Раздел 4. Является ли различие иерархий и порядков следствием различия в природе Ангелов?

С четвертым, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что различие иерархий и порядков никак не связано с природой Ангелов. В самом деле, иерархия — это «священноначалие», а Дионисий определяет ее как то, что «уподобляется, насколько это возможно, божественному»14.

Но святость и уподобление Богу свойственны Ангелам не в силу природы, а вследствие благодати. Поэтому различие иерархий и порядков в Ангелах связано не с природой, а с благодатью.

Возражение 2. Далее, имя серафима, согласно Дионисию, означает «возжигатель», или «пламенеющий», что свидетельствует о его милости15, которая пребывает не от природы, а от благодати, ибо «она излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5, 5), что, согласно Августину, следует разуметь как сказанное не только о святых людях, но также и о святых Ангелах16. Следовательно, Ангельские порядки не от природы, а от благодати.

Возражение 3. Далее, церковная иерархия есть подражание [иерархии] небесной. Но людские порядки обусловливаются не природой, а даром благодати, поскольку природа не может сделать одного епископом, другого — священником, а третьего -дьяконом. Поэтому точно так же и у Ангелов порядки обусловливаются не природой, а только лишь благодатью.

Этому противоречит сказанное Мастером [Сентенций] о том, что «ангельский порядок состоит из множества небесных духов, которые равно утверждены в причастности к природным дарам и уподоблены друг другу в силу даров благодати»17. Таким образом, различие Ангельских порядков является следствием не только даров благодати, но также и природных даров.

Отвечаю: порядок управления, которым упорядочивается подчиненность множества власти одного, обусловливается целью. Что касается цели Ангелов, то ее можно рассматривать двояко. Во-первых, в связи с тем, что даровано им природой, а именно присущей им способностью знать и любить Бога естественными познанием и любовью, и с точки зрения их отношения к этой цели различие Ангельских порядков связано с природными дарами. Во-вторых, цель совокупности Ангелов можно рассматривать в связи с тем, что превосходит их естественные способности, и тогда их цель заключается в созерцании божественной сущности и в неизменном наслаждении Его благостью. И коль скоро эта цель может быть достигнута Ангелами исключительно по благодати, то, следовательно, с точки зрения этой цели различие Ангельских порядков соответствует различию даров благодати, хотя последние предрасполагаются природными дарами,

поскольку, как уже было показано (62, 6), Ангелы обретают дары благодати согласно степеням своих природных способностей. Но так как у людей такой зависимости нет, то человеческие порядки не обусловливаются природными дарами, а только лишь дарами благодати.

Из вышесказанного очевидны ответы на все возражения.