Июль

1 июля

Договор с Богом

«Соломон, сын Давида, утвердился в своем царстве. И Господь, Бог его, пребывал с ним и более всех возвеличил его» (2Пар.1:1, ИПБ; см. также 2Пар.1).

Не в исключительной мудрости, сказочном богатстве, неограниченной власти и величии была настоящая слава первых лет правления Соломона, но в том, что он превознес имя Бога Израилева, мудро используя небесные дары (Пророки и цари, с. 32, 33).

Благородный в юности, благородный в зрелом возрасте, возлюбленный Богом Соломон вступил на престол, суливший процветание и славу. Целые народы изумлялись разумению и проницательности человека, которому Бог даровал мудрость. Но, возгордившись своими успехами, он отделился от Бога. Радость общения с Создателем Соломон променял на удовлетворение чувственных влечений (Воспитание, с. 152, 153).

Сатана хорошо знал, чего можно достичь с помощью послушания, и в ранний период царствования Соломона — это были славные годы для Израиля благодаря мудрости, милосердию и справедливости царя — он старался так воздействовать на него, чтобы незаметно разрушить верность Соломона его принципам и разлучить его с Богом (Основы христианского воспитания, с. 498).

Допустил ли Господь ошибку, поставив Соломона на столь ответственный пост? Нет, Бог готовил его к выполнению этих обязанностей и обещал ему благодать и силу на условии послушания…

Господь ставит людей на ответственные посты, чтобы они исполняли не свою, а Его волю. До тех пор пока люди придерживаются Его чистых принципов правления, Он будет их благословлять и укреплять, признавая Своими орудиями. Бог никогда не оставляет того, кто верен принципу (Библейский комментарий АСД, т. 3, с.1128. Комментарий Э. Уайт).

Господь сказал Соломону: если он будет ходить Его путями, то Божье благословение пребудет с ним и ему будет дана мудрость. Но Соломону не удалось выполнить условия своего договора с Богом. Он следовал побуждениям своего сердца, и Господь оставил его, позволив следовать собственным желаниям.

Сегодня у каждого есть своя роль — выполнять свои обязанности и нести возложенную на него ответственность. Никто не может надлежащим образом исполнять свою роль, не получив мудрости свыше (Письмо 104, 1902 г.).

2 июля

Как отрок малый

«Я отрок малый… Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой» (3Цар.3:7,9; см. также 3Цар.3:4-15).

Слова Соломона, с которыми он обратился к Богу в молитве перед древним жертвенником в Гаваоне, свидетельствуют о его смирении и сильном желании прославить Бога. Соломон понимал, что без Божественной поддержки он беспомощен, как малое дитя, и не сможет нести возложенную на него ответственность. Он знал, что ему недостает проницательности, и именно осознание своей великой нужды побудило его обратиться к Богу за мудростью. В его сердце не было эгоистичного стремления обрести знание, которое возвысило бы его над другими. Он желал верно исполнить возложенные на него обязанности и избрал дар, благодаря которому его правление приносило бы славу Богу. Соломон никогда не был так богат, мудр и воистину велик, как тогда, когда молился: «Но Я отрок малый, не знаю ни моего выхода, ни входа».

Те, кто сегодня занимает ответственные посты, должны стремиться усвоить урок, преподанный молитвой Соломона. Чем выше занимаемое человеком положение, чем больше его ответственность и влияние на окружающих, тем больше ему нужно зависеть от Бога. Он должен всегда помнить, что призыв действовать включает и призыв обдуманно обращаться с окружающими людьми. Он должен предстоять перед Богом с готовностью учиться. Занимаемое положение не дает святости характера. Человек только тогда может стать воистину великим, когда будет воздавать должную честь Богу и повиноваться Его заповедям (Пророки и цари, с. 30, 31).

Наши просьбы к Богу не должны исходить из сердца, наполненного эгоистичными стремлениями. Бог призывает нас избирать те дары, которые приумножат Его славу. Он желает, чтобы мы избирали небесное, а не земное. Господь открывает перед нами широкие возможности и преимущества общения с Небом. Он воодушевляет нас стремиться к самым возвышенным целям и оберегает наши самые драгоценные сокровища. Когда земное имущество будет уничтожено, верующий возрадуется небесному сокровищу, богатству, которое нельзя потерять в результате земных катаклизмов (Библейский комментарий АСД, т. 2, с. 1026. Комментарий Э. Уайт).

3 июля

Мудрость

«Если же кому-то из вас недостает мудрости, пусть просит у Бога, и будет дано ему (Иак.1:5, ИПБ; см. также 3Цар.3:6-14).

Бог, которому мы служим, нелицеприятен. Тот, Кто дал Соломону дух мудрой проницательности, желает излить те же благословения на Своих детей и сегодня… Если человек, несущий бремя ответственности, хочет обладать мудростью более, нежели богатством, властью или славой, он не будет разочарован. Такой человек научится у Великого Учителя не только, что ему делать, но и как сделать это таким образом, дабы получить одобрение Божье.

Пока человек, наделенный мудростью и способностями от Бога, посвящен Ему, он не будет стремиться занять высокое положение, править или повелевать. Людям приходится нести ответственность, но вместо того чтобы стремиться к превосходству, истинный руководитель будет молиться о сердце мудром, чтобы различать добро и зло.

Жизненный путь людей, занимающих главенствующее положение, нелегок. Однако в каждом затруднении они должны увидеть призыв к молитве. Им всегда нужно советоваться с Великим Источником всякой премудрости. Укрепленные и просвещенные Великим Учителем, они смогут твердо противостоять порочному влиянию И будут способны различить истину и ложь, добро и зло. Они будут одобрять то, что одобряет Бог, и станут искренно сопротивляться попыткам внедрить неверные принципы в Его дело.

Бог даровал Соломону мудрость, которой тот жаждал больше, нежели богатства, славы и долголетия. Его просьба обладать острым умом, великодушием, душевной мягкостью была удовлетворена (Пророки и цари, с. 31).

Нам было бы полезно тщательно изучать молитву Соломона и внимательно исследовать каждую деталь, от которой зависело, получит ли он обильные благословения, которые Господь был готов излить на него (Библейский комментарий АСД, т. 2, с. 1026. Комментарий Э. Уайт).

Бог одобрил молитву Соломона. Сегодня Он также услышит и одобрит молитвы тех, кто с верой и смирением взывает к Нему о помощи. Господь обязательно ответит на горячую просьбу молящегося о подготовке к служению. В ответ Он скажет: «Вот Я. Что ты желаешь, чтобы Я сделал для тебя?»… Тот, Кто направлял разум Соломона в этой молитве, и сегодня будет учить Своих слуг, как молиться о том, что им необходимо (там же).

4 июля

Самый мудрый из людей

«Он мог рассказать о разных деревьях — от кедра. что на Ливане, и до иссопа, прорастающего сквозь стены; делился размышлениями о зверях и птицах, о ползучих тварях и рыбах» (3Цap.4:33. ИПБ; см. также 3Цар.4:29-34).

Шли годы, и слава Соломона росла, а он всегда стремился чтить Бога, укрепляя свои интеллектуальные и духовные силы, делясь полученными им благословениями с другими. Он как никто другой осознавал, что только благодаря милости Божьей обладал властью, мудростью и разумением и что эти дары ниспосланы ему, дабы он мог дать миру истинное познание о Царе царей.

Соломон проявлял особенный интерес к естественной истории, но не ограничивался какой-либо отдельной областью познания. Тщательно изучая все сотворенное — как одушевленное, так и неодушевленное, — он приобрел ясное представление о Творце. В силах природы, в минералах и животных, в каждом дереве, кустике и цветке Соломон видел откровение Божьей мудрости, а поскольку он стремился расширять свои знания, то его познание Бога и любовь к Нему постоянно возрастали.

Богодухновенная мудрость Соломона нашла достойное отражение в его хвалебных гимнах и многочисленных притчах … В притчах Соломона показаны принципы святой жизни и возвышенных стремлений; это принципы Небес, ведущие к благочестию; они должны управлять каждым действием в жизни человека. Именно широкое распространение этих принципов и признание Бога как Единственного, Кому принадлежит вся хвала и честь, сделало ранний период правления Соломона временем нравственного подъема и материального процветания…

О, если бы в последующие годы он обратил внимание на эти прекрасные мудрые слова! О, если бы Соломон, говоривший, что уста мудрых распространяют знание» (Притч.15:7), и учивший земных царей воздавать Царю царей ту славу, которой они стремились почтить друг друга, то он никогда бы с «коварными устами» в «гордости и высокомерии» не присвоил себе славу, принадлежащую одному только Богу! (Пророки и цари, с. 33, 34).

