полное число язычников. Это получающие избавление евреи, которые не составляют духовное ожесточение, которое нашло на Израиль по причине его отвержения Мессии (ст. 25).

Прежде чем спасется весь Израиль, его неверующие безбожные члены будут отделены непогрешимой судейской рукой Бога. Иезекииль с живостью проясняет эту истину:

Живу Я, говорит Господь Бог: рукою крепкою и мышцею простертою и излиянием ярости буду господствовать над вами. И выведу вас из народов и из стран, по которым вы рассеяны, и соберу вас рукою крепкою и мышцею простертою и излиянием ярости. И приведу вас в пустыню народов, и там буду судиться с вами лицом к лицу. Как Я судился с отцами вашими в пустыне земли Египетской, так буду судиться с вами, говорит Господь Бог. И проведу вас под жезлом и введу вас в узы завета. И выделю из вас мятежников и непокорных Мне. Из земли пребывания их выведу их, но в землю Израилеву они не войдут, и узнаете, что Я Господь. (Иез. 20:33-38, курсив добавлен; ср. Дан. 12:10; Зах. 13:8-9)

Те, кто слышит проповедь 144 тысяч (Откр. 7:1-8; 14:1-5), других обращенных (7:9), двух свидетелей (11:3-13), и ангела (14:6), таким образом, безопасно пройдут под Божьим судейским жезлом, составят впоследствии весь Израиль, который — в выполнение Божьего вседержавного и безошибочного обетования — станет полностью народом верующих, который готов к царству Мессии Иисуса.

«Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более». (Иер. 31:31-34; ср. 32:38)

Божий контроль над историей — неопровержимое свидетельство Его вседер-жавности. И с той же точностью, как Он отрезал неверующий Израиль от Своего дерева спасения, Он с такой же точностью будет прививать обратно верующий Израиль — полностью восстановленный и полностью спасенный народ.

Полезно обратить внимание на дополнительную истину, которую Павел не упоминает в этом месте, а именно, истину о том, что как только полнота язычников даст начало спасения Израиля, точно так же спасение Израиля даст начало Тысячелетнему Царству Иисуса Христа.

Трехступенчатый план Божий был предсказанный в Ветхом Завете и провозглашен в Новом Завете. Приблизительно в 50-м году Р.Х. «апостолы и пресвитеры собрались» на совет в Иерусалиме, чтобы обсудить, следовало или нет язычникам подчиняться закону Моисея, включая обрезание, чтобы спастись (Деян. 15:1-6). После значительного обсуждения, включающего заявление Петра, Павла и Варнавы, «начал речь Иаков и сказал: мужи братия! Послушайте меня. Симон [Петр] изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое. И с сим согласны слова пророков, как написано: Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее, чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие. Ведомы Богу от вечности все дела Его» (ст. 12-18).

После того, как Израиль был временно отвержен, Бог соберет верующих язычников для Себя, Он затем («потом обращусь») восстановит и призовет Свой древний народ Израиль (в образных выражениях «скинию Давидову») и, наконец, Он установит Свое славное Царство на земле.

Прославление правдивости Бога

как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова. И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их. В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов. Ибо дары и призвание Божие непреложны (11:26б-29)

В Св. Писании есть множество утверждений ясной Божьей истинности и правдивости. «Бог не человек, чтоб Ему лгать», — говорит Валаам Валаку, — «и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? Будет говорить и не исполнит?» (Числ. 23:19). В Послании к Евреям сделано ободряющее заверение: «Будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший» (Евр. 10:23). Мы находим подобное утверждение у Ап. Петра: «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3:9). Божьи обетования верны и точны. Они будут исполнены точно таким же способом и в точности в то время, какое Господь определил и о котором объявил. Другие не могут исказить Божьих обетовании, а Он Сам не нарушит их. Его слово неизменно во всяком виде и во всякой степени.

Приближаясь к завершению этого стремительного отрывка о действиях Бога в отношении Израиля (главы 9-11), Павел еще раз подчеркивает Божью вседержавность и правдивость. В спасении всего Господь являет Себя как Того, Кто всегда держит Свои обетования и выполняет Свои заветы. «Как написано, — говорит Павел, — приидет от Сиона Избавитель и отвратит нечестие от Иакова» (ср. Ис. 59:20-21). Опять приводя цитату из Исайи, он затем говорит: «И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их» (ср. Ис. 27:9).

