Раздел 9. Есть ли в Боге пожелание зла?

С девятым дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что в Боге есть пожелание зла. Ведь всякое сущее благо желанно Богу Но благом является [также] и существование зла. Так, сказано Августином: «Хотя зло, поскольку оно — зло, не есть благо, однако, благо и в том, что существует не только благо, но и зло»13. Следовательно, Бог желает и зло.

Возражение 2. Далее, Дионисий говорит, что «зло соучаствует в восполнении всего»14, т. е. вселенной. Августин же прибавляет: «Из всей совокупности вещей составилась удивительная красота вселенной, а так называемое зло, надлежащим образом упорядоченное и расположенное на своем месте, сильнее оттеняет добро для того, чтобы оно более привлекало внимание и, от сравнения со злом, приобретало бы большую ценность»15. Но все, что относится к восполнению и красоте вселенной, желанно Богу, ибоименно это наиболее угодно Богу в Его творениях. Поэтому Бог желает и зло.

Возражение 3. Далее, [пожелания] существования или не существования зла противоположны [друг другу]. Но Бог не желает, чтобы не было зла; в противном случае, коль скоро существует многоразличное зло, воля Бога не была бы исполнена. Следовательно, зло существует по изволению Бога.

Этому противоречит следующее. Сказано Августином: «Никто из мудрых не может быть причиною того, чтобы [кто-либо] другой становился хуже. Но Бог превосходит мудростью всех. Поэтому тем более Бог не может быть причиною того, чтобы кто-либо становился хуже. (О Нем же говорят как о причине вещи в том самом смысле, в каком о Нем говорят, что Он ее желает.)»16. Следовательно, человек становится хуже [отнюдь] не по воле Божией. Но очевидно, что всякое зло ухудшает вещь. Следовательно, Бог не желает зла.

Отвечаю: поскольку, как было показано выше (5, 1), желан-ность соразмерна благу, поскольку [далее] зло противоположно благу, [следовательно] невозможно, чтобы какое-либо зло как таковое могло быть объектом желания, будь то [желание] природное, чувственное или разумное, т. е. воля. Тем не менее, зло может присутствовать в желании акцидентно, как сопутствующее чему-то благому. Ибо природный действователь желает не лишения или уничтожения, но — формы, достижение которой может обусловливать лишение какой-то другой формы, и к порождению некоторой вещи, что может предполагать уничтожение какой-то другой. Так, когда лев умерщвляет ягненка, целью его является пища, а убийство животного — только средством. Подобным же образом и блудник просто стремится к усладам, а порча греха лишь сопутствует этому. Итак, зло, сопутствующее одному благу, есть лишение какого-то другого блага. Поэтому [никто] никогда не домогался бы злого, даже акцидентно, если бы благо, которому сопутствует зло, не было бы более желанным, нежели благо, теряемое в силу [этого самого] зла. Но Бог желает блага не в большей мере, чем Он желает Своей собственной благости (в противном случае Он желал бы одно благо более другого). Следовательно, Он никоим образом не желает зла греха, которое привносит порчу в истинную определенность к божественному благу. Что же касается зла, связанного с природным несовершенством, или на-казанием, то его Он изволит желать, ибо желает блага, к которому присоединено это зло. Так, желая справедливости, Он желает и наказаний; желая сохранения естественного порядка, Он желает, чтобы иные из вещей естественным образом разрушались.

Ответ на возражение 1. Иные говорили, что хотя Бог и не желает зла [самого по себе], тем не менее, Он изволит желать, чтобы зло было или чтобы оно могло быть, поскольку хотя зло и не есть благо, однако же, благом является то, чтобы зло было или чтобы оно могло быть. Так они полагали постольку, поскольку видели, что и сами по себе злые вещи упорядочены к некоей благой цели, и эту упорядоченность, по их мнению, [вполне] можно было выразить словами: «чтобы зло было или чтобы оно могло быть». Но это отнюдь не так, ибо зло упорядочено к благу не само по себе, но — акцидентно. Ведь в намерения совершающих грех никак не входит превращение греха во благо, равно как и тираны вовсе не намеревались прославить мучеников своими преследованиями. Таким образом, на основании такого упорядочения к благу еще никак нельзя утверждать, что наличие или будущность наличия зла есть благо, поскольку оценке подлежит только то, что имеет сущностное, а не акцидентное бытие.

Ответ на возражение 2. Зло не способствует усовершенствованию и украшению вселенной само по себе, но только акцидентно, как о том было сказано выше (1). Поэтому Дионисий, сказав, что «зло соучаствует в восполнении вселенной», далее выявляет всю нелепость данного утверждения.

Ответ на возражение 3. Утверждения о том, что зло существует, и что зла не существует, противостоят как противоречащие друг другу; тогда как утверждения, что кто-либо желает, чтобы зло было, и что он желает, чтобы зла не было, не столь противоречивы, поскольку оба они имеют утвердительный смысл. Поэтому Бог как не желает, чтобы зло было, так и не желает, чтобы зла не было, но лишь дозволяет злу быть, и это есть благо.