5 июля

Какая эпитафия!

«Поэтому выйдите из среды их, — говорит Господь, — и отделитесь от них» (2Кор.6:17, ИПБ; см. также 3Цар.3:1; 11:1-8).

Многие простые люди начали жизнь таким же ясным многообещающим утром, что и благородный Соломон, однако, сделав один неверный и непоправимый шаг в брачном союзе, они погубили свои души и других увлекли за собой в погибель. Подобно тому как жены Соломона отвратили его сердце от Бога к идолам, точно так же легкомысленные, лишенные глубоких принципов товарищи уводят некогда благородных и преданных Богу людей с истинного пути на путь тщеславия, растлевающих удовольствий и явного порока (Библейский комментарий АСД, т. 2, с.1031. Комментарий Э. Уайт).

Соломон тешил себя мыслью, что его мудрость и сила личного примера обратят его жен от язычества к истинному Богу, а заключенные союзы послужат сближению окружающих народов с Израилем. Тщетная надежда! Соломон совершил роковую ошибку, считая себя достаточно сильным, дабы сопротивляться влиянию язычества. И еще одним роковым заблуждением была надежда Соломона на то, что, хотя он и нарушает Закон Божий, другие будут почитать священные предписания и повиноваться им (Пророки и цари, с. 54).

Пусть же горькие воспоминания об отступлении Соломона станут предостережением для каждой души, чтобы никто не подходил близко к краю этой пропасти … Величайший царь из всех, кто когда-либо держал в своих руках скипетр власти, о котором было сказано, что он возлюблен Богом, из-за любви к недостойным женщинам осквернил себя и, как это ни прискорбно, был оставлен Богом. Самый могущественный правитель на Земле не смог управлять своими страстями. Соломон, возможно, и был спасен, «Как головня из огня», однако его покаяние не могло изгладить языческие высоты или разрушить камни капищ, свидетельствующих о его преступлениях. Позволив похоти возобладать им вместо того, чтобы стать причастником Божеского естества, Соломон бесславил Бога. Какое наследие оставила жизнь Соломона для тех, кто пожелает воспользоваться его примером для прикрытия своих собственных низких поступков! Оставляемое после нас наследие может быть либо добрым, либо злым. Примером благословения или проклятия станут наши жизни? Что скажут люди, глядя на наши могилы: «Он погубил меня» или «Он спас меня»? (Библейский комментарий АСД, т. 2, с. 1031. Комментарий Э. Уайт).

6 июля

Предавший Бога

«Никто не может служить двум господам: полюбив одного, он не сможет любить другого; будучи предан одному, станет пренебрегать другим. Не можете разом служить вы мамоне и Богу» (Мф.6:24, ИПБ).

Отступничество Соломона происходило столь постепенно, что когда он опомнился, то был уже очень далеко от Бога. Он начал все меньше и меньше доверяться Божественному руководству и благословению, а все больше полагался на собственные силы…

Поглощенный непреодолимым желанием затмить другие народы показной роскошью, царь упустил из виду, что необходимо приобретать красоту и совершенство характера. В стремлении прославить себя перед миром он поступился своей честью и благородством…

Мягкосердечное, внимательное отношение к людям, свойственное Соломону в ранний период его царствования, резко изменилось. Из самого мудрого и милосердного монарха он превратился в тирана. Некогда сострадательный, богобоязненный покровитель народа стал деспотом и угнетателем (Пророки и цари, с. 55, 56).

Люди, владеющие деньгами, должны извлечь для себя урок из истории Соломона. Имеющие достаток постоянно искушаемы думать, что деньги и положение гарантируют им уважение и потому нет нужды быть такими щепетильными. Но самовозвышение — это всего лишь мыльный пузырь. Неправильно используя дарованные ему таланты, Соломон отступил от Бога. Когда Бог дарует людям процветание, они должны остерегаться следовать фантазиям своих сердец, чтобы не поставить под угрозу простоту веры и не упасть духовно (Рукопись 40,1898 г.).

Из истории этой извращенной жизни мы можем извлечь урок о необходимости постоянной зависимости от Божьих советов. Нам следует внимательно следить за тем, в каком направлении мы движемся, и исправлять всякую привычку, которая может увести нас от Бога. Жизнь Соломона учит нас проявлять великую осторожность и бдительность. а также бодрствовать в молитве, чтобы сохранить от осквернения простоту и чистоту нашей веры. Если мы желаем подняться на высший уровень нравственного совершенства и приобрести безупречность характера, какими разборчивыми мы должны быть в построении дружеских отношений и выборе спутника жизни! (Библейский комментарий АСД, т. 2, с.1031. Комментарий Э. Уайт).

7 июля

Истинное блаженство

«Благословение Господне дарует богатство, и не приумножить его усердием» (Притч.10:22, ИПБ).

Многие люди завидовали популярности и славе Соломона, полагая, что он счастливейший из всех людей. Но среди всего того показного великолепия человек, которому все завидовали, на самом деле достоин самого большого сожаления. На его лице лежит тень отчаяния. Вся окружавшая его пышность — для него не что иное, как насмешка над его душевными страданиями и болью при мысли о напрасно прожитой жизни, проведенной в поисках счастья через потворство и удовлетворение всех своих прихотей (Библейский комментарии АСД. т. 2, с. 1030. Комментарий э. Уайт).

В благополучии таится опасность. На протяжении веков богатство и слава угрожали скромности и духовности. Нетрудно нести пустую чашу, однако чтобы нести чашу, наполненную до краев, нужны осторожность и сохранение равновесия. Горе и несчастье вызывают скорбь, но самым опасным. для духовной жизни является благополучие. Если человек не покоряется постоянно воле Божьей, если он не освящен истиной, богатство, несомненно, пробудит в нем естественную склонность к самонадеянности.

Относительно безопасно в долине смирения, где люди полагаются на Бога, чтобы Он учил их и направлял каждый их шаг. Но те, кто пребывает, так сказать, на вершине скалы и в силу своего положения должен обладать великой мудростью, находятся в великой опасности. Если эти мужи не сделают Бога своей опорой, они, несомненно, падут.

Когда поощряются гордость и честолюбие, Жизнь омрачается, ибо гордость, не ощущая ни в чем нужды, закрывает сердце для неиссякаемых благословений Неба. Кто преследует цель прославить себя, тот окажется лишенным Божьей благодати дарующей истинные богатства и подлинную радость. Но тот: кто все отдает и делает для Христа, познает радость исполненного обетования. «Благословение Господне — оно обогащает и печали с собою не приносит» (Пророки и цари с. 59, 60)

Все грехи и излишества Соломона сводятся к одной большой ошибке — он перестал полагаться на мудрость Бога и ходить пред Ним в смирении (Библейский комментарий АСД. т. 2, с. 1031. Комментарий Э. Уайт).

8 июля

На перекрестке дорог

«И послушать мудрые речи Соломона приходили люди из всех народов, от всех царей земных, прознавших о его мудрости» (3Цар.4:34, ИПБ).

Во времена Соломона израильское царство простиралось от Емафа на севере до Египта на юге, от Средиземного моря до реки Евфрат. По этой территории пролегало множество природных торговых путей, по которым непрерывно двигались всевозможные караваны из дальних стран. Таким образом Соломону и его народу была дана возможность открыть сущность Царя царей перед всеми и научить их повиноваться Ему…

Соломону, поставленному во главе народа, который был помещен подобно маяку среди окружающих его народов, следовало употребить данную ему Богом мудрость и силу влияния, чтобы организовать и направлять великое движение для просвещения тех, кто не знал Бога и Его истины. Благодаря этому тысячи людей начали бы соблюдать Божьи Заповеди, Израиль оказался бы огражден от разлагающего влияния языческой религии и Господь славы был бы высоко превознесен. Но Соломон упустил из виду эту высокую цель. Он не использовал имеющиеся у него прекрасные возможности для того, чтобы свет истины озарил путешественников, постоянно проходивших через его землю или останавливающихся в больших городах.

