5. Реакция верующего на спасение (1:13-17)

Поэтому, возлюбленные, препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках, ибо написано: «Будьте святы, потому что Я свят». И если вы называете Отцом Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего (1:13-17)

В притче о верном управителе Иисус сказал слушателям: «От всякого, кому дано много, много и потребуется» (Лук. 12:48). Этот принцип относится и к реакции христиан на спасение. Поскольку никакой дар не может быть больше Божьего дара прощения и спасения в Иисусе Христе, то ничто не может требовать и большей реакции.

В ст. 1-12 Апостол Пётр описывает величественное место спасения в предвечном Божьем плане, объясняет его удивительное обещание вечного наследства и провозглашает его внутреннее величие. Затем в ст. 13 Пётр переходит на повелительный тон. После описания и объяснения природы спасения Апостол даёт повеления своим читателям в отношении обязательств и ответственности, возлагаемых божественным спасением на всех его получателей. Эти обязательства можно обобщить в трёх словах: надежда, святость и почтение.

Надежда верующих

Поэтому, возлюбленные, препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа (1:13)

Промежуточный союз «поэтому» переводит читателя от заявления к применению, от факта к умозаключению. Он обращает внимание верующих на упование — основной акцент этого стиха. Глагол элписате (уповайте) стоит во времени аорист, в действительном залоге, в повелительном наклонении. Тем самым Пётр по-военному призывает верующих к решительным действиям, к надежде, которая является обязательным актом воли, а не просто эмоциональным порывом. Верующие должны жить в ожидании, всем своим естеством стремясь к «наследству… хранящемуся на небесах, … готовому открыться в последнее время» (1:3, 4, 5).

Истинная надежда — это важная духовная реальность, одна из трёх высших добродетелей христианской жизни (1 Кор. 13:13). Если сказать просто, надежда — это отношение христианина к будущему (Деян. 24:15; Тит. 1:2; 2:13; 3:7). По своей сущности надежда равнозначна вере (Рим. 5:1-2; Гал. 5:5; Евр. 11:1); это доверие Богу (1 Пет. 1:21). Основное различие между этими двумя понятиями в том, что вера подразумевает доверие Богу в настоящем (Иак. 1:6; Рим. 1:17; 3:28; 2 Кор. 5:7; Гал. 2:20; 1 Тим. 6:12), а надежда — в будущем, в том, что будет позже (Евр. 3:6). Вера обращается к тому, что Бог уже сказал или сделал и что записано в Его открытом Слове, а надежда ожидает того, что Он ещё сделает, как обещано в Писании. Совершенно значит неограниченно, и его можно было бы перевести как «полностью». Христиане не должны надеяться нерешительно или несмело, но с уверенностью, без каких-либо сомнений или двусмысленности в отношении Божьих обещаний (ср. Рим. 8:25; 15:13; Кол. 1:23; Евр. 6:19-20).

Своим упованием верующие обязаны только Божьей благодати и верности (Пс. 32:18; 38:8; 1 Пет. 1:21; Тит. 1:2). Бог даровал совершенное спасение во Христе (Ис. 45:21-22; Иоан. 3:14-16; Деян. 4:12; Рим. 1:16-17; 2 Тим. 1:10; ср. 1 Тим. 1:1), итогом которого стало прощение всех их грехов — прошлых, настоящих и будущих (Матф. 1:21; Иоан. 1:29; 1 Иоан. 1:7; 3:5; Ефес. 1:7; Кол. 2:13-14) и перевод из царства тьмы в вечное царство света (Кол. 1:13). Бог был верен в прошлом, Он верен в настоящем и будет верен всем Своим обещаниям в будущем (Пс. 88:34; 118:90; 145:6; Ис. 49:7; 1 Кор. 1:9; 1 Фес. 5:24; ср. 1 Иоан. 1:9; 1 Кор. 10:13; 2 Фес. 3:3). Поэтому святые живут в твёрдом уповании. Фессалоникийцы показали это на личном примере: «[Они] обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Его» (1 Фес. 1:9б-10а).

