3. Радость спасения (1:6-9)

Об этом радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, чтобы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнём испытываемого золота, к похвале и чести, и славе в явление Иисуса Христа, Которого, не видев, любите, и о Котором, доныне не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченной и преславной, достигая цели веры вашей — спасения душ (1:6-9)

Одна из самых высоко ценимых глав в Евангелиях — 15-я глава Евангелия от Луки. Там Христос рассказывает три запоминающиеся притчи: о потерянной овце (ст. 4-7), о потерянной монете (ст. 8-10) и о потерянном (блудном) сыне (ст. 11-32). Каждая из этих притч говорит о спасении, изображая погибшую душу, которая получает прощение и примирение с Богом. И каждая из притч заканчивается торжеством великой радости по случаю того, что потеря нашлась, иллюстрируя реакцию неба на спасение грешника (15:6, 9, 32).

Подлинное спасение и истинная радость сопутствуют друг другу и не ограничиваются только обитателями неба. В этом тексте Пётр ставит цель: помочь верующим понять радость, которая должна быть у них в свете вечного спасения. Эта радость отражает то, что Апостол знал из ветхозаветного откровения. Псалмопевец мог много сказать о радости и верующем: «Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои. И подойду я к жертвеннику Божьему, к Богу радости и веселья моего, и на гуслях буду славить Тебя, Боже — Боже мой!» (Пс. 42:3-4; ср. 4:8; 5:12; 9:3; 31:11; 36:4; 50:14). Пророк Исаия писал: «И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием. И радость вечная будет над головой их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся» (Ис. 35:10; ср. 61:10). Евангелие от Луки называет слово о рождении Христа «великой радостью» (2:10), а Павел хвалит фессалоникийских верующих за то, что они приняли его проповедь о спасении «с радостью Духа Святого» (1 Фес. 1:6; ср. Фил. 4:4; 1 Фес. 5:16).

Пётр начинает послание с темы радости, потому что его читатели в преддверии сильных гонений нуждались в напоминании и ободрении. Позже он увещает их «проводить добродетельную жизнь между язычниками, чтобы они за то, за что злословят вас, как злодеев, видя добрые дела ваши, прославили Бога» (2:12). Явный подтекст здесь, что хотя получатели этого послания страдали несправедливо, они должны ожидать такого плохого отношения и переносить его с радостью и терпением (ср. 2:18-21; 3:9, 14-15, 17; 4:1, 12, 14, 16, 19; 5:10). В свете блаженства спасения никакие земные трудности не должны были уменьшить их радость (ср. Авв. 3:17-18; Матф. 5:11-12; Иак. 1:2).

Радость спасения является не какой-то мимолётной, поверхностной, зависящей от обстоятельств эмоцией, а глубоким и неизменным чувством (Рим. 5:11; 14:17; Гал. 5:22; Фил. 1:25; 4:4; ср. 1 Пар. 16:27; 29:17; Езд. 3:12; Неем. 8:10; Иов. 8:19; Пс. 5:12; 15:11; 42:4; Ис. 35:10; 51:11; Матф. 13:44; 25:21; Лук. 24:52; Иоан. 16:24; Деян. 13:52; Иуд. 24), которое связано с духовными благословениями веры, надежды и любви (ср. Рим. 5:2; 12:12; 15:13; Евр. 12:2). Оно даровано нам Богом через Его Сына Иисуса Христа и Святого Духа (Лук. 2:10-11, 29-32, 38; 24:52; Иоан. 15:11; 16:22; 17:13; 1 Фес. 1:6; ср. Иоан. 10:10; 14:26-27; 16:33). Обычное счастье является следствием благоприятных внешних событий, а радость спасения — это результат глубоко укоренённой уверенности в обретении вечной жизни от Бога благодаря распятому и воскресшему Христу (ср. 1 Иоан. 5:13-14; Фил. 3:7-11; Евр. 6:19-20; 10:19-22). И эта радость станет полной, когда верующие придут во славу небес.

