Апрель

1 апреля

Кризис в Израиле

«Они сделали тельца у Хорива, стали поклоняться литому кумиру. Променяли они Бога своего на образ быка, что ест траву» (Пс.105:19,20, ИПБ; см. также Исх.32:1-6).

В отсутствие Моисея судебная власть была возложена на Аарона, и возле его шатра собралась огромная толпа с требованием: «Встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем… не знаем, что сделалось» (Исх.32:1). Облако, — как они говорили, -… теперь неподвижно стоит над горой и больше не указывает им путь…

Такой кризис требовал настойчивого и решительного человека с непоколебимым мужеством; того, кто ставил бы честь Бога превыше человеческого одобрения. собственной безопасности или даже самой жизни. Но нынешний руководитель Израиля не обладал такими качествами. Аарон нерешительно пытался убедить людей, однако его колебание и робость в такой критический момент только побуждали их быть более решительными… Некоторые оставались верны своему завету с Богом, но большая часть народа присоединилась к отступничеству…

Аарон опасался за собственную безопасность и вместо того, чтобы благородно отстаивать честь Бога, уступил требованиям большинства… Он сделал литого тельца в подражание египетским богам. Народ провозгласил: «Вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» И Аарон бесчестно позволил нанести это оскорбление Иегове. Он сделал даже больше: видя, с каким удовольствием был принят золотой бог. Аарон построил алтарь перед ним и объявил: «Завтра праздник Господу». Это сообщение передавалось глашатаями (от племени к племени или от колена к колену) по всему стану… Под предлогом проведения «праздника Господу» они предались обжорству и безнравственному веселью.

Как часто в наши дни любовь к удовольствиям скрывается под видом благочестия! Религия, которая позволяет людям соблюдать обряды поклонения и одновременно предаваться эгоистичным или чувственным наслаждениям, в наши дни так же приятна большинству людей, как и во времена Израиля. И сейчас все еще есть податливые Аароны, которые, занимая высокие посты в церкви, будут уступать желаниям непосвященных, таким образом поощряя их ко греху (Патриархи и пророки, с. 316, 317).

2 апреля

Он подвел своего брата

«A затем он спросил Аарона: «Чем досадил тебе этот народ, что ты ввел его в такой тяжкий грех?»» (Исх.32:21, ИПБ; см. также Исх.32:7-24).

Аарон пытался защитить себя, ссылаясь на требования народа… Но эти оправдания и уклонения от прямого ответа были бесполезны…

Тот факт, что Аарон был благословлен и почитаем намного больше всего народа, делал его грех еще отвратительнее. Это Аарон, «святой Господень» (Пс.105:16), сделал идола и объявил о празднике. Это он, который был назначен представителем Моисея и относительно которого Сам Бог свидетельствовал: «Я знаю, что он может говорить» (Исх.4:14), не смог воспрепятствовать идолопоклонникам в их самых дерзких намерениях. Он, через кого Бог действовал, совершая суды над египтянами и над их богами, равнодушно слушал возгласы перед литым изображением: «Бот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» Это был он, который пребывал с Моисеем на горе, созерцал там славу Господню и увидел, что в проявлении этой славы не было ничего, согласно чему можно было создать изображение. Это был он, который заменил эту славу образом тельца. Тот, кому Бог доверил управление народом в отсутствие Моисея, одобрил их бунт. «На Аарона весьма прогневался Господь и хотел погубить его» (Втор.9:20). Но в ответ на искреннее заступничество Моисея его жизнь была сохранена; в раскаянии и сокрушении о своем великом грехе он вновь обрел благоволение Бога.

Если бы Аарон имел смелость стоять за правду независимо от последствий, он мог бы предотвратить такое отступничество. Если бы он непоколебимо сохранял свою верность Богу, если бы указал людям на опасности Синая и напомнил бы им об их торжественном обещании Богу повиноваться Его Закону, зло могло быть остановлено. Но его согласие с желаниями людей и невозмутимая уверенность, с которой он продолжал осуществлять их планы, побудили людей впасть в еще больший грех, чем тот, который прежде закрался в их разум.

Из всех грехов, за которые Бог покарает, нет более тяжких в Его глазах, чем те, которые побуждают других совершать зло (Патриархи и пророки, с. 320, 323).

3 апреля

Лицом к лицу

«A Господь в это время разговаривал с Моисеем так, как обычно говорит кто со своим другом» (Исх.33:11, ИПБ; см. также Исх.33:1-17).

Когда Израиль согрешил, сделав золотого тельца Моисей снова идет умолять Бога за свой народ… По опыту он знал: чтобы иметь влияние на народ, он должен вначале обрести силу в Боге. Господь видит искренность Своего слуги и бескорыстные намерения его сердца и снисходит до общения лицом к лицу с этим немощным смертным, подобно тому, как человек говорит с другом. Моисей полностью вверяет себя и все свои бремена Богу и открыто изливает перед Ним свою душу. Господь не упрекает Своего слугу, но со снисхождением выслушивает Его просьбы…

Приходит ответ: «Сам Я пойду и введу тебя в покой» (Исх.33:14). Однако Моисей не считает, что может остановиться на этом. Он многого добился, но жаждет быть еще ближе к Богу и обрести еще большую уверенность в Его постоянном присутствии. Моисей нес на себе бремя Израиля, взял на себя огромный груз ответственности; когда народ грешил, он чувствовал сильные угрызения совести, как будто сам был виноват; и теперь его душу гнетет предчувствие ужасных последствий, которые наступят, если Бог предоставит Израилю пожинать плоды своей нераскаянности и ожесточения сердца… Моисей настолько пламенно и неотступно просит Бога, что приходит такой ответ: «И то, О чем ты говорил, Я сделаю, потому что ты приобрел благоволение в очах Моих, и Я знаю тебя по имени» (ст. 17).

Теперь, несомненно, мы могли бы ожидать, что пророк прекратит умолять; но нет, воодушевленный своим успехом, он осмеливается еще больше приблизиться к Богу со святым дерзновением, которое практически превосходит наше понимание. Теперь он обращается с просьбой, которую ранее не высказывал ни один человек: «Покажи мне славу Твою» (ст. 18). Какая смелая просьба, поступившая от ограниченного, смертного человека! Но получил ли он отказ? Упрекнул ли его Бог за самоуверенность? Нет, мы слышим великодушные слова: «Я проведу пред тобою всю славу Мою»…

В истории Моисея мы можем увидеть, каким близким общением с Богом человек имеет привилегию наслаждаться (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 531-533).

4 апреля

Чуждый огонь

«Сыновья Аароновы Надав и Авиуд взяли свои кадильницы, положили в них горящие угли и, добавив сверху благовонные курения, предстали с этим курением пред Господом, используя чуждый огонь, о котором Он указания им не давал» (Лев.10:1, ИПБ; см. также Лев.10:1-11).

После Моисея и Аарона Надав и Авиуд занимали самое высокое положение в Израиле. Господь оказал им особую честь, позволив вместе с семьюдесятью старейшинами созерцать Его славу на горе. Однако из-за этого их преступление не могло быть оправданным или не принятым всерьез. Все это сделало их грех еще более тяжким. Эти люди получили великий свет, как князья Израиля взошли на гору, имели преимущество общаться с Богом и пребывать во свете Его славы, однако это вовсе не позволяло им обольщаться надеждой, что они могут безнаказанно грешить и, поскольку удостоились такой чести, то Бог не будет сурово наказывать их за беззаконие. Это роковое заблуждение. Великий свет и дарованные преимущества, в свою очередь, требуют добродетелей и святости в соответствии с полученным светом. Бог не может принять ничего меньшего, чем это. Большие благословения и преимущества никогда не должны погружать в состояние безопасности и беззаботности. Они никогда не могут позволять грешить или побуждать получивших их людей думать, что Бог не будет слишком взыскательным к ним…

Надав и Авиуд с юности не были приучены владеть собой… Лелеемая долгое время привычка потворствовать себе приобрела над ними такую власть, что даже ответственность самой священной должности не имела силы разрушить ее. Их не научили с уважением относиться к авторитету своего отца, и они не понимали необходимости точного послушания требованиям Бога. Ошибочная снисходительность Аарона к своим сыновьям приготовила их к тому, что они стали объектами Божественных судов.