Миссионерский дух, которым Бог одарил Соломона и других верных израильтян, был вытеснен духом меркантилизма. Преимущества, предоставляемые связями с другими народами, использовались в личных интересах…

В наши дни существует намного больше возможностей общения с людьми всех сословий и национальностей, чем во времена Израиля. Теперь в тысячу раз больше дорог, чем было раньше. Подобно Христу, вестники Всевышнего сегодня должны обосноваться в таких оживленных местах, где смогут встречаться с людьми со всех концов Земли. Подобно Ему, сокрывшись в Боге, они должны сеять евангельское семя, предлагая другим драгоценные истины Священного Писания, которые, глубоко укоренившись в разуме и сердце, принесут плод в жизнь вечную (Пророки и цари, с. 70-74).

9 июля

Позднее пробужденье

«Но вот взглянул я на это все, что своими руками делал, на все труды и свершения свои, и увидел, что и это все тщета и погоня за ветром — нет в этом проку под солнцем» (Еккл.2:11,ИПБ).

На собственном горьком опыте Соломон познал пустоту жизни, когда человек ищет в земном наивысшее благо. Он возвел жертвенники языческим богам только для того, чтобы убедиться в их бессилии дать покой душе. Мрачные мысли терзали его днем и ночью. Он уже не находил ни радости в жизни, ни душевного покоя, а будущее представлялось мрачным и полным отчаяния.

Однако Господь не покинул его. Обличениями и суровыми карами Он пытался пробудить в Соломоне осознание греховности его жизни… Наконец Господь через пророка послал Соломону поразительную весть: «Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему; но во дни твои Я не сделаю сего ради Давида, отца твоего; из руки сына твоего исторгну его».

Пробужденный словно ото сна этим приговором, вынесенным ему и его дому, Соломон, чья совесть проснулась, впервые увидел свое безумие в истинном свете. Испытывая сильнейшие душевные муки, ослабевший и умом, и телом, утомленный и жаждущий, он оставил разбитые земные водоемы, чтобы еще раз напиться из Источника жизни… Он не мог надеяться избежать пагубных последствий греха, не мог забыть того, что совершил, потворствуя своим желаниям, но искренно старался отговорить других поступать безрассудно…

Истинно раскаявшийся грешник не забудет своих прежних грехов. Обретя душевный мир, он не станет относиться к совершенным им ошибкам беззаботно. Он начнет думать о тех, кто впал в грех, следуя его примеру, и по возможности постарается возвратить их на путь истины. Чем ярче сияет озаривший его свет, тем сильнее будет его желание обратить других на правильный путь (Пророки и цари, с. 76-78).

10 июля

Голос опыта

«Радуйся, юноша, покуда молод, и веселись во дни юности твоей, как и велит сердце, иди, куда сердце влечет тебя, куда стремится твой взор. Только знай: за все за это Бог приведет тебя на суд» (Еккл.11:9, ИПБ).

Урок, извлеченный из жизни Соломона, имеет особое нравственное отношение к жизни людей преклонного возраста, которые уже не взбираются вверх по горе, а спускаются вниз, чья жизнь подходит к закату. Мы ожидаем увидеть недостатки характера в молодых людях, не руководствующихся любовью к Иисусу Христу и верой в Него. Мы видим, как молодежь колеблется между истиной и заблуждением, между выбором в пользу твердых принципов и почти непреодолимого потока зла, который сбивает их с ног и несет навстречу краху. От людей зрелого возраста ожидаем лучшего. Мы надеемся увидеть более устойчивый характер, укоренившиеся принципы. Мы полагаем, что они уже не подвержены опасности оскверниться. Тем не менее история Соломона служит нам предупредительным маяком. Если ты, состарившийся странник, испытавший многие жизненные битвы, думаешь, что стоишь, берегись, дабы не упасть. Как слабый, колеблющийся характер Соломона, бывший некогда сильным, твердым и решительным от природы, зашатался под натиском искусителя — как былинка на ветру! Как старый, сучковатый ливанский кедр, мощный васанский дуб согнулся под натиском искушения! Какой урок для всех, желающих спасти свои души, — урок постоянного бодрствования в молитве! Какое предупреждение всегда хранить благодать Христа в сердце, бороться с разложением изнутри и искушениями извне! (Библейский комментарий АСД. т. 2, с. 1031. Комментарий Э. Уайт).

Пусть никто не осмеливается заигрывать с грехом подобно Соломону в надежде, что им тоже удастся освободиться от него. Потакание греху непременно угрожает привести к непоправимым утратам. Но никто из упавших не должен предаваться отчаянию. Некогда славные Божьи люди, находясь в преклонном возрасте, возможно, осквернили свои души, принеся добродетель в жертву на алтарь страстей, но если они раскаются, перестанут грешить и обратятся к Богу, для них еще есть надежда.

Неправильное использование благородных талантов в случае с Соломоном должно стать предупреждением для всех. Только добродетель и есть истинное величие (Письмо 8б, 1891 г.).

11 июля

Неосвященное мастерство

«И кончил Хирам работу, которую производил для царя Соломона в доме Божием» (2Пар.4:11).

Избранных мужей Господь наделил особым умением и мудростью для строительства скинии в пустыне (Исх.35:30-35)… Потомки этих людей в значительной степени унаследовали данные их предкам умения… Некоторое время они оставались скромными и бескорыстными, но постепенно, почти незаметно, их связь с Богом и Его истиной ослабела. Они начали требовать более высокой оплаты за свое превосходное мастерство. В некоторых случаях их просьбы удовлетворялись, но чаще требовавшие высокой платы находили себе работу у окружающих народов… Именно среди этих отступников Соломон стал искать старшего мастера для руководства строительством храма на горе Мориа…

Старший мастер Хирам-Авия по линии матери был потомком Аголиава, которому сотни лет назад Бог дал особую мудрость для строительства скинии. Таким образом, во главе строительной компании Соломона был поставлен человек неосвященный, требовавший большую плату за свое необычайное умение… Разрушительное, растлевающее влияние, распространяемое Хирамом-Авией, человеком, одержимым духом стяжательства, проникло во все направления служения Господу и распространилось по всему царству Соломона… Расточительность и растление были заметны повсюду. Богатые угнетали бедных, дух самопожертвования в служении Богу почти исчез.

Здесь содержится важный урок для народа Божьего наших дней, урок, который многие не спешат усвоить… Люди, считающие себя последователями Великого Мастера и участвующие в Его служении как соработники Божьи, должны привнести в свою работу точность и мастерство, тактичность и мудрость, которых совершенный Бог требовал при строительстве земной скинии. И сегодня, как и в ветхозаветные времена, и во дни земного служения Христа, преданность Богу и дух жертвенности должны считаться первым условием достойного служения (Избранные вести, т. 2, с.174-176).

12 июля

Кому принадлежит хвала?

«Да будет благословен Господь, Бог твой, Который благо во: лил посадить тебя на престол Израилев! Господь, по вечной любви Своей к Израилю, поставил тебя царем, творить суд и правду» (3Цар.10:9; см. также 3Цар.10:1-13).

Художником храма был Некто больше Соломона: Божьи мудрость и слава обнаруживались там во всем. Те, кто не знал этого, естественно, восхищались и превозносили Соломона как архитектора и строителя, однако царь решительно отвергал всякие почести.

Так было и в то время, когда к Соломону приехала царица Савская. Прослышав о его мудрости и построенном им великолепном храме, она решила «испытать его загадками» и лично увидеть его знаменитые дела. Сопровождаемая свитой слуг и верблюдами, нагруженными «благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями», царица совершила длительное путешествие в Иерусалим. «И пришла к Соломону, и беседовала с ним обо всем, что было у ней на сердце». Она рассуждала с ним о тайнах природы, а Соломон рассказал ей о Боге природы, великом Творце, обитающем на высотах небесных и управляющем всем. «И объяснил ей Соломон все слова ее, и не было ничего незнакомого царю, чего бы он не изъяснил ей» (3Цар.10,1-3; см. 2Пар.9:1,2).

