Раздел 2. Называют ли Бога блаженным в отношении его ума?

Со вторым дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Бога называют блаженным не в отношении Его ума. Ведь блаженство — это высшее благо. Но благо, говорят, находится в Боге в отношении Его сущности, поскольку согласно Боэцию, благо относится к существованию с точки зрения сущности4. Следовательно, и блаженство, говорят, находится в Боге в отношении Его сущности, а не Его ума.

Возражение 2. Далее, блаженство подразумевает понятие цели. Но цель, как и благо, — это объект воли. Следовательно, блаженство, говорят, находится в Боге в отношении Его воли, а не в отношении Его ума.

Этому противоречат слова Григория о том, что «Он пребывает в славе, наслаждаясь самим Собою и не нуждаясь ни в чьих восхвалениях»5. Но пребывать в славе — значит быть блаженным. Следовательно, коль скоро мы наслаждаемся Богом в отношении нашего ума (ибо, как сказал Августин, наша награда — это полнота видения6), то, похоже, и о блаженстве надлежит говорить, что оно находится в Боге в отношении Его ума.

Отвечаю: блаженство, как было установлено выше (1), есть совершенное благо разумной природы. И так как все желает совершенства своей природы, разумная природа естественным образом желает быть счастливой. Затем, наисовершеннейшим в разумной природе является деятельность ума, посредством которой в определенном смысле и мыслятся все эти [совершенства]. Следовательно, счастье каждой разумной природы заключается [именно] в мышлении. Но в Боге бытие и мышление суть одно; отличие состоит только в способе нашего о них мышления. Блаженство, таким образом, должно быть усвоено Богу в отношении Его ума, счастливых же мы называем блаженными вследствие их уподобления Его блаженству.

Ответ на возражение 1. Этот аргумент доказывает [лишь] то, что.блаженство принадлежит Богу, а не то, что блаженство сущно-стно принадлежит Ему в отношении Его сущности; скорее [напротив, он доказывает, что оно принадлежит Ему] в отношении Его ума.

Ответ на возражение 2. Поскольку блаженство есть благо, постольку оно и является объектом воли. Но так как объект мышления предшествует акту способности, то с точки зрения нашего мышления божественное блаженство предшествует действию воли. И поскольку это [предшествование] суть не что иное, как деятельность ума, то и блаженство надлежит разуметь как деятельность ума.