И хотя надежда действует благотворно, утверждая и укрепляя святых (ср. Пс. 38:8; Деян. 24:15; Рим. 4:18; 1 Фес. 1:3), она также является формой поклонения, которое покоится в верности Бога (ср. Иов. 13:15; Пс. 12:6; 30:15; 64:6; Прит. 14:26) и таким образом прославляет Его имя (ср. Пс. 5:12; 32:21). Библейское упование подтверждает истинность Божьего обещания и заявляет, что Он есть Бог, хранящий завет (Втор. 7:9; Пс. 110:5). Павел проиллюстрировал эту надежду, приведя в пример Авраама:

Итак, по вере, чтобы было по милости, чтобы обетование было непреложно для всех потомков, не только по закону, но и по вере Авраама, который есть отец всем нам, как написано: «Я поставил тебя отцом многих народов», перед Богом, Которому он поверил, животворящим мёртвых и называющим несуществующее как существующее. Он сверх надежды поверил с надеждой, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: «Так многочисленно будет семя твоё». И, не ослабев в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Сарры в омертвении; не поколебался в обетовании Божьем неверием, но пребыл твёрд в вере, воздав славу Богу (Рим. 4:16-20).

Этот патриарх надеялся на Божье обещание, не сомневаясь, что Бог даст ему сына, и хотя это была «надежда в безнадёжности» (по-человечески невозможная), его вера укрепилась к славе Божьей. Когда Богу доверяют, Его этим чтут.

Главная особенность упования верующего — это подаваемая благодать. Апостол Пётр использовал причастие фероменен в настоящем времени, хотя некоторые переводчики передают его в будущем времени, принимая греческую грамматическую конструкцию, выражающую абсолютную уверенность осуществления события в будущем, как если бы оно уже происходит. Контекст явно призывает к использованию настоящего времени, потому что это событие — явление (апокалупсей, «откровение») Иисуса Христа, Его Второе пришествие. Пётр убеждает своих читателей верить в него, как если бы оно было существующей реальностью (см. также 1:7; 4:13; ср. 1 Кор. 1:7). Аналогичной греч. фразой «явление (или откровение) Иисуса Христа» начинается книга Откровение, в которой описывается будущая кульминация истории искупления. Вот как это обобщено во вступлении: «Вот, [Он] грядёт с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Да, аминь» (Откр. 1:7). Затем там описаны чудесные, удивительные, захватывающие дыхание видения Христа, связанные с Его возвращением.

Верующие обязаны жить, помня о Его Втором пришествии. Они с надеждой ожидают того дня, когда Христос придёт за Своим народом, чтобы наградить и прославить его (1 Иоан. 3:2; Рим. 8:23; Фил. 3:20-21; Кол. 3:4; 2 Тим. 4:8; Откр. 22:12). Павел упоминает эту привилегию в своём Послании к Титу:

Ибо явилась благодать Божья, спасительная для всех людей, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который отдал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам (Тит. 2:11-14).

Пётр не повелевает христианам концентрировать своё внимание на удивительном феномене Второго пришествия, описанного для их общего представления в Откровении, в ветхозаветных пророчествах и в речи Христа на горе Елеонской (Матф. 24-25). Не упоминает он и наград, которые они получат, о чём было сказано ранее в 1:3-4 (ср. Откр. 22:12). Он просто призывает их и всех верующих посмотреть на всё это с точки зрения того, что все недостойны Божьей благодати. Пётр побуждает к тому, чтобы они рассматривали исполнение этих обещаний в вечной славе как подаваемую им благодать. Апостол показывает, что как спасение начиналось по Божьей благодати (Ефес. 2:5, 8; 2 Тим. 1:9; ср. Деян. 15:11), так оно и завершится их прославлением и вечной жизнью на небесах. Как незаслуженным было искупление их душ (Ефес. 2:9; Тит. 3:5), пребывание в них Святого Духа (1 Кор. 6:19; Ефес. 1:13-14) и прощение грехов (Ефес. 1:7; Кол. 1:14), так незаслуженным будет и искупление их греховных тел (Рим. 8:23; ср. Гал. 1:4), наслаждение вечным богатством славы (2 Кор. 4:17) и привилегии вечного совершенства, небесного блаженства и общения с Отцом (ср. Откр. 7:16-17). Основанием всего, что получают избранные от Бога, являются Его вечные цели, а не их заслуги или достоинства.