«И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и дом: который он построил… И не могла она более удержаться. Верно то, — признала она, — что я слышала в земле моей о делах твоих и о мудрости твоей; но я не верила словам о них, доколе не пришла и не увидела глазами своими. И вот, мне и вполовину не сказано о множестве мудрости твоей: ты превосходишь молву, какую я слышала»»…

Пока царица гостила у Соломона, он так глубоко раскрыл ей источник своей мудрости и процветания, что перед отъездом она вынуждена была превознести не человека, а Бога, говоря: «Да будет благословен Господь, Бог твой, Который благоволил посадить тебя на престол Израилев! Господь, по вечной любви Своей к Израилю, поставил тебя царем, творить суд и правду» (3Цар.10:9). Господь желал, чтобы все народы получили именно такое понятие о Нем (Пророки и цари, с. 66, 67).

13 июля

Постыдные памятники

«И еще такое зло повидал я под солнцем: несправедливость исходит от самого властителя, возносятся глупцы, и унижены богатые» (Еккл.10:5,6, ИПБ).

Странное зрелище можно было увидеть напротив Божьего храма во дни царя Иосии. Венчая возвышенность Елеонской горы, возносясь над рощами миртовых и оливковых деревьев, непристойно выпирали гигантские идолы. Иосия дал повеление разрушить этих идолов. Повеление было исполнено, и разломанные части покатились вниз в Кедронский поток. От прежних святынь остались груды развалин.

Но многих благочестивых людей волновал вопрос: как произошло, что это архитектурное сооружение, находящееся напротив ущелья Иосафата, так оскорбительно соседствует с Божьим храмом? Честный ответ должен быть таким: строителем был Соломон, величайший из царей, когда-либо правивших государством. Эти идолы свидетельствовали: тот, кого почитали и восхваляли как наимудрейшего из царей, стал жалкой развалиной…

Характер Соломона, некогда благородный, смелый и преданный Богу и праведности, теперь испортился. Его чрезмерные расходы на удовлетворение своих эгоистичных желаний сделали его инструментом в руках сатаны. Его совесть притупилась. Из справедливого и праведного судьи он превратился в тирана и деспота… Соломон пытался объединить свет с тьмой, Христа с Велиаром, чистоту с нечестием. Вместо того дабы приобщать язычников к истине, он допустил, что в его религию проник дух язычества. Соломон стал отступником (Рукопись 47,1898 г.).

Следы отступничества Соломона сохранялись на протяжении веков после его смерти. Приходившие на поклонение в храм люди могли видеть Гору отступления. Эта гора напоминала им о строителе богатого и славного храма — о самом знаменитом из всех царей, отошедшем от Бога и соорудившем жертвенники языческим идолам, о могущественнейшем правителе земли, который не смог управлять собственным характером. Соломон сошел в могилу раскаявшимся человеком, однако его покаяние и слезы не могли стереть со склонов Горы отступления следы его печального отступления от Бога. Разрушенные cтeны и сломанные колонны в течение тысячи лет были безмолвными свидетелями отступничества самого великого царя, который когда-либо сидел на земном троне (Библейский комментарий АСД, т. 2, с. 1032, 1033. Комментарий Э. Уайт).

14 июля

«И весь Израиль с ним»

«Когда царство Ровоама утвердилось и он сделался силен, тогда он оставил закон Господень и весь Израиль с ним» (2Пар.12:1; см. также 2Пар.12).

Став расточительным в годы отступничества, Соломон обложил народ большими налогами и требовал от него раболепного служения… Если бы Ровоам и его неопытные советники постигли смысл Божьей воли в судьбе Израиля, они прислушались бы к просьбе народа о решительных изменениях в системе управления. Но когда в Сих ем е им представилась такая возможность, они не смогли увидеть причинно-следственную связь…

Священное Писание повествует нам грустную историю о Соломонов ом преемнике, который не смог стать примером верности Иегове. От природы Ровоам был упрямым, самоуверенным, своевольным и склонным к идолопоклонству, однако, всецело доверившись Богу, он смог бы выработать в себе волевой характер, непоколебимую веру и повиновение Божественным требованиям. Но с течением времени царь вполне положился на свою власть и выстроенные им крепости. Постепенно Ровоам допустил, чтобы унаследованные им пороки поработили его, пока он в конце концов полностью не перешел на сторону язычества…

Как печальны, как многозначительны слова: «И весь Израиль с ним»! Народ, избранный Богом быть светом для окружающих его язычников, отвернулся от Источника своей силы и стремился уподобиться народам, среди которых жил. Как это было с Соломоном, так случилось и с Ровоамом плохой пример многих сбил с пути. Как с ними, так в большей или меньшей степени происходит сегодня с каждым, кто предается злу, — влияние плохих поступков не ограничиваются только совершающими их. Никто не живет для себя. Никто не погибает только сам в собственном нечестии. Жизнь каждого человека — это либо свет, озаряющий путь и ободряющий других людей, либо мрачное, опустошительное влияние, несущее людям отчаяние и гибель. Мы ведем людей либо к счастью и бессмертию, либо к страданию и вечной смерти. Укрепляя в людях желание грешить или побуждая их к этому своими поступками, мы становимся соучастниками их грехов (Пророки и цари, с. 88-94).

15 июля

Парализованная рука

«И высохла рука, которую он протянул, и больше не мог он ее опустить» (3Цар.13:4, ИПБ; см. также 3Цар.13:1-6).

Иеровоам исполнился духа противления Богу и попытался схватить человека, принесшего ему такую весть. В ярости он «простер… руку свою от жертвенника» и закричал: «Возьмите его». Но его импульсивный поступок был сразу же осужден. Рука, поднятая на посланника Иеговы, внезапно была парализована и лишена силы, и он больше не мог «поворотить ее к себе».

Пораженный ужасом, царь умолял пророка вступиться за него перед Богом… «И умилостивил человек Божий лицо Господа, и рука царя поворотилась к нему и стала как прежде» (3Цар.13:4,6).

Напрасно старался Иеровоам придать больше торжественности освящению языческого жертвенника, почтение к которому вызвало бы неуважение к служению Иегове в Иерусалимском храме. Казалось бы, слова пророка должны привести царя к покаянию и побудить отказаться от нечестивых намерений, которые отвращали народ от истинного поклонения Богу. Но он ожесточил свое сердце и решил упрямо идти своим путем…

Господь стремится спасти, а не погубить. Самую большую радость Он находит в спасении грешников. «Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника» (Иез.33:11). Предостережениями и мольбами Он призывает непокорных перестать делать зло, обратиться к Нему и жить. Он наделяет Своих вестников святым мужеством, чтобы слышавшие их устрашились и пришли к раскаянию. Как решительно человек Божий обличал царя! И эта решительность была необходима, ибо никаким другим путем нельзя было обличить существовавшие грехи. Господь дал Своему рабу смелость, чтобы его слова произвели неизгладимое впечатление на слушающих. Вестники Божьи никогда не должны бояться пред стать пред лицо человека, они должны твердо отстаивать истину. Пока они доверяются Богу, им нечего бояться, ибо Тот, Кто дает поручение, дает также и заверение в Его защите и заботе (Пророки и цари, с. 102-105).

16 июля

Аса доверял Богу

«Аса призвал Господа. Бога своего, и сказал: «о Господи! Ты не взираешь на лица и помогаешь и могучему, и слабому! Помоги нам, Господи. Боже наш, ибо на Тебя мы уповаем и от Твоего имени вышли против этих полчищ! Ты — Господь. Бог наш. Да не одолеет Тебя смертный»» (2Пар.14:11. ИПБ; см. также 2Пар.14).

Вера Асы была подвергнута суровому испытанию, когда «вышел на них Зарай Ефиоплянин с войском в тысячу тысяч и с тремястами колесниц» (2Пар.14:9). В это критическое время Аса не надеялся на построенные им «укрепленные города в Иудее» с их «стенами с башнями, с воротами и запорами», а также на «людей храбрых» своей тщательно обученной армии (2Пар.14:6-8). Царь доверился Господу воинств… Выстроив своих людей в боевом порядке, он обратился к Богу за помощью.