Спасение — это прощение и снятие греха, искоренение того, что отделяет павшего человека от Святого Бога. Сила спасения — это Божья благодать, а условие спасения — человеческая вера. Однако эта требуемая вера, предоставляется Богом. Как Павел уже ясно отметил, наше призвание к спасению, наше оправдание, освящение и прославление, — все проистекают от Божьей вседержавной благодати, плода его Божественного предузнания и предопределения (Рим. 8:29-30).

Окончательное спасение Израиля также утверждается Божественной твердостью. Для того, чтобы весь Израиль спасся, весь его грех должен быть прощен и устранен. И в этом выражено то, что Бог обещает совершить: отвратить нечестие от Иакова и снять с них грехи их. Обетование безусловное, оно не будет зависеть от собственного решения Израиля вернуться обратно к Господу, но от вседержавного приведения Господом Израиля обратно к Нему.

Вероятно, наиболее драматическое Божье обетование Его окончательного безусловного действия с избранным народом Израилем усматривается в тайном и уникальном завете, который Он совершил с Авраамом и который описан в Быт. 15. В ответ на вопрос патриарха: «Владыка Господи! Почему мне узнать, что я буду владеть ею [землей]? Бог велел ему взять «трилетнюю телицу, трилетнюю козу, трилетнего овна» и рассечь их пополам (ст. 8-9). Части каждого животного затем были разложены одна против другой, а также горлица и молодой голубь. Наведя на Авраама глубокий сон, Бог Сам прошел между частями, тем самым закрепив несколько Божественных обетовании. Аврааму предстояло мирно умереть в престарелом возрасте; через 44 лет угнетения и рабства его потомкам предстояло быть избавленным от чужого народа; а Божье обетование о земле было повторено (ст. 10-21). Но в отличие от других заветов не только его условие, но и его заключение полностью было делом Божьим. Невзирая на свой сон, Авраам осознавал, что делал Бог и что говорил, но он был лишь молчаливым зрителем. От Авраама вовсе не требовалось признавать этот завет, а тем более соглашаться с ним. Обетования были без условий. Этот завет восходил к Божественному и нерушимому заявлению, к которому Бог привязал Себя в уникальном действии, описанном в этом отрывке.

Павел продолжает объяснять, что в отношении к благовестию, они [Израиль] враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов. Как он уже объяснял ранее (ст. 11-24), по причине прегрешения Израиля, отвергнувшего Своего Мессию, Израиль был отвержен — став врагом Богу, чтобы спасение могло придти к язычникам. Это была его временная ситуация в отношении к благовестию. Но в постоянном, вечном отношении к Божьему вседержавному избранию израильтяне даже сейчас и вовеки возлюбленные Божии ради отцов — Авраама, Исаака и Иакова.

Когда Господь избрал (по Божественному избранию) народ Израиля Своим народом, Он связал Себя Своими собственными обетованиями привести евреев к спасению, и что они навечно будут Его возлюбленным и святым народом. В нынешний век Израиль можно было бы назвать «возлюбленными» врагами Бога, По причине неверия они, подобно всем неспасенным, находятся во вражде с Богом (Рим. 5:10; 8:7). Но Божье вечное избрание гарантирует, что их враждебность непостоянная, ибо дары и призвания Божьи непреложны. Дары переводится из слова «харизмата», которое содержит наиболее полный смысл даров благодати, проистекающих от чистого и полностью незаслуженного благорасположения Божия. Призвание указывает на Божественное избрание Израиля как Его святого народа. Бог не изменит Свой замысел в отношении духовного возрождения Израиля.

Подобно тому, как Божья вседержавная благодать и избрание не могут быть заработаны, они также не могут быть отвергнуты или изменены. Они непреложны и нерушимы. Ничто, следовательно, не может предотвратить спасение и восстановление Израиля, даже собственное противление и неверие, потому что, как только что заявил Павел, его нечестие будет устранено вседержавно, а грехи — милосердно (ст. 26-27). То, что истинно в отношении избранных верующих, есть истина в отношении избранного Израиля: «Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие» (1 Фес. 5:24).

Прославление Божьей милости

Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы. Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать (11:30-32)

Милость от слова «элеео», которое содержит основную идею сочувствия нуждающимся, которое ведет к восполнению их нужды. Поскольку величайшая нужда человека состоит в том, чтобы отвратить его грехи и приобрести духовную жизнь, то Божья милость именно это со щедростью и предоставляет.