Бог намеревался научить народ, что они должны приближаться к Нему с почтением и благоговением и в той манере, которую Он Сам определил. Он не может принять частичное послушание. Недостаточно было, чтобы в это торжественное время поклонения почти все было сделано так, как Он велел… Пусть никто не обманывает себя верой в то, что часть Божьих Заповедей не важна или что Он примет замену того, что повелел (Патриархи и пророки, с. 359, 360).

5 апреля

Слишком пьяны

«Вино к бесстыдству ведет, хмельной напиток — к буйству, всякий, кто ими прельщен, мудрым не станет». (Притч.20:1, ИПБ; см. также Лев.10:1-11).

Надав и Авиуд никогда не совершили бы того рокового греха, если бы сначала не опьянели от неограниченного употребления вина. Они понимали: прежде чем предстать во святилище, где являлось Божественное присутствие, необходимо совершить самое тщательное и торжественное приготовление; но из-за не воздержания они были лишены права выполнять их священные обязанности. Их ум был помрачен и нравственное восприятие настолько притупилось, что они не видели разницы между священным и обыденным. Аарону и его оставшимся в живых сыновьям было дано предостережение:

«Вина и крепких напитков не пей… чтобы вы могли отличать священное от не священного и нечистое от чистого». Употребление алкогольных напитков обладает эффектом ослаблять тело, помрачать разум и разрушать нравственность. Это мешает людям понять сакральность святых вещей и обязательную силу Божьих требований. Все, кто занимает священные ответственные посты, должны быть людьми строгого воздержания, чтобы их разум мог быть ясным, отличая добро от зла, чтобы они могли сохранять твердость принципа и мудрость для осуществления справедливости и проявления милости.

Та же самая обязанность возлагается на каждого последователя Христа… Торжественное и страшное предупреждение обращено к Церкви Христа во все века: «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1Кор.3:17) (Патриархи и пророки, с. 361, 362).

Случай с сыновьями Аарона был приведен в библейской летописи для пользы Божьего народа. Этот случай должен научить особенно тех, кто готовится ко Второму пришествию Христа, что потворство развращенному аппетиту губительно сказывается на благородных чувствах души и так сильно влияет на дарованные человеку Богом умственные способности, что духовное и святое теряет свою сакральность. Непослушание выглядит приятным, а отнюдь не крайне грешным (Воздержание, с.149).

6 апреля

Слепая любовь

«Послал Он слугу Своего Моисея и Аарона, избранника Своего» (Пс.104:26, ИПБ; см. также Исх.4:14-16,27- 31).

Аарон был благожелательным человеком; Бог избрал его, чтобы он стоял вместе с Моисеем и говорил за него… Бог мог бы избрать Аарона вождем, но Тот, Кто ведает сердца и понимает характер, знал, что Аарон был податливым и ему недоставало нравственной смелости вставать на защиту правды при любых обстоятельствах, невзирая на последствия. Желание Аарона всегда быть в хороших отношениях с народом иногда приводило его к совершению серьезных грехов… Такое же отсутствие стойкости за истину в его семье Привело к гибели двух его сыновей… Надав и Авиуд не почтили повеление Бога приносить Ему священный огонь в кадильницах, наполненных фимиамом…

Здесь виден результат плохой дисциплины. Поскольку эти сыновья Аарона не были научены уважать и почитать повеления своего отца, поскольку не уважали родительский авторитет, они также не сознавали, насколько важно в точности исполнять все требования Бога… Вопреки ясному указанию Бога они обесчестили Его тем, что принесли обычный огонь вместо священного. Бог излил на них Свой гнев; огонь вышел от Его присутствия и уничтожил их.

Аарон терпеливо — и со смиренной покорностью перенес это суровое несчастье. Его душу терзали печаль и сильная агония. Аарон был признан виновным за то, что пренебрегал своим долгом. Он являлся священником Бога Всевышнего и должен был совершать очищение грехов народа. Аарон был священником в своем доме, однако имел склонность оставлять без внимания безрассудные поступки своих детей. Он пренебрег своим долгом обучать и наставлять их в послушании, самоотречении и почтении к родительскому авторитету. Из-за чувства неподобающей снисходительности он не смог сформировать, в их характерах глубокого уважения к вечному. Аарон не понимал, как этого не понимает и большинство родителей-христиан сегодня, что его слепая любовь и потакание неправильным поступкам его детей подготавливало их к определенной немилости Бог… Его легкие возражения без твердого проявления родительского ограничения и его неблагоразумная нежность к сыновьям были проявлением крайней жестокости (Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 293-295).

7 апреля

Ненасытные души

«Но быстро забыли они о делах Его и совета от Него ожидать не хотели. Ненасытны были они в желаниях своих в пустыне, терпение Божье испытывали в местах ненаселенных. Дал Он им то, что просили они, однако наслал на них болезнь изнурительную» (Пс.105:13-15, ИПБ, см. также Числ.11:4-35).

Всякий раз, когда их аппетит был ограничен, израильтяне испытывали недовольство, они роптали и жаловались на Моисея, Аарона и на Бога (Библейский комментарий АСД, т. 1, с. 1102. Комментарий Э. Уайт).

Бог дал народу то, что не служило для их высшего блага, поскольку они настойчиво желали этого. Их не удовлетворяло то, что служило им на пользу. Мятежные желания их были исполнены, но они страдали от последствий. Люди пировали без ограничений и вскоре были наказаны за свою неумеренность… Многие были сражены ужасной лихорадкой, тогда как наиболее виновные из них были поражены сразу же, как только попробовали пищу, которую сильно желали (Патриархи и пророки, с. 382).

Бог мог с такой же легкостью снабдить их мясом, как и манной, но для их же блага было установлено ограничение. В Его намерения входило обеспечивать их пищей, более подходящей для удовлетворения их нужд, чем возбуждающая диета, к которой многие привыкли в Египте. Извращенный вкус следовало привести в более здоровое состояние, чтобы они могли получать наслаждение от еды, изначально предназначенной для человека, — плодов земли, которые Бог дал Адаму и Еве в Едеме. По этой причине израильтяне были в значительной степени лишены мясной пищи.

Сатана искушал их отнестись к такому ограничению как к несправедливому и жестокому. Он разжигал в них вожделение к запрещенным вещам, ибо понимал, что необузданное потворство своему аппетиту обычно приводит к сладострастию, и таким образом ему легче удастся подчинить людей своему влиянию. Автор болезни и страдания нападает на людей там, где может достичь наибольшего успеха. Посредством искушений, приходящих через аппетит, он во многом вводил людей в грех с тех пор, как побудил Еву съесть запретный плод. Именно с помощью этих же самых средств он побудил Израиль роптать на Бога. Невоздержанность в еде и питье, обычно разжигающая низменные страсти, подготавливает почву для того, чтобы люди пренебрегали всеми моральными обязательствами. Одолеваемые искушениями, они почти не имеют силы сопротивляться (Патриархи и пророки, с. 378).

8 апреля

Двое против одного

«Как же не боитесь вы выступать против слуги Моего Моисея?» (Числ.12:8, ИПБ; см. также Числ.12).

После Моисея и Аарона она [Мариам] по праву пользовалась глубокой любовью народа и благоволением Неба. Однако то же самое зло, которое произвело разделение на Небе, зародилось также в сердце этой израильтянки, и ей удалось найти единомышленников… Если бы Аарон твердо стоял за правду, он мог бы пресечь зло; но, вместо того чтобы указать Мариам на греховность ее поведения, он сочувствовал ей, выслушивал ее слова недовольства и таким образом разделил ее ревность (Патриархи и пророки, с. 382~ 384).