Пётр предлагает пять причин для радости, чтобы верующие могли торжествовать даже в самых неблагоприятных обстоятельствах. Он подчёркивает реальность обретения христианами такой радости вследствие уверенности в сохранности их наследства, в испытанной вере, в обещанной Богом чести, в личном общении со Христом и в нынешнем избавлении.

Уверенность в сохранности наследства Об этом радуйтесь (1:6а)

Слова «об этом» указывают на предыдущие стихи (1:3-5), подробно объясняющие первую важную истину, которая приносит радость христианам, а именно уверенность в сохранности их вечного наследства. Глагол «радуйтесь» (от агаллиао) — это глубокий, выразительный термин, который означает «быть счастливым в высшей степени или полным счастья». Такое счастье не временно, и оно не зависит от обстоятельств или внешних эмоций. Иисус употребил это слово в Матф. 5:12 в дополнение к более обычному слову (хайро), переводимому как «радуйтесь». Этим самым Он усилил значение Своего повеления ученикам. В Новом Завете глагол агаллиао всегда подразумевает не временную радость, а духовную, и обычно указывает на взаимоотношения с Богом (ср. 1:8; 4:13; Лук. 1:47; 10:21; Деян. 2:26; 16:34; Откр. 19:7). Более того, поскольку Пётр поставил его в настоящем времени, то он выражает идею постоянной радости и счастья.

Как обсуждалось в предыдущей главе, для каждого верующего Бог приготовил и хранит в небесах вечное наследство. Именно поэтому Апостол Павел убеждал верующих: «О горнем помышляйте, а не о земном» (Кол. 3:2). Было время, когда эта радость для учеников Христа казалась труднодостижимой. Иисус сказал им в горнице: «Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» (Иоан. 16:20). После смерти Спасителя неверующие какое-то время радовались, а ученики скорбели (ср. Матф. 27:39, 44; Марк. 14:27; 16:10-11, 14; Лук. 24:17, 36-39). Но когда Он воскрес из мёртвых и ученики увидели Его, их печаль превратилась в радость (Лук. 24:12, 32, 5253; ср. Иоан. 21:7). Обещание Христа верующим о жизни после смерти (ср. Иоан. 11:25-26; 14:1-4) заслужило доверия.

Во всех верующих живёт Святой Дух (Иоан. 14:16-17; Деян. 1:8; 1 Иоан. 2:27; 3:24; 4:13; Рим. 8:9; 1 Кор. 6:19; 12:13; Гал. 3:14; ср. Иоан. 14:26; 16:13; Деян. 6:5; 2 Кор. 6:16), Который служит залогом или печатью, гарантирующей их вечное наследие:

В Нём и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его (Ефес. 1:13-14; ср. 4:30).

Автор Послания к Евреям также сосредотачивается на хранимом духов-

ном наследстве верующего (4:1-10; 6:9-12, 19-20; 9:11-15; 11:13-16) и ободряет своих читателей-евреев так же поступать среди страданий:

Вспомните прежние дни ваши, когда вы, будучи просвещены, выдержали великий подвиг страданий, то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии, — ибо вы и моим узам сострадали и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее. Итак, не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божью, получить обещанное (10:32-36).

Независимо от того, насколько трудны обстоятельства и какие гонения верующие переносят, они радуются по причине будущего упования на горнее, основанного на воскресении Христа (1:3; 1 Кор. 15:51-57; ср. Рим. 5:2; 12:12) и реальности пребывания в них Святого Духа (1:2), хранящего их вечное наследство (ср. Евр. 10:32-36).

Уверенность в испытанной вере

поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, чтобы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнём испытываемого золота (1:6б-7а)

Затем автор обращается к источнику радости, который имеет огромные практические последствия для верующих — к уверенности в испытанной вере. Истинно верующие, основываясь на авторитете Божьего Слова, знают, что такие страдания на самом деле могут усилить их радость. Вместо того чтобы позволить тяжёлым гонениям и испытаниям лишить их радости и ожидания будущих благословений в небесах, они радуются, а Божья благодать поддерживает их и помогает им устремлять свой взор в будущее.