Деепричастие и деепричастный оборот в начале ст. 13 описывают, как верующие должны укрепляться в надежде. Сначала Пётр призывает читателей приготовить (препоясать) свои умы к действию. «Препоясав» может подразумевать затягивание ремня, подтягивание подпруги или верёвки, или завязывание чего-либо в подготовке к действиям. В древности это понятие относилось к препоясыванию человеком одежды (Исх. 12:11; 3 Цар. 18:46; 4 Цар. 4:29; 9:1; Иер. 1:17). Если человек хотел передвигаться быст ро и беспрепятственно, он заправлял края одежды за ремень или пояс, а затем их связывал. Метафорически Пётр применяет этот процесс к уму. Он призывает верующих навести порядок в своих мыслях (ср. Рим. 12:2), жить в соответствии с библейскими приоритетами (ср. Матф. 6:33), освободить себя от греховных посягательств мира (ср. 2 Тим. 2:3-5; Евр. 12:1) и поступать праведно и благочестиво, помня о будущей благодати, которая придёт с возвращением Христа (ср. Лук. 12:35; Кол. 3:2-4).

Павел употребил это же слово и метафору, говоря о всеоружии Божьем: «Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиной и облёкшись в броню праведности» (Ефес. 6:14). Идея использования ремня подразумевается и во фразе «препоясав чресла ваши истиной». По сути, слово «истина» можно было бы буквально перевести как «ремень истинности». Римский воин, идя в бой, первым делом надевал ремень и собирал под ремень одежду, чтобы болтающиеся края одежды не мешали ему в бою. Подпоясанная одежда означала, что воин серьёзно подготовлен к рукопашному бою не на жизнь, а на смерть. Пётр подчёркивает, что верующие должны иметь такой же подход к христианской жизни (ср. Иак. 4:7; 1 Пет. 5:8-9).

Второе повеление Апостола читателям, выраженное деепричастием «бодрствуя», буквально означает «не пьянея», то есть не теряя контроль над мыслями и поступками. Метафорически оно означает «не терять духовный контроль, впитав греховную систему этого мира». Слово «бодрствуя» подразумевает всю сферу духовной непоколебимости или самодисциплины: ясность ума и порядок в сердце, контроль над приоритетами и равновесие в жизни, чтобы избежать господствующего и разлагающего влияния обольщений плоти (ср. Матф. 16:26; 18:7; Иоан. 15:18-19; Иак. 1:27; 2 Пет. 1:4; Рим. 12:2; 1 Кор. 1:20-21; 2:12; 3:19; Гал. 4:3; 6:14; Ефес. 2:2; Фил. 2:15; Кол. 2:8, 20; 1 Тим. 6:20; Тит. 2:12). Послушание этому повелению приходит через действие Слова и Духа (Ефес. 5:18; Кол. 3:16).

Если христианин находит что-нибудь более привлекательным, нежели общение с Иисусом Христом (Иак. 4:4; 2 Тим. 4:10), если он стремится к мирским наслаждениям больше, чем к небесной радости, то он не любит Господа и не ждёт Его явления. Все же верующие должны согласиться с точкой зрения Апостола Иоанна: «Свидетельствующий это говорит: „Да, гряду скоро!“ Аминь. Да, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22:20) Такая надежда — правильная реакция тех, кто принял великий Божий дар спасения.

Святость верующих

Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках, ибо написано: «Будьте святы, потому что Я свят» (1:14-16)

Верующие, которые живут в ожидании явления Христа и понимают всю его важность, будут стремиться хранить себя в святости. Апостол Иоанн говорит: «Всякий, имеющий эту надежду на Него, очищает себя так, как Он чист» (1 Иоан. 3:3). Подлинная надежда ведёт к чистой жизни, то есть к святости — второму обязательному отклику верующего для получения дара спасения.

Пётр начинает этот абзац с важного выражения «как послушные дети». Слово хупакоес, переведённое прилагательным «послушные», на самом деле является существительным в родительном падеже. Это означает, что послушание характеризует всех истинных детей Божьих (Иоан. 8:31-32; 14:15, 21; 15:10; 1 Иоан 5:2-3; Рим. 6:17; Ефес. 2:10; ср. Лук. 6:46) и отличает христиан от неверующих, названных «сынами противления», или непослушания (Ефес. 2:2). Они диаметрально противоположны по природе; основным качеством характера верующего является послушание Богу, тогда как основным качеством характера неверующего является непослушание (Иоан. 3:20; Рим. 1:28-32; 8:7-8; Ефес. 2:2; 4:17-18; 2 Тим. 3:2; Тит. 1:16; 3:3).