При назначении семидесяти старейшин Моисеи не посоветовался с Аароном и Мариам, и это возбудило их ревность… Мариам и Аарон никогда не испытывали всей тяжести забот и ответственности, лежащих на Моисее, но поскольку они были избраны помогать ему, то думали, что в равной степени разделяют с ним бремя руководства, поэтому считали назначение дополнительных помощников неоправданным…

«И сказали: одному ли Моисею говорил Господь? не говорил ли Он и нам?» Рассматривая себя в равной степени пользующимися благосклонностью Бога, они полагали, что обладали правом на такие же должность и власть.

Бог избрал Моисея и наделил его Святым Духом, а Мариам и Аарон из-за своего ропота были виновны в неверности не только перед избранным вождем, но и перед Самим Богом…

Тот Кто возложил на людей тяжелую ответственность быть руководителями и учителями Его последователей, спросит с них, как они обращались с Его слугами. Мы должны почитать тех, кого почтил Бог. Постигшее Мариам наказание должно послужить замечанием для всех, кто поддается ревности и ропщет на тех, на кого Бог возлагает бремя Своей работы (там же, с. 382-386).

9 апреля

Самая характерная черта сатаны

«Жесток гнев, неукротима ярость, но кто выстоит против ревности?» (Притч.27:4, ИПБ; см. также Числ.12).

Моисей выслушал их [Аарона и Мариам] обвинения молча и без жалоб. Опыт, приобретенный им на протяжении долгих лет тяжелого труда и ожидания в Мадиамской земле, где он развил дух смирения и долготерпения, приготовил Моисея к тому, чтобы с терпением относиться к неверию и ропоту народа, а также к гордости и зависти тех, кому следовало быть его непоколебимыми помощниками. Моисей «был человек кротчайший из всех людей на земле», поэтому ему, как никому другому, были дарованы Божественная мудрость и руководство. Писание говорит: «Направляет кротких к правде и научает кротких путям Своим» (Пс.24:9). Кротких направляет Господь, ибо они восприимчивы к наставлениям и охотно принимают их…

И «сошел Господь в облачном столбе, и стал у входа скинии, и позвал Аарона и Мариам… И воспламенился гнев Господа на них, и Он отошел». В знак Божьего неодобрения облако оставило скинию, и Мариам была поражена. Она «покрылась проказою, как снегом» … Теперь их гордость была повержена в прах. Аарон исповедал их грех и умолял, чтобы его сестра не была оставлена погибать от этой ужасной смертельной болезни. В ответ на молитву Моисея проказа была очищена. Однако Мариам должна была оставаться вне стана в течение семи дней…

Это проявление Господнего неодобрения должно было послужить предостережением для всего Израиля, дабы положить конец растущему недовольству и неповиновению. Если бы зависть и раздражение Мариам не были мгновенно наказаны, они превратились бы в великое зло. Зависть — одна из самых характерных черт сатаны, которая может существовать в человеческом сердце, и одна из самых губительных в своих последствиях … Именно зависть вначале вызвала разногласие на небесах, и потворство ей привело к неописуемому злу среди людей. «Ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое» (Иак.3:16) (Патриархи и пророки, с. 384, 385).

10 апреля

Противоречивый отчет

«И стали отговаривать сынов Израилевых, говоря худое о земле, которую они осмотрели: «Земля. через которую мы прошли, осматривая ее, — это земля, которая пожрет всякого, кто отважится жить на ней. Все, кого мы видели там, люди высокорослые»» (Числ.13:32, ИПБ; см. также Числ.13:1-3,17 — 14:10).

Господь повелел Моисею послать людей обследовать ханаанскую землю, которую Он хотел дать сынам Израилевым… После того как они рассказали о плодородии земли, все, кроме двух, говорили очень удручающе об их способности завладеть ею… Слушая этот отчет, люди дали волю своему разочарованию, выразив его в горестном вопле и упреках. Они не были готовы поразмышлять и прийти к выводам, что Бог, Который вел их до сих пор, несомненно, даст им землю…

Халев пробрался вперед, и его чистый звонкий голос был слышен громче всех протестов народа. Он не согласился с мнениями робких товарищей-соглядатаев, ослабивших веру и мужество всего Израиля. Он привлек внимание людей, и они перестали на некоторое время жаловаться, чтобы послушать его… Но когда Халев говорил, неверные соглядатаи прервали его, закричав: «Не можем мы идти против народа сего, ибо он сильнее нас»…

Эти мужи, встав на неверный путь, настроили свои сердца против Бога, Моисея и Аарона, а также против Халева и Иисуса Навина. Каждый шаг, предпринимаемый ими в этом неверном направлении, укреплял их в намерении помешать всякой попытке завладеть ханаанской землей. Ради осуществления своей губительной цели они искажали истину. Говорили, что климат этой страны неблагоприятен, а все жители ее гигантского телосложения…

Этот отчет являлся не только пагубным, но и лживым. Он был противоречивым: если земля неплодородна и «поедающая живущих на ней», как же ее жители вырастали до таких гигантских размеров? Когда люди, занимающие ответственные посты, допускают в свои сердца неверие, тогда не будет предела их «успеху» во зле… Если бы только два человека принесли пагубный отчет, а остальные десять воодушевляли людей овладеть землей во имя Господа, они бы, тем не менее, последовали совету этих двоих и не послушали бы десятерых по причине своего греховного неверия (Свидетельства для Церкви, т. 4, с.148-151).

11 апреля

Зачем ждать?

«Халев, вмешавшись, призвал людей, окружавших Моисея, помолчать, а затем сказал: «Пойдем же и овладеем этой землею — прямо сейчас. Мы сможем это сделать» (Числ.13:30, ИПБ; см. также Числ.13:30-14:10).

Вера Халева в Бога придала ему мужество, она… помогла ему смело и решительно встать на защиту правды… Из того же возвышенного Источника, от могущественного Полководца воинств небесных, каждый истинный воин креста Христова должен черпать силу и мужество, чтобы превозмогать препятствия, часто кажущиеся непреодолимыми… Желающие исполнить свой долг должны всегда быть готовы говорить слова, данные им Богом, а не слова сомнения, разочарования и отчаяния…

В то время как сомневающиеся говорят о невозможном, трепеща при мысли о высоких стенах и могучих исполинах, пусть вперед выйдут верные Халевы, имеющие «иной дух». Спасительная Божья истина достигнет людей, если служители и называющие себя верующими не будут преграждать ей путь, как это делали неверные соглядатаи…

Эту работу должны совершать люди. Рвение и энергию необходимо усилить; таланты, притупившиеся от бездействия, необходимо активно использовать в служении. Голос, призывающий: «Подождите, не позволяйте взваливать на себя непосильное бремя», — это голос малодушных соглядатаев. Сегодня мы нуждаемся в Халевах, которые выйдут вперед, в вождях Израиля, которые со смелостью выступят в защиту незамедлительных действий. Когда эгоистичные, любящие легкую жизнь, охваченные паникой люди, боясь высоких исполинов и неприступных стен, потребуют отступления, пусть раздастся голос Халевов, даже если малодушные будут стоять с камнями в руках, готовые побить их за их верное свидетельство (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 378-383).

Когда неверующие про являют неуважение к Божьему Слову, тогда Бог призывает верных Халевов. Именно в это время они будут твердо исполнять свой долг, не выставляя свои действия напоказ и не сворачивая в сторону из-за упреков. Неверующие соглядатаи готовы были уничтожить Халева. Он видел камни в руках тех, кто принес ложный отчет, но это не остановило его; у него была весть, и он должен был донести ее. Такой же дух сегодня проявят те, кто верен Богу (Избранные вести, т. 2, с. 369).

12 апреля

Восстание в стане

«Дерзкие и своенравные, не боятся они злословить даже славы неземные» (2Пет.2:10, ИПБ; см. также Числ.16).

Едва ли люди могут нанести Богу более сильное оскорбление, чем с презрением отвергнуть средства, которые Он желает использовать для их спасения…

В восстании Корея в уменьшенном масштабе проявились действия того духа, который привел к восстанию сатаны на Небе. Гордость и честолюбие побудили Люцифера выражать недовольство правлением Бога и искать возможности низвергнуть порядок, установленный на Небе. Со времени падения Люцифера его целью стало вселять в умы людей тот же дух зависти и недовольства, те же притязания на положение и славу. Таким же образом он воздействовал на умы Корея, Дафана и Авирона, возбуждая в них желание к самовозвышению, вызывая зависть, недоверие и возмущение. Сатана побудил их отвергнуть Бога как своего Вождя через отвержение назначенных Им людей. И хотя они, ропща против Моисея и Аарона, хулили Бога, однако находились в таком сильном заблуждении, что считали себя праведными, а тех, кто с верностью осуждал их грехи, — движимыми сатаной.