В оставшейся части 6-го стиха Апостол перечисляет четыре свойства искушений, которые использует Бог, чтобы удостоверить веру человека. Во- первых, заявляет Пётр, искушений немного. Они временные (ср. Пс. 29:6; Ис. 54:7-8; Рим. 8:18), буквально «на время», что означает — они пройдут быстро, как и жизнь человека на земле. Павел говорит, что в сравнении с вечной славой это «кратковременное лёгкое страдание» (2 Кор. 4:17).

Во-вторых, искушения приходят, если нужно, то есть, когда они служат для какой-то цели в жизни верующих (ср. Иов. 5:6-7; Деян. 14:22; 1 Фес. 3:3). Бог использует искушения, чтобы смирить верующих (Втор. 8:3; 2 Кор. 12:710), оторвать их от мирского и указать на небо (Иоан. 16:33; Откр. 14:13; ср.

Иов. 19:25-26), научить их ценить Божьи благословения среди жизненных страданий (4:13; Рим. 8:17-18), сделать их способными помогать другим (2 Кор. 1:3-7; Евр. 13:3), очистить их от грехов (1 Кор. 11:30; ср. Иов. 5:17; Лук. 15:16-18; Евр. 12:5-12) и укрепить их духовный характер (Иак. 1:2-4; 5:11; Рим. 5:3; 2 Фес. 1:4-6). Позже в этом послании Пётр обобщает пользу от испытаний: «Бог же всякой благодати, призвавший вас в вечную Свою славу во Христе, Сам, по кратковременном страдании вашем, усовершит вас, утвердит, укрепит, соделает непоколебимыми» (5:10, Новый перевод с греч. подлинника).

В-третьих, говоря «поскорбев», Пётр признаёт, что испытания неизбежно приносят боль (ср. Быт. 3:16-19; Пс. 41:8; 65:12; 88:31-33). Слово «поскорбев» указывает не только на физическую боль, но и на моральные страдания, включающие печаль, уныние, разочарование и волнение. По Божьему замыслу испытания должны быть болезненными, чтобы очистить верующих, сделать их духовно пригодными (ср. Пс. 33:20; 77:34; 118:71; Иоан. 9:1-3; 11:3-4; 2 Кор. 12:10).

В-четвёртых, Апостол отмечает в ст. 6, что христиане переносят различные искушения, испытания, которые приходят в разных видах (Иак. 1:2). Греч. слово пойкилос, переведённое как «различные», означает «разноцветные». Позже Пётр использует это же слово для описания «многоразличной благодати Божьей» (4:10). Как различны испытания, так различна и благодать Божья, достаточная для верующих. Нет такого вида испытаний, которого не могла бы превзойти какая-либо грань Божьей благодати (ср. 1 Кор. 10:13). Божья благодать достаточна для всякого человеческого испытания.

Эти простые истины ещё раз напоминают, почему испытания не должны уменьшать радость верующих. Первая часть ст. 7 объясняет причину: они радуются, что испытанная их вера оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнём испытываемого золота. Такой взгляд на испытания не только не уменьшает радость, но даже производит ликование, поскольку испытание подтверждает веру христиан. Слово «испытанная» (докимион) использовалось для описания опробования металла. Процесс опробования — это операция, которая показывает чистоту металла и определяет его качественное содержание и ценность, после того как при плавке удалены все шлаки (Числ. 31:22-23; ср. Прит. 17:3; Зах. 13:9). Аналогичным образом Бог испытывает веру христианина, чтобы показать её подлинность (ср. Иов. 23:10). (Он делает это не для того, чтобы узнать, кто настоящий верующий, а чтобы верующие имели радость и уверенность в своей испытанной вере [ср. Авраама в Быт. 22:1-19 и пример семян на неглубокой и заросшей сорняками почве в Матф. 13:5-7]). Адъективированная фраза «испытанная вера ваша», а точнее «испытанный остаток вашей веры», передаёт суть духовного процесса испытания.