Но иногда поведение верующих нарушается непослушанием (ср. Матф. 18:15; 1 Иоан. 1:8-10; Гал. 6:1; Евр. 12:1), потому что их искупленный дух заключён в неискупленном теле, где всё ещё живёт грех (Рим. 7:18, 25; 8:1213; ср. Марк. 14:38). Поэтому Пётр и призывает их быть святыми. Послушание — неизбежный результат спасения (Ефес. 2:10; 4:24; 1 Фес. 4:7; 2 Тим. 1:9), однако Апостол убеждает верующих жить согласно желанию нового сердца, стремясь к святости (ср. 2 Пет. 3:11; Рим. 6:12-14; 12:1; 2 Кор. 7:1; Ефес. 5:1-3, 8; Кол. 3:12-13; Евр. 12:14).

Истинная святость содержит аспект запрета. Он заключается в призыве к верующим не сообразовываться с прежними похотями. Сообразовываться — значит «формироваться чем-то» или «приспосабливаться к чему- то» (ср. Рим. 12:2; Ефес. 4:20-24). Похоти, характеризовавшие эту прежнюю жизнь, включают в себя греховные мысли и желания, злые страсти, неконтролируемые влечения, плотские побуждения и другие неправедные побуждения и порывы, управляющие невозрождёнными (ср. 1 Кор. 6:9-11; Гал. 5:9-24; Ефес. 5:3-5; 1 Фес. 4:4-5). У верующих такие прежние похоти были в их неведении, до того как они уверовали и когда не знали ничего лучшего (ср. Деян. 26:18; Ефес. 2:1). Это относится как к язычникам (ср. Ефес. 4:1719), так и к евреям (ср. Рим. 10:2-3). Возрождение созидает новое творение, новую жизнь (2 Кор. 5:17), которая имеет не только желание, но и силу жить праведно. Вдохновенные слова Павла вторят призыву Петра к святости:

Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядёт на сынов противления, среди которых и вы некогда вращались, когда жили так. А теперь вы отложите всё: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его (Кол. 3:1-10).

Затем Пётр представляет утвердительную норму святости, которая является самим совершенством призвавшего верующих Святого, то есть Самого Бога. С одной стороны, они должны перестать жить греховной жизнью, как это было до возрождения; с другой — должны быть святы во всех своих поступках. Иисус изложил эту норму в Нагорной проповеди: «Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Матф. 5:48; ср. Ефес. 5:1). В этой жизни верующие не могут стать безгрешными (ср. 1 Иоан. 1:8; Рим. 7:14-25), как Бог, но целью, к которой они, снаряжённые Словом и Духом, должны стремиться, является ничто иное как Его святость (Ефес. 2:10).

Призыв Петра к святости не был новым, но вторил призыву Ветхого Завета. Апостол отмечает это, представляя ветхозаветную цитату фразой «ибо написано» (ср. Марк. 1:2; Лук. 2:23; Иоан. 6:31; Рим. 1:17), за которой следует призыв: «Будьте святы, потому что Я свят», взятый из Лев. 11:44; 19:2 и 20:7. Бог повторял эту заповедь и в других местах закона Моисеева (ср. Исх. 19:5-6; Втор. 7:6-8). В Лев. 11:43-45 Он также заявил:

Не оскверняйте душ ваших каким-либо животным пресмыкающимся и не делайте себя через них нечистыми, чтобы быть через них нечистыми. Ибо Я — Господь, Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят; и не оскверняйте душ ваших каким-либо животным, ползающим по земле, ибо Я Господь, выведший вас из земли египетской, чтобы быть вашим Богом. Итак, будьте святы, потому что Я свят.

Важной и необходимой причиной, согласно которой народ Божий должен жить свято, были их взаимоотношения с Богом: «И сказал Господь Моисею, говоря: „Объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им: ‘Святы будьте, ибо свят Я, Господь, Бог ваш’“» (Лев. 19:1-2; ср. ст. 3, 10, 12, 14, 16, 18, 25, 28, 30-32, 34, 36-37; 18:2, 4-6, 21, 30; 20:7-8, 24, 26; 21:6-8, 12, 15, 23; 22:2, 16, 32-33; 23:22). Как народ израильский был призван любить Бога и служить Ему, удаляясь от безнравственности и нечистоты, так и сегодня верующие должны внимать этому полновластному призыву носить Его образ (Кол. 3:10; ср. Рим. 8:29; 1 Кор. 15:49; 2 Кор. 3:18) и повиноваться Божьей заповеди святости, поскольку Святой Бог навсегда отождествил Себя с ними славным действием спасающей благодати.