Псалмопевец сказал: «Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Тебя» (Пс. 85:5) А также: «Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его» (Пс. 135:1). Соломон свидетельствовал перед Господом: «Ты сделал рабу Твоему Давиду, отцу моему, великую милость; и за то, что он ходил пред Тобою в истине и правде и с искренним сердцем пред Тобою, Ты сохранил ему эту великую милость и даровал ему сына, который сидел бы на престоле его, как это и есть ныне» (3 Цар. 3:6).

Исполненный Святого Духа Захарий, отец Иоанна Крестителя, возвысил свой голос по поводу предреченного служения своего новорожденного сына и сказал: «И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицеи Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира» (Лук. 1:76-79, курсив добавлен). В своем 1-ом Послании Петр написал: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому» (1 Пет. 1:3, курсив добавлен; ср. Ефес. 2:4-5). Точно так, как Он дарует прощение, которое не заслужено, Он в то же время удерживает Свое наказание, которое заслужено.

Объяснение Павла прошло полный круг. По причине неверия Израиля народ был частично и временно отвержен, а Евангелие спасения было распространено на язычников. И если Бог расширил Свою благодать на язычников, даже когда они были в неверии, то сколь более точно расширит Он Свою благодать снова на Свой избранный народ Израиль, когда они находятся в неверии? Конкретно Он говорит: «Если вы как язычники были некогда непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их [Израиля], то сколь больше Израиль по причине милости, явленной вам, язычникам, также ныне помилован».

Будь то язычники или евреи, спасение основывается на милости, а не на заслугах. Это выражение Божьей вседержавной и преизобилующей благодати. Павел свидетельствовал о своем милосердном спасении: «Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение, меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии; благодать же Господа нашего Иисуса Христа открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе» (1 Тим. 1:12-14). В своем 2-ом послании в Коринф апостол называет Господа Отцом милосердия (2 Кор. 1:3).

В продолжении веков богословы сражались с так называемой теодикией, объяснением Божьей праведности и всемогущества в свете зла. Без сомнения, почти каждый верующий в определенный момент времени задавался вопросом о том, откуда происходит зло, и почему Бог позволил ему войти в Свой совершенный мир. Хотя Слово Божье не дает полного ответа на этот вопрос, Павел дает, по крайней мере, частичное объяснение, заявив о том, что «всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать».

Непослушание от слова «апеитеия», основной смысл которого — невозможность убедить. Оно обозначает намеренный и упрямый отказ верить, признавать ли слушаться. В своем послании в Ефес Павел дважды называет нераскаянных грешников сынами противления (Ефес. 2:2; 5:6).

Человеческий грех, проявленный в желании непослушания, дает Богу способ проявить величие и милосердие Его милости. Если бы не было непослушания, то не было бы нужды в Божьей милости, и она бы не выразилась. Чтобы явить Свое милосердие, Он допустил грех. Ибо всех заключил Бог — весь мир, евреев и язычников — в непослушание и неверие, чтобы помиловать всех, кто раскается в грехе и обратится к Нему за милосердным спасением.

По природе Своей Бог — это Спаситель, как это видно в использовании Павлом фразы «Бог и Спаситель» в 1-ом и 2-ом Послании Тимофею и Послании Титу. Он бы не смог явить эту черту Своей личности, не допустив греха и ада.

В Своем вседержавном всемогуществе Бог допустил, чтобы человек интеллектуально, морально и духовно впал в состояние греха до такой степени, что он самостоятельно не может убедиться в Божьей истине, особенно в той истине, что он потерян и осужден и что в нем самом нет силы изменить свое состояние. Бог допустил падение человека в грех, чтобы его единственной надеждой была Божья милость.

Нужно отметить, что эта спасающая милость явлена всем. Совершенный вседостаточный труд Иисуса Христа в Его смерти и воскресении восполнил требование справедливости и святости Бога и тем самым устранил всякие препятствия для прощения всех, а каждый человек, стремящийся к прощению и спасению, получит их. Как заметил Джон Браун, откровение Божьей милости в Евангелии касается людей как грешников, а не как избранных грешников.

Христос умер за мир, и Он мирит мир с Собой, потому что Он любит мир.

Как Павел ранее объяснил в этом послании, Господь дал Свой закон «так — что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом» (Рим. 3:19). Грех вошел к человечество через грехопадение, а познание греха и вина за него пришли всему миру через закон. Он продолжает: «Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия чрез веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих; ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его [выраженной в Его милости], искуплением во Христе Иисусе» (Рим. 3:21-24).