Разве и сегодня не существуют те же пороки, которые лежат в основе гибели Корея? Гордость и честолюбие широко распространены; а когда их лелеют, они открывают дверь зависти и стремлению к превосходству; душа удаляется от Бога и неосознанно попадает в ряды сатаны… Пытаясь разрушить доверие народа к назначенным Богом людям, они действительно верят, что совершают доброе дело, искренне выполняя Божью работу…

Потворствуя греху, люди тем самым открывают сатане доступ к своему разуму и постепенно ступают с одной ступеньки беззакония на другую. Отвержение света омрачает разум и ожесточает сердце, так что им становится легче сделать еще один шаг ко греху и отринуть еще более ясный свет, пока наконец привычка совершать злые поступки не укоренится. Грех перестает быть для них грехом (Патриархи и пророки, с. 402-404).

13 апреля

Он потерял терпение

«А стойкость должна получить свое полное развитие в вас, чтобы стать вам людьми зрелыми, характера цельного, без всякого недостатка» (Иак.1:4, ИПБ; см. также Числ.20:1-13).

Хотя Моисей был кротчайшим человеком на Земле, в одном случае он навлек на себя неодобрение Бога… Незаслуженные упреки людей в его адрес заставили Моисея на мгновение забыть о том, что их ропот направлен не против него, а против Бога. Вместо того чтобы огорчиться в связи с тем, что Дух Божий был оскорблен, он вознегодовал, обиделся и своенравно, с раздражением ударил дважды по скале, сказав: «Послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду?»…

Моисей проявил большую слабость перед народом. Он показал явное отсутствие самообладания, дух, подобный тому, который был у ропотников. Он должен был являть пример снисходительности и терпения перед этим множеством людей, готовых оправдать его неправильным поступком свои недостатки, недовольство и безосновательный ропот. Величайший грех заключался в том, что Моисей дерзнул занять место Бога. Почетное положение, занимаемое Моисеем до этого времени, не только не уменьшило, но, напротив, увеличило его вину. Ранее это был непорочный, а теперь падший человек. Многие, находящиеся в подобном положении, решили бы, что на их грех можно не обратить внимания по причине их непоколебимой верности в течение долгой жизни. Но нет, для человека, которому Бог оказал честь, проявить слабость характера в при ступ е гнева — это более серьезное дело, чем если бы он занимал менее ответственную должность. Моисей являлся представителем Христа, но как печально, что этот образ был искажен. Моисей согрешил, и его верность в прошлом не могла искупить его теперешний грех … Моисей и Аарон должны были умереть, так и не войдя в Ханаан, и подвергнуться такому же наказанию, что и люди, занимавшие более низкую должность. Смиренно, хотя и с невыразимой мукой в сердце, они согласились с этим. Однако их любовь и доверие к Богу были непоколебимы… Но немногие осознают всю греховность греха… Случаи, произошедшие с Моисеем и Аароном … показывают, что грешить словом, мыслью или делом небезопасно (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 369, 370).

14 апреля

Нет оправдания греху

«Но снова вызвали они гнев Господа у вод Меривы, и пострадал из-за них Моисей. Восстали они против Духа Божия, и слова необдуманные вырвались из уст Моисея» (Пс.105:32,33, ИПБ; см. также Числ.20:1-13).

Если бы Моисей и Аарон лелеяли самомнение или потворствовали вспыльчивому духу перед лицом Божественного предупреждения и обличения, их вина была бы намного тяжелее. Однако они не подлежали обвинению за умышленный или преднамеренный грех; они поддались внезапному искушению, а их раскаяние было немедленным и искренним. Господь принял их покаяние, хотя из-за вреда, который мог быть причинен народу, Он не мог отменить наказания…

Бог простил народу еще большие прегрешения, но ко греху вождей Он не мог отнестись так, как к проступкам тех, кем они управляли. Он возвеличил Моисея превыше всех других людей на Земле… Факт, что Моисей имел такие великие свет и знание, сделал его грех еще более тяжким. Прежняя верность не могла искупить даже один неправильный поступок. Чем больше света и преимуществ даровано человеку, тем выше его ответственность, тягостнее его недостаток и тяжелее его наказание.

С человеческой точки зрения, преступление Моисея не представлялось таким уж тяжким… Но если Бог так строго отнесся к этому греху Своего самого верного и почтенного раба, Он не оправдает его и в других людях… Все заявляющие о своем благочестии имеют самое священное обязательство: сохранять самообладание и самоконтроль даже при самых сильных провокациях. Возложенные на Моисея бремена были очень велики. Немногие были так сурово испытаны, как он, однако это не могло оправдать его греха. Бог в обильной мере обеспечил Свой народ, и если он доверится Его силе, то никогда не станет жертвой обстоятельств. Самое сильное искушение не может оправдать греха. Какому бы сильному давлению ни подвергалась душа, грех — это наше собственное действие. Силы земли или преисподней не могут заставить человека делать зло. Сатана нападает на наши слабые стороны, но мы можем не быть побеждены. Каким бы суровым и неожиданным ни было нападение, Бог обеспечил нас помощью, и Его силой мы можем победить. (Патриархи и пророки, с. 419-421).

15 апреля

От смерти к славе

«Тогда же вознес я мольбу свою к Господу, говоря… «не позволишь ли мне перейти через реку увидеть дивную страну за Иорданом — эти прекрасные горы и цветущий Ливан?» Но Господь все еще гневался на меня из-за вас и просьбе моей не внял. Сказал Он мне: «Будет тебе! Не говори Мне больше об этом!»» (Втор.3:23- 26, ИПБ; см. также Втор.3:23-28,34).

Никогда еще до сего момента справедливость и любовь Бога, воплощенные в жертве Христа, не проявлялись более удивительно, чем в Его отношениях с Моисеем. Бог не допустил Моисея в Хана ан и тем самым преподал незабываемый урок: Он требует точного повиновения и людям следует остерегаться приписывать себе славу, принадлежащую их Создателю. Господь не мог удовлетворить просьбу Моисея о том, чтобы он разделил наследие Израиля, однако Он не забыл и не оставил Своего слугу. Небесный Бог понимал перенесенные Моисеем страдания, Он отметил каждый поступок в верном служении Своего раба на протяжении всех долгих лет борьбы и испытаний. На вершине Фасги Бог призвал Моисея в наследие, несравненно более славное, чем земной Ханаан.

На горе Преображения Моисей пребывал вместе с Илией, который был вознесен на Небо. Как носители света и славы они были посланы от Отца к Его Сыну. Следовательно, молитва Моисея, произнесенная им много столетий назад, наконец осуществилась. Он стоял на «прекрасной горе» среди наследия своего народа…

Моисей был прообразом Христа… Бог счел нужным воспитать Моисея в школе страданий и бедности, прежде чем он мог приготовиться вести израильский народ в земной Ханаан. Израиль Божий, направляющийся в небесный Ханаан, имеет Вождя, Который не нуждается в человеческом обучении, чтобы приготовиться к выполнению Своей миссии в качестве Божественного лидера; тем не менее Он достиг совершенства через страдания, и «как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр.2:18). Наш Искупитель не проявил никакой человеческой слабости или несовершенства, однако Он умер, чтобы приобрести нам право войти в Обетованную землю.

«И Моисей верен во всем доме Его, как служитель … А Христос — как Сын в доме Его; дом же Его — мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца» (Евр.3:5,6) (Патриархи и пророки, с. 479,480).

16 апреля

Пророчество за плату

«Оставив прямой путь, заблудились они. Идут эти люди по стопам Валаама, сына Восора, который польстился на бесчестную награду» (2Пет.2:15, ИПБ; см. также Числ.22).