Теперь противоборствующие армии стояли лицом к лицу. Это было время проверки и испытания для служащих Господу. Исповедан ли каждый грех? Полностью ли иудейские мужи уверены в силе Бога спасать? Такие мысли были у вождей народа. С человеческой точки зрения, египетские полчища сметут все на своем пути. Но в мирное время Аса проводил дни не в удовольствиях и развлечениях, а в подготовке к разным непредвиденным случаям. Он располагал боеспособной армией и делал все, чтобы примирить народ с Богом. И теперь, хотя его силы были малочисленнее, чем у врага, его вера в Того, на Кого он уповал, не ослабела.

Взыскав Бога в дни благополучия, царь и теперь, в дни бедствия, мог положиться на Него. Его молитва свидетельствует о том, что ему была знакома чудесная сила Божья…

Каждый христианин может молиться подобно Асе… В жизни нам приходится сражаться с силами тьмы, которые действуют против истины. Мы должны надеяться не на человека, а на живого Бога. Мы уверенно можем ожидать, что Он соединит Свое всемогущество с усилиями человека во славу Своего имени. Защищенные броней Его праведности, мы сумеем одержать победу над любым врагом (Пророки и цари, с. 110, 111).

17 июля

Пагубное влияние Иезавели

«Не бывало еще в Израиле такого царя, кто настолько бы предавался злодеяниям пред Господом, как Ахав, подстрекаемый женой его Иезавелью» (3Цар.21:25. ИПБ; см. также 3Цар.21).

Ахав был слабовольным человеком. Его брачный союз: решительной и самонадеянной женщиной-язычницей оказался гибельным как для него, так и для народа. Беспринципный, не придерживающийся высокого стандарта справедливости в поступках, характер Ахава легко поддавался влиянию решительного духа Иезавели…

Поддавшись пагубному влиянию Ахава, Израиль далеко отошел от живого Бога и извратил свой путь перед Ним… Мрачная тень отступничества покрыла всю землю. Повсюду виднелись изображения Ваала и Астарты. Увеличивалось количество языческих храмов и священных рощ, где люди поклонялись изделиям рук человеческих. Воздух был отравлен дымом жертвоприношений лжебогам. По холмам и долинам разносились пьяные крики языческих жрецов, которые совершали жертвоприношения солнцу, луне и звездам.

Под влиянием Иезавели и ее нечестивых священников народ был научен, что возведенные истуканы богов являются божествами, которые, благодаря своей таинственной силе, управляют стихиями: землей, огнем и водой. Все посылаемые Небом щедроты — журчащие ручьи, потоки вод, нежная роса, дождь, освежающий землю и орошающий поля, чтобы они принесли обильный урожай, — все это было приписано милости Ваала и Астарты, а не Подателю всякого даяния доброго и дара совершенного. Народ забыл, что холмы и долины, ручьи и источники находятся в руке живого Бога, что Он управляет солнцем, облаками и всеми силами природы…

В своем слепом безумии они отвергли Бога и служение Ему (Пророки и цари, с. 115, 116).

Немногие осознают, какой силой может обладать неосвященная женщина … Бог пребывал бы с Ахавом, если бы тот поступал согласно уставам Неба. Но Ахав не сделал этого. Он взял в жены женщину, преданную идолопоклонству. Иезавель имела над царем больше власти, чем Бог. Она вовлекла в идолопоклонство Axaвa, а вместе с ним и весь народ (Библейский комментарии АСД, т. 2, с. 1033. Комментарий Э. Уайт).

18 июля

Голос в пустыне

«И сказал Илия Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь, Бог Израиле в, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову». (3Цар.17:1; см. также 3Цар.17:1-7).

Во времена Ахава среди галаадских гор, к востоку от Иордана, жил муж веры и молитвы, бесстрашному служению которого суждено было остановить быстрое распространение отступничества в Израиле. Живя вдали от известных городов и не занимая никакого видного положения, Илия Фесвитянин, тем не менее, приступил к своей миссии, доверяя намерению Бога приготовить путь перед ним и увенчать его старания успехом. Верой и убежденностью отличались его речи, и вся его жизнь была посвящена преобразованиям. Голос Илии звучал, как «глас вопиющего в пустыне», обличая грех и останавливая поток зла. Хотя Илия пришел к народу как обличитель греха, его весть была бальзамом галаадским для сокрушенных грехом душ, жаждущих исцеления…

Илие была доверена миссия сообщить Ахаву небесную весть о суде. Он не стремился быть вестником Божьим, но Слово Господа пришло к нему. И, ревнуя о чести дела Божьего, он, не колеблясь, повиновался Божественному зову, хотя повиновение, казалось, сулило верную смерть от руки нечестивого царя…

Только благодаря твердой вере в непоколебимую силу Божьего Слова Илия передал эту весть царю. Если бы он не доверял всецело Тому, Кому служил, то никогда бы не явился к Ахаву. По дороге в Самарию Илия проходил мимо вечно текущих потоков, зеленых холмов, величественных лесов, которых, казалось, никогда не коснется засуха. Все, простирающееся перед его глазами, было прекрасно. Пророк, должно быть, недоумевал, каким образом высохнут эти никогда не перестававшие течь потоки или как засуха иссушит холмы и долины. Но он не давал места неверию. Илия искренно верил, что Бог смирит отступивший Израиль и что суды приведут людей к раскаянию. Так повелело Небо, Слово Божье не может не исполниться, поэтому, рискуя жизнью, Илия бесстрашно выполнил Божье поручение (Пророки и цари, с.119-122).

19 июля

Разделила последний кусочек

«Илия сказал ей: «Не бойся, иди и делай, что собиралась, но сначала испеки маленькую лепешку для меня и принеси сюда, а потом приготовишь себе и сыну. Вот что говорит Господь, Бог Израиля: «Не закончится мука в кадке и не иссякнет масло в кувшине, пока не пошлет Господь дождь на землю» (3Цар.17:13,14, ИПБ; см. также 3Цар.17:8-16).

Эта женщина не была израильтянкой. Она никогда не пользовалась теми преимуществами и благословениями, которыми располагал избранный народ Божий, но она верила в истинного Бога и жила, принимая весь свет, который светил на ее пути. И теперь, когда Илии было небезопасно находиться в израильской земле, Бог послал его к этой женщине, в доме которой он мог бы найти приют…

В этом бедном доме свирепствовал голод, и жалкие запасы скудной пищи, казалось, были на исходе. Приход Илии в тот самый день, когда вдова опасалась, что придется прекратить борьбу за жизнь, в высшей степени испытал ее веру в силу живого Бога дать ей все необходимое. Но даже в момент самой острой нужды она засвидетельствовала о своей вере, согласившись на просьбу незнакомца разделить с ним свой последний кусок хлеба…

Более сильного испытания веры нельзя было и требовать. До сих пор вдова всегда приветливо и щедро принимал а всех странников. Теперь, несмотря на страдания, которые могли ожидать ее саму и ее сына, и веря, что Бог Израилев восполнит все ее нужды, она выдержала это предельное испытание гостеприимством…

Сарептская вдова разделила последний кусочек хлеба с Илией, и в награду за это была сохранена жизнь ее и сына. Бог обещал великое благословение тем, кто во время испытания и нужды проявляет сочувствие и оказывает помощь еще более нуждающимся (Пророки и цари, с.129-132).

Бог, Который позаботился об Илии во время голода, не обойдет вниманием ни одного из Своих самоотверженных детей. Тот, Кто сосчитал волосы на их голове, всегда будет заботиться о них, и в дни голода они будут сыты, в то время как нечестивые будут умирать из-за недостатка хлеба, у праведных хлеб и вода не иссякнут (Свидетельства для Церкви, т.1, с.173, 174).

20 июля

«Блаженнее давать»

«А Он, по богатству славы Своей во Христе Иисусе, даст вам все, в чем вы сами нуждаетесь» (Флп.4:19, ИПБ; см. также 3Цар.17:8-24).

Прочитайте историю о вдове из Сарепты. К этой женщине, живущей в языческой земле, Бог послал Своего слугу во время голода попросить пищи… Чудесным было гостеприимство, оказанное пророку Божьему этой финикийской женщиной, и чудесным образом были вознаграждены ее вера и щедрость…

Бог не изменился. Его сила сейчас не меньше, чем во времена Илии… Слова Христа, обращенные к Его первым ученикам, относятся и к Его верным слугам сегодня: «Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня» (Мф.10:40). Ни одно доброе дело, совершенное во имя Его, не останется без признания и награды. И это же нежное признание Христа учитывает даже самых слабых и занимающих скромное положение членов Божьей семьи. Он говорит: «Кто напоит одного из малых сих» — подобных детям в своей вере и познании Христа, — «только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (ст. 42).

