Раздел 4. Может ли Ангел изменять человеческие чувства?

С четвертым, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Ангел не может изменять человеческие чувства. В самом деле, деятельность чувств суть жизненная деятельность. Но такая деятельность не может быть привнесена каким-либо внешним началом. Следовательно, Ангел не может обусловливать деятельность чувств.

Возражение 2. Далее, чувственная деятельность возвышеннее питательной. Но Ангел не может изменять ни питатель-

ную способность, ни другие природные формы. Следовательно, он также не может изменять и чувственную способность.

Возражение 3. Далее, чувства по природе приводятся в движение чувственными объектами. Но Ангел не может изменять порядок природы (110, 4). Следовательно, Ангел не может изменять чувства, которые могут изменяться только под воздействием чувственных объектов.

Этому противоречит следующее: Ангелы, ниспровергшие Содом, людей «поразили слепотою… так что они измучились, искав входа» (Быт. 19, 11). То же самое произошло с сирийцами, которых Елисей завлек в Самарию (4 Цар. 6, 18).

Отвечаю: чувства могут быть изменены двояко: извне, как когда на них воздействует чувственный объект, и изнутри, как когда чувства изменяются вследствие волнений духа или телесной жидкости, вроде, например, того случая, когда язык больного под воздействием желчи ощущает все горьким, и то же самое можно сказать и об остальных чувствах. Но Ангел посредством своей природной силы может производить изменения в чувствах обоими способами. В самом деле, Ангел может извне предлагать чувствам некий чувственный объект, образованный либо природой, либо самим же Ангелом, например, когда он, как было показано выше (51, 2), воспринимает тело. В то же время он может приводить в движение дух и телесные жидкости изнутри, о чем также было гово-рено, и, таким образом, изменять чувства различными способами.

Ответ на возражение 1. Начало чувственной деятельности не может обходиться без внутреннего начала, каковым является чувственная способность, но это внутреннее начало, как было разъяснено выше, может быть различными способами приведено в движение внешним началом.

Ответ на возражение 2. Посредством внутреннего движения духа и телесных жидкостей Ангел может привносить определенные изменения и в акты питательной способности, а еще — желающей и чувственной способностей, да и вообще — любой способности, использующей телесный орган.

Ответ на возражение 3. Ангел не может делать что-либо вне целокупного порядка сотворенного, но он вполне может делать нечто вне некоторого частного порядка природы, которому сам он не подчинен; поэтому в ряде случаев Ангел может производить изменения в чувствах вне обычного модуса природы.