Когда-то Валаам был хорошим человеком, Божьим пророком, но отступил от веры и предался любостяжанию. Однако он все еще провозглашал, что является слугой Всевышнего. Ему было небезызвестно о Божьих деяниях для Израиля; и когда вестники сообщили о своем поручении, он хорошо знал, что его долг — отказаться от вознаграждении Валака и отпустить посланников. Но он дерзнул заигрывать с искушением и убедил посланников остаться у него этой ночью, заявив, что не может дать определенного ответа, пока не спросит совета у Бога. Валаам знал, что его Проклятие не причинит вреда Израилю. Бог был на стороне израильтян, и до тех пор, пока они оставались верны Ему, никакая враждебная сила земли или преисподней не могла одолеть их. Однако его гордость была польщена словами посланников: «Кого ты благословишь, тот благословен, и кого ты проклянешь, тот проклят». Взятка, состоящая из дорогостоящих даров, и ожидаемое возвеличение вызвали в нем любостяжание. Он с жадностью принял предложенные богатства и, хотя считал себя человеком, строго исполняющим волю Божью, пытался удовлетворить желания Валака…

Грех корыстолюбия, названный Богом идолопоклонством превратил Валаама в приспособленца, и через этот единственный порок сатана получил полный контроль над ним. Это привело его к гибели. Искуситель всегда преподносит земную прибыль и славу, чтобы отвлечь людей от служения Богу. Он говорит им, что от процветания их удерживает чрезмерная добросовестность. Таким образом, он многих совращает с пути неукоснительной честности. Один неправильный шаг делает следующий более легким, и люди становятся все более и более самонадеянными. Однажды подчинившись жадности и властолюбию, они отважатся на более страшные поступки. Многие обольщают себя тем, что могут на некоторое время отклониться от неукоснительной честности… и, достигнув своей цели, смогут при желании изменить свое направление. Такие попадаются в ловушку сатаны и редко способны освободиться из нее (Патриархи и пророки, с. 439, 440).

17 апреля

Обязанность или желание

«Вы отвергали мои советы, не принимали моих обличений» (Притч.1:25, ИПБ; см. также Числ.22).

Ночью ангел Божий пришел к Валааму с вестью: «Не ходи с ними, не проклинай народа сего, ибо он благословен»…

Валаам был испытан во второй раз. Отвечая на просьбу послов, он заявил о своей великой добросовестности и честности, уверяя их, что никакое золото или серебро не соблазнит его поступить вопреки воле Божьей. Но ему хотелось удовлетворить просьбу царя; и хотя Божья воля уже определенно была ему известна, Валаам убедил посланников остаться, дабы он мог далее вопрошать Бога. Как будто Безграничный был человеком, которого можно уговорить.

Ночью Валааму явился Господь и сказал: «Если люди сии пришли звать тебя, встань, пойди с ними; но только делай то, что Я буду говорить тебе». До такой степени Господь разрешил Валааму следовать собственной воле, поскольку он настаивал на этом. Он не стремился исполнить волю Божью, но избрал свой путь, а затем пытался получить одобрения Господа.

Тысячи людей в настоящее время следуют в том же направлении. Для них не составило бы труда понять свой долг, если бы он согласовался с их наклонностями. В Библии ясно изложен их долг или же на него четко указывают обстоятельства и здравый смысл. Но поскольку эти доказательства противоречат их желаниям и наклонностям, они часто отвергают их и осмеливаются идти к Богу, чтобы узнать о своем долге. Преисполненные великой мнимой сознательностью, они долго и горячо молятся о свете. Но с Богом шутить нельзя. Он часто позволяет таким людям следовать их собственным желаниям и страдать от последствий… Если человек ясно видит свой долг, пусть не решается идти к Богу с молитвой об освобождении от его исполнения. Напротив, ему следует покорно и смиренно просить Божественной мудрости и силы, дабы выполнить все возложенное на него (Патриархи и пророки, с. 439-441).

18 апреля

Один другого стоит

«Смотрите за собой и берегитесь всякого стяжательства, потому что жизнь человека не зависит от изобилия его имущества» (Лк.12:15, ИПБ; см. также Числ.23).

Проклятие, которое Валааму не было позволено произнести на детей Божьих, он все-таки сумел навлечь на них, когда ввел их в грех (Великая борьба, с. 529, 530).

Валаам был очевидцем успеха своего дьявольского замысла. Он видел, как Божье проклятие посетило Его народ и тысячи погибли от Его судов. Но Божественная справедливость, наказавшая грех в Израиле, не допустила, чтобы обольстители спаслись. В войне израильтян с мадианитянами Валаам был убит…

Судьба Валаама была подобна судьбе Иуды, и их характеры имеют поразительное сходство. Оба пытались объединить служение Богу и мамоне, но потерпели полнейшую неудачу. Валаам признавал истинного Бога и утверждал, что служит Ему. Иуда верил в Иисуса как Мессию и присоединился к Его последователям. Но Валаам надеялся превратить служение Иегове в средство для приобретения богатства и земной славы. Не достигнув этого, он оступился, упал и был сломлен. Иуда ожидал, что, благодаря своей связи со Христом, получит богатство и продвижение по службе в земном царстве, которое, как он верил, Мессия собирается установить. Крушение его надежд привело его к отступничеству и гибели. И Валаам, и Иуда получили великий свет и пользовались особенными привилегиями, но один-единственный взлелеянный грех испортил весь характер и привел к гибели…

Единственный взлелеянный грех постепенно портит характер, приводя все его благороднейшие порывы в подчинение порочному желанию. Устранение одного элемента ограды совести, потворство какой-либо одной порочной привычке, одно пренебрежение высокими требованиями долга разрушают ограждения души и открывают сатане путь, чтобы он мог войти и ввести нас в заблуждение. Единственный безопасный путь — ежедневно молиться от всего сердца так, как это делал Давид: «Утверди шаги мои на путях Твоих, да не колеблются стопы мои» (Пс.16:5) (Патриархи и пророки, с. 451, 452).

19 апреля

Грехи

«Ибо заповедь — учение — свет, и строгое обличение — путь жизни, чтобы от недоброй женщины уберечь тебя, от языка льстивого чужой жены» (Притч.6:23,24, ИПБ; см. также Числ.25;31:16).

Блудодеяние было тем преступлением, которое навлекло суды Божьи на Израиль. Но развязности женщин, завлекающих души в ловушку, не был положен конец у Ваал-Фегора. Несмотря на наказание, постигшее грешников в Израиле, это же преступление повторялось неоднократно. Сатана с наибольшей активностью старался добиться окончательного поражения Израиля. Валак по совету Валаама расставил сети. Израиль смело встретил бы своего врага в битве, оказал сопротивление и вышел бы победителем, но когда женщины привлекали их внимание, искали их общества и соблазняли своими чарами, они не могли устоять перед искушениями. Израильтяне были приглашены на языческие праздники, а пристрастие к вину еще больше затуманило их ослепленные умы. Сила самообладания, верность Божьему Закону не были сохранены. Их чувства были настолько затуманены вином, а пор очные страсти настолько возымели над ними власть, разрушая все барьеры, что они поддались искушению и посетили эти языческие праздники. Отважные мужчины, никогда не отступавшие в битвах, не оградили свои души, чтобы устоять перед искушением, и потворствовали своим низменным страстям … Сначала они осквернили свою совесть похотью, а затем в результате идолопоклонства отступили от Бога еще дальше, таким образом показывая презрение к Богу Израилеву.

Накануне завершения истории Земли сатана будет работать в полную силу таким же образом и с помощью тех же искушении, которыми он искушал древний Израиль перед самым их входом в Землю обетованную. Он будет расставлять сети для тех, кто утверждает, что соблюдает Заповеди Божьи, и кто находится почти у границ Небесного Ханаана. Он будет максимально использовать свои силы, дабы обмануть души и с помощью самых слабых мест называющих себя Божьим народом овладеть ими…

Долг Божьего народа, соблюдающего заповеди, — бодрствовать и молиться, прилежно исследовать Писание, в сердце своем сокрыть Слово Божье, чтобы не грешить против Него идолопоклонническими мыслями и позорным поведением, дабы Церковь Божья не развращалась (Ревью энд Геральд, 17 мая 1887 г.).