Кроме примера с Авраамом в Ветхом Завете есть ещё несколько примеров того, как Бог испытывал веру Своего народа. В Исх. 16:4 говорится: «И сказал Господь Моисею: „Вот Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему или нет“». Во Втор. 8:2 Моисей сказал народу: «Помни весь путь, которым вёл тебя Господь, Бог твой, по пустыне вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоём, будешь ли хранить заповеди Его или нет». Классическим примером того, как Бог испытывает верующего, является книга Иова. Что только сатана ни устраивал Иову с Божьего позволения, но Иов не переставал верить в Господа (Иов. 1:6-2:10). Иов оставался твёрдым в вере, вопреки крайне неуместным попыткам друзей утешить и наставить его, вопреки их абсолютно неправильном суждении о нём и вопреки безрассудному требованию жены («похули Бога и умри»). Его вера была реально подтверждена (27:1-6), значительно укрепившись (42:1-6, 10-17).

Пётр упомянул в своей аналогии золото, как самый дорогой и высоко ценимый из всех металлов (Езд. 8:27; Иов. 28:15-16; Пс. 18:11; ср. 4 Цар. 23:35; Матф. 2:11), который в древние времена был основой для большинства финансовых сделок (ср. Иез. 27:22; Матф. 10:9). Как огонь очищает золото от бесполезных шлаков, так Бог использует страдания и испытания, чтобы очистить истинную веру от поверхностных исповеданий. Но, несмотря на то, что золото может быть очищено, будучи испытано огнём, оно всё равно гибнет (ср. Иак. 5:3). А испытанная вера вечна, что делает её драгоценнее золота.

Замечательными примерами тех, кто прошёл через трудные испытания и укрепился в своей вере, являются Апостолы в их служении после Пятидесятницы. После того как иудейские вожди избили их за непрекращающуюся проповедь Евангелия, они «пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» (Деян. 5:41; ср. 4:13-21; 5:17-29, 40-41). Они радовались не только тому, что Бог удостоил их страдать за праведность, но также, несомненно, и тому, что, пройдя испытание, они укрепились в вере. Апостолы много пережили с того времени, когда Иисус говорил об их маловерии (Матф. 8:26; ср. 16:8; 17:20; Лук. 8:25; 17:5), когда они в ночь перед распятием, оставив Его, бежали (Марк. 14:27, 50-52), и когда Пётр трижды отрёкся от Него (Лук. 22:54-62).

Уверенность в обещанной чести к похвале и чести, и славе в явление Иисуса Христа (1:76)

Рассуждение Апостола об испытанной вере в первой части 7-го стиха подводит к его главному вопросу, содержащемуся во второй части: верующие должны радоваться в свете обещанной чести. Истинная вера в конце концов пройдёт через все жизненные тревоги и испытания и получит обещанную честь от Бога.

Пётр акцентирует внимание не на поклонении христиан Богу (хотя они поклонятся Ему, ср. Матф. 28:16-17; Иоан. 4:23; 9:38; Откр. 4:10-11), а на Его похвале им. В явление Иисуса Христа верующим будет воздана от Бога похвала, честь и слава. Невероятно, но верующие, которые в этой жизни призваны всегда воздавать честь Господу, своей верностью в испытаниях могут заслужить похвалу из уст Господа в жизни будущей (ср. 1 Цар. 2:26; Пс. 40:12; 105:4; Прит. 8:35; 12:2; Деян. 7:46). В завершение Своей притчи о талантах Иисус сказал ученикам:

Господин его сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Подошёл также и получивший два таланта и сказал: «Господин! Два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрёл на них». Господин его сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Матф. 25:21-23; ср. 24:47; 25:34; Лук. 22:29; 2 Тим. 4:8).

