Раздел 3. Находится ли весь Христос в каждой части вида хлеба или вина?

С третьим, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что весь Христос не находится в каждой части вида хлеба или вина. В самом деле, эти виды могут делиться бесконечно. Таким образом, если бы весь Христос находился в каждой части означенных видов, то из этого бы следовало, что Он находится в этом таинстве бесконечное множество раз, каковое мнение представляется неразумным, поскольку бесконечность противна не только природе, но и благодати.

Возражение 2. Далее, тело Христа является естественным, и потому его части определенным образом взаимно удалены. В самом деле, отдельные части естественного тела по природе отделены друг от друга некоторыми промежутками, например глаз от глаза и глаз от уха. Но этого бы не было, если бы весь Христос находился в каждой части вида, поскольку каждая часть входила бы в каждую другую часть, и потому там, где была бы одна часть, непременно была бы и другая. Следовательно, весь Христос никак не может находиться в каждой части гостии или вина в потире.

Возражение 3. Далее, тело Христа всегда сохраняет истинную природу тела и никогда не изменяется в дух. Затем, тело по природе является количеством, обладающим определенным положением. Но природе этого количества свойственно то, что его различные части занимают различные части места. Следовательно, очевидно, что присутствие всего Христа в каждой части вида невозможно.

Этому противоречит следующее: Августин в своей проповеди говорит: «Каждый получает Господа Христа, Который весь находится в каждом кусочке, не присутствуя меньше ни одной из частей, но в каждой даруя всего Себя».

Отвечаю: мы уже говорили (1) о том, что субстанция тела Христа находится в этом таинстве посредством силы таинства, в то время как измеряемое количество — по действительному сопутствованию, и потому тело Христа находится в этом таинстве субстанциально, то есть так, как субстанция подпадает под размерность, а не так, как существуют сами размеры, что означает: не так, как измеряемое количество тела сообразуется с измеряемым количеством места.

Затем, очевидно, что вся природа субстанции находится в каждой измеряемой части, в которой она содержится; так, например, вся природа воздуха находится в каждой части воздуха и вся природа хлеба — в каждой части хлеба; и при этом неважно, делимы ли эти размеры актуально (как разделяется воздух или режется хлеб), или же они делимы не актуально, а только потенциально. Отсюда понятно, что в каждой части вида хлеба находится весь Христос, причем даже тогда, когда гостия цела, а не только когда она разделена, как говорят некоторые, приводя в пример отражение в зеркале, которое в целом зеркале одно, тогда как в разбитом зеркале — по одному отражению в каждом его осколке, каковая аналогия несовершенна, поскольку умножение таких отражений в разбитом зеркале связано с тем, что в разных частях зеркала возникают разные отражения, а здесь есть только одно освящение, благодаря которому в этом таинстве находится тело Христа.

Ответ на возражение 1. Множество последует разделению, и потому до тех пор, пока количество остается актуально неразделенным, субстанция вещи в пределах собственных размеров не присутствует несколько раз. Таким образом, тело Христа [не присутствует] несколько раз в размерах [неразделенного] хлеба и, следовательно, не [присутствует] бесконечное множество раз [в хлебе вообще], но — столько раз, на сколько он делится частей.

Ответ на возражение 2. Определенные расстояния между частями естественного тела связаны с измеряемым количеством, однако природа субстанции предшествует измеряемому количеству. И коль скоро преложение субстанции хлеба завершается в субстанции тела Христа, а тело Христа непосредственно и в строгом смысле слова находится в этом таинстве посредством субстанции, то это расстояние между частями, имеющее, конечно же, место в истинном теле Христа, присутствует в этом таинстве, как было показано выше (1), не посредством количества, а посредством субстанции.

Ответ на возражение 3. В этом аргументе природа тела рассматривается как измеряемое количество. Но мы уже показали, что тело Христа присутствует в этом таинстве посредством субстанции, а не измеряемого количества.