20 апреля

Единственный способ победить

«Слова из книги Закона пусть не сходят с уст твоих; размышляй о нем день и ночь, чтобы в точности исполнять все записанное в нем. Тогда справишься со всем, за что ни возьмешься, и будешь действовать благоразумно и успешно» (И.Нав.1:8, ИПБ; см. также И.Нав.1:1-9).

Если люди будут ходить по пути, на который указал им Господь, у них будет Советник, Чья мудрость превыше всякой человеческой мудрости. Иисус Навин был мудрым полководцем, потому что Бог был его наставником. Первый меч, используемый Иисусом Навином, был меч Духа, Божье Слово…

Поскольку его принципы праведности должны были подвергнуться сильному давлению, Господь по Своей милости повелел Иисусу Навину не уклоняться ни направо, ни налево. Он должен был следовать путем абсолютной честности… Если бы Иисуса Навина не подстерегали опасности, Бог не повелевал бы ему снова и снова быть мужественным. Но среди всех своих тревог Иисус Навин полагался на водительство своего Бога.

Не существует большего обмана для человека, чем предположение, что в любой сложной ситуации он может найти лучшего наставника, чем Бог, Который является самым мудрым Советником в любом критическом положении и самой сильной защитой во всех обстоятельствах…

Господь желает совершить в этом мире великую работу. Каждому человеку Он поручил выполнять Его труд. Чтобы не сбиться с пути, человек не должен избирать другого человека своим проводником, это всегда небезопасно. Хотя библейская религия включает в себя принципы активного служения, в то же самое время существует необходимость ежедневно просить мудрости у Источника всей мудрости. В чем заключалась победа Иисуса Навина? Тебе следует размышлять над Божьим Словом день и ночь. Иисус Навин получил слово от Господа непосредственно перед тем, как должен был перейти Иордан … В этом заключался секрет победы Иисуса Навина. Он избрал Бога своим Советником (Библейский комментарий АСД, т. 2, с. 993. Комментарий Э. Уайт).

Люди, занимающие должности советников, должны быть бескорыстными, людьми веры и молитвы, которые не осмелятся полагаться на собственную человеческую мудрость, но будут ревностно стремиться к свету и к способности понимать, как наилучшим образом вести свое дело. Чтобы не поступать опрометчиво, Иисус Навин, вождь Израиля, тщательно исследовал книги, в которых Моисей точно изложил данные ему Богом наставления — Его требования, обличения и ограничения (там же, с. 993, 994).

21 апреля

Невидимый Союзник

«Никто до конца твоей жизни не сможет противостоять тебе. Как Я был с Моисеем, так буду и с тобой: не отступлю от тебя и не покину» (И.Нав.1:5, ИПБ; см. также И.Нав.5:13-15).

Внимательно исследуйте опыты Израиля, которые происходили во время его путешествия к Ханаану… Нам нужно поддерживать наше сердце и разум в хорошей форме, регулярно освежая в памяти уроки, которые Господь преподал Своему народу в древности. Тогда для нас, как и должно быть согласно Его замыслу, учения Его Слова будут всегда интересными и впечатляющими (Библейский комментарий АСД, т. 2, с. 994. Комментарий Э. Уайт).

Когда Иисус Навин рано утром перед взятием Иерихона вышел вперед, перед ним предстал воин, который был полностью вооружен и готов к битве. На вопрос Иисуса Навина: «Наш ли ты или из неприятелей наших?» он ответил: «Я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда». Если бы глаза Иисуса Навина были открыты так, как у слуги Елисея в Дофане, и он смог бы выдержать это зрелище, то увидел бы ангелов Господних, расположившихся станом рядом с сынами Израиля. Ибо прибыла обученная небесная армия, чтобы воевать на стороне Божьего народа, и Вождь Господнего воинства был там, чтобы командовать. Во время падения Иерихона человеческая рука не прикоснулась к стенам города, ибо ангелы Господни разрушили укрепления и вошли в крепость врага. Не Израиль взял Иерихон, а вождь воинства Господнего. Но Израиль должен был принять участие, чтобы показать свою веру в Вождя их спасения.

Каждый день мы должны участвовать в сражениях. За каждую душу идет великая война между князем тьмы и Князем жизни… Будучи Божьими посланниками, вы должны подчиниться Ему, чтобы Он мог планировать, руководить и вести вашу битву в сотрудничестве с вами. Князь жизни возглавляет Свое дело. Он должен быть рядом с вами в вашей ежедневной битве с собой, дабы вы могли быть верными принципу; дабы стремление к борьбе за господство могло быть подчинено благодатью Христа; дабы вы стали более чем победителем через Того, Кто возлюбил нас. Иисус прошел через все это. Он знает силу каждого искушения. Он знает, как справиться с любым непредвиденным случаем и как провести вас через все опасные пути. Разве мы можем не доверять Ему? (Там же, с. 994, 995).

22 апреля

Только Бог может совершить это

«Лишь только услышали воины … трубный звук. .. подняли боевой клич, и рухнула стена» (И.Нав.6: 19, ИПБ; см. также И.Нав.6).

При взятии Иерихона могущественный Вождь воинств спланировал битву с такой простотой, что ни один человек не мог присвоить славу себе. Ни одна человеческая рука не должна была разрушить стены города, чтобы люди не присвоили себе славу победы. Так же и сегодня ни один человек не должен приписывать себе славу за выполняемый им труд. Возвеличен должен быть исключительно Господь. О, если бы только люди видели необходимость полагаться на Бога в своих действиях!..

Господь разместил Свое воинство вокруг этого обреченного города. Ни одна человеческая рука не была поднята против него; небесное воинство разрушило его стены, чтобы было прославлено только имя Бога. Это был тот гордый город, чьи могучие бастионы привели в ужас неверующих соглядатаев. Теперь при захвате Иерихона Бог провозгласил евреям, что их отцы могли завладеть городом сорок лет назад, если бы доверились Ему (Библейский комментарий АСД, т. 2, с. 995. Комментарий Э. Уайт).

Человеческая слабость непременно обретет сверхъестественную силу и помощь в каждом яростном конфликте, дабы совершать дела Всемогущего, а непоколебимость в вере и совершенное доверие Богу станут залогом успеха. Хотя силы зла ополчаются против них, Он повелевает им быть смелыми и сильными, бороться отважно, ибо им необходимо достичь Небес. В их рядах находится Тот, Кто больше ангела; могущественный Вождь воинств руководит небесными воинствами. В случае со взятием Иерихона ни один из воинов Израиля не мог похвалиться проявлением своей ограниченной силы для разрушения стен города, но Вождь воинства Господнего спланировал битву с величайшей простотой, чтобы только Господь был прославлен, а человек не был возвеличен. Бог пообещал дать всем нам силу, «ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» (там же, с. 995, 996).

Вера и доверие Вождю нашего спасения должны быть постоянными. Нам необходимо подчиняться Его повелениям. Стены Иерихона пали в результате повиновения повелениям (там же, с. 996).

23 апреля

Грех одного человека

«Не будьте падки на деньги, довольствуйтесь тем, что имеете» (Евр.13:5, ИПБ; см. также И.Нав.6:17 -19;7).

Ахан лелеял в своем сердце корысть и лживость, пока его чувствительность ко греху не притупилась и он не стал легкой добычей искушения. Те, кто решается предаваться известному греху, с большей готовностью поддадутся ему во второй раз. Первое преступление открывает двери искусителю, и он постепенно подавляет всякое сопротивление, полностью овладевая цитаделью души. Ахан слышал неоднократные предостережения относительно греха любостяжания. Абсолютно точный и совершенно ясный Божий Закон запрещал кражу и любой обман, но Ахан продолжал лелеять грех. Поскольку он не был замечен и открыто осужден, то становился смелее. Предостережения все меньше и меньше Влияли на него, пока его душа не была скована цепями тьмы (Библейский комментарий АСД, т. 2, с. 997. Комментарий э. Уайт).