Истинная спасающая вера и следующие за ней добрые дела всегда получают божественную похвалу. «Тот иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» (Рим. 2:29). Удивительно то, что Бог хвалит спасающую веру и подлинную верность в трудностях, поскольку всё это, прежде всего, дары Его благодати и силы (Ефес. 2:8; Фил. 1:29). Такая похвала верующим демонстрирует величайшую щедрость Бога (ср. Исх. 34:6; Пс. 32:5; 103:24; 2 Кор. 8:9).

Пётр также использует термин «слава», который, подобно термину «похвала», указывает на то, что верующие получают от Бога. Это вторит учению Павла: «[Бог] воздаст каждому по делам его: тем [верующим], которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную; … слава и честь, и мир всякому, делающему доброе, во-первых, иудею, потом и еллину» (Рим. 2:6-7, 10). Слава может больше всего подразумевать уподобление Христу, которым наделит каждого верующего Бог (Иоан. 17:22; 1 Иоан. 3:2; Рим. 9:23; 1 Кор. 15:42-44; 2 Кор. 3:18; Фил. 3:21; Кол. 3:4; 2 Фес. 2:14). Иисус Христос был воплощённым Богом (Иоан. 1:14), и Апостол Иоанн говорит: «Мы. знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Иоан. 3:2).

Честь, скорее всего, подразумевает награды, которые Бог даст верующим за служение Ему. Павел в 1 Кор. 3:10-15 объясняет это подробнее:

Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель положил основание, а другой строит на нём; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасётся, но так, как бы из огня (ср. 9:25; Иак. 1:12; 1 Пет. 5:4; 2 Иоан. 8; 2 Кор. 5:10; Кол. 3:24; Откр. 21:7; 22:12).

Эта тройная награда (похвала, честь и слава) будет вручена в явление Иисуса Христа. Явление (апокалупсей) подразумевает Второе пришествие Христа и особенно то время, когда Он вернётся, чтобы наградить Своих искупленных людей. Позже в этой же главе Пётр снова обращает внимание читателей на эти реалии: «Поэтому, возлюбленные, препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа» (1:13; ср. 4:13; Рим. 8:18; 1 Кор. 1:7-8; 2 Фес. 1:5). В притче об ожидающем слуге Иисус говорил о таком томительном ожидании вечной награды:

Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, чтобы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им (Лук. 12:35-37).

Однако ни один из этих текстов не говорит о том, что верующие должны ждать возвращения Христа, чтобы убедиться в подлинности своей веры. Реальность их веры уже подтверждается верным перенесением трудностей и испытаний. Эта удивительная истина раскроется, когда Христос вернётся за Своими. Тогда не только они будут с радостью служить Ему, но и Он будет любезно служить им и чтить их.

Уверенность в личном общении с Христом

Которого, не видев, любите, и о Котором, доныне не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченной и преславной (1:8)

Любовь и вера — две важных составляющих любых значительных взаимоотношений. В этом стихе Апостол намеренно выделяет эти два аспекта как необходимые для взаимоотношений верующих с Христом и жизненно важные для последующей за этим радости. В этих словах, основанных на его личном опыте как одного из Двенадцати, он также показывает подлинное воодушевление и личное смирение.

Не считая Иуды Искариота (Матф. 26:14, 16; Лук. 22:47-48), Пётр был тем учеником, который вероломно предал Господа. Но вскоре после троекратного отречения от Христа (Лук. 22:54-62) он при личной встрече с Господом трижды отвечал на Его вопрос: «Любишь ли ты Меня?» (Иоан. 21:15-22). Он, в смирении вспоминая то время, хвалил своих гонимых читателей за их взаимоотношения с Христом. Хотя Пётр и был лидером Апостолов, и ходил с Иисусом три года, но в решающий момент он не смог доказать свою любовь и веру в Него. Адресаты же послания, хотя и не видели Иисуса, сохранили истинную любовь и сильную веру в Него даже в разгар гонений и страданий.