Бедность не должна мешать нам проявлять гостеприимство. Мы обязаны делиться тем, что имеем. Есть люди, которые борются за выживание и которым трудно свести концы с концами, но они любят Иисуса в лице Его святых и готовы оказать гостеприимство и верующим, и неверующим, стараясь сделать эти приемы полезными. Гостей приглашают за семейный стол и к семейному алтарю. Время молитвы производит впечатление на посетителей, и даже один-единственный визит может содействовать спасению души от смерти. Господь учитывает такой труд, говоря: «Я воздам»…

«Не хлебом одним будет жить человек~, и подобно тому, как мы делимся с другими нашей земной пищей, таким же образом должны делиться надеждой, мужеством и христоподобной любовью… «Бог силен сотворить преизобильной всякую милость для вас; чтобы вы, всегда имея достаток во всем, могли преуспевать во всяком добром деле» (2Кор.9:8) (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 345-348).

21 июля

Илия перед Ахавом

«Не по моей вине постигли Израиль эти бедствия, — ответил ему Илия, — а по твоей и по вине рода отца твоего: вы отвергли повеления Господни и пустились вслед за ваалами» (3Цар.18:18, ИПБ; см. также 3Цар.18:1-20).

В течение всех долгих лет засухи и голода Илия искренно молился, чтобы сердца израильтян обратились от идолопоклонства к живому Богу. Пророк терпеливо ждал, в то время как рука Божья тяготела над пораженной землей…

Наконец, «по прошествии многих дней», слово Господне пришло к Илие: «Пойди, И покажись Ахаву, и Я дам дождь на землю»…

Царь и пророк стоят лицом к лицу. Хотя Ахав преисполнен жгучей ненависти, однако в присутствии Илии он кажется лишенным мужества и бессильным в своих первых нерешительных словах: «Ты ли это, смущающий Израиля?» он неосознанно открывает самые сокровенные чувства своего сердца. Ахав знал, что это по слову Божьему небеса стали, как медь, однако он пытался взвалить на пророка вину за тяжкие суды, постигшие его страну…

Стоя перед Ахавом, Илия, сознающий свою невиновность, не предпринимает никаких попыток оправдаться или же польстить царю. Он также не стремится смягчить гнев царя добрым известием, что засуха скоро прекратится. Ему не за что извиняться. Негодуя и ревнуя о славе Божьей, Илия отвергает обвинения Ахава, бесстрашно заявляя царю, что это его грехи и грехи его отцов навлекли такое ужасное бедствие на Израиль…

Сегодня есть нужда в голосе сурового обличения, ибо тяжелые грехи отделили народ от Бога… Приятные, льстивые проповеди, которые так часто звучат, не производят должного впечатления; труба не издает определенного звука. Сердца людей не пронзают ясные, точные истины Божьего Слова…

Бог призывает мужей, подобных Илие, Нафану, Иоанну Крестителю, — мужей, которые будут верно нести Его весть, невзирая на последствия, мужей, которые будут мужественно говорить истину, даже если для этого потребуется пожертвовать всем, что у них есть (Пророки и цари, с. 133-142).

22 июля

Герои Божьи

«Долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте.» (3Цар.18:21; см. также 3Цар.18:21-40).

Среди всеобщего отступления Илия не старался скрыть факт, что служит Богу Небесному. В то время насчитывалось четыреста пятьдесят пророков Ваала, четыреста дубравных жрецов и тысячи поклонников Ваала, тем не менее Илия даже не пытался создать видимость, будто он на стороне большинства. Он величественно стоял один… Ясным, отчетливым, подобным трубе голосом Илия обратился ко множеству собравшихся: «Долго ли вам хромать на оба колена?»… Где же современные Илии? (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 526, 527).

Бог желает, дабы Его имя было превознесено в народах превыше всех и люди увидели, что Его намерения сбываются. Свидетельство пророка Илии на горе Кармил является примером того, кто целиком стоял за Бога и Его дело на Земле… «Да познают в сей день, что Ты один Бог в Израиле, — молится он, — И что я раб Твой и сделал все по слову Твоему. Услышь меня, Господи, услышь меня!»…

Его рвение ради Божьей славы и его глубокая любовь к дому Израилеву служат уроком тем, кто сегодня представляет Божье дело на Земле (Библейский комментарий АСД, т. 2, с. 1034. Комментарий э. Уайт).

Мы не достигнем результата, если струсим и побоимся открыть окружающим, что мы — народ, соблюдающий Заповеди Божьи. Если мы будем скрывать наш свет, как бы стыдясь нашей веры, это приведет только к катастрофе. Бог предоставит нас нашей собственной слабости и, Боже упаси, чтобы мы не позволяли своему свету сиять в любом месте, куда Он нас призывает. Если мы осмеливаемся идти собственным путем, следовать своим взглядам, осуществлять свои планы и оставляем Иисуса позади себя, то не можем надеяться обрести стойкость, мужество или духовную силу. У Бога были герои духа, и они есть у Него сейчас — это люди, которые не стыдятся быть Его особенным народом. Их воля и планы подчиняются Закону Божьему. Эти люди любят Иисуса настолько, что не дорожат собственной жизнью. Их задача черпать свет из Слова Божьего и позволять ему светить для мира яркими, неугасимыми лучами. Их девиз — «верность Богу» (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 527, 528).

23 июля

Идолопоклонство тогда и сейчас

«Других богов, кроме Меня, быть у тебя не должно» (Исх.20:3, ИПБ; см. также 3Цар.17).

Хотя и в иной форме, идолопоклонство существует и в со-временном христианском мире так же несомненно, как оно было распространено в древнем Израиле во дни Илии. Бог многих людей, называющих себя мудрыми, многих философов, политиков, журналистов, бог элитных модных кругов, колледжей, университетов и даже некоторых богословских заведении лишь немногим лучше Ваала, финикийского бога солнца.

Ни одно из принятых христианским миром заблуждений не наносит более дерзких ударов по авторитету Неба… и не влечет за собой таких губительных последствий, как современное, быстро набирающее силу учение о том, что Закон Божий больше не является обязательным для человека (Великая борьба, с. 583, 584).

Библия доступна всем, но только немногие по-настоящему приняли ее как руководство в жизни. Неверие распространилось до тревожных размеров не только в мире, но и в Церкви. Многие дошли до того, что отрицают учения, являющиеся столпами христианской веры. Великие факты сотворения мира, изложенные богодухновенными писателями, грехопадение человека, искупление, непреложность Закона Божьего — все это практически отвергает (если не полностью, так частично) большинство людей, называющих себя христианами. Тысячи людей, гордящиеся своей мудростью и независимостью, считают проявлением слабости безоговорочное доверие Библии. Критика Библии и аллегорическое толкование ее важнейших истин расценивается ими как доказательство одаренности и эрудиции. Многие служители учат своих прихожан, преподаватели и учителя наставляют своих студентов, что Закон Божий был изменен или отменен, а люди, считающие, что его требования все еще имеют силу и их необходимо соблюдать буквально, достойны лишь насмешки и презрения (там же, с. 583).

Последняя великая битва между истиной и заблуждением — это заключительный этап вековечной борьбы относительно Закона Божьего. И мы сейчас вступаем в эту битву (там же, с. 582).

24 июля

Упование на Бога

«Илия сказал Ахаву: «Иди ешь и пей. Уже слышен шум дождя!»» (3Цар.18:41, ИПБ; см. также 3Цар.18:41-46).

Илия так уверенно приказал Ахаву приготовиться к дождю не потому, что были внешние признаки его приближения. Пророк не видел ни одного облачка, не слышал ни одного раската грома. Он просто сказал слово, которое Дух Божий побудил его произнести в ответ на его сильную веру… Теперь же, сделав все, что было в его силах, он знал, что Небо обильно изольет на землю обещанные благословения. Бог, Который послал засуху, обещал обильный дождь как награду за раскаяние, и теперь Илия ждал обещанного. Смиренно склонившись и положив «лицо свое между коленами», он просил за раскаивающийся Израиль…

Шесть раз возвращался слуга, дабы сказать о том, что на раскаленном небе не видно никаких признаков дождя. Не утративший мужества Илия послал слугу еще раз, и на сей раз он возвратился со словами: «Небольшое облако поднимается от моря, величиною в ладонь человеческую».

