2 глава

2:1-3 Сотворив мир, Бог покоился на седьмой день. Этот покой вызван не усталостью, а удовлетворением от завершенной работы. Несмотря на то, что тогда еще не было заповеди о субботнем покое, принцип отдыха раз в семь дней уже прослеживается.

2:4-6 Имя «Господь Бог» (Иегова [Яхве] Элохим) впервые появляется в стихе 4, но только после сотворения человека (гл. 1:27). Под именем Элохим Он выступает как Творец. Под именем Иегова, Он заключает с человеком завет. Не понимая этого, критики Библии объясняли различные имена Бога сменой авторов манускриптов.

Слова «Вот происхождение неба и земли» (ст. 4) относятся к началу Сотворения, о котором шла речь в главе 1. Стих 5 – «и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла» – описывает состояние земли на тот момент, о котором сказано в 1:10 – когда появилась суша, но еще не было растений. Земля орошалась не дождем, а изморосью.

2:7 Здесь мы находим более подробное повествование о сотворении человека. Бог сотворил человеческое тело из праха земного, но только дыхание Бо-жие сделало человека живым существом. Имя Адам («земля» или «красный») он получил от красной земли, из которой был сделан.

2:8-14 Тот сад, который насадил Бог в Едеме, был на востоке, т.е. находился к востоку от Палестины – географической точки отсчета в Библии. Сад находился в Месопотамии, недалеко от рек Хиддекель (Тигр) и Евфрат. Дерево познания добра и зла было посажено там для того, чтобы проверить, будет ли человек послушен Богу. Есть плоды этого дерева нельзя было только потому, что Бог запретил это делать. В несколько видоизмененной форме, этот плод знаком нам и сегодня.

2:15-23 Наказанием за несоблюдение этой духовной заповеди была смерть (ст. 17) – мгновенная духовная смерть и медленная физическая. Наделяя зверей и птиц именами, Адам, по-видимому, заметил, что среди них есть самцы и самки. У каждого животного была пара – похожая на него, но немного другая. Это, должно быть, навело Адама на мысль, что ему тоже нужен помощник, подобный ему. Невеста Адама была сделана из его же собственного ребра, которое у него вынули, пока он спал. А из пробитого копьем бока Христа, пролившего кровь в невыразимой агонии, пришло спасение для Его Невесты. Женщина была сделана не из головы, чтобы не господствовать над мужем, и не из ноги, чтобы ее не попирали, а из места под рукой – чтобы ее защищали. Это место было близко к сердцу, чтобы ее любили.

Бог сделал мужа главой семьи еще до того, как в мир вошел грех. Апостол Павел аргументирует это порядком сотворения (муж был сотворен первым) и целью сотворения (жена была сотворена для мужа) (1 Кор. 11:8, 9). И, несмотря на то, что первой согрешила Ева, сказано, что грех вошел в мир именно через Адама. Адам был главой семьи, и вся ответственность лежала на нем.

В стихе 19 описано действие, совершенное ранее. «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых.» – то есть, до сотворения человека.

2:24 В этом стихе Бог устанавливает институт моногамного брака. Как и все другие божественные установления, брак был создан на благо человеку, и не может быть нарушен безнаказанно. Узы брака служат также иллюстрацией союза между Христом и Церковью (Еф. 5:22-32).

2:25 Хотя Адам и Ева, живя в Саду Едемском, не носили одежды, стыд был им неизвестен.