3 глава

3:1-21 В этой главе Иоиль пророчествует о дне Господнем, когда Бог совершит Свой последний суд над врагами Своего народа и превратит Сион в источник вечного благословения.

3:1 в те дни и в то… время. Раздел начинается обетованиями Господа Своему народу (ср. Иер. 33,15; 50,4.20).

возвращу плен Иуды и Иерусалима. Иначе: «возвращу благополучие, счастье».

3:2 Восстановление будет связано с совершением суда над всеми врагами народа Божия за совершенные ими злодеяния.

в долину Иосафата. Речь идет о «долине суда» (см. 14). Названия эти символические и местоположение долины неизвестно.

рассеяли… разделили. После увода в плен населения страна была поделена между завоевателями. С равным основанием могут подразумеваться депортации 722,701,598, 586 гг. до Р.Х. или даже какие-то мелкие пограничные конфликты (напр., Ам. 1,9.10).

3:3 Участь взрослых пленников решалась при помощи жребия (Авд. 1,11; Наум 3,10), а детей распродавали или отдавали на поругание солдатам (Ам. 2,6).

3:4 что вы Мне..? Здесь возводятся обвинения против Тира и Сидона (прибрежных городов Финикии) и «округов Филистимских» (прибрежных районов Палестины, ср. Нав. 13,2.3) за то, что их обитатели занимались работорговлей. Пленников из Израиля продавали грекам (ст. 6) и идумеям (Ам. 1,6.9).

3:5 серебро Мое и золото Мое. Все принадлежит Господу (Агг. 2,8).

3:6 Иудеев продавали грекам в столь отдаленные земли, что у них уже не оставалось никакой надежды на возвращение на родину.

3:7 Возрожденный народ Божий свершит правосудие над Тиром, Сидоном и Филистией.

3:8 продадут их Савеям. Т.е. купцам и работорговцам из далекой Савы (3 Цар. 10,1-13; Иер. 6,20).

3:9-12 Иоиль призывает приготовиться к битве «всех ратоборцев», заведомо зная, что они обречены, ибо противостоит им Сам Господь.

3:10 Перекуйте орала ваши на мечи и серпы ваши на копья. Ср. Ис. 2,4; Мих. 4,3.

3:11 туда. Т.е. на поле великого сражения, в долину Иосафатову.

3:13 Как хлебные колосья созрели для серпа (Ис. 17,5), а виноградные гроздья – для точила (Ис. 63,3), так нечестивые народы готовы для «жатвы» (ср. Откр. 14,15.18.20), т.е. суда Божия.

точило полно и подточилия переливаются. Уподобление переполненных виноградным соком или молодым вином давильных прессов и чанов с преисполненными нечестием народами, собранными в долине суда.

3:14 в долине суда. Долина Иосафатова отождествляется с той долиной, где Господь совершит Свой суд над народами.

близок. Указание на неотвратимость дня Господня – суда над нечестивыми (1,15; 2,1.31).

3:15 Солнце и луна… звезды. Вся вселенная отзовется на пришествие дня Господня (2,10.31; Ам. 5,18).

3:16 возгремит Господь… и даст глас Свой. Небо и земля содрогнутся от гласа Господня (Пс. 28,3-9; Иер. 25,30; Ам. 1,2).

защитою… и обороною. Гнев Господень повергнет в прах нечестивых, но сохранен и благословен будет народ завета (Ис. 25,4; Пс. 45,2).

3:17 Я Господь Бог ваш, обитающий на Сионе. Основа уверенности Иудеи в покровительстве Господа в том, что народ знает о присутствии Самого Бога среди него, на Сионе (Пс. 45,5.6; Ис. 8,18; 52,1.2; Зах. 2,10; Откр. 21,3). Ср. 2,27.

3:18 Завершается описание грядущих событий обетованием изобилия и блаженства (ср. 2,19-26).

из дома Господня выйдет источник. Храм иерусалимский станет истоком некоего животворного потока (Иез. 37,1-12; Пс. 45,5; Откр. 22,1.2), который напитает даже бесплодную долину Ситтим.

3:19 Египет… Едом. Т.е. враги Израиля (3 Цар. 14,25.26; 4 Цар. 23,29; Авд. 1,9-14), которые будут уничтожены в день Господень.

3:20 жить вечно и… в роды родов. В противоположность своим врагам Иудея и Иерусалим получат благословение и всегда будут заселены народом Божиим, возродившимся и укрепившимся (Иер. 17,25; Зах. 12,6).

3:21 смою кровь… Господь будет обитать. Напоминание о вечной суверенной власти Божией звучит как обетование спасения.