Этого было достаточно. Илия не ждал, чтобы все небо покрылось тучами. В этом маленьком облачке он верой узрел сильный дождь и поступил согласно своей вере… Молясь, он протянул руку веры, ухватился за обетования Неба и не прекращал молиться, пока не получил ответа. Не ожидая полного доказательства, что Господь услышал его, он готов был довериться малейшему признаку Божественной милости. Поэтому то, что с помощью Бога мог сделать Илия, могут сделать и все на своем поле деятельности в Божьем служении…

Сегодня мир нуждается в подобной вере — вере, которая полагается на обетования Божьего Слова и не отступает до тех пор, пока Небо не услышит молитву…

С настойчивой верой Иакова, с неотступным упорством Илии мы можем представлять наши просьбы Отцу, полагаясь на Его обетования. Честь Его престола зависит от исполнения Его Слова (Пророки и цари, с. 155-158).

25 июля

Лишенный эгоизма

«Илия был такой же человек, как и мы, однако когда помолился он усердно о том, чтобы не было дождя, за три года и шесть месяцев в стране ни разу не пролился дождь, когда же снова помолился, пошли дожди, и земля произрастила плод свой» (Иак.5:17,18, ИПБ; см. также 3Цар.18:41-46).

Из духовного опыта Илии мы можем почерпнуть много важных уроков. Когда на горе Карм ил он вознес Богу молитву о дожде, его вера была испытана, но он упорно продолжал просить Бога… Если бы Илия разочаровался и не помолился в седьмой раз, то его молитвы остались бы без ответа, однако он настойчиво просил до тех пор, пока не получил ответ. Ухо нашего Бога слышит наши прошения, и, если мы полагаемся на Его Слово, Он почтит нашу веру. Господь желает, чтобы все наши интересы были переплетены с Его интересами, и тогда Он без риска может благословить нас, поскольку мы не станем присваивать себе славу за эти благословения, а будем возносить хвалу Богу. Господь не всегда отвечает на нашу первую молитву, ибо если бы Он так поступал, то мы считали бы само собой разумеющимся, что у нас есть права на все благословения и благоволение Бога. Вместо того чтобы исследовать свои сердца, проверяя, не лелеем ли какие-то пороки и не потакаем ли греху, мы бы стали беспечными и перестали осознавать свою зависимость от Господа и ощущать нужду в Его помощи.

Илия смирил себя до такой степени, что уже просто не мог присвоить славу себе. Бог слышит молитвы человека именно в этом состоянии, поскольку, находясь в нем, мы обязательно воздадим хвалу Ему. Традиция воздавать хвалу людям ведет к великому злу. Люди прославляют друг друга и поэтому начинают думать, будто честь и слава принадлежат им. Возвышая человека, мы ставим ловушку для его души и делаем именно то, чего желает сатана… Один только Бог достоин прославления (Библейский комментарий АСД, т. 2, с. 1034, 1035. Комментарий Э. Уайт).

Исследуя свое сердце, Илия, казалось, все больше умалялся как в своих глазах, так и в глазах Бога. Ему казалось, что он — ничто, а Бог — все, а когда полностью отрекся от себя, когда положился на своего Спасителя как на единственный источник силы и праведности, тогда пришел ответ на его молитву (там же, с.1035).

26 июля

Охваченный отчаянием

«И стал молить о смерти. «Довольно, Господи! — говорил он. — Забери мою жизнь — я ведь не лучше моих предков»» (3Цар.19:4, ИПБ; см. также 3Цар.19:1-8).

Казалось бы, про явив такое мужество и присутствие духа, после полнейшей победы над царем, священниками и народом Илия уже никогда не сможет впасть в отчаяние или устрашиться. Однако тот, которого сопровождали многочисленные доказательства Божьей любви и заботы, не был лишен человеческих слабостей, и в мрачный час вера и мужество оставили его… Если бы Илия остался на месте и сделал Бога своим прибежищем и силой, непоколебимо защищая истину, он остался бы невредим. Господь дал бы ему одержать еще одну выдающуюся победу, послав Свои суды на Иезавель…

В жизни каждого из нас бывает время сильного разочарования и полного отчаяния; дни, когда волнения терзают душу до тех пор, пока смерть не покажется предпочтительнее жизни. И тогда трудно поверить, что Бог по-прежнему остается добрым благодетелем Своих земных детей. Именно тогда многие перестают уповать на Бога … Если бы в такие моменты мы могли духовным зрением постичь план Божьего провидения, то увидели бы ангелов, пытающихся спасти нас от самих себя, делающих все возможное, чтобы укрепить наши ноги на основании более твердом, нежели вековечные горы, и тогда новый прилив жизненных сил и веры охватил бы все наше существо…

Для разочарованных существует надежное лекарство вера, молитва и труд. Вера и работа вселяют в душу человека растущие изо дня в день уверенность и удовлетворение… В самые беспросветные минуты жизни, когда все кажется мрачным, не бойтесь. Имейте веру Божию. Господь знает вашу нужду. Он всесилен. Бог неутомим в Своей безграничной любви и сострадании … Он поможет Своим верным рабам в той мере, в какой это необходимо им…

Оставил ли Бог Илию в час испытания? О, нет. Он любил Своего слугу, когда тот чувствовал себя покинутым Богом и людьми, не меньше, чем тогда, когда в ответ на молитву Илии с неба сошел огонь, освещая всю вершину горы (Пророки и цари, с. 159-166).

27 июля

Что ты здесь?

«Там он нашел пещеру, вошел в нее и заночевал. И было ему слово Господне: «Что ты здесь делаешь, Илия?»» (3Цар.19:9, ИПБ; см. также 3Цар.19:8-18).

Убежище Илии на горе Хорив, хотя и скрытое от людей, было известно Богу, и утомленный разочарованный пророк не был оставлен в одиночку бороться с осаждавшими его силами тьмы…

Господь встретил Своего измученного слугу вопросом: «»Что ты здесь, Илия?» Я послал тебя к потоку Хораф, а потом к вдове в Сарепту. Я поручил тебе возвратиться в Израиль и стать перед языческими священниками на Кармиле. Я дал тебе силу, чтобы ты мог указать путь царской колеснице к воротам Изрееля. Но кто послал тебя в этот поспешный побег в пустыню? Какое у тебя здесь поручение?..

Многое зависит от постоянной деятельности истинных и верных детей Божьих, поэтому сатана прилагает все усилия, чтобы помешать осуществлению Божественного плана через послушных Ему людей. Он заставляет некоторых забыть их возвышенное святое призвание и довольствоваться прелестями этого мира… Других под натиском противостояния и преследования он заставляет бежать, обескураженно оставляя свой пост… К каждому Божьему дитяти, которого врагу удалось заставить замолчать, обращен вопрос: «Что ты здесь?» «Я поручил тебе идти по всему миру и проповедовать Евангелие, приготовляя народ ко дню Господню. Почему ты здесь?..

Вопрос «Что ты здесь?» обращен и к целым семействам, и к отдельным лицам. Во многих общинах есть семьи, хорошо знающие принципы Божьей истины; они могли бы прекрасно влиять на окружающих, переехав туда, где есть нужда в их служении. Бог призывает христианские семьи отправиться в глухие уголки Земли и там благоразумно упорно работать для спасения находящихся в духовном мраке. Чтобы ответить на этот призыв, нужно самопожертвование. В то время как многие проводят время в ожидании, полагаясь на устранение различных преград, души гибнут без надежды, без Бога. Ради земных выгод, ради приобретения научных знаний люди готовы отправиться в самые пагубные места, готовы переносить трудности и лишения. Где же те, кто готов сделать столько же ради того, дабы возвестить другим о Спасителе? (Пророки и цари, с.167-173).

28 июля

Сегодня необходимы Илии

«Я оставлю в живых семь тысяч человек в Израиле — всех, чьи колени не преклонялись перед Ваалом, чьи уста не целовали его» (3Цар.19:18, ИПБ; см. также 3Цар.19:8-18).