Грех всего одного человека навлек на Израиль позор, поражение и смерть. Защита, простиравшаяся над их Головами во время сражения, была отнята. Различные грехи, лелеемые и совершаемые теми, кто называет себя христианином, навлекают на Церковь неодобрение Бога…

Больше всего Церкви следует опасаться влияния не со стороны явных противников, атеистов и богохульников, а непоследовательных христиан. Именно они удерживают благословение Бога Израилева и ослабляют Церковь, навлекая на нее поношение, от которого не так-то просто очиститься…

Христианство не должно быть представлено только по субботам или выставлено напоказ во святилище; оно должно проявляться каждый день и в каждом месте. Его требования необходимо признавать и соблюдать в мастерской, Дома, в деловых отношениях с братьями и с миром…

Лучше умереть, чем согрешить; лучше жить в Нужде, чем обманывать; лучше голодать, чем лгать. Пусть все искушаемые противостоят сатане словами: «Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!» (Пс.127:1, 2) (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 493-495).

24 апреля

От Бога ничего не скроешь

«Но до тех пор, пока вы не уничтожите всех преданных заклятию вещей, Меня не будет с вами» (И.Нав.7:12, ИПБ; см. также И.Нав.7).

Грех одного человека привел к тому, что Израиль был поражен врагом. Требовалось нечто большее, чем молитва. Они должны были подняться и очистить стан Израиля (Рукопись 12, 1893 г.).

Размышляли ли вы над тем, почему все, кто был связан с Аханом, также стали объектами Божьего наказания? Это произошло потому, что они не были воспитаны и наставлены в согласии с указаниями, данными им в великих стандартах Божьего Закона. Родители Ахана воспитали своего сына таким образом, что он не стеснялся нарушать Слово Господа. Привитые ему в жизни принципы побудили его обращаться со своими детьми таким образом, что они также были безнравственными… Наказание… открывает факт: все были вовлечены в грех (Библейский: комментарии АСД, т. 2, с. 998. Комментарий Э. Уайт).

История Ахана преподносит нам важный урок: по причине греха одного человека неодобрение Бога будет пребывать на всем народе или нации до тех пор, пока преступление не будет обнаружено и наказано. Грех по своей природе развращает. Один человек, зараженный его смертельной проказой, может передать заразу тысячам. Те, кто занимает ответственные должности в качестве попечителей народа, изменяют своему долгу, если честно не разоблачают и не осуждают грех…

Божья любовь никогда не приводит к умалению греха, она никогда не покроет и не оправдает неисповеданный проступок… Он [Божий Закон] затрагивает все наши действия, мысли и чувства. Он сопровождает нас и проникает во все тайные мотивы поступков. Потакание греху приводит людей к пренебрежительному отношению к Божьему Закону. Многие скрывают свои преступления от собратьев и тешат себя надеждой, что Бог не отнесется к их беззаконию со строгостью. Но Его Закон является великим мерилом истины, с ним должен быть сопоставлен каждый жизненный поступок в день, когда Бог приведет всякое дело на суд и все тайное, хорошо ли оно, или худо. Чистота сердца ведет к чистоте жизни. Все оправдания греха напрасны. Кто сможет выступить в защиту грешника, если Сам Бог свидетельствует против него? (Там же, с. 996. 997).

25 апреля

Слишком поздно

«Кто грехи свои скрывает — не преуспеет ни в чем, а кто исповедует их и от них отрекается — помилован будет» (Притч.28:13, ИПБ; см. также И.Нав.7).

Ахан признал свою вину, когда было уже слишком поздно и исповедание не могло ему помочь. Он увидел, как воины Израиля возвращались из Гая побежденные и удрученные, однако не вышел вперед, чтобы исповедать свой грех. Он видел, как Иисус и старейшины в печали пали на землю, не способные сказать ни слова. Если бы Ахан тогда исповедал свой грех, это в какой-то мере свидетельствовало бы об истинном раскаянии, но он продолжал хранить молчание. Он слышал объявление о том, что было совершено великое преступление, и даже слышал, как характер этого греха был четко сформулирован. Но на его устах лежала печать молчания. Потом произошло серьезное расследование. Какой ужас охватил его душу, когда он увидел, что было указано на его колено, затем на его племя и на его семью! Но все же он не произнес исповедания, пока перст Бога не указал на него. Теперь, когда грех уже нельзя было далее скрывать, он согласился с правдой. Как часто совершаются подобные исповедания. Существует огромная разница между признанием фактов после того, как они были доказаны, и исповеданием грехов, известных только лично нам и Богу. Ахан не исповедался бы, если бы не надеялся таким образом избежать последствий своего преступления. Но его исповедание только еще раз подтвердило справедливость его наказания. Не было ни искреннего покаяния во грехе, ни сожаления, ни изменения намерения, ни отвращения ко злу.

Подобное исповедание сделают виновные. когда будут стоять пред судом Божьим после того, как дело каждого будет решено к жизни или смерти … Когда откроются небесные книги, Судья не словами объявит человеку его вину, а направит на него проницательный, осуждающий взгляд, и каждый поступок, каждое дело жизни живо предстанет в памяти беззаконника. Не будет нужды… разоблачать человека… но его собственные уста признают свое бесчестие. Тогда скрытые от людей грехи будут объявлены всему миру (Патриархи и пророки, с. 497, 498).

Если у вас есть грехи, которые следует исповедовать, не теряйте времени. Эти мгновения драгоценны. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. (1Ин.1:9) (Избранные вести, т. 1, с. 352).

26 апреля

Цена лжи

«Мерзость для Господа — уста лживые, а творящие правду Ему угодны» (Притч.12:22, ИПБ; см. также И.Haв.9,10).

Из Сихема израильтяне возвратились в свой стан, находящийся в Галгале. Там их вскоре посетила неизвестная делегация, желающая заключить с ними соглашение. Посланники объяснили, что они из далекой страны, и их внешний вид, казалось, также подтверждал это. Их одежда была старой и изношенной, обувь с заплатами, съестные припасы заплесневелыми, мехи, служившие им в качестве сосудов для вина, были изорваны и заплатаны, словно их второпях чинили по дороге…

Эти доказательства убедили… «И заключил Иисус с ними мир и постановил с ними условие в том, что он сохранит им жизнь; и поклялись им начальники общества». Таким образом было заключено соглашение…

Участь гаваонитян была бы намного лучше, если бы они честно поступили с израильтянами. Хотя подчинение Иегове гарантировало сохранение их жизней, обман обрек их на позор и рабство. Бог предусмотрел, чтобы люди, отказавшиеся от идолопоклонства и присоединившиеся к Израилю, пользовались благословениями завета. Они попадали под определение «пришелец среди тебя», и, за небольшим исключением эта группа людей пользовалась благами и преимуществами наравне с Израилем. Повеление Господне гласило: «Когда поселится пришелец в земле вашей, не притесняйте его: пришелец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя» (Лев.19:33,34)…

Гаваонитяне могли быть приняты на этом основании если бы не обман, к которому они прибегли. Не так легко оказалось жителям «царского города», «которые были людьми храбрыми», стать дровосеками и водоносами на все грядущие времена. Но они выбрали одеяние бедности, чтобы обмануть, и оно прикрепилось к ним как символ вечного рабства. Таким образом, на протяжении всех поколений их рабское положение должно было свидетельствовать об отвращении Бога ко лжи (Патриархи и пророки, с. 505-507).

27 апреля

«Дай мне сию гору»

«Но я и сейчас еще полон сил, как в те времена, когда Моисеи посылал меня… Прошу тебя дать мне эту горную страну» (И.Нав.14:11,12, ИПБ; см. также И.Нав.14).