Почтение верующих к Богу

И если вы называете Отцом Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего (1:17)

Ответственность верующих чтить Бога неотделимо связана с обязанностью отвечать на Божье спасение с надеждой и святостью. Фраза «со страхом проводите», означающая почтение, благоговение и уважение к Богу, является в этом предложении повелением. Надежда и святость ведут к жизни поклонения Богу. Это одна из основополагающих духовных добродетелей: «Начало мудрости — страх Господень, и познание Святого — разум» (Прит. 9:10; ср. 14:26-27; 15:33; 19:23; Исх. 18:21; Лев. 25:17; Втор. 5:29; 6:13, 24; 10:12; И.Нав. 4:24; 1 Цар. 12:14, 24; Пс. 18:10; 24:14; 32:8; 33:10; 102:11; 110:10; 113:19, 21; 117:4; 1 Пет. 2:17; 2 Кор. 5:11; Евр. 12:28-29; Откр. 14:7; 19:5).

Пётр начинает этот стих с указания на первопричину подобного поведения: Бог есть Судья. Фраза «если вы называете [Бога] Отцом» подразумевает, что верующие называют (глагол эпикалейсте в среднем залоге, настоящем времени) Бога именно так — и они должны это делать. Иисус, обучая учеников молитве, дал им пример: «Отче наш, сущий на небесах» (Матф. 6:9). Павел подтвердил законность такой глубоко личной формы обращения, употреблённой Христом, сказав галатам: «А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, взывающего: „Авва, Отче!“» (Гал. 4:6; ср. Рим. 8:15). Это вполне уместное обращение святых к Богу.

Но Пётр не хотел, чтобы верующие забыли, что, хотя их взаимоотношения с Небесным Отцом глубоко личные, они во время своего странствования должны вести себя свято, потому что Бог также есть Тот, Который нелицеприятно судит каждого по делам (1 Кор. 3:10-15; 2 Кор. 5:9-10; Евр. 12:5-6; ср. Ефес. 6:9).

Пока верующие живут на земле, Бог ведёт учёт их дел. В явление Иисуса Христа состоится суд над всеми верующими. Павел описал этот суд в своих посланиях к коринфянам:

Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель положил основание, а другой строит на нём; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасётся, но так, как бы из огня (1 Кор. 3:10-15).

Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собой, но тем не оправдываюсь; судья же мне — Господь. Поэтому не судите никак прежде времени, пока не придёт Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога (1 Кор. 4:3-5).

И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными; ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле: доброе или худое (2 Кор. 5:9-10).

Но это предупреждение о Боге как Судье верующих не ограничивается временем их будущего награждения. В 1 Пет. 4:17 сказано: «Ибо время начаться суду с дома Божьего; если же прежде с нас начнётся, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божьему?» Иногда эта роль Бога как Судьи Церкви несёт с собой конкретное наказание, как отмечено в Евр. 12:5-11:

[Вы] забыли утешение, которое предлагается вам как сынам: «Сын мой! Не пренебрегай наказанием Господним и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьёт же всякого сына, которого принимает». Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаётесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Он — для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности.

В других ситуациях это наказание от Бога приходит косвенно, будучи совершаемым церковью, как наставлял учеников Иисус:

Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобой и им одним; если послушает тебя, то приобрёл ты брата твоего. Если же не послушает, возьми с собой ещё одного или двух, чтобы устами двух или трёх свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них (Матф. 18:15-20).

Истинную любовь к Богу и поклонение Ему отличает понимание, что Он не только любящий, заботливый и щедрый Отец христиан, но также их святой, наказывающий Судья. То, как верующие проводят свою жизнь перед всеведущим Богом, имеет значение как здесь, так и в вечности. Свидетельство Павла фессалоникийцам является примером для всех верующих:

Свидетели вы и Бог, как свято и праведно, и безукоризненно поступали мы перед вами, верующими, потому что вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих, мы просили и убеждали, и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Своё Царство и славу (1 Фес. 2:10-12).