Илия думал, что он один в Израиле поклонялся истинному Богу. Но Тот, Кто читает сердца всех, открыл пророку, что есть еще много таких, которые на протяжении долгих лет отступничества оставались верны Ему…

Из переживаний Илии в те дни разочарования и кажущегося поражения можно извлечь немало бесценных уроков для слуг Божьих нашего времени, отмеченного всеобщим отступлением от истины. Сегодня повсюду царит такое же отступничество, какое было распространено в Израиле во дни пророка. Многие, превознося человеческое над Божественным, восхваляя популярных руководителей, поклоняясь мамоне, ставя научные теории выше откровений истины, идут вослед Ваалу. Сомнение и неверие губительно влияют на разум и сердце человека, и многие заменяют истину Божью человеческими теориями. Людей открыто учат, что настало время, когда человеческий разум должен превозноситься над учением Слова Божьего. Закон Божий — Божественное мерило праведности — объявлен утратившим силу. Враг всякой истины обольщениями заставляет мужчин и женщин подменять Божественное человеческими установлениями и забыть то, что было установлено для счастья и спасения человечества.

Однако это отступничество, несмотря на свое широкое распространение, не является всеобщим. Не все в мире беззаконники и грешники, не все перешли на сторону врага. У Бога есть много людей… которые сверх надежды надеются, что Христос скоро придет положить конец царству греха и смерти… Они нуждаются в личной помощи тех, кто уже познал Бога и силу Его слова … Тех, кто обладает знанием библейских истин и пытается искать жаждущие света души, будут сопровождать Божьи ангелы… Многие перестанут почитать человеческие установления и бесстрашно перейдут на сторону Бога и Его Закона (Пророки и цари, с.170,171).

29 июля

В моменты слабости

«Я горячо ревную о Господе, Боге Воинств, — ответил он, — отвергли израильтяне Твой Завет, жертвенники Твои разрушили, пророков Твоих перебили мечом — один я остался, но и у меня хотят отнять жизнь» (3Цар.19:14, ИПБ; см. также 3Цар.19:8-18).

Нет ничего странного или нового в том, что при тяжелых жизненных обстоятельствах духовно сильные люди под чрезмерным давлением впадают в разочарование и уныние, и порой сама жизнь перестает быть для них привлекательной. Пусть все, попавшие в такое положение, вспомнят об одном из величайших пророков, который бежал, спасая свою жизнь от гнева разъяренной женщины… Тот, кто посвятил свою жизнь самоотверженному труду, но иногда впадает в уныние и сомнения, может воодушевиться на опыте Илии…

Именно в моменты величайшей слабости сатана посылает ему самые сильные искушения… Тот, кто сохранял доверие Иегове на протяжении всех лет засухи и голода; кто бесстрашно предстал перед Ахавом; кто весь мучительный день на Кармиле стоял перед всем израильским народом как единственный свидетель истинного Бога, в момент слабости допустил, чтобы страх смерти превозмог его веру в Бога…

Когда нас терзают сомнения, давят обстоятельства, нужда или отчаяние, именно тогда сатана и пытается подорвать наше доверие к Иегове… Но Бог понимает и по-прежнему жалеет и любит. Он читает побуждения и намерения сердца. Руководители дела Божьего должны научиться терпеливо ждать и верить тогда, когда кажется, что все покрыто мраком. Небо не оставит их в день бедствия. Ничто не кажется таким беспомощным и вместе с тем не является таким непобедимым, как душа, сознающая свое ничтожество и полностью полагающаяся на Бога.

Не только люди, занимающие ответственные посты, могут извлечь для себя урок из опыта Илии, чтобы научиться уповать на Господа в час испытания. Тот, Кто был опорой Илии, достаточно силен и теперь, чтобы поддержать каждое борющееся дитя, как бы слабо оно ни было. От каждого Бог ожидает верности, и каждому Он дарует Свою силу по мере необходимости (Пророки и цари, с. 173-175).

30 июля

Это битва Господня

«Боже наш! Сверши суд Свой! Бессильны мы против идущего на нас огромного полчища, не знаем, как быть. К Тебе обращаем наши взоры!» (2Пар.20:12, ИПБ; см. также 2Пар.20:1-30).

В конце царствования Иосафата Иудейское царство захватила армия, одно приближение которой привело всю страну в ужас и трепет… Иосафат был мужественным и доблестным воином. На протяжении многих лет он заботился об укреплении городов и усилении армии. Он был достаточно хорошо подготовлен к тому, чтобы дать отпор почти любому врагу, однако во время этого кризиса он не надеялся на человеческую силу. Одержать победу над язычниками, хвастающимися тем, что посрамят Иудею на глазах у других народов, Иосафат мог только посредством живой веры в Бога Израилева, а не с помощью тщательно подготовленной армии и укрепленных городов.

«И убоялся Иосафат, и обратил лицо свое взыскать Господа, и объявил пост по всей Иудее. И собрались Иудеи просить помощи У Господа; из всех городов Иудиных пришли они умолять Господа». Стоя в храме перед народом, Иосафат излил в молитве всю свою душу, опираясь на обетования Божьи и признавая беспомощность Израиля…

С полной уверенностью Иосафат мог сказать: «К Тебе очи наши». На протяжении многих лет он учил народ полагаться на Того, Кто и в прошлые века так часто вмешивался ради избавления Своего народа от окончательной погибели, и теперь, когда царство находилось в опасности, царь не один предстал пред Богом, но «Все Иудеи стояли пред лицом Господним: и малые дети их, жены их и сыновья их» (2Пар.20:13). Вместе они постились и молились, вместе умоляли Господа поразить их врагов, чтобы имя Иеговы было прославлено…

В то критическое время Бог был силой для Иуды, и сегодня Он является силой для Своего народа. Мы не должны полагаться на князей или ставить людей на место Бога. Мы должны помнить, что люди ненадежны и склонны ошибаться, и только Тот, Кто обладает всей силой, есть твердыня прибежища нашего. В любых чрезвычайных ситуациях мы должны помнить, что это Его сражение. Господь располагает неограниченными возможностями, а все, что кажется невозможным, сделает победу еще более блестящей (Пророки и цари, с. 198-202).

31 июля

Военный марш

«Посоветовавшись с народом, он назначил певцов Господних, чтобы те шли во главе войска и прославляли святость Его и величие: «Славьте Господа, ибо вечна любовь Его неизменная!»» (2Пар.20:21, ИПБ; см. также 2Пар.20:22-30).

Это был необычный способ сражаться против вражеской армии — славить Господа с песнями и величать Бога Израилева. То был их военный марш. Это было благолепие святыни. Если бы теперь люди больше славили Бога, надежда, мужество и вера непрестанно возрастали бы. Разве это не укрепило бы доблестных воинов, которые в наше время стоят на защите истины? (Пророки и цари, с. 202).

Они славили Бога за победу, и спустя четыре дня армия уже возвращалась в Иерусалим, нагруженная трофеями с песнями хвалы за дарованную победу (Сыновья и дочери Бога, с.199).

Чем глубже мы постигаем милость и благость Бога, тем больше будем славить Его, а не сетовать. Мы будем говорить о любви и заботе Господа, о Его нежном сострадании как Доброго Пастыря. В сердце не будет эгоистичного недовольства и ропота. Хвала, подобно чистому потоку, будет исходить из уст истинных детей Божьих…

Почему бы нам в дни нашего странствования не возвысить свой голос в духовном пении?.. Нам нужно изучать Слово Божье, размышлять и молиться. Тогда мы обретем духовное зрение, которым проникнем во внутренние дворы Небесного храма. Мы сможем уловить звуки хвалебных песнопений небесного хора вокруг престола Божьего. Когда Сион восстанет и засияет, его свет распространится повсюду, и песни хвалы и благодарения будут слышны в собрании святых. Будут забыты мелкие разочарования и трудности.

Господь — наш Помощник… Никто еще не доверялся Богу напрасно. Он никогда не разочаровывает тех, кто во всем полагается на Него. Если бы мы только совершали ожидаемый от нас Богом труд, идя по следам Иисуса, тогда наши сердца стали бы священными гуслями, каждая струна которых воспевала бы хвалу и благодарение Тому, Кого послал Бог, чтобы взять на Себя грех мира (там же, с. 198).