22 глава

3. Законы о возмещении убытков при кражах и порче имущества (22:1-6)

Вор обязан был полностью возместить стоимость украденного. Сумма зависела от вида кражи. Если вора убили, когда он забрался в дом ночью, убившему это не вменялось в вину. Он не мог знать, залез ли к нему преступник с целью кражи или убийства. Но убийство вора в дневное время делало убившего виновным. Если вор, о котором шла речь в стихе 1, не мог возместить убытки, то его продавали в рабство. Если украденное животное находили живым, вор должен был заплатить его двойную стоимость. Если чей-то скот оказался на поле соседа, то владелец скота должен был возместить убытки, взяв для этого лучшее со своего поля или виноградника. Тот, кто развел огонь и по невнимательности погубил урожай, должен был заплатить за нанесенный ущерб.

4. Законы против обмана (22:7-15)

22:7-13 В стихах 7-9 речь идет о краже денег или имущества, которые один человек доверил другому. Вор должен был заплатить вдвойне. Если вор не был найден, то тот, у кого деньги хранились, должен был предстать перед судьями, чтобы они решили, виновен он или нет. В каждом из случаев злоупотребления доверием судьи решали, кто виновен: обвиняемый или обвинитель. Затем с виновного взималась двойная плата. Если животное, находясь на под чьим-то присмотром, погибло, получило увечья или было украдено, и, если присматривающий за животным поклянется перед Господом, что не мог предотвратить случившееся, то убытки не возмещались. Если животное было украдено из-за невнимательности взявшего его на сбережение, то он должен был возместить ущерб. Если животное было растерзано зверем, то за него не нужно было платить, если в качестве доказательства можно было предъявить останки животного.

22:14, 15 Если животное, взятое в долг, было ранено или убито, взявший его должен был заплатить цену животного. Но если хозяин присутствовал при этом и мог предотвратить случившееся, то ущерб не возмещался. Компенсация не выплачивалась и тогда, когда животное было взято внаем, так как риск потери животного включался в его цену.

5. Законы о последствиях обольщения (22:16,17)

Если кто-то соблазнил необрученную девицу, то он обязан был на ней жениться и заплатить ее отцу положенный выкуп. Если отец откажется выдать ее замуж, ему все равно нужно было заплатить вено (выкуп), как за невесту, потому что вряд ли после этого кто-то женится на ней.

6. Законы о гражданских и религиозных обязанностях (22:18 – 23:19)

22:18-20 Кроме убийства, смертью карались еще три преступления: колдовство, или ворожба, скотоложство и идолопоклонство.

22:21-24 Евреи должны были проявлять сострадание по отношению к чужеземцам, живущим среди них, потому что раньше израильтяне сами были пришельцами в чужой земле. К вдовам и сиротам тоже нужно было проявлять милосердие. Бог Сам будет следить за выполнением этой заповеди. В большинстве случаев, за нарушение заповедей наказывали люди, специально назначенные для этого. Но там, где притесняют вдов и сирот, Бог накажет Сам. Его отношение к беззащитным не изменилось. Он все так же заботится о вдовах и сиротах, и мы, будучи верующими, должны поступать так же.

22:25-27 Евреям запрещалось давать друг другу деньги под проценты, хотя брать проценты с язычников разрешалось (Втор. 23:20). Одежду, взятую в залог, нужно было возвращать до захода солнца, потому что плащ служил и одеялом.

22:28-31 Запрещалось злословить Бога и проклинать правителя (см. также Деян. 23:5). Необходимо было отдавать Господу Его часть, будь то урожай, сыновья или животные. Первородных животных нужно было приносить Ему на восьмой день. Запрещалось есть мясо животных, растерзанных зверями. Кровь таких животных не успевала стечь, а Бог в Законе Своем запретил есть кровь (Лев. 17). Кроме того, съедая мясо растерзанной хищниками туши, человек мог заразиться различными болезнями (например, бешенством). Таким образом Бог оберегал Свой народ.