Прославление Божьей непостижимости

О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь (11:33-36)

Здесь Павел взрывается великолепным славословием, где ликует о том, что временное отвержение Израиля Богом прославляет Его непостижимость. Вся полнота чуда Божьего всемилосердного всемогущества находятся целиком за пределами человеческого понимания. Это поражает умы даже наиболее зрелых христиан, включая и разум самого апостола.

Завершив аргумент и утвердив Божью вседержавность, правдивость и щедрость Павел не имеет больше, что добавить, кроме песни хвалы: «О, бездна богатства и премудрости и веления Божия!» Дальнейшее описание и объяснение полностью выходят за пределы человеческого выражения и понимания. Подобно скалолазу, достигшему вершины горы Эверест, апостол может лишь стоять, пораженный Божьей красотой и величием. Не в состоянии дальше объяснять безграничного и святого Бога ограниченному и грешному человеку, он может лишь признать, как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!

Неисследимы — перевод слова «анексихниастос», которое буквально означает «следы, которые неразличимы», например, отпечатки лап животного, которого охотник не в состоянии преследовать. Эта же мысль в точности выражена псалмопевцем, заявившем о Боге: «Путь Твой в море, и стезя Твоя в водах великих, и следы Твои неведомы» (Пс. 76:20). Лишь только Божий «Дух все проницает, и глубины Божии» (1 Кор. 2:10).

Св. Писание — это Божье откровение Его и Его воли, и Он не дал его, чтобы насмеяться над людьми и смутить их, но чтобы просветить и привести к Себе. Господь предусмотрел, чтобы каждый человек, искренно стремящийся к Нему, мог достаточно познать Его истину, чтобы быть спасенным. Хотя «душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор. 2:14), Бог все же дает милосердное уверение: «И взыщите Меня и найдете, если взыщите Меня всем сердцем вашим» (Иер. 29:13).

Верующие, которые с верой изучают Божье Слово, могут узнать его истину и иметь определенное понимание о ней — все, что необходимо «для научения, для обличения, для исправления, для наставления и праведности», для того, чтобы быть готовым «ко всякому доброму делу» (2 Тим. 3:16-17). Наш милостивый Бог дает нам больше, чем всю истина, которая нам нужна для познания Его, доверять Ему и служить Ему. Однако независимо от того, насколько прилежно мы могли изучить его Слово, мы должны сознаться вместе с Давидом: «Дивно для меня ведение Твое, — высоко, не могу постигнуть его!» (Пс. 138:6).

Когда его хвала достигает вершины этого славословия, Павел представляет три риторические вопроса, которые служат для превознесения Бога, ответ на каждый из них очевиден и одинаков. Первые два вопроса приведены из Септуагинты (греческий Ветхий Завет): «Кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?» (Ср. Ис. 40:13). Сама форма вопроса показывает, что оба вопроса имеют лишь один ответ: никто. Люди могут размышлять об уме Господнем, но лишь Сам Господь может знать это. У людей «при многих советниках [народ] благоденствует» (Прит. 11:14). Но единственный советник Бога — Он Сам.

Павел не говорит о множестве неоткрытого о Боге, но о глубине того, о чем мы знаем через Его самооткровение. И даже эти частично познанные истины содержат элементы, которые далеко превосходят наше понимание (ср. Втор. 29:29).

Третий вопрос Павла также взят из Ветхого Завета. Приводя слова Иова, он вопрошает: «Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?» (ср. Иов. 41:11). Так как никто не был прежде Бога и никто не может дать Богу, что не было прежде получено от Него, то ответ здесь должен быть: «Никто». Бог вседержавен, самостоятелен и свободен от каких-либо обязательств, кроме тех, какие Он возлагает на Себя. Он ничего не должен евреям и ничего не должен язычникам.

Мы в восхищении стоим перед нашим милосердным Господом и радуемся оттого, что все из Него, Им и к Нему. Вместе с 24-ю старцами, которые «падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом», — мы провозглашаем, — «достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» (Откр. 4:10-11; ср. 1 Кор. 15:24-28).

Ему слава вовеки, аминь.

Это вдохновенный кульминационный комментарий апостола к первым одиннадцати главам этого великолепного послания. Пройдя все великие реальности спасения, Павел в конце возносит славу своему Господу. Это простое славословие проводит ясную линию между доктринальным разделом и последними пятью главами о долге христианина.