Оглавление

Глава 1. Связь предстоящего рассуждения с предшествующим

Глава 2. О том, что рассмотрение творений полезно для наставления в вере

Глава 3. О том, что знание природы творений позволяет опровергнуть заблуждения относительно Бога

Глава 4. О том, что философ и богослов рассматривают творения по-разному

Глава 5. Порядок изложения

Глава 6. О том, что Богу свойственно быть началом бытия для прочих

Глава 7. О том, что в Боге есть активная потенция-

Глава 8. О том, что могущество Бога есть Его субстанция

Глава 9. О том, что могущество Бога есть Его действие

Глава 10. Каким образом можно говорить о потенции в Боге

Глава 11. О том, что некоторые предикаты сказываются о Боге относительно творений

Глава 12. О том, что отношения к творениям не существуют в Боге реально

Глава 14  

Глава 15. О том, что Бог — причина бытия для всех

Глава 16. О том, что Бог произвел вещи в бытие из ничего

Глава 17. О том, что творение не есть ни движение, ни изменение

Глава 18. Опровержение доводов, приводимых против творения

Глава 19. О том, что в творении нет последовательности

Глава 20. О том, что ни одно тело не может творить

Глава 21. О том, что творить свойственно одному Богу

Глава 22. О том, что Бог все может

Глава 23. О том, что Бог не действует по естественной необходимости

Глава 24. О том, что Бог действует мудро

Глава 25. В каком смысле о всемогущем [Боге] говорится, что Он чего-то не может

Глава 26. О том, что Божий ум не ограничен определенными действиями

Глава 27. О том, что воля Божья не ограничена определенными действиями

Глава 29

Глава 30. Каким образом в сотворенных вещах может быть абсолютная необходимость

Глава 31. О том, что нет необходимости, чтобы твари были всегда

Глава 32. Доказательства вечности мира, основанные на [понятии] Бога

Глава 33. Доказательства вечности мира, основанные на [понятии]твари

Глава 34. Доказательства вечности мира, основанные на [факте] творения

Глава 35. Опровержение доказательств, исходящих из [понятия] Бога

Глава 36. Опровержение доводов, основанных на [понятии]твари

Глава 37. Опровержение доводов, исходящих из того, что вещи возникли

Глава 38. Аргументы, с помощью которых некоторые пытаются доказать, что мир не вечен

Глава 39. О том, что различие вещей не случайно

Глава 40. О том, что материя не является первой причиной различия вещей

Глава 41. О том, что вещи различны не из-за противоположных действующих причин

Глава 42. О том, что первопричина различия вещей это не порядок вторичных действующих причин

Глава 43. О том, что различие вещей не создано одной из вторичных действующих причин, которая вводит в материю разные формы

Глава 44. О том, что различие вещей произошло не от разницы заслуг или прегрешений

Глава 45. Какова истинная первопричина различия вещей

Глава 46. О том, что для совершенства вселенной некоторые твари должны были быть мыслящими

Глава 47. О том, что мыслящие субстанции наделены волей

Глава 48. О том, что мыслящие субстанции действуют на основании свободного решения

Глава 49. О том, что мыслящая субстанция — не тело

Глава 50. О том, что мыслящие субстанции нематериальны

Глава 51. О том, что мыслящая субстанция — не материальная форма

Глава 52. О том, что в тварных мыслящих субстанциях бытие и сущность- различаются

Глава 53. О том, что в тварных мыслящих субстанциях есть акт и потенция

Глава 54. О том, что состоять из субстанции и бытия и состоять из формы и материи — не одно и то же

Глава 55. О том, что мыслящие субстанции нетленны

Глава 56. Каким образом мыслящая субстанция может соединяться с телом

Глава 57. Точка зрения Платона на соединение мыслящей души с телом

Глава 58. О том, что питающее, чувствующее и мыслящее [начала] в человеке — не три души

Это подтверждают и слова из книги О церковных догматах, глава 15: Мы веруем, — сказано там, — что «в одном человеке нет двух душ, вопреки тому, что пишут Иаков и другие сирийцы: одна, дескать, животная, которая одушевляет тело и смешана с кровью, а другая духовная, которая служит разуму. Мы же утверждаем, что в человеке одна и та же единая душа, которая своим присутствием и тело оживляет, и саму себя своим разумом руководствует».-

Глава 59. О том, что потенциальный ум человека — не отделенная субстанция

Глава 60. О том, что человек получает свое вид [свое определение] не по пассивному уму, а по уму потенциальному

Глава 61. О том, что рассмотренное выше положение [Аверроэса] противоречит учению Аристотеля

Глава 62. Против мнения Александра^^ о потенциальном уме

Глава 63. О том, что душа — это не смешение соков, как думал Гален

Глава 64. О том, что душа — не гармония

Глава 65. О том, что душа — не тело

Глава 66. Против тех, кто отождествляет ум и чувство

Глава 67. Против тех, кто полагает, будто потенциальный ум — это воображение

Глава 68. Как мыслящая субстанция может быть формой тела

Глава 69. Опровержение доводов, с помощью которых доказывалось, что мыслящая субстанция не может соединяться с телом как форма

Глава 70. О том, что, согласно Аристотелю, ум соединен с телом как форма

Глава 71. О том, что душа соединяется с телом непосредственно

Глава 72. О том, что душа присутствует целиком как во всем теле, так и в каждой его части

Глава 73. О том, что потенциальный ум — не один у всех людей

Глава 74. О мнении Авиценны, который считал, что умопостигаемые формы не сохраняются в потенциальном уме

Глава 75. Опровержение доводов, по видимости доказывающих единство потенциального ума

Глава 76. О том, что деятельный ум — не отделенная субстанция, а некая [часть] души

Глава 77. О том, что потенциальный и деятельный ум могут сосуществовать в одной субстанции души

Глава 78. О том, что, по учению Аристотеля, деятельный ум — не отделенная субстанция, а [часть] души

Глава 79. О том, что человеческая душа с уничтожением тела не уничтожается

@@Глава 80 

Глава 81  

Глава 82. О том, что души бессловесных животных не бессмертны

Глава 83. О том, что человеческая душа возникает вместе с телом

Глава 84. Опровержение вышеприведенных доводов

Глава 85. О том, что душа не принадлежит к субстанции Бога

Глава 86. О том, что человеческая душа не передается с семенем

Глава 87. О том, что человеческая душа творится Богом

Глава 88. Доказательства того, что причина человеческой души — семя

Глава 89. Опровержение доказательств, приведенных в предыдущей главе

Глава 90. О том, что мыслящая субстанция не соединяется в качестве формы ни с каким телом, кроме человеческого

Глава 91. О том, что есть мыслящие субстанции, не соединенные с телами

Глава 92. О множестве отделенных субстанций

Глава 93. О том, что не бывает нескольких отделенных субстанций одного вида

Глава 94. О том, что отделенная субстанция и душа не принадлежат к одному виду

Глава 95. Как следует понимать род и вид применительно к отделенным субстанциям

Глава 96. О том, что отделенные субстанции не получают познание из чувственных [вещей]

Глава 97. О том, что ум отделенной субстанции всегда мыслит актуально

Глава 98. Каким образом одна мыслящая субстанция мыслит другую

Глава 99. О том, что отделенные субстанции знают материальные вещи

Глава 100. О том, что отделенные субстанции знают единичные вещи

Глава 101. Знают ли отделенные субстанции естественным знанием все сразу