Слово «любите» (агапате) подразумевает любовь как проявление воли, самый благородный вид любви. Настоящее время глагола показывает, что те, кому было адресовано послание, любили своего Господа постоянно и неизменно. Такая любовь характерна для христиан. Позже в послании Пётр подчёркивает этот факт: «Итак, Он [Христос] для вас, верующих, драгоценность» (2:7; ср. 1 Иоан. 4:19; 1 Кор. 16:22; Ефес. 6:24). Реальная радость истекает из любви к невидимому Господу, Которому верующие также послушны (ср. Иоан. 14:21).

Затем Пётр хвалит своих читателей за веру и упование на Христа. Очевидно, что вера в Него идёт рука об руку с любовью к Нему. Душа, любящая Христа, не может не верить в Него, а верующая душа не может не любить. Хотя христиане не видят Его сейчас, они тем не менее верят в Него. Иисус сказал Фоме: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» (Иоан. 20:29; ср. Евр. 11:1). Вера принимает открытое, записанное свидетельство об Иисусе Христе (Евангелия; 2 Тим. 3:15; ср. 2 Пар. 20:20; Деян. 24:14), которое показывает Его во всей славе и побуждает верующих любить Его (ср. Евр. 11:6). Чем больше вера может узнать о Христе, и чем больше такое познание овладевает сердцем, тем сильнее любовь верующих к Нему (ср. 1 Иоан. 2:5; 2 Кор. 8:7; Гал. 5:6; 1 Тим. 1:5) и тем больше радости они выражают (ср. Пс. 5:12; 15:11). Таким образом, любовь и вера — это две составляющих, которые соединяют верующих в живом общении с Иисусом Христом.

Такие чудесные взаимоотношения побудили получателей послания радоваться радостью неизреченной и преславной. Слово «неизреченная» (анеклалето) буквально означает «выше, чем речь». Те, кто живёт в личном общении со Христом, испытывают такую божественную радость, что не в состоянии передать её; говоря по-человечески, такую радость нельзя передать словами. Эта радость также преславная (доксазо), что означает «воздавать наивысшую славу». От этого слова произошёл термин «доксология» (букв. «славословие»). В общении с Господом верующие демонстрируют сверхъестественную любовь (ср. 1 Иоан. 4:19; Гал. 5:22; 2 Фес. 3:5) и необыкновенную радость (ср. Еккл. 2:26; Пс. 4:8; 20:7; 67:4; 96:11; Иуд. 24).

Уверенность в нынешнем избавлении достигая цели веры вашей — спасения душ (1:9)

Пётр смотрит не в будущее, а в настоящее время здесь на земле; слово «достигая» (комизоменой) можно перевести как «сейчас получая для себя». Корень комизо означает «получать заслуженное». Ожидаемым результатом личного общения верующих с Христом является нынешняя цель их веры, а именно — спасение их душ. Спасение означает постоянное, нынешнее избавление верующих от власти греха и от наказания за грех — от его вины (Рим. 6:18; Ефес. 1:7; Кол. 2:13-14), от осуждения (Рим. 8:1), от гнева (Рим. 5:9; 1 Фес. 1:10), от неведения (Рим. 10:3; Гал. 4:8; 1 Тим. 1:13), от смятения, отчаяния, безысходности (1 Пет. 1:3; 1 Кор. 15:17) и от власти греха (Рим. 6:10-12).

По сути, у верующих нет причины терять радость, когда они могут иметь доступ ко всем нынешним и будущим духовным реалиям, упомянутым в этом тексте — испытанной вере, общению с Христом и избавлению; им также обещана честь и будущее наследство. Как заверил Апостолов Иисус, «это сказал Я вам, чтобы радость Моя в вас была, и радость ваша будет совершенна» (Иоан. 15:11).