Прежде чем начался раздел земли, Халев в сопровождении глав своего колена пришел с особыми притязаниями. Помимо Иисуса Навина Халев на тот момент был самым пожилым человеком в Израиле. Халев и Иисус, единственные среди соглядатаев, принесли добрые вести об Обетованной земле, побуждая народ пойти и завладеть ею во имя Господа. Теперь Халев напомнил Иисусу о данном ему тогда обещании как награде за его верность. «Земля, по которой ходила нога твоя, будет уделом тебе и детям твоим навек, ибо ты в точности последовал Господу». На этом основании он представил просьбу о том, чтобы гору Хеврон отдали ему во владение… Его требование немедленно выполнили. Не было более надежного человека, кому можно было бы доверить завоевание этой гигантской крепости…

Вера Халева теперь оставалась такой же, как и в то время, когда его свидетельство опровергло пагубный отчет соглядатаев. Он верил обетованию Бога о том, что Он отдаст Своему народу во владение Ханаан, и в этом Хале в полностью был верен Господу. Он переносил со своим народом трудности скитаний по пустыне, разделяя все разочарования и бремя вины. Однако он не жаловался, но превозносил милосердие Бога, сохранившего его в пустыне, когда его братья были истреблены … Смелый пожилой воин желал показать своему народу пример, который бы прославил Бога и побудил все колена к полному завоеванию земли, которую их отцы считали непобедимой. Халев получил наследие, о котором мечтал сорок лет, и, веря, что Бог пребывает с ним, «изгнал он оттуда трех сынов Енаковых»…

Боязливые и мятежные погибли в пустыне, но праведные соглядатаи вкусили виноград Есхола. Каждый получил согласно своей вере. Не верующие увидели, что их опасения оправдались. Вопреки Божьим обетованиям они заявили о невозможности наследовать Ханаан — и не овладели им. Но те, кто полагался на Бога, взирая не на трудности, с которыми должны были столкнуться, а на силу Всемогущего Помощника, вошли в прекрасную землю (Патриархи и пророки, с. 511-513).

28 апреля

Железные колесницы

«Сыны Иосифа говорили Иисусу и сказали: почему ты дал мне в удел один жребий и один участок?» (И.Нав.17:14; см. также И.Нав.17:14-17).

Еще одно требование относительно разделения земли разоблачило дух, резко отличавшийся от духа Халева! Его предъявили дети Иосифа, колено Ефрема и половина колена Манассии. Ссылаясь на свою многочисленность, эти колена требовали двойной части удела. Им выпал самый богатый удел земли, включая плодородную долину Сарона, однако многие главные города долины все еще находились во владении хананеев; колена не приложили усилий и уклонились от опасности завоевания своих владений, а потребовали дополнительную часть уже завоеванной территории. Колено Ефремово было одним из самых многочисленных в Израиле, к нему также принадлежал Иисус Навин, и представители этого колена, естественно, считали, что заслуживают особого внимания. «Почему ты дал мне в удел один жребий и один участок, — говорили они, — тогда как я многолюден?» Но ничто не могло заставить непоколебимого вождя уклониться от справедливости.

Он ответил: «Если ты многолюден, то пойди в леса и там, в земле Ферезеев и Рефаимов, расчисть себе место, если гора Ефремова для тебя тесна».

Ответ сынов Иосифа открыл истинную причину их жалоб. Им не хватало веры и мужества, чтобы изгнать хананеев. «Не останется за нами гора, — сказали они, — потому что железные колесницы у всех Хананеев, живущих на долине».

Сила Бога Израилева была обещана Его народу, и если бы ефремляне обладали мужеством и верой Халева, никакие враги не устояли бы перед ними. Иисус Навин с твердостью встретил их очевидное желание избежать трудностей и опасностей. «Ты многолюден и сила у тебя велика, — сказал он, _ ты изгонишь Хананеев, хотя у них колесницы железные и хотя они сильны». Таким путем их собственные доводы обернулись против них. Будучи, по их словам, многочисленным народом, они вполне могли сами проложить себе путь, как это сделали их братья. С помощью Бога им не следовало бояться железных колесниц (Патриархи и пророки, с. 513, 514).

29 апреля

«А я…»

«Выбирайте ныне, кому будете служить» (И.Нав.24:15, ИПБ; см. также И.Нав.24).

Чувствуя, как немощь старости подкрадывается к нему, и, понимая, что его труд вскоре завершится, Иисус был исполнен тревоги за будущее своего народа. Когда израильтяне еще раз собрались вокруг престарелого вождя, в его словах, обращенных к ним, звучало нечто большее, нежели отеческая забота…

По повелению Иисуса из Силома принесли ковчег. Этот момент был особенно торжественным — символ Божьего присутствия должен был усилить впечатление, которое Иисус желал произвести на народ. После описания благости Божьей к Израилю он обратился к людям с призыв ом во имя Яхве сделать выбор, кому они будут служить. Поклонение идолам втайне все еще в некоторой степени практиковалось, и Иисус стремился теперь побудить народ к принятию решения, которое искоренит этот грех в Израиле… Иисус хотел побудить их служить Богу не по принуждению, а добровольно…

«А я и дом мой будем служить Господу», — сказал Иисус. То же самое святое рвение, вдохновлявшее сердце вождя, передалось народу. Его призывы вызвали решительный ответ: «Нет, не будет того, чтобы мы оставили Господа и стали служить другим богам!»… Иисус Навин стремился побудить своих слушателей хорошо взвесить собственные слова и не давать клятв, к исполнению которых они не были готовы. С глубокой искренностью они повторяли заявление: «Нет, мы Господу будем служить». Торжественно соглашаясь быть свидетелями против самих себя в том, что они все же избирают Яхве, израильтяне еще раз повторили обет верности: — «Господу, Богу нашему, будем служить, и гласа Его будем слушать»… Записав слова этого торжественного соглашения, Иисус Навин положил его вместе с книгой закона возле ковчега…

Труд Иисуса Навина для Израиля завершился. Он — «от всего сердца служил Господу», и в книге Божьей записано о нем: «слуга Яхве». История поколения, пользовавшегося его трудами является замечательным свидетельством в пользу его личности как общественного лидера: «И служил Израиль Господу во все дни Иисуса и во все дни старейшин, которых жизнь продлилась после Иисуса» (Патриархи и пророки, с. 521-524).

30 апреля

Посылаю тебя

«Господь, воззрев на него, сказал: иди с этою силою твоею… Я посылаю тебя». (Суд.6:14; см. также Суд.6:1-23).

Гедеону был обращен Божественный призыв освободить свой народ. В это время он выколачивал пшеницу. Спрятав небольшое количество зерна и не осмеливаясь вымолотить его на обычном току, он отправился к месту рядом с точилом. Поскольку до сезона сбора винограда было еще далеко, враги мало внимания обращали на виноградники. Работая в тайне и молчании, Гедеон с грустью размышлял о положении Израиля и думал о том, как можно свергнуть иго притеснителя с его народа.

Вдруг явился «Ангел Господень» и обратился к нему со словами: «Господь с тобою, муж сильный!»

«Господин мой! — ответил Гедеон. — Если Господь с нами, то отчего постигло нас все это? и где все чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы наши, говоря: «из Египта вывел нас Господь»? Ныне оставил нас Господь и предал нас в руки Мадианитян».

Небесный вестник ответил: «Иди с этою силою твоею и спаси Израиля от руки Мадианитян; Я посылаю тебя» (Патриархи и пророки, с. 546, 547).

Гедеон остро ощущал свою непригодность для выполнения предстоящей великой работы… Господь не всегда избирает для Своей работы людей с выдающимися талантами, Он выбирает тех, кого сможет использовать наилучшим образом. Люди, способные хорошо выполнять служение для Бога, могут некоторое время оставаться безызвестными, и может казаться, что Господин не замечает и не использует их. Но если они верно исполняют обязанности, занимая скромную должность, проявляя готовность трудиться и жертвовать для Него, Он в Свое время доверит им более важные обязанности.

Славе предшествует смирение. Наиболее эффективно Господь может использовать тех, кто наиболее ощущает свою непригодность и неспособность. Он научит их проявлять мужество веры. Господь сделает их сильными, объединяя их слабости с Его могуществом, и мудрыми, соединяя их неведение с Его мудростью (Библейский комментарий АСД т. 2, с. 1003. Комментарий Э. Уайт).